у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

20 лет «Единой России»: новые стандарты ответственности, проактивная стратегия, конкурентные преимущества

20 лет «Единой России»: новые стандарты ответственности, проактивная стратегия, конкурентные преимущества 01.12.2021

Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций

Эта­пы боль­шо­го пути

1 де­каб­ря 2021 года — 20 лет со дня про­ве­де­ния учре­ди­тель­но­го съез­да «Еди­ной Рос­сии». Во­пре­ки про­гно­зам, ко­то­рые вы­ска­зы­ва­лись в те­че­ние всей ее ис­то­рии, пар­тия ста­ла устой­чи­вым по­ли­ти­че­ским ин­сти­ту­том, сыг­рав­шим важ­ную роль в ре­а­ли­за­ции дол­го­сроч­ной стра­те­гии Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на.

В 1999-2001 го­дах, на эта­пе, непо­сред­ствен­но пред­ше­ству­ю­щем об­ра­зо­ва­нию «Еди­ной Рос­сии» (в пе­ри­од су­ще­ство­ва­ния из­би­ра­тель­но­го бло­ка, за­тем об­ще­рос­сий­ско­го об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ско­го дви­же­ния и по­ли­ти­че­ской пар­тии «Един­ство») ре­ша­лись за­да­чи по по­ли­ти­че­ской под­держ­ке пер­вых ре­форм Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на, со­зда­нию усло­вий для устра­не­ния угроз без­опас­но­сти и един­ству стра­ны, а та­к­же кон­со­ли­да­ции об­ще­ства (сим­во­лич­но, что имен­но в 2000 году уда­лось до­бить­ся при­ня­тия фе­де­раль­ных кон­сти­ту­ци­он­ных за­ко­нов о го­су­дар­ствен­ном гер­бе, фла­ге и гимне). Кро­ме того, успех «Един­ства» на пар­ла­мент­ских вы­бо­рах 1999 года стал есте­ствен­ным драй­ве­ром кад­ро­вой пе­ре­за­груз­ки выс­ших эше­ло­нов вла­сти. Ло­гич­ным про­дол­же­ни­ем это­го трен­да ста­ло при­ме­не­ние «Еди­ной Рос­си­ей» диф­фе­рен­ци­ро­ван­но­го под­хо­да к со­зда­нию со­ци­аль­ных лиф­тов в пар­тии и по­сто­ян­ное со­вер­шен­ство­ва­ние ме­ха­низ­мов, за­да­чей ко­то­рых яв­ля­ет­ся во­вле­че­ние в по­ли­ти­ку пер­спек­тив­ных кад­ров ре­ги­о­наль­но­го, мест­но­го уров­ня, а та­к­же вы­ход­цев из со­ци­аль­ных групп, обыч­но во­вле­чен­ных в по­ли­ти­че­ские про­цес­сы лишь в огра­ни­чен­ном мас­шта­бе (мо­ло­де­жи, во­лон­те­ров, пред­ста­ви­те­лей ма­ло­го биз­не­са, со­труд­ни­ков бюд­жет­ных учре­жде­ний).

В 2001-2006 го­дах (на пер­вом эта­пе ис­то­рии соб­ствен­но «Еди­ной Рос­сии») пар­тия ста­ла плат­фор­мой для со­зда­ния ши­ро­кой об­ще­ствен­ной и элит­ной ко­а­ли­ции во­круг пре­зи­ден­та. Само со­зда­ние пар­тии про­шло пу­тем объ­еди­не­ния пар­тии «Един­ство», Об­ще­рос­сий­ской по­ли­ти­че­ской об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции «Оте­че­ство» и дви­же­ния «Вся Рос­сия» (объ­еди­няв­ших пре­жде все­го пред­ста­ви­те­лей ре­ги­о­наль­ных элит, уже имев­ших за­мет­ный по­ли­ти­че­ский опыт). Объ­еди­не­ние этих ор­га­ни­за­ций про­изо­шло по прин­ци­пу мак­си­маль­но­го во­вле­че­ния в даль­ней­шую ра­бо­ту но­вой пар­тии наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ных по­ли­ти­ков и пер­спек­тив­ных ор­га­ни­за­то­ров из всех них. Мно­гие из этих де­я­те­лей иг­ра­ют зна­чи­тель­ную роль в ра­бо­те «Еди­ной Рос­сии» до сих пор. Од­ним из ос­нов­ных прин­ци­пов «Еди­ной Рос­сии» с са­мо­го на­ча­ла ста­ло не вре­мен­ное «про­ект­ное» при­вле­че­ние «по­пут­чи­ков», но эф­фек­тив­ный син­тез кад­ро­во­го по­тен­ци­а­ла всех пар­тий-учре­ди­те­лей на дол­го­сроч­ную пер­спек­ти­ву.

По­ка­за­тель­но, что, вы­сту­пая на учре­ди­тель­ном съез­де пар­тии 1 де­каб­ря 2001 года, Вла­ди­мир Пу­тин спе­ци­аль­но об­ра­тил вни­ма­ние на цели кон­со­ли­да­ции элит («бу­ду­щее за теми, кто спо­со­бен пре­одо­леть соб­ствен­ные ам­би­ции и от­ка­зать­ся от уз­ко­кор­по­ра­тив­ных ин­те­ре­сов»), а та­к­же от­вет­ствен­но­го под­хо­да к по­ли­ти­ке и про­ти­во­дей­ствия по­пу­лиз­му («пе­ри­од по­ли­ти­че­ско­го ра­ди­ка­лиз­ма ухо­дит в про­шлое»). В этот пе­ри­од «Еди­ная Рос­сия» до­би­лась устой­чи­во­го пар­ла­мент­ско­го боль­шин­ства (по ито­гам дум­ских вы­бо­ров 2003 года), а та­к­же сыг­ра­ла за­мет­ную роль в ре­а­ли­за­ции кур­са пре­зи­ден­та по про­ти­во­дей­ствию оли­гар­хи­че­ским груп­пам (в том чис­ле ре­ги­о­наль­ным) и агрес­сив­ной по­пу­лист­ской ри­то­ри­ке (вклю­чая об­ра­ще­ние к та­ким ло­зун­гам по­ли­ти­ков ле­во­го тол­ка). Ра­бо­та пар­тии на уровне ре­ги­о­нов спо­соб­ство­ва­ла укреп­ле­нию вер­ти­ка­ли вла­сти и пре­одо­ле­нию цен­тро­беж­ных тен­ден­ций.

В 2007-2012 го­дах «Еди­ная Рос­сия» сыг­ра­ла ре­ша­ю­щую роль в тран­зи­те и со­хра­не­нии пре­ем­ствен­но­сти вла­сти. Так, в 2008-2012 го­дах, ко­гда пост пред­се­да­те­ля пар­тии за­нял Вла­ди­мир Пу­тин, при под­держ­ке «Еди­ной Рос­сии» были при­ня­ты ком­плекс­ные меры, на­прав­лен­ные на пре­одо­ле­ние по­след­ствий ми­ро­во­го эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са (в том чис­ле пред­по­ла­гав­шие под­держ­ку наи­бо­лее уяз­ви­мых от­рас­лей и ре­ги­о­нов). По ито­гам пар­ла­мент­ских вы­бо­ров 2007 года пар­тия впер­вые по­лу­чи­ла кон­сти­ту­ци­он­ное боль­шин­ство в Гос­ду­ме. В 2012 году Вла­ди­мир Пу­тин одер­жал уве­рен­ную по­бе­ду на пре­зи­дент­ских вы­бо­рах, бу­дучи кан­ди­да­том от «Еди­ной Рос­сии» — и при этом на­чав свою кам­па­нию в слож­ных усло­ви­ях на фоне су­ще­ствен­ной (в том чис­ле улич­ной про­тестной) ак­тив­но­сти оп­по­зи­ци­он­ных сил. Его вы­дви­же­ние от пар­тии ста­ло до­пол­ни­тель­ной ос­но­вой для мо­би­ли­за­ции ло­яль­ных и при­вле­че­ния ко­леб­лю­щих­ся из­би­ра­те­лей.

