у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Политическая и социально-экономическая ситуация в Калмыкии накануне выборов главы республики

Политическая и социально-экономическая ситуация в Калмыкии накануне выборов главы республики 28.01.2019

Ма­мо­но­ва Вик­то­рия, ана­ли­тик АПЭК

Ос­нов­ной фак­тор по­вы­шен­но­го ин­те­ре­са к рес­пуб­ли­ке Кал­мы­кия — пред­сто­я­щая из­би­ра­тель­ная кам­па­ния по вы­бо­рам гла­вы ре­ги­о­на. Рес­пуб­ли­ка Кал­мы­кия от­но­сит­ся к субъ­ек­там, в ко­то­рых ост­рые нега­тив­ные (и во­об­ще зна­чи­тель­ные с точ­ки зре­ния ин­те­гра­ции в фе­де­раль­ную по­вест­ку) ин­фор­ма­ци­он­ные по­во­ды по­яв­ля­ют­ся крайне ред­ко. Зна­чи­мые для фе­де­раль­но­го цен­тра кри­те­рии эф­фек­тив­но­сти ра­бо­ты управ­лен­че­ской ко­ман­ды ре­ги­о­на — по­ли­ти­че­ская (элек­то­раль­ная) управ­ля­е­мость, а та­к­же от­сут­ствие ост­рых про­блем в со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской сфе­ре. По­ка­за­те­ля­ми для оцен­ки по­ли­ти­че­ской управ­ля­е­мо­сти ре­ги­о­на оста­ют­ся сте­пень кон­со­ли­да­ции ре­ги­о­наль­ной эли­ты и под­держ­ка дей­ству­ю­щей вла­сти на вы­бо­рах фе­де­раль­но­го и ре­ги­о­наль­но­го уров­ней.

Кон­со­ли­да­ция элит и сиг­на­лы цен­тра

О кон­со­ли­да­ции ре­ги­о­наль­ной эли­ты рес­пуб­ли­ки Кал­мы­кия сви­де­тель­ству­ет от­сут­ствие вы­ра­жен­ных кон­флик­тов в управ­лен­че­ской эли­те рес­пуб­ли­ки. На фоне ко­ман­ды преды­ду­ще­го гла­вы, в ко­то­рой кон­флик­ты меж­ду ос­нов­ны­ми по­ли­ти­че­ски­ми иг­ро­ка­ми и ин­сти­ту­та­ми: гла­вой рес­пуб­ли­ки, мэ­ром Эли­сты, а та­к­же Эли­стин­ским го­род­ским со­бра­ни­ем — ре­ша­лись в су­деб­ном по­ряд­ке, вза­и­мо­от­но­ше­ния меж­ду ре­ги­о­наль­ным и му­ни­ци­паль­ным уров­ня­ми вла­сти в Кал­мы­кии вы­гля­дят се­год­ня как кон­струк­тив­ные. Это до­сти­га­ет­ся в том чис­ле бла­го­да­ря за­дан­но­му гла­вой рес­пуб­ли­ки А. Ор­ло­вым кур­су на боль­шую от­кры­тость вла­сти. Ос­нов­ны­ми ин­стру­мен­та­ми это­го кур­са ста­ли пресс-кон­фе­рен­ции, пря­мые ли­нии, а та­к­же под­клю­че­ние к ра­бо­те пред­ста­ви­те­лей об­ще­ствен­но­сти. Гла­ва ад­ми­ни­стра­ции Эли­сты О. Но­хаш­ки­ев та­к­же про­де­мон­стри­ро­вал го­тов­ность к диа­ло­гу, по его ини­ци­а­ти­ве ста­ли про­во­дить­ся от­кры­тые со­ве­ща­ния в мэ­рии.

Стерж­не­вой про­бле­мой де­я­тель­но­сти сити-ме­не­дже­ра яв­ля­ет­ся во­прос о бла­го­устрой­стве го­ро­да (имен­но эф­фек­тив­ность его ре­ше­ния фор­ми­ру­ет у го­ро­жан мне­ние о ра­бо­те вла­сти, как му­ни­ци­паль­ной, так и ре­ги­о­наль­ной), по­это­му со­гла­сие в оцен­ке ре­зуль­та­тов по это­му во­про­су меж­ду гла­вой ре­ги­о­на и гла­вой ад­ми­ни­стра­ции — один из эле­мен­тов кон­сен­су­са меж­ду ре­ги­о­наль­ной и му­ни­ци­паль­ной вла­стя­ми. Ра­бо­та по бла­го­устрой­ству Эли­сты оце­ни­ва­ет­ся А. Ор­ло­вым в це­лом по­зи­тив­но. Несмот­ря на «дву­гла­вую» си­сте­му управ­ле­ния в Эли­сте, ко­то­рая несколь­ко уси­ли­ва­ет риск кон­флик­та меж­ду гла­вой го­ро­да, пред­се­да­те­лем Эли­стин­ско­го го­род­ско­го со­бра­ния и гла­вой ад­ми­ни­стра­ции Эли­сты, кон­флик­тов меж­ду В. На­мру­е­вым и О. Но­хаш­ки­е­вым нет.

