у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Дагестан снизил свои позиции во втором рейтинге эффективности управления в субъектах РФ

Дагестан снизил свои позиции во втором рейтинге эффективности управления в субъектах РФ 03.12.2014

3 декабря Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) обнародовало свой II Рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации. По данным этого рейтинга, заметно снизили свои показатели Дагестан и Ингушетия. Единственный позитив с Кавказа - это Чечня, которая, по словам составителей рейтинга, «резко выделяется в позитивном смысле на фоне остальных регионов Северного Кавказа».

Как указывают руководители АПЭК, данный рейтинг – это «уникальный интегральный аналитический продукт, основанный на синтезе экспертных оценок и специальным образом обработанных статистических и рейтинговых данных». Исследователи изучают деятельность руководства субъектов РФ по трём блокам (политико-управленческий, социальный и финансово-экономический), показатели которых сводят в общую таблицу, показывающую обобщённый результат и место в общем рейтинге.

На фоне страны

Наиболее эффективными субъектами РФ оказались Белгородская область, Татарстан и Кемеровская область. Москва и Московская область замыкают пятерку лидеров. На шестой позиции – Чеченская республика. Дагестан по эффективности управления субъектом, находится на 71-72 месте (делит место с Северной Осетией-Аланией). (Итоговая таблица по всем субъектам России находится в конце публикации.)

В политико-управленческом блоке, как показывает рейтинг, нет равных Чеченской республике. Составляющие этого блока – «Общественная поддержка», «Эффективность консолидации элиты», «Эффективность отношений с центром» и «Эффективность бюрократии», – показывают по Чечне высокие результаты. Везде, кроме позиции «Эффективность бюрократии» у нашего соседа первые места. Эффективность чеченской бюрократии составители рейтинга поставили на 12 строчку рейтинга.

В этом же блоке второе и третье место (по совокупности составляющих) у Кемеровской и Белгородской областей. Татарстан – четвёртый. Кемеровская область в плане общественной поддержки руководства области и эффективности её в деле консолидации элит находится на второй позиции. И не смотря на то, что эффективность отношений с центром у области не самая высокая (11 позиция), быть в лидерах ей позволяет эффективность бюрократии. Кемеровские бюрократы первые в стране по своей эффективности.

Дагестан в политико-управленческом блоке рейтинга занимает 31 место. Общественная поддержка руководства республики, по мнению специалистов АПЭК, на 60 месте, эффективность консолидации элиты на 20-21 позициях, эффективность отношений с федеральным центром на 14 месте, а дагестанская бюрократия на 50 строчке рейтинга. (По рейтингу видно, что в политико-управленческом блоке сильны и, следовательно, занимают более высокую позицию в рейтинге те, у кого эффективные отношения с центром или же те, у кого эффективная бюрократия.)

Лучшим субъектом РФ, где развит социальный блок, является Белгородская область. Если рассматривать составляющие социального блока по отдельности, то оказывается, что лучшее здравоохранение в Санкт-Петербурге, Москве и Новосибирской области (занимают первую тройку). Белгородская область здесь только седьмая. Лучшее образование – в Новосибирской области, Москве и Красноярском крае. Межэтнические и межконфессиональные отношения лучше всего соблюдаются в Белгородской, Тюменской и Кемеровской областях. Москва по этому показателю на 62-64 месте. Лучшее ЖКХ и транспорт – в Московской области, Татарстане и Москве.

Дагестан в социальном плане на 84 строчке рейтинга (предпоследней). Эксперты АПЭК считают, что наше здравоохранение на 23 месте по стране, образование на 50-51 месте, ситуация межконфессиональная и межнациональная на 85 (последнем) месте, а ЖКХ и транспорт – на 82 позиции рейтинга.

В финансово-экономическом плане лучшие субъекты РФ – это Ямало-Ненецкий АО, Москва и Калужская область. (Татарстан на 4 месте, Чечня – 31-32 месте, Дагестан на 68-м.) Лучшее экономическое управление у Калужской области, Татарстана и Белгородской области. (Чечня на 29 месте, а Дагестан на 38-40 позиции.) Инвестиционный климат лучше всех у Ямало-Ненецкого АО, Москвы и Калужской области (делят 2 и 3 места) и Татарстана. По инвестиционной привлекательности Чечня на 36-39 месте, а Дагестан на 55-62 позиции. Лучше всего обращаются с бюджетом в Москве, Ямало-Ненецком АО и Ханты-Мансийском АО. Бюджетная политика Чечни занимает 38-39 строчку рейтинга, а Дагестана – 75 место.

