Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в сентябре 2020 года
1.Федеральная политика в отношении регионов
Развитие социальных программ и транспортной инфраструктуры, поддержка строительной отрасли, декриминализация значимых отраслей региональной экономики, плотно связанных с интересами местных элит, при создании дополнительных механизмов работы с общественными структурами и волонтерскими движениями остаются в числе приоритетов политики Центра. Эти тенденции были обозначены в ходе встречи Владимира Путина с избранными губернаторами, а также на других мероприятиях сентября 2020 года, связанных с конкретизацией ключевых направлений региональной политики.
Во-первых, на фоне благоприятных для «Единой России» итогов Единого дня голосования происходит более активное вовлечение популярных региональных политиков и управленцев в деятельность партии в период подготовки парламентской кампании. Продолжением обозначившейся еще осенью 2019 года тенденции на назначение губернаторов секретарями региональных отделений партии стал приход на такую должность в Челябинской области Алексея Текслера. Этот тренд может привести к росту интереса как ресурсных, так и молодых перспективных кандидатов к участию к праймериз, которые будут проводиться партией большинства накануне парламентской кампании 2021 года. Одновременно усиливается согласование законопроектной и мониторинговой деятельности партии и государственной политики в социальной сфере и реализации нацпроектов. Показательно избрание секретаря Генсовета «Единой России» Андрея Турчака на пост первого вице-спикера Совета Федерации - это может дополнительно расширить возможности участия партии в работе на этих направлениях.
Во-вторых, сохраняющееся внимание Центра к развитию строительной и лесной отраслей (проявившееся, в частности, в ходе прошедшего под председательством президента совещания о развитии и декриминализации лесного комплекса, а также расширенного заседания президиума Госсовета) с большой вероятностью будет вести к перераспределению влияния представителей региональных элит, вовлеченных в эти сферы деятельности. Возможно, это приведет к активизации кадровых перестановок в региональных и муниципальных администрациях, а также станет одной из причин ухода из Госдумы ряда прежде влиятельных игроков регионального уровня по итогам парламентской кампании-2021
В-третьих, сохраняющаяся ориентация на развитие внутреннего туризма стала одним из поводов для поручения Владимира Путина к правительству «проработать вопрос реконструкции автомобильных трасс и железных дорог, которые ведут к черноморскому побережью России, и с учётом этого скорректировать планы дорожного строительства и развитие транспортной инфраструктуры». Это усиливает лоббистские возможности руководства ряда регионов Центрального и Южного федеральных округов, однако потребует от них проведения дополнительной работы с общественностью регионов для согласования спорных вопросов при реализации конкретных проектов. Это может способствовать дополнительному вовлечению в работу с местными сообществами как представителей «Единой России», так и деятелей волонтерских движений.
В-четвертых, управленческие практики, зарекомендовавшие себя в Москве, могут быть распространены на регионы не только в рамках работы по стабилизации эпидемиологической обстановки, но также в вопросах жилищного, инфраструктурного строительства и развития информационных систем. Показательно в этом контексте, что в ходе расширенного заседания президиума Госсовета по вопросам реализации в регионах Указа о национальных целях развития страны с расширенным изложением своей позиции выступил мэр столицы Сергей Собянин.
Важнейшими факторами политики Кремля в отношении регионов станут в октябре 2020 года обсуждение проекта федерального бюджета, а также принятие мер по стабилизации эпидемиологической обстановки. Скорее всего, федеральными властями на этом фоне будут подготовлены дополнительные меры финансовой поддержки регионов, в том числе имеющих многолетние проблемы, связанные с развитием социальной инфраструктуры. Но одновременно вероятно усиление внимания контрольных и правоохранительных органов к деятельности чиновников и управленцев в бюджетной сфере в экономически проблемных территориях, что может стать одним из значимых трендов конца 2020 – первого полугодия 2021 годов.
