у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Путин идет на помощь Медведеву

Путин идет на помощь Медведеву 16.01.2014

Президент возобновляет практику регулярных встреч с правительством. 

Эксперты отмечают, что этот шаг не стоит расценивать как недоверие премьеру. Скорее он обусловлен тем, что Путин стремится помочь кабинету министров в условиях сложной экономической ситуации в стране.


Любопытно, что премьер-министр на первом заседании правительства под председательством Путина отсутствовал, а в протокольной справке было указано, что его нет по причине болезни. При этом сам Дмитрий Медведев в это время находился на Гайдаровском форуме и выглядел вполне здоровым и жизнерадостным. Следует учесть и то, что Путин на декабрьской пресс-конференции одобрил работу правительства Медведева, назвав ее удовлетворительной. Что означает не школьную оценку «троечка», а именно то, что президент работой кабинета министров доволен.

Опрошенные «Эксперт Online» наблюдатели также сошлись во мнении, что возвращение к «ручному управлению» вовсе не связано с тем, что Путин не доверяет Медведеву или что между ними существуют какие-то разногласия по поводу экономического развития страны. И если еще год назад можно было предположить, что для этого есть какие-то основания, то сейчас их нет. Не случайно все эксперты, предрекавшие отставку правительству Медведева, в итоге дружно ошиблись. На это, в частности, обращает внимание политолог, член экспертного совета Фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» Алексей Зудин. По его мнению, даже формулировки Медведева на Гайдаровском форуме по сути своей те же, что были высказаны ранее Путиным.

– Разговоры о разногласиях между Путиным и Медведевым – скорее некая инерция периода тандемного управления, такая традиционная игра вокруг руководителя правительства как «покусывание». А что касается протокольной записки о болезни Медведева, то чиновники иногда тоже ошибаются и ставят в неудобное положение своих непосредственных руководителей, – неожиданно заключил Зудин.

Генеральный директор «Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов также склонен считать, что возвращение к формату заседаний правительства под председательством президента не связано с плохой работой кабинета. Причина заключается в ухудшении социально-экономической ситуации в стране. В связи с этим и возникла необходимость возобновить зарекомендовавший себя орган, максимально наделенный полномочиями и способный оперативно реагировать на существующие сегодня вызовы и угрозы.

– Традиционные понедельничные встречи президента с членами правительства в свое время показали свою эффективность. С их помощью осуществлялась быстрая координация между ключевыми министрами, губернаторами, мэрами. И не в режиме ведомственной переписки и предусмотренных законом достаточно длительных коммуникаций, а в режиме online. В результате многие важные вопросы удавалось снимать оперативно, – подчеркивает Орлов.

– Что же мешает Медведеву осуществлять такую координацию? Может, собака зарыта в том, что ему не хватает путинского авторитета?

– Дело не в авторитете, – вступился за премьера Орлов. – Просто по Конституции у президента и премьера разные полномочия. И для решения некоторых вопросов и оперативного реагирования на угрозы необходим более высокий уровень координации.

– Однако по Конституции у нас президент не является главой правительства. При этом он все-таки вынужден прибегать к системе «ручного управления» министрами.

– Я бы не стал говорить о ручном управлении. Просто проблема исполнения решений действительно существует (с продвижением тех же майских указов президента). Поэтому необходима система оперативного реагирования и контроль на более высоком уровне.

А вот Алексей Зудин считает, что бывают ситуации, когда «ручное управление» не только оправданно, но и необходимо. И сегодня мы переживаем именно такую ситуацию.

– Учитывая то, что наряду с президентом существует правительство, которое не является президентской администрацией и действует самостоятельно, практика «ручного управления» у нас все-таки не является нормой. Кроме того, за этим термином четко закрепилось негативное значение. Однако с учетом сложившихся обстоятельств (политическая программа Путина, трудный путь воплощения в жизнь майских указов, усложнившийся экономический фон) президент может и даже обязан брать на себя фактическое руководство правительством. Но не на постоянной основе, а время от времени, – поясняет Зудин. – Да, роли государственных институтов, безусловно, важны, но еще важнее механизмы, которые складываются из взаимодействия людей их возглавляющих или занимающих в них значимые позиции. Работа механизма политического управления всегда включает в себя неформальный компонент. Невозможно превратить механизм политического управления в механизм в буквальном смысле этого слова. Он работает только через участие людей. В этом смысле политическая неформальность неустранима. И не только у нас, но и везде.

– Выходит, Путин просто идет Медведеву на помощь в связи с тем, что у нас непростая обстановка в стране?

– Вы нашли очень хорошее слово. Действительно, периодическое прямое включение Путина в работу правительства – это помощь премьеру, а не знак недоверия ему.

Никаких претензий лично к Медведеву не предъявляет сегодня и проректор РЭУ им. Плеханова, директор Института политических исследований Сергей Марков. При этом он убежден, что активное включение Путина в работу правительства связано с необходимостью усиления работы всего кабинета.

– Майские указы буксуют и не выполняются, происходит падение темпов экономического роста, что выглядит диссонансом на фоне показателей других стран. К примеру, в Китае он составляет 7-8%, в США – 3,5%, Европа тоже выходит из кризиса, у нас же фиксируется падение до 1,5%. Серьезной системной борьбы с коррупцией тоже то ли не ведется, то ли не получается, – печально констатирует Марков.

– Тем не менее министры в отставку не уходят, хотя спрашивать надо прежде всего с них?

– Путин не сторонник кадровой чехарды, он не любит менять чиновников туда-сюда. Предпочитает заставить их лучше работать на тех участках, на которые они поставлены. Несмотря на это, очевидно, что сегодня требуется смена экономического курса. Вот на Гайдаровском форуме эксперты выступали за то, чтобы не менять экономический курс, а отчасти даже призывали к возвращению к модели 90-х годов. Вообще там некоторые министры заявляли просто вопиющие вещи. Например,Алексей Улюкаев (министр экономического развития. – Прим. «Эксперт Online») сказал, что мы, мол, видим, что бизнес не развивается, потому что есть инфраструктурные ограничения. И поэтому надо строить дороги. Но дороги, по словам Улюкаева, мы будем строить невиданным во всем мире методом. То есть вкладываться должны иностранные и российские частные инвесторы. Но, во-первых, при нашем падении экономического роста ни один разумный инвестор в эти проекты вкладываться не будет. А во-вторых, еще со времен Древнего Рима строить дороги считалось обязанностью государства, а не частного инвестора. По-своему отличился и Силуанов (министр финансов. – Прим. «Эксперт Online»). Он тоже сообщил безумные вещи. Мы, говорит, увеличили на 200 млрд рублей наш резервный фонд. Это очень хорошо. Правда, в два раза увеличился дефицит региональных бюджетов. Так это же просто ужас. Получается, денег в стране не хватает, а мы в этих условиях гоним их в американские ценные бумаги и радуемся. Не удивительно, что мы наблюдаем очевидные иррациональные перекосы в экономических решениях. Поэтому нужны изменения в стратегии экономического развития. Надо уходить от стратегии рыночного фундаментализма и двигаться к стратегии качественного развития.

Ссылка


Возврат к списку