у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Менеджер или народный избранник?

Менеджер или народный избранник? 25.12.2013

Депутат от «Справедливой России» Михаил Сердюк внес в Госдуму законопроект, отменяющий институт сити-менеджеров муниципальных образований. 

«Трибуна Общественной палаты» попросила экспертов оценить инициативу депутата.

Необходимость отмены назначения по контракту глав местных администраций депутат аргументирует, опираясь на конституционный принцип выборности органов муниципальной власти. Конституция России не предполагает назначение глав администраций местного самоуправления на контрактной основе.

«В условиях современной демократии основной конституционный принцип выборности исполнительного органа муниципальной власти предписан также и Европейской хартией местного самоуправления, ратифицированной Российской Федерацией в 1998 году. В этой связи требования единообразия исполнения законодательства не предполагают на федеральном уровне заменять и регулировать назначение глав администраций местного самоуправления муниципальных образований вместо их выборности»,- отмечается в пояснительной записке к законопроекту.


Михаил Сердюк считает, что «механическая экстраполяция» зарубежного опыта и «чуждых форм» местного самоуправления на российские регионы оказалась безрезультативной – данная практика применялась в разных регионах, однако не была оправдана.

«Назначенный «сити-менеджер»не несет никакой ответственности перед горожанами. Его задача - отчитаться перед теми, кто его назначил. Горожане никак не могут влиять на работу«сити-менеджера». Он зависит только от воли нескольких назначивших его человек. Везде, где отменяли прямые выборы и вводили должность «сити-менеджера», был отмечен рост коррупции»,- говорится в пояснительных материалах.

Политолог Дмитрий Орлов считает, что данный закон будет вряд ли принят, а председатель Комиссии ОП РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева призывает власть обеспечить финансовые основы местного самоуправления и не перекраивать его принципы:

Дмитрий Орлов, член комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию и федеративным отношениям, генеральный директор ООО «Агентство политических и экономических коммуникаций «АПЭК», политолог:

- Мне эта инициатива кажется странной, потому что сити-менеджеры – это достаточно эффективный институт власти, причем он не только российский, а универсальный – существует мировой опыт сити-менеджеров. В целом он себя неплохо зарекомендовал, хотя есть и иные ситуации, когда сити-менеджеры являются ставленником губернаторов в борьбе с избранным мэром – такое тоже бывает. В принципе, это эффективная должность для хозяйственника, для оперативного управленца, который занимается управлением города при выбранном мэре или в том случае, если выбранного мэра нет. Мне кажется, что это очень эффективная должность и адекватная, ее отмена мне представляется нелогичной и маловероятной.

Светлана Разворотнева, председатель Комиссии ОП РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике:

- В институте сити-менеджеров нет никакого противоречия с конституционным принципом выборности.

Например, в США этот институт активно развит и хорошо функционирует наряду с выборными главами. Вообще соотношение назначаемых и выборных должностных лиц во всех странах разное. Единственное, конечно, чем не очень хороши сити-менеджеры, тем, что у них нет ответственности перед избирателями.

Когда человек выбран, то он ответственен перед избирателями, к тому же выборы руководителя исполнительного органа стимулируют активность на местах. В остальном с точки зрении эффективности муниципального управления нет преимуществ одного института перед другим.

У нас активно внедрялся этот механизм несколько лет назад. К сожалению, сити-менеджеры не продемонстрировали преимущества перед выборными главами. Была задумка, что придут хозяйственники, не политики, а профессионалы, но не везде пришли профессионалы. В целом, ситуация разная. Многое зависит от человеческого фактора: где-то качественно работают, а где-то нет.

Я призываю не менять каждый год законодательство о местном самоуправлении. Пусть на местах самостоятельно решают, что им подходит, а что нет. Уже пора перестать органам государственной власти поминутно вмешиваться в организацию системы местного самоуправления и пытаться перекраивать принципы его работы. Единственное, что должны обеспечить государственные органы – это финансовые основы местного самоуправления и дать им спокойно работать, и они выберут оптимальную модель. Не надо мешать им работать. Мы обязательно возьмем этот законопроект на экспертизу.

Ссылка


Возврат к списку