у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов – о «муниципальной» выборной повестке и специфике кампаний в городах в 2023 году

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов – о «муниципальной» выборной повестке и специфике кампаний в городах в 2023 году 07.12.2022

1.Выборы в представительные органы административных центров в 2023 году могут пройти на фоне актуализировавшейся в условиях СВО антикоррупционной и антибюрократической повестки.

Не исключено и заметное внимание общенациональных СМИ к таким кампаниям (прежде всего в Екатеринбурге, Красноярске и Якутске, нередко оказывавшихся в фокусе внимания федеральных СМИ и вне предвыборного контекста). Это будет подталкивать федеральных чиновников (вплоть до президента) к более плотной работе с муниципальной повесткой, особенно в течение весны-лета 2023 года.
2.В четырех регионах выборы в думы административных центров будут совмещены с губернаторскими кампаниями, причем три из этих субъектов (Якутия, Хакасия, Красноярский край) обладают заметным протестным потенциалом. Как правило, на фоне одновременно проходящих выборов главы региона муниципальные кампании остаются в тени. Однако в 2023 году может продолжиться и даже усилиться тренд этого года, связанный с особым значением муниципальной повестки – в том числе в ходе губернаторских выборов. В ходе «совмещенных» кампаний в этих регионах муниципальные проблемы могут стать поводом для критики в адрес не только мэров и связанных с ними муниципальных депутатов, но и глав регионов. С подобным вызовом могут столкнуться не только действующие главы данных регионов, если они все же будут баллотироваться на второй срок, но и их возможные преемники, (вспомним губернаторские кампании 2022 года – например, в Рязанской и Ярославской областях, когда недостаточно оперативное реагирование врио глав регионов на местные проблемы стало поводом для интенсивных медиа-атак против таких управленцев).
3.Скорее всего, в круг тем муниципального уровня, создающих угрозу для глав регионов или врио на фоне параллельно проходящих выборов в городские думы, войдет ситуация с ветхим и аварийным жильем. Губернаторы и мэры попытаются частично перехватить эту повестку (вспомним заявление главы Якутска Евгения Григорьева о том, что к 2032 году «должно быть ликвидировано ветхое аварийное жилье в деревянном жилом фонде»). Но также возрастет запрос со стороны выходящих на муниципальные выборы местных игроков на демонстрацию федеральной поддержки их городам в этом. Это может усилить роль представителей центрального руководства «Единой России» в кампаниях кандидатов лояльного пула на местах.
4.Шесть городов, где в 2023 году пройдут выборы представительных органов, относятся к северным и сибирским территориям, причем в большинстве своем экономически проблемным (исключением является Тюмень). Политическое значение в таких условиях приобретает состояние коммунальных систем в этих городах. Например, в Абакане, где в следующем году пройдут выборы в Совет депутатов, из-за прорыва тепломагистрали в конце ноября 2022 года без отопления осталось около 70 тыс. человек, а в Архангельске в течение осени проблемными инфоповодами становились аварии на объектах водоканала. Это может подтолкнуть федеральные власти в течение следующего года к более интенсивному обсуждению на самом высоком уровне ситуации в сфере ЖКХ, а также проведению более активных проверок деятельности профильных организаций и чиновников, вплоть до влияния этой темы на повестку президентской кампании 2024 года.
5. Возможно, в течение первой половины 2023 года в части предвыборных городов возрастет роль мэров (публичные инициативы которых, как правило, оказывают заметное влияние на ход муниципальных кампаний) и депутатов местного уровня в оказании помощи семьям мобилизованных, а также получившим ранения участникам СВО – особенно в регионах, где внимание губернаторов к таким темам ограничено или не очень эффективно освещается в медиа-пространстве. В итоге возможно более активное привлечение мэров и глав представительных органов предвыборных и протестных городов к обсуждению таких проблем на федеральных площадках.

Ссылка

Возврат к списку