у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в июне 2022 года

Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в июне 2022 года 06.07.2022

Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук

1. Фе­де­раль­ная по­ли­ти­ка в от­но­ше­нии ре­ги­о­нов

Од­ним из наи­бо­лее ре­зо­нанс­ных со­бы­тий июня тра­ди­ци­он­но ста­но­вит­ся Пе­тер­бург­ский эко­но­ми­че­ский фо­рум. При­ме­ча­тель­ны до­пол­ни­тель­ные ас­пек­ты ре­ги­о­наль­ной по­вест­ки. Так, упо­ми­на­ние Вла­ди­ми­ром Пу­ти­ным в рам­ках вы­ступ­ле­ния на пле­нар­ном за­се­да­нии фо­ру­ма во­про­сов не толь­ко меж­ду­на­род­ной, но даже ло­каль­ной по­вест­ки (по­ру­че­ния гла­вы го­су­дар­ства за­дей­ство­вать до­пол­ни­тель­ные сред­ства, ко­то­рые по­сту­пят от про­да­жи про­дук­ции АПК на внеш­них рын­ках, для ре­ше­ния за­дач по ком­плекс­но­му раз­ви­тию сель­ских тер­ри­то­рий или на­пра­вить на ре­кон­струк­цию и мо­дер­ни­за­цию сель­ских до­мов куль­ту­ры в 2023-2024 го­дах око­ло 16 млрд. руб­лей до­пол­ни­тель­но) мо­жет уси­лить тренд на вни­ма­ние к по­доб­ным те­мам в ходе ПМЭФ в по­сле­ду­ю­щие годы. В част­но­сти, в пер­спек­ти­ве 2023-2024 вполне ве­ро­ят­но бо­лее ак­тив­ное уча­стие в фо­ру­ме не толь­ко ре­ги­о­наль­ных, но и му­ни­ци­паль­ных де­ле­га­ций. Мож­но ожи­дать уси­ле­ния со­ци­аль­ных ак­цен­тов в рам­ках ПМЭФ и до­пол­ни­тель­но­го по­вы­ше­ния вни­ма­ния к ре­ги­о­наль­ным про­ек­там, свя­зан­ным с раз­ви­ти­ем транс­порт­ных ко­ри­до­ров.

Курс ряда за­пад­ных иг­ро­ков на изо­ля­цию Рос­сии явно не до­стиг цели, что мо­жет пред­по­ла­гать в даль­ней­шем как за­мет­ный ин­те­рес за­ру­беж­ных парт­не­ров (в том чис­ле из стран Азии, Аф­ри­ки и Ла­тин­ской Аме­ри­ки) к уча­стию в уже анон­си­ро­ван­ных де­ло­вых ме­ро­при­я­ти­ях (на­при­мер, в Во­сточ­ном эко­но­ми­че­ском фо­ру­ме), так и к но­вым меж­ду­на­род­ным кон­фе­рен­ци­ям для раз­ви­тия по­доб­ных кон­так­тов. Это, в свою оче­редь, бу­дет спо­соб­ство­вать укреп­ле­нию по­зи­ций ре­ги­о­нов, тра­ди­ци­он­но предо­став­ля­ю­щх пло­щад­ки для та­ких меж­ду­на­род­ных фо­ру­мов и кон­фе­рен­ций. По­яв­ля­ют­ся шан­сы на про­ве­де­ние та­ких ме­ро­при­я­тий как в ураль­ских и си­бир­ских ре­ги­о­нах (на­при­мер, в Че­ля­бин­ской об­ла­сти, где пла­ни­ро­ва­лось про­ве­де­ние сам­ми­тов ШОС и БРИКС), так и в Москве и Санкт-Пе­тер­бур­ге. Мож­но ожи­дать до­пол­ни­тель­но­го вни­ма­ния фе­де­раль­но­го цен­тра к про­дви­же­нию ини­ци­а­тив, на­при­мер, сто­лич­ных вла­стей, го­то­вых при­нять по­доб­ные фо­ру­мы и круп­ные меж­ду­на­род­ные вы­став­ки (так, как в свое вре­мя за­яв­ка Моск­вы на про­ве­де­ние ЭКС­ПО-2030 ста­но­ви­лась пред­ме­том об­суж­де­ния в ходе ра­бо­чих встреч Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на и Сер­гея Со­бя­ни­на).

Ожи­да­е­мо со­хра­не­ние вни­ма­ния фе­де­раль­ных вла­стей к арк­ти­че­ской по­вест­ке – и та­кой ин­те­рес пред­по­ла­га­ет как ре­а­ли­за­цию круп­ных и эко­но­ми­че­ских и ин­фра­струк­тур­ных про­ек­тов (на­при­мер, в рам­ках раз­ви­тия Се­вер­но­го мор­ско­го пути), так и про­ве­де­ние ме­ро­при­я­тий меж­ду­на­род­но­го куль­тур­но­го зна­че­ния. Мож­но об­ра­тить вни­ма­ние, на­при­мер, на по­вест­ку про­шед­шей в июне ра­бо­чей встре­чи вице-пре­мье­ра Дмит­рия Чер­ны­шен­ко с гла­вой Яма­ло-Ненец­ко­го ав­то­ном­но­го окру­га Дмит­ри­ем Ар­тю­хо­вым, в ходе ко­то­рой об­суж­да­лась пер­спек­ти­ва еже­год­но­го про­ве­де­ния Все­рос­сий­ских арк­ти­че­ских игр (пер­вые из них про­шли вес­ной 2022 года в ЯНАО) с при­вле­че­ни­ем к уча­стию в них за­ру­беж­ных де­ле­га­ций.

