у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов – о «мобилизационных» способностях губернаторов и их возможности отвечать на общественный запрос в новых условиях

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов  – о «мобилизационных» способностях губернаторов и их возможности отвечать на общественный запрос в новых условиях 27.09.2022

1. Проведение частичной мобилизации не только усиливает публично-политическую роль глав регионов, но и будет подталкивать их чаще выступать с федеральными инициативами.

Усиливается общественный запрос на работу губернаторов с муниципальной проблематикой и их взаимодействие с волонтерскими организациями. При этом на фоне «мобилизационной» повестки получают дальнейшее развитие тренды, большинство из которых стали проявляться не в период пандемии, как принято считать, а ещё раньше – уже в 2018-2019 годах.
2. Заявления губернаторов о готовности оперативно реагировать на случаи мобилизации граждан, которых в соответствии с заявлениями и решениями федеральных властей эта процедура касаться не должна, по сути, отвечают на проявлявшийся уже в ходе региональных выборов 2018 года общественный запрос на более ярко выраженную роль глав субъектов по контролю за чиновниками на местах и реагированию на нарушения прав населения. Уже 4 года назад это стало мотивом для использования главами регионов несколько девальвированных впоследствии публичных жестов в силе «губернатор разносит починенных». В новых условиях политические очки и, вероятно, одобрение центра получат губернаторы, которые чаще и детально будут проверять ситуацию с ходом мобилизации на местах, лично будут реагировать на обращения граждан. В фокусе внимания федеральных медиа оказались примеры проблем с военкоматами не только в крупных городах, но и в регионах, прежде находившихся на периферии медийного внимания (показательна информация о 70 получивших повестки, но в итоге отпущенных домой жителях Бурятии). Это только подчеркивает уже заданный тренд: даже главам не самых урбанизированных и привлекательных для федеральных игроков регионов стоит готовиться к постепенному росту публичного внимания к их деятельности уже в перспективе 2023-2024 годов.
3. Экономически благополучные субъекты Федерации (например, Москва и Ямал) задают тренд весомой региональной поддержки мобилизованных и добровольцев, отправляющихся в зону спецоперации. Руководство экономически проблемных территорий может ответить на подобный уровень ожиданий более тесным вовлечением в социальные мобилизационные инициативы регионального крупного и среднего бизнеса, а также активным взаимодействием с общественными организациями, оказывающими помощь военнослужащим в зоне СВО. Показательно, что уже в течение лета 2022 года оппоненты ряда глав регионов пытались акцентировать внимание именно на их недостаточно активной работе с такими НКО. В итоге уже через 3-4 месяца мы, вероятно, будем наблюдать укрепление политической роли волонтерских организаций, а также регионального бизнеса – с более явным проявлением тренда в экономически проблемных регионах.
4.Часть активных глав экономически проблемных регионов, возможно, будет интенсивнее использовать площадку Госсовета для продвижения на федеральном уровне социальных инициатив по поддержке мобилизованных и членов их семей. Это может дополнительно способствовать усилению значения Госсовета, что также развивает тренды 2018-2019 годов (вспомним, например, последовательный рост значимости расширенных заседаний президиума Госсовета для обсуждения федеральных стратегических вопросов). Может усилиться и роль «Единой России», традиционно аккумулирующей обсуждение «кризисной» повестки.
5. Тема прохождения военной службы детьми губернаторов (о подобных шагах своих сыновей уже заявили, например, главы Чувашии и Крыма), возможно, будет задавать более широкий тренд – на больший общественный интерес к членам семей глав регионов. Формируется выраженный запрос на их укорененность в субъектах и участие в реализации социальных проектов на местах. Но одновременно может возрасти и внимание к скандальным происшествиям с участием членов семей губернаторов и крупных региональных чиновников.

Ссылка

Возврат к списку