«Кризис продается плохо»: ВЦИОМ рассказал об электоральных предпочтениях россиян
Специалисты ВЦИОМ провели исследование уровня жизни россиян и проблем, волнующих их за четыре месяца до выборов в Госдуму. Кризисная повестка постепенно отходит на второй план, а известность кандидата больше не является залогом успеха, убеждены социологи. Для того чтобы обеспечить себе победу в сентябрьской избирательной кампании, политическим силам придется искать новые подходы к электорату. Подробности – в материале «федералПресс».
Социологическое исследование, в котором приняли участие 1600 человек из 46 регионов России, было посвящено проблемному фону страны и затронуло ключевые аспекты жизни граждан. По итогам опроса в пятерку ключевых проблем вполне предсказуемо вошли экономика (назвали 17 % опрошенных), низкий уровень зарплаты (15 %), безработица (13 %), здравоохранение (13 %), а также рост цен (11 %). При этом, по словам специалистов, экономические проблемы сегодня кажутся россиянами не столь актуальными, как в начале года – в январе этот показатель равнялся 23 процентам. Обеспокоенность ростом цен сегодня выражает больший процент населения, нежели в марте (5 %), однако меньший, чем в январе (20 %). За несколько месяцев также выросли показатели проблем здравоохранения, образования и пенсий.
О горестях и радостях
В списке основных страхов россиян по-прежнему числятся обесценивание сбережений и военные конфликты, однако с марта отмечается снижение их актуальности – с 22 до 16 пунктов и с 21 до 16 пунктов соответственно. Эксперты отмечают, что сегодняшние данные ниже значений начала года.
Другим важным показателем в исследовании является так называемый индекс удовлетворенности жизнью россиян. «Исторический максимум был зафиксирован в мае 2014 года. Тогда удовлетворенность жизнью была на уровне 72 пунктов. Сегодня существенно ниже – только 48 пунктов, что является следствием кризиса», – заявил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров на экспертном круглом столе вТАСС, посвященном итогам опроса. При этом он подчеркнул, что за последние три месяца снижения не происходило и сегодня показатель преодолел свой локальный минимум, зафиксированный в марте.
Для анализа уровня социального оптимизма россиян респондентам задавали вопрос: «Будет ли через год ваша семья жить: лучше; так же, как сейчас; Хуже, чем сейчас?» Выяснилось, что с декабря прошлого года россиян, которые с надеждой смотрят в будущее, существенно прибавилось – индекс вырос до 52 пунктов.
Текущий кризис воспринимается россиянами спокойно и оказался не настолько травмирующим, как мировой кризис 2008–2009 годов, пояснил Федоров. «Тренд к улучшению социального самочувствия фиксировался нами с середины 2014 года по январь 2016 года. После этого показатели стабилизировались и частично даже пошли вверх», – рассказал глава центра.
«Ситуативные» факторы кризиса и роста цен постепенно снижают свое воздействие, уверены специалисты ВЦИОМ. В то же время «регулярные» проблемы населения – в сфере здравоохранения, образования и пенсионного обеспечения – имеют предпосылки к росту.
По словам Валерия Федорова, в условиях сохранения текущих тенденций к сентябрю этого года вопрос смены повесток будет актуален, как никогда. «Кризисная повестка постепенно уйдет с авансцены. Ее место займет посткризисная повестка: возможно, социальная, экономическая, ценностная или какая-то другая. В любом случае, для политических сил важно уловить момент разворота. Тот, кто сумеет оседлать этот тренд, явно усилит свои позиции на выборах 2016 года», – отметил специалист.
Президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко считает переоцененными некоторые проблемы, обозначенные в исследовании. «Проблему безработицы люди ставят на третье место, но в то же время, по результатам опроса, страха безработицы у них нет», – привел пример политолог. По словам Минченко, характер проблем, волнующих россиян, варьируется в зависимости от региона: в одних областях люди обеспокоены состоянием дорог, в других на первом месте проблемы в сфере ЖКХ. «Практика праймериз «Единой России» показала, что на местах «выскочило» большое количество неизвестных людей, поскольку они много встречались с избирателями и «привязывались» к конкретной проблематике», – рассказал эксперт.
Медийность уже не в цене
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов провел аналогию между знаменитыми кандидатами и муляжами автомобилей из фильмов о Джеймсе Бонде. «В реальной жизни эти автомобили маленькие и неинтересные, однако камере удается сделать из подобных девайсов мечту. Избиратель начинает понимать, что увеличенные под телевизионной лупой кандидаты на самом деле мало что из себя представляют», – рассказал политолог. По его словам, общество нуждается в кандидатах, способных достигать результата, либо в людях с ярко выраженными этическими стандартами, тиражирующих порядочность – таких как Чулпан Хаматова. Запрос есть также на тех знаменитостей, которые «доросли до значимости фигур из сегодняшнего или завтрашнего учебников истории». Таковыми, по мнению Виноградова, сегодня являются первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, а также олимпийские чемпионы Ирина Роднина и Александр Карелин.
Кадры решают все
Вновь показать хороший результат на сентябрьских выборах за счет старых заслуг, скорее всего, не удастся, пояснил председатель совета директоров фонда «Институт социально-экономических и политических исследований»Дмитрий Бадовский. Как сообщил эксперт, с внедрением смешанной избирательной системы кардинально изменился фон предвыборной кампании. «На примере одномандатных округов люди более четко осознают, что Госдума – и законодательный, и представительный орган власти. От депутатов требуется не только быть профессионалами, но и в полной мере являться представителями и защитниками интересов людей, в том числе в диалоге с исполнительной властью», – сообщил Бадовский. Он добавил, что победа в округах во многом будет обусловлена личными качествами кандидатов.
С экспертом согласен генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. Кадры, как и прежде, решают все, считает он. «Важно понимать, что существует общий запрос на кадровое обновление. Если партия не имеет серьезных лидеров, то при всем финансировании и выстроенной структуре она может даже не преодолеть трехпроцентный барьер», – заметил политолог.
Россияне устали бояться
Эксперты сходятся во мнении, что в обновленном составе Госдумы граждане хотят видеть профессиональных кандидатов, готовых реагировать на актуальные запросы общества. По словам Дмитрия Бадовского, избиратели четко формируют свой запрос на перемены. «Вот у нас в здравоохранении не все в порядке, и мы хотим перемен. Вы, как кандидаты в депутаты, расскажите нам, какие изменения нам нужны, что вы для этого сделаете и удастся ли вам это. Ответите на все три вопроса – мы проголосуем», – пояснил он позицию граждан.
Россияне устали бояться кризиса, поэтому сегодня общество нуждается в новом курсе, пояснил Валерий Федоров. «Мы уже наблюдаем смену повестки. Слово кризис сегодня продается все хуже и хуже. Россиянам надоело бояться, тем более что три основных кризисных индикатора – стоимость нефти, курс рубля и ценники в магазинах – перестали давать сигналы к ухудшению. Они либо пошли вверх, либо колеблются без ярко выраженного ухудшения. Люди перестали получать регулярное подкрепление тревожного кризисного тренда, и сегодня есть запрос на противоположные вещи: если ты упал на дно, нужно думать, как оттуда выбираться», – резюмировал он.