В июне-ав­гу­сте 2007 года для от­бо­ра кан­ди­да­тов пар­тии для уча­стия в вы­бо­рах в Гос­ду­му впер­вые была за­дей­ство­ва­на про­це­ду­ра пред­ва­ри­тель­но­го го­ло­со­ва­ния, в 2009 году «Еди­ная Рос­сия» ста­ла пер­вой из пар­ла­мент­ских сил, на­чав­ших про­во­дить прай­ме­риз в обя­за­тель­ном по­ряд­ке. Еще то­гда «Еди­ная Рос­сия» под­твер­ди­ла роль пар­тии-ло­ко­мо­ти­ва во внед­ре­нии на по­сто­ян­ной ос­но­ве но­вых по­ли­ти­че­ских прак­тик, пред­по­ла­га­ю­щих боль­ший уро­вень во­вле­чен­но­сти ши­ро­ких сло­ев граж­дан в про­цесс от­бо­ра кан­ди­да­тов для вы­дви­же­ния в ор­га­ны вла­сти.

С 2012 года пред­се­да­те­лем «Еди­ной Рос­сии» стал Дмит­рий Мед­ве­дев, и в де­я­тель­но­сти пар­тии до­пол­ни­тель­но уси­лил­ся ак­цент на со­ци­аль­ные во­про­сы и ра­бо­ту с ре­ги­о­на­ми, вза­и­мо­дей­ствие с во­лон­тер­ским дви­же­ни­ем, даль­ней­шее раз­ви­тие про­це­ду­ры прай­ме­риз.

Так, в пред­ва­ри­тель­ном го­ло­со­ва­нии на­ка­нуне пар­ла­мент­ских вы­бо­ров 2021 года — даже в спе­ци­фи­че­ских усло­ви­ях, свя­зан­ных с пан­де­ми­ей, — при­ня­ли уча­стие око­ло 12 млн. че­ло­век (что на 1,5 млн. боль­ше ана­ло­гич­но­го по­ка­за­те­ля 2016 года) при сред­нем кон­кур­се 13 че­ло­век на ме­сто (в 2016 году – толь­ко 7). Ра­нее, в 2020 году, пар­тия сыг­ра­ла су­ще­ствен­ную роль в мо­би­ли­за­ции граж­дан для уча­стия в ини­ци­и­ро­ван­ном Вла­ди­ми­ром Пу­ти­ным об­ще­рос­сий­ском го­ло­со­ва­нии по кон­сти­ту­ци­он­ным по­прав­кам, а та­к­же в раз­ра­бот­ке и про­дви­же­нии за­ко­но­про­ек­тов, обес­пе­чи­ва­ю­щих ре­а­ли­за­цию со­от­вет­ству­ю­щих кон­сти­ту­ци­он­ных норм (за­да­чи по ве­де­нию та­кой ра­бо­ты пе­ред од­но­пар­тий­ца­ми еще в мар­те 2020 года по­ста­вил Дмит­рий Мед­ве­дев). При этом в 2018-2021 го­дах за­мет­но воз­рос­ла ин­тен­сив­ность ра­бо­ты пар­тии в меж­вы­бор­ный пе­ри­од (в том чис­ле в рам­ках ока­за­ния по­мо­щи наи­бо­лее уяз­ви­мым ка­те­го­ри­ям граж­дан во вре­мя пан­де­мии в 2020-2021 го­дах), а та­к­же ее роль в ка­че­стве од­но­го из клю­че­вых ин­тел­лек­ту­аль­ных цен­тров по раз­ра­бот­ке ини­ци­а­тив, мно­гие из ко­то­рых впо­след­ствии были под­дер­жа­ны пре­зи­ден­том и пра­ви­тель­ством (сре­ди от­но­си­тель­но недав­них при­ме­ров – кон­цеп­ция «ин­фра­струк­тур­но­го рыв­ка», пред­ло­жен­ная сек­ре­та­рем Ген­со­ве­та пар­тии Ан­дре­ем Тур­ча­ком, а та­к­же ком­плекс мер по про­ве­де­нию со­ци­аль­ной га­зи­фи­ка­ции).

Ак­ту­аль­ные вы­зо­вы: от­вет «Еди­ной Рос­сии»

АПЭК вы­де­ля­ет несколь­ко клю­че­вых трен­дов, ко­то­рые с вы­со­кой ве­ро­ят­но­стью ока­жут вли­я­ние на по­ли­ти­че­скую по­вест­ку в 2022-2026 го­дах (до оче­ред­ной пар­ла­мент­ской кам­па­нии).

1. Уси­ле­ние кон­ку­рен­ции по­ли­ти­че­ских иг­ро­ков за вли­я­ние в ма­лых и сред­них на­се­лен­ных пунк­тах, при­чем не толь­ко в при­вле­че­нии го­ло­сов раз­лич­ных групп из­би­ра­те­лей, но и в борь­бе за пер­спек­тив­ные кад­ры для вы­дви­же­ния в ор­га­ны вла­сти раз­лич­ных уров­ней. За­яв­лен­ный «Еди­ной Рос­си­ей» с 2017 года «раз­во­рот в ре­ги­о­ны», шаги по по­вы­ше­нию пре­сти­жа ра­бо­ты на уровне пер­вич­ных от­де­ле­ний, со­зда­ние ме­ха­низ­мов по во­вле­че­нию об­ще­ствен­ных де­я­те­лей му­ни­ци­паль­но­го уров­ня в ор­би­ту пар­тии с вы­со­кой ве­ро­ят­но­стью при­ве­дут к укреп­ле­нию ее по­зи­ций в этой сфе­ре.

2. Ак­ту­а­ли­за­ция эко­ло­ги­че­ской по­вест­ки в тес­ной связ­ке с со­ци­аль­ной, в том чис­ле в кон­тек­сте от­вет­ствен­но­сти круп­но­го биз­не­са за си­ту­а­цию в ре­ги­о­нах, где ре­а­ли­зу­ют­ся клю­че­вые про­ек­ты со­от­вет­ству­ю­щих ком­па­ний. При ак­тив­ном уча­стии «Еди­ной Рос­сии» были при­ня­ты но­вые нор­ма­тив­ные акты в этой сфе­ре (на­при­мер, за­кон, обя­зы­ва­ю­щий кор­по­ра­ции в слу­чае чрез­вы­чай­ных про­ис­ше­ствий в эко­ло­ги­че­ской сфе­ре воз­ме­щать в пол­ном объ­е­ме вред, ко­то­рый на­не­сен окру­жа­ю­щей сре­де, граж­да­нам и их иму­ще­ству). Ра­бо­та в тес­ной связ­ке с со­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ны­ми НКО и во­лон­тер­ским дви­же­ни­ем со­зда­ет для пар­тии до­пол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти по ве­де­нию неза­ви­си­мо­го мо­ни­то­рин­га си­ту­а­ции в ре­ги­о­нах по эко­ло­ги­че­ской про­бле­ма­ти­ке.

3. Необ­хо­ди­мость стро­и­тель­ства гиб­ких об­ще­ствен­ных ко­а­ли­ций для ра­бо­ты с го­род­ским элек­то­ра­том – вклю­ча­ю­щих ав­то­ри­тет­ных ак­ти­ви­стов, в том чис­ле об­ла­да­ю­щих ми­ни­маль­ным по­ли­ти­че­ским опы­том. Эф­фек­тив­ным ин­стру­мен­том для «Еди­ной Рос­сии» в этой сфе­ре оста­ет­ся по­сто­ян­но со­вер­шен­ству­ю­ща­я­ся про­це­ду­ра прай­ме­риз, а та­к­же ряд про­ек­тов по по­ис­ку но­вых кад­ров (один из са­мых из­вест­ных – «По­лит­Стар­тап»).

