у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в январе 2023 года

Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в январе 2023 года 06.02.2023

Ор­лов Дмит­рий
Ге­не­раль­ный ди­рек­тор Агент­ства по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций (АПЭК), член Выс­ше­го со­ве­та пар­тии «Еди­ная Рос­сия», кан­ди­дат ис­то­ри­че­ских наук

1.Фе­де­раль­ная по­ли­ти­ка в от­но­ше­нии ре­ги­о­нов

На­ря­ду с при­о­ри­тет­ным вни­ма­ни­ем к под­держ­ке ин­ду­стри­аль­ных ре­ги­о­нов (в том чис­ле цен­тров про­из­вод­ства про­дук­ции ВПК) и за­щи­те со­ци­аль­ных прав мо­би­ли­зо­ван­ных и чле­нов их се­мей фе­де­раль­ные вла­сти в ян­ва­ре 2023 года ак­ти­ви­зи­ро­ва­ли под­го­тов­ку к пе­ри­о­ду па­вод­ков и при­род­ных по­жа­ров, а та­к­же от­ме­ти­ли непро­стую си­ту­а­цию в ле­со­про­мыш­лен­ном ком­плек­се (на этом ак­цен­ти­ро­вал вни­ма­ние пре­зи­дент в ходе ян­вар­ско­го со­ве­ща­ния по эко­но­ми­че­ским во­про­сам), что мо­жет стать ша­гом к раз­ра­бот­ке но­вых мер, зна­чи­мых для со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской си­ту­а­ции в ряде се­вер­ных, си­бир­ских и даль­не­во­сточ­ных ре­ги­о­нов.

Осо­бое вни­ма­ние Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на к во­про­сам под­держ­ки рос­сий­ско­го авиа­стро­е­ния (от­ме­тим ре­зо­нанс по по­во­ду за­ме­ча­ния пре­зи­ден­та вице-пре­мье­ру-гла­ве Мин­пром­тор­га Де­ни­су Ман­ту­ро­ву в свя­зи с недо­ра­бот­ка­ми при фор­ми­ро­ва­нии за­ка­за для про­филь­ных пред­при­я­тий) ста­но­вит­ся до­пол­ни­тель­ным фак­то­ром под­держ­ки ин­ду­стри­аль­ных ре­ги­о­нов, в ко­то­рых рас­по­ло­же­ны клю­че­вые цен­тры авиа­про­ма (в том чис­ле Са­мар­ской об­ла­сти, где в 2023 году прой­дет гу­бер­на­тор­ская кам­па­ния, Улья­нов­ской об­ла­сти, где пред­сто­ят вы­бо­ры в зак­со­бра­ние, а та­к­же Перм­ско­го края и Та­тар­ста­на). Этот ак­цент мо­жет по­лу­чить даль­ней­шее раз­ви­тие при под­го­тов­ке ини­ци­а­тив Крем­ля по ре­ше­нию зна­чи­мых со­ци­аль­ных и эко­ло­ги­че­ских про­блем та­ких субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции.

Без­услов­но, та­кие при­о­ри­те­ты фе­де­раль­но­го цен­тра в про­мыш­лен­ной сфе­ре обу­слов­ле­ны пре­жде все­го необ­хо­ди­мо­стью пе­ре­на­строй­ки эко­но­ми­ки в усло­ви­ях за­пад­ных санк­ций. Кро­ме это­го, по­доб­ные сиг­на­лы еще раз под­твер­жда­ют: важ­ной со­став­ля­ю­щей по­вест­ки, с ко­то­рой Вла­ди­мир Пу­тин с вы­со­кой ве­ро­ят­но­стью при­мет уча­стие в пре­зи­дент­ской кам­па­нии 2024 года, бу­дет ком­плекс­ная под­держ­ка ин­ду­стри­аль­ных ре­ги­о­нов, вклю­чая вы­ра­бот­ку спе­ци­аль­ных ини­ци­а­тив в сфе­ре со­ци­аль­ной и мо­ло­деж­ной по­ли­ти­ки (так, в ходе про­шлой пре­зи­дент­ской кам­па­нии Вла­ди­мир Пу­тин в мар­те 2018 года при­ни­мал уча­стие во Все­рос­сий­ском фо­ру­ме ра­бо­чей мо­ло­де­жи). В то же вре­мя по­доб­ные ак­цен­ты в ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ке фе­де­раль­но­го цен­тра по­тре­бу­ют от глав ин­ду­стри­аль­ных ре­ги­о­нов в 2023-2024 го­дах бо­лее опе­ра­тив­но­го ре­а­ги­ро­ва­ния на свя­зан­ные с их зо­ной от­вет­ствен­но­сти про­блем­ные ин­фо­по­во­ды, в том чис­ле в сфе­ре функ­ци­о­ни­ро­ва­ния ком­му­наль­ной и со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры.

