Национальная модель демократии на основе Конституции
Впрочем, все значимые конституционные акты в истории России носили именно такой характер – и Основные законы 1906 года, «дарованные» Николаем II после начала революции, и большевистская конституция РСФСР 1918 года. «Ельцинскую» Конституцию упрекают во многом: и в очевидных заимствованиях из западных правовых систем (прежде всего французской), и в существенном доминировании исполнительной власти над остальными ее ветвями, и в отсутствии детализации. Несмотря на это, документ оказался цельным и в целом работоспособным. Конституция 1993 года на самом деле стала фундаментом демократии в нашей стране. Так что ее двадцатилетний юбилей, который мы отмечаем в эти дни, -- отнюдь не причина для начала регулярного пересмотра Основного закона. Скорее это повод для начала дискуссии о развитии правовой и политической системы России.
Цена распада СССР оказалась огромной. Это была не только крупнейшая геополитическая катастрофа ХХ века, как весьма точно сказал Владимир Путин. Каждый из нас чем-то поплатился за него: и потерянными сбережениями 90-х, и товарами, которых не стало в 80-х, и социальными гарантиями 70-х, и иллюзиями 60-х. Все мы поплатились за нее разрушением советского права и советского правопорядка. И все мы заплатили эту цену за свободу и справедливость, за то, чтобы жить в нормальном современном обществе.
Советский Союз был замкнутой системой. Хотя эта система позволяла достигать колоссальных успехов (геополитические позиции, промышленные прорывы 30-х и 50-х, развитие наукоемких технологий, бесплатное образование и здравоохранение), для граждан, полностью исключенных из процесса принятия решений, она была несвободной и несправедливой. Будучи закрытой, страна не смогла должным образом воспринять инновации постиндустриального общества. Отсутствие конкуренции негативно сказывалось не только на состоянии экономики, но и на формировании эффективного правящего класса, и на его способности управлять кризисами, и на правовой системе, которая отражала реальные общественные отношения во все меньшей степени. В 1982 году, по данным советской статистики, экономический рост в стране прекратился. Попытки модернизировать систему без изменения ее основ («ускорение» и «перестройка») ускорили ее агонию. Ее крушение было закономерным.
Катастрофический распад СССР угрожал основам существования России как целостного самостоятельного государства. Но Россия не ушла в небытие вместе с Советским Союзом. Народ сделал исторический выбор в пользу свободы, справедливости и суверенитета в 1990 году. Российская Федерация стала правопреемницей СССР. Россияне поддержали реформаторский курс, заявленный Борисом Ельциным. Состоялась юридическая, политическая и моральная легитимация нового государства. Дальнейшая модернизация страны была возможна только в условиях радикальной политической реформы, прежде всего, новой Конституции. Проблема конституционного устройства страны как раз и была решена в декабре 1993 года. Народ создал новую политическую систему, основанную на разделении властей, и подтвердил свой выбор: свобода, справедливость, единство, суверенитет.
Однако «буржуазная революция» в России произошла «без буржуазии». Приватизация создала в России институт частной собственности. Но слоя мелких и средних собственников, готового взять на себя реальную ответственность за нее, в стране в начале 90-х не было. А были – энергичные и предприимчивые люди, действовавшие по обстоятельствам. Этот наиболее динамичный слой элиты сразу сделал заявку на реальное лидерство. Деятельное меньшинство, которое проводило преобразования, было неоднородным изначально и быстро менялось. «Идеалисты», стремившиеся создать демократическую власть и эффективный бизнес, уступали место «реалистам», делавшим ставку на эксплуатацию природных ресурсов и административной ренты.
Сложившийся в 90-е годы политический режим не был демократическим, прежде всего, из-за разобщенности правящего класса, сконструированного олигархами. Попытки демократизации режима предпринимались, но его общественная поддержка почти всегда была ничтожной. «Привычку к демократии» граждане осваивали и освоили стихийно, не благодаря, а вопреки ему. Именно поэтому демократические институты оказались столь несовершенными, а политический кризис продолжался явно или скрыто все 90-е годы.
Восстановление экономической независимости, эффективное централизованное управление страной, укрепление национального самосознания – от этого зависело выживание нации на рубеже веков. Патриотизм стал объединяющим фактором. Доверие к новому главе государства, президенту Владимиру Путину дало ему возможность совершить долгожданный поворот в политике государства -- в пользу России, ее граждан, ее суверенитета, ее территориальной целостности и ее национальных интересов. Президент Путин качественно изменил российскую политику и экономику. В интересах большинства населения олигархи были равноудалены от власти, а олигархическая система демонтирована. Резко возросла управляемость страны, создана и работает управленческая вертикаль. Стал намного более дееспособным и компетентным парламент. С началом в 2011 году политической реформы повысилась ответственность региональных элит.
Президент Владимир Путин известен своим консервативным политическим стилем. Он неоднократно давал понять, что не является сторонником «ситуативной правки» Конституции. Вероятнее всего, регулярным процесс внесения изменений в Конституцию не станет. И уж точно неизменными останутся ее основные положения. А это означает, что права граждан России -- гарантированы.