у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

«Очень серьезное усиление группы Шойгу»: кто за что отвечает в кабинете Мишустина?

«Очень серьезное усиление группы Шойгу»: кто за что отвечает в кабинете Мишустина? 29.01.2020

Хуснуллину не дали минтранс, но оставили регионы, Чернышенко — главный по идеологии, а ОЭЗ и ТОСЭРы пойдут на поклон к Трутневу

«То, что минфин никто из вице-премьеров не курирует, характеризует Силуанова как «сверхминистра», более влиятельного, чем некоторые вице-премьеры», — говорят эксперты о распределении полномочий между вице-премьерами в правительстве Михаила Мишустина. О том, каким всемогущим стал Белоусов, кто теперь главный по селу и как всю промышленность и ТЭК отдали военным, — в материале «БИЗНЕС Online».

ВИЦЕ-ПРЕМЬЕРАМ НАРЕЗАЛИ СФЕРЫ ВЛИЯНИЯ

Новый глава правительства РФ Михаил Мишустин распределил обязанности своих заместителей. Зоны ответственности 9 вице-премьеров были очерчены материалами, опубликованными этой ночью на сайте кабмина. И, хотя большинство «назначений» прогнозировалось экспертами (в том числе на страницах «БИЗНЕС Online»), однако несколько решений оказались весьма неожиданными.

Второй человек в правительстве, Андрей Белоусов, получил столь широкие полномочия — и аналогичную зону ответственности, что в принципе непонятно, как с этим может справиться один человек. На попечении первого вице-премьера оказалось 13 министерств, ведомств и госкомпаний. Главные среди них — минэкономразвития, минтранс, ФАС и Росстат. Однако минфин в этот список не вошел, и это стало, пожалуй, главным сюрпризом. Ведь Антон Силуанов сложил с себя обязанности первого зампреда правительства, оставшись «всего лишь» министром финансов. Но, похоже, что Силуанов обговорил некоторые условия своего понижения. И теперь он не подчинен никому из вице-премьеров, а значит, будет работать напрямую с Мишустиным. Так что по форме он не вице-премьер, а по факту мало чем отличается.

Белоусов же будет отвечать за стратегию развития России, включая рост ВВП. В сфере его влияния — разработка основных направлений социально-экономического развития, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, инвестиционная политика и в принципе разработка государственных и федеральных целевых программ. При таком раскладе было бы странно, если бы институты развития — ВЭБ, РВК, РФПИ иже с ними — достались бы кому-то другому.

Из конкретных национальных проектов под Белоусова отошли «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт» и «Производительность труда и поддержка занятости». Ну и в целом все нацпроекты будет координировать именно Белоусов.

В перечне вице-премьеров одним из лидеров выглядит Татьяна Голикова, которой отошла фактически вся социалка: минздрав, минпросвещения, миннауки, минтруда, Роспотребнадзор, пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования и т. д. Полномочия Голиковой даже расширились: она назначена прямым куратором ряда ведущих вузов страны — НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МГУ, СПбГУ и ряда других.

Голиковой также достались нацпроекты в сферах демографии, здравоохранения, образования, науки, демографической и миграционной политики, соцразвития, уровня жизни и доходов населения, пенсионного обеспечения и аналогичных. При этом телеграм-канал «Майский указ» главной сенсацией случившейся раздачи слонов считает «техничный уход» Вероники Скворцовой из-под Голиковой. Экс-министр здравоохранения возглавила федеральное медико-биологическое агентство, а само ФМБА, ранее подчинявшееся минздраву, отдали под попечение Юрия Борисова.

Также Борисов курирует минпромторг, минэнерго, Ростехнадзор, Росрезерв, Росстандарт, Росатом и Роскосмос. Фактически под его руку ушла вся конкурентоспособная машиностроительная отрасль РФ в лице оборонной, атомной, ракетно-космической, судостроительной, авиационной и радиоэлектронной промышленности. Прибавив к этому национальную оборону, правоохранительную деятельность и ЧС, мы получаем еще одного тяжеловеса в правительстве.

«Теперь ОПК и гражданскую промышленность будет курировать один вице-премьер — Юрий Борисов. Раньше эти направления курировались разными вице-премьерами, что приводило к рассогласованности планов и приоритетов. Я бы отметил это как самую главную новость с точки зрения структурных характеристик нового правительства», — говорит президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. По его словам, на совещаниях по нацпроектам Борисов выступал с предложениями активизировать меры поддержки отечественной промышленности в целом и ОПК в частности, например через систему госзакупок, и эта позиция встречала сопротивление довольно мощного «импортного лобби». «Принятое решение говорит о поддержке со стороны президента линии на импортозамещение, в том числе в тех рынках, которые генерируют нацпроекты и топливно-энергетический комплекс. А ТЭК генерирует огромный рынок закупок. Из уст Медведева звучали цифры порядка 10 триллионов рублей в год… Безусловно, сейчас Борисов столкнется с мощными группами влияния в своей новой сфере ответственности», — говорит Ремизов.

