у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Смыслы недели: дагестанский «спецназ» Васильева и Грудинин как понедельник

Смыслы недели: дагестанский «спецназ» Васильева и Грудинин как понедельник 09.02.2018

Экспертиза самых знаковых событий недели с Дмитрием Журавлевым, Андреем Колядиным, Дмитрием Орловым, Вячеславом Смирновым, Глебом Павловски

«ФедералПресс» продолжает информационно-аналитическую программу «Смыслы недели». На текущей неделе самыми знаковыми событиями стали операция правоохранительных органов в Дагестане, регистрация в ЦИК очередной группы кандидатов в президенты РФ и их акции и поездки. Для «ФедералПресс» в этих событиях детально разбирались ведущие политологи России

«Декриминализация властной вертикали»

В Дагестане, в рамках «декриминализации властных структур» республики арестованы бывший глава республиканского правительства и его заместители, и почти во всех министерствах и ведомствах проходят обыски. Это стало следствием работы специальной комиссии из сотрудников МВД, Следственного комитета, Генпрокуратуры и ФСБ, которая с начала января расследует случаи коррупции в регионе. Следственные действия связывают с расследованием хищения денежных средств, выделенных Дагестану из федерального бюджета.

Обыски прошли в министерствах здравоохранения и финансов, в органах образования, в управлении службы судебных приставов и ряде других правоохранительных структур, в том числе в городских и районных подразделениях. В республике заменили весь личный состав дорожно-патрульной службы. Вместо местных патрульных дежурят полицейские и бойцы Росгвардии, которые прибыли в Дагестан в командировку из других регионов страны.

Федеральный центр давно ведет борьбу с коррупцией региональных элит, но Дагестан в этом отношении регион особый в силу необходимости тонкой настройки баланса межнациональных отношений. Чем отзовутся нынешние события в самой республике и в России, мы спросили у экспертов.

Комментирует директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев:

«Замена кадров вполне естественна. В республике клановая политика, и там невозможно пресечь коррупцию, дав по рукам одному или двум человекам. То есть, надо менять весь состав вертикали, так как все друг с другом связаны. Поэтому пришел новый человек не из республики. С этим же настроем приходил Абдулатипов, но его внутренние связи оказались сильнее. Хотя он многое сделал, но не смог выполнить главную задачу. Поэтому пришел Васильев, человек, тесно связанный с силовым блоком.

Реакция населения на эти события − это вопрос сложный. Здесь есть два прямо противоположных момента. Во-первых, в клановой системе богатые воспринимаются бедными не как враги, а как лидеры своего клана. И в этом, вероятно, часть населения будет обижена. Пусть даже они не будут связаны с теми, кого посадили напрямую, а через родовые и религиозные контакты. С другой стороны, в молодежной среде там давно царит атмосфера сильной безысходности. И в этой среде есть понимание, что свои своим всегда помогут, а дело остальных − это принцип: спасение утопающих − дело рук самих утопающих. Во многом именно это и определяло позицию молодежи. Мне местные дагестанские журналисты говорили, что многие молодые люди, уходящие в «зеленку», то есть примыкающие к террористическому подполью, идут туда не потому, что исповедуют радикальный ислам и борьбу с Россией, а только потому, что вообще не видят себе места в обществе. Та часть населения, естественно, исключая террористическое подполье, которая оказалась выключена из экономической жизни и социальных лифтов, она эти перемены безусловно поддержит. Поддержит по принципу: «все так весело, что любые изменения только к лучшему».

Здесь надо понимать, что в построении новой властной вертикали ставка только на управленцев из других регионов будет бессмысленна. Получится правительство, находящееся в обороне по отношению к населению республики. Это касается не только Кавказа, но и, к примеру, любого российского региона. Попробуйте в Красноярске создать правительство целиком из варягов и посмотрите сколько оно продержится. На Кавказе варягов могут и убить, а в Красноярске их тихо «съедят». Правительство не может состоять только из чужаков. Чужаки могут играть роль комиссаров, которые будут контролировать, чтобы местные не заедались, но они не могут взять на себя все функции управления. Они свободны от клановых обязательств, но одновременно это и их слабость, так как они не могут использовать клановые механизмы, чтобы добиться результата.

Перед Васильевым сейчас стоит задача заново сформировать управленческую вертикаль с обязательным привлечением местных кадров и новой тонкой настройки межнациональных отношений. Если, к примеру, пригласить вице-премьером кумыка, то все лезгины тут же посчитают, сколько постов для себя они должны получить, чтобы по влиятельности уравнять ситуацию.

Изначально Дагестаном управлял не глава Республики, а Госсовет, состоящий из представителей ключевых наций. Формально был председатель Госсовета, но коллективным, если можно так назвать, президентом, была группа граждан, представляющих эти ключевые нации. Иначе в 1990-х годах ситуацию вообще можно было не взять под контроль. Теперь лидер республики − чужой и внеклановый, и в этом есть свои плюсы. То, что он точно не кумык − для лезгин, а для лезгин − что он не кумык, для национального вопроса будет очень важно».

Комментирует политолог Андрей Колядин:

«Вот с одной стороны вроде нехорошо − силовики там всякие... всех арестовывают... работать не дают... А с другой − ты руководитель. Приходишь на территорию. А тут, напротив тебя сидит охреневшая от воровства банда, повязанная кланами и чувством собственной безнаказанности. Смотрит тебе в глаза наглым взглядом и улыбается... Ну как не вызвать спецназ».

