«Реформа МСУ рождает мальчиков для битья»
Регионы, главная интрига – 2014 снята! Барометры Кремля показывают заморозку муниципалитетов. Новые тренды и история краха челябинского эксперимента
Реформирование крупных российских муниципалитетов откладывается на неопределенный срок. Если в начале года региональные элиты готовились к большим переменам, то сегодня крупный замах на изменение городов исчез. Осенью Облдумы вслед за Госдумой принимают поправки, позволяющие реформировать муниципалитеты. Но фактически они лишь приводят региональное законодательство в соответствие с федеральным.
Но в заявлениях экспертов, «барометров» Кремля, прослеживается смена тренда. Директор агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов в беседе с «URA.Ru» осторожно замечает: «Осуществление реформы займет намного больше времени, чем ожидалось. Реальную ее результативность можно оценить через несколько лет и при условии, что значительная часть муниципалитетов будет преобразована. Учитывая, что реформа исчезла из повестки, темпы ее принятия замедлятся еще сильнее».
«Это не реформа, а желание усилить вертикаль госвласти. Ничего хорошего для простых людей нет — власть отдаляется от них», — говорит гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. Самый оптимистичный прогноз — у президента Центра стратегических коммуникаций Дмитрия Абзалова. По его словам, чтобы оценить реформу МСУ, потребуется четыре года: когда в экспериментальном Челябинске произойдет полный цикл смены власти, первые районные депутаты сложат полномочия. После этого, утверждает Абзалов, можно будет говорить о преобразовании других муниципалитетов.
Напомним, идея так называемой реформы МСУ появилась год назад как фильтр от местных несистемных политиков. 8 сентября 2013 года такие получили власть в некоторых муниципалитетах. В Екатеринбурге мэром стал Евгений Ройзман, в Петрозаводске — Галина Ширшина, в Красноярске большинство мандатов (14) в горсовет взяли «Патриоты России» с лидером списка — бизнесменом Анатолием Быковым, который был приговорен к 6,5 годам тюрьмы условно за подготовку покушения на местного предпринимателя. По задумке, с приходом реформы города-миллионники преобразовывались бы в муниципальные округа с внутригородским делением. Чтобы стать мэрами, ройзманам и ширшиным пришлось бы пройти тройной фильтр. Сначала избраться на выборах в районную Думу. Затем попасть через голосование районных депутатов в городскую. А в заключение быть согласованными на пост мэра городскими депутатами. Задача для политика, не имеющего поддержки во власти, невыполнимая.
«В сегодняшних политических условиях самостоятельность регионов не приветствуется, — предлагает другую версию знакомый уральский чиновник, для которого муниципалитеты — профильная тема. — Президент не обязал реформировать муниципалитеты — формулировка носила расплывчатый характер: провести консультации. И это считали в регионах, где сегодня, повторюсь, не делают серьезных шагов без согласования с АП. Более того, на примере Челябинска, где проходит эксперимент с реформой, мы видим, какую бюрократическую волокиту несет изменение управления даже в одном городе».
Челябинск остается единственным «миллионником» с новым статусом — муниципального округа с внутригородским делением. За лето власти Южного Урала прошли через все круги ада бюрократии: изменяли Устав, закон о муниципальных выборах и о территориальном делении столицы региона. 14 сентября здесь избраны районные депутаты. Но на этом работа не закончена: следующий год — лишь переходный для реформы в муниципалитете. «Москва должна подумать над источниками пополнения бюджетов районов — теперь они отдельные муниципалитеты в одном большом, — говорит источник в Заксобрании Челябинской области. — Решение будет выработано к 2016 году. Я не говорю о работе в районах: в каждом нужно провести конкурс на сити-менеджера. Как это делать, мало кто понимает».
Несмотря на опасения «единороссов», они выиграли кампанию, взяв 156 мандатов из 170. Но районными депутатами, по словам челябинского политолога Андрея Лаврова, стали помощники, друзья и секретари местных элит: «У них нет ни самостоятельности, ни финансового ресурса».
Бюджеты у районных депутатов появятся только к середине срока их полномочий, к 2016 году, продолжает Лавров. За это время институт районного депутата рискует дискредитировать себя: «В стране кризис, районных депутатов будут разрывать на части, воспринимая их как представителей вертикали. Но полномочий у них нет, они — мальчики для битья. Сторонники реформы говорят: „Власть становится ближе к народу“. Но на деле создаваемая система отдаляет городских депутатов (в их руках сосредоточен хоть какой-то ресурс) от „земли“».