у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Народная программа «Единой России»: год исполнения, направления развития и контуры контроля

Народная программа «Единой России»: год исполнения, направления развития и контуры контроля 29.11.2022

На­род­ная про­грам­ма «Еди­ной Рос­сии» была утвер­жде­на на вто­ром эта­пе пред­вы­бор­но­го съез­да пар­тии 24 ав­гу­ста 2021 года. 

Она ста­ла ре­зуль­та­том мас­штаб­ной дис­кус­сии, в ко­то­рой при­ня­ли уча­стие око­ло 2,5 млн. че­ло­век. При этом око­ло 10 лет на­зад «Еди­ной Рос­си­ей» был пред­ло­жен прин­ци­пи­аль­но но­вый – не си­ту­а­тив­ный, а стра­те­ги­че­ский — под­ход к ра­бо­те с про­грамм­ны­ми до­ку­мен­та­ми, вклю­чав­ший из­ме­не­ние за­ко­но­да­тель­ства, си­стем­ное ис­пол­не­ние и кон­троль. В июне 2021 года на сов­мест­ном за­се­да­нии Выс­ше­го и Ге­не­раль­но­го со­ве­тов «Еди­ной Рос­сии» вы­сту­пил с по­дроб­ным от­че­том о ре­а­ли­за­ции до­ку­мен­та. Та­ко­го рода от­че­ты про­во­ди­лись и на уровне ре­ги­о­наль­ных от­де­ле­ний «Еди­ной Рос­сии».

Во­пре­ки до­ми­ни­ро­вав­шим в Рос­сии в 1990-2000-е годы по­ли­ти­че­ским тра­ди­ци­ям, для «Еди­ной Рос­сии» про­грам­ма ста­ла не од­ним из фо­но­вых эле­мен­тов пред­вы­бор­ной кам­па­нии, слу­жа­щим для си­ту­а­тив­ной ком­му­ни­ка­ции с ме­дий­ным и экс­перт­ным со­об­ще­ством и со­зда­ния еди­нич­ных ин­фор­ма­ци­он­ных по­во­дов в пе­ри­од из­би­ра­тель­ной кам­па­нии, но прин­ци­пи­аль­ной ос­но­вой для по­сто­ян­но­го вза­и­мо­дей­ствия с ло­каль­ны­ми со­об­ще­ства­ми и укреп­ле­ния ка­на­лов об­рат­ной свя­зи с граж­да­на­ми, ре­гу­ляр­но­го мо­ни­то­рин­га ре­ги­о­наль­ных про­блем, про­ак­тив­ной ра­бо­ты с со­ци­аль­ной и ан­ти­бю­ро­кра­ти­че­ской по­вест­кой.

1. Про­грамм­ные вы­зо­вы и ра­бо­та над про­грам­мой

То, что прин­ци­пи­аль­ный и ин­стру­мен­таль­ный под­ход к ра­бо­те с про­грам­мой был при­нят имен­но «Еди­ной Рос­си­ей», тра­ди­ци­он­но ис­поль­зо­вав­шей на ре­гу­ляр­ной ос­но­ве но­вые по­ли­ти­че­ские прак­ти­ки для вза­и­мо­дей­ствия с из­би­ра­те­лем, было вполне пред­ска­зу­е­мо. Яр­кий при­мер — про­ве­де­ние пред­ва­ри­тель­но­го внут­ри­пар­тий­но­го го­ло­со­ва­ния, «прай­ме­риз». Впер­вые это про­изо­шло в 2007 году, а с 2009 года про­це­ду­ра ста­ла обя­за­тель­ной для вы­дви­же­ния кан­ди­да­тов на вы­бо­рах раз­лич­ных уров­ней. Пар­тия неод­но­крат­но под­твер­жда­ла роль осо­бо­го по­ли­ти­че­ско­го ин­сти­ту­та, зна­че­ние ко­то­ро­го не огра­ни­чи­ва­ет­ся толь­ко пе­ри­о­дом пред­вы­бор­ной кам­па­нии.

До­пол­ни­тель­ное уси­ле­ние роли «Еди­ной Рос­сии» в меж­вы­бор­ный пе­ри­од 2016-2021 го­дов (на бо­лее ран­них эта­пах – в рам­ках неза­ви­си­мо­го кон­тро­ля за ре­а­ли­за­ци­ей нац­про­ек­тов и под­го­тов­ки за­ко­но­да­тель­ных ини­ци­а­тив, в том чис­ле с це­лью ан­ти­кри­зис­но­го ре­а­ги­ро­ва­ния, на бо­лее позд­них – с уче­том вы­хо­да на но­вый уро­вень вза­и­мо­дей­ствия с во­лон­тер­ским дви­же­ни­ем) ста­ло оче­вид­ным драй­ве­ром для пе­ре­хо­да к ка­че­ствен­но но­во­му уров­ню ра­бо­ты пар­тии с ее про­грам­мой.

На­род­ная про­грам­ма «Еди­ной Рос­сии» вклю­ча­ет 294 по­ло­же­ния, ре­а­ли­за­ция ко­то­рых была преду­смот­ре­на на пе­ри­од с 2021 по 2025 год. При этом уже на эта­пе об­суж­де­ния до­ку­мен­та пред­по­ла­га­лось, что он бу­дет ре­гу­ляр­но до­пол­нять­ся и по­сле за­вер­ше­ния пар­ла­мент­ских вы­бо­ров 2021 года — с уче­том на­ка­зов из­би­ра­те­лей. По со­сто­я­нию на вто­рую по­ло­ви­ну 2022 года было ре­а­ли­зо­ва­но 72 по­ло­же­ния до­ку­мен­та, в том чис­ле при­ня­то 166 нор­ма­тив­ных ак­тов, вклю­чая 11 ука­зов пре­зи­ден­та (неод­но­крат­но учи­ты­вав­ше­го ини­ци­а­ти­вы «Еди­ной Рос­сии» при вы­ра­бот­ке под­хо­дов к ре­ше­нию клю­че­вых со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских за­дач), 30 фе­де­раль­ных за­ко­нов, 102 акта пра­ви­тель­ства (на уровне как пре­мье­ра Ми­ха­и­ла Ми­шу­ст­и­на, так и ру­ко­вод­ства фе­де­раль­ных ве­домств, на­хо­дя­ще­го­ся в по­сто­ян­ном кон­так­те с пар­ти­ей).

