у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Челябинская область: новая политическая мобилизация и вызовы для Алексея Текслера

Челябинская область: новая политическая мобилизация и вызовы для Алексея Текслера 10.02.2020

В по­след­ние годы в Че­ля­бин­ской об­ла­сти круп­ные из­би­ра­тель­ные кам­па­нии идут одна за дру­гой: пре­зи­дент­ские вы­бо­ры 2018 года, гу­бер­на­тор­ская кам­па­ния 2019 года, за­вер­шив­ша­я­ся по­бе­дой в пер­вом туре врио гла­вы ре­ги­о­на А.Тексле­ра с ре­зуль­та­том 69,31%. 

 Пред­сто­ят вы­бо­ры в За­ко­но­да­тель­ное со­бра­ние об­ла­сти и в Го­су­дар­ствен­ную думу, в ряде му­ни­ци­па­ли­те­тов прой­дут вы­бо­ры в мест­ные пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны. Ре­ги­о­наль­ные эли­ты ис­пы­ты­ва­ют на себе ре­жим по­сто­ян­ной по­ли­ти­че­ской мо­би­ли­за­ции. Но­вый гу­бер­на­тор А. Текслер та­к­же вы­нуж­ден дей­ство­вать в фор­ма­те пер­ма­нент­ной из­би­ра­тель­ной кам­па­нии, ко­то­рая не за­кон­чи­лась с его из­бра­ни­ем. Это опре­де­ля­ет и стиль по­ве­де­ния А.Тексле­ра, и ди­на­ми­ку си­стем­ной пе­ре­строй­ки. В рам­ках боль­шо­го элек­то­раль­но­го цик­ла про­ис­хо­дит ре­кон­фи­гу­ра­ция ре­ги­о­наль­но­го элит­но­го поля, по­это­му окон­ча­тель­ное фор­ми­ро­ва­ние но­вой ко­ман­ды за­вер­шит­ся позд­нее и с уче­том этих из­ме­не­ний. Фак­ти­че­ски пе­ред ру­ко­вод­ством ре­ги­о­на сто­ит вы­зов до­сти­же­ния в сред­не­сроч­ной пер­спек­ти­ве но­во­го об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ско­го кон­сен­су­са.

Груп­пы вли­я­ния: огра­ни­че­ние ав­то­но­мии и си­стем­ное на­ступ­ле­ние А. Тексле­ра

На­хож­де­ние у вла­сти в Че­ля­бин­ской об­ла­сти гу­бер­на­то­ров М.Юре­ви­ча (2010-2014 гг.) и Б.Дуб­ров­ско­го (2014-2019 гг.) со­про­вож­да­лось фор­ми­ро­ва­ни­ем си­ту­а­тив­ных со­ю­зов и ко­а­ли­ций с уча­сти­ем пред­ста­ви­те­лей ре­ги­о­наль­ной эли­ты, но сте­пень пред­ска­зу­е­мо­сти и управ­ля­е­мо­сти про­цес­сов в ре­ги­оне в по­след­ние годы ока­за­лась до­ста­точ­но низ­кой. Тем не ме­нее по­сто­ян­ное на­пря­же­ние и си­ту­а­тив­ные до­го­во­рен­но­сти обес­пе­чи­ва­ли ос­нов­ным груп­пам вли­я­ния соб­ствен­ные ниши в си­сте­ме. Ино­гда ис­кус­ствен­но со­зда­ва­лись кон­фи­гу­ра­ции, в ко­то­рых неко­то­рые груп­пы ока­зы­ва­лись бо­лее вос­тре­бо­ва­ны, чем это было бы необ­хо­ди­мо в слу­чае про­це­дур­ной пред­ска­зу­е­мо­сти. Ор­га­ни­за­ция по­ли­ти­че­ско­го про­цес­са на бо­лее фор­маль­ных, про­зрач­ных ос­но­ва­ни­ях в ло­ги­ке «тех­но­кра­ти­че­ско­го» трен­да неми­ну­е­мо ослаб­ля­ет вли­я­ние сло­жив­ших­ся ре­ги­о­наль­ных фи­нан­со­во-про­мыш­лен­ных групп (ФПГ) и элит­ных групп, ко­то­рое во мно­гом ба­зи­ро­ва­лось на прак­ти­ках, не под­да­ю­щих­ся ре­гу­ли­ро­ва­нию и кон­тро­лю. По­доб­ные из­ме­не­ния мо­гут быть до­ста­точ­но бо­лез­нен­ны­ми, осо­бен­но на бо­лее позд­них эта­пах, ко­гда при­дет осо­зна­ние их необ­ра­ти­мо­сти. В та­ких усло­ви­ях ими­д­же­вые уда­ры по ко­ман­де гу­бер­на­то­ра со сто­ро­ны тех или иных групп вполне ожи­да­е­мы.