Дагестанская реальность

В прошлом году Дагестан занимал в рейтинге АПЭК «Эффективность управления в субъектах РФ» другие, чуть более высокие позиции. Так, в итоговой таблице рейтинга он находился на 51 месте (сейчас на 71-72 позиции). В политико-экономическом блоке в 2013 году Дагестан занимал 20-22 места. В этом – 31. В социальном блоке Дагестан находился на 45-51 месте, а сейчас на 84 позиции. Ситуация улучшилась лишь в финансово-экономическом блоке, где Дагестан занимал 81-82 место, а теперь поднялся на 68 место.

Сравнение показателей прошлого и этого года демонстрирует, что властям Дагестана удалось немного подтянуть такие показатели, как эффективность бюрократии, улучшить экономическое управление, инвестиционную привлекательность и бюджетную политику. Стабилизировались отношения с федеральным центром и местными элитами (см. таблицу). В то же время, явный провал в социальном блоке и, отчасти, в политико-управленческом сегменте. Общественная поддержка рухнула с третьей позиции на 60-ю, потеряли свои позиции ЖКХ и транспорт, а также медицина и межконфессиональные и межнациональные отношения.

Место в рейтинге показателей

в 2013 г.

Место в рейтинге показателей

в 2014

Эффективность бюрократии

68-73

50

Точки роста

Образование

65-72

50-51

Эффективность экономического управления

74-77

38-40

Инвестиционная привлекательность

66-70

55-62

Бюджетная политика

79

75

Эффективность консолидации элиты

27-36

20-21

Точки стабилизации

Эффективность отношений с федеральным центром

13-15

14

Общественная поддержка

3

60

Точки падения

Здравоохранение

2-3

23

Ситуация межконфессиональная и межнациональная

58-69

85

ЖКХ и транспорт

62-71

82

Итоговая таблица рейтинга АПЭК

Субъект РФ

ОБЩИЙ ИТОГ

ПОЛИТИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БЛОК

СОЦИАЛЬНЫЙ БЛОК

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИ-ЧЕСКИЙ БЛОК

Эффективность бюрократии

(математический

анализ)

Балл

Ранг

Балл

Ранг

Балл

Ранг

Балл

Ранг

Балл

Белгородская область

0,730

1

0,771

3

0,748

1

0,671

7

1,00

Республика Татарстан (Татарстан)

