у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Формирование Думы: партийный состав и факторы влияния. Уточненный прогноз АПЭК на 30 августа 2021 года

Формирование Думы: партийный состав и факторы влияния. Уточненный прогноз АПЭК на 30 августа 2021 года 30.08.2021

За три неде­ли до на­ча­ла го­ло­со­ва­ния в элек­то­раль­ной по­вест­ке обо­зна­чи­лись от­но­си­тель­но но­вые темы и трен­ды, ко­то­рые спо­соб­ны опре­де­лен­но ока­зать вли­я­ние на спе­ци­фи­ку мо­би­ли­за­ции в наи­бо­лее чув­стви­тель­ной точ­ке кам­па­нии.

Ав­густ от­ме­чен бо­лее ак­тив­ным во­вле­че­ни­ем в ход кам­па­нии пре­зи­ден­та В. Пу­ти­на. Его вы­ступ­ле­ние на XX съез­де «Еди­ной Рос­сии» на­блю­да­те­ля­ми ин­тер­пре­ти­ру­ет­ся как стрем­ле­ние укре­пить элек­то­раль­ные по­зи­ции пар­тии. На съез­де В. Пу­тин анон­си­ро­вал но­вые меры со­ци­аль­ной под­держ­ки на­се­ле­ния (от­вет­ствен­ность за их ре­а­ли­за­цию бе­рет на себя в том чис­ле «Еди­ная Рос­сия», так как ини­ци­а­ти­вы во­шли в «на­род­ную» про­грам­му пар­тии): ра­зо­вые вы­пла­ты пен­си­о­не­рам (10 ты­сяч руб­лей) и во­ен­ным (15 ты­сяч руб­лей), под­держ­ка се­мей с детьми (ком­плекс мер), за­прет спи­са­ния со­ци­аль­ных вы­плат за дол­ги, борь­ба с без­ра­бо­ти­цей, рас­се­ле­ние из ава­рий­но­го жи­лья, недо­пу­сти­мость при­ну­ди­тель­ной вак­ци­на­ции и дру­гие. За­яв­ле­ние пре­зи­ден­та о вак­ци­на­ции име­ет прин­ци­пи­аль­ное зна­че­ние: в ходе из­би­ра­тель­ной кам­па­нии дав­ле­ние по про­бле­ме вак­ци­на­ции ста­ло наи­бо­лее жест­ким фак­то­ром ро­ста недо­воль­ства вла­стью. По дан­ным ВЦИ­ОМ, 79% рос­си­ян по­ло­жи­тель­но оце­ни­ли вы­ступ­ле­ние пре­зи­ден­та. Глав­ная про­бле­ма – в ка­кой сте­пе­ни по­пу­ляр­ные ини­ци­а­ти­вы В. Пу­ти­на кон­вер­ти­ру­ют­ся в элек­то­раль­ную под­держ­ку «Еди­ной Рос­сии».