В на­ча­ле года оче­вид­на про­бле­ма ор­га­ни­за­ции ре­ги­о­наль­ной из­би­ра­тель­ной кам­па­нии — по вы­бо­рам в Зак­со­бра­ние об­ла­сти, в му­ни­ци­па­ли­те­ты, по об­ще­фе­де­раль­но­му го­ло­со­ва­нию о по­прав­ках в Кон­сти­ту­цию. Осо­бая слож­ность за­клю­ча­ет­ся не толь­ко во вре­мен­ном «на­ло­же­нии» и ди­на­мич­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти из­би­ра­тель­ных кам­па­ний раз­но­го уров­ня в ре­ги­оне, но и в рас­пре­де­ле­нии ор­га­ни­за­ци­он­ных функ­ций на фоне внут­ри­э­лит­ной пе­ре­строй­ки.

В кон­тек­сте вы­бо­ров это ка­са­ет­ся пре­жде все­го по­ли­ти­че­ско­го бу­ду­ще­го ру­ко­во­ди­те­ля ре­ги­о­наль­но­го от­де­ле­ния «Еди­ной Рос­сии» и спи­ке­ра Зак­со­бра­ния Че­ля­бин­ской об­ла­сти В.Мя­ку­ша, ко­то­рый ока­зы­ва­ет очень су­ще­ствен­ное вли­я­ние на элек­то­раль­ные кам­па­нии и по­ли­ти­че­ский про­цесс в ре­ги­оне мно­го лет. В силу этих при­чин и воз­рас­та В.Мя­ку­ша в по­след­ние годы об­суж­да­ют­ся сце­на­рии его сме­ны на по­сту (с воз­мож­ным ухо­дом на фе­де­раль­ный уро­вень) без рис­ков по­те­ри кон­тро­ля над си­ту­а­ци­ей. Этот во­прос в лю­бом слу­чае бу­дет ре­шать­ся по­сле сен­тябрь­ских вы­бо­ров в За­ко­но­да­тель­ное со­бра­ние при мо­де­ри­ру­ю­щем уча­стии гу­бер­на­то­ра А.Тексле­ра во вза­и­мо­дей­ствии с фе­де­раль­ным ру­ко­вод­ством пар­тии. К «ко­ман­де Мя­ку­ша» от­но­сят вице-спи­ке­ра Ю.Кар­ли­ка­но­ва, де­пу­та­та Зак­со­бра­ния К.За­ха­ро­ва (неудач­но пы­тал­ся из­брать­ся в Гос­ду­му в 2016 году), ру­ко­во­ди­те­ля ре­ги­о­наль­но­го ис­пол­ко­ма «Еди­ной Рос­сии» Д.Мо­и­се­е­ва (ра­нее за кон­троль над ис­пол­ко­мам раз­во­ра­чи­ва­лась борь­ба, но В.Мя­ку­шу уда­лось на­сто­ять на сво­ей кан­ди­да­ту­ре) и дру­гих де­я­те­лей.

Осо­бое зна­че­ние при­об­ре­та­ет фор­ми­ру­ю­ща­я­ся груп­па вли­я­ния в виде ко­ман­ды но­во­го гу­бер­на­то­ра А.Тексле­ра, но по­дроб­нее она бу­дет рас­смот­ре­на в раз­де­ле про кад­ро­вую по­ли­ти­ку гла­вы ре­ги­о­на. При этом вза­и­мо­дей­ствие ко­ман­ды гу­бер­на­то­ра со ста­ры­ми ре­ги­о­наль­ны­ми и го­род­ски­ми эли­та­ми мож­но на­звать кон­струк­тив­ным: от­сут­ству­ют от­кры­тые кон­флик­ты или их объ­ек­тив­ные пред­по­сыл­ки, хотя это не га­ран­ти­ру­ет ло­яль­ность всех зна­чи­мых иг­ро­ков.

Неко­то­рые слож­но­сти воз­мож­ны в раз­ви­тии ком­му­ни­ка­ции с груп­пой биз­не­сме­на А.Ари­сто­ва (со­вла­де­лец ЧЭМК) и свя­зан­ных с ним т.н. со­вет­ско-ка­ли­нин­ских элит (де­пу­та­ты Гор­ду­мы Че­ля­бин­ска С.Ов­чин­ни­ков и В.Рыль­ских) и пред­ста­ви­те­лем груп­пы в Гос­ду­ме – де­пу­та­том А.Ба­ры­ше­вым, шан­сы ко­то­ро­го на пе­ре­из­бра­ние та­к­же оста­ют­ся под во­про­сом. От­кры­то­го или внут­рен­не­го кон­флик­та на дан­ный мо­мент нет, впро­чем, как нет и по­сто­ян­ной ком­му­ни­ка­ции, но А.Ари­стов дол­гие годы име­ет непо­сред­ствен­ное вли­я­ние на внут­ри­по­ли­ти­че­скую си­ту­а­цию в ре­ги­оне. Годы гу­бер­на­тор­ства М.Юре­ви­ча и неко­то­рые вре­мя по­сле его ухо­да про­шли в ат­мо­сфе­ре яв­но­го про­ти­во­сто­я­ния меж­ду груп­пой А.Ари­сто­ва и свя­зан­ны­ми с быв­шим гу­бер­на­то­ром лю­дь­ми, в ко­то­рой Б.Дуб­ров­ский был си­ту­а­тив­ным со­юз­ни­ком А.Ари­сто­ва. С при­хо­дом гу­бер­на­то­ра А.Тексле­ра вли­я­ние груп­пы А.Ари­сто­ва ослаб­ло, при этом до­воль­но рез­ко и неожи­дан­но для них са­мих и без со­про­тив­ле­ния. Си­ту­а­ция ослож­ня­ет­ся но­вым кур­сом мэ­рии Че­ля­бин­ска, что за­тра­ги­ва­ет ин­те­ре­сы «со­вет­ско-ка­ли­нин­ских» элит. Как уже от­ме­ча­лось, вы­со­ки рис­ки по­те­ри А.Ба­ры­ше­вым ме­ста в Гос­ду­ме. Та­ким об­ра­зом, по мере раз­ви­тия из­би­ра­тель­ной кам­па­нии со сто­ро­ны груп­пы А.Ари­сто­ва воз­мож­ны по­пыт­ки вер­нуть утра­чен­ные по­зи­ции, ко­то­рые не обя­за­тель­но бу­дут со­гла­со­ва­ны и со­от­вет­ство­вать ожи­да­ни­ям ад­ми­ни­стра­ции гу­бер­на­то­ра А.Тексле­ра.

