у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Развитие Челябинской области: импортозамещение, сотрудничество, поддержка федерального центра

Развитие Челябинской области: импортозамещение, сотрудничество, поддержка федерального центра 26.05.2022

Вес­ной по­яви­лись но­вые вы­зо­вы, свя­зан­ные с из­ме­не­ни­ем меж­ду­на­род­ной конъ­юнк­ту­ры и уси­ле­ни­ем санк­ци­он­но­го дав­ле­ния на Рос­сию. 

Это об­сто­я­тель­ство ока­зы­ва­ет непо­сред­ствен­ное вли­я­ние на стра­те­гию раз­ви­тия Че­ля­бин­ской об­ла­сти: с од­ной сто­ро­ны, зна­чи­мость ре­ги­о­на в рос­сий­ской хо­зяй­ствен­ной си­сте­ме под­ра­зу­ме­ва­ет осо­бый вклад в пре­одо­ле­ние нега­тив­ных по­след­ствий но­вых санк­ций; с дру­гой – со­здан­ные санк­ци­я­ми про­бле­мы и огра­ни­че­ния не мо­гут не от­ра­зить­ся на утвер­жден­ных ра­нее про­ек­тах и при­о­ри­те­тах.

Опе­ре­жа­ю­щее им­пор­то­за­ме­ще­ние. Под­держ­ка про­мыш­лен­но­сти

Ста­тус круп­но­го про­мыш­лен­но­го цен­тра опре­де­ля­ет по­тен­ци­ал уча­стия пред­при­я­тий Че­ля­бин­ской об­ла­сти в про­грам­мах им­пор­то­за­ме­ще­ния на си­стем­ном уровне. В на­ча­ле мар­та по ини­ци­а­ти­ве гу­бер­на­то­ра А.Тексле­ра под эги­дой эко­но­ми­че­ско­го бло­ка пра­ви­тель­ства со­здан ре­ги­о­наль­ный центр им­пор­то­за­ме­ще­ния, в сфе­ру ком­пе­тен­ций ко­то­ро­го во­шел ши­ро­кий спектр за­дач по ор­га­ни­за­ции де­я­тель­но­сти в усло­ви­ях санк­ци­он­ных огра­ни­че­ний. Центр объ­еди­ня­ет спе­ци­а­ли­стов из ре­ги­о­наль­ных ин­сти­ту­тов: Минэко­но­мраз­ви­тия, Ми­ни­стер­ства про­мыш­лен­но­сти, Фон­да раз­ви­тия про­мыш­лен­но­сти, Агент­ства меж­ду­на­род­но­го со­труд­ни­че­ства, цен­тра «Мой биз­нес». Прин­ци­пи­аль­ная за­да­ча — в ор­га­ни­за­ции эф­фек­тив­ной ко­опе­ра­ции меж­ду оте­че­ствен­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми, что­бы как мож­но ско­рее пре­одо­леть уяз­ви­мо­сти, свя­зан­ные с пре­кра­ще­ни­ем со­труд­ни­че­ства с ино­стран­ны­ми парт­не­ра­ми. В пер­спек­ти­ве не ис­клю­ча­ет­ся под­клю­че­ние ино­стран­ных ком­па­ний, за­ни­ма­ю­щих ней­траль­ную по­зи­цию и не при­со­еди­нив­ших­ся к ан­ти­рос­сий­ским санк­ци­ям. В центр им­пор­то­за­ме­ще­ния уже об­ра­ти­лись око­ло 400 ком­па­ний – как пред­по­ла­га­е­мых по­тре­би­те­лей, так и по­тен­ци­аль­ных по­став­щи­ков, пред­ла­га­ю­щих на­ла­дить про­из­вод­ство необ­хо­ди­мой про­дук­ции. Как ожи­да­ет­ся, по­сле за­вер­ше­ния со­зда­ния фе­де­раль­ной базы дан­ных об­мен ин­фор­ма­ци­ей меж­ду пред­при­я­ти­я­ми из раз­ных ре­ги­о­нов бу­дет цен­тра­ли­зо­ван.