ХУСНУЛЛИНУ ОТДАЛИ КРЫМ, ТРУТНЕВУ — СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ

Чрезвычайно близкая к Мишустину Виктория Абрамченко будет курировать не только свой любимый Росреестр (вместе с земельными отношениями и гражданским оборотом недвижимости), но и минсельхоз, минприроды, Росгидромет, Росприроднадзор, Россельхознадзор, а также ряд федеральных агентств. Плюс нацпроект «Экология». С точки зрения распределения бюджетных денег, пост Абрамченко также выглядит одной из ключевых фигур в кабмине.

Но это не идет ни в какое сравнение с влиянием Марата Хуснуллина. Он получил под начало всего пару ведомств, но какие зоны влияния достались ему! Это строительство и градостроительная деятельность, ЖКХ и в целом государственная жилищная политика вместе с ипотечным кредитованием. Хуснуллин же будет курировать комплексное социально-экономическое развитие субъектов РФ (за исключением Дальнего Востока, который по традиции доверили Юрию Трутневу), а также программу развития Крыма, Севастополя и Калининградской области. «Когда мы говорим про Крым и Калининград — это две большие строительные истории, в которых развиваются мощные инфраструктурные проекты. А Хуснуллин именно этим и занимался в Москве. Пускай теперь Хуснуллин и в правительстве России занимается стройками», — отмечает профессор НИУ ВШЭ, политолог Олег Матвейчев.

На этом фоне многие не обратили внимания еще на один пункт служебных обязанностей Хуснуллина — разграничение полномочий между федералами, регионами и муниципалами. Пока непонятно, как Марат Шакирзянович будет курировать эту сферу, но, похоже, вице-премьер станет неким арбитром в спорах между различными уровнями власти. А кураторство Хуснуллина над проектами «Чистая вода» и «Оздоровление реки Волги» дает надежду на решение застарелых проблем Татарстана.

Вместе с тем есть прогнозы, что Хуснуллину отдадут и развитие транспортной инфраструктуры — этим он занимался в Москве не менее активно, чем собственно стройкой. И хотя минтранс в итоге отошел под руку Белоусова, сам новый вице-премьер в интервью «Медузе» дал понять, что дорожные триллионы мимо него не пройдут: «Буду заниматься крупными проектами, например, сейчас мы рассматриваем проект [магистрали] Западный Китай — Европа».

Упомянутый Трутнев выглядит чуть ли не как самый малозначительный из всех замов Мишустина. Ну что такое в самом деле развитие Дальнего Востока и Арктики? Денег на это выделяется не сказать чтобы очень много, да и эффективность расходов вызывает сомнения — иногда кажется, что средства падают в данные территории как в бездонную бочку. Однако не все так однозначно, ведь Трутневу «прирезали» еще и Северный Кавказ — а это уже совсем другое дело. «Это достаточно неожиданная история, потому что где — Дальний Восток, а где — Северный Кавказ», — отмечает Евгений Минченко, глава коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг».

Но есть одно но, важное для Татарстана — именно Трутневу доверены вопросы создания и функционирования всяческих свободных зон, ОЭЗ и ТОСЭРов, так что, похоже, правительству РТ придется плотнее с ним дружить. Ранее эта сфера была за минэкономразвития, то есть Максимом Орешкиным и курировавшим его Силуановым.

«МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ НАКОНЕЦ-ТО ВЫВЕЛИ ИЗ СОЦИАЛКИ»

Из оставшихся вице-премьеров в глаза бросается Дмитрий Чернышенко с его разносторонними «интересами». Ему досталось довольно эклектичное собрание министерств и ведомств — от минкультуры, минсвязи и минспорта до ИТАР-ТАСС и «Роснано». Курируемые Чернышенко нацпроекты выглядят «стильно, модно, молодежно»: здесь и «Цифровая экономика РФ», и «Культура», и «Спорт — норма жизни»; и цифровизация госуправления (включая госуслуги). Несколько выпадает из этого разношерстного клубка нацпроект «Демография» (у которого несколько нянек), вероятно, Чернышенко он затрагивает через физкультуру для масс.

«Порадовало меня то, что министерство культуры наконец-то вывели из социалки и перевели к одному вице-премьеру вместе с министром цифрового развития и прогресса. Это абсолютно верно. Потому что культура — прежде всего идеология и для этого я бы даже сделал отдельного „идеологического“ вице-премьера. Чтобы он занимался прежде всего массовым общественным сознанием. И в объединении под властью вице-премьера Чернышенко цифровизации и культуры лично я вижу много перспективных возможностей», — сказал «БИЗНЕС Online» директор Института политических исследований Сергей Марков. Впрочем, заметим, что вопросы идеологии давно и прочно курирует администрация президента.