От­дель­но необ­хо­ди­мо от­ме­тить те­ку­щее по­зи­ци­о­ни­ро­ва­ние «маг­ни­то­гор­ских элит», вы­ход­цем из ко­то­рых были экс-гу­бер­на­тор Б.Дуб­ров­ский, быв­ший мэр Че­ля­бин­ска Е.Теф­те­лев и дру­гие пред­ста­ви­те­ли преж­ней управ­лен­че­ской ко­ман­ды. С од­ной сто­ро­ны, «маг­ни­то­гор­цы» ста­ли раз­дра­жа­ю­щим фак­то­ром на уровне ад­ми­ни­стра­тив­но­го цен­тра, так как че­ля­бин­ские го­род­ские эли­ты вос­при­ни­ма­ли это как экс­пан­сию пред­ста­ви­те­лей кон­ку­ри­ру­ю­ще­го цен­тра, Маг­ни­то­гор­ска. С дру­гой сто­ро­ны, си­ту­а­ция в са­мом Маг­ни­то­гор­ске по-преж­не­му оста­ет­ся под кон­тро­лем ММК и В.Раш­ни­ко­ва. Го­во­рить о су­ще­ствен­ном ослаб­ле­нии те­ку­ще­го вли­я­ния груп­пы не при­хо­дит­ся – пред­ста­ви­тель груп­пы в Гос­ду­ме, быв­ший мэр Маг­ни­то­гор­ска В.Бах­ме­тьев име­ет хо­ро­шие шан­сы на пе­ре­из­бра­ние. От­став­ка ко­ман­ды Б.Дуб­ров­ско­го не при­ве­ла к ка­кой-либо «де­мо­ни­за­ции» маг­ни­то­гор­ских элит, А.Текслер со­вер­ша­ет ре­гу­ляр­ные по­езд­ки в му­ни­ци­па­ли­тет, как и на дру­гие тер­ри­то­рии.

По­ка­за­тель­на ди­на­ми­ка вли­я­ния груп­пы вы­ход­цев из «Мо­ло­дой гвар­дии», ори­ен­ти­ро­ван­ных на де­пу­та­та Гос­ду­мы В.Бур­ма­то­ва и быв­ше­го вице-гу­бер­на­то­ра Р.Гат­та­ро­ва. В по­след­ние годы гу­бер­на­тор­ства Б.Дуб­ров­ско­го груп­па се­рьез­но укре­пи­лась, что было свя­за­но в том чис­ле с огра­ни­чен­но­стью воз­мож­но­стей ко­ман­ды преды­ду­ще­го гу­бер­на­то­ра опе­ра­тив­но ре­шать ор­га­ни­за­ци­он­ные про­бле­мы – в этом им ока­зы­ва­ли со­дей­ствие пред­ста­ви­те­ли груп­пы МГЕР. Рост ам­би­ций груп­пы МГЕР вы­зы­вал недо­воль­ство дру­гих пред­ста­ви­те­лей че­ля­бин­ской эли­ты. Неэф­фек­тив­ная под­го­тов­ка к сам­ми­там ШОС и БРИКС и ряд дру­гих оши­бок при­ве­ли к от­став­ке Р.Гат­та­ро­ва, то­гда как де­пу­тат В.Бур­ма­тов, со­хра­няя свя­зи с ре­ги­о­ном и вли­я­ние на него, все же боль­шую часть вре­ме­ни про­во­дит в Москве. Дру­гие пред­ста­ви­те­ли груп­пы либо изо­ли­ро­ва­ны, либо по­ста­ра­лись встро­ить­ся в ко­ман­ду А.Тексле­ра. В но­вых усло­ви­ях о преж­них ам­би­ци­ях груп­пы МГЕР го­во­рить не при­хо­дит­ся, од­на­ко не учи­ты­вать ее как фак­тор ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ки та­к­же нель­зя: ее вре­мен­ный де­мон­таж но­сит об­ра­ти­мый ха­рак­тер.

