у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Мнение экспертов. Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов – о запросе на новую политику безопасности в центре и регионах

Мнение экспертов. Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов – о запросе на новую политику безопасности в центре и регионах 23.08.2022

1.Убийство Дарьи Дугиной, действия диверсионных групп в приграничных регионах, а также характерный для осени сезонный рост протестных настроений актуализируют темы, связанные с повесткой безопасности.

Причем в самом широком смысле – от антитеррористических мер до борьбы с преступностью и противодействия влиянию криминальных субкультур на молодежь.
2. Длительное время безопасность находилась на периферии политической повестки, приобретая приоритетное значение лишь ситуативно – например, после трагических инцидентов, связанных с атаками на учебные заведения (как в октябре 2018 года в Керчи, в мае 2021 года в Казани или в сентябре того же года в Перми). Во многом ограниченное внимание политических игроков к повестке безопасности было связано с оптимистическими оценками ситуации гражданами. Так, по опросу ВЦИОМ от 14 января 2021 года уровнем безопасности для себя лично или членов своей семьи были вполне или скорее удовлетворены 81% респондентов. При этом, по данным того же социологического центра, за период с декабря 2005 по начало 2021 года индекс удовлетворенности россиян этой стороной своей жизни существенно вырос – с 19 до 65 пунктов.
3. Актуализация повестки безопасности, безусловно, усиливает консолидацию вокруг Владимира Путина, образ которого еще с 1999 года ассоциируется с темой порядка. Во многом это подтвердила и содержательная сторона президентской кампании 2018 года, хотя тогда был сделан заметный акцент на проблемы противодействия внешним угрозам безопасности. Эта тема не была приоритетной для большинства оппозиционных сил, даже ориентированных на электорат крупных городов, где внимание к проблемам безопасности - в силу большой тревожности аудитории - может быть выше, чем в малых и средних населенных пунктах. В оппозиционной среде к этой проблеме чаще других игроков обращалась ЛДПР, но пока не вполне ясно, насколько эффективной может быть продвижение этой темы партией после прихода нового лидера.
4.В предыдущие годы исследования фиксировали общественный запрос на ужесточение наказаний с целью борьбы с преступностью. Так, по данным опросов «Левада-центра» (внесен в реестр иноагентов) доля сторонников такого подхода среди респондентов выросла за период с октября 2019 по май 2021 года с 45 до 48%. Тем не менее такой подход может приносить политические очки скорее в краткосрочной перспективе, а более устойчивый прирост поддержки может дать именно комплексная работа с темой, предполагающая сопряжение мер в сфере безопасности и социально-экономической политики. В этом смысле преимущество получает «Единая Россия» – в партии немало федеральных спикеров с силовым бэкграундом. При этом «Единая Россия» выдвигала дифференцированный подход к работе с повесткой безопасности (показательно, например, особое внимание секретаря Генсовета партии Андрея Турчака к влиянию криминальных субкультур на молодежь).
5. Если в начале 2000-х вопросы безопасности ассоциировались прежде всего с федеральными темами, то в ближайшей перспективе может актуализироваться их обсуждение в рамках региональной и локальной повестки. Этот тренд, вероятно, будет предполагать более явный общественный запрос к губернаторам по реагированию на подобные проблемы (что связано в том числе с запросом на более ярко выраженную политическую субъектность глав регионов в новых условиях). Конечно, не все подобные задачи находятся в прямой компетенции глав субъектов, но критика будет чаще адресована именно руководителям этого уровня. Этот вероятный тренд уже в ходе выборов 2023 года будет подталкивать команды губернаторов акцентировать внимание на более «брутальных», условно «силовых» аспектах их образов.

Ссылка

Возврат к списку