В фев­ра­ле-мар­те 2023 года мо­жет до­пол­ни­тель­но воз­рас­ти зна­че­ние дей­ству­ю­щих на фе­де­раль­ном уровне струк­тур, при­зван­ных про­во­дить под­го­тов­ку за­ко­но­да­тель­ных ини­ци­а­тив в сфе­ре со­ци­аль­ной под­держ­ки во­ен­но­слу­жа­щих и мо­ни­то­ринг си­ту­а­ции в этой сфе­ре на уровне ре­ги­о­нов (здесь мож­но вы­де­лить де­я­тель­ность воз­глав­ля­е­мой пер­вым вице-спи­ке­ром Со­ве­та Фе­де­ра­ции Ан­дре­ем Тур­ча­ком пар­ла­мент­ской ко­ор­ди­на­ци­он­ной груп­пы по во­про­сам спе­ци­аль­ной во­ен­ной опе­ра­ции). При этом ре­ше­ние за­дач по про­дол­же­нию ин­те­гра­ции но­вых ре­ги­о­нов в рос­сий­ское пра­во­вое про­стран­ство, на­сколь­ко мож­но су­дить, та­к­же пред­по­ла­га­ет во­вле­чен­ность в та­кую ра­бо­ту наи­бо­лее вли­я­тель­ных гу­бер­на­то­ров, в том чис­ле на пло­щад­ках Гос­со­ве­та. Мож­но от­ме­тить, на­при­мер, по­ру­че­ние пре­зи­ден­та пра­ви­тель­ству сов­мест­но с ко­мис­си­ей Гос­со­ве­та по на­прав­ле­нию «Го­су­дар­ствен­ное и му­ни­ци­паль­ное управ­ле­ние», воз­глав­ля­е­мой мэ­ром Моск­вы Сер­ге­ем Со­бя­ни­ным, пред­ста­вить пред­ло­же­ния о вне­се­нии в за­ко­но­да­тель­ство из­ме­не­ний для уста­нов­ле­ния еди­ной си­сте­мы прав, льгот, со­ци­аль­ных га­ран­тий и ком­пен­са­ций для лиц, участ­во­вав­ших в бо­е­вых дей­стви­ях на сто­роне ДНР и ЛНР с 2014 года и до при­ня­тия их в со­став Рос­сии. Мож­но пред­по­ло­жить, что под­хо­ды к даль­ней­ше­му ре­ше­нию за­дач в этой сфе­ре мо­гут стать и важ­ной ча­стью по­вест­ки за­се­да­ния Со­ве­та за­ко­но­да­те­лей, ко­то­рое по сло­жив­шей­ся тра­ди­ции мо­жет со­сто­ять­ся в кон­це ап­ре­ля 2023 года в Санкт-Пе­тер­бур­ге с уча­сти­ем пре­зи­ден­та.

В ян­ва­ре-на­ча­ле фев­ра­ля 2023 года ак­ти­ви­зи­ро­ва­лось ре­а­ги­ро­ва­ние фе­де­раль­но­го цен­тра на вы­зо­вы, свя­зан­ные с ре­а­ги­ро­ва­ни­ем на по­след­ствия се­зон­ных сти­хий­ных бед­ствий, пре­жде все­го в си­бир­ских и даль­не­во­сточ­ных ре­ги­о­нах. На­при­мер, в ходе со­ве­ща­ния по во­про­сам вос­ста­нов­ле­ния жи­лой ин­фра­струк­ту­ры пре­зи­дент по­ста­вил во­прос о ме­рах под­держ­ки граж­дан, про­жи­ва­ю­щих не толь­ко в ре­ги­о­нах, гра­ни­ча­щих с зо­ной про­ве­де­ния спе­цо­пе­ра­ции, но и «по­те­ряв­ших жи­льё из-за чрез­вы­чай­ных си­ту­а­ций: под­топ­ле­ний, на­вод­не­ний, по­жа­ров» на всей тер­ри­то­рии стра­ны. Это мо­жет быть кос­вен­ным сви­де­тель­ством того, что в те­че­ние бли­жай­ше­го се­зо­на по­вы­шен­ных рис­ков (вес­ной-ле­том 2023 года) ве­ро­ят­на бо­лее жест­кая ре­ак­ция Крем­ля на недо­ра­бот­ки ре­ги­о­наль­ных вла­стей при ре­ше­нии по­доб­ных во­про­сов, а та­к­же по­вы­ше­ние роли пол­пре­дов пре­зи­ден­та в фе­де­раль­ных окру­гах в вы­яв­ле­нии про­блем.

