у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов – о приоритетах Восточного экономического форума и акцентах политики Кремля на Дальнем Востоке и в Арктике

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов – о приоритетах Восточного экономического форума и акцентах политики Кремля на Дальнем Востоке и в Арктике 30.08.2022

1.Подготовка к Восточному экономическому форуму, который состоится 5-8 сентября 2022 года, актуализирует не только взаимодействие России с Азиатско-Тихоокеанским регионом, но всю дальневосточную региональную и арктическую повестку.

Очевиден и дополнительный политический фактор, который будет усиливать внимание центра к этой части страны в течение года: 5 из 20 субъектов РФ, в которых в 2023 году пройдут прямые губернаторские выборы, расположены в ДФО, при этом 4 региона (а также ЯНАО, где губернатор будет избираться депутатами заксобрания по представлению президента) полностью или частично входят в российскую Арктическую зону. Кроме того, поскольку в течение 2023-начале 2024 года оживление диалога России и Запада не исключено, но принципиальное снижение напряженности между ними маловероятно, «восточный вектор» внешней политики Кремля может сделать и дальневосточную региональную составляющую в повестке ближайшей президентской кампании более ярко выраженной, чем в 2018 году.
2.Внимание Кремля к определенной сфере или региону традиционно сопровождается более жестким контролем за реализацией задач на этом направлении. Вероятно, ключевыми блоками, за реализацией которых в дальневосточных и арктических регионах в 2023-2024 годах может усилиться федеральный контроль, могут стать реализация транспортных инфраструктурных проектов, строительство социальных объектов, эффективность противодействия чрезвычайным ситуациям. На этом фоне в ближайшие годы может сохранится тренд на значительную долю «варягов», не связанных с местными элитами. Не исключено и проведение более интенсивных тематических совещаний федеральных силовых структур (в том числе под эгидой Совета безопасности) в период с осени 2022 по первое полугодие 2024 года по вопросам антикоррупционных расследований и пресечения нарушений природоохранного законодательства на Дальнем Востоке и в российской Арктике.
3. В управленческой логике арктических губернаторов в перспективе может быть востребован как более жесткий стиль («стиль Олега Кожемяко»), так и более гибкий («стиль Дмитрия Артюхова»). В случае с главой ЯНАО ставка делается на прямой регулярный контакт с населением («Честный маршрут») как фактор контроля за реализацией в том числе федеральных задач. В рамках более жесткого стиля – в 2023-2026 годах вполне вероятно возрастание доли выходцев из силовых структур. Но пока не слишком вероятно, что управленцы с таким бэкграундом составят в восточной части страны абсолютное большинство.
4.Программа ВЭФ-2022 является очередным индикатором того, что российское руководство настроено на привлечение максимально широкого круга иностранных инвесторов на Дальний Восток и в северные регионы. Кроме Китая, об арктических интересах которого известно немало, в рамках форума планируется дальнейшее развитие диалога, например, с Индией. И это отнюдь не ситуативное решение. Такой тренд может предполагать дальнейшее поощрение центром рабочих поездок дальневосточных губернаторов для поиска зарубежных инвесторов - в том числе за пределы Восточной Азии.
5. Вероятно, в рамках акций с участием Владимира Путина в сентябре, специально посвященных развитию Дальнего Востока и Арктики, дополнительный акцент может быть сделан на молодежной политике. С высокой вероятностью более развернутой будет и социальная повестка таких мероприятий (для аналогии – можно вспомнить социальные акценты на ПМЭФ-2022).

Ссылка

Возврат к списку