у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Муниципальная реформа Олега Кувшинникова и драйверы развития Вологодской области

Муниципальная реформа Олега Кувшинникова и драйверы развития Вологодской области 03.12.2018

у­бер­на­тор Во­ло­год­ской об­ла­сти Олег Кув­шин­ни­ков за­явил в на­ча­ле но­яб­ря о сво­ей го­тов­но­сти вто­рой раз бал­ло­ти­ро­вать­ся на пост гу­бер­на­то­ра на пред­сто­я­щих вы­бо­рах в 2019 году. По сло­вам са­мо­го Кув­шин­ни­ко­ва, его вы­дви­же­ние про­изой­дет при двух усло­ви­ях: под­держ­ке во­лог­жан и под­держ­ке пре­зи­ден­та. Само по­доб­ное за­яв­ле­ние от гу­бер­на­то­ра Во­ло­год­ской об­ла­сти, име­ю­ще­го боль­шой управ­лен­че­ский опыт, оче­вид­но, не слу­чай­но. На фоне ито­гов пер­во­го гу­бер­на­тор­ско­го сро­ка Кув­шин­ни­ко­ва по­зи­тив­ная ре­ак­ция фе­де­раль­но­го цен­тра на его вы­дви­же­ние весь­ма ве­ро­ят­на.

Во­ло­год­ская об­ласть – от­но­си­тель­но ста­биль­ный ре­ги­он, в ко­то­ром от­сут­ству­ют ост­рые про­бле­мы, тре­бу­ю­щие вме­ша­тель­ства Крем­ля. От­сут­ствие се­рьез­ных нега­тив­ных ин­фор­ма­ци­он­ных по­во­дов в фе­де­раль­ной по­вест­ке, свя­зан­ных с Во­ло­год­ской об­ла­стью, сви­де­тель­ству­ет о спо­соб­но­сти дей­ству­ю­ще­го гу­бер­на­то­ра кон­тро­ли­ро­вать си­ту­а­цию в ре­ги­оне.

Ре­зуль­та­том ра­бо­ты ко­ман­ды Кув­шин­ни­ко­ва ста­ла на­ла­жен­ная си­сте­ма вза­и­мо­дей­ствия ре­ги­о­наль­ной вла­сти и биз­не­са. Тес­ное со­труд­ни­че­ство с си­сте­мо­об­ра­зу­ю­щим пред­при­я­ти­ем ре­ги­о­на, ПАО «Се­вер­сталь» (при том, что ме­тал­лур­ги­че­ская от­расль со­став­ля­ет ос­но­ву эко­но­ми­ки ре­ги­о­на), поз­во­ля­ет упро­стить ре­ше­ние фи­нан­со­вых во­про­сов и удоб­но для цен­тра. По­это­му под­держ­ка Кув­шин­ни­ко­ва на фе­де­раль­ном уровне мо­жет стать до­пол­ни­тель­ным сиг­на­лом для мест­ных элит о том, что сло­жив­ша­я­ся си­сте­ма вза­и­мо­дей­ствия биз­не­са и вла­стей ре­ги­о­на оста­нет­ся преж­ней.

Олег Кув­шин­ни­ков воз­глав­ля­ет Во­ло­год­скую об­ласть с 2011 года. Од­ним из ито­гов его ра­бо­ты в ка­че­стве гу­бер­на­то­ра ста­ло пре­об­ра­зо­ва­ние си­сте­мы му­ни­ци­паль­но­го управ­ле­ния. Ре­ше­ния, ко­то­рые при­ни­ма­лись с 2015 года, от­ра­зи­лись на фор­ме это­го ин­сти­ту­та, рас­пре­де­ле­нии функ­ций внут­ри него, а та­к­же на эф­фек­тив­но­сти его ра­бо­ты.

Раз­ви­тие му­ни­ци­па­ли­те­тов — ос­но­ва стра­те­гии раз­ви­тия все­го ре­ги­о­на. За 2017 год бла­го­да­ря раз­ви­тию му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний Во­ло­год­ская об­ласть смог­ла вой­ти в трой­ку ли­де­ров сре­ди субъ­ек­тов Се­ве­ро-За­пад­но­го фе­де­раль­но­го окру­га по ко­ли­че­ству субъ­ек­тов МСП, а та­к­же в де­сят­ку луч­ших ре­ги­о­нов по по­ка­за­те­лю вы­со­кой пред­при­ни­ма­тель­ской ак­тив­но­сти. В 2018-м Во­ло­год­ской об­ла­сти уда­лось вый­ти на ли­ди­ру­ю­щие по­зи­ции в сфе­ре ту­риз­ма.

  1. Ре­фор­ма управ­ле­ния на ме­стах: цели, ме­ха­низм, ре­зуль­та­ты

По со­сто­я­нию на 1 ян­ва­ря 2018 года в Во­ло­год­ской об­ла­сти на­счи­ты­ва­лось 209 му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний: 2 го­род­ских окру­га (г. Во­лог­да и г. Че­ре­по­вец); 26 му­ни­ци­паль­ных рай­о­нов; 22 го­род­ских по­се­ле­ния; 159 сель­ских по­се­ле­ний.