2.От­но­ше­ния в эли­тах и ре­ги­о­наль­ные внут­ри­э­лит­ные кон­флик­ты

В ян­ва­ре 2023 года уси­ли­лось вли­я­ние на внут­ри­э­лит­ную си­ту­а­цию в це­лом ряде ре­ги­о­нов:

  • фак­то­ра под­го­тов­ки к из­би­ра­тель­ным кам­па­ни­ям,
  • ан­ти­кор­руп­ци­он­ных рас­сле­до­ва­ний.

При этом тра­ди­ци­он­но уяз­ви­мы­ми оста­ют­ся по­зи­ции глав му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний в зим­ний пе­ри­од (пре­жде все­го в свя­зи с ре­ше­ни­ем за­дач по убор­ке улиц от сне­га и льда), за­тра­ги­вая в том чис­ле де­я­те­лей, от­но­си­тель­но недав­но за­няв­ших дан­ные по­сты.

Од­ной из при­о­ри­тет­ных сфер, за­тра­ги­ва­е­мых ан­ти­кор­руп­ци­он­ны­ми рас­сле­до­ва­ни­я­ми, оста­ет­ся рас­пре­де­ле­ние зе­мель под за­строй­ку. При­мер — за­дер­жа­ние вице-мэра Вла­ди­во­сто­ка Алек­сея Ляй­фе­ра по по­до­зре­нию в предо­став­ле­нии груп­пе граж­дан зе­мель­но­го участ­ка на льгот­ных ос­но­ва­ни­ях (ра­нее рас­сле­до­ва­ния в дан­ной сфе­ре кос­ну­лись дру­гих го­род­ских чи­нов­ни­ков: экс-на­чаль­ни­ка Управ­ле­ния му­ни­ци­паль­ной соб­ствен­но­сти Вла­ди­во­сто­ка Ар­ме­на Ка­ра­пе­тя­на и быв­шей пер­вой за­мгла­вы го­ро­да На­та­льи Со­ко­ло­вой).

Бо­лее жест­кий кон­троль за на­ру­ше­ни­я­ми со сто­ро­ны чи­нов­ни­ков и за­строй­щи­ков ло­гич­но рас­смат­ри­вать в ком­плек­се со сни­же­ни­ем ад­ми­ни­стра­тив­ной на­груз­ки на доб­ро­со­вест­ных участ­ни­ков от­рас­ли (так, По­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства от 29 де­каб­ря 2022 года срок дей­ствия упро­щен­но­го по­ряд­ка вы­да­чи раз­ре­ше­ния на стро­и­тель­ство, а та­к­же на ввод по­стро­ен­но­го объ­ек­та в экс­плу­а­та­цию был про­длен до кон­ца 2023 года). Учи­ты­вая, что вни­ма­ние Крем­ля к стро­и­тель­ной сфе­ре, пре­жде все­го с уче­том за­дач по ре­а­ли­за­ции ин­фра­струк­тур­ных про­ек­тов по мере при­бли­же­ния пре­зи­дент­ской кам­па­нии 2024 года, бу­дет воз­рас­тать, воз­мож­на даль­ней­шая ак­ти­ви­за­ция рас­сле­до­ва­ний в от­но­ше­нии ре­ги­о­наль­ных и му­ни­ци­паль­ных чи­нов­ни­ков «стро­и­тель­но­го» бло­ка в те­че­ние те­ку­ще­го года (не ис­клю­че­но, что со­от­вет­ству­ю­щие ак­цен­ты бу­дут сде­ла­ны и в бли­жай­шем по­сла­нии пре­зи­ден­та Фе­де­раль­но­му со­бра­нию). Без­услов­но, это ока­жет вли­я­ние на внут­ри­э­лит­ную си­ту­а­цию в ре­ги­о­нах, учи­ты­вая, что ин­те­ре­сы мно­гих вли­я­тель­ных иг­ро­ков это­го уров­ня (в том чис­ле де­пу­та­тов Гос­ду­мы и ре­ги­о­наль­ных зак­со­бра­ний) свя­за­ны со стро­и­тель­ной от­рас­лью.