В ав­гу­сте 2022 года на за­се­да­нии ра­бо­чей груп­пы по под­го­тов­ке из­ме­не­ний в На­род­ную про­грам­му «Еди­ной Рос­сии» было за­яв­ле­но о под­го­тов­ке 80 но­вых пред­ло­же­ний, ко­то­рые долж­ны вой­ти в до­ку­мент. За­тра­ги­ва­ют­ся сфе­ры об­ра­зо­ва­ния, здра­во­охра­не­ния, стро­и­тель­ства, ЖКХ, а та­к­же всех на­прав­ле­ний по­мо­щи До­нец­кой, Лу­ган­ской на­род­ным рес­пуб­ли­кам, Хер­сон­ской и За­по­рож­ской об­ла­стям (на этом ак­цен­ти­ро­вал осо­бое вни­ма­ние сек­ре­тарь Ген­со­ве­та пар­тии, пер­вый вице-спи­кер Со­ве­та Фе­де­ра­ции Ан­дрей Тур­чак). С уче­том но­вых за­дач по под­держ­ке граж­дан в усло­ви­ях санк­ци­он­но­го дав­ле­ния, по­мо­щи се­мьям во­ен­но­слу­жа­щих (в том чис­ле при­зван­ных в рам­ках ча­стич­ной мо­би­ли­за­ции), ра­бо­ты с но­вы­ми ре­ги­о­на­ми, но­вых це­лей в сфе­ре им­пор­то­за­ме­ще­ния и ин­фра­струк­тур­но­го раз­ви­тия ожи­да­ет­ся вне­се­ние но­вых до­пол­не­ний в до­ку­мент в де­каб­ре 2022 года.

Несмот­ря на всплес­ки тре­вож­но­сти на­се­ле­ния в усло­ви­ях но­вых вы­зо­вов (в том чис­ле в сфе­ре без­опас­но­сти) в те­че­ние осе­ни, «Еди­ная Рос­сия» смог­ла со­хра­нить вы­со­кий уро­вень об­ще­ствен­ной под­держ­ки, за­дан­ный еще в на­ча­ле но­во­го эта­па пат­ри­о­ти­че­ской кон­со­ли­да­ции в кон­це фев­ра­ля – на­ча­ле мар­та 2022 года. На­при­мер, по дан­ным ВЦИ­ОМ, рей­тинг пар­тии в пе­ри­од с кон­ца сен­тяб­ря по на­ча­ла но­яб­ря 2022 года оста­вал­ся ста­биль­ным, оста­ва­ясь в диа­па­зоне от 40,4 до 41,6%. По­ка­за­тель­но, что по оцен­кам со­цио­ло­ги­че­ских служб рост рей­тин­га «Еди­ной Рос­сии» на­блю­дал­ся и в пе­ри­о­ды, ко­гда об­ще­ствен­ная тре­вож­ность воз­рас­та­ла – так, по дан­ным и ВЦИ­ОМ, и ФОМ один из пи­ков ро­ста рей­тин­га был за­фик­си­ро­ван 2 ок­тяб­ря 2022 года (41,6% и 46% по вер­сии каж­до­го из полл­сте­ров со­от­вет­ствен­но). Оче­вид­но, пар­тия боль­шин­ства смог­ла опе­ра­тив­но и гиб­ко ре­а­ги­ро­вать на но­вые вы­зо­вы, быст­ро пе­ре­хва­ты­вать со­ци­аль­ную и ан­ти­бю­ро­кра­ти­че­скую по­вест­ку, а со­дер­жа­тель­ная ос­но­ва для это­го была за­да­на На­род­ной про­грам­мой.

В кон­це 2022 – пер­вой по­ло­вине 2023 года мож­но ожи­дать:

1.Уси­ле­ния об­ще­ствен­но­го за­про­са на ста­биль­ность и вни­ма­ние к со­ци­аль­ной и ре­ги­о­наль­ной по­вест­ке. В этой си­ту­а­ции став­ка «Еди­ной Рос­сии» на по­сле­до­ва­тель­ную ре­а­ли­за­цию ини­ци­а­тив, пред­став­лен­ных ею в рам­ках На­род­ной про­грам­мы еще в пе­ри­од пар­ла­мент­ской кам­па­нии 2021 года, с боль­шой ве­ро­ят­но­стью мо­жет стать ее зна­чи­мым кон­ку­рент­ным пре­иму­ще­ством.

2. Со­пря­же­ния за­про­сов на воз­вра­ще­ние «по­вест­ки мир­но­го вре­ме­ни» с мо­би­ли­за­ци­он­ным под­хо­дом к ре­а­ли­за­ции за­яв­лен­ных ини­ци­а­тив, опе­ра­тив­но­му пе­ре­хо­ду от де­кла­ра­ций к кон­крет­ным, хотя бы пред­ва­ри­тель­ным ре­зуль­та­там их осу­ществ­ле­ния (ярко вы­ра­жен­ные про­яв­ле­ния это­го трен­да на­блю­да­лись уже в ходе гу­бер­на­тор­ских кам­па­ний 2022 года). В та­ких усло­ви­ях одоб­ре­ние граж­дан мо­жет по­лу­чить уси­ле­ние кон­тро­ля за ре­а­ли­за­ци­ей На­род­ной про­грам­мы.

3. Даль­ней­ше­го воз­рас­та­ния роли му­ни­ци­паль­ной по­вест­ки и ло­каль­ных со­об­ществ (что та­к­же по­вли­я­ло уже на из­би­ра­тель­ные кам­па­нии 2022 года). В этой си­ту­а­ции осо­бую роль при­об­ре­та­ют как уси­лия пар­тии по во­вле­че­нию об­ще­ствен­ных ак­ти­ви­стов на ме­стах в кон­троль за ре­а­ли­за­ци­ей На­род­ной про­грам­мы, так и со­дер­жа­тель­ная сто­ро­на до­ку­мен­та, в ко­то­ром су­ще­ствен­ное вни­ма­ние уде­ле­но, на­при­мер, го­род­ско­му бла­го­устрой­ству, под­держ­ке сель­ских тер­ри­то­рий, эко­ло­ги­че­ской про­бле­ма­ти­ке, во­про­сам со­ци­аль­ной га­зи­фи­ка­ции.

4. Уси­ле­ния роли жен­щин в об­ще­ствен­ной жиз­ни (в том чис­ле с уче­том необ­хо­ди­мо­сти по­сто­ян­но­го вза­и­мо­дей­ствия вла­стей с се­мья­ми мо­би­ли­зо­ван­ных). Без­услов­но, эта ак­тив­ность не бу­дет сво­дить­ся ис­клю­чи­тель­но к со­ци­аль­ной по­вест­ке, но все рав­но бу­дет за­мет­но с ней свя­за­на. На­род­ная про­грам­ма пар­тии со­дер­жит зна­чи­мый со­ци­аль­ный блок. Это со­зда­ет до­пол­ни­тель­ные по­во­ды для пар­тии по вза­и­мо­дей­ствию с жен­щи­на­ми, ко­то­рые бу­дут при­хо­дить в ре­ги­о­наль­ную и му­ни­ци­паль­ную по­ли­ти­ку или про­сто ак­тив­нее ве­сти об­ще­ствен­ную де­я­тель­ность.