2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты
На фоне подготовки к парламентской кампании-2021 активизируются внутриэлитные конфликты в регионах - прежде всего отличающихся сложной элитной конфигурацией, в которых предыдущий пик подобных публичных конфликтов мог приходиться на период губернаторских избирательных кампаний и последовавших за ними кадровых перестановок в администрациях субъектов Федерации и ключевых муниципальных образований.
Подобные конфликты в сентябре 2020 года затронули регионы, главы которых сменились в ходе ротаций 2019 года, – Калмыкию и Республики Алтай. Так, в Калмыкии руководители трех представленных в Народном Хурале фракций («Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия») провели пресс-конференцию с призывом включить в повестку заседания регионального парламента вопрос о вынесении вотума недоверия главе республики Бату Хасикову. В Республике Алтай депутаты Госсобрания-Эл Курултай также попытались поставить вопрос о вотуме недоверия главе региона Олегу Хорохордину, но пока не набрали необходимого для этого количества подписей парламентариев.
Однако преждевременными можно считать прогнозы о предстоящем отказе Кремля на этом фоне от практики направления в регионы губернаторов-«технократов». Во-первых, Бату Хасикова (а публичный конфликт в Калмыкии получил более масштабный и длительный резонанс в федеральных СМИ) вряд ли можно отнести к этому типу руководителей. Во-вторых, оба региона традиционно отличались сложной внутриэлитной конфигурацией, а Республика Алтай – высоким уровнем протестных настроений, которые были бы связаны с политическими рисками для работы губернаторов и с иным бэкграундом. Скорее практика направления в регионы губернаторов-«технократов» сохранится в обозримом будущем (в качестве одного из вероятных, но не единственного сценария). При этом можно ожидать большего внимания к привлечению представителей региональных элит к формированию органов исполнительной власти подобных субъектов Федерации (примечательно состоявшееся в Республике Алтай назначение на пост и.о. первого вице-премьера Эжера Ялбакова, обладающего заметным опытом работы в органах власти республики).
Независимо от реальной эпидемиологической обстановки в октябре-ноябре 2020 года можно ожидать новой активизации критики в адрес властей регионов с выраженными конфликтами элит по поводу эффективности мер по борьбе с пандемией и в связи с ситуацией в системе здравоохранения. Характерно, что одной из претензий оппонентов к Бату Хасикову стала именно ситуация в сфере борьбы с распространением коронавирусной инфекции.
Важным аспектом взаимоотношений Центра с региональными элитами в последние месяцы 2020 года могут стать кадровые перестановки в избирательных комиссиях регионального уровня. Пример - получившая заметный резонанс позиция ЦИК, признавшей неудовлетворительной работу Санкт-Петербургской городской избирательной комиссии и выразившей недоверие ее председателю Виктору Миненко. В период с октября по декабрь 2020 года нельзя исключать публичной критики со стороны руководства ЦИК в отношении «проблемных» избирательных комиссий целого ряда регионов, чаще других находящихся в фокусе внимания федеральных СМИ.
3.Рейтинг влияния глав субъектов РФ
В сентябре 2020 года восходящий тренд характеризует глав подавляющего большинства выборных субъектов, нисходящий – губернаторов, вовлеченных в конфликты с депутатами региональных парламентов или ставших фигурантами слухов о возможных ротациях губернаторского корпуса, а также руководителей регионов, оказавшихся в фокусе внимания контрольных и правоохранительных органов.
Укрепляются позиции глав регионов, избранных на свои посты по итогам Единого дня голосования: губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева (перемещается с 24-го на 22-е место), губернатора Севастополя Михаила Развожаева (с 28-го на 25-е место), главы Калужской области Владислава Шапши (с 37-го на 28-е место), губернатора Иркутской области Игоря Кобзева (с 43-го на 35-е место), губернатора Пермского края Дмитрия Махонина (с 45-го на 37-е место), главы Чувашии Олега Николаева (с 48-го на 45-е место), губернатора Брянской области Александра Богомаза (с 51-го на 47-е место, переходит в группу с сильным влиянием), губернатора Тамбовской области Александра Никитина (с 50-го на 48-е место), главы Архангельской области Александра Цыбульского (с 53-го на 50-е место, переходит группу с сильным влиянием), главы Республики Коми Владимира Уйбы (с 57-го на 53-е место), губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева (с 60-го на 54-е место), главы Еврейской автономной области Ростислава Гольдштейна (с 59-го на 58-е место), главы Ростовской области Василия Голубева (с 72-го на 69-е место), губернатора Костромской области Сергея Ситникова (с 77-го на 73-е место), а также наделенных полномочиями по итогам голосования в заксобраниях главы Ханты-Мансийского автономного округа Натальи Комаровой (с 9-го на 8-е место) и губернатора Ненецкого автономного округа Юрия Бездудного (с 68-го на 61-е место).
