у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Могут ли в России легализовать марихуану после дела Голунова?

Могут ли в России легализовать марихуану после дела Голунова? 12.06.2019

А после митингов в День России? Инфографика из стран «легалайза»

Смягчение наказания за хранение и употребление наркотиков в России, предложенное депутатами Госдумы после скандала с журналистом «Медузы» Иваном Голуновым, «по ошибке» арестованным за хранение наркотиков — это первый шаг к декриминализации статьи 228 УК РФ. Законопроект еще не принят, а эксперты уже предлагают пойти дальше и легализовать марихуану.

Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству планирует внести изменение в часть 2 статьи 228 УК РФ и перевести хранение и приобретение наркотиков (не сбыт) из разряда тяжких в категорию преступлений средней тяжести и сократить максимальный срок наказания с 10 до пяти лет лишения свободы. Законопроект поддержали представители ФСБ, Генпрокуратуры и МВД.

Бывший консультант по подготовке спецподразделений ФСКН, доктор философских наук Игорь Бурмистров предлагает снизить срок наказания еще. «Если человек обвиняется в хранении, а не в распространении наркотиков, нужно вообще давать максимум два-три года. Исправления в тюрьме не будет. Чем дольше он сидит, тем больше вреда для человека», — сказал он в интервью «URA.RU».

Директор Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге Кирилл Титаев называет предложенный документ реформой законодательства и объясняет его экономическую выгоду. «Это правильный, гуманный шаг. Кроме того, он полезен с точки зрения государственной прагматики. От содержания этих людей в тюрьмах мы имеем ущерб, мы платим за их содержание, затем платим за их обратную социализацию, но никак не улучшаем ситуацию», — отметил он.

По мнению Титаева, нужно пойти дальше и совсем декриминализировать статью за хранение наркотиков, а затем легализовать марихуану. «Насколько можно оценить, легализация легких наркотиков была бы полезна. Она не приводит к негативным последствиям — ни к росту употребляющих, ни к изменению криминогенной ситуации. Такова статистика. Легализация приводит к экономии государственных ресурсов и возможности перебросить ресурсы правоохранителей на реально проблемные вещи. И потом, насколько некоторые наркотики хуже алкоголя и табака — большой вопрос», — уточнил Титаев.

Сегодня легкие наркотики полностью легализованы в Уругвае и Канаде, марихуана частично разрешена в некоторых штатах Северной Америки, в Чехии, Грузии, Португалии, Австрии, Нидерландах и ряде других государств.

По данным EMCDDA (Европейской организации по оценке и отслеживанию ситуации с наркотиками), которые публикует telegram-канал DrugStat, в Нидерландах уровень употребления наркотиков почти не отличается от среднего по Европе. Исследователи отмечают, что свободное отношение к наркотикам не ведет к росту их употребления среди молодежи.

В Канаде, где марихуана была легализована в октябре 2018 года, эксперты международной организации отмечают экономический эффект. Доходы от продажи каннабиса в ВВП страны выросли с пяти до десяти процентов.

Директор благотворительного фонда «Гуманитарное действие» Сергей Дугин также выступает за декриминализацию и возможную легализацию легких наркотиков. «Употребление — дело лично каждого, гробить здоровье или нет, каждый решает для себя сам. Я бы отменил наказание, как почти во всех европейских странах», — пояснил он.

В России в последние десять лет количество наркозависимых неуклонно снижается. По данным Росстата, число больных наркоманией с 2008 по 2017 год уменьшилось с 340 тысяч до 230 тысяч человек. Бурмистров не верит, что легализация легких наркотиков улучшит ситуацию. «Сейчас и так беспредела очень много, а как только моральные устои снимутся, везде будет поножовщина, стрельба. У нас уровень жизни другой, не как в Европе. Материально там другие условия жизни, плюс у нас большая озлобленность, агрессия среди населения», — сказал Бурмистров.

Дугин в ответ на это вспоминает 1990-е годы, когда статистика смертности от наркотиков была устрашающей. «Мы похоронили несколько десятков тысяч человек. Методы наказания не работают. В Китае введена смертная казнь, но там как употребляли, так и употребляют наркотики», — говорит он. Эксперт предлагает усилить социальную поддержку со стороны государства — заняться реабилитацией и трудовой занятостью наркозависимых.

«Смягчение наказания за хранение наркотиков заявлено федеральной властью как системная мера и, на мой взгляд, с высокой степенью вероятности будет реализовано. Акции, прошедшие в Москве 12 июня, вряд ли способны блокировать разработку соответствующих изменений в законодательство», — считает политолог Дмитрий Орлов, отвечая на вопрос, повлияют ли несанкционированные митинги на принятие законопроекта.

Это подтверждает и Юрий Синельщиков, первый заместитель комитета по госстроительству Госдумы: «Законопроект был внесен задолго до дела Голунова. Митинги на ситуацию не повлияют. Да и вообще вопрос с Голуновым не связан с нашим законопроектом — у него дело не в законе, а в исполнителях. Следствие у нас деградировало. У нас есть еще более радикальные инициативы — вообще не привлекать к уголовной ответственности лиц за хранение наркотиков в небольших количествах, может быть, в будущем тоже внесем на рассмотрение. Что касается легализации легких наркотиков — это глупость. После этого и до тяжелых недалеко».

Ссылка


Возврат к списку