у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Мэрам нужна выборность, а муниципалитетам – финансирование

Мэрам нужна выборность, а муниципалитетам – финансирование 24.06.2015

Комитет Кудрина предлагает кардинально пересмотреть закон о местном самоуправлении

Комитет гражданских инициатив (КГИ) сегодня представит проект муниципального кодекса, который, по мнению его авторов, должен повысить гибкость регулирования местного самоуправления (МСУ). Это предварительный вариант, осенью ожидается окончательная версия.

Сейчас федеральный закон жестко регулирует МСУ, говорит эксперт КГИ Андрей Максимов: «Мы же повышаем гибкость правового регулирования и предлагаем вариативность различных механизмов». По словам Максимова, нынешний закон об общих принципах организации МСУ себя исчерпал – первоначально у отвечавшего за эту реформу Дмитрия Козака была целостная концепция, которая не была реализована, кроме того, из-за внесенных поправок от первоначальной версии ничего не осталось. Поэтому нынешнее законодательство не позволяет населению участвовать в решении местных вопросов через муниципальные власти, которые огосударствлены, мэры зависимы от губернаторов и чаще неизбираемы, говорит эксперт.

КГИ предлагает пресечь волну интенсивного объединения поселений и проводить их на основе измеримых показателей – километража и демографической ситуации. Должна быть создана гибкая система для решения муниципалитетами финансовых вопросов, которые им под силу, при этом муниципалитеты должны сами регулировать вопросы управления землей и территориального планирования, полагают эксперты. КГИ также предлагает отказаться от назначения мэров и от модели, используемой в Екатеринбурге, – когда жители напрямую выбирают мэра, но он не возглавляет администрацию. При этом модель с сити-менеджером может быть при условии, что в конкурсной комиссии не будет представителей госвласти, а состав комиссии определяет горсовет. Кроме того, предлагается возможность не только единоначальной системы в исполнительно-распорядительном муниципальном органе, но и коллегиальной – как исполкомы в советское время, добавляет Максимов.

«Единая Россия» создала вертикаль органов МСУ, исключив главный принцип – принятие населением решения о выборе руководителя МСУ, говорит депутат Госдумы Александр Бурков («Справедливая Россия»): «Закон перекроили, теперь в основе – централизация власти, а не участие гражданина в жизни города». Муниципалитеты, имея круг полномочий, не могут их выполнять, потому что у них нет под это финансового обеспечения, а сити-менеджером и мэром может быть человек, «не прошедший избирательное сито», продолжает депутат: «Самое опасное – это назначение мэров комиссией, где 50% голосов принадлежат губернатору, поскольку везде может появиться мэр, который не знает проблем муниципального образования». К тому же на местном уровне убраны выборы по партспискам, напоминает Бурков: «Таким образом хоронят институт политических партий, поскольку одномандатниками проще управлять – их выборы зависят от административного ресурса. Таким образом, мы снова получаем клуб бизнесменов, близких губернатору».

Реформа МСУ идет, но непоследовательно – из-за разных подходов и темпов теряется единство принимаемых мер, поэтому необходима коррекция реформы, которая бы уменьшила проблемы и сгладила различия в муниципалитетах одного и того же типа в разных частях страны, говорит политолог Дмитрий Орлов. Однако меры, предлагаемые КГИ, вряд ли можно считать оптимальными, полагает он: «В современных российских условиях необходима концентрация ответственности, и коллегиальный орган будет ошибкой. А назначение сити-менеджеров можно обсуждать экспертам».

Ссылка


Возврат к списку