Укрепляются и позиции глав регионов, в которых завершились выборы в заксобрания: губернатора Челябинской области Алексея Текслера (с 20-го на 19-е место), главы Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Артюхова (с 23-го на 20-е место, переходит в группу с очень сильным влиянием), губернатора Воронежской области Александра Гусева (с 35-го на 29-е место), главы Новосибирской области Андрея Травникова (с 38-го на 36-е место), губернатора Магаданской области Сергея Носова (с 44-го на 42-е место), губернатора Рязанской области Николая Любимова (с 55-го на 52-е место), губернатора Курганской области Вадима Шумкова (с 67-го на 65-е место). Кроме того, дополнительные политические очки получают главы ряда регионов, в которых завершились муниципальные выборы в административных центрах, в том числе губернатор Самарской области Дмитрий Азаров (с 8-го на 7-е место), губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский (с 22-го на 21-е место), глава Ульяновской области Сергей Морозов (с 40-го на 39-е место).
Входит в число фигурантов рейтинга ставший по должности и.о. губернатора Белгородской области Денис Буцаев (72-е место). Развивается восходящий тренд для врио губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева (с 69-го на 66-е место) – региону, в частности, будет выделено около 2 млрд. рублей на реализацию строительных проектов. Краевые власти подали заявки на дополнительное финансирование в 2020-2023 годах реконструкции дороги «Ванино - Советская Гавань» и строительство трассы «Комсомольск-на-Амуре – Чегдомын». В то же время теряют позиции главы регионов, чаще всего рассматривавшиеся как претенденты на досрочную отставку, в том числе глава Дагестана Владимир Васильев (с 21-го на 30-е место).
Из-за конфликтов с депутатами региональных парламентов теряют позиции глава Калмыкии Бату Хасиков (с 78-го на 80-е место) и глава Республики Алтай Олег Хорохордин (с 79-го на 81-е место), и так являющиеся аутсайдерами рейтинга.
Обрушение пешеходного перехода в подмосковном Ступино, в результате которого пострадало 25 человек, становится неблагоприятным информационным поводом для губернатора Московской области Андрея Воробьева и приводит к ослаблению его позиций в рейтинге (с 7-го на 9-е место). Вопросы к реализации федеральной целевой программы развития Республики Крым и Севастополя, отраженные в заключении об исполнении федерального бюджета за 2019 год, подготовленном Счетной палатой, приводят к ослабеванию влияния Сергея Аксенова (с 14-го на 16-е место). На фоне задержания руководителя Фонда социально-экономического развития Марий Эл Дмитрия Феофанова теряет позиции глава республики Александр Евстифеев (с 76-го на 78-е место).
Исследование проводилось до самосожжения журналистки Ирины Славиной в Нижегородской области и масштабной экологической катастрофы в Камчатском крае. Можно с высокой степенью вероятности прогнозировать значительное ослабление влияния губернаторов этих регионов Глеба Никитина и Владимира Солодова.