  1. Кон­цеп­ция ин­фра­струк­тур­но­го рыв­ка: но­вый этап ре­а­ли­за­ции

Клю­че­вые ини­ци­а­ти­вы «Еди­ной Рос­сии», об­суж­дав­ши­е­ся в ходе пред­вы­бор­ной кам­па­нии 2021 года, ка­са­лись ин­фра­струк­тур­но­го раз­ви­тия, в том чис­ле мас­штаб­но­го стро­и­тель­ства со­ци­аль­ных объ­ек­тов. Их ло­ги­ка была за­да­на в пред­став­лен­ной в ап­ре­ле 2021 года Ан­дре­ем Тур­ча­ком кон­цеп­ции «ин­фра­струк­тур­но­го рыв­ка», по­вли­яв­шей как на пре­зи­дент­ские ини­ци­а­ти­вы в этой сфе­ре, так и на На­род­ную про­грам­му). При­ме­ча­тель­ным стал и ак­цент пар­тии на га­зи­фи­ка­ции. Эту тему за­дол­го до стар­та пар­ла­мент­ской кам­па­нии раз­ви­вал Дмит­рий Мед­ве­дев. Прак­ти­че­ские шаги «Еди­ной Рос­сии» в 2022 году поз­во­ли­ли про­де­мон­стри­ро­вать из­би­ра­те­лю, что для пар­тии вни­ма­ние к этим те­мам но­си­ло не пред­вы­бор­ный, а дол­го­сроч­ный ха­рак­тер.

Кон­троль за ре­а­ли­за­ци­ей про­грамм со­ци­аль­ной га­зи­фи­ка­ции в ре­ги­о­нах оста­ет­ся од­ной из ос­нов­ных со­став­ля­ю­щих в рам­ках ра­бо­чих по­ез­док Ан­дрея Тур­ча­ка по ре­ги­о­нам (на­при­мер, в ходе по­се­ще­ния им Аст­ра­хан­ской об­ла­сти в на­ча­ле но­яб­ря 2022 года). В рам­ках этой про­грам­мы в це­лом было при­ня­то око­ло 650 тыс. за­явок от граж­дан, при этом «Еди­ная Рос­сия» в 72 ре­ги­о­нах до­би­лась вы­де­ле­ния ски­док или ком­пен­са­ций льгот­ни­кам на по­куп­ку га­зо­во­го обо­ру­до­ва­ния и под­ве­де­ния га­зо­про­во­дов к жи­лым до­мам. По ини­ци­а­ти­ве пар­тии в ре­ги­о­нах для кон­тро­ля над ре­а­ли­за­ци­ей про­грам­мы были со­зда­ны шта­бы по га­зи­фи­ка­ции, ко­то­рые воз­гла­ви­ли гу­бер­на­то­ры.

Во­про­сы ин­фра­струк­тур­но­го раз­ви­тия ста­ли при­о­ри­тет­ны­ми для пар­тии и при об­суж­де­нии про­ек­та фе­де­раль­но­го бюд­же­та на 2023 и пла­но­вый пе­ри­од 2024 и 2025 го­дов, в рам­ках ко­то­ро­го пред­ста­ви­те­ли «Еди­ной Рос­сии» при­зва­ли уве­ли­чить на 8 млрд руб­лей фи­нан­си­ро­ва­ние про­грам­мы ком­плекс­но­го раз­ви­тия сель­ских тер­ри­то­рий (по­ка­за­тель­но ак­тив­ное вза­и­мо­дей­ствие по это­му во­про­су пред­ста­ви­те­лей пар­тии и ру­ко­вод­ства Мин­сель­хоза во гла­ве с Дмит­ри­ем Патру­ше­вым), что поз­во­лит под­клю­чить к цен­тра­ли­зо­ван­но­му га­зо­снаб­же­нию 40 тыс. до­мо­вла­де­ний до­пол­ни­тель­но, а та­к­же про­из­ве­сти ре­монт и стро­и­тель­ство ком­му­наль­ной ин­фра­струк­ту­ры — в част­но­сти, обес­пе­чив еще 65 тыс. че­ло­век в ма­лых на­се­лен­ных пунк­тах ка­че­ствен­ной пи­тье­вой во­дой.

Пар­тия до­би­лась за­креп­ле­ния в про­ек­те фе­де­раль­но­го бюд­же­та фи­нан­си­ро­ва­ния в объ­е­ме бо­лее 224,5 мил­ли­ар­дов руб­лей стро­и­тель­ства но­вых школ в 2023-2025 го­дах (в со­от­вет­ствии с при­о­ри­те­та­ми На­род­ной про­грам­мы пред­по­ла­га­ет­ся стро­и­тель­ство до кон­ца 2024 года 1300 та­ких объ­ек­тов в ре­ги­о­нах; в пер­спек­ти­ве бли­жай­ших 5 лет за­пла­ни­ро­ва­но про­ве­де­ние ре­кон­струк­ции не ме­нее 7300 школ).

В про­ек­те фе­де­раль­но­го бюд­же­та из­на­чаль­но было преду­смот­ре­но вы­де­ле­ние 34,6 млрд руб­лей на бла­го­устрой­ство дво­ров и об­ще­ствен­ных про­странств, 2,4 млрд руб­лей – на со­зда­ние спор­тив­ных пло­ща­док, 14,6 млрд руб­лей — на ре­монт ДК и му­зеев, 5,3 млрд руб­лей — на мо­дер­ни­за­цию поч­то­вых от­де­ле­ний в ре­ги­о­нах. «Еди­ная Рос­сия» до­би­лась вы­де­ле­ния до­пол­ни­тель­ных средств на за­куп­ки но­вых ма­шин ско­рой ме­ди­цин­ской по­мо­щи для ре­ги­о­нов, а та­к­же со­вре­мен­ных мо­биль­ных ме­ди­цин­ских ком­плек­сов.

Ин­фра­струк­тур­ные ини­ци­а­ти­вы пар­тии ста­но­вят­ся важ­ным фак­то­ром под­держ­ки ин­ду­стри­аль­ных ре­ги­о­нов: от цен­тров ав­то­про­ма (в рам­ках за­ку­пок школь­ных ав­то­бу­сов, ав­то­ма­шин ско­рой по­мо­щи и об­нов­ле­ния пар­ка об­ще­ствен­но­го транс­пор­та на ме­стах) до про­из­во­ди­те­лей га­зо­во­го обо­ру­до­ва­ния. Мы вновь на­блю­да­ем при­мер стра­те­гии пар­тии, поз­во­ля­ю­щей со­ци­аль­ные ини­ци­а­ти­вы пре­вра­тить в драй­вер вос­ста­но­ви­тель­но­го эко­но­ми­че­ско­го ро­ста, во мно­гом дей­ствуя в духе «Но­во­го кур­са» Ру­звель­та. К по­ли­ти­че­ским ас­пек­там та­кой по­ли­ти­ки мож­но от­не­сти су­ще­ствен­ное смяг­че­ние по­след­ствий санк­ци­он­но­го кри­зи­са для ин­ду­стри­аль­ных цен­тров, что ста­но­вит­ся фак­то­ром на­ци­о­наль­ной без­опас­но­сти в усло­ви­ях про­из­вод­ства на мно­гих та­ких пред­при­я­ти­ях про­дук­ции, зна­чи­мой для снаб­же­ния рос­сий­ской во­ен­ной груп­пи­ров­ки в зоне спе­цо­пе­ра­ции.

