у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Предвыборная ситуация в ХМАО: перспективы и угрозы для Натальи Комаровой, позиция элит и возможности оппозиции

Предвыборная ситуация в ХМАО: перспективы и угрозы для Натальи Комаровой, позиция элит и возможности оппозиции 24.08.2020

Аналитический доклад

Про­це­ду­ра из­бра­ния гла­вы ХМАО: вы­бор элит

ХМАО-Югра тра­ди­ци­он­но яв­ля­ет­ся ло­ко­мо­ти­вом ро­ста эко­но­ми­ки Рос­сии. Ре­ги­он за­ни­ма­ет ли­ди­ру­ю­щие по­зи­ции по до­бы­че неф­ти, про­из­вод­ству элек­тро­энер­гии, по по­ступ­ле­нию на­ло­гов в бюд­жет­ную си­сте­му и по объ­е­му ин­ве­сти­ций в ос­нов­ной ка­пи­тал. Клю­че­вая роль ре­ги­о­на в эко­но­ми­ке стра­ны обу­сло­ви­ла при­ня­тие мно­го­сту­пен­ча­той про­це­ду­ры со­гла­со­ва­ния кан­ди­да­та на пост гла­вы окру­га. В про­це­ду­ре за­дей­ство­ва­ны иг­ро­ки раз­лич­ных уров­ней: фе­де­раль­ная власть, окруж­ная дума ХМАО, пред­ста­ви­те­ли эли­ты Боль­шой Тю­ме­ни.

Про­це­ду­ра вклю­ча­ет сту­пе­ни, де­мон­стри­ру­ю­щие сте­пень вли­я­ния важ­ней­ших элит­ных групп на при­ня­тие ито­го­во­го ре­ше­ния. Гла­ва ре­ги­о­на из­би­ра­ет­ся де­пу­та­та­ми думы ав­то­ном­но­го окру­га по предо­став­ле­нию пре­зи­ден­та. Це­поч­ку со­гла­со­ва­ний за­пус­ка­ют пар­тии, ко­то­рые име­ют пра­во пред­ло­жить гу­бер­на­то­ру Тю­мен­ской об­ла­сти по три кан­ди­да­та на пост гла­вы ХМАО. За­тем гу­бер­на­тор Тю­мен­ской об­ла­сти пред­став­ля­ет пре­зи­ден­ту пять кан­ди­да­тур, три из ко­то­рых гла­ва го­су­дар­ства вно­сит в окруж­ную думу. Несколь­ко эта­пов уже прой­де­но. Пре­зи­дент утвер­дил и на­пра­вил в думу ХМАО спи­сок из трех кан­ди­да­тов. В него во­шли дей­ству­ю­щий гу­бер­на­тор ХМАО Н. Ко­ма­ро­ва и два де­пу­та­та думы ХМАО: М. Сер­дюк («Спра­вед­ли­вая Рос­сия») и А. Са­вин­цев (КПРФ).

Спе­ци­фи­ка про­це­ду­ры из­бра­ния гла­вы Хан­ты-Ман­сий­ско­го ав­то­ном­но­го окру­га непо­сред­ствен­но вли­я­ет на стра­те­гию кан­ди­да­тов и пер­спек­ти­вы их из­бра­ния. На пер­вое ме­сто вы­хо­дит не ра­бо­та с элек­то­ра­том и аги­та­ци­он­ная кам­па­ния, а ком­му­ни­ка­ция с эли­та­ми: фе­де­раль­ной, ре­ги­о­наль­ной и мест­ной. Имен­но по­это­му Н. Ко­ма­ро­ва име­ет ряд стра­те­ги­че­ских пре­иму­ществ по срав­не­нию с дру­ги­ми кан­ди­да­та­ми. За тот про­дол­жи­тель­ный срок, ко­то­рый Н. Ко­ма­ро­ва на­хо­дит­ся на по­сту гла­вы ХМАО-Югры, она смог­ла вы­ра­бо­тать соб­ствен­ный управ­лен­че­ский стиль, ко­то­рый ха­рак­те­ри­зу­ет­ся жест­ким ме­не­дже­ри­ро­ва­ни­ем про­блем и кон­флик­тов, де­таль­ным вни­ма­ни­ем к про­блем­ным тер­ри­то­ри­ям и эф­фек­тив­ным де­ле­ги­ро­ва­ни­ем пол­но­мо­чий. Управ­лен­че­ский стиль Н. Ко­ма­ро­вой, до­сти­же­ния Югры за 10 лет – ее ви­зит­ная кар­точ­ка, ко­то­рую она мо­жет пред­ста­вить эли­те раз­но­го уров­ня. По по­нят­ным при­чи­нам это­го не мо­гут сде­лать осталь­ные кан­ди­да­ты. Про­це­ду­ра, ос­но­ван­ная на со­гла­со­ва­нии ин­те­ре­сов, зна­чи­тель­но со­кра­ща­ет воз­мож­но­сти де­мон­стра­ции кан­ди­да­та­ми сво­е­го по­тен­ци­а­ла.