Глава субъекта Российской Федерации |
Место в рейтинге |
Место в рейтинге в августе |
Средний балл |
Очень сильное влияние | |||
Собянин Сергей Семёнович Мэр города Москва |
1 |
1 |
8,00 |
Кадыров Рамзан Ахматович Глава Чеченской Республики |
2 |
2 |
7,05 |
Дюмин Алексей Геннадьевич Губернатор Тульской области |
3 |
3 |
6,62 |
Беглов Александр Дмитриевич
|
4 |
4 |
6,54 |
Минниханов Рустам Нургалиевич Президент Республики Татарстан |
5 |
5 |
6,14 |
Моор Александр Викторович
|
6 |
6 |
6,12 |
Азаров Дмитрий Игоревич
|
7 |
8 |
5,80 |
Комарова Наталья Владимировна Губернатор Ханты-Мансийского АО – Югра |
8 |
9 |
5,76 |
Воробьев Андрей Юрьевич Губернатор Московской области |
9 |
7 |
5,74 |
Волков Владимир Дмитриевич Глава Республики Мордовия |
10 |
10 |
5,71 |
Дрозденко Александр Юрьевич Губернатор Ленинградской области |
11 |
11 |
5,68 |
Хабиров Радий Фаритович Глава Республики Башкортостан |
12 |
13 |
5,65 |
Лимаренко Валерий Игоревич Губернатор Сахалинской области |
13 |
12 |
5,61 |
Кожемяко Олег Николаевич
|
14 |
16 |
5,59 |
Никитин Глеб Сергеевич
|
15 |
15 |
5,52 |
Аксёнов Сергей Валерьевич Глава Республики Крым |
16 |
14 |
5,50 |
Алиханов Антон Андреевич Губернатор Калининградской области |
17 |
18 |
5,47 |
Никитин Андрей Сергеевич Губернатор Новгородской области |
18 |
19 |
5,45 |
Текслер Алексей Леонидович
|
19 |
20 |
5,42 |
Артюхов Дмитрий Андреевич
|
20 |
23 |
5,40 |
Сильное влияние | |||
Воскресенский Станислав Сергеевич
|
21 |
22 |
5,22 |
Кондратьев Вениамин Иванович
|
22 |
24 |
5,20 |
Старовойт Роман Владимирович
|
23 |
27 |
5,17 |
Руденя Игорь Михайлович
|
24 |
29 |
5,15 |
Развожаев Михаил Владимирович Губернатор города Севастополя |
25 |
28 |
5,11 |
Радаев Валерий Васильевич Губернатор Саратовской области |
26 |
25 |
5,07 |
Бречалов Александр Владимирович
|
27 |
26 |
5,05 |
Шапша Владислав Валерьевич
|
28 |
37 |
5,00 |
Гусев Александр Викторович Губернатор Воронежской области |
29 |
35 |
4,95 |
Васильев Владимир Абдуалиевич Глава Республики Дагестан |
30 |
21 |
4,90 |
Куйвашев Евгений Владимирович Губернатор Свердловской области |
31 |
32 |
4,88 |
Усс Александр Викторович
|
32 |
34 |
4,85 |
Цивилёв Сергей Евгеньевич Губернатор Кемеровской области |
33 |
39 |
4,82 |
Миронов Дмитрий Юрьевич
|
34 |
30 |
4,80 |
Кобзев Игорь Иванович
|
35 |
43 |
4,77 |
Травников Андрей Александрович
|
36 |
38 |
4,74 |
Махонин Дмитрий Николаевич
|
37 |
45 |
4,70 |
Островский Алексей Владимирович Губернатор Смоленской области |
38 |
36 |
4,68 |
Морозов Сергей Иванович Губернатор Ульяновской области |
39 |
40 |
4,65 |
Артамонов Игорь Георгиевич
|
40 |
31 |
4,63 |
Коков Казбек Валерьевич Глава Кабардино–Балкарской Республики |
41 |
33 |
4,60 |
Носов Сергей Константинович
|
42 |
44 |
4,58 |
Бабушкин Игорь Юрьевич
|
43 |
42 |
4,55 |
Кувшинников Олег Александрович Губернатор Вологодской области |
44 |
49 |
4,51 |
Николаев Олег Алексеевич
|
45 |
48 |
4,49 |
Ведерников Михаил Юрьевич
|
46 |
41 |
4,46 |
Богомаз Александр Васильевич Губернатор Брянской области |
47 |
51 |
4,44 |
Никитин Александр Валерьевич
|
48 |
50 |
4,42 |
Николаев Айсен Сергеевич Глава Республики Саха (Якутия) |
49 |
52 |
4,40 |
Цыбульский Александр Витальевич Губернатор Архангельской области |
50 |
53 |
4,37 |