Важ­ная часть про­грам­мы им­пор­то­за­ме­ще­ния – мо­дер­ни­за­ция и адап­та­ция ме­ха­низ­мов под­держ­ки про­мыш­лен­но­сти. Пре­жде все­го рас­ши­ря­ет­ся пе­ре­чень си­сте­мо­об­ра­зу­ю­щих пред­при­я­тий. Этот ста­тус поз­во­ля­ет рас­счи­ты­вать на до­пол­ни­тель­ные меры под­держ­ки со сто­ро­ны фе­де­раль­но­го цен­тра. В ап­ре­ле в но­вый пе­ре­чень си­сте­мо­об­ра­зу­ю­щих ком­па­ний Рос­сии, со­став­лен­ный Мин­пром­тор­гом, во­шли несколь­ко де­сят­ков пред­при­я­тий Че­ля­бин­ской об­ла­сти. Они уже на­пра­ви­ли за­про­сы на фе­де­раль­ные льгот­ные кре­ди­ты на об­щую сум­му око­ло 31 млрд руб­лей. Неза­ви­си­мо от при­сут­ствия ком­па­нии в фе­де­раль­ном стра­те­ги­че­ском пе­речне вла­сти Че­ля­бин­ской об­ла­сти бу­дут ока­зы­вать со­дей­ствие всем пред­при­я­ти­ям при пе­ре­хо­де на им­пор­то­за­ме­ще­ние. Со­здан­ная в годы пан­де­мии ад­ми­ни­стра­тив­ная ин­фра­струк­ту­ра, в том чис­ле ан­ти­кри­зис­ный штаб, бу­дут пе­ре­ори­ен­ти­ро­ва­ны на ре­ше­ние за­дач им­пор­то­за­ме­ще­ния. Фонд раз­ви­тия про­мыш­лен­но­сти до­ка­пи­та­ли­зи­ро­ван на 250 млн руб­лей – эти сред­ства пой­дут на укреп­ле­ние под­держ­ки НИОКР. Гу­бер­на­тор А.Текслер об­ра­тил осо­бое вни­ма­ние на ло­ги­сти­че­ские воз­мож­но­сти ре­ги­о­на: вла­сти пла­ни­ру­ют пе­ре­за­пу­стить про­ект транс­порт­но-ло­ги­сти­че­ско­го ком­плек­са «Юж­но­ураль­ский» (см. сле­ду­ю­щий раз­дел).

Про­грам­мы под­держ­ки в об­ла­сти им­пор­то­за­ме­ще­ния охва­ты­ва­ют та­к­же ма­лый и сред­ний биз­нес че­рез про­грам­мы суб­си­ди­ро­ва­ния и льгот­но­го кре­ди­то­ва­ния. Ком­па­нии МСП встра­и­ва­ют­ся в про­из­вод­ствен­ные це­поч­ки с уча­сти­ем круп­ных пред­при­я­тий. В 2022 году в Че­ля­бин­ской об­ла­сти втрое уве­ли­чен объ­ем фи­нан­си­ро­ва­ния мер под­держ­ки МСП в срав­не­нии с преды­ду­щим го­дом.

Уход ино­стран­ных ком­па­ний с рос­сий­ско­го рын­ка и рез­кое пре­кра­ще­ние им­пор­та в неко­то­рых чув­стви­тель­ных от­рас­лях от­кры­ва­ет и но­вые воз­мож­но­сти для рос­сий­ских про­из­во­ди­те­лей, со­зда­ет усло­вия для вы­нуж­ден­но­го опе­ра­тив­но­го пре­одо­ле­ния от­ста­ва­ния и по­вы­ше­ния са­мо­до­ста­точ­но­сти рос­сий­ской про­мыш­лен­но­сти. К сфе­ре спе­ци­а­ли­за­ции Че­ля­бин­ской об­ла­сти от­но­сят­ся ме­тал­лур­гия (ММК, ЧМК, ЧТПЗ, ЧЭМК), ма­ши­но­стро­е­ние (ЧТЗ, «Ура­лав­то­при­цеп», Усть-Ка­тав­ский ва­го­но­стро­и­тель­ный за­вод), атом­ная и обо­рон­ная про­мыш­лен­ность, в мень­шей сте­пе­ни АПК. Им­пор­то­за­ме­ще­ние бу­дет ре­а­ли­зо­вы­вать­ся в первую оче­редь в этих от­рас­лях. Кро­ме того, к при­о­ри­тет­ным сфе­рам при­ня­то от­но­сить про­из­вод­ство стро­и­тель­ной и до­рож­ной тех­ни­ки, обо­ру­до­ва­ния для неф­те­до­бы­ва­ю­щей и га­зо­до­бы­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­сти. За­да­чи по ло­ка­ли­за­ции про­из­вод­ства лег­кой про­мыш­лен­но­сти и по­тре­би­тель­ских то­ва­ров та­к­же мо­гут ре­шать­ся в рам­ках хо­зяй­ствен­ной си­сте­мы Че­ля­бин­ской об­ла­сти: одеж­да, обувь, ме­бель.