«Язы­ко­вой во­прос» стал в ре­ги­оне дис­кус­си­он­ным, но не при­об­рел та­кой остро­ты, как в Та­тар­стане или Баш­ки­рии. В Кал­мы­кии уда­ет­ся под­дер­жи­вать и эт­ни­че­ский ба­ланс в ру­ко­во­дя­щих ор­га­нах вла­сти, что оче­вид­но де­мон­стри­ру­ет, на­при­мер, со­став пра­ви­тель­ства.

Как сиг­нал для мест­ных элит вос­при­ни­ма­ет­ся вза­и­мо­дей­ствие А. Ор­ло­ва с ру­ко­во­ди­те­ля­ми фе­де­раль­но­го уров­ня. Со­сто­яв­ши­е­ся в кон­це 2018 года встре­чи А. Ор­ло­ва с пер­вым за­ме­сти­те­лем ру­ко­во­ди­те­ля Ад­ми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та РФ С. Ки­ри­ен­ко и ми­ни­стром сель­ско­го хо­зяй­ства Д. Патру­ше­вым ин­тер­пре­ти­ру­ют­ся, с од­ной сто­ро­ны, как по­зи­тив­ный сиг­нал для дей­ству­ю­ще­го гла­вы, с дру­гой — как по­сла­ние мест­ным эли­там: для Крем­ля при­ем­ле­мо су­ще­ству­ю­щее по­ло­же­ние дел в ре­ги­оне. К по­зи­тив­ным сиг­на­лам для А. Ор­ло­ва мож­но от­не­сти вклю­че­ние гла­вы рес­пуб­ли­ки Кал­мы­кия в со­став пра­ви­тель­ствен­ной ко­мис­сии по ре­ги­о­наль­но­му раз­ви­тию.

Ито­ги вы­бо­ров и элек­то­раль­ная управ­ля­е­мость

Ос­но­вой кон­струк­тив­ных от­но­ше­ний с цен­тром ру­ко­вод­ства кон­сер­ва­тив­но­го ре­ги­о­на — по­ми­мо сдер­жи­ва­ния внут­ри­э­лит­ных про­блем — яв­ля­ет­ся элек­то­раль­ная управ­ля­е­мость. На вы­бо­рах пре­зи­ден­та в мар­те 2018 года Кал­мы­кия до­би­лась луч­ших по­ка­за­те­лей сре­ди ре­ги­о­нов Ниж­не­го По­вол­жья: явка в рес­пуб­ли­ке Кал­мы­кия со­ста­ви­ла 69,85%, в Вол­го­град­ской и Аст­ра­хан­ской об­ла­стях – 68,14% и 60,42% со­от­вет­ствен­но; Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на под­дер­жа­ли в Кал­мы­кии 81,66% из­би­ра­те­лей, в Вол­го­град­ской об­ла­сти — 77,56%, в Аст­ра­хан­ской об­ла­сти — 76,95%.

По­ка­за­тель­ны ре­зуль­та­ты мест­ных вы­бо­ров в сен­тяб­ре 2018 года в На­род­ный Ху­рал Кал­мы­кии, на ко­то­рых укре­пи­ла свои по­зи­ции пра­вя­щая пар­тия. Все­го в Кал­мы­кии про­го­ло­со­ва­ли 112,2 тыс. из­би­ра­те­лей, явка со­ста­ви­ла 54,1%. Де­пу­тат­ские ман­да­ты в пар­ла­мен­те рес­пуб­ли­ки рас­пре­де­ли­лись сле­ду­ю­щим об­ра­зом: «Еди­ная Рос­сия» — 21, КПРФ – 4, «Спра­вед­ли­вая Рос­сия» — 2. Пред­се­да­те­лем пар­ла­мен­та стал А. Ко­зач­ко («Еди­ная Рос­сия»).

По­сле вы­бо­ров в На­род­ный Ху­рал ак­тив­ность КПРФ в ре­ги­оне зна­чи­тель­но сни­зи­лась. Ру­ко­во­ди­тель де­пу­тат­ской фрак­ции Кал­мыц­ко­го ре­ги­о­наль­но­го от­де­ле­ния КПРФ и за­ме­сти­тель пред­се­да­те­ля На­род­но­го Ху­ра­ла рес­пуб­ли­ки Кал­мы­кия Н. Ну­ров в си­сте­ме «Ме­диа­ло­гия» сре­ди пер­вых сек­ре­та­рей ре­ги­о­наль­ных от­де­ле­ний КПРФ в 2018 был оце­нен как один из на­и­ме­нее ме­дий­но ак­тив­ных.