В ре­зуль­та­те ре­ше­ний, ко­то­рые были осу­ществ­ле­ны в си­сте­ме му­ни­ци­паль­но­го управ­ле­ния Во­ло­год­ской об­ла­сти, про­изо­шло из­ме­не­ние форм ин­сти­ту­тов и пе­ре­рас­пре­де­ле­ние функ­ций внут­ри них. Из­ме­не­ния, ко­то­рым под­верг­лись ор­га­ны му­ни­ци­паль­но­го управ­ле­ния за по­след­ние три года, мож­но услов­но раз­де­лить на ме­ро­при­я­тия по оп­ти­ми­за­ции си­сте­мы (объ­еди­не­ние сель­ских по­се­ле­ний, со­кра­ще­ние бю­ро­кра­ти­че­ско­го ап­па­ра­та) и ме­ро­при­я­тия, на­прав­лен­ные на под­го­тов­ку кад­ров, со­от­вет­ству­ю­щих но­вой фор­ме ин­сти­ту­тов.

Пер­вым эта­пом со­зда­ния эф­фек­тив­ной му­ни­ци­паль­ной си­сте­мы управ­ле­ния ста­ло со­вер­шен­ство­ва­ние тер­ри­то­ри­аль­ной ор­га­ни­за­ции мест­но­го са­мо­управ­ле­ния, ко­то­рая под­ра­зу­ме­ва­ла оп­ти­ми­за­цию му­ни­ци­паль­но­го устрой­ства ре­ги­о­на (объ­еди­не­ние сель­ских по­се­ле­ний). За пе­ри­од с 2013 по 2017 год ко­ли­че­ство сель­ских по­се­ле­ний со­кра­ти­лось на 93 (с 252 до 159). Наи­боль­шая ин­тен­сив­ность про­цес­са пре­об­ра­зо­ва­ния му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний от­ме­ча­ет­ся в пер­вой по­ло­вине 2015 года: было упразд­не­но 49 сель­ских по­се­ле­ний. Да­лее этот про­цесс про­дол­жил­ся, но в мень­шем мас­шта­бе: в про­ме­жу­ток с 2017 по 2018 год были объ­еди­не­ны еще 9 сель­ских по­се­ле­ний. Суть оп­ти­ми­за­ции за­клю­ча­ет­ся в том, что ме­нее раз­ви­тые сель­ские по­се­ле­ния вхо­дят в со­став бо­лее раз­ви­тых тер­ри­то­рий, уси­ли­вая по­тен­ци­ал объ­еди­нен­ных по­се­ле­ний для бу­ду­ще­го раз­ви­тия. Кро­ме того, объ­еди­не­ние сель­ских по­се­ле­ний под­ра­зу­ме­ва­ет со­кра­ще­ние чис­лен­но­сти бю­ро­кра­ти­че­ско­го ап­па­ра­та и сни­же­ние рас­хо­дов на его со­дер­жа­ние. У гла­вы объ­еди­нен­но­го по­се­ле­ния по­яв­ля­ет­ся воз­мож­ность за­дей­ство­вать боль­шую тер­ри­то­рию для по­пол­не­ния бюд­же­та.

Оп­ти­ми­за­ция за­клю­ча­лась не толь­ко в со­кра­ще­нии еди­ниц му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний, но и в из­ме­не­нии са­мой фор­мы ин­сти­ту­та мест­но­го са­мо­управ­ле­ния в Во­ло­год­ской об­ла­сти. Это про­изо­шло за счет вве­де­ния дву­гла­вой си­сте­мы управ­ле­ния. Внед­ре­ние еди­но­об­раз­ной мо­де­ли ор­га­ни­за­ции мест­но­го са­мо­управ­ле­ния в Во­ло­год­ской об­ла­сти на­ча­лось с 2015 года.

Си­сте­ма «дву­гла­во­го управ­ле­ния» раз­ра­ба­ты­ва­лась для того, что­бы сни­зить ве­ро­ят­ность кон­флик­та меж­ду мэ­ром и гу­бер­на­то­ром об­ла­сти и сде­лать пред­ста­ви­тель­ство по­се­ле­ний бо­лее зна­чи­мым. Про­изо­шло пе­ре­рас­пре­де­ле­ние функ­ций внут­ри ин­сти­ту­та. Функ­ции гла­вы му­ни­ци­па­ли­те­та раз­де­ле­ны на две ча­сти: хо­зяй­ствен­ную и пред­ста­ви­тель­ную. Гла­ва рай­о­на из­би­ра­ет­ся из со­ста­ва де­пу­та­тов пред­ста­ви­тель­но­го со­бра­ния, сити-ме­не­джер (мэр, ру­ко­во­ди­тель ад­ми­ни­стра­ции) на­зна­ча­ет­ся по кон­трак­ту.

