Президент Удмуртии стал одним из наиболее влиятельных политиков России по межнациональным отношениям
21 ноября был опубликован первый масштабный рейтинг эффективности управления в регионах России. Его создатели (подробнее о них см. ниже) составляли списки по нескольким направлениям: «общественная поддержка главы», «эффективность работы бюрократического аппарата», «здравоохранение», «образование», «развитие социально значимой транспортной структуры и ЖКХ» и др.
В чем «соль» рейтинга?
До недавнего времени единого «инструмента», позволяющего оценить состояние дел в том или ином регионе, попросту не было. Зато имелась целая куча самых разных рейтингов, опросов, исследований и т. д., выводы которых не только часто противоречили друг другу, но и вполне отчетливо выдавали интересы тех или иных заказчиков.
Теперь же сделана попытка создать объективный рейтинг, основанный на информации целого ряда ведомств – от Росстата до Центризбиркома.
Кроме того, были собраны мнения 80 экспертов по региональной политике. От политологов – таких, как президент РАПН Оксана Гаман-Голутвина и заведующего лабораторией региональных политический исследований ВШЭ Ростислава Туровского до известных региональных журналистов. Ситуацию по Удмуртии комментировалипреподаватель кафедры политологии УдГУ Татьяна Луцина и проректор ИжГТУ, доктор философских наук Александр Балицкий.
- Методика этого рейтинга – взвешенная и продуманная. Она разработана таким образом, чтобы показать реальную картину, а не соответствовать интересам какой-то определенной персоны или компании. Как это бывает с большей частью российских рейтингов, - рассказываетАлександр Балицкий.- Рейтинг делится на три блока, по каждому из которых производится своя оценка, - политико-управленческий, социальный и финансово-экономический. Каждый блок делится еще на несколько направлений, которые также оценивается отдельно. Итоговый рейтинг представляет собой обобщение рейтингов по политико-управленческому, социальному и финансово-экономическому блокам, - прокомментировал сайту regcomment.ruДмитрий Орлов, политолог, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, член Общественной палаты РФ.
Мы - среди лучших по образованию, межнациональным отношениям и социалке
Так чем же может похвастаться республика? Во-первых, 38 местом в итоговом рейтинге эффективности управления из 83-х возможных.
Во-вторых, показателями по образованию: 10-12 место из 83-х! Здесь мы уступили лишь Татарстану, Самарской области, Москве и Санкт-Петербургу, Белгороду, Башкортостану и другим регионам России, основу которых составляют мегаполисы или города-миллионники.- Это достойное место, «золотая середина», - считает Александр Балицкий. – Что касается положения главы республики, на мой взгляд, это самое оптимальное место для политика – его персона не попадает ни в нижнюю, ни в верхнюю часть рейтинга. Что говорит, во-первых, о том, что оценивают его не по «распиаренной» оболочке, а по реальным делам. А, во-вторых, о том, что список дел колоссален и значителен для региона. Далеко не все субъекты могут этим похвастаться.
- Есть номинации, где мы занимаем высокие места, есть где пониже. Но не во всех регионах обстоят дела так, как у нас. Разумеется, на их фоне Удмуртия выглядит сравнительно неплохо, - комментирует Балицкий.
В-третьих, 4-6 местом в направлении «Межнациональные и межконфессиональные отношения» - здесь Александр Волков поделил лидерство с главой Чеченской республики Кадыровым и мэром Москвы Собяниным.
- Здесь мы имеем оптимальное сочетание работы нынешней власти и особенностей Удмуртии, которая всегда отличалась межнациональной и межконфессиональной толерантностью. Плюс есть еще знаковые вещи, которые усилили этот потенциал. Например, мы построили Дом дружбы народов. Этот шаг удачен с точки зрения создания имиджа, - добавляет эксперт.