Зна­чи­тель­но боль­ше вни­ма­ния власть и по­ли­ти­че­ские иг­ро­ки уде­ля­ют явке из­би­ра­те­лей. При этом на бо­лее ран­них фа­зах кам­па­нии явка не за­ни­ма­ла цен­траль­но­го ме­ста — в от­ли­чие, на­при­мер, от кам­па­нии по про­дви­же­нию го­ло­со­ва­ния по по­прав­кам к Кон­сти­ту­ции в про­шлом году; не про­во­ди­лось яв­ных вза­и­мо­свя­зей меж­ду пред­по­ла­га­е­мы­ми по­ка­за­те­ля­ми по­ли­ти­че­ско­го уча­стия граж­дан и ле­ги­тим­но­стью про­це­ду­ры. Еще на стар­те кам­па­нии было из­вест­но, что пред­по­чти­тель­ная явка долж­на со­ста­вить не ме­нее 45%, но этот по­ка­за­тель не вос­при­ни­мал­ся как стро­гая по­ли­ти­че­ская необ­хо­ди­мость, а с уче­том трех­днев­но­го го­ло­со­ва­ния, воз­мож­но, не было необ­хо­ди­мо­сти в за­дей­ство­ва­нии до­пол­ни­тель­ных ме­ха­низ­мов мо­би­ли­за­ции. Низ­кая про­гно­зи­ру­е­мая явка в неко­то­рых ре­ги­о­нах и со­ци­аль­ных груп­пах спо­соб­ство­ва­ла тому, что эта про­бле­ма вновь по­яви­лась в по­вест­ке дня на­ка­нуне вы­бо­ров. В преды­ду­щем про­гно­зе мы уста­но­ви­ли диа­па­зон явки на уровне 37-40% для че­ты­рех­пар­тий­но­го сце­на­рия (в пар­ла­мен­те оста­ют­ся че­ты­ре дей­ству­ю­щие фрак­ции) и на уровне 39-42% для пя­ти­пар­тий­но­го сце­на­рия (в пар­ла­мент про­хо­дит но­вая пар­тия). Те­перь еди­ный про­гноз АПЭК по ожи­да­е­мой явке со­став­ля­ет 46-49%. Из­ме­не­ние трен­да в поль­зу уве­ли­че­ния по­ка­за­те­лей по­ли­ти­че­ско­го уча­стия мы свя­зы­ва­ем со сле­ду­ю­щи­ми фак­то­ра­ми:

1. Уточ­не­ние по­зи­ции Ад­ми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та, вновь за­яв­ля­ю­щей в диа­ло­ге с участ­ни­ка­ми по­ли­ти­че­ско­го про­цес­са, что от­но­си­тель­но вы­со­кая явка бо­лее пред­по­чти­тель­на с точ­ки зре­ния обес­пе­че­ния ле­ги­тим­но­сти про­це­ду­ры вы­бо­ров. По име­ю­щей­ся ин­фор­ма­ции, при­ме­ня­ет­ся диф­фе­рен­ци­ро­ван­ный под­ход при уста­нов­ке це­ле­вых по­ка­за­те­лей по явке для раз­ных ре­ги­о­нов в за­ви­си­мо­сти от внут­рен­ней си­ту­а­ции и ор­га­ни­за­ци­он­ных воз­мож­но­стей ре­ги­о­наль­ных ад­ми­ни­стра­ций. Гиб­кий под­ход при­зван не до­пу­стить от­ка­та к уста­рев­шим ме­ха­низ­мам мо­би­ли­за­ции, спо­соб­ным по­до­рвать ле­ги­тим­ность вы­бо­ров. Уси­лия вла­стей ре­ги­о­нов по по­вы­ше­нию по­ли­ти­че­ско­го уча­стия граж­дан сей­час пред­став­ля­ют со­бой пре­жде все­го ак­ти­ви­за­цию кам­па­нии по ин­фор­ми­ро­ва­нию о пред­сто­я­щих вы­бо­рах. С уче­том того, что в неко­то­рых ре­ги­о­нах, пре­жде все­го в Москве, рас­ши­ря­ют­ся воз­мож­но­сти ди­стан­ци­он­но­го го­ло­со­ва­ния, зна­че­ние свое­вре­мен­но­го ин­фор­ми­ро­ва­ния об осо­бен­но­стях ор­га­ни­за­ции го­ло­со­ва­ния воз­рас­та­ет.

2. Ин­тен­си­фи­ка­ция элек­то­раль­ной мо­би­ли­за­ции всех по­ли­ти­че­ских пар­тий, участ­ву­ю­щих в кам­па­нии. Тра­ди­ци­он­но на­ка­нуне вы­бо­ров кан­ди­да­ты и пар­тии уси­ли­ва­ют аги­та­цию, даже если на ран­них эта­пах из­би­ра­тель­ной кам­па­нии они прак­ти­че­ски не были за­мет­ны. В по­след­ний ме­сяц, по дан­ным со­цио­ло­ги­че­ских цен­тров, воз­рос­ла со­во­куп­ная доля по­тен­ци­аль­ной под­держ­ки непар­ла­мент­ских ма­лых пар­тий. При­чем про­ис­хо­дит это, судя по все­му, не толь­ко за счет пе­ре­то­ка элек­то­ра­та от бо­лее силь­ных иг­ро­ков, но и в силу того, что по­сте­пен­но на­чи­на­ют опре­де­лять­ся те из­би­ра­те­ли, ко­то­рые не были уве­ре­ны ни в том, за кого го­ло­со­вать, ни в необ­хо­ди­мо­сти уча­стия в вы­бо­рах.