По пред­ва­ри­тель­ным оцен­кам, Че­ля­бин­ская об­ласть уже на­хо­дит­ся сре­ди ре­ги­о­нов-ли­де­ров в об­ла­сти им­пор­то­за­ме­ще­ния. Имен­но в Че­ля­бин­ске про­хо­дит 25-26 мая пер­вый Все­рос­сий­ский фо­рум «Им­пор­то­за­ме­ще­ние. Но­вые воз­мож­но­сти». На фо­ру­ме об­суж­да­лись ак­ту­аль­ные про­бле­мы транс­фе­ра тех­но­ло­гий, фи­нан­со­вой и дру­гих форм под­держ­ки оте­че­ствен­ной пред­при­я­тий, циф­ро­ви­за­ции про­мыш­лен­но­сти. В фо­ру­ме при­ня­ли уча­стие пред­ста­ви­те­ли фон­дов раз­ви­тия про­мыш­лен­но­сти из дру­гих ре­ги­о­нов Рос­сии.

При­ме­ров эф­фек­тив­но­го им­пор­то­за­ме­ще­ния в Че­ля­бин­ской об­ла­сти нема­ло. Так, в ап­ре­ле ста­ло из­вест­но, что ав­то­за­вод «Урал» за­пу­стит се­рий­ное про­из­вод­ство де­та­лей для тя­же­лой тех­ни­ки (пре­жде все­го ве­ду­щих мо­стов и пе­ред­них осей для ав­то­мо­би­лей по­вы­шен­ной гру­зо­подъ­ем­но­сти и до­рож­ной тех­ни­ки) уже в 2024 году, на два года рань­ше за­пла­ни­ро­ван­но­го сро­ка. Даже сей­час уро­вень ло­ка­ли­за­ции на за­во­де со­став­ля­ет око­ло 90%, но пла­ни­ру­ет­ся пол­но­стью ис­клю­чить за­ви­си­мость от ино­стран­ных ком­плек­ту­ю­щих и рас­ши­рить экс­порт. Раз­ра­бо­та­ны оте­че­ствен­ные вер­сии ме­тал­ло­ре­жу­щих ин­стру­мен­тов, на­ла­же­но про­из­вод­ство хо­лод­но­ка­тан­но­го ли­ста, оцин­ков­ки, труб боль­шо­го диа­мет­ра и дру­гой ме­тал­ло­про­дук­ции. Че­ля­бин­ский ра­дио­за­вод «По­лет» за­пу­стил про­грам­му про­из­вод­ства де­та­лей для «Ло­ка­то­ра» (при­бор, ко­то­рый по­мо­га­ет дис­пет­че­рам ви­деть об­ста­нов­ку на небе). Пред­при­я­тия Юж­но­го Ура­ла за­яви­ли о го­тов­но­сти со­труд­ни­чать с «Га­з­про­мом» по про­из­вод­ству необ­хо­ди­мо­го обо­ру­до­ва­ния.

На по­вест­ке дня — зна­чи­мый ин­ве­сти­ци­он­ный про­ект стро­и­тель­ства пред­при­я­тия по про­из­вод­ству ме­тал­ли­че­ско­го мар­ган­ца (осо­бен­но вос­тре­бо­ван в ме­тал­лур­гии) в Тро­иц­ке Че­ля­бин­ской об­ла­сти. Сей­час этот ма­те­ри­ал им­пор­ти­ру­ет­ся глав­ным об­ра­зом из Ки­тая.