Со­хра­ня­ет­ся тренд на ак­ти­ви­за­цию де­я­тель­но­сти рос­сий­ских гу­бер­на­то­ров по ра­бо­те с по­тен­ци­аль­ны­ми парт­не­ра­ми клю­че­вых пред­при­я­тий воз­глав­ля­е­мых ими ре­ги­о­нов на пост­со­вет­ском про­стран­стве. Сре­ди по­доб­ных со­бы­тий июня мож­но от­ме­тить, на­при­мер, ра­бо­чую по­езд­ку гла­вы Са­мар­ской об­ла­сти Дмит­рия Аза­ро­ва в Бе­ло­рус­сию, в ходе ко­то­рой об­суж­да­лись пер­спек­ти­вы вза­и­мо­дей­ствия с парт­не­ра­ми для ре­ше­ния про­блем «Ав­то­ВА­За» в пе­ри­од санк­ци­он­но­го кри­зи­са. В даль­ней­шем вполне ве­ро­ят­но бо­лее плот­ное вза­и­мо­дей­ствие меж­ду гу­бер­на­то­ра­ми и фе­де­раль­ны­ми ве­дом­ства­ми при под­го­тов­ке и ор­га­ни­за­ции та­ких кон­так­тов — воз­мож­но, с рас­ши­ре­ни­ем функ­ци­о­на­ла вице-пре­мье­ров, ко­то­рым ра­нее было по­ру­че­но ку­ри­ро­вать со­от­вет­ству­ю­щие рос­сий­ские тер­ри­то­рии.

В июле 2022 года мож­но ожи­дать до­пол­ни­тель­ных ша­гов фе­де­раль­ных вла­стей по ока­за­нию по­мо­щи ин­ду­стри­аль­ным ре­ги­о­нам (мож­но от­ме­тить про­шед­шее в июне под пред­се­да­тель­ством пре­зи­ден­та со­ве­ща­ние по под­держ­ке ав­то­про­ма), а та­к­же осо­бо­го вни­ма­ния цен­тра к ре­а­ли­за­ции про­ек­тов в сфе­ре гра­до­стро­и­тель­ной по­ли­ти­ки (вспом­ним про­ве­де­ние пре­зи­ди­у­ма Гос­со­ве­та по во­про­сам раз­ви­тия стро­и­тель­ной от­рас­ли и ЖКХ до 2030 года).

Хотя про­ве­де­ние но­вых пе­ре­ста­но­вок в гу­бер­на­тор­ском кор­пу­се в июле не яв­ля­ет­ся ба­зо­вым сце­на­ри­ем, его ре­а­ли­за­ция воз­мож­на при опре­де­лен­ных усло­ви­ях (в от­но­ше­нии как глав ре­ги­о­нов, ко­то­рые уже упо­ми­на­лись в про­гно­зах АПЭК в чис­ле наи­бо­лее уяз­ви­мых, так и гу­бер­на­то­ров, по­зи­ции ко­то­рых ра­нее счи­та­лись бо­лее проч­ны­ми). Пре­це­ден­ты про­ве­де­ния та­ких ро­та­ций в се­ре­дине лета уже име­ли ме­сто (на­при­мер, пе­ре­ста­нов­ки в гу­бер­на­тор­ском кор­пу­се в кон­це июля 2016 года). При­чи­ной по­доб­ных ре­ше­ний мо­гут быть па­кет­ные пе­ре­ста­нов­ки (свя­зан­ные с пе­ре­хо­дом ряда гу­бер­на­то­ров в фе­де­раль­ные ор­га­ны вла­сти), су­ще­ствен­ные управ­лен­че­ские про­сче­ты дей­ству­ю­щих глав ре­ги­о­нов (на­при­мер, в рам­ках ре­а­ги­ро­ва­ния на чрез­вы­чай­ные си­ту­а­ции) или ан­ти­кор­руп­ци­он­ные рас­сле­до­ва­ния в их от­но­ше­нии, а та­к­же сме­на ру­ко­вод­ства эко­но­ми­че­ски про­блем­ных ре­ги­о­нов, где тре­бу­ет­ся боль­ше вре­ме­ни для ре­а­ли­за­ции ан­ти­кри­зис­ных мер со сто­ро­ны вновь на­зна­чен­ных врио. Кро­ме того, ре­а­ли­за­ция но­вых управ­лен­че­ских за­дач по ра­бо­те с ДНР, ЛНР, Харь­ков­ской и За­по­рож­ской об­ла­стя­ми та­к­же мо­жет по­тре­бо­вать при­вле­че­ния кад­ров, по­лу­чив­ших опыт ра­бо­ты в гу­бер­на­тор­ском кор­пу­се, что мо­жет по­вы­сить ве­ро­ят­ность сце­на­рия па­кет­ных пе­ре­ста­но­вок сре­ди глав ре­ги­о­нов.

2. От­но­ше­ния в эли­тах и ре­ги­о­наль­ные внут­ри­э­лит­ные кон­флик­ты

Клю­че­вым фак­то­ром внут­ри­э­лит­ных от­но­ше­ний в пред­вы­бор­ных ре­ги­о­нах, без­услов­но, оста­ва­лась под­го­тов­ка к Еди­но­му дню го­ло­со­ва­ния. При этом по­яв­ля­ют­ся до­пол­ни­тель­ные фак­то­ры, ко­то­рые мо­гут уси­лить роль пред­ста­ви­те­лей во­лон­тер­ских дви­же­ний и со­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ных НКО в ре­ги­о­наль­ной и му­ни­ци­паль­ной по­ли­ти­ке в 2023-2026 го­дах.

В ряде ре­ги­о­нов оп­по­зи­ци­он­ные иг­ро­ки вы­бра­ли мак­си­маль­но ком­про­мисс­ную по­ли­ти­ку в рам­ках про­ве­де­ния гу­бер­на­тор­ских кам­па­ний, от­ка­зав­шись от уча­стия в них сво­их кан­ди­да­тов. Так, КПРФ не ста­ла вы­дви­гать сво­е­го кан­ди­да­та на вы­бо­рах гла­вы Ма­рий Эл (как и в 2017 году), а «Спра­вед­ли­вая Рос­сия – За прав­ду» — в рам­ках гу­бер­на­тор­ской кам­па­нии в Яро­слав­ской об­ла­сти (врио глав обо­их ре­ги­о­нов, Юрий Зай­цев и Ми­ха­ил Евра­ев, бал­ло­ти­ру­ют­ся в ка­че­стве са­мо­вы­дви­жен­цев). Сто­ит пом­нить, что та­кой сце­на­рий сни­жа­ет, но не устра­ня­ет пол­но­стью элек­то­раль­ные рис­ки для иду­щих на вы­бо­ры ру­ко­во­ди­те­ли ре­ги­о­нов. Так, в Яро­слав­ской об­ла­сти про­ве­де­ние гу­бер­на­тор­ской кам­па­нии од­но­вре­мен­но с вы­бо­ра­ми в му­ни­ци­па­ли­тет ад­ми­ни­стра­тив­но­го цен­тра мо­жет стать до­пол­ни­тель­ным фак­то­ром мо­би­ли­за­ции про­тестных из­би­ра­те­лей и ин­фор­ма­ци­он­ных атак про­тив ру­ко­вод­ства ре­ги­о­на в свя­зи с го­род­ской по­вест­кой (в ка­че­стве при­ме­ра мож­но от­ме­тить, на­при­мер, кри­ти­ку в ад­рес ко­ман­ды врио гу­бер­на­то­ра в свя­зи с пред­по­ла­га­е­мы­ми за­тра­та­ми на мо­дер­ни­за­цию транс­порт­ной си­сте­мы Яро­слав­ля и Яро­слав­ско­го рай­о­на).