3. Кор­по­ра­тив­ная мо­би­ли­за­ция осу­ществ­ля­ет­ся че­рез круп­ные пред­при­я­тия, ко­то­рые пред­при­ни­ма­ют уси­лия по ор­га­ни­за­ции мас­со­во­го го­ло­со­ва­ния сво­их со­труд­ни­ков. В кон­це ав­гу­ста уже ста­ла за­мет­на по­доб­ная ак­тив­ность. Так, на­при­мер, во­про­сы пред­вы­бор­ной мо­би­ли­за­ции об­суж­да­лись на по­след­ней встре­че пол­пре­да в УрФО В. Яку­ше­ва с ген­ди­рек­то­ром «Сур­гут­неф­те­га­за» В. Бог­да­но­вым. Осо­бое зна­че­ние кор­по­ра­тив­ная мо­би­ли­за­ция име­ет в мо­но­го­ро­дах или в круп­ных про­мыш­лен­ных цен­трах, где об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ская ак­тив­ность так или ина­че со­сре­до­то­че­на во­круг глав­но­го пред­при­я­тия – на­при­мер, в Но­риль­ске, Ниж­нем Та­ги­ле или Маг­ни­то­гор­ске.

4. По­вы­ше­ние об­щей го­тов­но­сти граж­дан при­нять уча­стие в вы­бо­рах. ВЦИ­ОМ
про­гно­зи­ру­ет явку в рай­оне 45%. По­след­ние за­ме­ры го­тов­но­сти при­нять уча­стие в вы­бо­рах от­но­сят­ся к на­ча­лу ав­гу­ста. То­гда 51% из­би­ра­те­лей де­кла­ри­ро­ва­ли на­ме­ре­ние при­нять уча­стие в го­ло­со­ва­нии, хотя по­нят­но, что вы­ска­зан­ное на­ме­ре­ние не все­гда со­от­вет­ству­ет ре­аль­но­му уров­ню по­ли­ти­че­ско­го уча­стия. К кон­цу ав­гу­ста по­ло­жи­тель­ную ди­на­ми­ку в этом во­про­се мож­но вы­явить, на­при­мер, по тому, что при за­ме­рах рей­тин­гов по­ли­ти­че­ских пар­тий по­сте­пен­но сни­жа­ет­ся доля тех, кто «не ста­нет участ­во­вать в вы­бо­рах»: по дан­ным ВЦИ­ОМ, за ав­густ она со­кра­ти­лась с 10,5% до 9,5%. По­вы­ше­нию сред­них по­ка­за­те­лей явки та­к­же спо­соб­ству­ет тот факт, что па­рал­лель­но с фе­де­раль­ной кам­па­ни­ей в этом году прой­дет мно­го вы­бо­ров ре­ги­о­наль­но­го уров­ня: 12 гу­бер­на­тор­ских (3 из них непря­мые) и 39 зак­со­бра­ний.