4. Уста­лость из­би­ра­те­ля круп­ных го­ро­дов (в том чис­ле уме­рен­но-кри­ти­че­ски на­стро­ен­но­го к ини­ци­а­ти­вам вла­стей) от ста­рых пар­тий, что мо­жет — как ни па­ра­док­саль­но! — со­здать до­пол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти для ра­бо­ты «Еди­ной Рос­сии» с этой сре­дой. Но­вый об­раз пар­тии, свя­зан­ный с вы­дви­же­ни­ем от «Еди­ной Рос­сии» в ходе кам­па­ний раз­лич­ных уров­ней кан­ди­да­тов, в том чис­ле не свя­зан­ных с бю­ро­кра­ти­че­ской сре­дой (на­при­мер, во­лон­те­ров и пред­ста­ви­те­лей ма­ло­го биз­не­са), поз­во­лит по­сте­пен­но во­вле­кать та­ких ко­леб­лю­щих­ся из­би­ра­те­лей в ор­би­ту вли­я­ния пар­тии.

5. Сме­на по­ли­ти­че­ских по­ко­ле­ний на фе­де­раль­ном, а та­к­же на ре­ги­о­наль­ном и мест­ном уров­нях мо­жет ока­зать за­мет­ное вли­я­ние на ба­ланс по­ли­ти­че­ских сил на уровне субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции уже в 2022-2024 го­дах. От­ве­том на этот вы­зов со сто­ро­ны «Еди­ной Рос­сии» ста­но­вит­ся раз­ви­тие но­вых на­прав­ле­ний в ра­бо­те Выс­шей пар­тий­ной шко­лы, пред­по­ла­га­ю­щих ра­бо­ту с мак­си­маль­но ши­ро­ким кру­гом по­ли­ти­че­ских и об­ще­ствен­ных де­я­те­лей, со­труд­ни­ча­ю­щих с пар­ти­ей (мож­но вспом­нить, на­при­мер, пред­ло­же­ние Ан­дрея Тур­ча­ка со­здать спе­ци­аль­ные кур­сы в рам­ках ВПШ для ме­ди­цин­ских ра­бот­ни­ков, на­ме­рен­ных по­про­бо­вать свои силы в по­ли­ти­ке).

6. Осо­бен­но­сти по­ли­ти­че­ской по­вест­ки пе­ри­о­да пан­де­мии пред­по­ла­га­ют ин­тен­сив­ную ро­та­цию клю­че­вых тем, на ко­то­рые необ­хо­ди­мо ре­а­ги­ро­вать по­ли­ти­че­ским иг­ро­кам (яр­ким при­ме­ром яв­ля­ет­ся неод­но­крат­ная сме­на по­вы­шен­но­го ин­те­ре­са и уста­ло­сти ши­ро­кой ауди­то­рии от тем, свя­зан­ных с огра­ни­чи­тель­ным ме­ра­ми, про­ве­де­ни­ем мас­со­вой вак­ци­на­ции и ины­ми со­пут­ству­ю­щи­ми сю­же­та­ми). Даль­ней­шее внед­ре­ние про­ак­тив­но­го под­хо­да в де­я­тель­но­сти фе­де­раль­ных струк­тур «Еди­ной Рос­сии», опе­ра­тив­ное ре­а­ги­ро­ва­ние на но­вые ин­фор­ма­ци­он­ные по­во­ды, по­сто­ян­ная ра­бо­та в ре­жи­ме, во мно­гом, при­бли­жен­ном к пред­вы­бор­но­му, ста­но­вит­ся еще од­ним пре­иму­ще­ством пар­тии, ко­то­рое до­пол­ни­тель­но уси­ли­ва­ет­ся бла­го­да­ря ши­ро­кой сети пер­вич­ных от­де­ле­ний, поз­во­ляя опе­ра­тив­но от­сле­жи­вать ди­на­ми­ку об­ще­ствен­ных на­стро­е­ний на ме­стах, в том чис­ле, за пре­де­ла­ми круп­ных го­ро­дов.

7. Ряд ин­фор­ма­ци­он­ных по­во­дов 2021 года сви­де­тель­ству­ют об ак­ту­а­ли­за­ции об­ще­ствен­но­го за­про­са на внут­рен­ний кон­троль по­ли­ти­че­ских пар­тий за ре­пу­та­ци­ей сво­их функ­ци­о­не­ров, при­чем не толь­ко в пе­ри­о­ды из­би­ра­тель­ных кам­па­ний или ро­ста по­ли­ти­че­ской ак­тив­но­сти (сре­ди со­бы­тий осе­ни 2021 года мож­но от­ме­тить пре­жде все­го рас­сле­до­ва­ние в от­но­ше­нии де­пу­та­та Гос­ду­мы от КПРФ Ва­ле­рия Раш­ки­на). В этом смыс­ле при­ме­ром ра­бо­ты на опе­ре­же­ние яв­ля­ет­ся со­зда­ние в струк­ту­рах «Еди­ной Рос­сии» Ко­мис­сии по эти­ке, ко­то­рая, как от­ме­тил в рам­ках пред­став­лен­но­го в июне 2021 года от­че­та о де­я­тель­но­сти пар­тии Дмит­рий Мед­ве­дев, «при необ­хо­ди­мо­сти при­ни­ма­ет ре­ше­ния об ис­клю­че­нии из ря­дов пар­тии, если счи­та­ет по­сту­пок амо­раль­ным,….несмот­ря на ранг и ста­тус пар­тий­ца».

«Еди­ная Рос­сия» всту­па­ет в тре­тье де­ся­ти­ле­тие сво­ей ис­то­рии в ка­че­стве од­но­го из клю­че­вых ин­сти­ту­тов по­ли­ти­че­ской си­сте­мы, спо­соб­но­го опе­ра­тив­но ре­а­ги­ро­вать на но­вые вы­зо­вы и дей­ство­вать в ло­ги­ке стра­те­гии пре­зи­ден­та. И не толь­ко в пе­ри­од из­би­ра­тель­ных кам­па­ний, но и в рам­ках по­сто­ян­но ра­бо­та­ю­щих ка­на­лов об­рат­ной свя­зи меж­ду ру­ко­вод­ством стра­ны и граж­да­на­ми из ре­ги­о­нов. Пар­тия про­во­дит неза­ви­си­мый мо­ни­то­ринг ре­а­ли­за­ции важ­ней­ших фе­де­раль­ных ини­ци­а­тив, вы­сту­па­ет в роли ос­нов­ной плат­фор­мы для фор­ми­ро­ва­ния гиб­кой об­ще­ствен­ной и внут­ри­э­лит­ной ко­а­ли­ции по под­держ­ке кур­са Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на.

«Еди­ная Рос­сия» по­сле пар­ла­мент­ской кам­па­нии-2021

В те­че­ние несколь­ких недель по­сле за­вер­ше­ния пар­ла­мент­ской кам­па­нии-2021 «Еди­ная Рос­сия» про­де­мон­стри­ро­ва­ла ста­биль­ный уро­вень под­держ­ки, несмот­ря на це­лый ряд не за­ви­ся­щих от нее фак­то­ров, ко­то­рые тра­ди­ци­он­но со­зда­ют слож­ный фон для вос­при­я­тия пар­тии боль­шин­ства об­ще­ствен­но­стью (от ослож­не­ния эпи­де­мио­ло­ги­че­ской об­ста­нов­ки до се­зон­но­го ро­ста цен на про­дук­ты). Бо­лее того, по дан­ным ВЦИ­ОМ, рей­тинг пар­тии по­сле в те­че­ние при­мер­но трех недель про­де­мон­стри­ро­вал рост под­держ­ки (с 29,5% 20-26 сен­тяб­ря до 30,1% на 11-17 ок­тяб­ря 2021 года), до­стиг­нув даже боль­ших по­ка­за­те­лей (30,2%) 1-7 но­яб­ря 2021 года (схо­жие по­ка­за­те­ли под­держ­ки пар­тии на уровне 31% на 31 ок­тяб­ря и 7 но­яб­ря 2021 года были за­фик­си­ро­ва­ны и ФОМ).