Сре­ди зна­чи­мых сю­же­тов, не свя­зан­ных с пред­вы­бор­ны­ми ре­ги­о­на­ми, мож­но вы­де­лить вне­се­ние из­ме­не­ний в Устав Санкт-Пе­тер­бур­га, в со­от­вет­ствии с ко­то­ры­ми гла­ва го­ро­да в даль­ней­шем бу­дет не со­гла­со­вы­вать кан­ди­да­ту­ры вице-гу­бер­на­то­ров с зак­со­бра­ни­ем, а толь­ко уве­дом­лять ре­ги­о­наль­ный пар­ла­мент о та­ких ре­ше­ни­ях «не позд­нее трех дней со дня на­зна­че­ния». Кро­ме того, в со­от­вет­ствии с по­прав­ка­ми гла­ва ре­ги­о­на без со­гла­со­ва­ния с зак­со­бра­ни­ем по­лу­ча­ет пра­во ме­нять сфе­ру де­я­тель­но­сти вице-гу­бер­на­то­ров. Без­услов­но, от­дель­ные за­ко­но­да­тель­ные ини­ци­а­ти­вы, даже ме­ня­ю­щие ба­ланс пол­но­мо­чий меж­ду вет­вя­ми вла­сти, вряд ли бу­дут един­ствен­ным фак­то­ром, вли­я­ю­щим на ин­те­рес ре­ги­о­наль­ных элит к сле­ду­ю­щим вы­бо­рам в зак­со­бра­ние. Тем не ме­нее со­хра­не­ние трен­да на опре­де­лен­ное со­кра­ще­ние пол­но­мо­чий и вли­я­ния ре­ги­о­наль­но­го пар­ла­мен­та мо­жет сра­бо­тать на сни­же­ние ин­те­ре­са ча­сти пред­ста­ви­те­лей ад­ми­ни­стра­тив­ных и биз­нес-элит к уча­стию в кам­па­нии по вы­бо­рам в этот пред­ста­ви­тель­ный ор­ган в 2026 году. В то же вре­мя та­кая тен­ден­ция мо­жет рас­ши­рить воз­мож­но­сти по из­бра­нию в со­став зак­со­бра­ния сле­ду­ю­ще­го со­зы­ва пред­ста­ви­те­лей об­ще­ствен­ных дви­же­ний и со­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ных НКО.

В рам­ках ре­ги­о­наль­ных и му­ни­ци­паль­ных из­би­ра­тель­ных кам­па­ний вполне мож­но ожи­дать но­вых про­яв­ле­ний трен­да на уси­ле­ние дроб­но­сти про­тестно­го элек­то­ра­та и по­яв­ле­ние до­пол­ни­тель­ных про­блем для рас­ши­ре­ния базы под­держ­ки кан­ди­да­тов от оп­по­зи­ци­он­ных пар­тий. В част­но­сти, си­стем­ной оп­по­зи­ции (пре­жде все­го, пред­ста­ви­те­лям КПРФ и «Спра­вед­ли­вой Рос­сии – За прав­ду») мо­жет быть слож­нее при­вле­кать го­ло­са ли­бе­раль­но­го элек­то­ра­та в усло­ви­ях су­ще­ствен­ной раз­ни­цы в оцен­ках рос­сий­ской во­ен­ной спе­цо­пе­ра­ции на Укра­ине меж­ду об­ще­ствен­но­стью ли­бе­раль­но­го и лево-кон­сер­ва­тив­но­го тол­ка. Так, мож­но вспом­нить, что на­ка­нуне стар­та му­ни­ци­паль­ной кам­па­нии в Москве по­ки­нул долж­ность пер­во­го сек­ре­та­ря МГК КПРФ Ва­ле­рий Раш­кин, при ко­то­ром кан­ди­да­ты от сто­лич­ных ком­му­ни­стов в ходе из­би­ра­тель­ных кам­па­ний неред­ко де­ла­ли став­ку на при­вле­че­ние го­ло­сов в том чис­ле ли­бе­раль­ных из­би­ра­те­лей (мож­но вспом­нить, на­при­мер, вы­бо­ры в Мосгор­ду­му в 2019 году или кам­па­нии от­дель­ных кан­ди­да­тов от пар­тии в ходе пар­ла­мент­ских вы­бо­ров 2021 года по сто­ли­це). Даже несмот­ря на ли­ше­ние Ва­ле­рия Раш­ки­на ман­да­та де­пу­та­та Гос­ду­мы, эли­та ле­вых пар­тий Моск­вы ожи­да­ла его от­став­ки уже по­сле за­вер­ше­ния му­ни­ци­паль­ных вы­бо­ров.

«Еди­ная Рос­сия» в ходе кам­па­ний, судя по за­яв­ле­нию зам­сек­ре­та­ря Ген­со­ве­та пар­тии Сер­гея Пер­ми­но­ва, стре­мит­ся вы­дер­жать ба­ланс меж­ду фе­де­раль­ной (в во­про­сах, пря­мо или кос­вен­но свя­зан­ных с про­ве­де­ни­ем спе­цо­пе­ра­ции на Укра­ине) и ло­каль­ной по­вест­кой (ин­фра­струк­тур­ное раз­ви­тие и фор­ми­ро­ва­ние ком­форт­ной го­род­ской сре­ды). Это эф­фек­тив­ная стра­те­гия — в том чис­ле на кон­тра­сте с опре­де­лен­ным сни­же­ни­ем вни­ма­ния к ло­каль­ной про­бле­ма­ти­ке со сто­ро­ны за­мет­ной ча­сти оп­по­зи­ци­он­ных иг­ро­ков в те­че­ние вес­ны 2022 года, а та­к­же ме­нее ин­тен­сив­ной под­го­тов­кой ряда оп­по­нен­тов вла­стей к пред­вы­бор­ным кам­па­ни­ям.