Среднее влияние | |||
Чибис Андрей Владимирович
|
51 |
46 |
4,35 |
Любимов Николай Викторович Губернатор Рязанской области |
52 |
55 |
4,33 |
Уйба Владимир Викторович
|
53 |
57 |
4,30 |
Белозерцев Иван Александрович
|
54 |
60 |
4,28 |
Владимиров Владимир Владимирович Губернатор Ставропольского края |
55 |
58 |
4,23 |
Парфенчиков Артур Олегович Глава Республики Карелия |
56 |
47 |
4,20 |
Бочаров Андрей Иванович Губернатор Волгоградской области |
57 |
54 |
4,18 |
Гольдштейн Ростислав Эрнстович
|
58 |
59 |
4,15 |
Бурков Александр Леонидович
|
59 |
61 |
4,12 |
Васильев Игорь Владимирович
|
60 |
56 |
4,05 |
Бездудный Юрий Васильевич
|
61 |
68 |
4,00 |
Калиматов Махмуд-Али Макшарипович
|
62 |
62 |
3,97 |
Солодов Владимир Викторович Губернатор Камчатского края |
63 |
64 |
3,90 |
Кумпилов Мурат Каральбиевич
|
64 |
65 |
3,86 |
Шумков Вадим Михайлович
|
65 |
67 |
3,79 |
Дегтярёв Михаил Владимирович
|
66 |
69 |
3,73 |
Копин Роман Валентинович Губернатор Чукотского АО |
67 |
63 |
3,67 |
Паслер Денис Владимирович
|
68 |
66 |
3,64 |
Голубев Василий Юрьевич Губернатор Ростовской области |
69 |
72 |
3,61 |
Осипов Александр Михайлович
|
70 |
73 |
3,55 |
Жвачкин Сергей Анатольевич Губернатор Томской области |
71 |
82 |
3,48 |
Буцаев Денис Петрович
|
72 |
- |
3,40 |
Ситников Сергей Константинович Губернатор Костромской области |
73 |
77 |
3,37 |
Битаров Вячеслав Зелимханович Глава Республики Северная Осетия-Алания |
74 |
74 |
3,35 |
Темрезов Рашид Бориспиевич Глава Карачаево-Черкесской Республики |
75 |
70 |
3,33 |
Томенко Виктор Петрович
|
76 |
71 |
3,26 |
Цыденов Алексей Самбуевич
|
77 |
75 |
3,22 |
Евстифеев Александр Александрович
|
78 |
76 |
3,17 |
Клычков Андрей Евгеньевич
|
79 |
81 |
3,15 |
Хасиков Бату Сергеевич
|
80 |
78 |
3,11 |
Хорохордин Олег Леонидович
|
81 |
79 |
3,07 |
Орлов Василий Александрович
|
82 |
80 |
3,00 |
Кара-оол Шолбан Валерьевич Председатель Правительства Республики Тыва |
83 |
83 |
2,97 |
Сипягин Владимир Владимирович
|
84 |
84 |
2,90 |
Коновалов Валентин Олегович
|
85 |
85 |
2,86 |
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 27 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.
Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?
Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).
Список экспертов
Абрамов Владимир (Балтийский федеральный университет им. И. Канта), Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Волгоградская область и Республика Калмыкия), Будуев Николай (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Бурятия), Гавычева Александра (портал "Региональные комментарии"), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Забродин Евгений (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецкий автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Колеров Модест (ИА REGNUM), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Матвейчев Олег (Высшая школа экономики), Минчева Мария (консалтинговое агентство "Город"), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав (Центр политических технологий), Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Фидря Ефим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Калининградская область), Цыганов Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).
АПЭК, 2020 г.