Утвер­жден­ная схе­ма пред­по­ла­га­ет, что рай­он­ные пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны на тер­ри­то­рии Во­ло­год­ской об­ла­сти со­сто­ят из глав и де­пу­та­тов по­се­ле­ний, ко­то­рые из­би­ра­ют­ся пря­мым го­ло­со­ва­ни­ем. Это под­ра­зу­ме­ва­ет, что каж­дое по­се­ле­ние об­ла­да­ет пред­ста­ви­тель­ством на уровне му­ни­ци­паль­но­го рай­о­на. При этом ис­че­за­ет необ­хо­ди­мость в про­ве­де­нии вы­бо­ров рай­он­но­го уров­ня, что умень­ша­ет мас­штаб бюд­жет­ных рас­хо­дов.

По ито­гам вы­бо­ров 9 сен­тяб­ря 2018 года Во­ло­год­ская об­ласть прак­ти­че­ски пол­но­стью пе­ре­ш­ла на «дву­гла­вую си­сте­му» (Че­ре­по­вец­кий, Ваш­кин­ский и Ха­ров­ский рай­о­ны). Оста­ет­ся толь­ко Тар­ног­ский му­ни­ци­па­ли­тет — срок кон­трак­та с его гла­вой за­кан­чи­ва­ет­ся в 2019 году.

Пе­ре­ход на та­кой ва­ри­ант еди­ной мо­де­ли ор­га­ни­за­ции мест­но­го са­мо­управ­ле­ния без­услов­но вли­я­ет на из­ме­не­ние са­мой фор­мы ин­сти­ту­та и пе­ре­рас­пре­де­ле­ние функ­ций внут­ри него. Один из глав­ных ито­гов оп­ти­ми­за­ции – от­сут­ствие рас­хо­дов на про­ве­де­ние вы­бо­ров на рай­он­ном уровне. Кор­ре­ля­ции меж­ду ти­пом мо­де­ли ор­га­ни­за­ции мест­но­го са­мо­управ­ле­ния и эф­фек­тив­но­стью му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния нет. Со­глас­но рей­тин­гу го­род­ских окру­гов и му­ни­ци­паль­ных рай­о­нов Во­ло­год­ской об­ла­сти по ре­зуль­та­там ком­плекс­ной оцен­ки эф­фек­тив­но­сти де­я­тель­но­сти ор­га­нов мест­но­го са­мо­управ­ле­ния 2017 года Тар­ног­ский рай­он (в ко­то­ром еди­ная си­сте­ма бу­дет внед­ре­на в 2019 году) в те­че­ние по­след­них трех лет за­ни­ма­ет ли­ди­ру­ю­щие по­зи­ции рей­тин­га. Го­род­ской округ Че­ре­по­вец в по­след­ние три года бо­лее эф­фек­ти­вен, чем Во­лог­да (в ко­то­рой «дву­гла­вая си­сте­ма» была внед­ре­на на год рань­ше, с 2016 года).

Ис­поль­зо­ва­ние «дву­гла­вой мо­де­ли» при фор­ми­ро­ва­нии ор­га­нов мест­но­го са­мо­управ­ле­ния ак­ту­а­ли­зи­ру­ет про­бле­му нехват­ки кад­ров и спе­ци­а­ли­стов. Долж­ность сити-ме­не­дже­ра, с ко­то­рым за­клю­ча­ет­ся кон­тракт, под­ра­зу­ме­ва­ет на­ли­чие опре­де­лен­ных ком­пе­тен­ций. По­это­му глав­ны­ми пре­тен­ден­та­ми на эту долж­ность ста­но­вят­ся кан­ди­да­ты, име­ю­щие опыт управ­ле­ния (мэр г. Во­лог­ды С. Во­ро­па­нов, ра­нее за­ни­мав­ший пост за­ме­сти­те­ля гла­вы Во­лог­ды; мэр г. Че­ре­пов­ца – Е. Ав­де­е­ва, ра­нее за­ни­мав­шая пост на­чаль­ни­ка управ­ле­ния го­род­ской эко­но­ми­ки и тор­гов­ли, за­тем за­ме­сти­те­ля мэра г. Че­ре­пов­ца).

От­ме­на пря­мых вы­бо­ров мэра и на­зна­че­ние его на кон­курс­ной ос­но­ве де­ла­ют необ­хо­ди­мой ча­стью со­зда­ния эф­фек­тив­ной си­сте­мы му­ни­ци­паль­но­го управ­ле­ния под­го­тов­ку кад­ров. Имен­но по­это­му ре­ги­о­наль­ны­ми при­о­ри­те­та­ми в по­след­ние два года ста­ли про­ек­ты «Успеш­ная шко­ла» (на­ча­ло ре­а­ли­за­ции 2017 г.), «Ми­гра­ция тру­до­вых ре­сур­сов» (на­ча­ло ре­а­ли­за­ции 2017 г.) и «Профори­ен­та­ция» (на­ча­ло ре­а­ли­за­ции 2018 г.).