Несмот­ря на ошиб­ки пред­ше­ству­ю­щей управ­лен­че­ской ко­ман­ды, ко­то­рые при­ве­ли к от­мене ре­ше­ния о про­ве­де­нии ос­нов­ных ме­ро­при­я­тий сам­ми­тов ШОС и БРИКС в ре­ги­оне, со­труд­ни­че­ство но­во­го ру­ко­вод­ства с си­ло­вы­ми струк­ту­ра­ми в кон­тек­сте под­го­тов­ки к сам­ми­там мож­но оце­нить как кон­струк­тив­ное.

Ко­ман­да гу­бер­на­то­ра и кад­ро­вая по­ли­ти­ка

С уче­том пе­ри­о­да в ста­ту­се врио гу­бер­на­то­ра А.Текслер ру­ко­во­дит Че­ля­бин­ской об­ла­стью с мар­та 2019 года. За это вре­мя офор­мил­ся ос­нов­ной со­став ко­ман­ды гу­бер­на­то­ра, хотя она по-преж­не­му на­хо­дит­ся в ста­дии ста­нов­ле­ния. По­сколь­ку ко­ман­да от­ча­сти яв­ля­ет­ся про­ек­ци­ей ба­лан­са сил в ре­ги­оне (при этом, без­услов­но, не долж­на фор­маль­но вклю­чать пред­ста­ви­те­лей всех ос­нов­ных элит­ных групп), в усло­ви­ях пе­ре­строй­ки элит­но­го поля неко­то­рые про­цес­сы ока­зы­ва­ют­ся за­мед­лен­ны­ми. Пе­ре­кон­фи­гу­ра­ция ре­ги­о­наль­ных элит свя­за­на не толь­ко с пе­ри­о­дом тран­зи­та вла­сти от од­но­го гу­бер­на­то­ра к дру­го­му (эта за­да­ча к на­сто­я­ще­му вре­ме­ни ре­ше­на), но еще и с есте­ствен­ной сме­ной по­ко­ле­ний.

Ко­ман­да А.Тексле­ра – в первую оче­редь пра­ви­тель­ство Че­ля­бин­ской об­ла­сти (гу­бер­на­тор – пред­се­да­тель пра­ви­тель­ства). В нем про­изо­шли зна­чи­мые из­ме­не­ния.

  • Пер­вым за­мгла­вы гу­бер­на­то­ра на­зна­че­на се­на­тор И.Гехт вме­сто пред­ста­ви­те­ля «маг­ни­то­гор­ской ко­ман­ды» Е.Ре­ди­на. Ку­ри­ру­ет со­ци­аль­ный блок. И.Гехт свя­зы­ва­ли с ко­ман­дой экс-гу­бер­на­то­ра М.Юре­ви­ча, но о со­хра­не­нии ее ло­яль­но­сти М.Юре­ви­чу вряд ли сто­ит го­во­рить.
  • Пер­вым за­мгла­вы гу­бер­на­то­ра та­к­же на­зна­чен В.Ма­мин, кол­ле­га А.Тексле­ра по ра­бо­те в Минэнер­го.
  • Вице-гу­бер­на­то­ром, ку­ри­ру­ю­щим внут­ри­по­ли­ти­че­ский блок, на­зна­чен А.Век­шин, в про­шлом за­ни­мав­ший ана­ло­гич­ный пост в пра­ви­тель­стве Мур­ман­ской об­ла­сти.
  • Вице-гу­бер­на­то­ром, ку­ри­ру­ю­щим эко­но­ми­че­ский блок, под­го­тов­ку в остав­шим­ся в ре­ги­оне ме­ро­при­я­ти­ям сам­ми­тов ШОС и БРИКС и со­зда­ва­е­мое ми­ни­стер­ство про­мыш­лен­но­сти при­род­ных ре­сур­сов, на­зна­чен Е.Ко­валь­чук (ра­нее ра­бо­тал в струк­ту­рах об­ла­сти, но за­тем вре­мен­но пе­ре­шел ХМАО и вер­нул­ся в ре­ги­он).
  • По­сле про­ве­ден­ных в ок­тяб­ре из­ме­не­ний в струк­ту­ре пра­ви­тель­ства со­зда­ны две но­вые долж­но­сти вице-гу­бер­на­то­ров по раз­ви­тию тер­ри­то­рии. На одну из них на­зна­чен быв­ший гла­ва ап­па­ра­та гу­бер­на­то­ра (долж­ность лик­ви­ди­ро­ва­на с пе­ре­да­чей функ­ци­о­на­ла В.Ма­ми­ну) и ку­ра­тор внут­рен­ней по­ли­ти­ки Е.Го­ли­цын, на дру­гую – быв­ший спи­кер Гор­ду­мы С.Мо­ша­ров. По­след­нее на­зна­че­ние осо­бен­но при­ме­ча­тель­но: С.Мо­ша­ро­ва все­гда от­но­си­ли к ко­ман­де экс-гу­бер­на­то­ра М.Юре­ви­ча и в по­след­ние годы про­гно­зи­ро­ва­ли его от­став­ку. Как и в слу­чае с И.Гехт, воз­мож­но, это сви­де­тель­ству­ет об окон­ча­тель­ном де­мон­та­же ко­ман­ды М.Юре­ви­ча в преж­нем виде.