СТАТИСТИКА
Рейтинг по направлениям политико-управленческого блока (выбрана позиция Удмуртии, а также пять лучших и худших участников рейтинга)
Cубъект РФ | Общественная поддержка главы | Эффективность консолидации элиты и урегулирования внутриэлитных конфликтов | Эффективность консолидации элиты и урегулирования внутриэлитных конфликтов | Эффективность консолидации элиты и урегулирования внутриэлитных конфликтов | Итоговый ранг по политико-управленческому блоку |
Чеченская республика | 1 | 1 - 2 | 1 - 2 | 2 | 1 |
Тюменская область | 4 | 1 - 2 | 4 - 6 | 5 | 2 |
Республика Татарстан (Татарстан) | 16 | 6 | 4 - 6 | 1 | 3 |
г. Москва | 10 - 11 | 18 - 21 | 1 - 2 | 3 | 4 - 6 |
Кемеровская область | 2 | 8 - 13 | 4 - 6 | 22 - 23 | 4 - 6 |
Удмуртская Республика | 58 - 59 | 23 - 26 | 42 - 44 | 48 - 49 | 37 |
Смоленская область | 82 | 55 - 68 | 68 - 73 | 81 | 78 - 79 |
Курская область | 77 - 81 | 81 - 82 | 59 - 60 | 80 | 80 |
Архангельская область | 49 - 54 | 74 - 80 | 81 | 76 - 77 | 81 |
Камчатский край | 70 - 71 | 74 - 80 | 82 - 83 | 72 | 82 |
Ставропольский край | 83 | 74 - 80 | 82 - 83 | 51 - 52 | 83 |
Рейтинг по направлениям социального блока (выбрана позиция Удмуртии, а также пять лучших и худших участников рейтинга)
Cубъект РФ |
Здравоохранение |
Образование |
Межнациональные и межконфессиональные отношения |
Развитие социально значимой транспортной инфраструктуры и ЖКХ |
Итоговый ранг по социальному блоку |
Самарская область |
2 - 3 |
3 - 4 |
15 – 22 |
1 |
1 |
Республика Татарстан (Татарстан) |
11 |
1 |
8 – 10 |
2 - 3 |
2 - 3 |
г. Москва |
8 |
2 |
4 – 6 |
4 |
2 - 3 |
Тюменская область |
1 |
7 - 9 |
15 – 22 |
9 |
4 |
Московская область |
4 |
5 |
11 |
15 - 17 |
5 |
*** | |||||
Удмуртская Республика |
43 |
10 - 12 |
4 – 6 |
62 - 71 |
20 - 21 |
*** | |||||
Приморский край |
72 |
80 - 82 |
71 - 72 |
74 |
79 |
Курганская область |
73 |
75 |
80 - 82 |
75 - 76 |
80 |
Республика Карелия |
78 - 81 |
80 - 82 |
53 - 57 |
80 - 83 |
81 - 82 |
Ставропольский край |
77 |
65 - 72 |
80 - 82 |
80 - 83 |
81 - 82 |
Камчатский край |
78 - 81 |
83 |
33 - 48 |
80 - 83 |
83 |
Рейтинг по направлениям финансово-экономического блока (выбрана позиция Удмуртии, а также пять лучших и худших участников рейтинга)
Субъект РФ |
Улучшение инвестиционного климата |
Эффективность бюджетной политики |
Эффективность экономического управления |
Итоговый ранг по финансово-экономическому блоку |
Республика Татарстан (Татарстан) |
1 |
24 - 25 |
12 - 13 |
1 |
г. Москва |
3 |
6 - 7 |
2 |
2 |
Краснодарский край |
4 |
1 |
36 - 37 |
3 |
Кемеровская область |
8 |
9 |
5 - 7 |
4 |
Московская область |
25 - 26 |
2 |
15 |
5 |
*** | ||||
Удмуртская Республика |
56 - 58 |
50 - 53 |
62 - 63 |
61 - 62 |
*** | ||||
Еврейская АО |
83 |
80 |
16 - 17 |
79 - 80 |
Смоленская область |
39 - 41 |
50 - 53 |
83 |
79 - 80 |
Республика Дагестан |
66 - 70 |
79 |
74 - 77 |
81 - 82 |
Тверская область |
62 - 64 |
66 - 70 |
82 |
81 - 82 |
Республика Северная Осетия – Алания |
82 |
82 |
81 |
83 |
Итоговый рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации в 2013 году (выбрана позиция Удмуртии, а также пять лучших и худших участников рейтинга)
Cубъект РФ |
Итоговый ранг по политико управленческому блоку |
Итоговый ранг по социальному блоку |
Итоговый ранг по финансово-экономическому блоку |
Итоговый ранг |
Республика Татарстан (Татарстан) |
3 |
2 - 3 |
1 |
1 |
г. Москва |
4 - 6 |
2 - 3 |
2 |
2 |
Кемеровская область |
4 - 6 |
7 - 8 |
4 |
3 |
Самарская область |
4 - 6 |
1 |
9 – 11 |
4 |
Чеченская Республика |
1 |
9 - 11 |
12 - 14 |
5 |
*** | ||||
Удмуртская Республика |
37 |
20 - 21 |
61 – 62 |
38 |
*** | ||||
Еврейская АО |
76 - 77 |
77 |
79 – 80 |
79 |
Курская область |
80 |
78 |
71 – 74 |
80 |
Республика Карелия |
74 - 75 |
81 - 82 |
77 – 78 |
81 |
Камчатский край |
82 |
83 |
70 |
82 |
Ставропольский край |
83 |
81 - 82 |
75 - 76 |
83 |
СПРАВКА «КП»
Кто создавал рейтинг
· Агентство политических и экономических коммуникаций
Российская компания, работающая в сфере исследований, в том числе политических, рейтинговых и региональных, а также общественных коммуникаций и медиа-проектов. Создано в 2004 году Дмитрием Орловым совместно с группой известных специалистов. Генеральный директор АПЭК Дмитрий Орлов – известный российский политолог и политический технолог, консультант в области общественных коммуникаций, член Общественной палаты РФ, член Высшего совета партии «Единая Россия», лауреат премии «Серебряный лучник».
· Лаборатория региональных политических исследований НИУ «Высшая школа экономики»
Открыта на базе НИУ- ВШЭ. В рамках проекта проводится разработка методологии анализа и анализ структуры электорального пространства, а также исследование эффективности и результативности региональной власти в России. Результаты исследований публикуются на сайтах www.regional-science.ru иwww.electoralgeography.com.