«Каждый обязан объяснить, почему губернатором должен стать именно он»
Глава АПЭК о «зависших» главах регионов, новой роли полпредств и судьбе Куйвашева
— Насколько учитываться?
— УВЗ относится к группе Сергея Чемезова — человека, весьма влиятельного в российской политике. А полпредство, на мой взгляд, будет теперь играть иную, чем ранее, роль. Не автономную, как прежде. А встроенную — в федеральную политику и в федеральную повестку. Позиция полпредства будет теперь индикатором позиции федерального центра. Это должно произойти во всех федеральных округах, кстати говоря. Во всяком случае, я этого ожидаю.
— Как вы считаете, за какие сроки решится вопрос по этим четырем губернаторам?
— Мне кажется, до середины апреля.
— Что касается недавней волны назначений последней пятерки врио губернаторов: в Новгородской области, Карелии, Бурятии, Рязани и Перми. Мы можем уже сейчас говорить, на чем будут строиться кампании в этих регионах?
— Я думаю, электоральные послания Максима Решетникова (Пермь) и Андрея Никитина (Новгородская область) будут основаны на привлечении инвестиций, на инновационных изменениях в структуре управления. На эффективности власти. То есть они должны подтвердить свой имидж молодых и энергичных деятелей и программой, и конкретными действиями. При этом и в этих, и в других регионах электоральные послания и технологии будут сегментарными. Одни месседжи будут рассчитаны на информированные группы населения, на инвесторов, другие — на пенсионеров, третьи — на женщин 40 лет и старше.
Естественно, послание, связанное с технократизмом, и вообще тезис «я — молодой технократ» можно транслировать только ограниченно, на ту аудиторию, которая может его воспринять. А она не такая большая. Что касается остальной аудитории, то в отношении нее у технологов, которые работают в этих регионах, должна быть основная логика «не навредить».
— Если говорить о кампаниях всех 14 губернаторов, которые будут осенью, что у них общего?
— Апелляция к президенту и то, что ты из его команды — это тот месседж, который украшает любого политика в России. Все эти вновь назначенные врио уже имеют это в своем багаже: их назначил президент. Для населения же все губернаторы входят в президентскую команду — в широком определении команды, конечно.
— Как вы считаете, будет ли из федерального центра спущен некий единый сценарий проведения кампаний?
— Есть ли в каком-то регионе уже сейчас шанс на то, что победу одержит оппозиционный кандидат?
— Нет. Я не вижу ни одного такого сценария. Мы можем с вами проанализировать кампании, которые будут.
В Перми раздробленная элита, и она играла против Виктора Басаргина. Теперь какая-то ее часть будет играть против Решетникова. Но вот решатся ли они на то, чтобы играть электорально против Решетникова? Например, поставить на какого-нибудь кандидата от «Справедливой России» и раскрутить его? Не думаю. Тем более что Решетников более адекватен и договороспособен, чем Басаргин. Поэтому, мне кажется, скорее реализуется малоконкурентный сценарий в варианте, когда есть доминирующий кандидат Решетников и не очень сильные «нишевые» кандидаты от оппозиции.
В Свердловской области, на мой взгляд, ситуация сложнее. Никакого референдумного сценария, который там активно обсуждался в последнее время, конечно же, не будет. Для того, чтобы он был, нужен лидер с очень высоким уровнем поддержки. А Куйвашев, при всей его общей адекватности как губернатора, не является политиком, о котором можно сказать: «Альтернатив ему нет». Как о Савченко, скажем, или о Тулееве. Но из этого не следует, что он не сможет провести эффективную кампанию. Просто ему надо решить ряд проблем.
Потом ему нужен будет нормальный и ясный старт кампании, когда он получит эту поддержку. То есть он должен заявить на каком-то собрании городу и миру: «Я иду». Потом ему будет необходима технологическая поддержка и поддержка элит. А это, как известно, самое сложное в Свердловской области. Я думаю, что даже выдвижение депутата от «Справедливой России» Александра Буркова в принципе способно создать проблему второго тура. Если, конечно, у него будут ресурсы и агитационная сеть, что совсем не гарантировано.
— А если выдвинется еще и мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, то ситуация вообще может быть труднопредсказуемой?
— Для администрации Куйвашева, если мы исходим из того, что он выдвигается, оптимальный сценарий — достичь довыборной договоренности с основными политическими игроками. При этом они могут, конечно, принять участие в выборах, но формат этого участия должен быть четко определен заранее. Это не значит игры в поддавки. Это просто должна быть игра по правилам.
— Как вы считаете, сегодня Кремль готов к тому, чтобы создать конкурентные сценарии в регионах на выборах губернаторов, а не только референдумные?
— Я думаю, что конкуренция будет в любом случае. Нишевая конкуренция, когда кандидаты от партий борются за расширение своей электоральной ниши, — это тоже конкуренция. Реально конкурентный сценарий может быть в Свердловской области. При некоторых условиях. Может быть, также в Карелии. Для этого все оппозиционеры должны объединиться вокруг одного кандидата. Но давайте будем реалистами — такое вряд ли возможно. Может быть, в Ярославской области.
— На ваш взгляд, в чем смысл губернаторских праймериз «Единой России», когда уже есть очевидные назначенцы президента?
— Есть несколько причин проводить праймериз. Заявить программу кандидата, убедить партийную элиту в приемлемости его кандидатуры. Дополнительно согласовать кандидатуру внутри элит, услышать и учесть их интересы. Дать сигналы возможным участникам праймериз как потенциальным кандидатам в члены Совета Федерации, например. Вообще сделать региональную «кадровую скамейку» публичной. Использовать предварительное голосование как агитационный и в некоторой степени мобилизационный механизм, наконец.
— Какая явка будет считаться нормальной на губернаторских выборах?
— Я полагаю, она будет различаться, но думаю, от 40 до 50%. Такая вот вилка.
— И последний вопрос. Можно ли говорить о том, что после выборов губернатора наступит период политического затишья, когда до выборов президента больше не будет никаких отставок?
— Я бы так сказал: в принципе какие-то масштабные циклы отставок до президентских выборов маловероятны. Но отдельные решения, связанные с конкретными ситуациями, вполне возможны. Это может быть, например, развитие политического конфликта, который покажет, что надо отправить губернатора в отставку. С одной стороны, логика подсказывает, что политическое пространство должно быть максимально «очищено» от региональных избирательных кампаний до марта 2018 года, а с другой — реальность всегда богаче наших предположений.