у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

"Рябчики" Якунина не соответствовали "новому имиджу" власти: Путин начинает смену "питерской команды"?

"Рябчики" Якунина не соответствовали "новому имиджу" власти: Путин начинает смену "питерской команды"? 18.08.2015

Владимир Якунин покидает пост главы "Российских железных дорог" преждевременно, но нельзя сказать, что неожиданно. Его отставки ждут с 2013 г., когда пресс-служба Правительства разослала релиз о том, что президентом монополии стал бывший губернатор Свердловской области, первый вице-президент РЖД Александр Мишарин. Релиз признали "уткой", но осадок остался. На следующий день Якунин рассказал, что узнал об этом, когда ужинал глухарем со своим другом (многие сразу вспомнили про рябчиков из произведения классика). 

Нынешний отставник регулярно попадал в центр всевозможных скандалов: то у руководителя обнаруживается собственное озеро, то вдруг он отказывается разглашать информацию о доходах. Поведение руководства РЖД в целом вызывает не меньше вопросов: продолжается открытый конфликт с вагонопроизводителями, повышение размера субсидий вынудило регионы отказаться от электричек. При этом, хотя тарифы РЖД поднимает, зарабатывать у компании почему-то не получается – для безубыточности монополии Якунин требует все больших субсидий.

Каждая новая порция негатива в сторону госкомпании провоцирует пополнения списка сменщиков Якунина. Очевидно, имя нового главы РЖД станет известно осенью, когда Якунина делегируют в Совет Федерации. При этом, в отличие от своего предшественника Геннадия Фадеева, Якунин явно идет на понижение: вместо поста в Правительстве ему достанется кресло сенатора, свободных мест в совете директоров РЖД тоже нет.

Врио губернатора Калининградской области Николай Цуканов предложил Владимиру Якунину стать сенатором Совета Федерации РФ от региона, по закону именно губернаторы представляют кандидатов для назначения. Цуканов предложил три кандидатуры, и Якунина в первоначальном списке не было, на должность сенатора претендовали мэр Калининграда Александр Ярошук, член общественной палаты Павел Кретов и действующий сенатор Олег Ткач. Вчера на заседании областного избиркома из списка был вычеркнут Кретов, вместо него Цуканов внес кандидатуру Якунина.

Якунин подтвердил, что планирует стать членом Совфеда, и сегодня уже попрощался с железнодорожниками: во все управления, филиалы и корпоративные СМИ глава РЖД отправил телеграмму о своем уходе.

"Учитывая приобретенный жизненный и профессиональный опыт, мне предложено продолжить работу по защите интересов граждан страны, в том числе работников железнодорожной отрасли, в качестве представителя в высшем законодательном органе власти - Совете Федерации. Вместе с тем окончательные кадровые решения будут приняты руководством государства и реализованы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации", - говорится в письме.

Якунин просит весь коллектив железнодорожников "столь же ответственно и эффективно" выполнять свою работу.

Эффективной ли она была? Последнее десятилетние госмонополия была убыточной, производственные показатели тоже ухудшаются. Протяженность путей общего пользования с 2000 г. по 2014 г. практически не изменилась, показатели износа фондов, в частности, локомотивного парка, в 2004 г. оценивались в 65%, в 2014 г. по разным оценкам порядка 72%, некоторые эксперты говорят о 80%. Падает скорость движения грузов по железной дороге: с 45 км /ч в 2000г. до 37 км/ч в 2014 г.

"Все деньги, которые получала монополия, направлялись неизвестно куда: в раздутые инвестиционные проекты, завышенные сметы затрат, проедались посредниками, выводились через экспортно-импортные контракты. РЖД спонсирует не только федеральный бюджет, но и региональные, они оплачивают пригородные перевозки, тем не менее, компания является хронически убыточной. Если еще в 2002-2004 гг. были чистые прибыли до 40 млрд руб., то сейчас убыток достигает 100 млрд руб., в 2013 г. убыток был почти 200 млрд руб. Зато операционные расходы выросли до 1,3 трлн руб., в монополии высокие зарплаты для топ-менеджеров, руководителей и среднего звена – гораздо выше, чем в среднем по экономике России. При этом в целом в регионах работники монополии получают зарплату иногда ниже средней", - оценивает положение госкомпании экономист, биржевой эксперт Владислав Жуковский.