Наи­боль­шая ак­тив­ность си­стем­ной оп­по­зи­ции (осо­бен­но по­сле вы­бо­ров в На­род­ный Ху­рал) свя­за­на в ре­ги­оне со «Спра­вед­ли­вой Рос­си­ей»: пар­тия тра­ди­ци­он­но под­вер­га­ет кри­ти­ке ру­ко­вод­ство ре­ги­о­на и при­зы­ва­ла от­пра­вить Ор­ло­ва в от­став­ку. Од­на­ко КПРФ «Спра­вед­ли­вую Рос­сию» не под­дер­жа­ла.

Оче­вид­на непри­вле­ка­тель­ность ре­ги­о­на для неси­стем­ной оп­по­зи­ции. В 2017 году рес­пуб­ли­ка Кал­мы­кия была един­ствен­ным ре­ги­о­ном Ниж­не­го По­вол­жья, где А. На­валь­ный даже не пла­ни­ро­вал от­кры­тие сво­е­го шта­ба для сбо­ра под­пи­сей. К ос­нов­ным при­чи­нам та­ко­го по­ло­же­ния мож­но от­не­сти немно­го­чис­лен­ность на­се­ле­ния рес­пуб­ли­ки, а та­к­же тра­ди­ци­он­но вы­со­кую под­держ­ку вла­сти.

Эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие: фе­но­мен Кал­мы­кии и «пе­ре­лом­ный» 2018 год

Стра­те­ги­че­ски важ­ное гео­по­ли­ти­че­ское по­ло­же­ние Кал­мы­кии (на ее тер­ри­то­рии пе­ре­се­ка­ют­ся стра­те­ги­че­ские тран­зит­ные транс­порт­ные пути; рес­пуб­ли­ка яв­ля­ет­ся кон­такт­ной зо­ной хри­сти­ан­ской, ис­лам­ской и буд­дий­ской ци­ви­ли­за­ций) со­че­та­ет­ся с до­воль­но огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми ре­ги­о­на (нет соб­ствен­ных энер­ге­ти­че­ских мощ­но­стей и про­мыш­лен­но­сти).

Фе­но­мен Кал­мы­кии за­клю­ча­ет­ся в том, что, имея не са­мую силь­ную эко­но­ми­ку, рес­пуб­ли­ка смог­ла сдер­жать санк­ци­он­ный удар, ко­то­рый при­шел­ся на 2014-2017 годы, ста­би­ли­зи­ро­вать со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ское по­ло­же­ние и про­де­мон­стри­ро­вать рост по ряду по­ка­за­те­лей. В пе­ри­од с 2014 по 2017 год на­блю­да­ет­ся при­рост ва­ло­во­го ре­ги­о­наль­но­го про­дук­та рес­пуб­ли­ки Кал­мы­кия: он уве­ли­чил­ся с 46,7 млрд. руб. до 56,8 млрд. руб. Ос­нов­ны­ми его триг­ге­ра­ми ста­ли сель­ское хо­зяй­ство, а та­к­же транс­порт и связь.

Сель­ское хо­зяй­ство

Объ­ем про­из­вод­ства про­дук­ции сель­ско­го хо­зяй­ства в 2014 году со­став­лял 20,0 млрд. руб., в 2017-м – 25,9 млрд. руб. Сель­ское хо­зяй­ство рес­пуб­ли­ки Кал­мы­кия в це­лом ори­ен­ти­ро­ва­но на про­из­вод­ство про­дук­ции жи­вот­но­вод­ства. Про­из­вод­ство ско­та и пти­цы на убой (в жи­вом весе) за пе­ри­од 2014-2017 года уве­ли­чи­лось на 4,8 тыс. тонн и к 2017 со­ста­ви­ло 127,3 тыс. тонн. В 2014-2017 го­дах Кал­мы­кии уда­ва­лось де­мон­стри­ро­вать ли­ди­ру­ю­щие по­ка­за­те­ли сре­ди субъ­ек­тов РФ в этой сфе­ре. По ито­гам 2016 года рес­пуб­ли­ка Кал­мы­кия за­ни­ма­ла вто­рое ме­сто по по­го­ло­вью ско­та мяс­но­го на­прав­ле­ния, вто­рое ме­сто по по­го­ло­вью овец и коз, а та­к­же вто­рое ме­сто по про­из­вод­ству шер­сти. За по­след­ние годы в рес­пуб­ли­ке на­блю­да­ет­ся рост чис­лен­но­сти от­кор­моч­ных пло­ща­док, а та­к­же уве­ли­че­ние их об­щей мощ­но­сти: 2016 г. – 40 ед. с об­щей мощ­но­стью 6,5 тыс. гол. КРС, в 2017 г. — 93 ед. с об­щей мощ­но­стью 19,7 тыс. гол. КРС и 4,6 тыс. гол. МРС.