Став­ка на об­суж­де­ние ин­фра­струк­тур­ных во­про­сов (вклю­чая стро­и­тель­ство со­ци­аль­ных объ­ек­тов) и за­дач в сфе­ре го­род­ско­го бла­го­устрой­ства мо­жет спо­соб­ство­вать фор­ми­ро­ва­нию бо­лее проч­ных свя­зей меж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми мест­ных элит, бал­ло­ти­ру­ю­щих­ся в му­ни­ци­паль­ные и ре­ги­о­наль­ные пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны от «Еди­ной Рос­сии», и са­мой пар­ти­ей (вви­ду дол­го­сроч­но­го ха­рак­те­ра ряда про­ек­тов в дан­ных сфе­рах), а та­к­же со­здать до­пол­ни­тель­ные фак­то­ры для со­труд­ни­че­ства «ЕР» с во­лон­тер­ским дви­же­ни­ем.

Мож­но об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ходе кам­па­ний 2022 года «Еди­ная Рос­сия» не про­сто ини­ци­и­ру­ет про­ек­ты в этих сфе­рах, но про­во­дит их ак­тив­ное об­суж­де­ние с граж­да­на­ми. На­при­мер, в рам­ках де­я­тель­но­сти мо­би­ли­за­ци­он­но­го про­ек­та «Жи­те­ли МКД» (мож­но от­ме­тить про­шед­шие под эги­дой про­ек­та встре­чи де­пу­та­тов ре­ги­о­наль­но­го уров­ня с жи­те­ля­ми Чер­кес­ска, где долж­ны прой­ти вы­бо­ры в гор­ду­му) или об­суж­де­ния пла­нов по га­зи­фи­ка­ции (на­при­мер, в на­се­лен­ных пунк­тах, вхо­дя­щих в гра­ни­цы Ки­ро­ва, где та­к­же пред­сто­ят вы­бо­ры в гор­ду­му, про­во­дят­ся схо­ды граж­дан по дан­но­му во­про­су). Этот фак­тор бу­дет спо­соб­ство­вать ак­ти­ви­за­ции кон­так­тов меж­ду де­пу­та­та­ми от пар­тии ре­ги­о­наль­но­го и фе­де­раль­но­го уров­ня с од­ной сто­ро­ны и пред­ста­ви­те­ля­ми пер­вич­ных от­де­ле­ний «Еди­ной Рос­сии» и во­лон­тер­ских ор­га­ни­за­ций — с дру­гой. Опыт со­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ных НКО по ра­бо­те с ло­каль­ной по­вест­кой на­вер­ня­ка бу­дет вос­тре­бо­ван и в рам­ках пар­тий­но­го кон­тро­ля за ре­а­ли­за­ци­ей по­доб­ных про­ек­тов. Та­ким об­ра­зом, это бу­дет уси­ли­вать тренд на вы­дви­же­ние от пар­тии кан­ди­да­тов, свя­зан­ных с во­лон­тер­ским дви­же­ни­ем, как ми­ни­мум в ходе ре­ги­о­наль­ных и му­ни­ци­паль­ных кам­па­ний 2023-2024 го­дов. Кро­ме того, та­кая тен­ден­ция мо­жет спо­соб­ство­вать уси­ле­нию роли «Еди­ной Рос­сии» в рам­ках пре­зи­дент­ских вы­бо­ров-2024 — в ло­ги­ке ор­га­ни­за­ции ка­на­лов об­рат­ной свя­зи меж­ду ру­ко­вод­ством стра­ны и из­би­ра­те­ля­ми на ме­стах.

3. Рей­тинг вли­я­ния глав субъ­ек­тов РФ

Рос­сий­ская во­ен­ная спе­цо­пе­ра­ция на Укра­ине, де­ло­вые кон­так­ты и ини­ци­а­ти­вы в рам­ках Пе­тер­бург­ско­го эко­но­ми­че­ско­го фо­ру­ма, под­го­тов­ка к Еди­но­му дню го­ло­со­ва­ния, ре­а­ли­за­ция ин­фра­струк­тур­ных про­ек­тов, а та­к­же ло­каль­ные про­тестные кам­па­нии вхо­дят в чис­ло фак­то­ров, по­вли­яв­ших на по­зи­ции фи­гу­ран­тов рей­тин­га в июне 2022 года.

По­сле ра­бо­чей встре­чи с пре­зи­ден­том, а та­к­же про­ве­де­ния под пред­се­да­тель­ством пер­во­го вице-пре­мье­ра Ан­дрея Бе­ло­усо­ва со­ве­ща­ния по раз­ви­тию Мур­ман­ско­го транс­порт­но­го узла укреп­ля­ют­ся по­зи­ции гу­бер­на­то­ра Мур­ман­ской об­ла­сти Ан­дрея Чи­би­са (с 46-го на 37-е ме­сто).

