у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

АПЭК разложило Кавказ по полкам

АПЭК разложило Кавказ по полкам 31.03.2017

Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) подготовило аналитический доклад «Кавказский регион: политическая ситуация и конфигурация элит на старте президентской избирательной кампании», в котором проведена детальная расстановка политических сил, настроений и вариантов возможных действий. Документ дает возможность понять, как могут сказаться в преддверии новых федеральных выборов на общенациональной политической повестке внутриэлитные конфликты и протестные точки конкретных регионов СКФО, какие тенденции работают на укрепление политической стабильности, а какие несут риски и на что властям стоит обратить внимание. Подробности – в материале РИА «ФедералПресс».

По мнению авторов доклада, голосование в большинстве регионов Северо-Кавказского федерального округа на президентских выборах 2018 года не должно принести серьезных сюрпризов. Вместе с тем сразу отмечается, что проблемы СКФО наверняка будут затрагиваться в ходе дискуссий во время президентской гонки. Вероятным критиком со стороны системной оппозиции называется Владимир Жириновский, который может поднять тему финансово-бюджетных отношений между Центром и регионами Северного Кавказа. Для несистемщиков АПЭК определила иные методы, а именно тот факт, что тактика «целимся в Кавказ – задеваем Кремль» заметно потеряла актуальность. Впрочем, и не отрицается, что противники Кремля вполне могут повысить свое внимание к СКФО по мере приближения президентских выборов. Также обращается внимание на то, что в 2017 году пройдут выборы Народного собрания Северной Осетии, а в сентябре 2018 года истекают сроки полномочий глав двух северокавказских регионов – Юнус-Бека Евкурова (Ингушетия) и Рамазана Абдулатипова (Дагестан). При этом ситуация на Северном Кавказе сохраняет значение и для президентской предвыборной кампании 2018 года.

Шансы дня несистемщиков

Оценивая основные тенденции развития макрорегиона, АПЭК, в первую очередь, обращает внимание на особенности партийной системы. По его мнению: «Характерной чертой ряда регионов СКФО является ослабление федеральной системной оппозиции. Часто это становится следствием не только включения большей части влиятельных элитных игроков в «Единую Россию», но и готовности представителей местных элит, которые по разным причинам оказались вне этой партии, делать ставку на непарламентские силы».

В частности, в 2012 году в Северной Осетии в роли такой силы выступали «Патриоты России». В преддверии аналогичных выборов текущего года в прессе появлялись сообщения о возможности участия ряда влиятельных региональных политиков в выборах по спискам Партии дела. В Дагестане хороших результатов на местных выборах добивалась «Партия ветеранов России», а также «Родина», «Партия возрождения села», «Патриоты России» и Трудовая партия России. В Карачаево-Черкесии на выборах неплохо выступала партия «Коммунисты России».

Вместе с тем АПЭК отмечает, что «развитие практики праймериз в «Единой России» дает этой партии дополнительные преимущества, позволяющие представителям местных элит разрешать свои противоречия в рамках партии, а не покидать ее ряды. ...в перспективе значение праймериз будет дополнительно возрастать и будет еще одним гарантом устойчивости положения данной партии в политической системе регионов СКФО».

Социальный протест с сельским уклоном

Характерной чертой регионов СКФО, по мнению авторов документа, является серьезная, по сравнению с другими частями страны, готовность к участию в протестных акциях у сельских жителей. Которые часто происходят в довольной жесткой форме, вроде перекрытия федеральных трасс или готовности к «тракторным маршам». Это объясняется большой значимостью аграрного сектора в экономике территорий, высокая доля сельского населения и тот факт, что его заметную часть составляет молодежь. И делается предположение, что в условиях президентской кампании даже локальные вспышки протеста могут приобрести федеральный резонанс. По мнению АПЭК, в этом вопросе «важна готовность региональных властей брать под контроль ситуацию в подобных протестных точках даже местного масштаба».

