у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

300 спартанцев или лидеров? Какую новую элиту нашли Путину

300 спартанцев или лидеров? Какую новую элиту нашли Путину 08.02.2018

В Сочи стартовал финал всероссийского конкурса «Лидеры России». 300 управленцев из власти и бизнеса уже выиграли миллионный грант на свое обучение, а сейчас собрались, чтобы первые лица страны, топовые бизнесмены и политики выбрали для себя 100 лучших, для которых они станут наставниками, а в дальнейшем – возможно, и работодателями. Эксперты надеются, что масштабный конкурс, запущенный администрацией президента для обновления кадрового состава, не станет формальностью. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Обучить и трудоустроить

Церемонию открыл куратор этого конкурса, первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко, которого все участвующие постоянно благодарили за мероприятие и открывшиеся возможности. Стоит отметить, что такая массовая и публичная кампания по обновлению кадрового состава – а именно эта цель преследуется организаторами – за последние годы проводится впервые.

Напомним, что конкурс управленцев проводится по поручению президента, оператором является РАНХиГС. В общей сложности у «Лидеров России» 68 наставников. По итогам финальных соревнований они выберут 100 человек, которых будут в течение года консультировать и обучать. Состав наставников впечатляет: это первый зампред правительства Игорь Шувалов, министр иностранных дел Сергей Лавров, мэр Москвы Сергей Собянин, председатель правления ПАО «Сбербанк России» Герман Греф, председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, а также председатель совета директоров группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг. Отдельно выделяются губернаторы-технократы, которые уже прошли подобную программу обучения (но некоторым предстоит еще пройти и выборы): Антон Алиханов (Калининградская область), Дмитрий Азаров (Самарская область), Глеб Никитин (Нижегородская область), Андрей Клычков (Орловская область).

По словам Кириенко, конкурс задумывался именно как программа обучения и наставничества, а не последующего трудоустройства. «Но наставники задают вопросы: «А на работу я могу к себе позвать?» Конечно, можете. Вы можете посмотреть друг на друга, а в последние дни начинается конкурс за вас (финалистов, – прим. ред.). И это здорово», – продолжил первый заместитель руководителя администрации президента.

«Вы преодолели свои страхи, и вы уже победили. Вы уже сегодня попали в тот самый кадровый лифт. Движение в этом кадровом лифте – не случайность, не лотерея, им управляете вы, отдавая свои силы, чтобы менялась реальность. Главное, что отличает лидера от просто управленца, – брать ответственность не только за окружающих людей, за свою страну», – высказался Кириенко.

Игорь Шувалов пообещал присматривать за всеми, кто проявляет себя ярко. «Знаете, это большое дело страны. Все говорят: «Вот, вы расселись, не даете идти вперед другим». Если вы посмотрите на обновленный состав губернаторский, можете заметить, что это не так. <…> Мы нуждается в талантливых людях. Для особо продвинутых всегда найдется вакансия. Наша задача – помочь найти то место в жизни, которое вы сами для себя видите. Пусть среди вас появятся свои Илоны Маски, которые запускают ракеты в космос, я желаю вам успеха», – сообщил он.

Первый день финала ознаменовался мастер-классами от наставников, правда, часть из них была закрыта для журналистов, потому узнать, о чем лично рассказывал участникам Собянин или Лавров, было сложно. Совсем не скрывались Кудрин и Греф. Алексей Кудрин начал свое выступление с шутки и назвал участников «не 300 лидеров, а 300 спартанцев», намекнув на сложность конкурса. А после поговорил о наиболее важных стратегических вызовах для российской экономики и назвал пути их преодоления. Он предоставил аналитику факторов, обуславливающих финансовую стабильность страны. Также он затронул вопросы развития отечественной промышленности и частного капитала, сделав упор на необходимости развития кадрового потенциала страны для повышения конкурентоспособности экономики. «На сегодня главный вызов предпринимателям в том, что нам нужны не просто знания по профессии, нам нужны активные люди, способные принимать решения, люди с критическим мышлением, со знаниями дизайна, продвижения – эти навыки являются важными для того, чтобы обеспечить технологические инновации», – сказал он. После он сообщил журналистам, что для себя отберет только троих людей – «тех, кто ближе к моей сегодняшней деятельности».