Еще одно пре­иму­ще­ство Н. Ко­ма­ро­вой за­клю­ча­ет­ся в том, что ей уда­лось вы­стро­ить кон­струк­тив­ные от­но­ше­ния и за­ру­чить­ся под­держ­кой иг­ро­ков раз­лич­но­го уров­ня, име­ю­щих непо­сред­ствен­ное от­но­ше­ние к каж­до­му из эта­пов со­гла­со­ва­ния кан­ди­да­ту­ры. Под­держ­ка Н. Ко­ма­ро­вой эти­ми ак­то­ра­ми ос­но­вы­ва­ет­ся на раз­лич­ных ас­пек­тах ее де­я­тель­но­сти как гу­бер­на­то­ра. При этом она оста­ет­ся кон­сен­сус­ной фи­гу­рой для элит, со­блю­дая ба­ланс ин­те­ре­сов ре­ги­о­на и раз­лич­ных биз­нес-струк­тур.

Вза­и­мо­дей­ствие с эли­та­ми Боль­шой Тю­ме­ни и Яма­ла

Слож­но­со­став­ной ха­рак­тер Боль­шой Тю­ме­ни при­да­ет боль­шое зна­че­ние вза­и­мо­дей­ствию меж­ду эли­та­ми ХМАО, ЯНАО и юга Тю­мен­ской об­ла­сти. Ос­но­ва это­го вза­и­мо­дей­ствия — про­грам­ма «Со­труд­ни­че­ство», ко­то­рая ре­гу­ли­ру­ет раз­ви­тие эко­но­ми­ки и ин­фра­струк­ту­ры. Она была раз­ра­бо­та­на на ос­но­ве до­го­во­ра, за­клю­чен­но­го ор­га­на­ми вла­сти Тю­мен­ской об­ла­сти, Хан­ты-Ман­сий­ско­го и Яма­ло-Ненец­ко­го ав­то­ном­ных окру­гов в 2004 году. Со­глас­но до­го­во­ру ав­то­ном­ные окру­га пе­ре­чис­ля­ют в бюд­жет Тю­мен­ской об­ла­сти 100% на­ло­га на до­бы­чу по­лез­ных ис­ко­па­е­мых (НДПИ) и 29,5% на­ло­га на при­быль ор­га­ни­за­ций. За­тем тю­мен­ский бюд­жет пе­ре­чис­ля­ет эти сред­ства на про­грам­му «Со­труд­ни­че­ство», а из нее фи­нан­си­ру­ют­ся все зна­чи­мые про­ек­ты на тер­ри­то­рии трех ре­ги­о­нов. До­го­вор был про­лон­ги­ро­ван в 2008 и 2013 го­дах.

Про­лон­га­ция до­го­во­ра в 2018 году по­ло­жи­ла на­ча­ло вза­и­мо­дей­ствию меж­ду ад­ми­ни­стра­ци­ей Югры и об­нов­лен­ны­ми эли­та­ми Тю­ме­ни и ЯНАО. Н. Ко­ма­ро­ва вы­сту­пи­ла в роли но­си­тель­ни­цы тра­ди­ции «Со­труд­ни­че­ства»: се­год­ня она оста­ет­ся един­ствен­ным пред­ста­ви­те­лем «ста­рой» эли­ты Боль­шой Тю­ме­ни на по­сту гла­вы ре­ги­о­на. Про­лон­га­ция про­грам­мы «Со­труд­ни­че­ство» — оче­вид­ное сви­де­тель­ство вы­со­кой сте­пе­ни кон­со­ли­да­ции элит Боль­шой Тю­ме­ни. Этой кон­со­ли­да­ции спо­соб­ство­ва­ли и но­вые вы­зо­вы: ор­га­ни­за­ция вы­бо­ров пре­зи­ден­та в 2018 году и под­го­тов­ка к го­ло­со­ва­нию по по­прав­кам к Кон­сти­ту­ции в 2020 году.

«Еди­ная Рос­сия» и эли­та ХМАО: струк­ту­ра под­держ­ки Ко­ма­ро­вой в ре­ги­оне

Пар­тия и окруж­ная дума – два иг­ро­ка, ко­то­рые вклю­ча­ют­ся в про­цесс со­гла­со­ва­ния кан­ди­да­ту­ры гу­бер­на­то­ра на раз­ных эта­пах. Пар­тия пред­став­ля­ет кан­ди­да­тов гу­бер­на­то­ру Тю­мен­ской об­ла­сти, за­пус­кая тем са­мым про­цесс со­гла­со­ва­ния, а окруж­ная дума за­вер­ша­ет про­цесс, вы­би­рая гла­ву окру­га из трех пред­став­лен­ных пре­зи­ден­том кан­ди­да­тур.