Аналитики обратили внимание на примеры разрастания поводов для напряженности, когда обращать на них внимание приходится уже федеральным властям. Именно таким был протест фермеров Ставропольского края против принятых 24 ноября 2016 года изменений в краевом законе «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений».

Особое внимание авторы доклада обращают на возможность повторения попыток дестабилизировать обстановку в регионах СКФО извне. И здесь, со ссылкой на опыт других регионов, они констатируют: «...Центр ожидает от губернаторов готовности самостоятельно, без вмешательства федеральных властей, справляться со всплесками протеста и внутриэлитными конфликтами. Это отразится и на оценках Москвой работы глав регионов СКФО».

Экономика и внешняя политика

Говоря об экономике, АПЭК обращает внимание, что по итогам первого этапа реализации госпрограммы развития Северного Кавказа до 2025 года, еще в 2015 году было заявлено о смене приоритетов с социального развития на экономическое. Корректировка подходов предполагала рост вложений в новые проекты, в том числе в промышленной сфере. С политической точки зрения такие проекты должны играть роль хозяйственного стержня «вертикали власти». Подобная стратегия предполагала и дополнительные интересы корпораций федерального уровня в СКФО.

Далее авторы обратили внимание на то, что на практике в ряде случаев власти северокавказских регионов стараются повысить собственную роль в экономике, добиваясь передачи им контроля над важными активами, до сих пор находившихся в ведении федеральных корпораций. При этом практика ряда других регионов Северного Кавказа показывает, что не конфронтация, а сотрудничество с федеральными корпорациями позволяет реализовать важные социальные проекты и увеличить приток инвестиций.

Про мнению АПЭК: «Основными каналами влияния регионов на внешнюю политику России остаются приграничное сотрудничество, контакты с зарубежными странами, с которыми у жителей регионов сохраняются давние культурные связи, а также развитие внешнеэкономических контактов».

Авторы доклада подробно описали особенности политического процесса и элит в регионах.

Дагестан

Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов является одним из самых опытных управленцев в губернаторском корпусе. В то же время в регионе продолжаются серьезные внутриэлитные конфликты, которые уже приводили к ослаблению позиций «Единой России» на муниципальных выборах. Частью неблагоприятного фона становятся коррупционные скандалы, в том числе в органах власти республиканского уровня.

Пока маловероятно, что ситуация в республике попадет в федеральную повестку на президентских выборах, но сложности при продлении полномочий главы региона в 2018 году это может создать.

Ингушетия

В 2000-е годы зонами риска в Ингушетии традиционно становились акции протеста оппозиции и вопросы к социально-экономической ситуации в республике. В ходе второго срока Юнус-Бека Евкурова во главе региона в разрешении этих проблем наметились серьезные позитивные изменения. Позиции главы республики достаточно прочны, а президентские выборы-2018, вероятнее всего, пройдут в регионе с высоким уровнем мобилизации.

Кабардино-Балкария

После того как в декабре 2013 года врио главы региона был назначен Юрий Коков, в республике ощутимо снизилась интенсивность внутриэлитных конфликтов и вспышек протеста. Одним из главных поводов для противоречий в республике (в том числе межнационального характера) традиционно оставался земельный вопрос.

В регионе происходят и коррупционные скандалы. Однако позиции главы республики достаточно прочны; президентская кампания 2018 года по региону, скорее всего, пройдет в спокойном режиме.

Карачаево-Черкесия

В Карачаево-Черкесии происходит активизация оппозиции руководству республики.

Глава КЧР Рашид Темрезов был переизбран на второй срок только в сентябре 2016 года, то есть его полномочия истекают не скоро. Возможно, в течение 2017 года стоит ожидать дополнительной активизации представителей республиканских элит. Скорее всего, местные противоречия власти попытаются разрешить до старта президентской гонки.

