В АПЭК оценили праймериз "Единой России": "Важный инструмент для реализации политики обновления региональных элит"
Авторы исследования напоминают, что праймериз на губернаторских выборах предполагают выдвижение кандидатов членами регионального политсовета или президиума Генсовета партии. Участники праймериз должны провести встречи не менее чем с половиной секретарей местных отделений партии, а на региональной конференции "Единой России" состоится официальное выдвижение кандидата в губернаторы. В докладе упомянут недавний скандал с якобы "кулуарностью" проведения предварительного голосования, после которого, как известно, один из героев "крымской весны" и бессменный руководитель избирательной комиссии города Валерий Медведев официально ушел в отставку.
В докладе отмечается, что модель губернаторских праймериз оказалась в центре критики оппозиции. "В Севастополе оппоненты "Единой России" заявили, что партия "кулуарно проводит праймериз, в которых выдвиженца определят 76 выборщиков". Тем не менее подобный аргумент используется оппозиционными партиями редко: в самих этих партиях вопрос о кандидатах на губернаторских выборах принимается максимально кулуарно, часто – без согласований с первичными организациями и местными отделениями", - считают в АПЭК. Генеральный директор АПЭК Дмитрий Орлов в комментарии Накануне.RU подчеркнул, что такие обвинения партии в "кулуарности" традиционны."Но это совсем не кулуарная история, на самом деле она осуществляется по жесткой процедуре, которая может быть повергнута достаточно серьезному общественному контролю. А если бы праймериз не было? Были бы списки, непонятно кем и где утвержденные, и люди, которые не находили бы себя в них, не понимали бы логики. Здесь логика публичного политического поражения, а там логика - "ты не в списке", ее трудно объяснить. Процедуры элите нужны, и праймериз такие процедурные гарантии создает", - выразил мнение политолог.
Авторы доклада подчеркивают, что в праймериз-2017 более значимой стала не публичная сторона (повышение узнаваемости кандидатов у избирателей, привлечение внимания к партии), а менее "броская" роль инструмента согласования внутриэлитных противоречий.
"Учитывая напряженную работу Госдумы в течение последних месяцев, у федеральных парламентариев становится меньше возможности влиять на региональную политику. Появляются возможности для роста влияния регионального и муниципального депутатского корпуса, а значит, и для усиления роли праймериз "Единой России", этот корпус формирующих", - говорится в тесте исследования.
В докладе в частности проанализированы мотивы целесообразности проведения губернаторских праймериз. Напомним, кандидатуры врио губернаторов уже назначены президентом РФ. Однако предварительное голосование "ЕР" "работает" в пользу расширения электоральной базы врио губернатора за счет групп избирателей, с которыми альтернативным участникам праймериз проще вести диалог. Врио главы региона могут тем самым доработать свою программу тезисами, которые продвигают другие кандидаты.
В ряде субъектов РФ участие альтернативных кандидатов в подготовке предвыборной программы губернатора подчеркивается официально. "Например, в Свердловской области секретарь регионального отделения партии Виктор Шептий, участвовавший в праймериз вместе с врио губернатора Евгением Куйвашевым, включен в состав рабочей группы по доработке его предвыборной программы "Пятилетка развития", - отмечается в докладе.
Роль праймериз важна и с точки зрения дополнения предвыборного образа губернатора, отмечают политологи. Так, вместе с 67-летним главой Белгородской области Евгением Савченко на предварительное голосование вышла 36-летняя Наталья Полуянова - вице-губернатор и секретарь регионального отделения "Единой России". "Такой тандем должен был подчеркивать, что возраст основного кандидата – не помеха обновлению руководства области и появлению там молодых управленцев. Образ губернаторов-"варягов" оттеняют представители местных элит, идущие на праймериз вместе с ними", - считают в АПЭК.
Более того, по словам авторов доклада, некоторые оппоненты врио главы регионов даже усиливают образ губернатора. Такой сценарий высветился по итогам анализа подбора кандидатов в Калининградской области, где ставку сделали на молодость оппонента врио губернатора Антона Алиханова.
Праймериз, по мнению АПЭК, полезны и для отбора кандидатов в члены Совета Федерации, которые пойдут на выборы в связке с губернаторами. "Кандидаты в Совет Федерации, которые в итоге пойдут на выборы в связке с врио губернатора, должны быть для него дополнительной опорой, а не источником проблем. Их участие в праймериз поможет избежать подобных рисков еще "на берегу", - говорится в докладе.