Кро­ме того, рас­сле­до­ва­ния в ре­ги­о­нах за­тра­ги­ва­ют бла­го­устрой­ство. По­ка­за­тель­но за­дер­жа­ние в Ря­за­ни на­чаль­ни­ка го­род­ско­го Управ­ле­ния бла­го­устрой­ства Юрия Фур­фу­ра­ка, его за­ме­сти­те­ля Та­тья­ны Аста­фье­вой и дво­их под­чи­нен­ных. Ко­неч­но, в первую оче­редь это рас­сле­до­ва­ние мож­но свя­зать с про­ве­де­ни­ем ауди­та в сфе­ре го­су­дар­ствен­ных и му­ни­ци­паль­ных за­ку­пок в Ря­зан­ской об­ла­сти, где в 2022 год про­изо­шла сме­на гу­бер­на­то­ра и, воз­мож­но, с уче­том под­го­тов­ки вы­бо­ров в Думу ад­ми­ни­стра­тив­но­го цен­тра. Тем не ме­нее, учи­ты­вая, что сфе­ра бла­го­устрой­ства яв­ля­ет­ся од­ной из зна­чи­мых со­став­ля­ю­щих по­вест­ки ло­каль­но­го уров­ня и в дру­гих ча­стях стра­ны, вполне воз­мож­но уси­ле­ние вни­ма­ния пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов к дан­ной сфе­ре — в том чис­ле, по ито­гам неза­ви­си­мо­го мо­ни­то­рин­га ОНФ и «Еди­ной Рос­сии», плот­но за­ни­ма­ю­щих­ся этой те­мой.

В пред­вы­бор­ных ре­ги­о­нах про­дол­жа­ют об­суж­дать­ся из­ме­не­ния в за­ко­но­да­тель­ные акты, поз­во­ля­ю­щие уве­ли­чи­вать долю де­пу­та­тов, из­би­ра­е­мых по ма­жо­ри­тар­ной си­сте­ме, в зак­со­бра­ни­ях и му­ни­ци­паль­ных пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нах. Без­услов­но, та­кие из­ме­не­ния бу­дут уси­ли­вать про­ти­во­ре­чия внут­ри ре­ги­о­наль­ных от­де­ле­ний си­стем­ных оп­по­зи­ци­он­ных пар­тий, пред­ста­ви­тель­ство ко­то­рых в зак­со­бра­ни­ях и го­род­ских ду­мах по­сле по­доб­ных кор­рек­ти­ро­вок с боль­шой ве­ро­ят­но­стью со­кра­тит­ся, при этом по­вы­шая вни­ма­ние ре­сурс­ных кан­ди­да­тов (в том чис­ле, ра­нее свя­зан­ных с пар­ла­мент­ской оп­по­зи­ци­ей) к прай­ме­риз «Еди­ной Рос­сии» и уси­ли­вая пе­ре­го­вор­ные по­зи­ции вла­стей со­от­вет­ству­ю­щих субъ­ек­тов и му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний в диа­ло­ге с та­ки­ми внут­ри­э­лит­ны­ми иг­ро­ка­ми.

С дру­гой сто­ро­ны, в пред­вы­бор­ных го­ро­дах, к ко­то­рым про­яв­ля­ют тра­ди­ци­он­но вы­со­кое вни­ма­ние СМИ с фе­де­раль­ной ауди­то­ри­ей (на­при­мер, в Ека­те­рин­бур­ге), мож­но ожи­дать ак­ти­ви­за­ции ме­диа-атак про­тив го­род­ских вла­стей, осо­бен­но в пе­ри­од с фев­ра­ля по май 2023 года, ко­гда мно­гие ас­пек­ты уча­стия по­тен­ци­аль­ных кан­ди­да­тов в кам­па­нии (из­ме­не­ние гра­ниц од­но­ман­дат­ных окру­гов, за­тем ре­ги­стра­ция на прай­ме­риз) бу­дут на­хо­дить­ся на ста­дии со­гла­со­ва­ния. Учи­ты­вая, что ве­ро­ят­ность пуб­лич­ных внут­ри­э­лит­ных кон­флик­тов в ходе ре­ги­о­наль­ных и му­ни­ци­паль­ных кам­па­ний 2023 года мо­жет быть выше, чем в 2022 году, мо­жет воз­рас­ти и роль фе­де­раль­ных струк­тур «Еди­ной Рос­сии» в раз­ре­ше­нии та­ких про­ти­во­ре­чий (до­ста­точ­но вспом­нить про­вер­ку ито­гов про­ве­де­ния прай­ме­риз в Ека­те­рин­бур­ге, ко­то­рое про­во­ди­ло ру­ко­вод­ство пар­тии в 2018 году).