В пер­вые дни по­сле вы­бо­ров та­кую ди­на­ми­ку рей­тин­гов «Еди­ной Рос­сии» мож­но было бы объ­яс­нить эф­фек­том «став­ки на по­бе­ди­те­ля». Од­на­ко рей­тин­ги КПРФ в пе­ри­од с 20 сен­тяб­ря по 7 но­яб­ря 2021 года, по дан­ным ВЦИ­ОМ, де­мон­стри­ро­ва­ли за­мет­ное па­де­ние – с 23,3% до 17,7% со­от­вет­ствен­но, а ведь укреп­ле­ние по­зи­ций этой пар­тии по ито­гам вы­бо­ров было за­мет­ным.

Дан­ные ФОМ в пе­ри­од с кон­ца сен­тяб­ря по на­ча­ло но­яб­ря де­мон­стри­ру­ют рост уров­ня про­тестных на­стро­е­ний (если на 26 сен­тяб­ря дей­ствия вла­стей за по­след­ний ме­сяц вы­зы­ва­ли недо­воль­ство или воз­му­ще­ние у 32% опро­шен­ных, то на 7 но­яб­ря – уже у 38%, при­чем су­ще­ствен­ный при­рост та­ких на­стро­е­ний про­изо­шел как раз с 24 ок­тяб­ря по 7 но­яб­ря – с 34 до 38% со­от­вет­ствен­но). «Еди­ная Рос­сия» про­де­мон­стри­ро­ва­ла спо­соб­ность к кон­со­ли­да­ции сво­е­го ба­зо­во­го элек­то­ра­та в весь­ма непро­стой по­ст­вы­бор­ной си­ту­а­ции. За­мет­ную роль, опре­де­лив­шую по­зи­тив­ные для пар­тии тен­ден­ции в по­ст­вы­бор­ный пе­ри­од, свя­за­ны имен­но с ее про­ак­тив­ной стра­те­ги­ей, пред­по­ла­га­ю­щей не сни­же­ние ин­тен­сив­но­сти ра­бо­ты, а со­хра­не­ние вы­со­ко­го уров­ня ор­га­ни­за­ци­он­ной мо­би­ли­за­ции с по­сто­ян­ным ре­а­ги­ро­ва­ни­ем на ост­рые темы по­ли­ти­че­ской по­вест­ки.

Мож­но вы­де­лить несколь­ко клю­че­вых вы­зо­вов, с ко­то­ры­ми пар­тия мо­жет столк­нуть­ся в те­че­ние 2022 года, при этом об­ла­дая су­ще­ствен­ным по­тен­ци­а­лом для ре­а­ги­ро­ва­ния на них:

1. Со­че­та­ние на­коп­ле­ния уста­ло­сти на­се­ле­ния от «по­вест­ки пан­де­мии» (вклю­чая темы вве­де­ния QR-ко­дов и иных огра­ни­чи­тель­ных мер) с вы­со­кой ве­ро­ят­но­стью пе­ри­о­ди­че­ско­го всплес­ка ин­те­ре­са об­ще­ствен­но­сти к та­ким те­мам. На этом фоне бу­дет воз­рас­тать об­ще­ствен­ный за­прос на аль­тер­на­тив­ную по­вест­ку, ко­то­рая при этом мо­жет со­хра­нять ак­ту­аль­ность и в пе­ри­од, ко­гда «темы пан­де­мии» бу­дут на­хо­дить­ся в цен­тре вни­ма­ния. Ряд со­цио­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний, про­во­див­ших­ся во вто­рой по­ло­вине 2021 года, сви­де­тель­ству­ет, что опро­шен­ные уде­ля­ют со­по­ста­ви­мое вни­ма­ние те­мам, свя­зан­ным как с «по­вест­кой пан­де­мии», так и с во­про­са­ми внеш­ней по­ли­ти­ки и без­опас­но­сти. Так, по дан­ным опро­са ФОМ от 19-21 но­яб­ря, сре­ди со­бы­тий, за­ин­те­ре­со­вав­ших их в ходе про­шед­шей неде­ли, ре­спон­ден­ты вы­де­ли­ли, с од­ной сто­ро­ны, вве­де­ние QR-ко­дов и обя­за­тель­ную вак­ци­на­цию (эти сю­же­ты при­влек­ли вни­ма­ние 11% опро­шен­ных), а та­к­же пан­де­мию ко­ро­на­ви­ру­са и из­ме­не­ние уров­ня за­бо­ле­ва­е­мо­сти (9%), но с дру­гой – си­ту­а­цию с ми­гран­та­ми на бе­ло­рус­ско-поль­ской гра­ни­це (13%), со­бы­тия на Укра­ине и ак­тив­ность США и НАТО в Чер­ном море (по 3%). Рас­пре­де­ле­ние со­здан­ных по­сле вы­бо­ров про­филь­ных ко­мис­сий Ген­со­ве­та меж­ду кан­ди­да­та­ми из об­ше­фе­де­раль­ной ча­сти спис­ка «Еди­ной Рос­сии» та­к­же пред­по­ла­га­ет по­доб­ный ба­ланс – от внеш­не­по­ли­ти­че­ской те­ма­ти­ки Ко­мис­сии по меж­ду­на­род­но­му со­труд­ни­че­ству и под­держ­ке со­оте­че­ствен­ни­ков за ру­бе­жом, воз­глав­ля­е­мой Сер­ге­ем Лав­ро­вым, до со­че­та­ния во­про­сов эко­но­ми­ки и на­ци­о­наль­ной без­опас­но­сти в рам­ках темы раз­ви­тия Во­сточ­ной Си­би­ри, ку­ри­ру­е­мой Сер­ге­ем Шой­гу, — к со­ци­аль­ным про­бле­мам, от­но­ся­щим­ся к сфе­ре вни­ма­ния Ко­мис­сий во гла­ве с Еле­ной Шме­ле­вой (об­ра­зо­ва­ние), Анны Куз­не­цо­вой (за­щи­та ма­те­рин­ства, дет­ства и под­держ­ка се­мьи) и Де­ни­са Про­цен­ко (здра­во­охра­не­ние). При этом в рам­ках ра­бо­ты трех ко­мис­сий по со­ци­аль­ной про­бле­ма­ти­ке воз­мож­но об­ра­ще­ние как к сю­же­там, пря­мо или кос­вен­но свя­зан­ным с пан­де­ми­ей, так и к го­раз­до бо­лее ши­ро­ко­му кру­гу про­блем.

