у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Каким рейтингам можно доверять?

Каким рейтингам можно доверять? 05.12.2013

Мнения известных политологов.

Английское слово «рейтинг», означающее «числовой или порядковый показатель, отображающий важность определённого объекта или явления», активно вошло в нашу жизнь. Рейтинги используются для сравнения стран, регионов, политиков, губернаторов… Они интересны инвесторам, влияют на принятие политических и управленческих решений в высших эшелонах власти. С середины 90-х годов в России публикуются кредитные рейтинги, а в начале 2000–х с помощью рейтингов стали оценивать регионы. Самый новый рейтинг – рейтинг губернаторов.

Сегодня на российском рынке 26 рейтингов губернаторов и регионов, производимых по различным методикам и выходящих с различной периодичностью. Каким из них можно доверять? Я приведу мнения известных политологов и социологов по этой теме.

Индикаторы жизни

Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК)*, считает рейтинги индикаторами жизни. «Но поскольку критерии у каждого рейтинга разные – где–то политическая выживаемость, где–то социально–экономическая ситуация, где–то медиаактивность губернатора, где–то влияние, – только комплексный анализ даст реальную картину. Даже скандальные и конъюнктурные продукты надо обязательно анализировать: они появляются не случайно, это инструменты влияния тех или иных групп интересов», – подчёркивает он.

Дмитрий Орлов разделяет все рейтинги на три эшелона доверия. К первому эшелону с самой высокой степенью доверия он относит только пять рейтингов: «Георейтинг» (фонд «Общественное мнение»), Рейтинг выживаемости губернаторов («Минченко Консалтинг» и «Петербургская политика»), Рейтинг социального самочувствия регионов (Фонд развития гражданского общества), Рейтинг влияния глав субъектов РФ (АПЭК), Рейтинг социально–экономической устойчивости регионов («Петербургская политика»). Во второй эшелон попали девять рейтингов, в том числе Медиарейтинг губернаторов («Медиалогия») и Рейтинг избираемости губернаторов («Политическая экспертная группа»). В третьем эшелоне оказались 12 конъюнктурных рейтинговых продуктов.

О недобросовестном подходе

Многие с трепетом относятся к Кремлёвскому рейтингу глав субъектов РФ, но как оказалось, этот рейтинг не заслуживает доверия. По оценке председателя правления Фонда развития гражданского общества* и экс–главы управления внутренней политики администрации президента Константина

Костина, Кремлёвский рейтинг не имеет никакого отношению к Кремлю: «Есть кремлёвская таблетка, кремлёвская водка, теперь вот появился кремлёвский рейтинг. Всё это обычный «маркетинговый ход». А известный политолог и политтехнолог Евгений Минченко, автор доклада «Политбюро 2.0», откровенно назвал команду Кремлёвского рейтинга жуликами.

Минченко перечисляет такие признаки недобросовестного рейтинга, как: неизвестность организации, проводящей рейтинг; отсутствие специализации на изучении региональных проблем; большое количество фактических ошибок; отсутствие в панели авторитетных экспертов; отсутствие понятной методологии; клонирование формата уже существующего авторитетного продукта; негативная окрашенность рейтинга; публикация материалов о рейтинге на платной основе; попытки спекуляции на якобы существующей близости к Кремлю. Известный политолог видит будущее рейтингов в расширении линейки углублённых специализированных рейтингов и появлении интегрированных рейтингов. Кстати, к составлению интегрированных рейтингов призывает и Константин Костин. Интегрированные рейтинги – более полноценный продукт, замешанный на взаимодействии основных методов: опроса населения, опроса экспертов, анализа статистических данных и медиаданных.

Большинство существующих рейтингов не используют весь этот комплекс методик, а потому обладают не только плюсами, но и минусами. Как считает генеральный директор ВЦИОМ*

Валерий Фёдоров, в комплексной оценке работы глав субъектов используются социологические данные и статистика – это сильные стороны. К слабым сторонам относится то, что не фиксируется реальное качество жизни населения, часть показателей не является объектом практики глав регионов (например, численность населения), по многим показателям невозможна динамика в течение года (например, продолжительность жизни).

В политологических рейтингах с претензией на комплексную политическую оценку глав регионов Валерий Фёдоров указывает на такой минус, как минимум объективных данных, поскольку задействованные в опросе эксперты не могут быть компетентны в ситуации в каждом регионе, а низкий уровень информированности экспертов определяет высокую степень ошибки.

Позиции в рейтенгах не продаются

Говоря о доверии к рейтингам, Евгений Минченко обращает внимание на официальные рейтинги губернаторов, которые составляют Министерство регионального развития и Министерство экономического развития. В первом делается акцент на объективных показателях, и как результат – доминируют регионы–доноры. Второй акцентирует внимание на инвестиционной привлекательности.

Достаточно высокий уровень «попадаемости» в результат демонстрирует рейтинг политической выживаемости губернаторов, который готовят холдинг «Минченко Консалтинг» и Фонд «Петербургская политика». Он опирается на метод экспертных оценок, причём панель экспертов очень представительна.

Серьёзные политологи сходятся в единых требованиях к рейтингам. Во-первых, параметры измерения должны быть объектом управленческой практики главы региона. Во-вторых, показатели оцениваются в динамике за исследуемый период. В-третьих, показатели должны иметь социальную значимость и влиять на качество жизни населения, возможно – её определять. В-четвёртых, рейтинг должен учитывать как позитивные, так и негативные компоненты (социальная напряжённость, конфликты и т. д.). В-пятых, показатели должны иметь как политические, так и социально–экономические основания.

К сожалению, в настоящее время есть недобросовестные исследования, нацеленные на коммерческий результат. По большому счёту их и исследованиями назвать нельзя. Уже на первый взгляд в таких «рейтингах», как говорится, видны уши заказчика: кто в лаврах, тот и проплатил. Очень жаль, что некоторые потребители подхватывают такие конъюнктурные продукты и опираются на них в своих интересах. Как заметил Дмитрий Орлов, в серьёзных рейтингах позиции не продаются, продаётся сам консалтинговый продукт.

Ссылка


Возврат к списку