Транс­порт и связь

ВРП по виду де­я­тель­но­сти «транс­порт и связь» со­став­лял в 2014-м году 5.955,7 млн., в 2016 – 12.677,1 млн. руб. За ян­варь-но­ябрь 2018 года гру­зо­вы­ми ав­то­мо­би­ля­ми круп­ных и сред­них ор­га­ни­за­ций ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та, за­ни­ма­ю­щих­ся гру­зо­вы­ми пе­ре­воз­ка­ми, пе­ре­ве­зе­но 590,8 тыс. тонн гру­зов, что в 2,5 раза боль­ше ана­ло­гич­но­го пе­ри­о­да 2017 года. Объ­ем гру­зо­обо­ро­та гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей круп­ных и сред­них ор­га­ни­за­ций со­ста­вил 36.675,3 тыс. тон­но-ки­ло­мет­ров, что в 5,4 раза боль­ше со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да 2017 года. Об­щий объ­ем плат­ных услуг на­се­ле­нию по те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ной свя­зи за ян­варь-но­ябрь 2018 года со­ста­вил 1.304,9 млн. руб. и по срав­не­нию с ана­ло­гич­ным пе­ри­о­дом 2017 года уве­ли­чил­ся на 14,3%. За­мет­на та­к­же по­ло­жи­тель­ная ди­на­ми­ка до­хо­дов от ос­нов­ной де­я­тель­но­сти ор­га­ни­за­ций свя­зи, на ко­нец 2017 года она со­ста­ви­ла 1.641.225 тыс. руб.

Уро­вень и ка­че­ство жиз­ни. Со­ци­аль­ная сфе­ра

В 2014-2017 го­дах рес­пуб­ли­ке уда­лось до­бить­ся по­ло­жи­тель­ной ди­на­ми­ки по­ка­за­те­лей со­ци­аль­ной сфе­ры. Пре­жде все­го про­изо­шло со­кра­ще­ние доли на­се­ле­ния с де­неж­ны­ми до­хо­да­ми ниже про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма (про­цент к об­щей чис­лен­но­сти на­се­ле­ния): 2014 г. — 34,7%, 2017 г. – 30,6%. Уве­ли­чи­лись сред­не­ду­ше­вые де­неж­ные до­хо­ды: 2014 г. – 12.398,4 руб., 2017 г. -14.351,0 руб., сни­зил­ся уро­вень без­ра­бо­ти­цы: об­щей на 1%, за­ре­ги­стри­ро­ван­ной – на 0,3%.

Та­к­же фик­си­ру­ет­ся по­ло­жи­тель­ная ди­на­ми­ка по­ка­за­те­лей ка­че­ства жиз­ни на­се­ле­ния: уро­вень обес­пе­чен­но­сти жи­льем (на 1 жи­те­ля, кв. м.), обо­рот роз­нич­ной тор­гов­ли и объ­ем плат­ных услуг (млрд. руб.), ко­ли­че­ство лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей на 1000 чел. на­се­ле­ния в рес­пуб­ли­ке Кал­мы­кия. Кро­ме того, в рес­пуб­ли­ке за­вер­ше­на ре­а­ли­за­ция рес­пуб­ли­кан­ской про­грам­мы по пе­ре­се­ле­нию граж­дан из ава­рий­но­го жи­лищ­но­го фон­да рес­пуб­ли­ки Кал­мы­кия в 2013 -2017 го­дах. За весь пе­ри­од ре­а­ли­за­ции про­грам­мы рас­се­ле­но 43 631кв.м., жи­лищ­ные усло­вия улуч­ши­ли 3551 че­ло­век.