По ито­гам 2017 года жи­те­ли были удо­вле­тво­ре­ны ра­бо­той ор­га­нов мест­но­го са­мо­управ­ле­ния в Во­ло­год­ском, Шекс­нин­ском, Ча­го­до­щен­ском, Ки­рил­лов­ском, То­тем­ском, Устю­жен­ском рай­о­нах, а та­к­же в г. Че­ре­пов­це (бо­лее 50%).

  1. Власть в Во­ло­год­ской об­ла­сти: уров­ни и вза­и­мо­дей­ствие меж­ду ними

Важ­ным струк­тур­ным эле­мен­том в эф­фек­тив­ной си­сте­ме му­ни­ци­паль­но­го управ­ле­ния яв­ля­ет­ся вза­и­мо­дей­ствие меж­ду об­ра­зо­ва­ни­я­ми му­ни­ци­паль­но­го уров­ня и ре­ги­о­ном. Вы­стра­и­ва­ние вер­ти­ка­ли «ре­ги­он-му­ни­ци­па­ли­тет» пред­по­ла­га­ет, с од­ной сто­ро­ны, кон­троль, с дру­гой — быст­рое ре­а­ги­ро­ва­ние на воз­ни­ка­ю­щие про­бле­мы и угро­зы.

Осо­бен­но­сти меж­уров­не­во­го вза­и­мо­дей­ствия в Во­ло­год­ской об­ла­сти обу­слов­ле­ны как ре­зуль­та­том ис­поль­зо­ва­ния са­мой мо­де­ли фор­ми­ро­ва­ния му­ни­ци­паль­ных ор­га­нов, так и ини­ци­а­ти­ва­ми ре­ги­о­наль­ной вла­сти, на­прав­лен­ны­ми на устра­не­ние про­блем­ных ас­пек­тов, свя­зан­ных с ис­поль­зо­ва­ни­ем этой мо­де­ли. В ос­нов­ном эти ини­ци­а­ти­вы ка­са­ют­ся сбли­же­ния уров­ней вла­сти для бо­лее опе­ра­тив­но­го вза­и­мо­дей­ствия.

Осо­бен­но­сти ис­поль­зо­ва­ния «дву­гла­вой мо­де­ли»

  • По­яв­ле­ние долж­но­сти сити-ме­не­дже­ра и от­ме­на пря­мых вы­бо­ров мэра де­ла­ют та­ко­го рода гла­ву, ис­пол­ня­ю­ще­го ад­ми­ни­стра­тив­ные функ­ции, бо­лее за­ви­си­мым от ре­ги­о­наль­ной вла­сти. Кон­курс­ная ос­но­ва, по ко­то­рой на­зна­ча­ет­ся мэр и за­клю­ча­ет­ся кон­тракт, со­пря­га­ет­ся с ре­ко­мен­да­ци­я­ми гу­бер­на­то­ра. По­яв­ля­ет­ся пря­мой ме­ха­низм вли­я­ния и кон­тро­ля.
  • Сле­ду­ю­щий ас­пект меж­уров­не­во­го вза­и­мо­дей­ствия – это из­бра­ние гла­вы му­ни­ци­паль­ных рай­о­нов из чис­ла де­пу­та­тов му­ни­ци­паль­но­го со­бра­ния, в ко­то­ром пред­став­ле­ны гла­вы по­се­ле­ний. Из­бра­ние гла­вой му­ни­ци­паль­но­го рай­о­на од­но­го из глав сель­ских по­се­ле­ний вы­во­дит пред­ста­ви­тель­ство на бо­лее вы­со­кий уро­вень. Этот шаг по­вы­ша­ет зна­чи­мость пред­ста­ви­тель­ства му­ни­ци­паль­ных по­се­ле­ний, вы­во­дит его на но­вый уро­вень, при­бли­жая к рай­он­но­му и ре­ги­о­наль­но­му.