К ко­ман­де А.Тексле­ра при­ня­то от­но­сить мэра Че­ля­бин­ска Н.Ко­то­ву, хотя она не яв­ля­ет­ся но­вым че­ло­ве­ком для об­ла­сти (впро­чем, как и И.Гехт или Е.Ко­валь­чук). В пуб­лич­ном имен­но Н.Ко­то­ва по­зи­ци­о­ни­ру­ет­ся как наи­бо­лее яр­кий пред­ста­ви­тель но­вой ко­ман­ды. При этом А.Тексле­ру уда­лось сфор­ми­ро­вать кон­струк­тив­ные от­но­ше­ния с ча­стью го­род­ских элит Че­ля­бин­ска – на­при­мер, с ори­ен­ти­ро­ван­ны­ми на биз­не­сме­на Б.Вид­го­фа. Бо­лее слож­но скла­ды­ва­ют­ся от­но­ше­ния с со­вет­ско-ка­ли­нин­ски­ми эли­та­ми, ко­то­рых к ко­ман­де А.Тексле­ра от­не­сти нель­зя.

Ле­том 2019 года А.Текслер вы­сту­пил с ини­ци­а­ти­вой о фор­ми­ро­ва­нии спе­ци­аль­но­го ре­ги­о­наль­но­го кад­ро­во­го ре­зер­ва, ко­то­рый по­лу­чил на­зва­ние «Ко­ман­да Че­ля­бин­ской об­ла­сти». Это по­ка­зы­ва­ет, что у но­во­го ру­ко­вод­ства ре­ги­о­на есть на­ме­ре­ние вы­стра­и­вать дол­го­сроч­ную кад­ро­вую по­ли­ти­ку и несколь­ко фор­ма­ли­зо­вать про­цесс на­зна­че­ний, что­бы ре­ше­ния при­ни­ма­лись не толь­ко на ос­но­ва­нии лич­ных кри­те­ри­ев. В кон­це ян­ва­ря ста­ло из­вест­но, что А.Текслер на­ме­рен вос­ста­но­вить управ­ле­ние по ра­бо­те с мо­ло­де­жью в рам­ках струк­ту­ры ре­ги­о­наль­но­го пра­ви­тель­ства. В 2016 году функ­ции управ­ле­ния по мо­ло­деж­ной по­ли­ти­ке были пе­ре­да­ны ре­ги­о­наль­но­му ми­ни­стер­ству об­ра­зо­ва­ния. Ру­ко­во­ди­тель струк­ту­ры, ве­ро­ят­но, бу­дет на­зна­чен в бли­жай­шее вре­мя.

«Раз­во­рот Тексле­ра» и со­ци­аль­ная по­ли­ти­ка. Ослаб­ле­ние про­те­ста

В ходе из­би­ра­тель­ной кам­па­нии ши­ро­кую из­вест­ность при­об­ре­ла фор­му­ла «Раз­во­рот Тексле­ра», опи­сы­ва­ю­щая по­ли­ти­че­ский стиль но­во­го гла­вы ре­ги­о­на. Фор­му­ла пе­ре­ш­ла и в по­ст­элек­то­раль­ную ре­аль­ность. В стро­гом смыс­ле им обо­зна­ча­ет­ся го­тов­ность к неожи­дан­ным опе­ра­тив­ным ре­ше­ни­ям, рез­ким из­ме­не­ни­ем марш­ру­тов про­ве­рок при объ­ез­дах тер­ри­то­рий. В бо­лее ши­ро­ком зна­че­нии име­ет­ся в виду кар­ди­наль­ная сме­на управ­лен­че­ско­го под­хо­да, ини­ци­и­ро­ва­ние круп­ных ре­ги­о­наль­ных ре­форм, к ко­то­рым пре­жде все­го от­но­сит­ся транс­порт­ная ре­форм в Че­ля­бин­ске (см. сле­ду­ю­щий раз­дел) и ком­плекс­ная ра­бо­та с эко­ло­ги­че­ской по­вест­кой.

В на­ча­ле года гу­бер­на­тор А.Текслер вы­сту­пил с очень за­мет­ной со­ци­аль­ной ини­ци­а­ти­вой: он пред­ло­жил юж­но­ураль­ским пред­при­я­ти­ям и се­те­вым ма­га­зи­нам сни­зить цены на ас­сор­ти­мент про­до­воль­ствен­ных то­ва­ров. Вве­де­ние т.н. «ре­ги­о­наль­ной скид­ки» в раз­ме­ре 20-30% поз­во­лит по­вы­сить спрос на про­дук­цию че­ля­бин­ских про­из­во­ди­те­лей. Ру­ко­вод­ство об­ла­сти обе­ща­ет со­дей­ствие ма­лым хо­зяй­ствам для по­па­да­ния в роз­нич­ные сети. На пер­вом эта­пе, ко­то­рый стар­ту­ет уже в фев­ра­ле, пла­ни­ру­ет­ся рас­про­стра­нить скид­ку на ба­ка­лею.