За по­след­ние пять лет об­щие рас­хо­ды на со­ци­аль­ную под­держ­ку граж­дан уве­ли­чи­лись в рес­пуб­ли­ке на 244,3 млн. руб. В рам­ках дей­ству­ю­ще­го ре­ги­о­наль­но­го за­ко­но­да­тель­ства предо­став­ле­ние мер со­ци­аль­ной под­держ­ки осу­ществ­ля­ет­ся по трем ос­нов­ным груп­пам: го­су­дар­ствен­ная под­держ­ка граж­дан по­жи­ло­го воз­рас­та (чис­ло пра­во­по­лу­ча­те­лей – 53,3 тыс. чел., объ­ем на­чис­лен­ных вы­плат — 531,1 млн. руб.); го­су­дар­ствен­ная под­держ­ка се­мей, име­ю­щих де­тей (чис­ло пра­во­по­лу­ча­те­лей — 37,0 тыс. чел., объ­ем на­чис­лен­ных вы­плат — 223,1 млн. руб.); го­су­дар­ствен­ная под­держ­ка от­дель­ных ка­те­го­рий граж­дан, ма­ло­иму­щих се­мей (чис­ло пра­во­по­лу­ча­те­лей -12,1 тыс. чел., объ­ем на­чис­лен­ных вы­плат – 148,3 млн. руб.).

«Пе­ре­лом­ный» 2018-й год

Пе­ре­лом­ным для со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия рес­пуб­ли­ки, по мне­нию ко­ор­ди­на­то­ра клу­ба экс­пер­тов Ниж­не­го По­вол­жья А. Се­рен­ко, стал 2018 год. Об этом сви­де­тель­ству­ют три фак­то­ра.

  1. По­ступ­ле­ния в бюд­жет рес­пуб­ли­ки вы­рос­ли на 26%. То, что при­рост про­изо­шел за счет уве­ли­че­ния ин­дек­са сель­ско­хо­зяй­ствен­ной про­дук­ции и на­ло­га на при­быль сель­хоз­пред­при­я­тий, сви­де­тель­ству­ет о том, что аг­рар­ный сек­тор мо­жет раз­ви­вать­ся и в усло­ви­ях кри­зи­са.
  2. Со­кра­ще­ние го­су­дар­ствен­но­го дол­га рес­пуб­ли­ки за 2018 год с 4,5 млрд. руб. до 3,8 млрд. руб.
  3. В 2018 году рес­пуб­ли­ке в пол­ном объ­е­ме уда­лось вы­пол­нить со­ци­аль­ные обя­за­тель­ства пе­ред на­се­ле­ни­ем рес­пуб­ли­ки.

В ло­ги­ке Се­рен­ко пред­по­сыл­ка­ми для «пе­ре­ло­ма» 2018 года в рес­пуб­ли­ке Кал­мы­кия стал курс на мо­дер­ни­за­цию ре­ги­о­наль­ной ад­ми­ни­стра­тив­но-по­ли­ти­че­ской и эко­но­ми­че­ской си­сте­мы.

Ста­би­ли­за­ция фи­нан­со­вой и в це­лом эко­но­ми­че­ской си­ту­а­ции в рес­пуб­ли­ке Кал­мы­кия со­пря­га­ет­ся с по­вы­ше­ни­ем эф­фек­тив­но­сти го­су­прав­ле­ния, ко­то­рая вы­ра­жа­ет­ся пре­жде все­го в со­кра­ще­нии неэф­фек­тив­ных рас­хо­дов и оп­ти­ми­за­ции гос­ап­па­ра­та. Был вве­ден прин­цип еди­ной бух­гал­те­рии в си­сте­ме об­ра­зо­ва­ния и здра­во­охра­не­ния, что поз­во­ли­ло из­ба­вить­ся от лиш­ней на­груз­ки на бюд­же­ты.

Экс­пер­ты от­ме­ча­ют не толь­ко по­зи­тив­ную ди­на­ми­ку раз­ви­тия Кал­мы­кии, «пе­ре­лом­ность» 2018 года, но и дают по­зи­тив­ный про­гноз на 2019 год. Как счи­та­ет А. Стри­зое, 2019 год дол­жен стать го­дом за­креп­ле­ния до­стиг­ну­то­го и даль­ней­ше­го на­ра­щи­ва­ния со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го по­тен­ци­а­ла Кал­мы­кии. А га­ран­ти­ей ре­зуль­та­тив­но­сти ра­бо­ты в этом на­прав­ле­нии долж­ны стать бла­го­при­ят­ные ре­зуль­та­ты пред­сто­я­щих вы­бо­ров гла­вы рес­пуб­ли­ки.

Бюд­жет раз­ви­тия с про­фи­ци­том

При­ня­тый в де­каб­ре 2018 года бюд­жет Кал­мы­кии на­прав­лен на под­держ­ку ее даль­ней­ше­го ди­на­мич­но­го раз­ви­тия. До­хо­ды рес­пуб­ли­ки на 2019 год опре­де­ле­ны в сум­ме 14.979.322, 9 тыс. руб. Об­щий объ­ем рас­хо­дов рес­пуб­ли­кан­ско­го бюд­же­та – 15.130.254, 5 тыс. руб. Де­фи­цит бюд­же­та в 2019 году со­ста­вит 150.931, 6 тыс. руб. В те­че­ние трех лет вла­сти рес­пуб­ли­ки на­ме­ре­ны пе­рей­ти к про­фи­цит­но­му бюд­же­ту.