Греф же пытался выразить ориентиры Сбербанка в готовности финансирования стартапов в области искусственного интеллекта, высоких технологий и средств электронной коммуникации. «В центре технологий и решения проблем в будущем будет стоять искусственный интеллект. Уже сейчас он начинает становиться основным выбором для клиентов и компаний. Искусственный интеллект дает бизнесу мгновенное преимущество в конкурентной борьбе», – поделился Герман Греф.

Говорил Греф и новых вызовах перед мировой экономикой в цифровую эпоху. «Мы столкнемся с ростом скорости изменений и информационного потока, усложнением обстановки, но вместе с тем, со значительным расширением возможностей. Каждому из нас придется стать специалистом по обработке данных. У меня нет универсальных рецептов лидерства. Лидер – это работа на грани, работа над собой. Лидер должен иметь открытые уши, быть способен к саморефлексии, самодисциплине и самообразованию», – подытожил он.

Лавров как наставник оказался интересен трем финалистам: они об этом попросили его сами, перед этим ответив на задание ведомства. Одна молодая женщина предложила бренд, который будет описывать позицию России, – она звучит очень просто: сила России – в правде. «Брат-2» помните? Не в силе, а в правде», – рассказал Сергей Лавров.

Губернаторы о губернаторстве

Поздним вечером участников ждала дискуссия, где вместе с губернаторами-технократами они обсуждали роль лидеров в госуправлении на региональном уровне. Своим опытом поделились сразу шесть человек – губернатор Калининградской области Антон Алиханов, губернатор Новгородской области Андрей Никитин, губернатор Тюменской области Владимир Якушев, врио губернатора Самарской области Дмитрий Азаров, врио губернатора Нижегородской области Глеб Никитин и врио губернатора Орловской области Андрей Клычков.

Все они рассказали небольшую историю, как оказались в этом кресле, а также о своем первом рабочем дне. Несмотря на совершенно разные истории, в целом все поделились тем, что ранее полученный ими федеральный опыт очень пригодился на работе в регионах. Каждый губернатор хвалил свой регион и призывал участников не бояться признавать ошибок, особенно в кадровой сфере. Интересно, что к этому настойчиво призывали Антон Алиханов и Глеб Никитин. Ну а Дмитрий Азаров выделился тем, что единственный представил финалистов от Самарской области (хоть и зачитал их фамилии с листа).

Отвечая на вопрос о том, каким бы словом они охарактеризовали свою работу, Андрей Клычков назвал «возможности для реализации», Дмитрий Азаров – «любовь к региону», Глеб Никитин – «вызовы». Владимир Якушев – «проекты», Андрей Никитин – «место для подвига, послушание», Антон Алиханов – «результат».

Интересно, что до беседы модератор попросил участников проголосовать и выбрать из представленных вариантов свои амбиции, предложив пост губернатора, министра в правительстве, должность в крупной компании. Сначала стать губернаторами изъявили всего 17,8 %, но под конец встречи процент проголосовавших вырос почти до 38 %.

Кто едет в лифте

«В обществе есть глобальный запрос – он связан с формированием новой элиты, перезагрузкой элиты. И население этого хочет, так как существует значительная усталость от менеджмента, который существует в регионах, муниципалитетах, – комментирует «ФедералПресс» политолог Дмитрий Орлов. – С другой стороны, федеральное руководство и лично Владимир Путин проявляет заинтересованность. Конечно, любые форматы, любые проекты, которые направлены на обновление элит, всегда востребованы. Конкурс «Лидеры России» формализован и деперсонализирован – когда реально люди обладают общим кругозором и компетентностью, они в состоянии победить в этом конкурсе. Важно теперь обеспечить, чтобы эти люди были востребованы – на управленческих должностях, в кадровом резерве».