От­дель­но сто­ит от­ме­тить ре­зо­нанс в свя­зи с по­прав­ка­ми в из­би­ра­тель­ное за­ко­но­да­тель­ство ряда ре­ги­о­нов, где пред­сто­ят гу­бер­на­тор­ские кам­па­нии. Так, фе­де­раль­ные СМИ об­ра­ти­ли вни­ма­ние на об­суж­де­ние по­пра­вок в Из­би­ра­тель­ный ко­декс При­мор­ско­го края, в со­от­вет­ствии с ко­то­ры­ми по­рог «му­ни­ци­паль­но­го филь­тра» для кан­ди­да­тов в гу­бер­на­то­ры был по­вы­шен с 5 до 8%. Не ис­клю­че­но, что эта ини­ци­а­ти­ва свя­за­на не толь­ко с си­ту­а­ци­ей внут­ри ре­ги­о­на, но и с ве­ро­ят­ным фе­де­раль­ным трен­дом на сни­же­ние ин­тен­сив­но­сти уча­стия фе­де­раль­ных чи­нов­ни­ков в ре­а­ги­ро­ва­нии на во­про­сы мест­ной по­вест­ки про­блем и воз­ло­же­нии боль­шей доли от­вет­ствен­но­сти в этой сфе­ре на гу­бер­на­то­ров (в про­ти­во­по­лож­ность си­ту­а­ции на­ка­нуне по­втор­ных вы­бо­ров гла­вы При­мор­ско­го края в де­каб­ре 2018 года, ко­гда кам­па­ния Оле­га Ко­же­мя­ко стро­и­лась имен­но на апел­ля­ции к под­держ­ке фе­де­раль­но­го цен­тра). В этих усло­ви­ях у ре­ги­о­наль­но­го ру­ко­вод­ства по­яв­ля­ют­ся до­пол­ни­тель­ные мо­ти­вы, что­бы по­пы­тать­ся укре­пить свои по­зи­ции в диа­ло­ге с пред­ста­ви­те­ля­ми оп­по­зи­ци­он­ных элит.

Тра­ди­ци­он­ный для зим­не­го пе­ри­о­да рост ин­тен­сив­но­сти кри­ти­ки в ад­рес глав му­ни­ци­па­ли­те­тов (пре­жде все­го ад­ми­ни­стра­тив­ных цен­тров ре­ги­о­нов) в свя­зи с недо­че­та­ми в ра­бо­те ком­му­наль­ных служб по убор­ке сне­га в те­ку­щем году кос­нул­ся и ряда мэ­ров, за­няв­ших эти долж­но­сти в 2022 году. Это мож­но свя­зать с при­хо­дом на та­кие по­сты ме­нее вли­я­тель­ных и по­то­му бо­лее ап­па­рат­но уяз­ви­мых ру­ко­во­ди­те­лей (од­ним из при­ме­ров яв­ля­ет­ся мэр Вла­ди­ми­ра Дмит­рий На­у­мов, пе­ре­шед­ший на этот пост в но­яб­ре 2022 года с долж­но­сти гла­вы ад­ми­ни­стра­ции Го­ро­хо­вец­ко­го рай­о­на). В пер­спек­ти­ве вес­ны-лета 2023 вполне ве­ро­ят­но уси­ле­ние по­доб­ных ин­фор­ма­ци­он­ных атак в от­но­ше­нии глав ад­ми­ни­стра­тив­ных цен­тров пред­вы­бор­ных ре­ги­о­нов, а та­к­же го­ро­дов, к ко­то­рым мо­жет быть про­яв­ле­но осо­бое вни­ма­ние Цен­тра (так, к на­ча­лу лет­не­го се­зо­на фе­де­раль­ны­ми чи­нов­ни­ка­ми и ме­дий­ны­ми фи­гу­ра­ми мо­гут быть вы­дви­ну­ты но­вые ини­ци­а­ти­вы, ори­ен­ти­ро­ван­ные на ис­то­ри­че­ские цен­тры с ту­ри­сти­че­ским по­тен­ци­а­лом – та­кие пред­ло­же­ния мо­гут об­суж­дать­ся, на­при­мер, на пло­щад­ках Пе­тер­бург­ско­го эко­но­ми­че­ско­го фо­ру­ма-2023).

3.Про­гноз АПЭК. Ожи­да­е­мые трен­ды фев­ра­ля-мар­та 2023 года

Мож­но вы­де­лить несколь­ко тен­ден­ций, ко­то­рые мо­гут ока­зать вли­я­ние на ре­ги­о­наль­ную по­ли­ти­ку в фев­ра­ле-мар­те 2023 года:

1.Уси­ле­ние вни­ма­ния к эко­ло­ги­че­ской про­бле­ма­ти­ке на уровне как ру­ко­вод­ства стра­ны (об­ра­тим вни­ма­ние на ра­бо­чую встре­чу пре­зи­ден­та со спец­пред­ста­ви­те­лем по во­про­сам при­ро­до­охран­ной де­я­тель­но­сти, эко­ло­гии и транс­пор­та Сер­ге­ем Ива­но­вым), так и по­ли­ти­че­ских иг­ро­ков ре­ги­о­наль­но­го уров­ня (пре­жде все­го в пред­вы­бор­ных субъ­ек­тах). В этой си­ту­а­ции эко­ло­ги­че­ская по­вест­ка бу­дет чаще смы­кать­ся с ан­ти­бю­ро­кра­ти­че­ской и эга­ли­та­рист­ской (от­ме­тим ре­зо­нанс в свя­зи с «VIP-охо­той» в Ту­та­ев­ском рай­оне Яро­слав­ской об­ла­сти в де­каб­ре 2022 года), а вни­ма­ние к при­ро­до­охран­ной про­бле­ма­ти­ке бу­дут чаще про­яв­лять по­ли­ти­че­ские силы, на фе­де­раль­ном уровне не ас­со­ци­и­ру­ю­щи­е­ся с этой те­мой (мож­но вспом­нить, на­при­мер, об­ра­ще­ние де­пу­та­тов фрак­ции ЛДПР в гор­со­ве­те Крас­но­яр­ска к про­ку­ро­ру края с кри­ти­кой дей­ствий пра­ви­тель­ства ре­ги­о­на в этой сфе­ре).

2.До­ста­точ­но вы­со­ка ве­ро­ят­ность, что в по­сла­ние пре­зи­ден­та Фе­де­раль­но­му со­бра­нию бу­дет вклю­чен ряд те­зи­сов в сфе­ре кон­тро­ля за ре­ги­о­наль­ны­ми фи­нан­са­ми и де­я­тель­но­стью бюд­жет­ных учре­жде­ний на ме­стах, осо­бен­но в слу­чае, если па­у­за меж­ду огла­ше­ни­ем это­го до­ку­мен­та и на­зна­че­ни­ем но­во­го гла­вы Счет­ной па­ла­ты бу­дет ми­ни­маль­ной. При этом вполне ве­ро­ят­но, что на фоне на­зна­че­ния но­во­го ру­ко­во­ди­те­ля этой струк­ту­ры при под­держ­ке си­ло­вых ве­домств бу­дет про­хо­дить мас­штаб­ная про­вер­ка эф­фек­тив­но­сти ра­бо­ты и воз­мож­ных на­ру­ше­ний в де­я­тель­но­сти кон­троль­но-счет­ных ор­га­нов ре­ги­о­наль­но­го уров­ня (ве­ро­ят­но, в рам­ках трен­да на до­пол­ни­тель­ную ак­ти­ви­за­цию ан­ти­кор­руп­ци­он­ных рас­сле­до­ва­ний, ко­то­рый мо­жет уси­лить­ся вес­ной 2023 года).

3.Прай­ме­риз «Еди­ной Рос­сии» мо­гут вновь стать од­ним из клю­че­вых со­бы­тий в ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ке в те­че­ние вес­ны 2023 года. Мож­но ожи­дать ак­тив­но­го уча­стия в пред­ва­ри­тель­ном го­ло­со­ва­нии пред­ста­ви­те­лей во­лон­тер­ских ор­га­ни­за­ций, ока­зы­ва­ю­щих под­держ­ку рос­сий­ским во­ен­но­слу­жа­щим в зоне про­ве­де­ния спе­цо­пе­ра­ции, а та­к­же объ­еди­не­ний род­ствен­ни­ков мо­би­ли­зо­ван­ных граж­дан, что, в свою оче­редь, мо­жет стать од­ним из фак­то­ров неко­то­ро­го уве­ли­че­ния доли жен­щин сре­ди та­ких кан­ди­да­тов. Не ис­клю­че­но про­дви­же­ние цен­траль­ным ру­ко­вод­ством пар­тии в фе­де­раль­ном ме­диа-про­стран­стве наи­бо­лее пер­спек­тив­ных со­ци­аль­ных ини­ци­а­тив, вы­дви­ну­тых участ­ни­ка­ми прай­ме­риз из ре­ги­о­нов. А та­к­же про­ве­де­ние под эги­дой «Еди­ной Рос­сии» в пе­ри­од под­го­тов­ки пред­ва­ри­тель­но­го го­ло­со­ва­ния об­ще­рос­сий­ских ме­ро­при­я­тий по об­суж­де­нию с ре­ги­о­наль­ным ак­ти­вом и со­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ны­ми НКО за­ко­но­про­ек­тов, раз­ви­ва­ю­щих по­ло­же­ния по­сла­ния Фе­де­раль­но­му со­бра­нию (если оно бу­дет огла­ше­но в кон­це фев­ра­ля-мар­те), либо пред­ло­же­ния гла­ве го­су­дар­ства, ко­то­рые мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны при под­го­тов­ке до­ку­мен­та, если он бу­дет пред­став­лен об­ще­ствен­но­сти поз­же (по ана­ло­гии с кон­цеп­ци­ей ин­фра­струк­тур­но­го рыв­ка, вы­дви­ну­той сек­ре­та­рем Ген­со­ве­та пар­тии Ан­дре­ем Тур­ча­ком неза­дол­го до огла­ше­ния по­сла­ния Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на в 2021 году).