Про­гно­зи­ру­е­мый об­щий объ­ем до­хо­дов рес­пуб­ли­кан­ско­го бюд­же­та на 2020 год – 13.062.983,8 тыс. руб­лей, об­щий объ­ем рас­хо­дов рес­пуб­ли­кан­ско­го бюд­же­та на 2020 год -13.145.219,5 тыс. руб­лей, в том чис­ле услов­но утвер­жден­ные рас­хо­ды – 245.409,2 тыс. руб­лей. Де­фи­цит бюд­же­та в 2020 году, со­глас­но рас­че­там, со­ста­вит 82.235,7 тыс. руб­лей.

Об­щий объ­ём до­хо­дов в 2021 году за­пла­ни­ро­ван в раз­ме­ре 13.300.808,2 тыс. руб­лей, рас­хо­дов – 13.137.066,3 тыс. руб­лей, в том чис­ле услов­но утвер­жден­ные рас­хо­ды долж­ны со­ста­вить 621.028,8 тыс. руб­лей. В ито­ге про­фи­цит рес­пуб­ли­кан­ско­го бюд­же­та на 2021 год со­ста­вит 163.741,9 тыс. руб­лей.

Рес­пуб­ли­кан­ский бюд­жет на сред­не­сроч­ный пе­ри­од на 95% сфор­ми­ро­ван по про­грамм­но-це­ле­вым рас­хо­дам. Его ос­но­ву со­став­ля­ют 18 гос­про­грамм; их ме­ро­при­я­тия охва­ты­ва­ют все ос­нов­ные на­прав­ле­ния со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия рес­пуб­ли­ки. В при­о­ри­те­те, как и пре­жде, со­ци­аль­ная сфе­ра, на ко­то­рую при­хо­дит­ся око­ло 70% всех рас­хо­дов.

Ос­нов­ны­ми на­прав­ле­ни­я­ми, на ко­то­рые бу­дет на­прав­ле­на зна­чи­тель­ная часть ре­сур­сов, оста­ют­ся здра­во­охра­не­ние, об­ра­зо­ва­ние, куль­ту­ра, со­ци­аль­ное об­слу­жи­ва­ние на­се­ле­ния, под­держ­ка мо­ло­де­жи, физ­куль­ту­ры и спор­та, а та­к­же за­ня­тость граж­дан и фор­ми­ро­ва­ние до­ступ­ной сре­ды.

Бюд­жет был при­нят во вто­ром, окон­ча­тель­ном чте­нии с уче­том из­ме­не­ний объ­е­мов без­воз­мезд­ных по­ступ­ле­ний из фе­де­раль­но­го бюд­же­та, утвер­жден­ных фе­де­раль­ным за­ко­ном от 29 но­яб­ря 2018 года. Эти сред­ства при­шли в ре­ги­он для ре­а­ли­за­ции на­ци­о­наль­ных про­ек­тов: в 9 из 12 (об­ра­зо­ва­ние, здра­во­охра­не­ние, без­опас­ные и ка­че­ствен­ные до­ро­ги и дру­гие) участ­ву­ет рес­пуб­ли­ка Кал­мы­кия. Об­щий объ­ем средств на ре­а­ли­за­цию на­ци­о­наль­ных про­ек­тов в 2019 году со­ста­вит око­ло 9 мил­ли­ар­дов руб­лей.

Глав­ная при­чи­на ро­ста по­ступ­ле­ний из фе­де­раль­но­го бюд­же­та — кон­струк­тив­ное вза­и­мо­дей­ствие гла­вы Кал­мы­кии А. Ор­ло­ва с фе­де­раль­ным цен­тром, ко­то­рое обес­пе­чи­ва­ет­ся ра­бо­той по по­вы­ше­нию бюд­жет­ной дис­ци­пли­ны, вклю­че­ни­ем рес­пуб­ли­ки в от­рас­ле­вые фе­де­раль­ные про­ек­ты и про­грам­мы.

Кам­па­ния-2019: об­щие и спе­ци­фи­че­ские вы­зо­вы

До­сти­же­ние ряда зна­чи­мых эко­но­ми­че­ских по­ка­за­те­лей, ко­то­рые яви­лись ре­зуль­та­том ра­бо­ты преды­ду­щих лет, сви­де­тель­ству­ет о ста­би­ли­за­ции со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской си­ту­а­ции в рес­пуб­ли­ке, а глав­ное — о спо­соб­но­сти ре­ги­о­наль­ной вла­сти кон­тро­ли­ро­вать эту си­ту­а­цию и раз­ви­вать ре­ги­он. В то же вре­мя 2019 год – это не толь­ко пе­ри­од но­вых воз­мож­но­стей для раз­ви­тия, но и вре­мя но­вых угроз.