Одоб­ре­ние ини­ци­а­ти­вы по со­зда­нию пер­вой осо­бой эко­но­ми­че­ской зоны в Перм­ском крае в ходе за­се­да­ния меж­ве­дом­ствен­ной ра­бо­чей груп­пы по во­про­сам со­зда­ния ОЭЗ и ТОР в мо­но­го­ро­дах под пред­се­да­тель­ством вице-пре­мье­ра Юрия Трут­не­ва укреп­ля­ет вли­я­ние Дмит­рия Ма­хо­ни­на (с 27-го на 23-е ме­сто). По­сле одоб­ре­ния пре­зи­ди­у­мом пра­ви­тель­ствен­ной ко­мис­сии по ре­ги­о­наль­но­му раз­ви­тию за­яв­ки Баш­кор­то­ста­на на по­лу­че­ние бюд­жет­но­го кре­ди­та в объ­ё­ме 4,83 млрд руб­лей на со­зда­ние ин­же­нер­ной ин­фра­струк­ту­ры, до­рож­ное стро­и­тель­ство и за­куп­ку по­движ­но­го со­ста­ва об­ще­ствен­но­го транс­пор­та уси­ли­ва­ет­ся вли­я­ние гла­вы рес­пуб­ли­ки Ра­дия Ха­би­ро­ва (с 29-го на 25-е ме­сто). По­сле по­зи­тив­но­го ре­ше­ния о предо­став­ле­нии Ма­га­дан­ской об­ла­сти зай­ма за счет ин­фра­струк­тур­ных об­ли­га­ций в раз­ме­ре 1,1 млрд руб­лей на стро­и­тель­ство все­се­зон­но­го трам­плин­но­го ком­плек­са укреп­ля­ют­ся по­зи­ции гу­бер­на­то­ра ре­ги­о­на Сер­гея Но­со­ва (с 55-го на 53-е ме­сто).

Пе­ре­ход Мос­ков­ской об­ла­сти на тре­тье ме­сто в На­ци­о­наль­ном рей­тин­ге со­сто­я­ния ин­ве­сти­ци­он­но­го кли­ма­та в субъ­ек­тах РФ, под­го­тов­лен­ном АСИ, уси­ли­ва­ет вли­я­ние Ан­дрея Во­ро­бье­ва (с 9-го на 8-е ме­сто). Пе­ре­хо­дит в груп­пу с очень силь­ным вли­я­ни­ем гу­бер­на­тор Ке­ме­ров­ской об­ла­сти Сер­гей Ци­ви­лев (с 21-го на 20-е ме­сто), воз­гла­вив­ший Со­вет ас­со­ци­а­ции «Си­бир­ское со­гла­ше­ние». По­зи­тив­ные ин­фор­ма­ци­он­ные по­во­ды для ру­ко­вод­ства ре­ги­о­на со­зда­ет и про­шед­шее под пред­се­да­тель­ством вице-пре­мье­ра Дмит­рия Чер­ны­шен­ко за­се­да­ние орг­ко­ми­те­та по под­го­тов­ке X Меж­ду­на­род­но­го спор­тив­но­го фо­ру­ма «Рос­сия – спор­тив­ная дер­жа­ва», ко­то­рый дол­жен прой­ти в кон­це сен­тяб­ря 2022 года в го­ро­дах Куз­бас­са.

Под­пи­са­ние со­гла­ше­ния о со­труд­ни­че­стве в це­лях раз­ви­тия внут­рен­не­го ту­риз­ма, пред­по­ла­га­ю­ще­го за­вер­ше­ние в 2023 году стро­и­тель­ства ав­то­до­ро­ги Че­ля­бинск-Щад­ринск-Тю­мень, при­но­сит по­ли­ти­че­ские очки гла­ве Тю­мен­ской об­ла­сти Алек­сан­дру Мо­ору (с 8-го на 7-е ме­сто) и гу­бер­на­то­ру Кур­ган­ской об­ла­сти Ва­ди­му Шум­ко­ву (с 66-го на 57-е ме­сто). Для Мо­ора по­зи­тив­ную по­вест­ку со­зда­ет про­шед­шее под пред­се­да­тель­ством вице-пре­мье­ра Юрия Бо­ри­со­ва за­се­да­ние орг­ко­ми­те­та по под­го­тов­ке Тю­мен­ско­го про­мыш­лен­но-энер­ге­ти­че­ско­го фо­ру­ма, по­лу­чив­ше­го все­рос­сий­ский ста­тус.

Вос­хо­дя­щий тренд за­тра­ги­ва­ет боль­шин­ство врио гу­бер­на­то­ров. В част­но­сти, уси­ли­ва­ет­ся вли­я­ние врио гу­бер­на­то­ра Са­ра­тов­ской об­ла­сти Ро­ма­на Бу­сар­ги­на по­сле одоб­ре­ния за­яв­ки на по­лу­че­ние ре­ги­о­ном ин­фра­струк­тур­но­го бюд­жет­но­го кре­ди­та на 1,68 млрд. руб­лей на стро­и­тель­ство ма­ги­страль­ных ин­же­нер­ных се­тей при ком­плекс­ном раз­ви­тии тер­ри­то­рии в Са­ра­то­ве (с 62-го на 58-е ме­сто). Укреп­ля­ют­ся по­зи­ции врио гла­вы Ма­рий Эл Юрия Зай­це­ва (с 74-го на 72-е ме­сто). Одоб­ре­ние Мин­сель­хоз­ом 7 про­ек­тов Ря­зан­ской об­ла­сти по раз­ви­тию сель­ских тер­ри­то­рий на 2023 год, на ре­а­ли­за­цию ко­то­рых из фе­де­раль­но­го бюд­же­та мо­жет быть вы­де­ле­но око­ло 19 млрд. руб­лей, при­но­сит по­ли­ти­че­ские очки врио гу­бер­на­то­ра ре­ги­о­на Пав­лу Мал­ко­ву (с 80-го на 77-е ме­сто).

На фоне вы­хо­да трех де­пу­та­тов из фрак­ции КПРФ в Ир­кут­ской го­род­ской Думе, а та­к­же пе­ре­хо­да во фрак­цию «Еди­ная Рос­сии» в ре­ги­о­наль­ном зак­со­бра­нии од­но­го де­пу­та­та от КПРФ и двух от «Граж­дан­ской плат­фор­мы» укреп­ля­ют­ся по­зи­ции гу­бер­на­то­ра Ир­кут­ской об­ла­сти Иго­ря Коб­зе­ва (с 19-го на 15-е ме­сто).