2. Со­ци­аль­ные при­о­ри­те­ты: про­ект бюд­же­та и «мо­би­ли­за­ци­он­ная» по­вест­ка

По дан­ным опро­са Ле­ва­да-цен­тра (вне­сен в ре­естр НКО, вы­пол­ня­ю­щих функ­ции ино­стран­но­го аген­та) от 22 — 28 сен­тяб­ря 2022 года, раз­лич­ные за­да­чи в со­ци­аль­ной сфе­ре на­зва­ли при­о­ри­тет­ны­ми не ме­нее 45% ре­спон­ден­тов. 14% за­яви­ли о необ­хо­ди­мо­сти «по­вы­шать зар­пла­ты, пен­сии, уро­вень жиз­ни», 9% — «ре­шать со­ци­аль­ные про­бле­мы, за­бо­тить­ся о на­се­ле­нии», по 5% — «раз­ви­вать ме­ди­ци­ну, здра­во­охра­не­ние, де­лать ме­ди­ци­ну до­ступ­ной» и ме­нять под­хо­ды к си­сте­ме об­ра­зо­ва­ния и ве­сти стро­и­тель­ство школ.

«Мо­би­ли­за­ци­он­ная» по­вест­ка не от­тес­ни­ла, а на­про­тив, уси­ли­ла вни­ма­ние об­ще­ства к со­ци­аль­ной про­бле­ма­ти­ке. Глав­ным бе­не­фи­ци­а­ром это­го об­ще­ствен­но­го за­про­са оста­ет­ся «Еди­ная Рос­сия» — в том чис­ле бла­го­да­ря по­сле­до­ва­тель­ной ре­а­ли­за­ции На­род­ной про­грам­мы.

В прак­ти­че­ской сфе­ре это на­шло от­ра­же­ние при об­суж­де­нии пар­ти­ей про­ек­та фе­де­раль­но­го бюд­же­та на 2023 и пла­но­вый пе­ри­од 2024 и 2025 го­дов. Бла­го­да­ря по­прав­кам «Еди­ной Рос­сии» объ­ем фи­нан­си­ро­ва­ния со­ци­аль­ных ста­тей вы­рос на 59 млрд руб­лей.

С со­ци­аль­ны­ми нуж­да­ми свя­за­на ре­а­ли­за­ция зна­чи­тель­ной ча­сти ста­тей фе­де­раль­но­го бюд­же­та, обу­слов­лен­ных На­род­ной про­грам­мой «Еди­ной Рос­сии». Все­го на фи­нан­си­ро­ва­ние этих ста­тей было за­ло­же­но око­ло 2,3 трлн. руб­лей в 2023 году и при­мер­но по 3 трлн. — в 2024 и 2025 го­дах.

При этом на под­держ­ку нуж­да­ю­щих­ся се­мей с детьми в со­от­вет­ствии с про­ек­том фе­де­раль­но­го бюд­же­та бу­дет на­прав­ле­но бо­лее 3,5 трлн. руб­лей, 35 млрд. руб­лей – на фе­де­раль­ное фи­нан­си­ро­ва­ние вы­плат по со­ци­аль­ным кон­трак­там, поз­во­ля­ю­щим граж­да­нам по­лу­чить до 350 ты­сяч руб­лей на от­кры­тие соб­ствен­но­го дела и до 200 ты­сяч руб­лей — на ве­де­ние лич­но­го под­соб­но­го хо­зяй­ства. В си­сте­му со­ци­аль­ных кон­трак­тов по со­сто­я­нию на на­ча­ло но­яб­ря 2022 года было во­вле­че­но око­ло 2 млн. рос­си­ян. На раз­ви­тие си­сте­мы ме­ди­цин­ской ре­а­би­ли­та­ции – 100 млрд руб­лей, на мо­дер­ни­за­цию и раз­ви­тие пер­вич­но­го зве­на здра­во­охра­не­ния в 2023 и 2024 го­дах — по 90 млрд. руб­лей, а в 2025 году — 133,3 млрд. руб­лей.

Ре­а­ли­за­ция На­род­ной про­грам­мы пар­тии поз­во­ли­ла сфор­ми­ро­вать диф­фе­рен­ци­ро­ван­ную си­сте­му со­ци­аль­ных про­ек­тов и ини­ци­а­тив, ко­то­рые фор­ми­ру­ют по­зи­тив­ную по­вест­ку как для со­труд­ни­ков бюд­жет­ных учре­жде­ний (бла­го­да­ря рас­ши­ре­нию фи­нан­си­ро­ва­ния здра­во­охра­не­ния и об­ра­зо­ва­ния), так и для мак­си­маль­но ши­ро­кой ауди­то­рии, ори­ен­ти­ро­ван­ной на ярко вы­ра­жен­ную па­тер­на­лист­скую роль го­су­дар­ства, вклю­чая пред­ста­ви­те­лей стар­ших воз­раст­ных групп и ро­ди­тель­ско­го со­об­ще­ства, для ко­то­рых осо­бен­но зна­чи­мы, на­при­мер, во­про­сы до­ступ­но­сти и осна­ще­ния ме­ди­цин­ских учре­жде­ний.

При этом при­ме­ром вза­и­мо­свя­зи меж­ду со­ци­аль­ной и эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­кой ста­но­вит­ся прак­ти­кам при­ме­не­ния со­ци­аль­ных кон­трак­тов, поз­во­ля­ю­щая ока­зать под­держ­ку ини­ци­а­тив­ным нуж­да­ю­щим­ся граж­да­нам, в том чис­ле про­жи­ва­ю­щим в сель­ской мест­но­сти и ма­лых на­се­лен­ных пунк­тах. В 2023 году мож­но ожи­дать бо­лее ин­тен­сив­но­го об­суж­де­ния но­вых со­ци­аль­ных про­грамм под эги­дой пар­тии – в том чис­ле с во­вле­че­ни­ем в та­кие дис­кус­сии пред­ста­ви­те­лей во­лон­тер­ско­го дви­же­ния и про­фес­си­о­наль­но­го со­об­ще­ства (на­при­мер, ме­ди­цин­ских и пе­да­го­ги­че­ских ра­бот­ни­ков) на ме­стах.

3.Но­вая по­ли­ти­ка раз­ви­тия: тех­но­ло­ги­че­ский су­ве­ре­ни­тет и дру­гие ак­цен­ты

Уже в пер­во­на­чаль­ной ре­дак­ции На­род­ной про­грам­мы было от­ме­че­но, что устой­чи­вость рос­сий­ской эко­но­ми­ки обес­пе­чи­ва­ет­ся «несмот­ря на бес­пре­це­дент­ное внеш­нее дав­ле­ние и санк­ции». С фев­ра­ля 2022 года дав­ле­ние на Рос­сию со сто­ро­ны за­пад­ных дер­жав и их со­юз­ни­ков до­пол­ни­тель­но воз­рос­ло. Тем не ме­нее меры по ре­а­ги­ро­ва­нию на по­доб­ные вы­зо­вы, за­ло­жен­ные в На­род­ной про­грам­ме «Еди­ной Рос­сии», поз­во­ля­ют не толь­ко су­ще­ствен­но смяг­чить вли­я­ние на нашу стра­ну за­пад­ных санк­ци­он­ных мер, но и за­дать по­зи­тив­ную по­вест­ку для ин­ду­стри­аль­ных и на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских цен­тров, а та­к­же пред­ста­ви­те­лей биз­не­са, что име­ет и важ­ное по­ли­ти­че­ское зна­че­ние — с уче­том тра­ди­ци­он­но бо­лее вы­со­ко­го уров­ня про­тестных на­стро­е­ний сре­ди на­уч­но-тех­ни­че­ской ин­тел­ли­ген­ции и пред­при­ни­ма­те­лей.