Услов­но вы­зо­вы 2019 года мож­но раз­де­лить на об­щие (непо­пу­ляр­ные меры пра­ви­тель­ства РФ: по­вы­ше­ние НДС, по­вы­ше­ние пен­си­он­но­го воз­рас­та), с ко­то­ры­ми пред­сто­ит столк­нуть­ся всем субъ­ек­там РФ, и спе­ци­фи­че­ские, ха­рак­тер­ные для рес­пуб­ли­ки Кал­мы­кия.

Непо­пу­ляр­ные меры цен­тра и ре­ак­ция на них

По­вы­ше­ние НДС, рост цен на про­до­воль­ствие и ин­фля­ции в це­лом, пен­си­он­ная ре­фор­ма фор­ми­ру­ют нега­тив­ный фон, вли­я­ю­щий на от­но­ше­ние граж­дан не толь­ко к фе­де­раль­ной, но и к ре­ги­о­наль­ной и мест­ной вла­сти. Для вла­стей рес­пуб­ли­ки Кал­мы­кия этот фак­тор осо­бен­но ак­туа­лен в кон­тек­сте пред­сто­я­щих вы­бо­ров гла­вы ре­ги­о­на.

От­вет на этом вы­зов — ре­ше­ния вла­стей Кал­мы­кии по по­вы­ше­нию зар­пла­ты, став­шие воз­мож­ны­ми бла­го­да­ря ре­зуль­та­там со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия ре­ги­о­на в 2018 году. По за­яв­ле­нию гла­вы Кал­мы­кии А. Ор­ло­ва, в пер­вом квар­та­ле 2019 года зар­пла­та ра­бот­ни­ков бюд­жет­ной сфе­ры вы­рас­тет на 20%. Эта ра­бо­та ве­дет­ся в рам­ках вы­пол­не­ния май­ских ука­зов, про­блем с вы­пол­не­ни­ем ко­то­рых у рес­пуб­ли­ки нет. По ито­гам 2018 года Кал­мы­кия во­шла в чис­ло ре­ги­о­нов, ко­то­рые смог­ли вы­пол­нить все со­ци­аль­ные обя­за­тель­ства пе­ред граж­да­на­ми.

С 1 ян­ва­ря 2019 года на 5% уве­ли­чи­ва­ют­ся окла­ды пред­ста­ви­те­лей 11 ка­те­го­рий ра­бот­ни­ков, на­де­лен­ных та­ким пра­вом в рам­ках май­ских ука­зов. В рес­пуб­ли­ке это око­ло 11,5 тыс. чел., что со­став­ля­ет 60% от об­щей чис­лен­но­сти ра­бот­ни­ков бюд­жет­ной сфе­ры.

С на­ча­ла года по­вы­ша­ет­ся зар­пла­та и тех ка­те­го­рий бюд­жет­ни­ков, ко­то­рые не упо­ми­на­ют­ся в ука­зе пре­зи­ден­та. С 1 ян­ва­ря 2019 года в рес­пуб­ли­ке тра­ди­ци­он­но ин­дек­си­ру­ют­ся со­ци­аль­ные вы­пла­ты – до 4,3%. Для фе­де­раль­ных льгот­ни­ков по­вы­ше­ние со­сто­ит­ся 1 фев­ра­ля 2019 года.

Уве­ли­че­ние сред­не­ме­сяч­ной за­ра­бот­ной пла­ты на­блю­да­ет­ся в Кал­мы­кии в те­че­ние по­след­них несколь­ких лет, что та­к­же под­чер­ки­ва­ет тен­ден­цию по­ло­жи­тель­ных из­ме­не­ний. Про­дол­же­ние этой ра­бо­ты ре­ги­о­наль­ным пра­ви­тель­ством обес­пе­чи­ва­ет не толь­ко со­хра­не­ние со­ци­аль­ной ста­биль­но­сти, но и пред­став­ля­ет со­бой спе­ци­аль­ную по­ли­ти­ку, на­прав­лен­ную на смяг­че­ние жест­ких эко­но­ми­че­ских мер фе­де­раль­но­го цен­тра.