Нис­хо­дя­щий тренд за­тра­ги­ва­ет по­зи­ции ру­ко­вод­ства ряда по­гра­нич­ных ре­ги­о­нов: гу­бер­на­то­ра Ро­стов­ской об­ла­сти Ва­си­лия Го­лу­бе­ва (с 15-го на 17-е ме­сто), гла­вы Бел­го­род­ской об­ла­сти Вя­че­сла­ва Глад­ко­ва (с 16-го на 18-е ме­сто), гу­бер­на­то­ра Кур­ской об­ла­сти Ро­ма­на Ста­ро­вой­та (с 24-го на 26-е ме­сто). В то же вре­мя по­сле под­пи­са­ния на ПМЭФ со­гла­ше­ния с «Ми­ра­тор­гом» по ре­а­ли­за­ции вто­ро­го эта­па про­ек­та по раз­ви­тию пти­це­вод­ства с пред­по­ла­га­е­мым объ­е­мом ин­ве­сти­ций 2,9 млрд руб­лей укреп­ля­ют­ся по­зи­ции гла­вы Брян­ской об­ла­сти Алек­сандра Бо­го­ма­за (с 33-го на 29-е ме­сто). Уси­ли­ва­ет­ся вли­я­ние гла­вы Рес­пуб­ли­ки Крым Сер­гея Ак­се­но­ва (с 37-го на 31-е ме­сто) — в част­но­сти, на фоне со­об­ще­ний о по­лу­че­нии ре­ги­о­ном 1,5 млрд руб­лей в виде ин­ве­сти­ций на раз­ви­тие ре­кре­а­ци­он­ной ин­фра­струк­ту­ры и ре­а­ли­за­цию про­ек­тов в сфе­ре АПК. Пе­ре­хо­дит в груп­пу с силь­ным вли­я­ни­ем гу­бер­на­тор Во­ро­неж­ской об­ла­сти Алек­сандр Гу­сев (с 53-го на 44-е ме­сто) — в част­но­сти, по­сле вклю­че­ния пра­ви­тель­ством в план до­рож­но­го стро­и­тель­ства на 2023–2027 года фе­де­раль­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния ра­бот по про­ек­ту Осту­жев­ской раз­вяз­ки, что пред­по­ла­га­ет вы­де­ле­ние на эти цели око­ло 784 млн руб­лей на пер­вом и око­ло 2,94 млрд руб­лей на вто­ром и тре­тьем эта­пах.

Лес­ные по­жа­ры со­зда­ют до­пол­ни­тель­ные про­бле­мы для гла­вы Яку­тии Ай­се­на Ни­ко­ла­е­ва (с 26-го на 27-е ме­сто), ру­ко­во­ди­те­ля Бу­ря­тии Алек­сея Цы­де­но­ва (с 73-го на 80-е ме­сто), гу­бер­на­то­ра За­бай­каль­ско­го края Алек­сандра Оси­по­ва (с 77-го на 81-е ме­сто).

Ак­ции про­те­ста доль­щи­ков, а та­к­же про­тив­ни­ков ген­пла­на в Ге­лен­джи­ке при­во­дят к осла­бе­ва­нию по­зи­ций в рей­тин­ге гу­бер­на­то­ра Крас­но­дар­ско­го края Ве­ни­а­ми­на Кон­дра­тье­ва (с 13-го на 16-е ме­сто).

Гла­ва субъ­ек­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­цииМе­сто в рей­тин­геМе­сто в рей­тин­ге в маеСред­ний балл
Очень силь­ное вли­я­ние
Со­бя­нин Сер­гей Се­мё­но­вич

Мэр го­ро­да Москва

119,53
Ка­ды­ров Рам­зан Ах­ма­то­вич

Гла­ва Че­чен­ской Рес­пуб­ли­ки

228,30
Дю­мин Алек­сей Ген­на­дье­вич

Гу­бер­на­тор Туль­ской об­ла­сти

337,97
Бег­лов Алек­сандр Дмит­ри­е­вич
Гу­бер­на­тор го­ро­да Санкт-Пе­тер­бург
447,50
Аза­ров Дмит­рий Иго­ре­вич
Гу­бер­на­тор Са­мар­ской об­ла­сти
557,44
Мин­ни­ха­нов Ру­стам Нур­га­ли­е­вич

Пре­зи­дент Рес­пуб­ли­ки Та­тар­стан

667,14
Моор Алек­сандр Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Тю­мен­ской об­ла­сти
787,00
Во­ро­бьев Ан­дрей Юрье­вич

Гу­бер­на­тор Мос­ков­ской об­ла­сти

896,97
Ни­ки­тин Глеб Сер­ге­е­вич
Гу­бер­на­тор Ни­же­го­род­ской об­ла­сти
966,95
Ар­тю­хов Дмит­рий Ан­дре­евич
Гу­бер­на­тор Яма­ло-Ненец­ко­го АО
10106,88
Али­ха­нов Ан­тон Ан­дре­евич

Гу­бер­на­тор Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти

11126,83
Дроз­ден­ко Алек­сандр Юрье­вич

Гу­бер­на­тор Ле­нин­град­ской об­ла­сти

12186,67
Ни­ки­тин Ан­дрей Сер­ге­е­вич

Гу­бер­на­тор Нов­го­род­ской об­ла­сти

13116,62
Текслер Алек­сей Лео­ни­до­вич
Гу­бер­на­тор Че­ля­бин­ской об­ла­сти
14146,60
Коб­зев Игорь Ива­но­вич
Гу­бер­на­тор Ир­кут­ской об­ла­сти
15196,57
Кон­дра­тьев Ве­ни­а­мин Ива­но­вич
Гла­ва ад­ми­ни­стра­ции (гу­бер­на­тор) Крас­но­дар­ско­го края
16136,55
Го­лу­бев Ва­си­лий Юрье­вич

Гу­бер­на­тор Ро­стов­ской об­ла­сти

17156,52
Глад­ков Вя­че­слав Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Бел­го­род­ской об­ла­сти
18166,50
Ко­же­мя­ко Олег Ни­ко­ла­е­вич
Гу­бер­на­тор При­мор­ско­го края
19176,48
Ци­ви­лёв Сер­гей Ев­ге­нье­вич

Гу­бер­на­тор Ке­ме­ров­ской об­ла­сти

20216,46
Силь­ное вли­я­ние
Ме­ли­ков Сер­гей Али­мо­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Да­ге­стан
21206,42
Усс Алек­сандр Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Крас­но­яр­ско­го края
22226,40
Бре­ча­лов Алек­сандр Вла­ди­ми­ро­вич
Гла­ва Уд­мурт­ской рес­пуб­ли­ки
23236,37
Ма­хо­нин Дмит­рий Ни­ко­ла­е­вич
Гу­бер­на­тор Перм­ско­го края
24276,35
Ха­би­ров Ра­дий Фа­ри­то­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Баш­кор­то­стан
25296,32
Ста­ро­войт Ро­ман Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Кур­ской об­ла­сти
26246,30
Ни­ко­ла­ев Ай­сен Сер­ге­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Саха (Яку­тия)
27266,26
Куй­ва­шев Ев­ге­ний Вла­ди­ми­ро­вич