Алексей Оверчук еще недавно считался бы абсолютно технической фигурой. Но в связи с последними событиями вокруг той же Беларуси вице-премьер по интеграции в рамках ЕАЭС, сотрудничеству со странами СНГ, БРИКС и ОЭСР приобретает некоторый вес. «Усилилось отдельное направление — евразийский экономический союз и СНГ. В АП его курирует Козак; в правительстве — вице-премьер Оверчук; по линии минэка — Бабич. Серьезное и важное усиление», — считают авторы телеграм-канала «Незыгарь».

А вот Дмитрий Григоренко для невнимательного наблюдателя выглядит как типичный аппаратчик, пусть и высокопоставленный: за ним — планирование работы правительства и его аппарата правительства. Но не будем забывать, что также ему достались в наследство проектный офис Белого дома, исполнительская инфраструктура нацпроектов и административная реформа органов власти. Правда, «Майский указ» считает, что на распиаренной регуляторной гильотине не без участия Григоренко «можно начать рисовать большой и жирный крест».

Что еще важнее, Григоренко отдали контроль за оборотом алкоголя и кураторство над такой спорной инициативой, как маркировка различных групп товаров. «Под вице-премьера Григоренко ушел оборот алкоголя, госдолг и управление финансовыми активами России, деятельность органов юстиции, разработка и исполнение федерального бюджета, контроль за реализацией нацпроектов и АНО „Национальные приоритеты“. Григоренко — это еще и контроль за Силуановым», — резюмирует «Незыгарь».

«ВИЦЕ-ПРЕМЬЕРОВ УЖ ОЧЕНЬ МНОГО. СОЗДАЕТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО РАБОТЫ ДЛЯ НИХ НИКАК НЕ НАЙДУТ»

«С одной стороны, распределение обязанностей совершенно нормальное. Но что мне показалось интересным? Этих вице-премьеров уж очень много. Создается впечатление, что работы для них никак не найдут. И получается, что Хуснуллин — вице-премьер одного строительства. Другой вице-премьер, Григоренко, — руководитель аппарата, и он же алкогольный вице-премьер. В общем, вывод такой, что структура распределения обязанностей продумана плохо. Есть очень много противоречий. Одно дело — живые противоречия, когда, предположим, финансово-кредитная политика у нас распределена между министром финансов и вице-премьером Белоусовым, который отвечает за экономический рост. Другое дело, что некоторым вице-премьерам, создается такое ощущение, буквально наскребали фронт работы», — полагает Сергей Марков.

Для гендиректора агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова распределение обязанностей между вице-премьерами оказалось вполне ожидаемым, за исключением широких полномочий Чернышенко. «То, что министерство финансов никто из вице-премьеров непосредственно не курирует, характеризует Антона Силуанова как „сверхминистра“, более влиятельного, чем некоторые вице-премьеры. Напротив, то, что Андрей Белоусов из значимых ведомств курирует только минэкономразвития и минтранс, превращает его в „идеолога развития“ с определяющим влиянием на выбор правительственного курса, но ограниченными возможностями влияния на проектную деятельность правительства», — говорит Орлов.

При этом многие эксперты ранее говорили о том, что Михаилу Мишустину повезло получить правительство, где у него много если не ставленников, то как минимум хороших знакомых. «Понятно, что Оверчук, Григоренко, Абрамченко, Чернышенко — это четыре вице-премьера, исторически связанных с Мишустиным. Могут ли быть конфликты между вице-премьерами из-за перераспределения обязанностей? Между вице-премьерами — нет, а вот история, когда ряд бывших министров ушли в администрацию президента, вот это может создавать определенное напряжение», — отмечает Минченко.

«Выдвиженцами Мишустина стала, видимо, группировка, условно называемая украинской. То есть выходцы из министерства по налогам и сборам с украинскими фамилиями. Конфликты между вице-премьерами обязательно будут, но это нормально, в этом нет ничего страшного. Потому что есть живые противоречия развития, когда одни и те же отрасли должны курироваться с разных сторон. Но для этого и существуют межведомственные совещания и тому подобное. Реальные проблемы всегда многоаспектны, и их невозможно со 100-процентной точностью засунуть ни в одну бюрократическую схему», — считает Марков.

Многие политологи считают, что за отдельными фигурами в правительстве стоят конкретные олигархические или аппаратные группы. В частности, того же Хуснуллина эксперты называют «ротенберговским». Кто еще получил профит от сегодняшнего передела сфер влияния? «Белоусов стал таким „первым-первым“ вице-премьером с очень высоким объемом полномочий. И, кроме этого, с очень серьезным аппаратным весом. Вторым по значимости вице-премьером фактически зафиксирован Борисов, как человек, который замещает Белоусова в случае его отсутствия. И у Борисова очень широкая сфера, намного более широкая, чем раньше. На самом деле это очень серьезное усиление группы Шойгу», — указывает Минченко.

Ссылка


Возврат к списку