Уро­вень со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ский на­пря­жен­но­сти в ре­ги­оне, как и в сред­нем по стране, оста­ёт­ся до­воль­но вы­со­ким. Про­тест­ная по­вест­ка в Че­ля­бин­ской об­ла­сти пред­став­ле­на в первую оче­редь эко­ло­ги­че­ским дви­же­ни­ем. Несмот­ря на то, что уро­вень тре­вож­но­сти от­но­си­тель­но эко­ло­ги­че­ской си­ту­а­ции в ре­ги­оне все­гда был вы­со­ким, оформ­ле­ние си­стем­но­го эко­ло­ги­че­ско­го дви­же­ния на­ча­лось толь­ко в 2014 году как ре­ак­ция на ини­ци­а­ти­ву по стро­и­тель­ству гор­но-обо­га­ти­тель­но­го ком­би­на­та «То­мин­ский» вб­ли­зи ад­ми­ни­стра­тив­но­го цен­тра (про­ект ре­а­ли­зу­ет РМК, ко­то­рая уже име­ет несколь­ко пред­при­я­тий в ре­ги­оне). Од­на­ко в по­след­ние годы, ко­гда ста­ло по­нят­но, что про­ект уже в про­цес­се ре­а­ли­за­ции, пусть и с неко­то­ры­ми тех­но­ло­ги­че­ски­ми кор­рек­ти­ва­ми, эко­ло­ги­че­ское дви­же­ние «Стоп ГОК» осла­би­ло ак­тив­ность и транс­фор­ми­ро­ва­лось в эко­ло­ги­че­ский про­тест бо­лее ши­ро­ко­го про­фи­ля. Ак­ти­ви­сты уде­ля­ют вни­ма­ние борь­бе с вы­бро­са­ми про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий, вы­руб­кой пар­ко­вых зон и др. Про­изо­шла та­к­же транс­фор­ма­ция в со­ста­ве ли­де­ров эко­ло­ги­че­ско­го дви­же­ния: в про­шлом клю­че­вые фи­гу­ры вро­де В.Мос­ков­ца пол­но­стью от­тес­не­ны на пе­ри­фе­рию.

Недо­ста­точ­ное вни­ма­ние к эко­ло­ги­че­ской си­ту­а­ции ста­ло од­ной из при­чин па­де­ния до­ве­рия к преж­ним ре­ги­о­наль­ным и го­род­ским вла­стям. По­след­ний эко­ло­ги­че­ский ми­тинг в Че­ля­бин­ске про­шел в кон­це ян­ва­ря и был по­свя­щен про­бле­ме ча­стич­ной вы­руб­ки го­род­ско­го бора для стро­и­тель­ства дет­ской он­ко­боль­ни­цы, хотя об­суж­да­лась и тра­ди­ци­он­ная про­бле­ма ка­че­ства воз­ду­ха (в ак­ции при­ня­ло уча­стие око­ло 300 че­ло­век). По­ка­за­тель­но, что ми­тинг по­се­ти­ла мэр Че­ля­бин­ска Н.Ко­то­ва. Ра­нее го­род­ские вла­сти не ре­ша­лись на по­доб­ные пря­мые «столк­но­ве­ния» с про­те­сту­ю­щи­ми. Со­гла­сие мэра на от­кры­тый диа­лог и по­яв­ле­ние на ак­ции про­те­ста были, без­услов­но, вос­при­ня­ты с эн­ту­зи­аз­мом.

Ре­фор­мы в Че­ля­бин­ске и си­ту­а­ция в го­ро­дах ре­ги­о­на

Со­по­ста­ви­мым по мас­шта­бу с на­зна­че­ни­ем но­во­го гу­бер­на­то­ра со­бы­ти­ем ста­ла сме­на ру­ко­вод­ства Че­ля­бин­ска. Это ре­ше­ние было ожи­да­е­мым неза­ви­си­мо от от­став­ки и со­хра­не­ния на по­сту экс-гу­бер­на­то­ра Б.Дуб­ров­ско­го. Бо­лее того, фор­маль­ная от­став­ка и пе­ре­вод экс-мэра Че­ля­бин­ска Е.Теф­те­ле­ва (сей­час на­хо­дит­ся под след­стви­ем), од­но­го из наи­бо­лее за­мет­ных пред­ста­ви­те­лей «маг­ни­то­гор­ской ко­ман­ды», на дру­гую по­зи­цию со­сто­ял­ся еще во вре­мя ман­да­та быв­ше­го гу­бер­на­то­ра. Тем не ме­нее дол­гая вре­мя окон­ча­тель­ная кон­фи­гу­ра­ция оста­ва­лась под во­про­сом, а до на­зна­че­ния на этот пост вице-мэра Н.Ко­то­вой вре­мен­но ис­пол­ня­ю­щим обя­зан­но­сти гла­вы го­ро­да, в том чис­ле при врио гу­бер­на­то­ра А.Тексле­ре, был В.Ели­стра­тов.

