у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Теория на практике

Теория на практике 13.04.2021

Гендиректор АПЭК Дмитрий Орлов — о том, какие тезисы послания к Федеральному собранию вызовут наибольший резонанс

Послания президента Федеральному собранию традиционно обсуждаются в медиа и экспертной среде в контексте краткосрочной информационной повестки: какие тезисы документа вызовут наибольший резонанс и к каким социальным группам глава государства будет апеллировать в первую очередь. Однако от послания-2021 элиты ждут стратегии, а не тактики. На мой взгляд, сегодня необходимо понять важнейшие вызовы, стоящие перед страной, и вероятные приоритеты стратегического выбора Владимира Путина.

Политический стиль Путина — проактивный, а не реактивный. Политика президента — это всегда конструирование, а где необходимо, и навязывание собственной повестки, а не следование за чужой. Зачастую это формирование повестки «над головами» элиты с прямой апелляцией к избирателю. Конечно, наиболее очевидные темы (например, социальная политика и борьба с пандемией) обязательно будут затронуты в послании. Но практически наверняка в документе будут подняты и вопросы, первоочередного внимания к которым политический класс и экспертное сообщество не ожидают от президента. Показательна в этом смысле прошлогодняя ситуация: январское послание главы государства (в котором была анонсирована и конституционная реформа) даже на фоне последующих вызовов пандемии сформировало каркас активной политической повестки практически до конца года, заставив остальных игроков действовать в догоняющем режиме.

Путин всегда играет вдолгую, он — «лидер длинной волны». А это означает, что послание будет исходить из стратегических приоритетов, а не ситуативных тем. Например, в том же послании-2020 целый ряд задач в сфере демографической политики, поддержки здравоохранения, стимулов для молодых ученых рассматривались с горизонтом планирования до середины десятилетия, а конституционные изменения будут иметь и значительно более долгосрочное влияние на политическую систему.

Другой пример — постоянное внимание президента к инфраструктурным проектам, в том числе значимым для развития международных транспортных коридоров. Это внимание сохранялось даже в период, когда не только в российском, но и в мировом информационном пространстве в тренде было в первую очередь обсуждение эпидемиологической обстановки, а прогнозы, касающиеся темпов восстановления международных экономических связей были весьма пессимистическими. Между тем поставленные в ходе прошедшего под председательством президента совещания по вопросам строительной отрасли в середине апреля 2020 года задачи по развитию железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей получили дополнительную актуальность всего через год — на фоне аварии в Суэцком канале и поиска альтернативных маршрутов для грузоперевозок.

Долгосрочное планирование помогает эффективнее справляться и с крупными тактическими вызовами. Например, прошедшее под председательством Владимира Путина расширенное заседание президиума Госсовета еще осенью 2019-го, когда о возможности серьезного увеличения нагрузки на медицинские учреждения говорили лишь узкие специалисты, стало важным этапом корректировки государственной политики в этих вопросах, что сыграло позитивную роль и в период пандемии. Многие задачи, которые с высокой долей вероятности будут поставлены в послании-2021 (например, в сфере демографической политики, инфраструктурного и регионального развития), будут заданы на длительный горизонт.

Путин всегда действует в логике ответственного лидерства, а не популистской риторики. Например, в апреле-мае 2020 года ряд медиа и политических игроков ждали от Кремля обещаний такого уровня единовременной поддержки населения и бизнеса, который было бы невозможно реализовать с учетом последующих бюджетных затрат на весь период перехода от связанного с пандемией экономического кризиса к восстановительному росту. Однако, например, дополнительные выплаты для семей с детьми в соответствии с инициативами президента были оперативно проведены на практике, в то время как в ряде зарубежных государств, в которых была сформирована высокая планка ожиданий населения от экстренных мер поддержки, осуществление таких шагов на деле сопровождалась жалобами людей на проблемы и проволочки.

В послании так или иначе будут учтены три важных вызова-2021: подготовки к выборам, преодоления последствий пандемии и экономического кризиса, крайне напряженной внешнеполитической ситуации.

В рамках обсуждения предвыборной повестки глава государства, скорее всего, должен подтвердить логику, обозначенную им на встрече с главами парламентских фракций в феврале 2021 года: «повышенная ответственность лежит именно на партиях «большой четверки», которые должны занять «твердую и единую государственную позицию». Вполне ожидаемо подтверждение курса на стабильность политической и партийной системы и формирование обновленного патриотического консенсуса. Конечно, это не исключает шансов и для непарламентских партий на выборах в Госдуму, прежде всего по ряду одномандатных округов. При этом власть учитывает риски, связанные с протестной активностью, но с большей вероятностью влияние на политические процессы в регионах будет оказывать социальный протест — на фоне снижающейся роли несистемной оппозиции.

В сфере экономического развития должны быть учтены ключевые вызовы, связанные с переходом к восстановительному росту. В такие периоды всегда возрастает уровень ожиданий как общества, так и бизнеса. Гражданам нужна перспектива, предпринимательскому сообществу необходимы конкретные решения — и глава государства, вероятно, предложит их с учетом разных сценариев развития эпидемиологической ситуации.

Конечно, президент не может обойти тему внешнеполитических вызовов для России. Показательно, что и в ходе уже упомянутой встречи Владимира Путина с главами думских фракций защите суверенитета страны уделялось значительно большее внимание, чем ранее. Впрочем, сложные отношения с западными державами — устойчивая тенденция, отраженная в произнесенной еще в феврале 2007 года Мюнхенской речи российского президента. Исторически Россия уже проходила через этапы усиливающегося внешнего давления (например, в 1940-х годах, между двумя мировыми войнами или в начале 1980-х). Можно ожидать, что Кремль отреагирует на новые факторы развития ситуации в мире (связанные, например, с тактикой администрации Джозефа Байдена или осложнением ситуации вокруг Донбасса) не в стиле «тревожной защиты» (который обычно ассоциируется с КНДР), но в логике спокойной демонстрации возможностей для сдерживания внешнего давления. Владимир Путин не раз давал понять, что Россия — большая страна в большой игре, и этот подход будет выдержан.

Послание с высокой вероятностью не будет монотемным и охватит широкий круг проблем. Оно должно вновь подчеркнуть роль Владимира Путина в политической системе — как центра системной ответственности, инициатора формулирования актуальных смыслов и долгосрочных задач, лидера, стратегия которого определяет рамки для действий остальных внутриполитических игроков. А оглашение послания традиционно станет точкой отсчета для выстраивания повестки предстоящего политического года.

Автор — гендиректор АПЭК

Ссылка


Возврат к списку