Ини­ци­а­ти­вы ре­ги­о­наль­ной вла­сти

  • Но­вая си­сте­ма вы­яви­ла необ­хо­ди­мость в ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных спе­ци­а­ли­стах. Сде­лать ро­та­цию кад­ров си­стем­ной при­зва­ны про­ек­ты, ини­ци­и­ро­ван­ные гу­бер­на­то­ром. Это про­ект «Ко­ман­да гу­бер­на­то­ра: Му­ни­ци­паль­ный уро­вень», ко­то­рый ре­а­ли­зу­ет­ся в об­ла­сти с 2013 года. Ре­зуль­та­том ре­а­ли­за­ции про­ек­та ста­но­вит­ся про­фес­си­о­наль­ная пе­ре­под­го­тов­ка управ­лен­че­ских кад­ров. В его рам­ках про­ис­хо­дит под­го­тов­ка про­ек­та, пред­ла­га­ю­ще­го ре­ше­ние ак­ту­аль­ной для му­ни­ци­паль­но­го рай­о­на про­бле­мы: по­вы­ше­ния ин­ве­сти­ци­он­ной ак­тив­но­сти тер­ри­то­рии (Ба­буш­кин­ский рай­он), ди­вер­си­фи­ка­ции эко­но­ми­ки (Со­коль­ский рай­он), управ­ле­ния энер­го­эф­фек­тив­но­стью (Во­ло­год­ский рай­он). С 2018 года раз­ви­ва­ет­ся про­ект «Ко­ман­да гу­бер­на­то­ра: Ко­ман­да про­фес­си­о­на­лов». К чис­лу про­ек­тов, на­прав­лен­ных на во­вле­че­ние граж­дан в жизнь ре­ги­о­на, мож­но от­не­сти про­ект «Ко­ман­да гу­бер­на­то­ра: На­род­ный бюд­жет».
  • Со­зда­ние Со­ве­та глав му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний при гу­бер­на­то­ре Во­ло­год­ской об­ла­сти. Пре­зи­дент­ские вы­бо­ры 2018 года по­ка­за­ли, что ко­ор­ди­на­ция ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной го­су­дар­ствен­ной вла­сти и ор­га­нов мест­но­го са­мо­управ­ле­ния оста­ет­ся ак­ту­аль­ной за­да­чей. Об этом сви­де­тель­ство­вал раз­брос в ре­зуль­та­тах Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на. Наи­бо­лее силь­но он про­явил­ся в г. Во­лог­де, То­тем­ском, Шекс­нин­ском и Че­ре­по­вец­ком рай­о­нах.
  • В Во­ло­год­ской об­ла­сти функ­ци­о­ни­ру­ет си­сте­ма об­ще­ствен­но­го кон­тро­ля за эф­фек­тив­но­стью ра­бо­ты ор­га­нов мест­но­го са­мо­управ­ле­ния. В ос­нов­ном этот ме­ха­низм ре­а­ли­зу­ет­ся че­рез про­ве­де­ние со­цио­ло­ги­че­ских опро­сов, а та­к­же элек­трон­но­го го­ло­со­ва­ния на­се­ле­ния в рам­ках про­ек­та «Ко­ман­да гу­бер­на­то­ра: Ваша оцен­ка» и со­став­ле­ние еже­год­ных рей­тин­гов му­ни­ци­паль­ных рай­о­нов и го­род­ских окру­гов об­ла­сти (по ре­зуль­та­там ком­плекс­ной оцен­ки эф­фек­тив­но­сти де­я­тель­но­сти ор­га­нов мест­но­го са­мо­управ­ле­ния). Ре­зуль­та­ты ком­плекс­ной оцен­ки эф­фек­тив­но­сти, есте­ствен­но, от­ли­ча­ют­ся от оцен­ки ра­бо­ты ор­га­нов мест­но­го са­мо­управ­ле­ния граж­да­на­ми. Так, по ре­зуль­та­там го­ло­со­ва­ния за ор­га­ны мест­но­го са­мо­управ­ле­ния по ито­гам 2017 года ли­ди­ру­ет гла­ва Ка­дуй­ско­го рай­о­на. При этом при ком­плекс­ной оцен­ке эф­фек­тив­но­сти Ка­дуй­ский рай­он на­хо­дит­ся толь­ко на 16 ме­сте.
  1. Эф­фек­тив­ность вла­сти в му­ни­ци­паль­ных рай­о­нах: ди­на­ми­ка и диф­фе­рен­ци­а­ция

Со­глас­но рей­тин­гу эф­фек­тив­но­сти де­я­тель­но­сти ор­га­нов мест­но­го са­мо­управ­ле­ния му­ни­ци­паль­ных рай­о­нов по ито­гам 2017 года, в пя­тер­ку ли­де­ров во­шли Во­ло­год­ский, Усть-Ку­бин­ский, Шекс­нин­ский, Че­ре­по­вец­кий и Бе­ло­зер­ский му­ни­ци­паль­ные рай­о­ны. Глав­ные по­ка­за­те­ли эко­но­ми­че­ской эф­фек­тив­но­сти: раз­ви­тие ма­ло­го и сред­не­го пред­при­ни­ма­тель­ства; улуч­ше­ние ин­ве­сти­ци­он­ной при­вле­ка­тель­но­сти; раз­ви­тие сель­ско­го хо­зяй­ства; бла­го­при­ят­ная си­ту­а­ция в до­рож­ном хо­зяй­стве и транс­пор­те; до­хо­ды на­се­ле­ния. У ли­де­ров рей­тин­га на­блю­да­ют­ся зна­чи­тель­ные по­зи­тив­ные из­ме­не­ния имен­но в этом бло­ке.