2. Ожи­да­е­мые кон­ку­рент­ные кам­па­нии на му­ни­ци­паль­ном уровне в Еди­ный день го­ло­со­ва­ния — 2022 (ве­ро­ят­но, в Москве, а та­к­же в об­ла­да­ю­щих про­тестным по­тен­ци­а­лом ад­ми­ни­стра­тив­ных цен­трах ре­ги­о­нов, в том чис­ле во Вла­ди­во­сто­ке, Бар­нау­ле, Ом­ске, Ки­ро­ве, Тве­ри, Яро­слав­ле). В сле­ду­ю­щем году сто­ит ожи­дать и кон­ку­рент­ных внут­ри­пар­тий­ных прай­ме­риз в этих го­ро­дах. Кро­ме того, пре­иму­ще­ством «Еди­ной Рос­сии» мо­жет стать вы­со­кий уро­вень во­вле­чен­но­сти фе­де­раль­ных струк­тур пар­тии в ра­бо­ту с ло­каль­ной по­вест­кой. В част­но­сти, ве­ро­ят­но ак­тив­ное во­вле­че­ние жи­те­лей этих тер­ри­то­рий в об­суж­де­ние про­ек­тов в сфе­ре го­род­ско­го бла­го­устрой­ства, а мест­ных об­ще­ствен­ни­ков – в ме­ро­при­я­тия по кон­тро­лю за ка­че­ством уже сде­лан­ных ра­бот в дан­ной сфе­ре (так, по дан­ным парт­про­ек­та «Го­род­ская сре­да», при под­держ­ке пар­тии в 2021 году было про­ве­де­но две вол­ны об­ще­ствен­ных рей­дов по про­вер­ке со­сто­я­ния объ­ек­тов бла­го­устрой­ства, в ко­то­рых при­ня­ли уча­стие бо­лее 15 000 чле­нов пар­тии и об­ще­ствен­ных ак­ти­ви­стов). Ве­ро­ят­но, до­пол­ни­тель­ные пре­иму­ще­ства «Еди­ной Рос­сии» в рам­ках пред­сто­я­щих му­ни­ци­паль­ных кам­па­ний та­к­же мо­гут при­не­сти ини­ци­а­ти­вы в сфе­ре ре­кон­струк­ции со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры в ре­ги­о­нах, ре­а­ли­зу­е­мые фе­де­раль­ным ру­ко­вод­ством пар­тии.

3. Ве­ро­ят­ность воз­рас­та­ния ин­те­ре­са к по­ли­ти­ке групп из­би­ра­те­лей, ра­нее во­вле­чен­ных в нее в бо­лее огра­ни­чен­ном мас­шта­бе. В за­ви­си­мо­сти от из­ме­не­ний в по­ли­ти­че­ской по­вест­ке та­кой ин­те­рес мо­жет быть свя­зан с ак­тив­но­стью ро­ди­тель­ско­го со­об­ще­ства (на­при­мер, в свя­зи с пер­спек­ти­ва­ми вве­де­ния ди­стан­ци­он­но­го обу­че­ния или про­ве­де­ния вак­ци­на­ции сре­ди школь­ни­ков), мо­ло­де­жи, пред­ста­ви­те­лей стар­ших воз­раст­ных групп. В этой си­ту­а­ции до­пол­ни­тель­ным пре­иму­ще­ством «Еди­ной Рос­сии» мо­гут стать на­ра­бот­ки, по­лу­чен­ные во вре­мя пар­ла­мент­ской кам­па­нии и в по­ст­вы­бор­ный пе­ри­од – на­при­мер, уси­ле­ние ре­ги­о­наль­ной со­став­ля­ю­щей в ра­бо­те про­филь­ных ко­мис­сий Ген­со­ве­та и их вза­и­мо­дей­ствия с мест­ны­ми со­об­ще­ства­ми.

В те­че­ние 2022 года ве­ро­ят­но со­хра­не­ние и уси­ле­ние трен­да на при­ме­не­ние «Еди­ной Рос­си­ей» ме­то­дов, ко­то­рые при­ня­то от­но­сить к ар­се­на­лу оп­по­зи­ции. Мож­но ожи­дать ак­ти­ви­за­ции ра­бо­ты пар­тии с ини­ци­а­тив­ны­ми груп­па­ми на ме­стах, при­вле­че­ния об­ще­ствен­ных ак­ти­ви­стов к ме­ро­при­я­ти­ям по кон­тро­лю за ре­а­ли­за­ци­ей зна­чи­мых фе­де­раль­ных про­ек­тов, со­хра­не­ния спе­ци­аль­но­го ак­цен­та на со­ци­аль­ную и эко­ло­ги­че­скую про­бле­ма­ти­ку. Это мо­жет спо­соб­ство­вать уча­стию за­мет­ной доли кан­ди­да­тов, не свя­зан­ных с бю­ро­кра­ти­че­ской сре­дой, в бли­жай­ших прай­ме­риз «Еди­ной Рос­сии», а та­к­же бо­лее ак­тив­ной ра­бо­те пар­тии при под­го­тов­ке к Еди­но­му дню го­ло­со­ва­ния-2022 с элек­то­раль­ны­ми груп­па­ми, в сре­де ко­то­рых тра­ди­ци­он­но скеп­ти­че­ское или на­сто­ро­жен­ное от­но­ше­ние к ини­ци­а­ти­вам вла­стей.

Кад­ро­вая по­ли­ти­ка: пе­ре­груп­пи­ров­ка

Од­ним из наи­бо­лее зна­чи­мых кад­ро­вых ре­ше­ний в ру­ко­вод­стве пар­тии в пе­ри­од по­сле про­ве­де­ния пар­ла­мент­ской ста­ло на­зна­че­ние на пост врио ру­ко­во­ди­те­ля ЦИК «Еди­ной Рос­сии» Алек­сандра Си­дя­ки­на (ре­ше­ние при­нял пре­зи­ди­ум Ген­со­ве­та пар­тии по пред­став­ле­нию Дмит­рия Мед­ве­де­ва).

1. На­зна­че­ние Си­дя­ки­на яв­ля­ет­ся еще од­ним под­твер­жде­ни­ем вы­бо­ра пар­ти­ей на­сту­па­тель­ной так­ти­ки в ходе ре­ги­о­наль­ных и му­ни­ци­паль­ных из­би­ра­тель­ных кам­па­ний 2022-2026 го­дов. Си­дя­кин поль­зу­ет­ся ав­то­ри­те­том в про­фес­си­о­наль­ном со­об­ще­стве по­лит­тех­но­ло­гов. По­лез­ным опы­том для но­во­го врио гла­вы ЦИК пар­тии была и ра­бо­та в ка­че­стве ру­ко­во­ди­те­ля ад­ми­ни­стра­ции гла­вы Баш­ки­рии – ре­ги­о­на со слож­ной внут­ри­э­лит­ной кон­фи­гу­ра­ци­ей и эт­ни­че­ским со­ста­вом.

2. Та­кое кад­ро­вое ре­ше­ние еще раз под­чер­ки­ва­ет осо­бое вни­ма­ние «Еди­ной Рос­сии» к со­ци­аль­ной по­вест­ке. Ха­рак­те­ри­зуя де­я­тель­ность Алек­сандра Си­дя­ки­на на преды­ду­щих эта­пах его био­гра­фии, сек­ре­тарь Ген­со­ве­та пар­тии Ан­дрей Тур­чак на­пом­нил, что «в ка­че­стве пер­во­го зам­пред­се­да­те­ля Ко­ми­те­та по жи­лищ­ной по­ли­ти­ке и ЖКХ он успеш­но воз­глав­лял нашу пар­тий­ную ра­бо­чую груп­пу по за­щи­те прав доль­щи­ков и вклад­чи­ков. По­мог де­сят­кам ты­сяч об­ма­ну­тых доль­щи­ков по­лу­чить свое жи­лье». Мож­но от­ме­тить и опыт ра­бо­ты Си­дя­ки­на в ка­че­стве сек­ре­та­ря Фе­де­ра­ции неза­ви­си­мых проф­со­ю­зов Рос­сии, ру­ко­во­ди­те­ля Де­пар­та­мен­та кол­лек­тив­ных дей­ствий и раз­ви­тия проф­со­юз­но­го дви­же­ния это­го объ­еди­не­ния. Это на­зна­че­ние еще раз сви­де­тель­ству­ет о том, что в пер­спек­ти­ве бли­жай­ших лет сто­ит ожи­дать ак­ти­ви­за­ции ра­бо­ты пар­тии с про­тестны­ми груп­па­ми в ре­ги­о­нах, со­ци­аль­ной про­бле­ма­ти­кой и, как след­ствие, уси­ле­ния ее пре­иму­ществ в борь­бе за под­держ­ку из­би­ра­те­лей со­ци­ал-кон­сер­ва­тив­ных взгля­дов.

