у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Болотная четыре года спустя: услышала ли власть протестующих

Болотная четыре года спустя: услышала ли власть протестующих 10.12.2015

В четверг исполнилось четыре года с митинга "За честные выборы" на Болотной площади.

Тогда несколько десятков тысяч человек вышли на протесты против итогов выборов в Государственную думу, прошедших 4 декабря. Протестующие обвиняли власти в многочисленных фальсификациях на выборах и завышении поддержки "Единой России".

10 декабря акции протеста прошли во многих городах России, а также за рубежом. На митинге в Москве выступили многие известные политики и общественные деятели, среди которых были писатель Борис Акунин, телеведущие Леонид Парфенов и Татьяна Лазарева, а также политики Борис Немцов, Михаил Касьянов и другие.

Участники протестов, а также многие политики, чиновники и эксперты были уверены, что митинг на Болотной изменит будущее России. Кто-то надеялся на уход Владимира Путина из власти и постепенное снижение влияния "Единой России". Кто-то ожидал, что власть просто будет прислушиваться к гражданам. Некоторые даже ждали революции или резкой смены власти.

На президентских выборах, которые прошли 4 марта 2012 года, с перевесом в 63,6% голосов победил Владимир Путин. В должность президента он вступил 7 мая. За день до этого на Болотной площади прошла еще одна акция оппозиции, не согласной с итогами уже президентских выборов. Эта акция закончилась столкновениями демонстрантов с полицией и беспорядками.

Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин заявил в среду, что события на Болотной площади были репитицией "Майдана". Если бы не жесткая реакция властей, то в России сейчас бы происходило то же самое, что на Украине, уверен он.

Власти до сих пор продолжают разбирательства по "болотному делу". В феврале прошлого года восемь обвиняемых в организации массовых беспорядков были признаны виновными и получили от 2 до 5 лет колонии. Лишь Александра Духанина получила условный срок.

Аресты в рамках "болотного дела" продолжаются до сих пор. 3 декабря 2015 года в Москве был арестован анархист Дмитрий Бученков.

И участники митингов, и сторонники действующей власти полагают, что события на Болотной определили развитие России в последующие годы. По мнению первых, власть услышала митингующих, но не пошла им навстречу. Вместо либерализации и демократизации общества протестующие получили противоположные результаты: усиление влияния властных структур, подконтрольный парламент и многое другое. Итогом стала дестабилизация ситуации в стране, от которой проиграли все.

По мнению сторонников власти, митинги оппозиции помогли сплотиться силам, поддерживающим президента Владимира Путина. Они уверены, что политическая ситуация в стране стала свободнее.

Русская служба Би-би-си обратилась к экспертам с вопросом о том, услышала ли четыре года назад власть протестующих.

Юрий Сапрыкин, журналист, член оргкомитета митинга "За честные выборы"

В логике есть такое правило, что после этого не означает вследствие этого. Но можно предположить, что спусковым крючков той последовательности событий, которую мы наблюдали в последние четыре года, стала Болотная. Я имею в виду все, что мы пережили, начиная от массовых посадок по Болотному делу и заканчивая войной в Сирии.

Оппоненты Болотной в тот момент говорили, что для страны важно сохранить стабильность, обеспечить ее последовательное и поступательное развитие. Но после Болотной мы вступили в полосу чудовищной нестабильности и череды внутриполитических и геополитических катастроф, конца которой не видно.

Если считать "болотное дело" и тюремные сроки для случайно выбранных несколько десятков людей доказательством того, что власти услышали Болотную, то видимо, да, услышали.

Требования, которые предъявляла Болотная, требования демократизации общественной жизни и большего участия простых людей в управления страной, привели к своей противоположности. Мы имеем стопроцентно управляемый парламент и ничем не ограниченные силовые структуры, которые в общем творят, что хотят.

Сторонники и противники Болотной добились прямо противоположных результатов по сравнению с тем, что они хотели. Никто не оказался, к сожалению, в выигрыше.

Глеб Павловский, политолог, директор Фонда эффективной политики

Декабрьский взрыв 2011 года был очень важным и рубежным событием, но, я думаю, не в истории русской оппозиции. Парадокс заключается в том, что движение имело очень яркое моментальное начало с колоссальными возможностями, открывшимися ненадолго в первые дни. Все, что происходило с начала 2012 года, было долгим закатом этого загадочного движения.

Болотная не сработала на политическое развитие и организационное укрепление оппозиции. Наоборот, если осмотреть ландшафт оппозиционных организаций до декабря 2011 и в 2012 и 2013 годах, мы увидим, что оппозиция организационно пришла в упадок. Она не смогла ответить на вызов Болотной.

Этим импульсом воспользовалась власть. Она нашла интересный для себя ресурс - массу на улице. Уже в кампании Путина весной 2012 года мы видим эти эксперименты с созданием антипротестного большинства. Болотная подсказала властям идею удобного врага: это какие-то московские круги, московские либералы, которые хотят устроить революцию. Это оказалось находкой. Если бы не было Болотной, Кремль просто не знал, что сделать центром своей политики, своей пропаганды на третий срок Путина.

Это не значит, что не следовало выходить. Я в каком-то смысле счастлив, что я участвовал во всех этих движениях. Но я ясно понимал их политическую обреченность. Когда вы изобретаете протест или форму культурного противостояния, которую вы сами не можете продвинуть дальше, то у вас это перехватывают. В итоге, получилось так, что прошел всего лишь год с небольшим и те самые люди, которые были подняты Болотной, оказались в провластном послекрымском большинстве. Некоторые из тех, кого я видел на площади, оказались среди ополченцев на Украины и среди активистов новых провластных инициатив.

Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политический и экономических коммуникаций, член высшего совета партии "Единая Россия"

У митингов на Болотной площади и последующей митинговой активности было множество последствий. Главное из них - это не крушение политической системы и не ослабление власти Владимира Путина, как ожидали инициаторы протестов на Болотной, а наоборот, ее консолидация.

Условно противостояние Болотной против Поклонной, а на самом деле, меньшинства населения, недовольного проводимой политики, против большинства, сплотило, консолидировало и заново перезагрузило путинское большинство. Та политическая система, которую мы наблюдаем с 2012 года и по настоящее время, - это система новой консолидации.

Политическая реформа, которая проводится с 2012 года, качественно изменила политическую систему России. Участие граждан в политической процессе стало намного более открытым. Стало проще создавать политические партии, политический процесс реально открыт для всех. "Парнас" и другие организации, которые находились вне системы, сейчас в системе, они участвуют в выборах, но не демонстрируют значимых результатов.

С одной стороны, консолидировалось пропутинское большинство, та коалиция, которая ориентировалась на президента. С другой стороны, участие в политическом процессе различных политических сил, включая миноритариев, небольшие либеральные партии, сегодня гарантировано. Система стала более органичнее, чем она была до декабря 2011 года.

Ссылка


Возврат к списку