5. Ак­ти­ви­за­ция аги­та­ци­он­ной кам­па­нии в ре­ги­о­нах. По­ми­мо стан­дарт­ных дис­про­пор­ций в явке меж­ду тер­ри­то­ри­я­ми в за­ви­си­мо­сти от их ис­то­ри­че­ской, по­ли­ти­че­ской, хо­зяй­ствен­ной спе­ци­фи­ки бо­лее вы­со­кий уро­вень по­ли­ти­че­ско­го уча­стия ожи­да­ет­ся в ре­ги­о­нах, где от­ме­ча­ет­ся до­ста­точ­но кон­ку­рент­ная си­ту­а­ция на вы­бо­рах. В ос­нов­ном та­кая ин­три­га воз­мож­на при го­ло­со­ва­нии в од­но­ман­дат­ных окру­гах. С дру­гой сто­ро­ны, эти два фак­то­ра мо­гут всту­пать в про­ти­во­ре­чие: на­при­мер, в Москве, как пра­ви­ло, выше уро­вень кон­ку­рен­ции на вы­бо­рах, но от­но­си­тель­но невы­со­кие по­ка­за­те­ли явки. В этом году кон­ку­рент­ная си­ту­а­ция скла­ды­ва­ет­ся в Ха­ба­ров­ском, За­бай­каль­ском, Крас­но­яр­ском кра­ях, в Са­ра­тов­ской, Яро­слав­ской, Аст­ра­хан­ской, Но­во­си­бир­ской об­ла­стях, в Бу­ря­тии и неко­то­рых дру­гих ре­ги­о­нах.

С уче­том ро­ста про­гно­зи­ру­е­мых по­ка­за­те­лей явки и об­щей ак­ти­ви­за­ции хода из­би­ра­тель­ной кам­па­нии уточ­нен­ный про­гноз по ре­зуль­та­там го­ло­со­ва­ния для ос­нов­ных по­ли­ти­че­ских пар­тий вы­гля­дит сле­ду­ю­щим об­ра­зом.

Ре­зуль­та­ты го­ло­со­ва­ния:
уточ­нен­ный про­гноз на 30 ав­гу­ста

• «Еди­ная Рос­сия» – 44-46%
• КПРФ – 17-19%
• ЛДПР – 10-12%
• «Спра­вед­ли­вая Рос­сия – Пат­ри­о­ты – За прав­ду» – 8-10%
• «Но­вые люди» – 3-4%
• «Пар­тия пен­си­о­не­ров» – 3-4%
• «Яб­ло­ко» – 2-3%
• «Ро­ди­на» – 2-3%
• «Ком­му­ни­сты Рос­сии» – 1-2%

Од­но­ман­дат­ные окру­га:
уточ­нен­ный про­гноз рас­пре­де­ле­ния ман­да­тов на 30 ав­гу­ста

• «Еди­ная Рос­сия» – 185-190
• КПРФ – 7-11
• «Спра­вед­ли­вая Рос­сия – Пат­ри­о­ты – За прав­ду» – 6-9
• ЛДПР – 4-6
• Пар­тия ро­ста – 1-2
• «Яб­ло­ко» – 1-2
• «Ро­ди­на» – 1
• «Граж­дан­ская плат­фор­ма» – 1
• Са­мо­вы­дви­жен­цы (вклю­чая ло­яль­ных ин­те­ре­сам «Еди­ной Рос­сии») – 5-6

По срав­не­нию с преды­ду­щим ав­гу­стов­ским про­гно­зом мож­но от­ме­тить, во-пер­вых, про­гноз уве­ли­че­ния со­во­куп­ной доли непар­ла­мент­ских пар­тий: на по­лу­че­ние фе­де­раль­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния пре­тен­ду­ет в этой ло­ги­ке бо­лее ши­ро­кий круг по­ли­ти­че­ских иг­ро­ков, хотя про­хож­де­ние ка­кой-либо из ма­лых пар­тий 5-про­цент­но­го ба­рье­ра по-преж­не­му под боль­шим во­про­сом. Во-вто­рых, про­гно­зи­ру­ет­ся уве­ли­че­ние по­ка­за­те­лей под­держ­ки пар­тий пар­ла­мент­ской оп­по­зи­ции, глав­ным об­ра­зом КПРФ и ЛДПР. Та­ким об­ра­зом, пред­по­ла­га­е­мый рост уров­ня по­ли­ти­че­ско­го уча­стия за счет на­зван­ных фак­то­ров и, ра­зу­ме­ет­ся, трех­днев­но­го го­ло­со­ва­ния ра­бо­та­ет в боль­шей сте­пе­ни в ин­те­ре­сах оп­по­зи­ции и но­вых иг­ро­ков.

Ссылка


Возврат к списку