у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

«Реформа МСУ рождает мальчиков для битья»

«Реформа МСУ рождает мальчиков для битья» 23.09.2014

Регионы, главная интрига – 2014 снята! Барометры Кремля показывают заморозку муниципалитетов. Новые тренды и история краха челябинского эксперимента

Реформирование крупных российских муниципалитетов откладывается на неопределенный срок. Если в начале года региональные элиты готовились к большим переменам, то сегодня крупный замах на изменение городов исчез. Осенью Облдумы вслед за Госдумой принимают поправки, позволяющие реформировать муниципалитеты. Но фактически они лишь приводят региональное законодательство в соответствие с федеральным.

Яркий пример смены парадигмы — сокращение образовательных и пиар-проектов в поддержку реформы. «URA.Ru» было известно о создании закрытого портала для российских муниципальных менеджеров с рекомендациями о работе в новых условиях. Но источник агентства, который занимался разработкой сайта, утверждает, что все работы прекращены. Команде было заявлено, что она не добилась поставленных задач. А в более приватном разговоре прозвучали слова, что сама идея реформы МСУ заморожена. Получить официальный комментарий «URA.Ru» пока не удалось.

Но в заявлениях экспертов, «барометров» Кремля, прослеживается смена тренда. Директор агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов в беседе с «URA.Ru» осторожно замечает: «Осуществление реформы займет намного больше времени, чем ожидалось. Реальную ее результативность можно оценить через несколько лет и при условии, что значительная часть муниципалитетов будет преобразована. Учитывая, что реформа исчезла из повестки, темпы ее принятия замедлятся еще сильнее».

«Была попытка — и она осуществляется — предложить больше вариантов управления региональным элитам. Все дальнейшие шаги во многом зависят от них», — сообщает «URA.Ru» глава экспертного совета Фонда развития гражданского общества Леонид Давыдов. По словам эксперта, ограничивающим фактором для воплощения самых смелых формулировок реформы станет экономический кризис. Курс на экономию бюджета может пойти вразрез с необходимостью трат на организацию референдумов и содержание районных Дум.

«Это не реформа, а желание усилить вертикаль госвласти. Ничего хорошего для простых людей нет — власть отдаляется от них», — говорит гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. Самый оптимистичный прогноз — у президента Центра стратегических коммуникаций Дмитрия Абзалова. По его словам, чтобы оценить реформу МСУ, потребуется четыре года: когда в экспериментальном Челябинске произойдет полный цикл смены власти, первые районные депутаты сложат полномочия. После этого, утверждает Абзалов, можно будет говорить о преобразовании других муниципалитетов.

Напомним, идея так называемой реформы МСУ появилась год назад как фильтр от местных несистемных политиков. 8 сентября 2013 года такие получили власть в некоторых муниципалитетах. В Екатеринбурге мэром стал Евгений Ройзман, в Петрозаводске — Галина Ширшина, в Красноярске большинство мандатов (14) в горсовет взяли «Патриоты России» с лидером списка — бизнесменом Анатолием Быковым, который был приговорен к 6,5 годам тюрьмы условно за подготовку покушения на местного предпринимателя. По задумке, с приходом реформы города-миллионники преобразовывались бы в муниципальные округа с внутригородским делением. Чтобы стать мэрами, ройзманам и ширшиным пришлось бы пройти тройной фильтр. Сначала избраться на выборах в районную Думу. Затем попасть через голосование районных депутатов в городскую. А в заключение быть согласованными на пост мэра городскими депутатами. Задача для политика, не имеющего поддержки во власти, невыполнимая.

Однако идея столкнулась с дискуссиями в регионах. «Нововведение в любом случае не приводит в систему людей добросовестных. Несущественные полномочия районных депутатов их не прельщают. А, как и в случае с появлением ТСЖ, придут заинтересованные: те, кто хочет монополизировать власть, — объясняет логику профессор РГГУ, политолог Сергей Черняховский. — Как преодолеть этот вызов — одна из теоретических проблем нового времени. Изменения нужны, какие — никто не знает. Но реформа, в том виде, в котором она предложена, не оправдала себя. Неудивительно, что запроса на нее сегодня не существует».

«В сегодняшних политических условиях самостоятельность регионов не приветствуется, — предлагает другую версию знакомый уральский чиновник, для которого муниципалитеты — профильная тема. — Президент не обязал реформировать муниципалитеты — формулировка носила расплывчатый характер: провести консультации. И это считали в регионах, где сегодня, повторюсь, не делают серьезных шагов без согласования с АП. Более того, на примере Челябинска, где проходит эксперимент с реформой, мы видим, какую бюрократическую волокиту несет изменение управления даже в одном городе».

Челябинск остается единственным «миллионником» с новым статусом — муниципального округа с внутригородским делением. За лето власти Южного Урала прошли через все круги ада бюрократии: изменяли Устав, закон о муниципальных выборах и о территориальном делении столицы региона. 14 сентября здесь избраны районные депутаты. Но на этом работа не закончена: следующий год — лишь переходный для реформы в муниципалитете. «Москва должна подумать над источниками пополнения бюджетов районов — теперь они отдельные муниципалитеты в одном большом, — говорит источник в Заксобрании Челябинской области. — Решение будет выработано к 2016 году. Я не говорю о работе в районах: в каждом нужно провести конкурс на сити-менеджера. Как это делать, мало кто понимает».

Челябинская реформа потребовала не только бюрократических усилий, но и идеологических. За несколько месяцев должны были появиться 170 (столько мандатов в районные Думы) лидеров общественного мнения. «Во время кампании город будто окунулся в 90-е, — передает инсайдер. — Скандалов было много. Чтобы заявиться, достаточно было прийти с паспортом и справкой из УВД. В итоге, на выборы выдвинулось 1200 кандидатов. Слава Богу, в Думы не прошел криминал».

Несмотря на опасения «единороссов», они выиграли кампанию, взяв 156 мандатов из 170. Но районными депутатами, по словам челябинского политолога Андрея Лаврова, стали помощники, друзья и секретари местных элит: «У них нет ни самостоятельности, ни финансового ресурса».

Бюджеты у районных депутатов появятся только к середине срока их полномочий, к 2016 году, продолжает Лавров. За это время институт районного депутата рискует дискредитировать себя: «В стране кризис, районных депутатов будут разрывать на части, воспринимая их как представителей вертикали. Но полномочий у них нет, они — мальчики для битья. Сторонники реформы говорят: „Власть становится ближе к народу“. Но на деле создаваемая система отдаляет городских депутатов (в их руках сосредоточен хоть какой-то ресурс) от „земли“».

Ссылка


Возврат к списку