3. Вы­дви­же­ние Си­дя­ки­на вполне со­от­вет­ству­ет ра­нее вы­бран­но­му кур­су на уси­ле­ние вза­и­мо­дей­ствия меж­ду пар­ти­ей и ее фрак­ци­ей в Гос­ду­ме. Как под­черк­нул в свя­зи с дан­ным ре­ше­ни­ем Ан­дрей Тур­чак, ра­бо­тая в пар­ла­мен­те, Алек­сандр Си­дя­кин «был од­ним из са­мых эф­фек­тив­ных де­пу­та­тов на­шей фрак­ции в Го­су­дар­ствен­ной Думе – по­ряд­ка 50 его за­ко­но­твор­че­ских ини­ци­а­тив ста­ли дей­ству­ю­щи­ми за­ко­на­ми». Та­ким об­ра­зом до­пол­ни­тель­но уси­ли­ва­ет­ся роль пар­тии не толь­ко в про­дви­же­нии зна­чи­мых пре­зи­дент­ских и пра­ви­тель­ствен­ных ини­ци­а­тив, но и в раз­ра­бот­ке пред­ло­же­ний, ко­то­рые мо­гут быть за­дей­ство­ва­ны Вла­ди­ми­ром Пу­ти­ным в рам­ках вы­ра­бот­ки по­ли­ти­ки по стра­те­ги­че­ски важ­ным на­прав­ле­ни­ям. В ка­че­стве дру­го­го при­ме­ра ре­ше­ния, при­ня­то­го в рам­ках дан­но­го кур­са, — со­зда­ние Ко­ор­ди­на­ци­он­но­го со­ве­та при дум­ской фрак­ции «Еди­ной Рос­сии», что долж­но ак­ти­ви­зи­ро­вать вза­и­мо­дей­ствие пар­ла­мен­та­ри­ев от пар­тии не толь­ко с ее ру­ко­во­дя­щи­ми ор­га­на­ми, но та­к­же с пред­ста­ви­те­ля­ми зак­со­бра­ний ре­ги­о­нов, НКО и во­лон­тер­ских дви­же­ний.

АПЭК вы­де­ля­ет тен­ден­ции, ко­то­рые бу­дут вли­ять на кад­ро­вую по­ли­ти­ку пар­тии в 2022-2026 го­дах:

  • Даль­ней­шее во­вле­че­ние пред­ста­ви­те­лей гу­бер­на­тор­ско­го кор­пу­са, а та­к­же управ­лен­цев му­ни­ци­паль­но­го уров­ня в де­я­тель­ность «Еди­ной Рос­сии» (из ин­фор­ма­ци­он­ных по­во­дов но­яб­ря 2021 года мож­но от­ме­тить вступ­ле­ние в пар­тию гу­бер­на­то­ра Ир­кут­ской об­ла­сти Иго­ря Коб­зе­ва). Этот тренд мо­жет пред­по­ла­гать пре­жде все­го но­вый ка­че­ствен­ный уро­вень вза­и­мо­дей­ствия пар­тии и та­ких управ­лен­цев. Ко­неч­но, эта тен­ден­ция мо­жет нести и опре­де­лен­ные рис­ки для пар­тии (с уче­том «про­блем­но­го ба­га­жа», ко­то­рый неиз­беж­но бу­дет на­кап­ли­вать­ся у глав ре­ги­о­нов и му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний), в то же вре­мя пред­по­ла­гая и воз­рас­та­ю­щую роль фе­де­раль­ных струк­тур пар­тии в во­про­сах кон­тро­ля за ре­а­ли­за­ци­ей фе­де­раль­ных про­ек­тов на ме­стах – что мо­жет в ито­ге стать су­ще­ствен­ным пре­иму­ще­ствен­ном пар­тии, на­при­мер, в ра­бо­те с про­тестной по­вест­кой.
  • По­сто­ян­ное вза­и­мо­дей­ствие фе­де­раль­но­го ру­ко­вод­ства «Еди­ной Рос­сии» со спо­соб­ны­ми по­ли­ти­ка­ми и парт­ор­га­ни­за­то­ра­ми из ре­ги­о­нов, что бу­дет по­вы­шать их шан­сы как на ре­а­ли­за­цию их ам­би­ций на фе­де­раль­ном уровне (вплоть до из­бра­ния в Гос­ду­му сле­ду­ю­ще­го со­зы­ва в 2026 году), так и на до­пол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти управ­лен­че­ской ка­рье­ры, в том чис­ле, в дру­гих субъ­ек­тах Фе­де­ра­ции. Та­ким об­ра­зом, бу­дет воз­рас­тать зна­че­ние пар­тии боль­шин­ства в ка­че­стве од­но­го из зна­чи­мых ин­сти­ту­тов по от­бо­ру кад­ров, по­лу­ча­ю­щих пер­спек­ти­ву даль­ней­шей ра­бо­ты на зна­чи­мых по­зи­ци­ях в сфе­ре го­су­дар­ствен­но­го и му­ни­ци­паль­но­го управ­ле­ния. Это мо­жет ока­зать се­рьез­ное вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние но­во­го по­ко­ле­ния управ­лен­цев, из чис­ла ко­то­рых бу­дут ре­кру­ти­ро­вать­ся клю­че­вые чи­нов­ни­ки пра­ви­тель­ства и пред­ста­ви­те­ли гу­бер­на­тор­ско­го кор­пу­са уже в бо­лее от­да­лен­ной пер­спек­ти­ве – на­при­мер, в 2026-2030 го­дах.

Фе­де­раль­ный бюд­жет и «На­род­ная про­грам­ма»: со­ци­аль­ные ак­цен­ты, стра­те­ги­че­ское зна­че­ние

По­зи­ция «Еди­ной Рос­сии» в ходе рас­смот­ре­ния про­ек­та фе­де­раль­но­го бюд­же­та на 2022 и на пла­но­вый пе­ри­од 2023-2024 го­дов поз­во­ли­ла пар­тии и на по­ст­вы­бор­ном эта­пе сно­ва под­черк­нуть го­тов­ность сле­до­вать при­о­ри­те­там, обо­зна­чен­ным ею в ходе пар­ла­мент­ской кам­па­нии (в том чис­ле, в «На­род­ной про­грам­ме»). Хотя де­та­ли глав­но­го фи­нан­со­во­го до­ку­мен­та, как пра­ви­ло, мень­ше ин­те­ре­су­ют ши­ро­кую ауди­то­рию, на них об­ра­ща­ют вни­ма­ние ло­каль­ные ли­де­ры об­ще­ствен­но­го мне­ния. По­это­му имен­но ак­тив­ная ра­бо­та пред­ста­ви­те­лей пар­тии при об­суж­де­нии это­го до­ку­мен­та мог­ла сыг­рать за­мет­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии по­зи­тив­ной со­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ной по­вест­ки на фоне слож­ной си­ту­а­ции в эпи­де­мио­ло­ги­че­ской сфе­ре и необ­хо­ди­мо­сти для ис­пол­ни­тель­ной вла­сти вво­дить огра­ни­чи­тель­ные меры, тра­ди­ци­он­но яв­ля­ю­щи­е­ся по­во­дом для кри­ти­ки со сто­ро­ны це­ло­го ряда оп­по­зи­ци­он­ных по­ли­ти­ков.