За голосами в народ, в регионы и в Америку

Центризбирком на текущей неделе зарегистрировал целый ряд кандидатов на должность президента РФ, а также доверенных лиц. ЦИК определил, что жеребьевка по распределению бесплатной печатной площади для публикации предвыборных агитационных материалов в общероссийских государственных периодических печатных изданиях между зарегистрированными кандидатами, политическими партиями при проведении выборов состоится по решению ЦИК России 15 февраля. Тем временем информационное поле все более напоминает поле битвы. Со стороны КПРФ и других общественных сил в ЦИК России готовятся многочисленные жалобы по вопросам освещения избирательной кампании в СМИ.

Тем временем кандидаты поехали за поддержкой своих кандидатур в регионы. Единственный из кандидатов, который поехал искать голоса в свою поддержку не на родине, а в «американский регион», оказалась Ксения Собчак. Там теледива встретилась с конгрессменами и при общении с журналистами ушла от ответа на вопрос − встречалась ли она с представителями администрации президента США. Собчак отметилась рядом неоднозначных высказываний, которые точно не понравились большинству патриотически настроенных россиян. Помимо необходимости «покаяния» России за события в Донбассе, во время своего выступления в Колумбийском университете она заявила: «Я хочу послать сигнал Кремлю и всем россиянам: ответственный президент не должен подталкивать отношения с мировой державой к тупику». Собчак даже посетила традиционный молитвенный завтрак, проводимый президентом США, который в части людских коммуникаций назвала «абсолютно бессмысленным и бесполезным».
Что интересного сейчас происходит в избирательной кампании − мы спросили у политологов.
Комментирует директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев:

«Избирательная кампания идет своим чередом. Путин, как глава государства, не может уделять ей много времени, и в этой кампании на него работают его дела. Активно идет кампания у Грудинина и здесь интересно, насколько левые смогут объединиться вокруг этой фигуры не только для выборов, но и того, что будет после них? Будут ли в новом правительстве после выборов министры с левой идеологией? В нашей новейшей постсоветской истории они уже были. Очень важный вопрос − какую роль будет играть в российской политике левое движение после выборов.

Мне интересен вояж в США госпожи Собчак. При этом совсем не ясен смысл − она, что, собиралась найти в Штатах русские голоса? Я хочу понять ее логику.

В выборах есть один важный момент, который, вероятно, проявится не сейчас, но игнорировать его не стоит. Это выбор молодого поколения. Выбор таких как я − он очевиден. Мы по жизни − консерваторы, мы революцию пережили, и нам во второй раз ее не надо. Но сейчас будет голосовать новое поколение. Оно мира без Путина фактически не видело. Вот какой выбор они сейчас сделают? Я преподаю в либеральном вузе, который умонастроениями не отражает всю ситуацию в стране. Мне один студент говорит: «Я всю жизнь жил при Путине, и мне кажется, что что-то изменится, только когда он уйдет». Для нашего поколения тот факт, что кто-то уйдет и что-то тут же изменится − он не является априори положительным. Но для некоторых молодых − это абсолютная ценность. Они полагают, что любые изменения − это только к добру. Этот вопрос важен не в том ключе, что подобные взгляды станут уже сейчас критическим большинством. Это важно не для этих выборов, где есть однозначный лидер, а важно для выборов следующих, где такого лидера может не быть».

Комментирует генеральный директор АПЭК Дмитрий Орлов:

«Кандидаты разворачивают электоральную активность и действуют разными методами с акцентом на свои аудитории. Данные последних социологических опросов показывают рост рейтинга Владимира Путина и практическую остановку роста рейтинга Грудинина. Блиц-криг, на который рассчитывал штаб этого кандидата и некоторые другие игроки, он не состоялся. В этой связи компартии приходится развертывать традиционную для нее избирательную кампанию с целью плавного и постепенного роста рейтинга. А территории, которые можно было бы отнести к «левым» или «красным», их оказалось меньше, чем изначально рассчитывали в КПРФ. Кандидаты транслируют свои программы в поездках и в СМИ, что является традиционным набором агитации. Можно отметить, что после своей регистрации очень активно разворачивает агитационную работу Сурайкин. Хотя его и нельзя воспринимать как серьезного игрока, тем не менее, он сможет перетянуть на свою сторону определенную часть электората КПРФ».

Комментирует директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов:

«Стремясь решать свои внутренние проблемы по сохранению контроля за партией и партийными финансами Зюганов выдвигает инициативу и управление в качестве левого кандидата. Он отказался от требований отмены варварской приватизации, частной собственности на землю, переориентировался в духе правой социал-демократии и предал заветы марксизма-ленинизма. Более чем очевидно, что риторика коммунистов 90-х годов и сегодняшней верхушки КПРФ сильно изменилась.

Говоря правильные вещи о тяжелом состоянии рабочего класса и неимоверном расслоении в обществе, руководство КПРФ совершенно не способно вести массы на выборы и побеждать. Их больше волнует внутрипартийная борьба. Поэтому в качестве знамени компартии на этих выборах и был выбран Грудинин. Он не сможет претендовать на лидерство в партии, и его авторитет в ней ничтожен».

Комментирует главный редактор журнала «Гефтер» Глеб Павловский:

«Это не столько избирательная кампания, сколько процесс выбора и назначения. Не надо называть кампанией выдвижения то, что этим не являлось. Это интересно наблюдать, но это не выдвижение кандидатов и это не выборы. Это переназначение Путина Путиным. Часть кандидатов − не будем показывать пальцем − были выдвинуты в этот «чудесный» список с противоположной стороны. Получилось 1 + 7. Если эти семь ранжировать как дни недели, то Грудинин будет понедельником, а в остальном возможны варианты».

Ссылка


Возврат к списку