Еще в кон­це ок­тяб­ря 2022 года ко­ор­ди­на­тор фе­де­раль­но­го пар­тий­но­го про­ек­та «Вы­би­рай свое» Сер­гей Мо­ро­зов на­пом­нил, что в рам­ках вза­и­мо­дей­ствия пра­ви­тель­ства и «Еди­ной Рос­сии» был со­здан пе­ре­чень из 162 про­ек­тов по кри­ти­че­ским на­прав­ле­ни­ям им­пор­то­за­ме­ще­ния на пе­ри­од до 2030 года. При этом в про­ек­те фе­де­раль­но­го бюд­же­та на 2023 год уже было за­ре­зер­ви­ро­ва­но 5 млрд руб. на ре­а­ли­за­цию по­доб­ных про­ек­тов. Это мо­жет со­зда­вать по­зи­тив­ные ожи­да­ния как ми­ни­мум у бо­лее оп­ти­ми­стич­но на­стро­ен­ной и ло­яль­ной вла­стям об­ще­ствен­но­сти в клю­че­вых на­уч­но-об­ра­зо­ва­тель­ных и ин­ду­стри­аль­ных цен­трах — в том чис­ле тех, где в 2023 году прой­дут гу­бер­на­тор­ские кам­па­нии (на­при­мер, в Са­мар­ской, Ни­же­го­род­ской, Но­во­си­бир­ской об­ла­стях).

В сфе­ре под­держ­ки ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са зна­ко­вым ста­но­вит­ся ре­ше­ние пре­зи­ден­та о про­дле­нии мо­ра­то­рия пла­но­вых про­ве­рок для пред­при­ни­ма­те­лей до кон­ца 2023 года, что вполне со­от­вет­ству­ет и пред­ло­же­ни­ям, вы­ска­зан­ным пред­ста­ви­те­ля­ми «Еди­ной Рос­сии». По­ка­за­тель­ным ста­ло вы­ступ­ле­ние Дмит­рия Мед­ве­де­ва на пар­тий­ном фо­ру­ме «Пред­при­ни­ма­тель­ство в но­вой эко­но­ми­че­ской ре­аль­но­сти» (май 2022), в ходе ко­то­ро­го пред­се­да­тель «Еди­ной Рос­сии» при­звал «по­ста­рать­ся ро­ди­мые пят­на бю­ро­кра­тии и ад­ми­ни­стра­тив­но­го гне­та в эко­но­ми­ке в мак­си­маль­ной сте­пе­ни снять», до­ба­вив, что в усло­ви­ях уси­лив­ше­го­ся внеш­не­по­ли­ти­че­ско­го дав­ле­ния из­лиш­нее ад­ми­ни­стра­тив­ное дав­ле­ние на пред­при­ни­ма­те­лей «про­сто гу­би­тель­но».

До­би­ва­ясь сни­же­ния ад­ми­ни­стра­тив­ной на­груз­ки на биз­нес, пар­тия со­зда­ет не толь­ко усло­вия для со­хра­не­ния ра­бо­чих мест (в том чис­ле на ма­лых и сред­них пред­при­я­ти­ях, с ко­то­ры­ми свя­за­на зна­чи­тель­ная часть сфе­ры об­слу­жи­ва­ния), но и по­вод для кон­струк­тив­ных дис­кус­сий с пред­при­ни­ма­те­ля­ми, что вполне мо­жет спо­соб­ство­вать уве­ли­че­нию их доли сре­ди участ­ни­ков прай­ме­риз в 2023 году. Та­кой под­ход со вре­ме­нем мо­жет при­ве­сти к рас­ши­ре­нию кру­га спи­ке­ров, вы­сту­па­ю­щих от име­ни пар­тии по во­про­сам под­держ­ки эко­но­ми­ки — за счет вклю­че­ния в него но­вых спе­ци­а­ли­стов-прак­ти­ков из ре­ги­о­нов.

В 2023 году мож­но ожи­дать но­вых ини­ци­а­тив пар­тии по сти­му­ли­ро­ва­нию ре­ги­о­наль­но­го биз­не­са, ре­ша­ю­ще­го за­да­чи по снаб­же­нию необ­хо­ди­мой эки­пи­ров­кой и обо­ру­до­ва­ни­ем рос­сий­ской во­ен­ной груп­пи­ров­ки, дей­ству­ю­щей в зоне про­ве­де­ния во­ен­ной спе­цо­пе­ра­ции, уси­ле­ния роли пар­тии по вы­стра­и­ва­нию ка­на­лов ком­му­ни­ка­ции меж­ду пред­при­я­ти­я­ми в ре­ги­о­нах (осо­бен­но тех, где уро­вень вза­и­мо­дей­ствия гу­бер­на­то­ров с фе­де­раль­ным цен­тром недо­ста­точ­но от­ла­жен) и фе­де­раль­ны­ми ве­дом­ства­ми, фор­ми­ро­ва­нию но­вых фе­де­раль­ных про­грамм по под­держ­ке ин­ду­стри­аль­ных цен­тров.

  1. «Эко­ло­гия для жиз­ни»: об­ще­ствен­ная ак­тив­ность, эко­но­ми­че­ские фак­то­ры

В ходе Еди­но­го дня го­ло­со­ва­ния 2023 года не ме­нее тре­ти ре­ги­о­нов, где долж­ны прой­ти гу­бер­на­тор­ские кам­па­нии и не ме­нее по­ло­ви­ны субъ­ек­тов, где со­сто­ят­ся вы­бо­ры в зак­со­бра­ния, мож­но от­не­сти тер­ри­то­ри­ям с по­вы­шен­ной ро­лью эко­ло­ги­че­ской про­бле­ма­ти­ки в мест­ной по­вест­ке (сре­ди них – Крас­но­яр­ский, За­бай­каль­ский край, Ар­хан­гель­ская, Ир­кут­ская, Ке­ме­ров­ская об­ла­сти, Баш­ки­рия). Со­от­вет­ству­ю­щий те­ма­ти­че­ский блок в На­род­ной про­грам­ме («Эко­ло­гия для жиз­ни»), на­пря­мую упо­ми­ная про­бле­мы кон­крет­ных про­мыш­лен­ных цен­тров (на­при­мер, вред­ные вы­бро­сы и про­бле­мы ка­че­ства ат­мо­сфер­но­го воз­ду­ха, в том чис­ле в Брат­ске, Крас­но­яр­ске, Но­во­куз­нец­ке, Но­риль­ске, Ом­ске и Чите), ра­бо­та­ет и с бо­лее ши­ро­кой про­бле­ма­ти­кой, ко­то­рая и в но­вых усло­ви­ях мо­жет быть ак­ту­аль­на как для ши­ро­кой об­ще­ствен­но­сти (в том чис­ле. в ад­ми­ни­стра­тив­ных цен­трах ре­ги­о­нов), так и для наи­бо­лее со­ци­аль­но и эко­но­ми­че­ски ак­тив­ных групп граж­дан.