«Еди­ная Рос­сия» утвер­ди­ла трех кан­ди­да­тов на пред­сто­я­щие вы­бо­ры гла­вы Хан­ты-Ман­сий­ско­го ав­то­ном­но­го окру­га. Это дей­ству­ю­щий гу­бер­на­тор Хан­ты-Ман­сий­ско­го ав­то­ном­но­го окру­га Н. Ко­ма­ро­ва, спи­кер ре­ги­о­наль­ной думы Б. Хо­х­ря­ков и гла­ва го­ро­да Урай Т. За­кир­зя­нов. При этом оче­вид­ным при­о­ри­те­том об­ла­да­ет дей­ству­ю­щий гу­бер­на­тор Н. Ко­ма­ро­ва.

В про­цес­се рас­смот­ре­ния кан­ди­да­тур «Еди­ная Рос­сия» смог­ла ак­ку­му­ли­ро­вать мне­ние непар­ла­мент­ских пар­тий. При­няв­шие уча­стие в кон­суль­та­ции непар­ла­мент­ские пар­тии та­к­же пред­ло­жи­ли кан­ди­да­ту­ру Н. Ко­ма­ро­вой для вклю­че­ния в спи­сок. Это обес­пе­чи­ва­ет Н. Ко­ма­ро­вой под­держ­ку не толь­ко пар­тии боль­шин­ства.

Зна­чи­мым фак­то­ром в вы­бо­ре при­о­ри­тет­ной кан­ди­да­ту­ры от «Еди­ной Рос­сии» яв­ля­ет­ся по­зи­ция сек­ре­та­ря ре­ги­о­наль­но­го от­де­ле­ния пар­тии Б. Хо­х­ря­ко­ва, ко­то­рый ока­зы­ва­ет под­держ­ку толь­ко од­но­му кан­ди­да­ту из спис­ка (Н. Ко­ма­ро­вой). Хо­х­ря­ков — пред­се­да­тель думы Хан­ты-Ман­сий­ско­го ав­то­ном­но­го окру­га V и VI со­зы­вов. Так по­зи­ция пар­тии плав­но пе­ре­те­ка­ет в под­держ­ку Н. Ко­ма­ро­вой в за­ко­но­да­тель­ном ор­гане окру­га, в ко­то­ром фрак­ция «Еди­ной Рос­сии» со­став­ля­ет боль­шин­ство (28 из 39 ман­да­тов). За вре­мя, про­ве­ден­ное на по­сту гу­бер­на­то­ра, Н. Ко­ма­ро­вой уда­лось вы­стро­ить кон­струк­тив­ную ра­бо­ту ис­пол­ни­тель­ной и за­ко­но­да­тель­ной вет­вей вла­сти, из­бе­жав кон­фрон­та­ции меж­ду ними, и это пред­опре­де­ля­ет по­зи­тив­ное от­но­ше­ние ре­ги­о­наль­ной власт­ной эли­ты.

«Кор­по­ра­тив­ный кон­сен­сус» биз­нес-эли­ты. Неф­те­га­зо­вые ком­па­нии

Югра — ос­нов­ной неф­те­до­бы­ва­ю­щий ре­ги­он Рос­сии, на его долю при­хо­дит­ся 42% об­ще­рос­сий­ской до­бы­чи неф­ти. Ре­сур­сы ре­ги­о­на обес­пе­чи­ва­ют энер­ге­ти­че­скую без­опас­ность стра­ны, яв­ля­ют­ся ба­зой для раз­ви­тия на­ци­о­наль­ной эко­но­ми­ки. Неф­те­до­бы­ва­ю­щие ком­па­нии тра­ди­ци­он­но при­ни­ма­ют нефор­маль­ное уча­стие в вы­бо­ре кан­ди­да­ту­ры на пост гу­бер­на­то­ра ХМАО, и их под­держ­ка име­ет боль­шое зна­че­ние для бу­ду­ще­го гла­вы ре­ги­о­на.

За 10 лет Н. Ко­ма­ро­вой уда­лось сфор­ми­ро­вать «кор­по­ра­тив­ный кон­сен­сус», то есть вы­стро­ить си­сте­му вза­им­ных обя­за­тельств меж­ду ре­ги­о­ном и неф­те­до­бы­ва­ю­щи­ми ком­па­ни­я­ми, глав­ным ре­гу­ля­то­ром ко­то­рых вы­сту­па­ет сама гла­ва ре­ги­о­на. Сфор­ми­ро­ван­ный пул биз­нес-иг­ро­ков, на ко­то­рых опи­ра­ет­ся Н. Ко­ма­ро­ва, по­мо­га­ет обес­пе­чи­вать эко­но­ми­че­ский рост и кон­троль над по­ли­ти­че­ским про­стран­ством.