0,726

2

0,770

4

0,713

6

0,696

4

1,00

Кемеровская область

0,711

3

0,786

2

0,699

9-10

0,646

13

0,99

г. Москва

0,708

4

0,691

9

0,723

3

0,709

2

1,00

Московская область

0,698

5

0,705

6

0,724

2

0,665

8

0,96

Чеченская Республика

0,697

6

0,833

1

0,683

15-16

0,575

31-32

0,99

Тюменская область

0,694

7

0,699

7

0,704

8

0,677

6

0,96

Калужская область

0,689

8

0,676

12-13

0,691

11-12

0,701

3

0,95

Ямало-Ненецкий АО

0,681

9

0,658

16

0,652

28-30

0,734

1

0,96

Краснодарский край

0,673

10

0,697

8

0,678

18

0,643

14

0,93

Самарская область

0,667

11

0,723

5

0,679

17

0,6

20

0,91

Владимирская область

0,663

12

0,690

10-11

0,652

28-30

0,647

12

0,93

Республика Коми

0,660

13

0,676

12-13

0,699

9-10

0,604

19

0,92

Воронежская область

0,658

14

0,671

14

0,652

28-30

0,651

11

0,90

Ростовская область

0,656

15

0,650

21

0,657

26

0,66

9

0,90

г. Санкт-Петербург

0,655

16

0,651

20

0,717

4-5

0,598

21-22

0,91

Нижегородская область

0,653

17-18

0,690

10-11

0,685

13-14

0,584

28

0,90

Новосибирская область

0,653

17-18

0,653

18

0,717

4-5

0,588

25-27

0,90

Псковская область

0,647

19

0,657

17

0,665

21

0,618

16

0,92

Ханты-Мансийский АО

0,641

20

0,555

60

0,683

15-16

0,686

5

0,88

Иркутская область

0,629

21

0,576

50

0,658

25

0,653

10

0,89

Республика Башкортостан

0,624

22-23

0,652

19

0,622

47

0,597

23

0,85

Челябинская область

0,624

22-23

0,632

25-26

0,659

24

0,581

29

0,85

Алтайский край

0,619

24-25

0,592

43

0,676

19

0,588

25-27

0,87

Красноярский край

0,619

24-25

0,615

33-34

0,685

13-14

0,557

43

-

Приморский край

0,613

26

0,625

29

0,606

55-56

0,608

18

0,84

Волгоградская область

0,611

27-28

0,632

25-26

0,632

38

0,568

34

0,84

Чукотский АО

0,611

27-28

0,637

24

0,662

23

0,533

50

1,00

Амурская область

0,608

29

0,639

23

0,655

27

0,53

51-52

0,85

Саратовская область

0,605

30

0,591

44

0,635

36

0,588

25-27

0,84

Ненецкий АО

0,602

31-32

0,522

71

0,649

31-32

0,633

15

0,84

Республика Хакасия

0,602

31-32

0,604

37

0,643

35

0,56

41

0,98

Липецкая область

0,601

33-34

0,593

42

0,617

48-49

0,592

24

0,84

Республика Саха (Якутия)

0,601

33-34

0,561

55-57

0,633

37

0,609

17

0,85

Республика Тыва

0,600

35

0,629

27

0,612

54

0,559

42

0,90

Удмуртская Республика

0,599

36

0,643

22

0,63

39-40

0,523

55-56

0,84

Тульская область

0,597

37

0,601

38-39

0,616

50-51

0,575

31-32

0,82

Камчатский край

0,595

38

0,589

45-46

0,625

45-46

0,572

33

0,90

Томская область

0,588

39

0,566

54

0,672

20

0,525

53

0,82

Забайкальский край

0,586

40-41

0,615

33-34

0,6

59

0,542

48

0,82

Республика Крым

0,586

40-41

0,667

15

0,525

81

0,567

35-37

-

Мурманская область

0,584

42-43

0,601

38-39

0,587

67

0,564

38

0,81

Чувашская Республика — Чувашия

0,584

42-43

0,534

69

0,707

7

0,511

64

0,82

Магаданская область

0,582

44

0,589

45-46

0,606

55-56

0,552

45

0,92

Пензенская область

0,581

45

0,613

35

0,615

52-53

0,514

60

0,80

Калининградская область

0,580

46

0,559

58

0,584

69-70

0,598

21-22

0,80

Орловская область

0,579

47

0,585

47

0,605

57

0,548

46

0,81

Республика Мордовия

0,577

48

0,577

48-49

0,691

11-12

0,464

78

0,82

Ивановская область

0,576

49-50

0,577

48-49

0,627

44

0,524

54

0,81

Ульяновская область

0,576

49-50

0,600

40

0,645

34

0,483

71

0,80

Астраханская область

0,575

51-52

0,627

28

0,596

60-62

0,502

67

0,80

Тамбовская область

0,575

51-52

0,558

59

0,615

52-53

0,553

44

0,79

Свердловская область

0,574

53

0,550

62

0,593

64

0,578

30

0,80

Кабардино-Балкарская Республика

0,572

54

0,616

32

0,581

71

0,519

58

0,81

Омская область

0,570

55-56

0,518

72

0,663

22

0,53

51-52

0,80

Хабаровский край

0,570

55-56

0,541

67-68

0,63

39-40

0,539

49

0,79

Республика Марий Эл

0,569

57

0,622

30

0,596

60-62

0,489

70

0,80

Ленинградская область

0,565

58-60

0,541

67-68

0,591

65-66

0,563

39

0,77

Республика Адыгея (Адыгея)