1. Пар­тия про­де­мон­стри­ро­ва­ла го­тов­ность на прак­ти­ке ре­а­ли­зо­вы­вать со­ци­аль­ные ини­ци­а­ти­вы, за­ло­жен­ные в «На­род­ной про­грам­ме». В част­но­сти, по на­сто­я­нию пред­ста­ви­те­лей «Еди­ной Рос­сии» фе­де­раль­ное фи­нан­си­ро­ва­ние по со­ци­аль­но зна­чи­мым на­прав­ле­ни­ям в про­ек­те фе­де­раль­но­го бюд­же­та воз­рос­ло на 107 млрд руб­лей. До­ку­мен­том преду­смот­рен рост рас­хо­дов на об­ра­зо­ва­ние: в 2022 году они со­ста­вят око­ло 1,2 трлн, к 2024 году — уже 1,34 трлн руб­лей. В про­ект бюд­же­та за­ло­же­но фи­нан­си­ро­ва­ние ра­бот по ка­пи­таль­но­му ре­мон­ту 1500 уже су­ще­ству­ю­щих школь­ных зда­ний еже­год­но, а та­к­же стро­и­тель­ству око­ло 1300 но­вых учеб­ных за­ве­де­ний; та­к­же под­твер­жде­ны пла­ны по мас­штаб­но­му об­нов­ле­нию пар­ка школь­ных ав­то­бу­сов; в 2022 году пла­ни­ру­ет­ся вы­де­лить око­ло 50 млрд. руб­лей на фи­нан­си­ро­ва­ние со­зда­ния до­пол­ни­тель­ных мест в шко­лах. Эти шаги при­об­ре­та­ют осо­бое зна­че­ние как с уче­том по­ли­ти­за­ции ро­ди­тель­ско­го со­об­ще­ства в пе­ри­од пан­де­мии, так и в рам­ках кур­са по со­зда­нию но­вых ра­бо­чих мест в ре­ги­о­нах на эта­пе вос­ста­но­ви­тель­но­го ро­ста эко­но­ми­ки (на­при­мер, об­нов­ле­ние пар­ка школь­ных ав­то­бу­сов под­ра­зу­ме­ва­ет со­хра­не­ние и со­зда­ние но­вых ра­бо­чих мест в ряде ин­ду­стри­аль­ных ре­ги­о­нов). АПЭК спе­ци­аль­но от­ме­ча­ет роль «Еди­ной Рос­сии» в кон­тро­ле за осу­ществ­ле­ни­ем по­доб­ных про­ек­тов на ме­стах – на­при­мер, по со­гла­ше­нию с Мин­про­све­ще­ния, за­клю­чен­но­му по ито­гам пе­ре­го­во­ров, про­ве­ден­ных Ан­дре­ем Тур­ча­ком, ре­ги­о­наль­ны­ми от­де­ле­ни­я­ми пар­тии и пред­ста­ви­те­ля­ми ве­дом­ства бу­дут об­ра­зо­ва­ны ра­бо­чие груп­пы по мо­ни­то­рин­гу всех эта­пов со­от­вет­ству­ю­щих ра­бот.

2. Бюд­жет пред­по­ла­га­ет су­ще­ствен­ный уро­вень под­держ­ки си­сте­мы здра­во­охра­не­ния. Так, в нор­ми­ро­ван­ном стра­хо­вом за­па­се бу­дет за­ре­зер­ви­ро­ва­но по 30 млрд. руб­лей еже­год­но на до­пол­ни­тель­ное фи­нан­си­ро­ва­ние ме­ро­при­я­тий, свя­зан­ных с про­бле­мой COVID-19. При этом в «Еди­ной Рос­сии» неод­но­крат­но под­чер­ки­ва­ли вни­ма­ние к ме­рам по под­держ­ке учре­жде­ний здра­во­охра­не­ния имен­но с уче­том си­ту­а­ции в кон­крет­ных ре­ги­о­нах, в том чис­ле наи­бо­лее уяз­ви­мых в слу­чае ослож­не­ния эпи­де­мио­ло­ги­че­ской об­ста­нов­ки. На­при­мер, в бюд­же­те еще на­ка­нуне пер­во­го чте­ния по про­ек­ту до­ку­мен­та было за­ло­же­но до­пол­ни­тель­ное уве­ли­че­ние фи­нан­си­ро­ва­ния си­сте­мы здра­во­охра­не­ния, в том чис­ле, для пяти се­вер­ных и от­да­лен­ных ре­ги­о­нов на 6,3 млрд в 2022 году (на 8,1%) и до 7 млрд в 2024 году, что поз­во­лит по­вы­сить до­ступ­ность ме­ди­цин­ской по­мо­щи в этих субъ­ек­тах Фе­де­ра­ции. По­сту­па­тель­ная ра­бо­та в этом на­прав­ле­нии мо­жет спо­соб­ство­вать укреп­ле­нию по­зи­ций пар­тии — в том чис­ле в про­тестных ре­ги­о­нах Си­би­ри, Даль­не­го Во­сто­ка и Се­ве­ро-За­па­да Ев­ро­пей­ской ча­сти Рос­сии.

3. Осо­бое вни­ма­ние к ре­ги­о­наль­ной по­вест­ке про­яви­лось та­к­же в рам­ках фи­нан­си­ро­ва­ния про­грамм, пред­по­ла­га­ю­щих раз­ви­тие со­ци­аль­ной и транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры. Так, на ре­а­ли­за­цию про­грам­мы «Зем­ский док­тор» в 2022 году пред­по­ла­га­ет­ся на­пра­вить око­ло 6 млрд руб­лей, а на про­грам­му «Зем­ский учи­тель» — око­ло 1,1 млрд; на ре­монт ре­ги­о­наль­ных до­рог с 2022 года пла­ни­ру­ет­ся вы­де­лить око­ло 30 млрд руб­лей. Имен­но со­сто­я­ние по­доб­ных объ­ек­тов за­мет­но вли­я­ет на фор­ми­ро­ва­ние от­но­ше­ния на­се­ле­ния к вла­стям, а вни­ма­ние к за­да­чам в этой сфе­ре поз­во­ля­ет пар­тии при­влечь сим­па­тии по край­ней мере ча­сти пред­ста­ви­те­лей ме­ди­цин­ско­го и пе­да­го­ги­че­ско­го со­об­ществ, неред­ко яв­ля­ю­щих­ся ло­каль­ны­ми ли­де­ра­ми об­ще­ствен­но­го мне­ния, осо­бен­но в ма­лых на­се­лен­ных пунк­тах.

4. «Еди­ная Рос­сия» под­твер­ди­ла, что ее вни­ма­ние к со­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ным НКО яв­ля­ет­ся стра­те­ги­че­ским вы­бо­ром, а не ча­стью пред­вы­бор­ной по­вест­ки. В част­но­сти, пред­ло­жен­ные пар­ти­ей по­прав­ки ко вто­ро­му чте­нию фе­де­раль­но­го бюд­же­та преду­смат­ри­ва­ли суб­си­ди­ро­ва­ние 42 неком­мер­че­ских ор­га­ни­за­ций, при этом рост фи­нан­си­ро­ва­ния по это­му на­прав­ле­нию со­ста­вил око­ло 1 млрд. руб­лей. Этот шаг име­ет зна­че­ние и в рам­ках даль­ней­ше­го во­вле­че­ния в ор­би­ту пар­тии пред­ста­ви­те­лей во­лон­тер­ских и об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций – на этом фоне ве­ро­ят­но даль­ней­шее воз­рас­та­ние ин­те­ре­са их пред­ста­ви­те­лей к уча­стию в прай­ме­риз в 2022-2024 го­дах.