До­бы­чу неф­ти на тер­ри­то­рии окру­га ве­дут 43 пред­при­я­тия. Ли­ди­ру­ю­щие ме­ста по до­бы­че неф­ти при­над­ле­жат ком­па­ни­ям «Рос­нефть», «Сур­гут­неф­те­газ», «ЛУ­КОЙЛ». Эти пред­при­я­тия до­бы­ва­ют око­ло 80% всей неф­ти в Югре. Имен­но они вы­сту­па­ют в ка­че­стве стра­те­ги­че­ских парт­не­ров вла­стей окру­га.

Пре­жде все­го это вы­ра­жа­ет­ся в за­клю­че­нии до­го­во­ров о со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ском со­труд­ни­че­стве. С «Рос­нефтью» но­вое со­гла­ше­ние было под­пи­са­но в рам­ках ПМЭФ в 2019 году на 2019-2023 годы; в кон­це 2019 года было под­пи­са­но до­пол­ни­тель­ное со­гла­ше­ние о со­труд­ни­че­стве меж­ду пра­ви­тель­ством Югры и ком­па­ни­ей «Сур­гут­неф­те­газ», в де­каб­ре 2019-го со­гла­ше­ние о со­ци­аль­ном парт­нер­стве на 2019-2023 годы было под­пи­са­но с ком­па­ни­ей «ЛУ­КОЙЛ». При этом со­труд­ни­че­ство рас­ши­ря­ет­ся. Так, по но­во­му со­гла­ше­нию меж­ду пра­ви­тель­ством Хан­ты-Ман­сий­ско­го ав­то­ном­но­го окру­га и ком­па­ни­ей «ЛУ­КОЙЛ» Ко­га­лы­му и Лан­ге­па­су бу­дут вы­де­ле­ны круп­ные сум­мы на бла­го­устрой­ство (402 млн. руб. и 173 млн. руб. со­от­вет­ствен­но).

В фев­ра­ле 2020 года ХМАО и «Га­з­пром нефть» за­клю­чи­ли до­пол­ни­тель­ное со­гла­ше­ние о со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ском со­труд­ни­че­стве на 2020 и 2021 годы. Сов­мест­ные пла­ны с Югрой на 2020 год есть и у ком­па­нии «Слав­нефть-Ме­ги­он­неф­те­газ»: со­гла­ше­ние преду­смат­ри­ва­ет фи­нан­си­ро­ва­ние неф­тя­ни­ка­ми со­ци­аль­ных про­ек­тов в раз­ме­ре 100 млн. руб­лей.

Н. Ко­ма­ро­ва вы­сту­па­ла как ини­ци­а­тор со­труд­ни­че­ства, а се­год­ня оста­ет­ся га­ран­том ис­пол­не­ния обя­за­тельств сто­рон. Вы­пол­не­ние усло­вий со­гла­ше­ний неф­те­до­бы­ва­ю­щи­ми ком­па­ни­я­ми пре­жде все­го озна­ча­ет фи­нан­си­ро­ва­ние со­ци­аль­ных про­ек­тов Югры. По­это­му под­держ­ка круп­ны­ми эко­но­ми­че­ски­ми иг­ро­ка­ми гла­вы ре­ги­о­на на­пря­мую свя­за­на с раз­ви­ти­ем тер­ри­то­рии и воз­мож­но­стью для пра­ви­тель­ства субъ­ек­та про­во­дить со­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ную бюд­жет­ную по­ли­ти­ку.

Под­держ­ка цен­тра: одоб­ре­ние кан­ди­да­ту­ры Н. Ко­ма­ро­вой пре­зи­ден­том

Н. Ко­ма­ро­ва дол­гое вре­мя была един­ствен­ным кан­ди­да­том, ко­то­рый пуб­лич­но за­яв­лял о сво­ем же­ла­нии воз­гла­вить Югру, что ин­тер­пре­ти­ро­ва­лось как сиг­нал эли­там. Фак­ти­че­ски Н. Ко­ма­ро­ва воз­глав­ля­ет округ с 2010 года, од­на­ко срок ее вы­бор­ных пол­но­мо­чий от­счи­ты­ва­ет­ся от даты из­бра­ния (13 сен­тяб­ря 2015 года). Нор­ма, ко­то­рая «об­ну­ли­ла» пер­вый срок гла­вы ре­ги­о­на, была за­креп­ле­на од­но­вре­мен­но с от­ме­ной в Югре пря­мых вы­бо­ров и утвер­жде­ни­ем мно­го­сту­пен­ча­той про­це­ду­ры со­гла­со­ва­ния. Сня­тие огра­ни­че­ния поз­во­ля­ет Н. Ко­ма­ро­вой стать гла­вой ХМАО еще раз. Пуб­лич­ная под­держ­ка пре­зи­ден­та поз­во­ли­ла бо­лее пред­мет­но го­во­рить о та­кой воз­мож­но­сти. Эта под­держ­ка обу­слов­ле­на пре­жде все­го со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ски­ми по­ка­за­те­ля­ми ре­ги­о­на.