4.Не ис­клю­че­но про­ве­де­ние в пер­вой де­ка­де мар­та 2023 года встреч пре­зи­ден­та и иных пред­ста­ви­те­лей фе­де­раль­но­го ру­ко­вод­ства стра­ны с ма­те­ря­ми и же­на­ми во­ен­но­слу­жа­щих, что, в свою оче­редь, мо­жет стать по­во­дом для об­суж­де­ния бо­лее ши­ро­кой со­ци­аль­ной по­вест­ки и ини­ци­и­ро­ва­ния про­ве­рок со­блю­де­ния со­ци­аль­ных прав граж­дан на уровне ре­ги­о­нов. Об­ра­тим вни­ма­ние, на­при­мер, что в ходе встре­чи Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на с ген­про­ку­ро­ром Иго­рем Крас­но­вым в кон­це ян­ва­ря вни­ма­ние было уде­ле­но во­про­сам вы­яв­ле­ния на­ру­ше­ний в сфе­ре в сфе­ре здра­во­охра­не­ния, об­ра­зо­ва­ния, га­зи­фи­ка­ции, пе­ре­се­ле­ния из вет­хо­го и ава­рий­но­го жи­лья. При этом пре­зи­дент от­ме­тил, что «под осо­бым кон­тро­лем» долж­но на­хо­дит­ся со­блю­де­ние прав се­мей с детьми. Дан­ный тренд мо­жет стать од­ним из фак­то­ров кад­ро­вых пе­ре­ста­но­вок в ре­ги­о­наль­ных пра­ви­тель­ствах (мож­но вспом­нить, на­при­мер, от­став­ку на­чаль­ни­ка Управ­ле­ния ми­ни­стер­ства стро­и­тель­ства и ЖКХ Са­ра­тов­ской об­ла­сти, от­ве­чав­ше­го за ра­бо­ту с детьми-си­ро­та­ми).

5.В ре­ги­о­наль­ной по­вест­ке (в боль­шей сте­пе­ни в эко­но­ми­че­ски про­блем­ных субъ­ек­тах) по-преж­не­му осо­бое зна­че­ние со­хра­ня­ют про­бле­мы в сфе­ре функ­ци­о­ни­ро­ва­ния ком­му­наль­ной и энер­ге­ти­че­ской ин­фра­струк­ту­ры (от­ме­тим вни­ма­ние фе­де­раль­ных СМИ к ава­ри­ям и сбо­ям в этой сфе­ре, в том чис­ле в Уд­мур­тии, Да­ге­стане, Ря­зан­ской об­ла­сти, Крас­но­яр­ском и При­мор­ском кра­ях). В те­че­ние 2023 года воз­мож­но уси­ле­ние пол­пре­дов пре­зи­ден­та в во­про­сах ре­а­ги­ро­ва­ния на недо­ра­бот­ки ре­ги­о­наль­ных чи­нов­ни­ков в этой сфе­ре, кро­ме того, эф­фек­тив­ность ра­бо­ты по устра­не­нию по­доб­ных недо­стат­ков мо­жет стать од­ним из фак­то­ров, ко­то­рые мо­гут по­вли­ять на пер­спек­ти­вы гу­бер­на­то­ров с ме­нее устой­чи­вы­ми по­зи­ци­я­ми, пол­но­мо­чия ко­то­рых за­вер­ша­ют­ся в 2023 году.

4.Рей­тинг вли­я­ния глав субъ­ек­тов РФ

Ход во­ен­ной спе­цо­пе­ра­ции, со­ци­аль­ные ини­ци­а­ти­вы для но­вых субъ­ек­тов РФ, об­суж­де­ние эко­ло­ги­че­ских, ин­фра­струк­тур­ных и ком­му­наль­ных про­блем ре­ги­о­наль­но­го уров­ня, а та­к­же под­го­тов­ка к Еди­но­му дню го­ло­со­ва­ния-2023 вхо­дят в чис­ло фак­то­ров, по­вли­яв­ших на по­зи­ции фи­гу­ран­тов рей­тин­га в ян­ва­ре.