Гу­бер­на­тор Сверд­лов­ской об­ла­сти

28346,23
Бо­го­маз Алек­сандр Ва­си­лье­вич

Гу­бер­на­тор Брян­ской об­ла­сти

29336,22
Ли­ма­рен­ко Ва­ле­рий Иго­ре­вич

Гу­бер­на­тор Са­ха­лин­ской об­ла­сти

30286,20
Ак­сё­нов Сер­гей Ва­ле­рье­вич

Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Крым

31376,18
Шап­ша Вла­ди­слав Ва­ле­рье­вич
Гу­бер­на­тор Ка­луж­ской об­ла­сти
32366,16
Ни­ко­ла­ев Олег Алек­се­е­вич
Гла­ва Чу­ваш­ской Рес­пуб­ли­ки
33316,15
Ме­няй­ло Сер­гей Ива­но­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Се­вер­ная Осе­тия-Ала­ния
34426,13
Ко­ма­ро­ва На­та­лья Вла­ди­ми­ров­на

Гу­бер­на­тор Хан­ты-Ман­сий­ско­го АО – Югра

35356,11
Пар­фен­чи­ков Ар­тур Оле­го­вич

Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ка­ре­лия

36416,10
Чи­бис Ан­дрей Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Мур­ман­ской об­ла­сти
37466,08
Ко­ков Каз­бек Ва­ле­рье­вич
Гла­ва Ка­бар­ди­но–Бал­кар­ской Рес­пуб­ли­ки
38326,05
То­мен­ко Вик­тор Пет­ро­вич
Гу­бер­на­тор Ал­тай­ско­го края
39396,04
Трав­ни­ков Ан­дрей Алек­сан­дро­вич
Гу­бер­на­тор Но­во­си­бир­ской об­ла­сти
40256,02
Вос­кре­сен­ский Ста­ни­слав Сер­ге­е­вич
Гу­бер­на­тор Ива­нов­ской об­ла­сти
41386,00
Те­м­ре­зов Ра­шид Бор­и­спи­е­вич

Гла­ва Ка­ра­чае­во-Чер­кес­ской Рес­пуб­ли­ки

42305,97
Мель­ни­чен­ко Олег Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Пен­зен­ской об­ла­сти
43435,96
Гу­сев Алек­сандр Вик­то­ро­вич

Гу­бер­на­тор Во­ро­неж­ской об­ла­сти

44535,94
Зду­нов Ар­тём Алек­се­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Мор­до­вия
45455,91
Ру­де­ня Игорь Ми­хай­ло­вич
Гу­бер­на­тор Твер­ской об­ла­сти
46405,88
Бур­ков Алек­сандр Лео­ни­до­вич
Гу­бер­на­тор Ом­ской об­ла­сти
47515,86
Цы­буль­ский Алек­сандр Ви­та­лье­вич
Гу­бер­на­тор Ар­хан­гель­ской об­ла­сти
48445,83
Ар­та­мо­нов Игорь Ге­ор­ги­е­вич
Гла­ва ад­ми­ни­стра­ции Ли­пец­кой об­ла­сти
49475,80
Бо­ча­ров Ан­дрей Ива­но­вич

Гу­бер­на­тор Вол­го­град­ской об­ла­сти

50495,78
Сред­нее вли­я­ние
Раз­во­жа­ев Ми­ха­ил Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор го­ро­да Се­ва­сто­по­ля
51485,72
Ав­де­ев Алек­сандр Алек­сан­дро­вич
И.о.гу­бер­на­то­ра Вла­ди­мир­ской об­ла­сти
52545,60
Но­сов Сер­гей Кон­стан­ти­но­вич
Гу­бер­на­тор Ма­га­дан­ской об­ла­сти
53555,50
Вла­ди­ми­ров Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич

Гу­бер­на­тор Став­ро­поль­ско­го края

54505,48
Ве­дер­ни­ков Ми­ха­ил Юрье­вич
Гу­бер­на­тор Псков­ской об­ла­сти
55605,45
Дег­тярёв Ми­ха­ил Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Ха­ба­ров­ско­го края
56575,43
Шум­ков Ва­дим Ми­хай­ло­вич
Гу­бер­на­тор Кур­ган­ской об­ла­сти
57665,39
Бу­сар­гин Ро­ман Вик­то­ро­вич
И.о. гу­бер­на­то­ра Са­ра­тов­ской об­ла­сти
58625,35
Ба­буш­кин Игорь Юрье­вич
Гу­бер­на­тор Аст­ра­хан­ской об­ла­сти
59525,33
Кув­шин­ни­ков Олег Алек­сан­дро­вич

Гу­бер­на­тор Во­ло­год­ской об­ла­сти

60635,28
Со­ко­лов Алек­сандр Ва­лен­ти­но­вич
И.о. гу­бер­на­то­ра Ки­ров­ской об­ла­сти
61615,25
Кум­пи­лов Му­рат Ка­раль­би­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ады­гея
62595,22
Пас­лер Де­нис Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Орен­бург­ской об­ла­сти
63585,17
Его­ров Мак­сим Бо­ри­со­вич
И.о. гла­вы ад­ми­ни­стра­ции Там­бов­ской об­ла­сти
64655,15
Рус­ских Алек­сей Юрье­вич
Гу­бер­на­тор Улья­нов­ской об­ла­сти
65725,12
Ма­зур Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич
И.о. гу­бер­на­то­ра Том­ской об­ла­сти
66675,10
Хо­ро­хор­дин Олег Лео­ни­до­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ал­тай
67565,07
Хо­ва­лыг Вла­ди­слав То­ва­ри­щтай­о­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Тыва
68695,04
Ост­ров­ский Алек­сей Вла­ди­ми­ро­вич