В 2019 году ХМАО со­хра­нил по­зи­тив­ные тем­пы эко­но­ми­че­ско­го ро­ста. ВРП впер­вые пре­одо­лел план­ку в 4,5 трил­ли­о­на руб­лей. Успе­хи Югры фик­си­ру­ют рей­тин­ги: ХМАО при­сво­е­но тре­тье ме­сто по со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­му раз­ви­тию, ше­стое – по уров­ню раз­ви­тия го­су­дар­ствен­но-част­но­го парт­нер­ства, де­ся­тое – по ка­че­ству жиз­ни, тре­тье – по объ­е­му ин­ве­сти­ций в ос­нов­ной ка­пи­тал и по объ­е­му ин­ве­сти­ций на душу на­се­ле­ния. В по­ло­жи­тель­ной зоне: объ­ем стро­и­тель­ства, обо­рот внеш­ней тор­гов­ли, низ­кая дол­го­вая на­груз­ка бюд­же­та, рост чис­лен­но­сти на­се­ле­ния, уро­вень до­хо­дов на­се­ле­ния, невы­со­кий уро­вень без­ра­бо­ти­цы.

Ста­биль­ная со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ская си­ту­а­ция со­став­ля­ет ос­но­ву элек­то­раль­ной управ­ля­е­мо­сти. По ре­зуль­та­там го­ло­со­ва­ния по по­прав­кам к Кон­сти­ту­ции округ про­де­мон­стри­ро­вал по­зи­тив­ные тен­ден­ции: явка со­ста­ви­ла 64,08%, «за» про­го­ло­со­ва­ли 69,64% жи­те­лей. Со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ская и по­ли­ти­че­ская си­ту­а­ция в ре­ги­оне, спо­соб­ность вза­и­мо­дей­ство­вать с мест­ны­ми эли­та­ми поз­во­ли­ли Н. Ко­ма­ро­вой вой­ти в трой­ку кан­ди­да­тов, на­прав­лен­ных пре­зи­ден­том на го­ло­со­ва­ние в окруж­ную думу, и по­лу­чить пуб­лич­ную под­держ­ку В. Пу­ти­на.

Кан­ди­да­ты пар­ла­мент­ской оп­по­зи­ции: ба­рье­ры про­це­ду­ры

Про­це­ду­ра со­гла­со­ва­ния гла­вы ХМАО огра­ни­чи­ва­ет воз­мож­но­сти кан­ди­да­тов-со­пер­ни­ков Н. Ко­ма­ро­вой в борь­бе за пост. По­это­му ос­но­вой кри­ти­ки оп­по­зи­ции ста­но­вит­ся сама про­це­ду­ра вы­бо­ров гла­вы ХМАО. Так, КПРФ под­чер­ки­ва­ет, что вы­бо­ры гу­бер­на­то­ра Югры не спо­соб­ны со­здать в ме­диа­про­стран­стве ин­фор­ма­ци­он­но­го на­пря­же­ния, хотя бы со­по­ста­ви­мо­го с вы­бо­ра­ми глав дру­гих ре­ги­о­нов.

От ЛДПР в ка­че­стве кан­ди­да­тов на пост гу­бер­на­то­ра были на­зва­ны: Е. Мар­ков, де­пу­тат Гос­ду­мы, В. Сысун, де­пу­тат думы ХМАО и М. Се­лю­ков, де­пу­тат Тю­мен­ской об­ласт­ной думы. От КПРФ был пред­став­лен де­пу­тат ре­ги­о­наль­ной думы А. Са­вин­цев. От «Спра­вед­ли­вой Рос­сии» были вы­дви­ну­ты пред­се­да­тель со­ве­та ре­ги­о­наль­но­го от­де­ле­ния М. Сер­дюк, ак­ти­вист­ка из Ко­га­лы­ма И. Аб­ду­рах­ма­но­ва и пред­се­да­тель мо­ло­деж­ной ор­га­ни­за­ции Н. Ка­доч­ни­ков.