Во­ло­год­ский рай­он. Вхо­дит в груп­пу ли­де­ров по улуч­ше­нию ин­ве­сти­ци­он­ной при­вле­ка­тель­но­сти (объ­ем ин­ве­сти­ций в ос­нов­ной ка­пи­тал). Улуч­ше­ние про­изо­шло вслед­ствие стро­и­тель­ства круп­ной жи­вот­но­вод­че­ской фер­мы. Сре­ди му­ни­ци­паль­ных рай­о­нов Во­ло­год­ский рай­он ли­ди­ру­ет по по­ка­за­те­лю «Доля пло­ща­ди зе­мель­ных участ­ков, яв­ля­ю­щих­ся объ­ек­та­ми на­ло­го­об­ло­же­ния зе­мель­ным на­ло­гом, в об­щей пло­ща­ди тер­ри­то­рии го­род­ско­го окру­га (му­ни­ци­паль­но­го рай­о­на)» (38,7%).

Усть-Ку­бин­ский рай­он. За три года му­ни­ци­па­ли­те­ту уда­лось вы­бить­ся в ли­де­ры из аут­сай­де­ров рей­тин­га. В ос­нов­ном это про­изо­шло за счет ра­бо­ты эко­но­ми­че­ско­го бло­ка. За­ни­ма­ет тре­тье ме­сто сре­ди му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний по по­ка­за­те­лю «Доля сред­не­спи­соч­ной чис­лен­но­сти ра­бот­ни­ков ма­лых и сред­них пред­при­я­тий в сред­не­спи­соч­ной чис­лен­но­сти ра­бот­ни­ков всех пред­при­я­тий и ор­га­ни­за­ций», при этом де­мон­стри­ру­ет нис­хо­дя­щий тренд (на 21,7%) по срав­не­нию с про­шлым го­дом. В рай­оне «доля при­быль­ных сель­ско­хо­зяй­ствен­ных ор­га­ни­за­ций» со­став­ля­ет 100% (все сель­хоз­ор­га­ни­за­ции при­быль­ные), вы­со­кие по­ка­за­те­ли в сфе­ре до­рож­но­го хо­зяй­ства и транс­пор­та. Пер­вое ме­сто рей­тин­га по по­ка­за­те­лю «Сред­не­ме­сяч­ная но­ми­наль­ная на­чис­лен­ная за­ра­бот­ная пла­та ра­бот­ни­ков му­ни­ци­паль­ных учре­жде­ний фи­зи­че­ской куль­ту­ры и спор­та».

Шекс­нин­ский рай­он. Этот му­ни­ци­паль­ный рай­он в от­ли­чие от осталь­ных ли­де­ров рей­тин­га не де­мон­стри­ру­ет са­мые вы­со­кие по­ка­за­те­ли в эко­но­ми­че­ском бло­ке (хотя и на­блю­да­ет­ся по­ло­жи­тель­ная ди­на­ми­ка от­но­си­тель­но его соб­ствен­ных по­ка­за­те­лей про­шло­го года, осо­бен­но в сель­ском хо­зяй­стве). Луч­шие по­ка­за­те­ли рай­он смог про­де­мон­стри­ро­вать в сфе­ре об­ра­зо­ва­ния (ли­ди­ру­ет сре­ди му­ни­ци­паль­ных рай­о­нов по по­ка­за­те­лю «Доля му­ни­ци­паль­ных об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний, со­от­вет­ству­ю­щих со­вре­мен­ным тре­бо­ва­ни­ям обу­че­ния, в об­щем ко­ли­че­стве му­ни­ци­паль­ных об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний»; про­изо­шел рост рас­хо­дов бюд­же­та му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния на об­щее об­ра­зо­ва­ние).

Че­ре­по­вец­кий рай­он. Рай­он тра­ди­ци­он­но де­мон­стри­ру­ет вы­со­кие эко­но­ми­че­ские по­ка­за­те­ли по­сле го­род­ских окру­гов по раз­ви­тию ма­ло­го и сред­не­го пред­при­ни­ма­тель­ства. (чис­ло субъ­ек­тов ма­ло­го и сред­не­го пред­при­ни­ма­тель­ства на 10 тыс. че­ло­век на­се­ле­ния; доля сред­не­спи­соч­ной чис­лен­но­сти ра­бот­ни­ков ма­лых и сред­них пред­при­я­тий в сред­не­спи­соч­ной чис­лен­но­сти ра­бот­ни­ков всех пред­при­я­тий и ор­га­ни­за­ций; сель­ское хо­зяй­ство (из 12 сель­хоз­ор­га­ни­за­ций 11 при­быль­ных)). Че­ре­по­вец­кий рай­он – один из ли­де­ров по по­ка­за­те­лю «Сред­не­ме­сяч­ная но­ми­наль­ная на­чис­лен­ная за­ра­бот­ная пла­та ра­бот­ни­ков круп­ных и сред­них пред­при­я­тий и неком­мер­че­ских ор­га­ни­за­ций», от­ме­ча­ют­ся вы­со­кие по­ка­за­те­ли в жи­лищ­ном стро­и­тель­стве.