На­зна­че­ние Н.Ко­то­вой на этот пост в июне, с од­ной сто­ро­ны, не было оче­вид­ным, так как рас­смат­ри­ва­лись кан­ди­да­ту­ры из фор­ми­ру­ю­щей­ся ко­ман­ды но­во­го гла­вы ре­ги­о­на. Но в ко­неч­ном сче­те свою роль сыг­ра­ло как раз дол­гое пре­бы­ва­ние Н.Ко­то­вой в струк­ту­рах го­род­ской вла­сти (в мэ­рии с 2005 года) при от­сут­ствии свя­зей с кон­ку­ри­ру­ю­щи­ми с но­вой ко­ман­дой гу­бер­на­то­ра груп­па­ми вли­я­ния. В кри­зис­ные мо­мен­ты тран­зи­та вла­сти или в усло­ви­ях об­щей ор­га­ни­за­ци­он­ной несо­сто­я­тель­но­сти преж­ней ко­ман­ды, осо­бен­но в ходе из­би­ра­тель­ных кам­па­ний, ко­ор­ди­на­цию по­ли­ти­че­ских про­цес­сов на уровне ад­ми­ни­стра­тив­но­го цен­тра осу­ществ­ля­ла имен­но Н.Ко­то­ва (на­ря­ду с В.Мя­ку­шем в пар­тии и во внут­ри­э­лит­ном ар­бит­ра­же). В по­след­ние годы она вос­при­ни­ма­лась как наи­бо­лее под­хо­дя­щий для эф­фек­тив­ной ком­му­ни­ка­ции пред­ста­ви­тель мэ­рии.

Оче­вид­но, что ос­нов­ные ожи­да­ния в от­но­ше­нии но­во­го мэра Че­ля­бин­ска оправ­да­лись: сте­пень вклю­чен­но­сти Н.Ко­то­вой в ре­ше­ние те­ку­щих и дав­но от­кла­ды­ва­е­мых за­дач, до­ста­точ­но сме­лая ри­то­ри­ка и го­тов­ность к пе­ре­смот­ру сло­жив­ших­ся ры­ноч­ных ниш на уровне го­ро­да с неиз­беж­но сле­ду­ю­щи­ми из это­го кон­флик­та­ми со ста­ры­ми го­род­ски­ми эли­та­ми за­слу­жи­ли под­держ­ку го­ро­жан и зна­чи­тель­ной ча­сти го­род­ских элит. При этом Н.Ко­то­ва, бу­дучи че­ло­ве­ком с до­ста­точ­но чи­стой ре­пу­та­ци­ей в мо­мент пе­ре­хо­да на пуб­лич­ный пост, ста­но­вит­ся наи­бо­лее уяз­ви­мым пред­ста­ви­те­лем ко­ман­ды А.Тексле­ра. С од­ной сто­ро­ны, си­ту­а­ция в ад­ми­ни­стра­тив­ном цен­тре яв­ля­ет­ся про­ек­ци­ей об­ще­ре­ги­о­наль­ной, с дру­гой — дав­ле­ние на мэра для недо­воль­ных пред­ста­ви­те­лей биз­не­са и по­ли­ти­че­ской эли­ты пред­став­ля­ет­ся бо­лее воз­мож­ным, чем ата­ки на гу­бер­на­то­ра. Су­ще­ству­ет риск того, что на Н.Ко­то­ву по­сте­пен­но бу­дет пе­ре­не­се­но недо­воль­ство но­вым по­ли­ти­че­ским кур­сом в це­лом.

Так или ина­че, со сме­ной ру­ко­вод­ства го­ро­да про­изо­шло ожив­ле­ние те­ку­щей по­вест­ки.