В спис­ке, ко­то­рый гу­бер­на­тор Тю­мен­ской об­ла­сти А. Моор пред­ста­вил пре­зи­ден­ту, было пять кан­ди­да­тур: Н. Ко­ма­ро­ва, Е. Мар­ков, М. Сер­дюк, А. Са­вин­цев и Б. Хо­х­ря­ков. По од­но­му пред­ста­ви­те­лю от пар­ла­мент­ской оп­по­зи­ции, двух кан­ди­да­тов под­дер­жи­ва­ла «Еди­ная Рос­сия».

Ос­нов­ная слож­ность, ко­то­рую со­зда­ет про­це­ду­ра со­гла­со­ва­ния для кан­ди­да­тов от оп­по­зи­ции, – необ­хо­ди­мость быть кон­сен­сус­ной фи­гу­рой для всех групп, ко­то­рые при­ни­ма­ют непо­сред­ствен­ное уча­стие в про­це­ду­ре из­бра­ния гла­вы. ЛДПР по­ста­ра­лась ре­шить эту про­бле­му, из­на­чаль­но пред­ста­вив трех кан­ди­да­тов, пред­став­ля­ю­щих раз­ные уров­ни, – ре­ги­о­наль­ный, кан­ди­да­та для Боль­шой Тю­ме­ни и фе­де­раль­ный. В ито­ге скон­цен­три­ро­ва­лись на Е. Мар­ко­ве. Уже в са­мом на­ча­ле пар­тия столк­ну­лась с тем, что не на­шла под­держ­ки сво­е­го кан­ди­да­та дру­ги­ми по­ли­ти­че­ски­ми си­ла­ми. Так, на мест­ном уровне на эта­пе кон­суль­та­ций и об­суж­де­ния пред­ло­же­ний о кан­ди­да­ту­рах на долж­ность гла­вы ХМАО-Югры с непар­ла­мент­ски­ми по­ли­ти­че­ски­ми пар­ти­я­ми (в Югре за­ре­ги­стри­ро­ва­но 26 ре­ги­о­наль­ных от­де­ле­ний непар­ла­мент­ских по­ли­ти­че­ских пар­тий) в ад­рес ре­ги­о­наль­но­го от­де­ле­ния ЛДПР пред­ло­же­ний от дру­гих по­ли­ти­че­ских пар­тий не по­сту­пи­ло.

В КПРФ та­к­же столк­ну­лись с раз­но­гла­си­я­ми уже на пер­вом эта­пе. Груп­па ком­му­ни­стов из Бе­ре­зов­ско­го рай­о­на об­ра­ти­лась к ли­де­ру пар­тии Г. Зю­га­но­ву с пред­ло­же­ни­ем не вы­дви­гать А. Са­вин­це­ва в ка­че­стве кан­ди­да­та от пар­тии на пост гу­бер­на­то­ра ХМАО. Тем не ме­нее в пар­тии смог­ли уре­гу­ли­ро­вать этот во­прос.

В ито­ге в спи­сок кан­ди­да­тов на пост гла­вы ХМАО, на­прав­лен­ный пре­зи­ден­том в окруж­ную думу, по­па­ли два оп­по­зи­ци­он­ных кан­ди­да­та: М. Сер­дюк («Спра­вед­ли­вая Рос­сия») и А. Са­вин­цев (КПРФ). Од­на­ко даже по­па­да­ние в эту трой­ку кан­ди­да­тов от оп­по­зи­ции не при­но­сит их пар­ти­ям зна­чи­мых до­пол­ни­тель­ных пре­фе­рен­ций. Глав­ной воз­мож­но­стью для оп­по­зи­ци­он­ных пар­тий укре­пить свои по­зи­ции в ре­ги­оне оста­ют­ся му­ни­ци­паль­ные вы­бо­ры 13 сен­тяб­ря.

Вы­бо­ры в му­ни­ци­па­ли­те­тах на фоне вы­бо­ров гу­бер­на­то­ра

В Югре в еди­ный день го­ло­со­ва­ния на­ря­ду с вы­бо­ра­ми гу­бер­на­то­ра со­сто­ят­ся вы­бо­ры в де­ся­ти му­ни­ци­па­ли­те­тах. И если про­це­ду­ра из­бра­ния гла­вы ХМАО – это про­цесс со­гла­со­ва­ния кан­ди­да­та эли­та­ми, то мест­ные вы­бо­ры – это воз­мож­ность для жи­те­лей рай­о­нов непо­сред­ствен­но вы­ра­зить свое мне­ние.