Бе­ло­зер­ский рай­он. Рай­он по­ка­зал мак­си­маль­ное зна­че­ние сре­ди всех му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний об­ла­сти по объ­е­му ин­ве­сти­ций в ос­нов­ной ка­пи­тал. Это свя­за­но с ре­а­ли­за­ци­ей ин­ве­сти­ци­он­но­го про­ек­та по стро­и­тель­ству ле­со­пиль­но­го за­во­да ООО «Бе­ло­зер­склес». Кро­ме того, рай­он ли­ди­ру­ет по по­ка­за­те­лю «Доля при­быль­ных сель­ско­хо­зяй­ствен­ных ор­га­ни­за­ций в об­щем их чис­ле», та­к­же в Бе­ло­зер­ском рай­оне мень­ше все­го до­рог об­ще­го поль­зо­ва­ния мест­но­го зна­че­ния, не от­ве­ча­ю­щим нор­ма­тив­ным тре­бо­ва­ни­ям. При этом Бе­ло­зер­ский рай­он на­хо­дит­ся в аут­сай­де­рах по по­ка­за­те­лю сред­не­ме­сяч­ной но­ми­наль­ной на­чис­лен­ной за­ра­бот­ной пла­ты ра­бот­ни­ков му­ни­ци­паль­ных об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний.

Спе­ци­фи­ка Во­ло­год­ской об­ла­сти опре­де­ля­ет ту­ризм в ка­че­стве од­ной из глав­ных от­рас­лей эко­но­ми­ки ре­ги­о­на. Ту­ри­сти­че­ский по­ток уве­ли­чи­ва­ет­ся: за по­след­ние 10 лет он вы­рос в 2,5 раза. Та­кие ре­зуль­та­ты – это со­во­куп­ность двух фак­то­ров: ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го на­сле­дия и ак­тив­но­го уча­стия ре­ги­о­на в про­ек­тах и фе­де­раль­ных це­ле­вых про­грам­мах, ко­то­рые поз­во­ля­ют ре­а­ли­зо­вать име­ю­щий­ся по­тен­ци­ал. Брен­дом ре­ги­о­на оста­ет­ся ве­ду­щий про­ект об­ла­сти, «Ве­ли­кий Устюг – ро­ди­на Деда Мо­ро­за», ко­то­рый ре­а­ли­зу­ет­ся в Ве­ли­ко­устюг­ском му­ни­ци­паль­ном рай­оне. Про­ект су­ще­ству­ет и раз­ви­ва­ет­ся уже 20 лет. За это вре­мя он при­об­рел об­ще­на­ци­о­наль­ные чер­ты и рас­ши­рил це­ле­вые ори­ен­ти­ры, предо­ста­вил но­вые воз­мож­но­сти для тру­до­устрой­ства и обес­пе­чил при­вле­че­ние ин­ве­сто­ров. Ре­а­ли­за­ция про­ек­та обес­пе­чи­ла вы­со­кие по­ка­за­те­ли Ве­ли­ко­устюг­ско­го рай­о­на в сфе­ре куль­ту­ры.

  1. Че­ре­по­вец и Во­лог­да как драй­ве­ры раз­ви­тия

Го­род­ские окру­га Во­ло­год­ской об­ла­сти име­ют осо­бое зна­че­ние для ре­ги­о­на. Оче­ви­ден от­рыв в раз­ви­тии го­род­ских окру­гов и му­ни­ци­паль­ных рай­о­нов об­ла­сти. Ос­нов­ная при­чи­на – ста­тус го­род­ских окру­гов и осо­бен­но­сти эко­но­ми­че­ско­го по­тен­ци­а­ла. Имен­но по­это­му при ком­плекс­ной оцен­ке де­я­тель­но­сти ор­га­нов мест­но­го са­мо­управ­ле­ния го­род­ские окру­га вы­но­сят­ся в от­дель­ный рей­тинг. По ито­гам 2017 года ли­де­ром стал Че­ре­по­вец, он опе­ре­жа­ет Во­лог­ду на про­тя­же­нии трех лет. Во­лог­да за­ни­ма­ет вто­рое ме­сто, од­на­ко ее по­ка­за­те­ли выше, чем у осталь­ных му­ни­ци­паль­ных рай­о­нов об­ла­сти.

Го­ро­да Во­лог­да и Че­ре­по­вец — драй­ве­ры эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия тер­ри­то­рии. По ито­гам 2017 года Во­ло­год­ская об­ласть смог­ла вой­ти в трой­ку ли­де­ров сре­ди субъ­ек­тов Се­ве­ро-За­пад­но­го фе­де­раль­но­го окру­га по ко­ли­че­ству субъ­ек­тов МСП. При этом наи­боль­шее ко­ли­че­ство субъ­ек­тов ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ства при­хо­дит­ся имен­но на Во­лог­ду (38%) и Че­ре­по­вец (34,4%). Это свя­за­но с тем, что уро­вень ин­фра­струк­тур­но­го раз­ви­тия в го­род­ских окру­гах зна­чи­тель­но выше, чем в осталь­ных рай­о­нах Во­ло­год­ской об­ла­сти.