  • Ре­фор­ма об­ще­ствен­но­го транс­пор­та и со­зда­ние аг­ло­ме­ра­ции «Боль­шой Че­ля­бинск» с вклю­че­ни­ем в нее го­ро­да-спут­ни­ка – Ко­пей­ска – и Сос­нов­ско­го рай­о­на, что поз­во­лит об­ще­ствен­но­му транс­пор­ту вы­ез­жать за пре­де­лы му­ни­ци­па­ли­те­та в рам­ках еди­ной марш­рут­но-та­риф­ной сет­ки (до 2021 года в про­цес­се об­суж­де­ния и раз­ра­бот­ки с от­кры­той воз­мож­но­стью для жи­те­лей по­дать за­яв­ку на вклю­че­ние сво­е­го на­се­лен­но­го пунк­та в пе­ре­чень но­вых марш­ру­тов). Часть ре­фор­мы — ре­ше­ние о пе­ре­под­чи­не­нии му­ни­ци­паль­но­го транс­пор­та в Че­ля­бин­ске ре­ги­о­наль­но­му Мин­дортран­су, что непо­сред­ствен­ным об­ра­зом за­тра­ги­ва­ет ин­те­ре­сы ком­мер­че­ских струк­тур, свя­зан­ных с го­род­ским транс­порт­ным рын­ком. До­пол­ни­тель­ная слож­ность для них за­клю­ча­ет­ся в том, что те­перь их обя­жут ра­бо­тать по еди­ным фор­маль­ным пра­ви­лам. В рам­ках ре­фор­мы пред­по­ла­га­ет­ся об­нов­ле­ние го­род­ско­го ав­то­пар­ка. Гу­бер­на­тор уже утвер­дил До­рож­ную кар­ту по оп­ти­ми­за­ции транс­порт­ной си­сте­мы Че­ля­бин­ской аг­ло­ме­ра­ции на 2019-2024 гг.
  • Как уже от­ме­ча­лось, на­пря­жен­ность по-преж­не­му вы­зы­ва­ет эко­ло­ги­че­ская си­ту­а­ция, но пре­тен­зии те­перь но­сят бо­лее об­щий ха­рак­тер: спе­ци­фи­ка ра­бо­ты про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий и кон­троль над вы­бро­са­ми, про­бле­мы в «му­сор­ном» сек­то­ре (из по­след­не­го – слу­хи о за­кры­тии му­со­ро­сор­ти­ро­воч­но­го за­во­да в Маг­ни­то­гор­ске, ре­куль­ти­ва­ция свал­ки в с.По­ле­та­е­во), за­щи­та го­род­ско­го бора.
  • Про­бле­мы в ком­му­наль­ном сек­то­ре Че­ля­бин­ска (впро­чем, как и на тер­ри­то­ри­ях). В ян­ва­ре воз­ник­ла про­бле­ма с тем, что вода в кра­нах в неко­то­рых рай­о­нах го­ро­да при­об­ре­ла ха­рак­тер­ный зе­ле­ный или жел­тый цвет. В дан­ном слу­чае та­к­же была оче­вид­ной опе­ра­тив­ная вклю­чен­ность мэра в уре­гу­ли­ро­ва­ние си­ту­а­ции.

Со сто­ро­ны об­ласт­ной ад­ми­ни­стра­ции пред­при­ни­ма­ют­ся по­пыт­ки по­ста­вить под кон­троль си­ту­а­цию на тер­ри­то­ри­ях, так как в по­след­ние годы уро­вень управ­ля­е­мо­сти на ме­стах зна­чи­тель­но упал. Си­ту­а­ция ослож­ня­ет­ся тем, что во мно­гих му­ни­ци­па­ли­те­тах в этом году прой­дут мест­ные вы­бо­ры. В ок­тяб­ре гу­бер­на­тор А.Текслер по­ру­чил гла­вам му­ни­ци­па­ли­те­тов про­во­дить ре­гу­ляр­ные встре­чи с жи­те­ля­ми, ко­то­рые в то же вре­мя не долж­ны но­сить фор­маль­ный ха­рак­тер. За­тем в кон­це про­шло­го года был со­здан «Центр об­ще­ствен­но­го мо­ни­то­рин­га про­ек­тов Че­ля­бин­ской об­ла­сти» (струк­ту­ра при пра­ви­тель­стве ре­ги­о­на), в функ­ци­о­нал ко­то­ро­го вхо­дит от­сле­жи­ва­ние на­стро­е­ний жи­те­лей об­ла­сти, их оцен­ки эф­фек­тив­но­сти ра­бо­ты ре­ги­о­наль­ной и му­ни­ци­паль­ной вла­сти. Струк­ту­ру воз­гла­вил но­вый ди­рек­тор ОТВ О.Гер­бер. Од­ним из при­о­ри­тет­ных на­прав­ле­ний ра­бо­ты Цен­тра ста­нет как раз кон­троль за си­ту­а­ци­ей на тер­ри­то­ри­ях. К тра­ди­ци­он­но про­блем­ным му­ни­ци­па­ли­те­там от­но­сят Ми­асс, Зла­то­уст (недав­но про­изо­шла сме­на мэра), Ко­пейск и ряд дру­гих. В кон­це ян­ва­ря огла­ше­ны при­го­во­ры гла­вам На­гай­бак­ско­го (В.Гай­син, об­ви­нен в мо­шен­ни­че­стве) и Ар­га­яш­ско­го (И.Ва­ли­шин, об­ви­нен в пре­вы­ше­нии долж­ност­ных пол­но­мо­чий) рай­о­нов, что сви­де­тель­ству­ет о ре­ши­мо­сти но­во­го ру­ко­вод­ства ре­ги­о­на раз­ру­шить преж­ние кор­руп­ци­он­ные прак­ти­ки управ­ле­ния вплоть до ра­ди­каль­ных ре­ше­ний в виде уго­лов­но­го пре­сле­до­ва­ния. В зоне рис­ка – мо­но­го­ро­да: в слу­чае за­кры­тия про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий неиз­беж­но сле­ду­ет эко­но­ми­че­ский, а за­тем и по­ли­ти­че­ский кри­зис. Се­год­ня, на­при­мер, под во­про­сом судь­ба му­ни­ци­па­ли­те­та Верх­ний Уфа­лей. Впро­чем, си­ту­а­ция в Верх­нем Уфа­лее – в фо­ку­се вни­ма­ния ре­ги­о­наль­ных вла­стей. При­ход в го­род круп­но­го ин­ве­сто­ра, ко­то­рый весь­ма ве­ро­я­тен, мо­жет ка­че­ствен­но из­ме­нить ее.

Ссылка


Возврат к списку