По словам Орлова, Путин осознает проблему инертности, застойности элит. Население интуитивно это осознает, а Путин – рационально население в этом поддерживает. Нужно искать менеджеров, которые будут качественно и эффективно работать, но не будут дороги для экономики. Политолог замечает, что этот конкурс, безусловно, используется Путиным в предвыборных целях, но далеко выходит за их пределы – он призван системно изменить ситуацию с обновлением элит и появлением кадровых лифтов. «Ситуация серьезно застопорена, нужно дать возможность людям – менее состоятельным, тем, которые находятся в регионах, особенно в моногородах, где слабая подвижность, – дать механизмы дистанционного включения в кадровый резерв, стать востребованными в стране. Главное, чтобы после победы в конкурсе все не ограничилось какими-то списками и условностями. Главная награда для участников конкурса – это не получение символического приза, а получение реального поста и быть включенным в процесс кадрового обновления страны», – говорит эксперт.

«Нам необходимы лифты не только для молодых людей и студентов, людей, которые начинают, но и для людей, которые уже обладают какими-то знаниями и опытом. Причем не систематические лифты, не ленинский призыв в партию, а так, чтобы они работали постоянно – в этом году, через год, через пять. Если у него есть талант, нужно, чтобы он раскрылся, если его нет – то чтобы все знали, что его точно нет. Нужно постоянно искать и находить новых людей, иначе может произойти ситуация, когда все десять управленцев однажды состарятся. Есть еще один важный аспект этого лифта – это социальный. Когда лифт есть, то неудача социальная – это вопрос того, кто едет в лифте. Когда лифта нет, то это вопрос общества. Когда человек за свои неудачи начинает обвинять общество. И в этом смысле – важнейший стабилизирующий инструмент. Такой лифт важен для всех. Для государства это – способ получения качественных работников, а с другой стороны – создание единой коммуникации между обществом и властью. Когда общество говорит, что не власть виновата в моих бедах, а если есть беды – виноват я, а если все хорошо – я этого добился. Вот американцы живут по-разному, но ни один американец не говорит, что страна виновата в его проблемах. Сумел победить в конкурсе – молодец, не сумел – извините. Это не вина государства, а твое неумение или нежелание (нужное подчеркнуть) победить», – отмечает гендиректор института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

По его словам, конкурс, бесспорно, важен, но его задания и исполнение должны быть широкого профиля. «Потому что, если мы сделаем конкурс только на управленческие решения – это тоже очень важно, может быть, самый главный момент. Однако, одними компетенциями сыт не будешь – нужно, чтобы у человека был широкий кругозор: умение работать с людьми. Он может быть прекрасным политическим технологом, прекрасным управленцем, но если не сможет выстроить отношения с коллективом – ничего не получится. Поэтому так важен широкий спектр задач и заданий, в которых знания, умения должны совмещаться с психологическими качествами. Будущий профессионал-управленец в России – это профессионал широкого профиля. Это не только профессионал, это еще и крупная личность. Это идеальный вариант, хотя, и крупная личность – это, конечно, редкость, а чиновников в России нужно много. Но это тот идеал, к которому нужно стремиться», – продолжает эксперт.

Дмитрий Журавлев уверен, что страна больше всего нуждается в управленцах в сфере муниципального управления, и не просто органов власти, а именно низовой его части. «Скажу честно: платят там мало, а работа тяжелая. Но Россия – такая страна, что из одной точки ей управлять нельзя – это технически невозможно. Поэтому, чем лучше мы организуем систему управления на местах, тем эффективнее будет работать вся страна. Я бывал в ряде европейских стран, и меня поражает, что там качество муниципального управления не уступает уровню федеральному. Они очень много в это вкладывали сил, и это очень значимо для людей. Ведь жизнь определяется на этом уровне. Поэтому это очень устойчивая система, а у нас все вверху – каждый хочет занять высокое положение и никто не хочет быть младшим дворником. И потому в некотором смысле система перегружается – голова тяжелая, а ножки слабенькие», – заключает гендиректор института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

Ссылка


Возврат к списку