1.Рос­сий­ские оп­по­зи­ци­он­ные по­ли­ти­ки рас­смат­ри­ва­ют эко­ло­ги­че­скую по­вест­ку пре­жде все­го как по­вод для вза­и­мо­дей­ствия с ло­каль­ны­ми про­тестны­ми груп­па­ми, в то вре­мя как «Еди­ная Рос­сия» уде­ли­ла осо­бое вни­ма­ние со­пря­же­нию эко­но­ми­че­ской и эко­ло­ги­че­ской про­бле­ма­ти­ки. Так, в ап­ре­ле 2022 года под ее эги­дой был за­пу­щен парт­про­ект «Зе­ле­ная эко­но­ми­ка», сре­ди при­о­ри­те­тов ко­то­ро­го – под­держ­ка про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий, ак­тив­но ин­ве­сти­ру­ю­щих в эко­ло­ги­че­ские про­ек­ты, энер­го­сбе­ре­га­ю­щие тех­но­ло­гии, внед­ре­ние воз­об­нов­ля­е­мых ис­точ­ни­ков энер­гии, ис­поль­зо­ва­ние но­вей­ших ма­те­ри­а­лов и тех­но­ло­гий в стро­и­тель­стве и ЖКХ, а та­к­же со­зда­ние пра­во­вой базы для мер по ста­би­ли­за­ции об­ста­нов­ки в сфе­ре угро­зы воз­ник­но­ве­ния при­род­ных по­жа­ров, за­щи­те на­се­лен­ных пунк­тов и сель­ско­хо­зяй­ствен­ных уго­дий от под­топ­ле­ний, по­вы­ше­нию эф­фек­тив­но­сти мер по пре­ду­пре­жде­нию и лик­ви­да­ции чрез­вы­чай­ных си­ту­а­ций.

Фак­ти­че­ски «Еди­ная Рос­сия» ра­бо­та­ет как с во­про­са­ми ре­а­ги­ро­ва­ния на чрез­вы­чай­ные си­ту­а­ции (что при­об­ре­та­ет осо­бое по­ли­ти­че­ское зна­че­ние с уче­том до­ми­ни­ро­ва­ния по­доб­ных тем в фе­де­раль­ной по­вест­ке зна­чи­тель­ную часть лет­не­го пе­ри­о­да в 2021-2022 го­дах), так и над фор­ми­ро­ва­ни­ем до­пол­ни­тель­ных воз­мож­но­стей по при­вле­че­нию ин­ве­сти­ций в ре­ги­о­ны (что со­зда­ет до­пол­ни­тель­ную ос­но­ву для ра­бо­ты пар­тии с наи­бо­лее ам­би­ци­оз­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми ре­ги­о­наль­но­го биз­не­са).

2. Пар­тия уде­ля­ет осо­бое вни­ма­ние по ра­бо­те в рам­ках эко­ло­ги­че­ской по­вест­ки не толь­ко с ярко вы­ра­жен­ной про­тестной, но и с ло­яль­ной ауди­то­ри­ей. Осо­бое зна­че­ние при­об­ре­та­ет ра­бо­та по ре­ше­нию ло­каль­ных эко­ло­ги­че­ских про­блем де­я­те­ля­ми «Еди­ной Рос­сии» на ме­стах. На­при­мер, в Бе­ло­гор­ске Амур­ской об­ла­сти в се­ре­дине сен­тяб­ря 2022 года под эги­дой пар­тии стар­то­ва­ла ак­ция по сбо­ру при­шед­ших в негод­ность ав­то­по­кры­шек с при­до­мо­вых тер­ри­то­рий «Из­бавь свой го­род от ста­рых шин» (ее ини­ци­а­то­ром стал де­пу­тат зак­со­бра­ния от «Еди­ной Рос­сии», ре­ги­о­наль­ный ко­ор­ди­на­тор парт­про­ек­та «Чи­стая стра­на» Алек­сандр Ба­шун). В рам­ках ак­ции со дво­ров го­ро­да было вы­ве­зе­но око­ло 400 ста­рых шин. Та­кие ме­ро­при­я­тия толь­ко на пер­вый взгляд ка­жут­ся фо­но­вы­ми. Фак­ти­че­ски же пар­тия та­ким об­ра­зом ве­дет ра­бо­ту по ре­ше­нию про­блем, на ко­то­рые осо­бое вни­ма­ние об­ра­ща­ют пред­ста­ви­те­ли стар­ших воз­раст­ных групп и ро­ди­тель­ско­го со­об­ще­ства, то есть важ­ней­ших сег­мен­тов ее ба­зо­во­го элек­то­ра­та, при этом укреп­ляя и сеть сво­их пер­вич­ных от­де­ле­ний. Ко­то­рые по­сто­ян­но на­хо­дят­ся на свя­зи с на­се­ле­ни­ем и ра­бо­та­ют с ло­каль­ной по­вест­кой в ре­гу­ляр­ном ре­жи­ме.

3. Ре­а­ли­зуя и раз­ви­вая эко­ло­ги­че­ские те­зи­сы На­род­ной про­грам­мы, пар­тия ре­ша­ет не толь­ко чи­сто элек­то­раль­ные, но и стра­те­ги­че­ские за­да­чи, фор­ми­руя за­ко­но­да­тель­ную базу для ре­а­ги­ро­ва­ния на дол­го­сроч­ные вы­зо­вы. Так, пред­се­да­тель ко­ми­те­та Го­су­дар­ствен­ной думы по эко­ло­гии, при­род­ным ре­сур­сам и охране окру­жа­ю­щей сре­ды Дмит­рий Ко­был­кин (фе­де­раль­ный ко­ор­ди­на­тор парт­про­ек­та «Чи­стая стра­на») в но­яб­ре 2022 год на­пом­нил, что в бли­жай­шие ме­ся­цы ниж­няя па­ла­та пар­ла­мен­та пла­ни­ру­ет об­су­дить за­ко­но­про­ект о си­сте­ме мо­ни­то­рин­га мно­го­лет­ней мерз­ло­ты. Как от­ме­тил Ко­был­кин, «уста­нов­ле­ние та­кой си­сте­мы поз­во­лит опе­ра­тив­но пре­ду­пре­ждать все­воз­мож­ные эко­ло­ги­че­ские рис­ки. Та­к­же в рам­ках со­зда­ва­е­мой в на­сто­я­щее вре­мя Минэко­но­мраз­ви­тия Рос­сии на­ци­о­наль­ной си­сте­мы мо­ни­то­рин­га пар­ни­ко­вых га­зов мы смо­жем от­сле­жи­вать их вли­я­ние на эко­си­сте­му Арк­ти­ки».

