у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Кризис «кризисной» повестки

Кризис «кризисной» повестки 02.06.2016

Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций

Что показывает опрос ВЦИОМ? То, что проблемы, которые видят граждане, ощущают их, – носят социально-экономический характер. Самые важные проблемы для россиян – общеэкономическая ситуация, безработица, уровень жизни. Также россияне интересуются сферой здравоохранения, возможностью роста пенсий. Причем запросы людей носят рациональный характер.

У россиян есть ряд запросов к политической власти – один из которых состоит в том, что они хотят видеть новых людей в политике. Все политические силы стремятся удовлетворить данный запрос. «Единая Россия» пытается добиться этого через процедуру предварительного голосования.

Предварительное голосование «Единой России» – лучший ответ на запрос на новые лица в политике. У партии есть хорошо организованная процедура отбора кандидатов на выборы, в которой принимают участие и представители общественных организаций, и деятели культуры, и представители социальной сферы.

Предварительное голосование доминировало в информационной повестке, и это было неслучайно. Это означает, что вопросы, которые обсуждались в ходе предварительного голосования, отвечали реальным интересам россиян.

Другим запросом является решение экономических проблем. Если власть не сможет их решить, то ответы попытаются дать другие политические силы. Поэтому экономическая политика власти должна быть понятной для населения и отвечать его интересам. Власть должна предложить свою программу, дорожную карту, которая отвечала бы на запросы населения.

Смена повестки, о которой говорится в исследовании ВЦИОМ – с «кризисной» на «посткризисную», – уже происходит. Так, «Единая Россия» предлагает повестку развития и ответственной политики, которая более адекватна в нынешней ситуации кризисной повестки.

Что касается других партий, они тоже стараются формулировать собственную повестку.

Но кто-то по-прежнему пытается плыть на кризисной волне. Классический пример – «10 тезисов» Геннадия Зюганова, которые как раз эксплуатируют тему кризиса. Ну а когда КПРФ пытается дать системный ответ, у них это откровенно не получается. Почему?

Потому что предлагаются популистские либо радикальные решения, такие, например, как национализация, или другие шаги, которые в состоянии дезорганизовать российскую национальную экономику.

Другой пример повестки – от «Справедливой России», которая предлагала отправить в отставку правительство Дмитрия Медведева. Это тоже достаточно радикальный шаг, который вряд ли можно назвать конструктивным. Да и сама инициатива оказалась политическим фальстартом: она была озвучена в феврале, и ясно, что к 18 сентября, к единому дню голосования, избиратель о ней забудет.

Довольно эффективную с точки зрения предвыборных технологий популистскую повестку предложила ЛДПР. Спекулируя на страхах граждан, ЛДПР даже удалось несколько нарастить свой рейтинг. Но я не думаю, что этот тренд сохранится до выборов.

Если же говорить о несистемных партиях, тех, что не представлены в нижней палате парламента, например Партии роста и других, то они пытаются показать, что тоже участвуют в игре. Цель их шагов заключается в том, чтобы продемонстрировать свою состоятельность, но это им не удается. Во всяком случае, пока.

Ссылка



Возврат к списку