у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Правительство проектного роста

Правительство проектного роста 22.01.2020

Политолог Дмитрий Орлов — о том, по каким принципам сформирован новый кабмин и чего от него ждать

Владимир Путин задает ключевые тренды этого политического года и оперативно формирует консолидирующую повестку, которая может объединить на платформе оперативного развития общественность и элиты. Основа повестки — новая социальная политика, конституционная реформа, кадровое обновление. Всё это — для ускорения роста и придания ему эффективного проектного характера. Стиль президента — активная динамика. Кадровую перезагрузку в Белом доме надо рассматривать именно в контексте этого курса и этого стиля. Новый кабинет — это правительство проектного роста.

Президент никогда не следовал за навязанной повесткой, а сам задавал параметры развития политической системы и ключевые темы, определяющие логику поведения представителей элит и общественные дискуссии. Формирование нового состава правительства стало не менее важным месседжем для общественности и представителей элит, чем послание Федеральному собранию и заявленные вместе с ним конституционные инициативы.

Новый кабминистров — логичное продолжение кадровой политики 2017–2019 годов по смене политических поколений на региональном уровне. Значительную часть нового правительства (включая премьера Михаила Мишустина) вполне можно отнести к «молодым технократам». При этом карьерные перспективы для представителей элит четко увязываются с реализацией востребованного населением активного социального курса, вокруг которого будет происходить консолидация нового путинского большинства. Конституционная реформа должна стать фактором устойчивости политической системы, позволяющей реализовать такую стратегию.

Деятельность нового кабинета, скорее всего, будет носить переходный характер, его главная задача — сохранить управляемость системы в период проведения конституционной реформы и думских выборов. Тем не менее в нижней палате парламента кандидатуру премьера поддержала не только «Единая Россия», но и две из трех партий парламентской оппозиции, да и представители КПРФ воздержались, но не высказались против. О кандидатуре Мишустина вполне благожелательно говорят и многие представители либеральной общественности, отмечая его опыт работы в бизнесе и успешный подход к внедрению цифровых технологий. Его компетенции вполне позволяют руководить правительством и в течение длительного периода.

Баланс между преемственностью и кадровым обновлением, а также разными (в том числе идеологическими) подходами к проведению экономической политики был соблюден при назначении новых вице-премьеров и федеральных министров. Пост первого вице-премьера занял Андрей Белоусов, ориентированный на более активную роль государства в экономике и привлечение ресурсов ведущих корпораций для решения масштабных задач внутри страны (в частности, в рамках индустриального и инфраструктурного развития).

При этом Министерство финансов по-прежнему возглавляет Антон Силуанов, работа которого ассоциируется с курсом на жесткую финансовую дисциплину (в том числе в рамках работы с регионами). На фоне замены министров социального блока сохраняет пост вице-премьера Татьяна Голикова, курировавшая это направление в предыдущем составе правительства.

Назначения в новом правительстве позволяют говорить о преемственности курса, например, в рамках задач по развитию Дальнего Востока (сохранил свой пост вице-премьер Юрий Трутнев), поддержки сельских территорий (министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев), реализации крупных инфраструктурных проектов в транспортной (Евгений Дитрих) и энергетической (Александр Новак) сферах. Сохранили свои посты ключевые фигуры, работавшие в сфере внешней политики и безопасности (Сергей Лавров, Сергей Шойгу, Владимир Колокольцев, Евгений Зиничев, Юрий Борисов).

Заметен диверсифицированный подход к подбору кадров для Белого дома. Так, в число новых вице-премьеров вошел Дмитрий Чернышенко, обладающий очень значительным опытом работы в рекламном бизнесе и сфере спортивного менеджмента, но никогда ранее не занимавший постов на госслужбе. Развивается практика рекрутирования на работу в правительстве специалистов с опытом в региональных органах власти.

Пример — вице-премьер Марат Хуснуллин, ранее не работавший на федеральном уровне. Можно отметить и Максима Решетникова, перешедшего на должность министра экономического развития с должности губернатора Пермского края. В биографии нового министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максута Шадаева — работа в правительстве Подмосковья, министр труда и социальной защиты Антон Котяков занимал должности в органах власти Самарской и Московской областей. Сохранили посты в правительстве Владимир Якушев, Александр Козлов и Дмитрий Кобылкин, эффективно работавшие на губернаторских должностях.

Президент ориентирует федеральную бюрократию на высокий уровень конкуренции и периодические ротации в ее среде, а региональных и бизнес-управленцев — на максимально результативную работу в рамках реализации национальных проектов и приоритетных инициатив Кремля.

Владимира Путина часто сравнивают с Франклином Рузвельтом. При вполне понятных различиях в исторических условиях, которые сформировали политический стиль и стратегию этих государственных деятелей, январские инициативы российского лидера вполне можно считать своего рода «новым курсом». Социальные программы, новая и значительная роль государства в экономике (в том числе в рамках реализации нацпроектов), скоординированные с политикой жесткого продвижения интересов страны в мире, стали определяющими при формировании нового состава правительства. Обозначена и реализуется долгосрочная стратегия Владимира Путина, которая будет определять приоритеты развития России.

Автор — генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Ссылка


Возврат к списку