Ве­дут­ся раз­ра­бот­ки вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ной про­дук­ции. На­при­мер, че­ля­бин­ское НПО «Элек­тро­ма­ши­на» раз­ра­бо­та­ло за­ряд­ную стан­цию для элек­тро­мо­би­лей, ко­то­рая поз­во­ля­ет за­ря­дить ма­ши­ну на 80% за 20 ми­нут. Че­ля­бин­ская об­ласть при­со­еди­ни­лась к кам­па­нии по им­пор­то­за­ме­ще­нию в об­ла­сти про­грамм­но­го обес­пе­че­ния. К 2024 году пла­ни­ру­ет­ся за­вер­шить от­каз от Windows в ор­га­нах вла­сти ре­ги­о­на. Ку­ри­ру­ет под­держ­ку IT-от­рас­ли АНО «Центр раз­ви­тия циф­ро­вых тех­но­ло­гий Че­ля­бин­ской об­ла­сти». За­слу­жи­ва­ет вни­ма­ния то, что в че­ля­бин­ской ком­па­нии «Ин­тер­связь» со­зда­ли за­ме­ну аме­ри­кан­ским сер­ви­сам мо­биль­ных пла­те­жей ApplePay и GooglePay; рос­сий­ские сер­ви­сы уже в бли­жай­шем вре­ме­ни бу­дут ис­поль­зо­вать­ся для опла­ты об­ще­ствен­но­го транс­пор­та в ре­ги­оне по си­сте­ме «Ум­ный го­род».

Со­труд­ни­че­ство: меж­ре­ги­о­наль­ное и меж­ду­на­род­ное. Под­держ­ка фе­де­раль­но­го цен­тра

Ру­ко­вод­ство Че­ля­бин­ской об­ла­сти все чаще вы­сту­па­ет с ини­ци­а­ти­ва­ми, ко­то­рые по мас­шта­бам пре­вос­хо­дят гра­ни­цы ре­ги­о­на и на­прав­ле­ны на укреп­ле­ние со­труд­ни­че­ства с дру­ги­ми субъ­ек­та­ми Фе­де­ра­ции. При этом от­ме­ча­ет­ся тен­ден­ция к уси­ле­нию меж­ду­на­род­но­го со­труд­ни­че­ства на евразий­ском про­стран­стве. По-преж­не­му за­мет­ны и эф­фек­тив­ны уси­лия А. Тексле­ра по лоб­би­ро­ва­нию ин­те­ре­сов об­ла­сти на уровне фе­де­раль­но­го цен­тра.

Боль­шой ре­зо­нанс вы­зва­ла но­вость о воз­об­нов­ле­нии про­ек­та транс­порт­но-ло­ги­сти­че­ско­го ком­плек­са (ТЛК) «Юж­но­ураль­ский». Ини­ци­а­ти­ва стро­и­тель­ства су­хо­го пор­та по об­ра­бот­ке кон­тей­нер­ных гру­зов была пред­став­ле­на в 2012 году на Де­ло­вом со­ве­те ШОС и по­лу­чи­ла под­держ­ку пре­зи­ден­та В.Пу­ти­на в рам­ках мас­штаб­но­го кур­са на со­зда­ние транс­порт­ных ко­ри­до­ров со стра­на­ми Азии, но­во­го «Шел­ко­во­го пути». Ком­плекс пол­но­стью не за­пу­щен до сих пор. В кон­це ап­ре­ля ге­не­раль­ный ди­рек­тор «Го­су­дар­ствен­ной транс­порт­ной ли­зин­го­вой ком­па­нии» (ГТЛК) Е.Дит­рих сов­мест­но с гу­бер­на­то­ром А.Тексле­ром со­вер­ши­ли ра­бо­чую по­езд­ку на пло­щад­ку ТЛК «Юж­но­ураль­ский». В но­вых гео­по­ли­ти­че­ских усло­ви­ях стра­те­ги­че­ское по­ло­же­ние ком­плек­са воз­рас­та­ет. Его раз­ви­тие поз­во­лит уве­ли­чить тор­гов­лю с Ки­та­ем (пре­жде все­го с Синьц­зян-Уй­гур­ским ав­то­ном­ным рай­о­ном) че­рез Ка­зах­стан и рас­ши­рить ло­ги­сти­че­ские це­поч­ки со стра­на­ми Сред­ней Азии. Гру­зо­по­ток че­рез ком­плекс мо­жет быть уве­ли­чен в несколь­ко раз, об­суж­да­ет­ся воз­мож­ность ор­га­ни­за­ции на его тер­ри­то­рии про­из­вод­ства кон­тей­не­ров. На базе ТЛК «Юж­но­ураль­ский» со­зда­ет­ся осо­бая эко­но­ми­че­ская зона. Этот ста­тус поз­во­ля­ет сде­лать из него не толь­ко круп­ный ло­ги­сти­че­ский, но и про­из­вод­ствен­ный ком­плекс. В при­вле­че­нии вни­ма­ния фе­де­раль­но­го цен­тра к про­ек­ту, к идее его воз­рож­де­ния в но­вом ка­че­стве боль­шое зна­че­ние име­ли лоб­бист­ские уси­лия ре­ги­о­наль­ных вла­стей, пре­жде все­го А. Тексле­ра.

