у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

«Муниципальные выборы-2017: царство местной повестки»

«Муниципальные выборы-2017: царство местной повестки» 07.09.2017

Муниципальные выборы традиционно несут больше сюрпризов, чем региональные. Но стоит помнить: в условиях низкой явки это спор не о том, «кто сильнее», а «у кого меньше слабостей». О некоторых особенностях грядущих выборов рассказал Михаил Нейжмаков, ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций:

«Слабые стороны и оппозиции, и «Единой России» в ходе муниципальных кампаний широко известны. Голосуя за «Единую Россию» на таких выборах, избиратель, как правило, ставит оценку не федеральной структуре этой партии или - тем более - не руководству страны, а муниципальным властям или наиболее известным местным фигурам, которые ассоциируются с правящей партией именно в этом городе. В определенном смысле для аналогии можно вспомнить выборы главы Новосибирска, состоявшиеся 6 апреля 2014 года. Тогда кандидат от КПРФ Анатолий Локоть опередил выдвиженца «Единой России» Владимира Знаткова – на фоне заметного роста федеральных рейтингов «единороссов» и Владимира Путина после присоединения Крыма. К тому же главы городских администраций очень часто не являются публичными политиками, поэтому могут не обладать публичной поддержкой, которой можно было бы «поделиться» со списком «Единой России».

С другой стороны, оппозиция в условиях очень низкой явки скорее добьется успеха там, где она может опереться не просто на «рассерженный», а на дисциплинированный электорат. Иногда такие твердые сторонники есть у политиков с большой электоральной историей, даже не опирающихся на парламентские партии. Вспомним успех «Патриотов России» на выборах в горсовет Красноярска в сентябре 2013 года, когда при весьма низкой явке (18,58%) шедшая под эгидой этой партии команда Анатолия Быкова взяла не только 6 мест по партспискам, но и 8 из 18 по одномандатным округам. Но в целом чаще самым дисциплинированным электоратом могут похвастаться старые оппозиционные силы, прежде всего КПРФ.

Подстраиваясь под ситуацию, когда львиная доля официальной предвыборной кампании приходится на летний сезон, партии корректируют тактику. Летом основной акцент делается не на ведение агитационной кампании как таковой (кроме случаев, когда кандидат или партия могут опереться на хорошо работающую и проверенную несколькими кампаниями агитационную сеть), а на создание информационных поводов, привлекающих внимание СМИ.

Так, в оппозиционной команде Дмитрия Гудкова-Максима Каца, идущей на муниципальные выборы в Москве, в августе заявляли, что из-за недостатка средств могут отказаться от ведения масштабной уличной агитационной кампании, делая ставку на мобилизационную работу с избирателем через интернет и некоторые либеральные медиаресурсы.

Такие поводы могут быть замечены в случаях, когда город находится в центре внимания федеральной прессы или здесь развита система региональных СМИ, ориентирующихся на разные центры влияния. Примером последнего варианта является Омск, где в сентябре предстоят выборы в горсовет. Среди информационных поводов лета можно отметить судебную эпопею экс-кандидата в мэры города от КПРФ Виктора Жаркова, оспорившего решение конкурсной комиссии по выдвижению на этот пост, требовавшей, среди прочего, представить для регистрации перспективный план развития города. Показательным стало и заявление секретаря политсовета Омского регионального отделения «Единой России» Юрия Тетянникова о приобретении его партией газоанализаторов, чтобы провести пробы воздуха для анализа вредных выбросов в городе. Хотя такой ход и стал поводом для публичных жалоб со стороны «Коммунистов России», на самом деле он, скорее всего, может быть вполне лояльно воспринят избирателем – как правило, такой тактики «малых дел» они и ждут от кандидатов на муниципальных выборах. 
Тем не менее подобные информационные поводы работают в условиях высокой явки и могут повлиять прежде всего на неопределившихся избирателей. В условиях низкой активности избирателей информационная кампания должна быть очень интенсивной, в противной случае она просто дополнительно мотивирует уже определившийся электорат.

Омск, кстати, является одним из самых сложных участков для предвыборной работы «Единой России» - кстати, не только и не столько в нынешнюю кампанию. Во время думских выборов-2016 список КПРФ на 1-3% опередил «Единую Россию» во всех частях города, кроме Ленинского округа (здесь, несмотря на «коммунистическое» название территории, правящая партия, наоборот, обогнала коммунистов). Правда, на выборах в заксобрание, совмещенных в 2016-м с парламентскими, коммунисты не смогли провести ни одного своего кандидата по округам. Но стоит учесть, что отрыв большинства победителей в городских округах от коммунистов тогда оказался очень незначительным.

В таких городах, как Омск, «Единая Россия» ставит вполне реалистичную задачу – удержание позиций. Тем не менее: как за деревьями можно не увидеть леса, так и за отдельными ходами предвыборных штабов – тектонических сдвигов стратегии партий. Пока может создаться впечатление, что федеральное руководство парламентской оппозиции в рамках муниципальных кампаний делает ставку именно на усилия местных партийцев, предпочитая ограничить свое вмешательство в ход кампаний. Даже поездки лидеров парламентских оппозиционных партий по регионам не особенно интенсивны, более активную роль играют их ближайшие соратники (скажем, более активные поездки по предвыборным регионам этим летом предпринимает зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин, а не Геннадий Зюганов).

Напротив, «Единая Россия» пытается вырвать ситуацию на муниципальных выборах из «царства местной повестки». Точнее, вынести обсуждение местных проблем на федеральный уровень. Если поездки на места лидера «единороссов» Дмитрия Медведева или секретаря Генсовета партии Сергея Неверова были «привязаны» прежде всего к региональным выборам, то походивший под эгидой этой партии в июле форум «Городская среда» - это уже шаг навстречу муниципальной проблематике. Конечно, на первых порах сам форум стал каналом для выхода муниципальных элит на руководство страны. Но по мере развития этой стратегии «Единой Россией» в будущем мы можем увидеть более активную роль федеральных структур этой партии на местных выборах. Однако для «Единой России», если она будет развивать это направление, это работа скорее на перспективу. Подобные подходы еще могут отразиться на муниципальных кампании в значимых городах в 2018-м году и в более отдаленном будущем».

Ссылка


Возврат к списку