0,565

58-60

0,543

65-66

0,584

69-70

0,567

35-37

0,80

Сахалинская область

0,565

58-60

0,488

79

0,648

33

0,561

40

0,79

Республика Калмыкия

0,564

61

0,568

53

0,616

50-51

0,509

65

0,87

Новгородская область

0,563

62

0,543

65-66

0,629

41-42

0,516

59

0,78

г. Севастополь

0,561

63

0,561

55-57

0,603

58

0,52

57

-

Оренбургская область

0,560

64-65

0,561

55-57

0,596

60-62

0,523

55-56

0,77

Ставропольский край

0,560

64-65

0,595

41

0,54

79

0,546

47

0,77

Республика Алтай

0,549

66

0,512

73

0,625

45-46

0,512

63

0,80

Пермский край

0,546

67

0,443

83

0,628

43

0,567

35-37

0,76

Республика Ингушетия

0,543

68

0,612

36

0,527

80

0,491

69

0,77

Карачаево-Черкесская Республика

0,542

69

0,573

51

0,594

63

0,458

79

0,78

Брянская область

0,541

70

0,570

52

0,586

68

0,467

74-75

-

Республика Дагестан

0,540

71-72

0,619

31

0,5

84

0,501

68

0,74

Республика Северная Осетия — Алания

0,540

71-72

0,491

77

0,649

31-32

0,482

72

0,87

Кировская область

0,538

73

0,549

63

0,553

77

0,513

61-62

0,75

Рязанская область

0,537

74

0,531

70

0,629

41-42

0,451

80

0,75

Костромская область

0,530

75-76

0,544

64

0,569

75

0,476

73

0,76

Смоленская область

0,530

75-76

0,507

74

0,617

48-49

0,466

76-77

0,74

Курская область

0,529

77

0,498

76

0,577

72

0,513

61-62

0,73

Курганская область

0,527

78

0,551

61

0,523

82

0,507

66

0,77

Вологодская область

0,513

79

0,501

75

0,573

73

0,466

76-77

0,72

Республика Карелия

0,501

80

0,444

82

0,591

65-66

0,467

74-75

0,78

Республика Бурятия

0,495

81

0,490

78

0,552

78

0,443

81

0,76

Архангельская область

0,482

82

0,447

81

0,561

76

0,437

82

0,68

Еврейская АО

0,467

83

0,468

80

0,512

83

0,421

84

0,69

Ярославская область

0,460

84

0,408

85

0,571

74

0,401

85

0,64

Тверская область

0,439

85

0,410

84

0,485

85

0,423

83

0,61

Методика Второго рейтинга эффективности управления

Рейтинг делится на три блока, по каждому из которых производится своя оценка: политико-управленческий, социальный и финансово-экономический. Каждый из этих блоков делится на несколько направлений, каждое из которых также оценивается отдельно. Итоговый (интегральный) рейтинг представляет собой обобщение рейтингов по политико-управленческому, социальному и финансово-экономическому блокам (среднее трех соответствующих показателей).

В рейтинге оценивается деятельность региональной исполнительной власти и ныне действующих высших должностных лиц субъектов РФ. В этой связи используются только те данные, которые имеют отношение к действующему руководителю региона, и по этой причине рейтинг показывает эффективность его работы, а также работы возглавляемого им органа исполнительной власти субъекта РФ.

По каждому из трех блоков, составляющих итоговую оценку, рассчитывается собственный рейтинг. Он получается путём усреднения оценок регионов по нескольким направлениям блока. Итоговые оценки по каждому направлению, как правило, представляют собой среднее арифметическое: а) усредненной совокупности нормированных статистических и рейтинговых показателей и б) средней экспертной оценки. В случае проведения математического анализа эффективности расходования бюджетных средств по определенному направлению, итоговая оценка по этому направлению представляет собой среднее арифметическое трех оценок — средней оценки по статистическим и рейтинговым показателям, средней экспертной оценки и показателя эффективности расходования бюджетных средств.

В сравнении с рейтингом предыдущего года мы увеличили набор показателей, что позволяет сделать оценку эффективности более точной. В частности, учитывается динамика ряда показателей (в тех случаях, когда это доступно), которая включается в итоговые оценки по соответствующим блокам и направлениям.

Ссылка


Возврат к списку