Гу­бер­на­тор А.Текслер воз­глав­ля­ет ко­мис­сию Гос­со­ве­та по на­прав­ле­нию «Эко­но­ми­ка и фи­нан­сы» и ре­гу­ляр­но вы­сту­па­ет с раз­лич­ны­ми ини­ци­а­ти­ва­ми на фе­де­раль­ном уровне. Из недав­них — пред­ло­же­ние скор­рек­ти­ро­вать на­лог на до­бы­чу по­лез­ных ис­ко­па­е­мых (НДПИ) и ак­ци­зов с по­прав­кой на те­ку­щую си­ту­а­цию. Это поз­во­лит про­из­во­ди­те­лям, ра­бо­та­ю­щим на внут­рен­ний ры­нок, сдер­жи­вать цены на ме­тал­ло­про­дук­цию.

Ос­нов­ные внеш­не­тор­го­вые парт­не­ры Че­ля­бин­ской об­ла­сти — Ка­зах­стан, Тур­ция, стра­ны Цен­траль­ной Азии, Вьет­нам, Еги­пет. В по­след­ние ме­ся­цы от­ме­ча­ет­ся уси­ле­ние меж­ду­на­род­ной ак­тив­но­сти и кон­так­тов с пред­ста­ви­те­ля­ми стран, за­ни­ма­ю­щих дру­же­ствен­ную или ней­траль­ную по от­но­ше­нию к Рос­сии по­зи­цию. В ап­ре­ле гу­бер­на­тор А.Текслер со­вер­шил ра­бо­чую по­езд­ку в Турк­ме­ни­стан. Сре­ди об­суж­да­е­мых на­прав­ле­ний со­труд­ни­че­ства вы­де­ля­ет­ся воз­мож­ность по­ста­вок труб для га­зо­про­во­да «ТАПИ» и обо­ру­до­ва­ния для ли­ний элек­тро­пе­ре­дач. Кро­ме того, пред­при­я­тия Че­ля­бин­ской об­ла­сти го­то­вы ока­зать со­дей­ствие в стро­и­тель­стве ме­тал­лур­ги­че­ских за­во­дов в Турк­ме­ни­стане. Об­суж­да­лись по­став­ки дру­гой несы­рье­вой про­дук­ции, в том чис­ле ав­то­мо­би­лей мар­ки «Урал». В ап­ре­ле в Че­ля­бин­ске со­сто­ял­ся Меж­ду­на­род­ный куль­тур­но-об­ра­зо­ва­тель­ный фо­рум «Евра­зия-2022», в ко­то­рым при­ня­ли уча­стие око­ло ше­сти ты­сяч че­ло­век из Рос­сии и ино­стран­ных го­су­дарств.

Под­держ­ка фе­де­раль­но­го цен­тра име­ет кри­ти­че­ское зна­че­ние с точ­ки зре­ния ре­а­ли­за­ции круп­ных ин­фра­струк­тур­ных про­ек­тов, ра­нее ини­ци­и­ро­ван­ных ре­ги­о­наль­ны­ми вла­стя­ми.