Важ­ным ас­пек­том эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия оста­ет­ся улуч­ше­ние ин­ве­сти­ци­он­ной при­вле­ка­тель­но­сти. Льви­ная доля ин­ве­сти­ций в ос­нов­ной ка­пи­тал (90%) за 2017 год при­хо­дит­ся на го­род­ские окру­га об­ла­сти. В осталь­ном по ре­ги­о­ну (по му­ни­ци­паль­ным рай­о­нам) ин­ве­сти­ции в ос­нов­ной ка­пи­тал рас­пре­де­ле­ны нерав­но­мер­но и ча­сто за­ви­сят от кон­крет­но­го про­ек­та. Объ­ем ин­ве­сти­ций в ос­нов­ной ка­пи­тал Че­ре­пов­ца тра­ди­ци­он­но до­сти­га­ет­ся в ре­зуль­та­те ре­а­ли­за­ции круп­ных про­ек­тов в хи­ми­че­ском и ме­тал­лур­ги­че­ском про­из­вод­ствах (АО «Апа­тит», ПАО «Се­вер­сталь»).

Го­род­ской округ Че­ре­по­вец вы­де­ля­ет­ся не толь­ко на фоне му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний Во­ло­год­ской об­ла­сти. По ито­гам пер­во­го рей­тин­га управ­ле­ния в го­род­ских окру­гах Рос­сии, со­став­лен­но­го АПЭК при уча­стии НИУ ВШЭ (2017), Че­ре­по­вец за­ни­ма­ет 13-е ме­сто. Че­ре­по­вец – «вто­рой го­род» сво­е­го ре­ги­о­на, от­ли­ча­ю­щий­ся вы­со­ко­раз­ви­тым про­мыш­лен­ным сек­то­ром. Ре­сурс­ные воз­мож­но­сти ре­ги­о­на свя­за­ны с ра­бо­той управ­лен­че­ской ко­ман­ды го­ро­да. По­сле того, как в 2017 году Че­ре­по­вец офи­ци­аль­но пе­ре­шел на «дву­гла­вую си­сте­му», мэ­ром го­ро­да ста­ла Е. Ав­де­е­ва (ра­нее за­ни­мав­шая пост за­ме­сти­те­ля мэра по со­ци­аль­ным во­про­сам), а гла­вой го­ро­да была из­бра­на М. Гу­се­ва (ра­нее воз­глав­ляв­шая го­род­скую Думу). Мэр Че­ре­пов­ца та­к­же во­шла в со­став пра­ви­тель­ства Во­ло­год­ской об­ла­сти, что обес­пе­чи­ло бо­лее плот­ное меж­уров­не­вое вза­и­мо­дей­ствие. Но­вая ко­ман­да про­дол­жи­ла опре­де­лен­ный ра­нее курс раз­ви­тия Че­ре­пов­ца. Ре­а­ли­зо­вать про­мыш­лен­ный по­тен­ци­ал го­ро­да уда­ет­ся бла­го­да­ря со­труд­ни­че­ству ре­ги­о­на и го­род­ско­го окру­га с ПАО «Се­вер­сталь», ко­то­рое опре­де­ля­ет бюд­жет­ную си­сте­му всей Во­ло­год­ской об­ла­сти.

Че­ре­по­вец ли­ди­ру­ет по доле на­ло­го­вых и нена­ло­го­вых до­хо­дов мест­ных бюд­же­тов. В ре­зуль­та­те оп­ти­ми­за­ции были сни­же­ны рас­хо­ды бюд­же­та му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния на со­дер­жа­ние ра­бот­ни­ков мест­но­го са­мо­управ­ле­ния. В ре­зуль­та­те ра­бо­ты управ­лен­че­ской ко­ман­ды и ис­поль­зо­ва­ния эко­но­ми­че­ско­го по­тен­ци­а­ла тер­ри­то­рии удо­вле­тво­рен­ность на­се­ле­ния де­я­тель­но­стью ор­га­нов мест­но­го са­мо­управ­ле­ния Че­ре­пов­ца со­ста­ви­ла бо­лее 50%.

Со­зда­ние эф­фек­тив­ной си­сте­мы му­ни­ци­паль­но­го управ­ле­ния в Во­ло­год­ской об­ла­сти в ос­нов­ном про­ис­хо­дит пу­тем ре­фор­ми­ро­ва­ния по ини­ци­а­ти­ве гу­бер­на­то­ра Оле­га Кув­шин­ни­ко­ва по­ли­ти­ко-управ­лен­че­ско­го бло­ка и ро­ста эф­фек­тив­но­сти эко­но­ми­че­ских ре­ше­ний. При этом вли­я­ние об­нов­лен­ной си­сте­мы управ­ле­ния на раз­ви­тие ре­ги­о­на наи­бо­лее за­мет­но про­яв­ля­ет­ся в го­род­ских окру­гах.

Мамонова Виктория, аналитик АПЭК

Ссылка


Возврат к списку