Кроме того, подчеркивается в исследовании, выход новых региональных руководителей на праймериз свидетельствуют о значимости "Единой России" в политической системе. "Назначенный президентом врио губернатора не просто автоматически утверждается региональным отделением "Единой России" - его кандидатура проходит через внутрипартийное обсуждение и голосование. Если он не был членом партии, то теперь заявляет о намерении вступить в нее (как, например, врио главы Калининградской области Антон Алиханов). А в ряде регионов (Белгородская, Свердловская, Томская области) на праймериз вышли секретари региональных отделений партии (Наталья Полуянова, Виктор Шептий и Александр Куприянец соответственно)", - отмечается в докладе.
Количество участников губернаторских праймериз в разных регионах колеблется от двух (Белгородская, Калининградская. Новгородская, Саратовская, Томская области, Пермский край, Бурятия) до пяти кандидатов (Кировская область). Три кандидата выходят на предварительное голосование в Ярославской области, Карелии и Мордовии, четыре – в Марий Эл, Рязанской области и Севастополе.
Наиболее популярный, но в тоже время уязвимый вариант - с двумя кандидатами. К примеру, в Пермском крае второму участнику праймериз, депутату краевого заксобрания Сергею Клепцину пришлось отказаться от активного ведения кампании после заявлений по поводу матерей-одиночек.
Авторы доклада прогнозируют, что вариант с участием не менее трех кандидатов в праймериз станет более распространенным на губернаторском предварительном голосовании в 2018 году, поскольку большее количество кандидатов эффективнее скажется на расширении электората основного кандидата.
Проанализированы в исследовании и категории оппонентов врио губернаторов на праймериз. Самыми значительными стали руководители вузов: ректор медакадемии Игорь Шешунов в Кировской области, ректор государственного университета имени Демидова Александр Русаков в Ярославской, ректор Поволжского государственного технологического университета Виктор Шебашев в Марий Эл, ректор Петрозаводского государственного университета Анатолий Воронин в Карелии. Как уточняется, ректоры выходят на предварительное голосование именно там, где врио губернатора являются "варягами". К слову, нынешний глава Приморского края Владимир Миклушевский вошел в региональную элиту с должности руководителя Дальневосточного федерального университета.
Оппонируют основным кандидатам и главы исполнительных и представительных органов муниципальных образований, предприниматели и бизнес-управленцы, общественники, работники сферы культуры. Реже - чиновники.
"В дальнейшем весьма вероятна более серьезная ставка "Единой России" на электоральную роль губернаторских праймериз. Значение предварительного голосования в формировании команды новых руководителей регионов, а также продвижении не только самого врио губернатора, но также перспективных молодых управленцев и политиков, участвующих в праймериз, может возрасти", - делают вывод авторы доклада.
Оценены в докладе и ключевые параметры праймериз в органы муниципальной власти. Здесь уровень конкуренции на праймериз, по данным АПЭК, в целом был достаточно высоким. "Например, в Барнауле за право бороться за 40 мандатов в горсовет боролись 160 кандидатов, в Омске – 131 человек, а во Владивостоке – 153 человека на 35 мест. В каждом из городов выделяются наиболее конкурентные округа. Так, в Омске наибольшее число претендентов было зарегистрировано по территории №4 (11 участников), немногим меньше – по территории №2 (10 человек). В Барнауле среди лидеров оказались территории №12 (11 претендентов) и №11 (10 кандидатов)", - говорится в докладе.
Явка на праймериз часто оказывалась обратно пропорциональна населению города. Так, в самом крупном из областных центров, где в сентябре 2017 года пройдут выборы городского Совета, Омске, активность избирателей, несмотря на весьма конкурентную кампанию, составила 2,9% (при общероссийском показателе 9,22%).
В целом, как отметил Орлов, губернаторские праймериз - вполне определенная, хоть и специфическая, модель. "Их конфигурация задается назначением врио президента. Они используются как механизм формирования команды, обкатки программы врио глав регионов, согласования тех же кандидатов в Совет Федерации. Этот формат диктует и движение предварительного голосования, и результаты. Есть разные оценки у политологов. На мой взгляд, баланс позитивный. Праймериз позволяет формализовать процесс взаимодействия с элитой и выработку программы, которые в случае отсутствия праймериз не был бы формализован", - сказал гендиректор АПЭК.
"Что касается праймериз в муниципальные органы власти и региональные заксобрания, там схожие принципы. Они обусловлены конкуренцией, которая была весьма высокой на этих выборах. При этом некоторые внутриэлитные конфликты удалось существенным образом сгладить. Например, в Омске, Владивостоке, Барнауле. В этом смысле праймериз в этом качестве впервые рельефно себя проявили", - добавил Орлов.