В беседе с Накануне.RU он отметил, что за последние 10 лет на 30% снизились объемы пассажирских перевозок, из-за низких скоростей и плохой системы управления логистикой грузовые перевозки по железной дороге тоже теряют свою привлекательность: вагоны идут все дольше, а тарифы растут.

Проблемы в отрасли колоссальные, удельные издержки в расчете на один километр путей в два-три раза выше, чем у зарубежных конкурентов, и стабильно растут. Якунин как управляющий компанией, который должен был связать социально-экономическое пространство страны от юга до северо-запада и востока России, со своей задачей не справился, отмечает экономист.

"Рост был интенсивный, он базировался на постоянном повышении тарифов на грузовые перевозки, раздербанивании компании на части - наиболее доходные сферы оставались в РЖД, а низкоприбыльные активы переводились на баланс регионов. Произошла дезинтеграция всей отрасли. Если в советские годы был единый народохозяйственный комплекс, более прибыльные сегменты которого финансировали убыточные активы, то сейчас мы видим, как сыпятся пригородные пассажирские перевозки, но все это вешается на баланс регионов. Поскольку в бюджетах денег нет, платит за все потребитель, для которого повышаются тарифы, или федеральный бюджет, направляющий десятки миллиардов рублей РЖД", - говорит Жуковский.

По его словам, благодаря непродуманной стратегии развития РЖД страдает промышленность: во-первых, те предприятия, которые вынуждены закладывать огромные бюджеты на перевозки, хотя деньги эти нужны для развития, во-вторых, вагоностроительные и машиностроительные заводы, которые не получают оплаченного спроса.

Якунин, между тем, еще с прошлого года начал активную подготовку к началу политической карьеры. Он выступил на общественно-педагогическом форуме в Санкт-Петербурге, где призвал повышать уровень образования в стране, провел лекцию о "мировом финансовом олигархате" в СПбГУ, а потом о нем же написал статью в экономическом журнале. По всему видно, что президент РЖД был на низком старте, но когда должна была произойти отставка – никто не знал до последнего. В июне 2014 г. контракт с Владимиром Якуниным истек, но Правительство не продлевало договор с менеджером более двух месяцев. Тогда это связывали с проведением переговоров о будущем монополии, по-видимому, согласовать кандидатуру нового президента РЖД так и не удалось. И в конце августа премьер Дмитрий Медведев продлил договор еще на три года, посоветовав Якунину сконцентрироваться на поиске источников финансирования и проблемах с формированием тарифов.

Список претендентов на пост Якунина достаточно длинный. Одним из основных претендентов считали вице-президента РЖД Александра Мишарина, которого "хакеры" назначили президентом осенью 2013 г. Второй номер – вице-премьер Правительства Аркадий Дворкович, курирующий работу РЖД в кабмине. Именно ему президент адресовал знаменитое "Вы что, с ума сошли", когда из регионов в 2015 г. пропали десятки электричек. Но это не помешало Дворковичу занять пост председателя совета директоров РЖД.

Отчаявшиеся изменить позицию РЖД по отношению к продлению срока службы подвижного состава вагоностроители хотели бы видеть на месте Якунина свою креатуру. Таким кандидатом вполне мог бы стать гендиректор "Уралвагонзавода" Олег Сиенко. Именно УВЗ лоббирует отказ от продления срока службы вагонов, корпорация вносила инициативы в Правительство, обращение в кабмин было отправлено и от лица НП "Объединение вагоностроителей", которым управляет УВЗ. Якунин совещания промышленников, где обсуждаются вопросы срока службы вагонов,подчеркнуто игнорировал, а в письмах писал чиновникам, что чаще ломаются новые детали вагонов, чем старые, и никаких оснований для консервирования парка нет. "Добить" вагоностроителей РЖД решили отменой тарифной скидки для производителей инновационных вагонов, которую для стимулирования спроса установила ФСТ.

Половина производств на грани закрытия, говорили вагоностроители на заседании профильного комитета Госдумы и просили о помощи. Сильнее всего по итогам первого квартала выпуск вагонов сократился на УВЗ. В условиях, когда загрузка вагоностроительных заводов не превышает 30-35%, промышленникам необходим сильный лоббист в Правительстве. Но стать им может не только Сиенко.

Бывший министр транспорта Игорь Левитин тоже предлагал запретить продлевать срок службы вагонов и списать порядка 30% всего парка. Тогда его не поддержали ни собственники грузового парка, ни РЖД. Левитин покинул пост в 2012 г., когда был практически полностью изменен состав Правительства РФ, его сменил бывший директор департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ Максим Соколов. Сейчас Левитин работает в должности помощника президента РФ и отвечает за вопросы ЖКХ, за участие в строительстве олимпийской инфраструктуры его даже хотели сделать почетным гражданином Сочи.