В этом году вы­бо­ры в ор­га­ны мест­но­го са­мо­управ­ле­ния прой­дут в Ра­дуж­ном, Со­вет­ском, Ме­ги­оне, По­ка­чах, Бе­ло­яр­ском рай­оне – здесь бу­дут вы­би­рать де­пу­та­тов мест­ных дум. Со­сто­ят­ся та­к­же до­вы­бо­ры в думы Неф­те­юган­ска и Ко­га­лы­ма. Из­бра­ние глав прой­дет в Со­вет­ском рай­оне, по­се­ле­ни­ях Ма­лый Ат­лым (Ок­тябрь­ский рай­он), Со­рум (Бе­ло­яр­ский рай­он), Ля­ми­на (Сур­гут­ский рай­он), Му­лы­мья (Кон­дин­ский рай­он). В це­лом ре­ги­он де­мон­стри­ру­ет вы­со­кие со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ские по­ка­за­те­ли, од­на­ко в рай­о­нах окру­га су­ще­ству­ет зна­чи­тель­ная диф­фе­рен­ци­а­ция. Без­услов­но, это мо­жет от­ра­зить­ся на ре­зуль­та­тах го­ло­со­ва­ния.

По­тен­ци­аль­но наи­бо­лее слож­ны для вла­сти вы­бо­ры в думы Со­вет­ско­го и Ме­ги­о­на. Оба на­се­лен­ных пунк­та – про­блем­ные тер­ри­то­рии: это от­ра­же­но в рей­тин­ге ин­ве­сти­ци­он­но­го кли­ма­та му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний ХМАО за 2019 год. Со­вет­ский рай­он на­хо­дит­ся на 16-м ме­сте из 22, Ме­ги­он – на 22-м. Это же по­ка­зы­ва­ют и ре­зуль­та­ты го­ло­со­ва­ния по по­прав­кам к Кон­сти­ту­ции: Со­вет­ский рай­он (64,41%) и Ме­ги­он (64,96%) на фоне ре­зуль­та­тов Неф­те­юган­ско­го рай­о­на (94,72%) и Хан­ты-Ман­сий­ска (91,47%) вы­гля­дят до­ста­точ­но скром­но.

Кро­ме того, эти му­ни­ци­па­ли­те­ты стал­ки­ва­лись с про­бле­ма­ми, ко­то­рые вы­хо­ди­ли на фе­де­раль­ный уро­вень. Это лес­ные по­жа­ры в ХМАО, пре­жде все­го в Со­вет­ском рай­оне, внут­рен­ние кон­флик­ты в сфе­ре здра­во­охра­не­ния: жи­те­ли Со­вет­ско­го рай­о­на в ап­ре­ле по­тре­бо­ва­ли от фе­де­раль­ных чи­нов­ни­ков вме­шать­ся в де­я­тель­ность де­пар­та­мен­та здра­во­охра­не­ния Югры. Ме­ги­он был за­ме­тен се­ри­ей скан­да­лов в сфе­ре ЖКХ. По­это­му кон­фликт­ный по­тен­ци­ал му­ни­ци­па­ли­те­тов об­ра­ща­ет на себя вни­ма­ние ре­ги­о­наль­ной вла­сти.

В Со­вет­ском рай­оне и Ме­ги­оне со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ская си­ту­а­ция мо­жет обер­нуть­ся под­держ­кой оп­по­зи­ции — при ее зна­чи­тель­ной ак­тив­но­сти, ко­неч­но.

Вто­рой зна­чи­мый ас­пект, ко­то­рый мо­жет по­вли­ять на го­ло­со­ва­ние в му­ни­ци­па­ли­те­тах, — кон­флик­ты меж­ду мэ­ра­ми го­ро­дов. Меж­ду му­ни­ци­па­ли­те­та­ми обост­ря­ет­ся кон­ку­рен­ция — на фоне слу­хов о со­кра­ще­нии шта­тов, стрем­ле­ния под­нять­ся в рей­тин­ге ин­ве­сти­ци­он­ной при­вле­ка­тель­но­сти. По­ка­за­тель­на борь­ба в поле telegram-ка­на­лов, за­мет­ны скан­да­лы внут­ри му­ни­ци­па­ли­те­тов. Так, в на­ча­ле лета пра­во­охра­ни­те­ли про­ве­ли обыс­ки в ад­ми­ни­стра­ции мэра Ме­ги­о­на О. Дай­не­ки, мэр Ня­га­ни И. Яма­шев по­пал в фо­кус вни­ма­ния в свя­зи с неэф­фек­тив­ной борь­бой с ко­ро­на­ви­ру­сом, а та­к­же в свя­зи с по­до­зре­ни­я­ми в ма­хи­на­ци­ях в сфе­ре ЖКХ.

