у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Выборы-2014: новая конкуренция. Интервью с Дмитрием Орловым

Выборы-2014: новая конкуренция. Интервью с Дмитрием Орловым 08.08.2014

Интервью ИА REGNUM с Дмитрием Орловым, генеральным директором Агентства политических и экономических коммуникаций.


ИА REGNUM: Актуален ли в ходе проходящей сейчас избирательной кампании курс Кремля, направленный на развитие политической конкуренции?

Несомненно. Заявленная Владимиром Путиным, а затем закрепленная в законодательстве ориентация власти на укрепление политической конкуренции в выборном процессе сохраняется. О неизменности курса свидетельствуют и формальные рекомендации Администрации Президента РФ, адресованные региональным властям, и неформальные сигналы Кремля и руководства партии "Единая Россия", адресованные самым разным политическим игрокам.

Рост политической конкуренции на выборах 2013 года был обусловлен целым рядом причин. Среди них - заметный фон протестных настроений в ряде регионов и расколы внутри элиты, которые привели в некоторых регионах к очень острой борьбе. Но главное то, что власть - прежде всего власть федеральная -- проявила тогда заинтересованность в повышении политической конкуренции, которая могла бы оказаться жестко заблокированной с помощью муниципального фильтра или административного давления. Возникла парадоксальная ситуация: в некоторых регионах власти сами помогали в регистрации кандидатов, которые затем выступали в роли их жестких критиков. Такая ситуация сохраняется и сегодня - достаточно посмотреть на то, что происходит в Кировской области, например. Подобного в российской политике еще не было.

ИА REGNUM: Чем объясняется этот выбор власти?

Очевидным стремлением повысить легитимность выборов, способствовать участию в них как можно большего количества политических игроков. Тем более что их число резко выросло в условиях реформы партийного законодательства. Однако сохраняется и традиционная ставка на сохранение политической стабильности и недопущение раскола в элитах, в связи с чем уровень конкуренции имеет до определенной степени регулируемый характер.

Между прочим, слабое развитие публичной сферы во многих регионах, инертность элиты - как находящейся у власти, так и оппозиционной - и не может привести к высокой конкуренции. В прошлом году в докладе АПЭК по итогам региональных выборов мы ранжировали регионы с точки зрения уровня политической конкуренции. На мой взгляд, запрос на такое ранжирование сохраняется и сегодня.

ИА REGNUM: В чем специфика региональных избирательных кампаний 2014 года с точки зрения отношения власти к конкуренции?

У Единого дня голосования 2014 года, на мой взгляд, две главных отличительных черты. Во-первых, высокий уровень общественного доверия Президенту РФ и партии "Единая Россия". Во-вторых, избирательных кампаний очень много - только губернаторских выборов более 30. Это фактически придает дню голосования общенациональный характер.

Высокий рейтинг президента и правящей партии, заданный весенними внешнеполитическими событиями, создает условия для перерастания выборов в некоторых регионах в "референдум о доверии". Конечно, это уникальная ситуация: в 2015 году совершенно определенно, а возможно, и никогда в будущем такого уже не будет. Примечательно, что это происходит по преимуществу без значительных усилий региональных властей, провластных кандидатов и их технологов - это ведь не их референдум.

Если в 2012 и 2013 годах федеральная власть проводила в отношении оппозиции на региональных выборах "протекционистскую" политику (довыборные политические соглашения и коалиции, повсеместное содействие в преодолении муниципального фильтра), то теперь Кремль занимает более дистанцированную позицию. Такая позиция, кстати, объясняется и количеством кампаний. Послание, адресованное оппозиционным игрокам, таково: время неформальных соглашений прошло, играйте прежде всего в публичном политическом поле. Естественным следствием этого дистанцирования Кремля стало усиление влияния на ход избирательной кампании региональных властей - в некоторых случаях не слишком благоприятное для оппозиции.

ИА REGNUM: Меняет ли постоянная конкуренция отношение населения к политикам?

Повышение конкуренции возрождает запрос на прямую коммуникацию кандидатов с обществом. Общество стало гораздо больше нуждаться в личном общении с кандидатами. Востребованы люди яркие и заметные. В результате кампании становятся более агрессивными и популистскими, хотя, конечно, в очень разной степени. Но в любом случае больше стали практиковаться встречи с избирателями - даже в довольно инертных с точки зрения электоральной активности граждан регионах. Напротив, привычная политическая реклама, в том числе телевизионная, и стандартные агитационно-пропагандистские материалы играют второстепенную роль. Это, впрочем, не означает, что от них надо отказываться.

ИА REGNUM: Многие считают, что власть намеренно ограничивает политические возможности оппозиции.

На мой взгляд, ослабление оппозиции носит совершенно естественный, органичный характер и не связано с агрессией власти в отношении нее.

Конечно, на это ослабление влияет общий рост поддержки власти, который фиксируют все влиятельные социологические центры. Однако в кампании-2014 очевидно нарастание технологических и организационных проблем альтернативных и оппозиционных кандидатов. То, что Оксана Дмитриева, известнейший оппозиционный политик Петербурга, не смогла собрать подписи муниципальных депутатов, представляется примером беспрецедентного административного давления. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что Дмитриева не "вышла в поле" - не провела достаточного количества встреч с кандидатами. Аналогичная ситуация складывается на выборах в Московскую городскую думу: некоторые участники оппозиционной коалиции "За Москву!" просто не выстроили профессиональные сети для сбора подписей и агитации. А время волонтеров давно прошло.

Коммунистическая партия заявила накануне выборов новую политику - политику коалиций оппозиционных сил. КПРФ была вроде бы готова поступиться собственным лидерством ради общей победы. Ход выборов показывает, что за редкими исключениями эта политика не слишком эффективна. Федеральная власть дала жесткие сигналы руководителям регионов, пытавшимся ограничить участие КПРФ в выборах с помощью муниципального фильтра. Но если посмотреть на ситуацию комплексно, "по гамбургскому счету", - сильны ли на самом деле коммунистические кандидаты? Что, Сергей Мамаев в Кирове - подлинный лидер общественного мнения?

ИА REGNUM: В ряде регионов ожидается низкая явка. Может ли она повлиять на легитимность выборов?

Давайте вспомним 2013 год. Если брать уровень поддержки оппозиции от всех избирателей, то он оказывается предельно низким. Так что низкая явка - это прежде всего очевидная проблема оппозиции и ее слабых мобилизационных возможностей. Я думаю, 14 сентября этого года мы увидим схожую картину. Кроме того, низкая явка в мировой практике является характеристикой многих зрелых политических систем. Если граждане не видят необходимости в том, чтобы менять существующий порядок, зачем приходить на участок? Особенно показательны примеры очень низкой явки в США и Швейцарии. В некоторых странах даже есть обязательное голосование, но в России, где партийная система еще не вполне сложилась, этот институт вряд ли целесообразен.

ИА REGNUM: Оправдывает ли себя муниципальный фильтр?

В целом - безусловно. Главное - он стимулирует кандидатов к поиску политических союзников в регионе. Однако система муниципального фильтра, несомненно, нуждается в коррекции. На мой взгляд, по этому поводу должна состояться профессиональная дискуссия после завершения избирательной кампании.


Ссылка

Возврат к списку