Для любого из кандидатов пост президента РЖД – безусловное повышение. А вот сам Якунин займет куда менее значительную должность. В 2005 г. президент РЖД Геннадий Фадеев, которому на тот момент было 68 лет, стал помощником президента РФ, а также до отставки Правительства Михаила Фрадкова занимал пост в совете директоров компании. Совет директоров РЖД уже избран, и если Аркадий Дворкович не займет места Якунина, вакансий в органе управления не будет еще как минимум три года.

Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин отмечает, что 67-летний президент РЖД уходит на покой, и место для этого выбрано не самое худшее. Формулировки, с которыми Якунина переводят в Совет Федерации, говорят о том, что глава монополии не потерял доверие власти.

"Последние скандалы на этом решении отразились минимально, поскольку Якунин входил в ближайшее окружение президента, кому практически все сходило с рук. Были редкие случаи, например, господин Черкесов, когда эти люди выходили за пределы ближнего круга и то, они теряли не все, а только "доступ к телу" президента. Данную отставку я считал бы символической, потому что за все 15 лет это первый случай, когда человек из окружения Путина так уходит на покой. Был случай с Зубковым, но там было все куда более плавно. Я бы рассматривал отставку Якунина, как прецедент и начало смены поколений правящей питерской элиты. Якунин уходит по-хорошему, не знаю, что его побудило уходить именно сейчас, и его уход никак не связан со скандалами, которые были", - рассказал Накануне.RU Павел Салин.

Главный просчет Якунина в том, что он не хотел вписываться в новую стилистику власти, которая предполагает аскетичность и открытость. Никто из госслужащих и чиновников так отчаянно не защищал свою частную жизнь, как "владелец шубохранилищ". Якунин заявил, что такое решение поставит его перед выбором - выполнить требование Правительства или покинуть пост. Впрочем, чуть позже глава "РЖД" уточнил свою позицию, заявив, что решение акционера - государства - выполнит, каким бы оно ни было.

"Предполагается, что теперь представители правящей верхушки хотя бы на людях будут более аскетичными. Якунин публично возражал против декларирования своих доходов и, возможно, это сыграло свою роль. Но если бы он захотел вписываться в новую стилистику, то его бы никто не списал", - делится своим мнением Павел Салин.

РЖД - такой же привлекательный актив, как "Роснефть" или "Ростех". Однако если до последнего времени госкомпания получала огромные субсидии, в том числе средства из ФНБ, то теперь президент указал на то, что финансирование нужно привлекать самостоятельно, "кубышку" государство бережет на черный день. Это может снизить число желающих занять пост президента.

"Под такие активы раньше можно было просить государственные деньги, теперь нужно их искать. Думаю, что и для Якунина это стало решающим аргументом в пользу того, чтобы покинуть пост. Люди такой формации без серьезной подпитки из бюджета не могут эффективно функционировать", - говорит Салин.

Оценивая возможных претендентов, политолог отмечает, что против команды системных либералов, которую представляет Дворкович, идет серьезная игра. Поэтому вице-премьера нельзя назвать кандидатом номер один.

Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов считает наименее вероятным назначение кого-либо из топ-менеджеров монополии.

"Вероятнее всего, это будет варяг, не работник компании. Довольно серьезный бизнесмен или политик, имеющий связи в федеральном центре. Это намного более вероятный сценарий, чем выдвижение одного из руководителей железных дорог или иных менеджеров компании", - поделился с Накануне.RU своим мнением политолог.

Для того, чтобы стать сенатором от региона, кандидат должен соответствовать цензу оседлости - прожить в субъекте, от которого избирается, не менее пяти лет подряд или 20 лет в совокупности. Якунин под эти критерии не попадает, однако для госслужащих сделано исключение. С Калининградской областью Якунина связывает работа в правительственной комиссии по развитию региона, кроме того, там пересекаются многие транспортные пути, и компетенции Якунина не останутся невостребованными, отмечает Орлов:

"Он компетентен в вопросах железнодорожного транспорта, паромного и авиа-сообщения. Кроме того, у него серьезные позиции в федеральной элите, и он сможет отстаивать региональные интересы. Выбор Николаем Цукановым именно такого политического тяжеловеса вполне естественный".

Ссылка

Возврат к списку