Северная Осетия – Алания

С приходом к руководству регионом Вячеслава Битарова, с одной стороны, был погашен затяжной конфликт между руководством республики и Арсеном Фадзаевым. В то же время с конца 2016 года усилились противоречия между Вячеславом Битаровым и главой собрания представителей Владикавказа Махарбеком Хадарцевым. Некоторые наблюдатели считают, что на сентябрьских выборах в Народное собрание республики Хадарцев возглавит список Партии дела. Таким образом, в 2017 году в регионе может пройти конкурентная и достаточно резонансная предвыборная кампания. В то же время даже наиболее скандальные ее эпизоды, скорее всего, мало повлияют на федеральную повестку.

Ставрополье

Самым известным фактором риска для региона в конце 2016 – начале 2017 года стали протесты фермеров против принятых 24 ноября 2016 года изменений в краевом законе «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», согласно которым минимальный размер земельного участка, арендуемого для осуществления сельскохозяйственной деятельности, был увеличен с 30 до 2,5 тыс. га. Власти аргументировали необходимость принятия документа защитой от пришлых агрохолдингов, но противники этих мер считали закон ущемляющим права фермеров. Конфликт оказался достаточно длительным, а реакция на него на уровне края последовала после встреч протестующих фермеров с представителями федеральных властей, что несколько ослабляет позиции губернатора Владимира Владимирова.

Чечня

Отношения элит внутри Чеченской Республики редко переходили в публичную плоскость. Поэтому на федеральную политическую повестку накануне президентских выборов могут влиять отношения республиканских властей с федеральными ведомствами. Сохраняется заметная роль Рамзана Кадырова во внешнеполитических мероприятиях Москвы и политике в сфере безопасности. Тем не менее весьма жесткая линия руководства республики по отношению к представителям ряда федеральных корпораций может осложнить реализацию ряда перспективных проектов в регионе в будущем. Скорее всего, возможными темами в 2017 году станут новые заявления Рамзана Кадыров о несистемной оппозиции, а также критика со стороны политиков, относящихся к несистемной оппозиции, модели финансирования республики.

Выводы

Авторы доклада резюмируют, что приближение президентских выборов, а также новые подходы Центра в работе с губернаторами требуют от глав регионов СКФО ответов на новые вызовы. При этом, с учетом этнического фактора, Центр более осторожен в кадровой политике на Северном Кавказе. На развитие ситуации в этом федеральном округе может оказать влияние федеральная тенденция: губернатор в новых условиях может быть более уязвим, чем раньше. Закрепляется новый формат публичных кампаний против губернаторов, когда вместо крупных уличных протестных акций на местах делается большая ставка на информационные кампании. Для губернаторов, имеющих хорошую федеральную поддержку и прочные позиции в регионе, такие атаки не станут фатальными. Но уязвимость глав, позиции которых уже ослаблены, в новых условиях возрастает.

Получение регионами СКФО дополнительных дотаций от Центра, вероятно, будет усложняться и требовать дополнительной аргументации со стороны глав соответствующих субъектов РФ. Значение будет иметь экономическая активность самих губернаторов. И прошедшая еще в 2015 году смена приоритетов реализации госпрограммы развития Северного Кавказа до 2025 года с социальных на экономические будет постепенно менять внутриэлитную ситуацию в соответствующих регионах. Федеральные вложения в социальную сферу оказываются под контролем региональных элит и усиливают их влияние. Вложения в экономику регионов под патронажем федерального центра в идеале должны ослаблять влияние местных элит в пользу федеральных структур.

АПЭК подчеркивает, что в период президентской кампании главным источником рисков могут стать не электоральные результаты по регионам СКФО (которые в целом предсказуемы), а попытки создать резонанс вокруг локальных протестных конфликтов. Возможны и попытки спровоцировать конфликт извне. В данном случае Центр, скорее всего, будет рассчитывать на оперативную реакцию региональных властей, чтобы погасить подобные вспышки протеста в самом начале. Иногда будут востребованы одновременные усилия властей нескольких соседних регионов. Способность реагировать на эти новые риски определит и политическое будущее глав регионов, срок полномочий которых истекает в 2018 году.

Ссылка


Возврат к списку