Му­ни­ци­паль­ные вы­бо­ры в ХМАО – тест на эф­фек­тив­ность для ад­ми­ни­стра­ций му­ни­ци­па­ли­те­тов. От­сю­да осо­бое вни­ма­ние к мест­ным вы­бо­рам: по­вы­шен­ная ак­тив­ность оп­по­зи­ции, а та­к­же во­вле­чен­ность гла­вы ре­ги­о­на в по­вест­ку му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний.

Имен­но на му­ни­ци­паль­ных вы­бо­рах в ХМАО оп­по­зи­ция стре­мит­ся разыг­рать весь спектр про­блем мест­но­го и ре­ги­о­наль­но­го мас­шта­ба. Ос­но­ва­ни­я­ми для кри­ти­ки ре­ги­о­наль­ной вла­сти ста­ли неэф­фек­тив­ная борь­ба с ко­ро­на­ви­ру­сом, си­ту­а­ция с по­жа­ра­ми в ре­ги­оне, про­бле­мы доль­щи­ков и лик­ви­да­ция бал­ков, со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ские про­бле­мы от­дель­ных му­ни­ци­па­ли­те­тов. Так, ЛДПР, от­ли­чав­ша­я­ся по­сле­до­ва­тель­ной кри­ти­кой Н. Ко­ма­ро­вой, по­сле под­держ­ки, вы­ра­жен­ной ей пре­зи­ден­том, скон­цен­три­ро­ва­лась на ро­сте без­ра­бо­ти­цы в Югре в свя­зи с пан­де­ми­ей ко­ро­на­ви­ру­са и неэф­фек­тив­но­сти мер по под­держ­ке субъ­ек­тов ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са. За­да­ча­ми КПРФ оста­ют­ся со­хра­не­ние по­зи­ций в Со­вет­ском и укреп­ле­ние вли­я­ния в Ме­ги­оне.

В ходе ре­аль­ной борь­бы на уровне му­ни­ци­па­ли­те­тов за­тра­ги­ва­ют­ся наи­бо­лее про­блем­ные сфе­ры, от­но­ся­щи­е­ся к ве­де­нию ре­ги­о­наль­ной вла­сти. Это вы­зов для Н. Ко­ма­ро­вой. Дей­ству­ю­щий гу­бер­на­тор име­ет зна­чи­тель­ную под­держ­ку элит, фе­де­раль­но­го цен­тра и биз­не­са. Од­на­ко, раз­рас­та­ние мест­ных кон­флик­тов, вы­ход нега­тив­ных ин­фо­по­во­дов на фе­де­раль­ный уро­вень несет в себе по­тен­ци­аль­ные угро­зы для ими­джа «хо­зяй­ки Югры». По­это­му по­гру­же­ние Н. Ко­ма­ро­вой в по­вест­ку му­ни­ци­па­ли­те­тов – важ­ный эле­мент успеш­но­го ре­зуль­та­та на вы­бо­рах гла­вы ре­ги­о­на. Ре­а­ли­за­ция стра­те­гии ку­пи­ро­ва­ния мест­ных кон­флик­тов на­ча­лась еще в на­ча­ле лета, ко­гда вице-гу­бер­на­тор ХМАО А. Ши­пи­лов сфор­му­ли­ро­вал тре­бо­ва­ние об от­че­тах каж­до­го из югор­ских мэ­ров о те­ку­щей по­ли­ти­че­ской си­ту­а­ции, скла­ды­ва­ю­щей­ся в его му­ни­ци­па­ли­те­те, с ак­цен­том на кон­фликт­ную по­вест­ку.

Наи­бо­лее плот­ное по­гру­же­ние Н. Ко­ма­ро­вой в му­ни­ци­паль­ную по­вест­ку на­ча­лось по­сле 10 ав­гу­ста. Гу­бер­на­тор пла­ни­ро­ва­ла по­се­тить пе­ред вы­бо­ра­ми все 22 му­ни­ци­па­ли­те­та Югры. Ра­бо­чие по­езд­ки в му­ни­ци­па­ли­те­ты, ко­то­рые по­зи­ци­о­ни­ру­ют­ся как часть ра­бо­че­го гра­фи­ка гу­бер­на­то­ра, поз­во­ля­ют сде­лать ак­цент на клю­че­вых про­бле­мах и охва­тить наи­бо­лее зна­чи­мые ауди­то­рии. В част­но­сти, пред­ста­ви­те­лей ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са, о недо­ста­точ­ной под­держ­ке ко­то­рых го­во­рит оп­по­зи­ция. Ас­си­мет­рич­ный от­вет на кри­ти­ку оп­по­зи­ции дол­жен спо­соб­ство­вать раз­ре­ше­нию про­блем в му­ни­ци­па­ли­те­тах и умень­ше­нию рис­ков для Н. Ко­ма­ро­вой на вы­бо­рах гла­вы ХМАО.

Ссылка


Возврат к списку