Это еще одно под­твер­жде­ние того, что пар­тия плот­но ра­бо­та­ет с арк­ти­че­ской по­вест­кой, ко­то­рая, судя по ре­гу­ляр­но­му вни­ма­нию к ней Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на, мо­жет стать од­ной из зна­чи­мых со­став­ля­ю­щих пре­зи­дент­ской кам­па­нии 2024 года. Та­ким об­ра­зом, до­пол­ни­тель­но укреп­ля­ет­ся роль «Еди­ной Рос­сии» как од­но­го из клю­че­вых ин­тел­лек­ту­аль­ных цен­тров су­ще­ству­ю­щей по­ли­ти­че­ской си­сте­мы, раз­ра­ба­ты­ва­ю­щей ини­ци­а­ти­вы не толь­ко по кри­зис­но­му ре­а­ги­ро­ва­нию, но и по дол­го­сроч­но­му пла­ни­ро­ва­нию фе­де­раль­ной по­ли­ти­ки в от­но­ше­нии стра­те­ги­че­ски зна­чи­мых ре­ги­о­нов.

4. «Еди­ная Рос­сия» тра­ди­ци­он­но под­дер­жи­ва­ет ини­ци­а­ти­вы, на­прав­лен­ные на во­вле­че­ние об­ще­ствен­но­сти в ре­ше­ние со­ци­аль­но зна­чи­мых про­блем, в том чис­ле в эко­ло­ги­че­ской сфе­ре. Так, Гос­ду­ма в но­яб­ре при­ня­ла в пер­вом чте­нии за­ко­но­про­ект о по­вы­ше­нии ста­ту­са об­ще­ствен­ных ин­спек­то­ров по охране окру­жа­ю­щей сре­ды, вне­сен­ный в июне груп­пой де­пу­та­тов от «Еди­ной Рос­сии». До­ку­мент пред­по­ла­га­ет со­кра­ще­ние в три раза (с 30 ра­бо­чих дней до 10) сро­ков рас­смот­ре­ния ма­те­ри­а­лов, ко­то­рые об­ще­ствен­ные ин­спек­то­ры на­прав­ля­ют в ор­га­ны го­с­над­зо­ра, а та­к­же дает та­ким граж­да­нам воз­мож­ность при­сут­ство­вать при про­ве­де­нии ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­но­го над­зо­ра вы­езд­но­го об­сле­до­ва­ния, а та­к­же при от­кры­том рас­смот­ре­нии ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­но­го эко­ло­ги­че­ско­го кон­тро­ля дел об ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях.

Оче­вид­но про­дол­же­ние бо­лее ши­ро­ко­го трен­да на по­вы­ше­ние ста­ту­са об­ще­ствен­ных ини­ци­а­тив и струк­тур об­ще­ствен­но­го кон­тро­ля (вспом­ним, на­при­мер, по­сле­до­ва­тель­ную ра­бо­ту пар­тии по про­дви­же­нию «на­род­но­го бюд­же­ти­ро­ва­ния»). Уси­ли­ва­ет­ся связь «Еди­ной Рос­сии» с наи­бо­лее ак­тив­ной ча­стью ло­каль­ных со­об­ществ, что поз­во­ля­ет пар­тии как во­вле­кать их в свою ор­би­ту (в том чис­ле в рам­ках кад­ро­во­го об­нов­ле­ния на уровне пер­вич­ных от­де­ле­ний и при про­ве­де­нии прай­ме­риз), так и пе­ре­хва­ты­вать про­тест­ную по­вест­ку.

В це­лом, в кон­це 2022 — 2023 году в рам­ках ре­а­ли­за­ции эко­ло­ги­че­ско­го бло­ка На­род­ной про­грам­мы до­пол­ни­тель­ное вни­ма­ние мо­жет быть уде­ле­но ин­ду­стри­аль­ным ре­ги­о­нам (от­ме­тим, на­при­мер, уже при­ни­ма­е­мый при под­держ­ке пар­тии пра­ви­тель­ствен­ный за­ко­но­про­ект, уста­нав­ли­ва­ю­щий тре­бо­ва­ния по уста­нов­ке си­стем ав­то­ма­ти­че­ско­го кон­тро­ля ис­точ­ни­ков вы­бро­сов за­гряз­ня­ю­щих ве­ществ на объ­ек­тах, ока­зы­ва­ю­щих нега­тив­ное воз­дей­ствие на окру­жа­ю­щую сре­ду), ре­ше­нию эко­ло­ги­че­ских про­блем в сфе­ре ути­ли­за­ции твер­дых бы­то­вых от­хо­дов, оздо­ров­ле­нию круп­ней­ших рек и за­щи­те арк­ти­че­ских тер­ри­то­рий с во­вле­че­ни­ем в ре­ше­ние та­ких за­дач ак­тив­ных об­ще­ствен­ни­ков на ме­стах, вклю­чая мо­ло­дежь (с уче­том по­вы­ше­ния вни­ма­ния вла­стей к мо­ло­деж­ной по­ли­ти­ке в те­че­ние 2022 года).

5.Кон­троль за ре­а­ли­за­ци­ей про­грам­мы: «пар­тий­ные де­сан­ты» и ре­ги­о­наль­ные ини­ци­а­ти­вы

Бла­го­да­ря мак­си­маль­но ши­ро­кой сети пер­вич­ных от­де­ле­ний, до­ми­ни­ро­ва­нию в боль­шин­стве пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нов вла­сти раз­лич­ных уров­ней, из­бра­нию сек­ре­та­ря­ми мно­гих ре­ги­о­наль­ных от­де­ле­ний дей­ству­ю­щих гу­бер­на­то­ров, по­сто­ян­ной ра­бо­те с ак­тив­ны­ми об­ще­ствен­ни­ка­ми на ме­стах «Еди­ная Рос­сия» вы­стро­и­ла несколь­ко кон­ту­ров кон­тро­ля за ре­а­ли­за­ци­ей На­род­ной про­грам­мы, од­но­вре­мен­но пе­ре­хва­ты­вая ан­ти­бю­ро­кра­ти­че­скую по­вест­ку и де­мон­стри­руя свои воз­мож­но­сти по мо­ни­то­рин­гу ре­а­ли­за­ции клю­че­вых пре­зи­дент­ских ини­ци­а­тив. Это ста­но­вит­ся до­пол­ни­тель­ным фак­то­ром, ко­то­рый мо­жет уси­лить роль пар­тии как в рам­ках пре­зи­дент­ской кам­па­нии-2024, так и в ра­бо­те с но­вы­ми ре­ги­о­на­ми.

