Что изменило решение апелляционного суда для Навального-политика
Кировский областной суд изменил реальное наказание на условное Алексею Навальному и Петру Офицерову, ранее приговоренным к 5 и 4 годам лишения свободы по так называемому делу "Кировлеса".
Впрочем, хотя формально (в силу своей судимости) он и лишен возможности лично участвовать в любых выборах в течение нескольких лет, шанс изменить собственное политическое будущее у него все-таки остается. Или, если сформулировать немного по-другому, этот шанс ему оставлен, и это тоже замечено наблюдателями.
Какие варианты были у апелляционного суда
Ленинский районный суд города Кирова 18 июля этого года приговорил Алексея Навального и его делового партнера Петра Офицерова к 5 и 4 годам лишения свободы соответственно. Их защита подала апелляционную жалобу в вышестоящий суд – областной.
Согласно статье 389.20. УПК, апелляционный суд имел целый спектр возможностей отреагировать на апелляционную жалобу, но по сути их можно свести к четырем основным вариантам:
— оставить приговор в силе (Навальный и Офицеров садятся в тюрьму),
— отменить приговор и вернуть дело либо в суд первой инстанции, либо на доследование (подсудимые опять будут ждать суда первой инстанции),
— отменить приговор и оправдать подсудимых,
— изменить приговор первой инстанции.
Что выбрал суд
Апелляционный суд избрал последний вариант, изменив реальный срок на условный. И хотя защита осужденных обещает обжаловать и этот приговор, решение районного суда о виновности Навального и Офицерова вступило в силу, и теперь они оба – осужденные по уголовной статье "за мошенничество".
Впрочем, в данном случае интерес публики вызывала скорее "эксклюзивность" подсудимого, а не судебного решения.
"Это было ожидаемо, – сказал обозревателю РИА Новости генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. – Разумеется, главную роль сыграли юридические аргументы. Но и политические нельзя сбрасывать со счетов".
Эксперт предлагает вспомнить и то, как подсудимых Навального и Офицерова освободили из-под стражи до рассмотрения их апелляционной жалобы, и реакцию президента России на приговор кировского райсуда.
Станет ли Навальный "играющим тренером"?
"Навальный оказался удобным спарринг-партнером для власти. Он был и удобным инструментом борьбы групп внутри "путинского политбюро", и успешно мог концентрировать протестные настроения и уводить их в сторону, – считает политолог Евгений Минченко. И добавляет: "с этой точки зрения, условный срок Навальному был наиболее удобным вариантом в создавшейся ситуации".
Но ситуация после приговора, даже условного, изменилась. По действующему законодательству, осужденный не имеет права быть избранным до того, как не истечет его приговор.
По словам эксперта, до сих пор Навальный старался сочетать и первое и второе, и как раз это и не устраивало власть.
По словам Дмитрия Орлова, Навальный "вроде бы демонстрировал свою системность, но системным политиком никогда не был". "Перспектива быть избранным теперь весьма серьезно отложена для него. Он может участвовать в выборах в Мосгордуму только как неформальный лидер, как играющий тренер, что ли", – говорит Орлов.
"Значение приговора преувеличивается, – считает замдиректора Центра политической конъюнктуры Алексей Зудин. – Вне зависимости от него намного важнее, какой тип политической деятельности станет главным для Навального и его сторонников".
По мнению Зудина, хотя после московских выборов много говорилось о том, что Навальный самим фактом участия в них превратился в реального политика федерального масштаба, на самом деле московские выборы только начали процесс его превращения в политическую фигуру, и не более того.
Голосуя за него, многие его избиратели всего лишь соглашались с неким объемом претензий к власти, который он озвучивал, а фактически Навальный остается лидером уличных протестов, и в его действиях проглядывает стремление стать монопольным лидером протестной улицы.
Что выберет для себя Навальный
Если резюмировать мнения экспертов-политологов, то ситуация для Навального-политика стала намного сложнее после условного приговора, чем была до него, или могла бы быть в случае реального лишения свободы.
Если раньше он сидел сразу на двух стульях – системного политика (точнее, кандидата в таковые) и лидера уличного протеста, то теперь один стул из-под него вынули.
С учетом этого теперь совсем по-другому звучат слова Навального на митинге на Болотной площади 9 сентября этого года, сразу после выборов мэра в Москве: "…Если наступит такое время, я позову вас поджигать фаеры и переворачивать машины, я вам прямо так и скажу". Стоит ли приближать "такое время" – об этом в том числе будет теперь думать Алексей Навальный. Пока вместо выборов перед ним выбор.