В Че­ля­бин­ской аг­ло­ме­ра­ции анон­си­ро­ва­на мас­штаб­ная транс­порт­ная ре­фор­ма. Она преду­смат­ри­ва­ет мо­дер­ни­за­цию пар­ка об­ще­ствен­но­го транс­пор­та, из­ме­не­ние сети марш­ру­тов, но осо­бый ре­зо­нанс свя­зан с про­ек­том мет­ро­тра­ма в ка­че­стве аль­тер­на­ти­вы неза­кон­чен­но­му и за­кон­сер­ви­ро­ван­но­му мет­ро. Со­зда­ние в Че­ля­бин­ске ли­нии ско­рост­но­го (в том чис­ле под­зем­но­го) трам­вая с за­дей­ство­ва­ни­ем име­ю­щей­ся ин­фра­струк­ту­ры мет­ро в про­шлом году под­дер­жал пре­зи­дент В.Пу­тин. На фоне Спе­ци­аль­ной во­ен­ной опе­ра­ции и санк­ци­он­но­го дав­ле­ния вице-пре­мьер М.Хус­нул­лин до­пу­стил сдви­ги по вре­ме­ни ре­а­ли­за­ции стро­и­тель­ства мет­ро­тра­ма (по пред­ва­ри­тель­но­му пла­ну его пла­ни­ро­ва­лось за­пу­стить в 2024 году). Это по­слу­жи­ло ос­но­ва­ни­ем для пред­по­ло­же­ния, что вско­ре про­грам­му за­кро­ют. Пол­но­моч­ный пред­ста­ви­тель пре­зи­ден­та в Ураль­ском фе­де­раль­ном окру­ге В.Яку­шев за­явил, что че­ля­бин­ский мет­ро­трам бу­дет по­стро­ен, несмот­ря на санк­ции. Сто­и­мость про­ек­та оце­ни­ва­ет­ся при­мер­но в 73 млрд руб­лей.

Мно­го лет в Че­ля­бин­ской об­ла­сти глав­ной про­бле­мой было при­ня­то счи­тать эко­ло­гию. Гу­бер­на­тор А.Текслер был из­бран в том чис­ле на фоне ожи­да­ний по по­во­ду улуч­ше­ния эко­ло­ги­че­ской си­ту­а­ции. Этой за­да­че со­от­вет­ство­ва­ли пер­вые ини­ци­а­ти­вы гла­вы ре­ги­о­на: ре­ги­о­наль­ный эко­ло­ги­че­ский стан­дарт, уси­лия по сни­же­нию вы­бро­сов, ре­куль­ти­ва­ция сва­лок. В ре­ги­оне ре­а­ли­зо­ва­ны фе­де­раль­ный про­ект «Чи­стый воз­дух» и пар­тий­ная про­грам­ма «Чи­стая стра­на». Бо­лее того, ру­ко­вод­ство Че­ля­бин­ской об­ла­сти ак­тив­но вы­сту­па­ло за при­ня­тие фе­де­раль­но­го за­ко­на о кво­ти­ро­ва­нии вы­бро­сов. В ре­ги­оне не раз за­клю­ча­лись че­ты­рех­сто­рон­ние со­гла­ше­ния меж­ду пред­при­я­ти­я­ми, пра­ви­тель­ством Че­ля­бин­ской об­ла­сти, Мин­при­ро­ды и Ро­спри­род­над­зо­ром. Ак­ту­аль­ный вы­зов — в том, что в по­ни­ма­нии мно­гих от­рас­ле­вых иг­ро­ков курс на им­пор­то­за­ме­ще­ние с его без­ого­во­роч­ной под­держ­кой про­мыш­лен­но­сти «ста­вит на па­у­зу» эко­ло­ги­че­ские огра­ни­че­ния. Тем не ме­нее все до­го­во­рен­но­сти эко­ло­ги­че­ско­го ха­рак­те­ра с пред­при­я­ти­я­ми ре­ги­о­на оста­ют­ся в силе. Про­дол­жа­ет­ся му­сор­ная ре­фор­ма и ре­куль­ти­ва­ция сва­лок: как ожи­да­ет­ся, вско­ре бу­дет за­пу­щен му­со­ро­сор­ти­ро­воч­ный ком­плекс в Маг­ни­то­гор­ске.

Со­хра­ня­ют­ся и пла­ны ре­а­ли­за­ции дру­гих ин­фра­струк­тур­ных про­ек­тов. Так, про­грам­мы до­рож­но­го стро­и­тель­ства (рас­ши­ре­ние трас­сы Че­ля­бинск-Ека­те­рин­бург, про­дле­ние трас­сы Москва-Ка­зань) оста­ют­ся без из­ме­не­ний. Оста­ют­ся в силе сро­ки ре­а­ли­за­ции в ре­ги­оне на­ци­о­наль­ных про­ек­тов и со­ци­аль­ных ини­ци­а­тив.

Ссылка


Возврат к списку