1. В рам­ках кон­тро­ля за про­ве­де­ни­ем ра­бот на объ­ек­тах, стро­я­щих­ся в ре­ги­о­нах в рам­ках На­род­ной про­грам­мы, ре­гу­ляр­ную ра­бо­ту по мо­ни­то­рин­гу си­ту­а­ции ве­дут де­пу­та­ты от «Еди­ной Рос­сии» всех уров­ней, а та­к­же пар­тий­ные ак­ти­ви­сты и пред­ста­ви­те­ли со­труд­ни­ча­ю­щих с ней об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций. В фо­ку­се вни­ма­ния пар­тии в рам­ках та­кой ра­бо­ты на­хо­дят­ся пре­жде все­го дет­ские и спор­тив­ные объ­ек­ты, про­ве­де­ние ра­бот в сфе­ре го­род­ско­го бла­го­устрой­ства, а та­к­же ме­ди­цин­ские учре­жде­ния, в том чис­ле в сель­ской мест­но­сти (на­при­мер, «пар­тий­ный де­сант» в Но­во­си­бир­ской об­ла­сти не так дав­но про­ин­спек­ти­ро­вал стро­и­тель­ство фельд­шер­ско-аку­шер­ско­го пунк­та в селе Вол­чан­ка, ко­то­рый — по­сле за­вер­ше­ния ра­бот — бу­дет об­слу­жи­вать око­ло 600 че­ло­век, в том чис­ле граж­дан пред­пен­си­он­но­го и пен­си­он­но­го воз­рас­та). Та­кой мо­ни­то­ринг поз­во­ля­ет пар­тии эф­фек­тив­но ре­а­ги­ро­вать на недо­ра­бот­ки при про­ве­де­нии стро­и­тель­ства (в том чис­ле, ре­а­ги­руя на жа­ло­бы мест­ных жи­те­лей), за­став­ляя под­ряд­чи­ков опе­ра­тив­но их ис­прав­лять.

2. Ре­ги­о­наль­ные от­де­ле­ния пар­тии раз­ра­ба­ты­ва­ют соб­ствен­ные ме­то­ды для мо­ни­то­рин­га ре­а­ли­за­ции На­род­ной про­грам­мы. Так, в ходе со­сто­яв­шей­ся в ок­тяб­ре 2022 года ра­бо­чей встре­чи Ан­дрея Тур­ча­ка с сек­ре­та­рем Са­мар­ско­го ре­ги­о­наль­но­го от­де­ле­ния пар­тии, гу­бер­на­то­ром ре­ги­о­на Дмит­ри­ем Аза­ро­вым об­суж­да­лись ре­зуль­та­ты ра­бо­ты со­здан­ной мест­ны­ми спе­ци­а­ли­ста­ми ин­тер­ак­тив­ной си­сте­мы «На­род­ная про­грам­ма», поз­во­ля­ю­щей обыч­ным граж­да­нам, за­хо­дя на спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ный сайт, ре­гу­ляр­но от­сле­жи­вать ход ре­а­ли­за­ции до­ку­мен­та в кон­крет­ных му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ни­ях, свя­зать­ся с от­вет­ствен­ным де­пу­та­том на лю­бом эта­пе стро­и­тель­ства или ре­кон­струк­ции того или ино­го объ­ек­та. На ко­нец ок­тяб­ря 2022 года в си­сте­му было вне­се­но уже бо­лее 5,4 тыс. объ­ек­тов «На­род­ной про­грам­мы», по ко­то­рым ве­дут­ся ра­бо­ты толь­ко в этой об­ла­сти. Си­сте­му пла­ни­ру­ет­ся внед­рять и в дру­гих субъ­ек­тах Фе­де­ра­ции.

3.Для кон­тро­ля за стро­и­тель­ством наи­бо­лее зна­чи­мых со­ци­аль­ных и спор­тив­ных объ­ек­тов под эги­дой пар­тии со­зда­ют­ся спе­ци­аль­ные ра­бо­чие груп­пы. На­при­мер, при по­се­ще­нии де­пу­та­том Гос­ду­мы Сер­ге­ем Бо­яр­ским Там­бов­ской об­ла­сти в ав­гу­сте 2022 года было анон­си­ро­ва­но со­зда­ние та­кой груп­пы с уча­сти­ем ак­тив­ных мест­ных жи­те­лей и во­лон­те­ров для кон­тро­ля за стро­и­тель­ством пла­ва­тель­но­го бас­сей­на в юж­ной ча­сти ад­ми­ни­стра­тив­но­го цен­тра ре­ги­о­на. Та­кие груп­пы вклю­ча­ют не толь­ко мест­ных де­я­те­лей, но и фе­де­раль­ных ку­ра­то­ров про­ек­тов, а та­к­же пар­тий­цев из дру­гих ре­ги­о­нов (Бо­яр­ский, на­при­мер, ру­ко­во­дит от­де­ле­ни­ем пар­тии по Санкт-Пе­тер­бур­гу), что та­к­же поз­во­ля­ет быст­рее вы­яв­лять зло­упо­треб­ле­ния и недо­ра­бот­ки со сто­ро­ны за­строй­щи­ков на ме­стах и бо­лее объ­ек­тив­но оце­ни­вать си­ту­а­цию.

По­ли­ти­че­ская по­вест­ка 2023 года, ко­то­рая в зна­чи­тель­ной мере бу­дет ори­ен­ти­ро­ва­на на пре­зи­дент­скую кам­па­нию-2024, уси­лит за­прос на мо­ни­то­рин­го­вые ме­ро­при­я­тия в ре­ги­о­нах и кон­троль за ра­бо­той чи­нов­ни­ков на ме­стах. Кро­ме того, необ­хо­ди­мость ин­ве­сти­ций в вос­ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие но­вых ре­ги­о­нов бу­дет пред­по­ла­гать не толь­ко фе­де­раль­ный кон­троль, но и об­ще­ствен­ный ин­те­рес к ре­зуль­та­тив­но­сти ре­а­ли­за­ции та­ких за­дач, в том чис­ле с уче­том пря­мо­го шеф­ства ряда субъ­ек­тов над на­се­лен­ны­ми пунк­та­ми в ДНР и ЛНР. Ме­то­ды мо­ни­то­рин­га, от­ра­бо­тан­ные пар­ти­ей в ходе кон­тро­ля за ре­а­ли­за­ци­ей На­род­ной про­грам­мы, поз­во­лят быст­рее вый­ти на осу­ществ­ле­ние этих за­дач, в слу­чае с но­вы­ми ре­ги­о­на­ми во­вле­кая в эту де­я­тель­ность мест­ную ак­тив­ную об­ще­ствен­ность. А в рам­ках бу­ду­щей пре­зи­дент­ской кам­па­нии – фор­ми­руя устой­чи­вый и мно­го­чис­лен­ный пул во­лон­те­ров, ко­то­рые смо­гут опе­ра­тив­но вклю­чить­ся в ра­бо­ту, уже сей­час со­зда­вая ос­но­вы ре­ги­о­наль­ной по­вест­ки этой кам­па­нии.

Ссылка


Возврат к списку