При­о­ри­те­ты «Еди­ной Рос­сии» при об­суж­де­нии про­ек­та фе­де­раль­но­го бюд­же­та еще раз под­чер­ки­ва­ют прак­ти­че­ское по­ст­вы­бор­ное зна­че­ние «На­род­ной про­грам­мы». Это под­твер­жда­ет на­ме­ре­ние пар­тии на прак­ти­ке сле­до­вать прин­ци­пу от­вет­ствен­но­сти и под­от­чет­но­сти, на ко­то­ром был сде­лан осо­бый ак­цент еще на стар­те про­шед­шей пар­ла­мент­ской кам­па­нии. По­ка­за­те­лен прин­ци­пи­аль­но но­вый для рос­сий­ской по­ли­ти­че­ской прак­ти­ки от­чет о ра­бо­те пар­тии за преды­ду­щие пять лет и вы­пол­не­нии про­грам­мы, с ко­то­рой она шла на пар­ла­мент­ские вы­бо­ры в 2016 году – с ним Дмит­рий Мед­ве­дев вы­сту­пил на сов­мест­ном за­се­да­нии Ге­не­раль­но­го и Выс­ше­го Со­ве­та «Еди­ной Рос­сии» в июне 2021 года. Фак­ти­че­ски «Еди­ная Рос­сия» за­да­ет прин­ци­пи­аль­но но­вые стан­дар­ты от­вет­ствен­но­сти пар­тии пе­ред из­би­ра­те­ля­ми. Это вполне со­от­вет­ству­ет об­ще­ствен­но­му за­про­су, ко­то­рый ак­ту­а­ли­зи­ро­вал­ся во мно­гих стра­нах в пе­ри­од пан­де­мии и свя­зан­но­го с ней ми­ро­во­го эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са, а та­к­же стра­те­ги­че­ским при­о­ри­те­там, на ко­то­рых неод­но­крат­но в преды­ду­щие годы ак­цен­ти­ро­вал вни­ма­ние Вла­ди­мир Пу­тин. На­при­мер, об­ра­ща­ясь к граж­да­нам Рос­сии на­ка­нуне го­ло­со­ва­ния по кон­сти­ту­ци­он­ным по­прав­кам в 2020 году, пре­зи­дент под­чер­ки­вал: «Мы го­ло­су­ем за стра­ну… с эф­фек­тив­ной вла­стью, под­от­чёт­ной об­ще­ству».

Кро­ме того, это есте­ствен­ное про­дол­же­ние трен­дов, за­дан­ных пар­ти­ей боль­шин­ства как в пе­ри­од ра­бо­ты Гос­ду­мы преды­ду­ще­го со­зы­ва (на фе­де­раль­ном уровне не пер­вый год вела ра­бо­ту Ко­мис­сия по кон­тро­лю за ис­пол­не­ни­ем пред­вы­бор­ной про­грам­мы пар­тии; по­доб­ные ме­ро­при­я­тия уже в 2017 году про­во­ди­лись и на уровне ее ре­ги­о­наль­ных от­де­ле­ний), так и в пред­две­рии недав­ней из­би­ра­тель­ной кам­па­нии (вспом­ним от­чет о ра­бо­те пар­тии за про­шед­шие пять лет и вы­пол­не­нии преды­ду­щей ре­дак­ции про­грам­мы, с ко­то­рым в июне 2021 года вы­сту­пил Дмит­рий Мед­ве­дев).

С уче­том дан­ных трен­дов в пе­ри­од 2021-2026 года в сфе­ре про­грамм­ной ра­бо­ты пар­тии мож­но ожи­дать:

  • Даль­ней­ше­го уси­ле­ния вза­и­мо­дей­ствия меж­ду «Еди­ной Рос­си­ей» и экс­перт­ным со­об­ще­ством, в том чис­ле ре­ги­о­наль­ным. Мож­но от­ме­тить, на­при­мер при­ня­тое в но­яб­ре 2021 года ре­ше­ние пре­зи­ди­у­ма Ген­со­ве­та о со­зда­нии Экс­перт­но­го со­ве­та по за­ко­но­твор­че­ской де­я­тель­но­сти пар­тии. Опыт по­ка­зы­ва­ет, что на фоне кри­зи­сов, как пра­ви­ло, воз­рас­та­ет вни­ма­ние ши­ро­кой ауди­то­рии к де­я­тель­но­сти экс­перт­но­го со­об­ще­ства, за­прос на ква­ли­фи­ци­ро­ван­ную пуб­лич­ную экс­пер­ти­зу. При этом на­ли­чие узна­ва­е­мых спе­ци­а­ли­стов в сфе­рах, вли­я­ю­щих на фор­ми­ро­ва­ние те­ку­щей по­ли­ти­че­ской и ме­диа-по­вест­ки, мо­жет стать до­пол­ни­тель­ным кон­ку­рент­ным пре­иму­ще­ством пар­тии. Воз­мож­но, пред­ста­ви­те­ли ее экс­перт­но­го пула (в том чис­ле спе­ци­а­ли­сты из ре­ги­о­нов), про­явив­шие себя в рам­ках та­кой ра­бо­ты, ока­жут вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние пуб­лич­но­го об­ра­за пар­тии в ходе пре­зи­дент­ских вы­бо­ров-2024 (где «Еди­ная Рос­сия», без­услов­но, бу­дет иг­рать су­ще­ствен­ную роль) и пар­ла­мент­ской кам­па­нии 2026 года.
  • Бо­лее ин­тен­сив­но­го раз­ви­тия ка­на­лов об­рат­ной свя­зи меж­ду фе­де­раль­ны­ми струк­ту­ра­ми пар­тии, с од­ной сто­ро­ны, и ре­ги­о­наль­ным и мест­ным по­ли­ти­че­ским со­об­ще­ством — с дру­гой. Од­ним из при­ме­ров та­ко­го вза­и­мо­дей­ствия мо­жет стать уча­стие по­ли­ти­ков, со­ци­аль­ных ак­ти­ви­стов и пред­ста­ви­те­лей во­лон­тер­ско­го дви­же­ния в ра­бо­те про­филь­ных ко­мис­сий Ген­со­ве­та, ко­то­рые воз­гла­ви­ли по­ли­ти­ки, став­шие ли­де­ра­ми об­ще­фе­де­раль­но­го спис­ка пар­тии в ходе пар­ла­мент­ской кам­па­нии 2021 года. Но вполне ве­ро­ят­но раз­ви­тие и иных форм та­ко­го вза­и­мо­дей­ствия, на­при­мер, в рам­ках но­вых кон­кур­сов со­ци­аль­ных про­ек­тов для пер­вич­ных от­де­ле­ний пар­тии и со­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ных НКО.
  • Про­дол­же­ния трен­да на мак­си­маль­ное во­вле­че­ние во­лон­тер­ско­го дви­же­ния как в де­я­тель­ность пар­тии, так и в ра­бо­ту по кон­тро­лю за ре­а­ли­за­ци­ей и до­ра­бот­кой «На­род­ной про­грам­мы». Как от­ме­тил Ан­дрей Тур­чак в ходе про­шед­ше­го в но­яб­ре 2021 года се­лек­тор­но­го со­ве­ща­ния по вза­и­мо­дей­ствию пар­тии с во­лон­тер­ским дви­же­ни­ем, в рам­ках ак­ции «Мы вме­сте» за­дей­ство­ва­но бо­лее 250 000 че­ло­век. Их по­тен­ци­ал мо­жет быть вос­тре­бо­ван не толь­ко в рам­ках ре­а­ли­за­ции непо­сред­ствен­ных про­грамм по­мо­щи граж­да­нам на ме­стах, но и в сфе­ре ана­ли­за ре­аль­ной си­ту­а­ции в ре­ги­о­нах с це­лью даль­ней­шей корр­рек­ти­ров­ки «На­род­ной про­грам­мы», а та­к­же ре­а­ли­за­ции ее клю­че­вых по­ло­же­ний.
Ссылка

Возврат к списку