Гу­бер­на­тор Смо­лен­ской об­ла­сти

69685,01
Евра­ев Ми­ха­ил Яко­вле­вич
И.о. гу­бер­на­то­ра Яро­слав­ской об­ла­сти
70714,98
Без­дуд­ный Юрий Ва­си­лье­вич
Гу­бер­на­тор Ненец­ко­го ав­то­ном­но­го окру­га
71704,95
Зай­цев Юрий Вик­то­ро­вич
И.о. гла­вы Рес­пуб­ли­ки Ма­рий Эл
72744,92
Со­ло­дов Вла­ди­мир Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Кам­чат­ско­го края
73644,90
Ка­ли­ма­тов Ма­хмуд-Али Мак­ша­ри­по­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ин­гу­ше­тия
74794,87
Уйба Вла­ди­мир Вик­то­ро­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Коми
75844,86
Сит­ни­ков Сер­гей Кон­стан­ти­но­вич

Гу­бер­на­тор Ко­стром­ской об­ла­сти

76784,84
Мал­ков Па­вел Вик­то­ро­вич
И.о. гу­бер­на­то­ра Ря­зан­ской об­ла­сти
77804,82
Ко­пин Ро­ман Ва­лен­ти­но­вич

Гу­бер­на­тор Чу­кот­ско­го АО

78764,80
Гольд­штейн Ро­сти­слав Эрн­сто­вич
Гу­бер­на­тор Ев­рей­ской ав­то­ном­ной об­ла­сти
79754,79
Цы­де­нов Алек­сей Сам­бу­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Бу­ря­тия
80734,77
Оси­пов Алек­сандр Ми­хай­ло­вич
Гу­бер­на­тор За­бай­каль­ско­го края
81774,75
Ха­си­ков Бату Сер­ге­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Кал­мы­кия
82814,74
Ор­лов Ва­си­лий Алек­сан­дро­вич
Гу­бер­на­тор Амур­ской об­ла­сти
83824,73
Клыч­ков Ан­дрей Ев­ге­нье­вич
Гу­бер­на­тор Ор­лов­ской об­ла­сти
84834,71
Ко­но­ва­лов Ва­лен­тин Оле­го­вич
Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ства Рес­пуб­ли­ки Ха­ка­сия
85854,65

Ме­то­ди­ка ис­сле­до­ва­ния АПЭК

Экс­перт­ный опрос, на ре­зуль­та­тах ко­то­ро­го ос­но­ван рей­тинг наи­бо­лее вли­я­тель­ных гу­бер­на­то­ров в Рос­сии, про­во­дит­ся ме­то­дом за­кры­то­го ан­ке­ти­ро­ва­ния. В нем при­ни­ма­ют уча­стие 26 экс­пер­тов: по­ли­то­ло­ги, по­лит­тех­но­ло­ги, ме­ди­а­экс­пер­ты, жур­на­ли­сты.

Как бы Вы оце­ни­ли по шка­ле от 1 до 10 вли­я­ние на фе­де­раль­ном уровне (в Ад­ми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та РФ, Пра­ви­тель­стве РФ, Фе­де­раль­ном со­бра­нии РФ, пар­тий­ной и биз­нес-эли­те) сле­ду­ю­щих глав ре­ги­о­нов?

Сна­ча­ла каж­дый из экс­пер­тов оце­ни­ва­ет вли­я­ние каж­до­го из кан­ди­да­тов, пред­став­лен­ных в ан­ке­те, а за­тем опре­де­ля­ют­ся сред­ние ариф­ме­ти­че­ские зна­че­ния экс­перт­ных оце­нок (сред­ние бал­лы).

Ито­го­вый рей­тинг пред­став­ля­ет со­бой кон­со­ли­ди­ро­ван­ную оцен­ку вли­я­ния всех глав ре­ги­о­нов Рос­сии ли­де­ра­ми рос­сий­ско­го экс­перт­но­го со­об­ще­ства. Пер­со­на­лии, во­шед­шие в рей­тинг по ре­зуль­та­там опро­са, рас­пре­де­ля­ют­ся по раз­де­лам «очень силь­ное вли­я­ние» (1-20), «силь­ное вли­я­ние» (21-50), «сред­нее вли­я­ние» (51-85).

Спи­сок экс­пер­тов

Арь­ков Ви­та­лий (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Ниж­ние По­вол­жье и Се­вер­ный Кав­каз), Га­вы­че­ва Алек­сандра (пор­тал «Ре­ги­о­наль­ные ком­мен­та­рии»), Ге­ре­ев Рус­лан (Центр ис­лам­ских ис­сле­до­ва­ний СКФО), Гра­щен­ков Илья (Центр раз­ви­тия ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ки), Гром­ский Алек­сей (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Нов­го­род­ская об­ласть), Жа­ри­хин Вла­ди­мир (Ин­сти­тут стран СНГ), Жу­равлев Дмит­рий (Ин­сти­тут ре­ги­о­наль­ных про­блем), Зу­ба­нов Сер­гей (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Яма­ло-Ненец­ком ав­то­ном­ный округ), Ива­нов Ви­та­лий (Фонд раз­ви­тия граж­дан­ско­го об­ще­ства), Ко­ва­лен­ко Ар­тём (жур­нал «Экс­перт-Урал»), Ко­ле­ров Мо­дест (ИА REGNUM), Куз­не­цов Глеб (Экс­перт­ный ин­сти­тут со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний), Лав­ров Ан­дрей (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Че­ля­бин­ская об­ласть), Львов Сте­пан (ВЦИ­ОМ), Мин­че­ва Ма­рия (кон­сал­тин­го­вое агент­ство «Го­род»), Ми­хе­ев Сер­гей (по­ли­то­лог), Му­ха­ме­тов Рус­лан (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Сверд­лов­ская об­ласть), Ней­ж­ма­ков Ми­ха­ил (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций), Ор­лов Дмит­рий (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций), Трес­кин Ва­дим (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Ар­хан­гель­ская об­ласть), Ту­ров­ский Ро­сти­слав (Центр по­ли­ти­че­ских тех­но­ло­гий), Ха­нас Петр (Даль­не­во­сточ­ный кон­сал­тин­го­вый центр), Цы­га­нов Ана­то­лий (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Рес­пуб­ли­ка Ка­ре­лия), Ше­шу­ко­ва Га­ли­на (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Орен­бург­ская об­ласть).

Ссылка


Возврат к списку