Спе­ци­фи­че­ские про­бле­мы и по­зи­ция ре­ги­о­наль­ных вла­стей

Эко­ло­гия – про­бле­ма, ко­то­рая в по­след­нее вре­мя до­воль­но быст­ро по­ли­ти­зи­ру­ет­ся. Про­бле­ма сва­лок для рес­пуб­ли­ки Кал­мы­кия пред­став­ля­ет со­бой угро­зу, иг­но­ри­ро­ва­ние ко­то­рой мо­жет ска­зать­ся на ре­зуль­та­тах из­би­ра­тель­ной кам­па­нии 2019 года. В те­че­ние года остро­ту на­би­ра­ла про­бле­ма сва­лок в Эли­сте. Тен­ден­ции к сни­же­нию сти­хий­ных сва­лок пока не на­блю­да­ет­ся. Вве­де­ние с 1 ян­ва­ря 2019 года но­вой си­сте­мы об­ра­ще­ния с от­хо­да­ми (она под­ра­зу­ме­ва­ет уве­ли­че­ние та­ри­фов) спо­соб­но про­явить­ся в ро­сте со­ци­аль­ной ак­тив­но­сти граж­дан.

Вы­зо­вом для ре­ги­о­наль­ной вла­сти яв­ля­ют­ся та­к­же об­щие про­бле­мы ЖКХ и ка­пи­таль­но­го ре­мон­та. Для по­вы­ше­ния ра­бо­ты эф­фек­тив­но­сти сфе­ры ЖКХ в Кал­мы­кии бу­дет со­здан ин­сти­тут об­ще­ствен­ных ин­спек­то­ров. Об­ще­ствен­ни­кам бу­дет предо­став­ле­на воз­мож­ность по­лу­чить пра­во на про­ве­де­ние про­ве­рок пред­при­я­тий, ра­бо­та­ю­щих в сфе­ре ЖКХ. При­вле­че­ние об­ще­ствен­но­сти к ре­ше­нию по­доб­ных во­про­сов пред­став­ля­ет­ся до­воль­но эф­фек­тив­ным сред­ством не толь­ко соб­ствен­но ре­ше­ния про­бле­мы, но и ста­би­ли­за­ции уров­ня на­пря­же­ния в об­ще­стве.

Ру­ко­вод­ство Кал­мы­кии во­об­ще де­ла­ет став­ку на от­кры­тость вла­сти и мак­си­маль­ное во­вле­че­ние об­ще­ствен­ных объ­еди­не­ний и ор­га­ни­за­ций в ре­а­ли­за­цию кон­троль­ных функ­ций. Об этом, на­при­мер, сви­де­тель­ству­ет со­зда­ние об­ще­ствен­ных при­ем­ных гла­вы рес­пуб­ли­ки во всех рай­он­ных му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ни­ях и в го­ро­де Эли­ста как ад­ми­ни­стра­тив­ном цен­тре, где прой­дут вы­бо­ры в Эли­стин­ское го­род­ское со­бра­ние.

«Язы­ко­вой» во­прос – ост­рая про­бле­ма для на­ци­о­наль­ных рес­пуб­лик. Фе­де­раль­ный за­кон о вне­се­нии из­ме­не­ний в за­кон об об­ра­зо­ва­нии при­нят в июле 2018 года. Это со­зда­ло до­пол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти для раз­ви­тия язы­ков в Рос­сии, в том чис­ле пу­тем со­зда­ния спе­ци­аль­но­го фон­да фи­нан­си­ро­ва­ния. В Кал­мы­кии при непо­сред­ствен­ном уча­стии гла­вы рес­пуб­ли­ки со­здан Центр по раз­ви­тию кал­мыц­ко­го язы­ка, про­хо­дит мо­дер­ни­за­ция ме­то­ди­ки пре­по­да­ва­ния это­го пред­ме­та, на­чаль­ные клас­сы за­ни­ма­ют­ся по но­вым учеб­ни­кам «Уйнр», над из­да­ни­ем но­вых учеб­ни­ков для стар­ших клас­сов ра­бо­та­ет ав­тор­ская груп­па. По­это­му си­ту­а­ция в ре­ги­оне да­ле­ко не так ост­ра, как в неко­то­рых дру­гих рес­пуб­ли­ках, од­на­ко уси­ле­ние кон­тро­ля за про­бле­мой в 2019 году необ­хо­ди­мо.

Зна­чи­мым фак­то­ром, спо­соб­ным по­вли­ять на ре­зуль­тат из­би­ра­тель­ной кам­па­нии, мо­жет стать эф­фек­тив­ный от­вет на эти угро­зы, пре­ду­пре­жде­ние их на­рас­та­ния. Смяг­че­ние или обостре­ние об­ще­фе­де­раль­ных и спе­ци­фи­че­ских ре­ги­о­наль­ных про­блем в 2019 году пря­мо ска­жет­ся на элек­то­раль­ной под­держ­ке вла­сти в Кал­мы­кии.

Ссылка


Возврат к списку