По­сле ви­зи­та Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на в со­от­вет­ству­ю­щие ре­ги­о­ны и ра­бо­чих встреч с их ру­ко­во­ди­те­ля­ми уси­ли­ва­ет­ся вли­я­ние гу­бер­на­то­ра Санкт-Пе­тер­бур­га Алек­сандра Бег­ло­ва (с 4-го на 3-е ме­сто) и гла­вы Баш­ки­рии Ра­дия Ха­би­ро­ва (с 21-го на 20-е ме­сто, пе­ре­хо­дит в груп­пу с очень силь­ным вли­я­ни­ем). Та­к­же по­сле ра­бо­чей встре­чи с пре­зи­ден­том, со­сто­яв­шей­ся в ре­жи­ме ви­део­кон­фе­рен­ции, укреп­ля­ют­ся по­зи­ции гу­бер­на­то­ра Но­во­си­бир­ской об­ла­сти Ан­дрея Трав­ни­ко­ва (с 43-го на 41-е ме­сто). В то же вре­мя по­сле ре­пли­ки пре­зи­ден­та в ходе ра­бо­чей встре­чи с гла­вой Та­тар­ста­на по по­во­ду «на­стро­е­ний лю­дей» в свя­зи с про­бле­ма­ми в ре­ги­оне в сфе­ре до­рож­но­го стро­и­тель­ства незна­чи­тель­но те­ря­ет по­зи­ции Ру­стам Мин­ни­ха­нов (с 3-го на 4-е ме­сто).

Раз­ви­ва­ет­ся вос­хо­дя­щий тренд для гу­бер­на­то­ров но­вых ре­ги­о­нов, в том чис­ле по­сле за­яв­ле­ния гла­вы пра­ви­тель­ства Ми­ха­и­ла Ми­шу­ст­и­на о том, что с 1 мар­та 2023 года пен­сии для жи­те­лей этих субъ­ек­тов бу­дут на­зна­чать­ся по рос­сий­ским нор­мам. Укреп­ля­ют­ся по­зи­ции врио гла­вы До­нец­кой на­род­ной рес­пуб­ли­ки Де­ни­са Пу­ши­ли­на (с 17-го на 15-е ме­сто). За­яв­ле­ние пер­во­го за­мгла­вы Ад­ми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та Сер­гея Ки­ри­ен­ко о за­ин­те­ре­со­ван­но­сти ин­ве­сто­ров во вло­же­нии средств в раз­ви­тие и ин­фра­струк­ту­ру но­во­го го­ро­да на Ара­бат­ской стрел­ке со­зда­ет по­зи­тив­ные ин­фор­ма­ци­он­ные по­во­ды для врио гла­вы Хер­сон­ской об­ла­сти Вла­ди­ми­ра Саль­до (с 51-го на 50-е ме­сто, пе­ре­хо­дит в груп­пу с силь­ным вли­я­ни­ем). Та­к­же укреп­ля­ют­ся по­зи­ции врио гла­вы Лу­ган­ской на­род­ной рес­пуб­ли­ки Лео­ни­да Па­сеч­ни­ка (с 29-го на 25-е ме­сто) и врио гу­бер­на­то­ра За­по­рож­ской об­ла­сти Ев­ге­ния Ба­лиц­ко­го (с 50-го на 48-е ме­сто).

Схо­жий тренд за­тра­ги­ва­ет по­зи­ции ру­ко­во­ди­те­лей ряда субъ­ек­тов, при­мы­ка­ю­щих к зоне про­ве­де­ния спе­цо­пе­ра­ции. Укреп­ля­ют­ся по­зи­ции гу­бер­на­то­ра Кур­ской об­ла­сти Ро­ма­на Ста­ро­вой­та (с 23-го на 19-е ме­сто, пе­ре­хо­дит в груп­пу с очень силь­ным вли­я­ни­ем), гла­вы Брян­ской об­ла­сти Алек­сандра Бо­го­ма­за (с 26-го на 24-е ме­сто), гу­бер­на­то­ра Ро­стов­ской об­ла­сти Ва­си­лия Го­лу­бе­ва (с 38-го на 36-е ме­сто), упо­мя­ну­тых в спис­ке долж­ност­ных лиц, ко­то­рым пре­зи­дент по­ру­чил опре­де­лить под­хо­ды к вос­ста­нов­ле­нию жи­лья рос­сий­ских граж­дан, утра­чен­но­го в ре­зуль­та­те об­стре­лов во­ору­жен­ны­ми фор­ми­ро­ва­ни­я­ми Укра­и­ны и тер­ро­ри­сти­че­ских ак­тов. В то же вре­мя про­блем­ным ин­фор­ма­ци­он­ным по­во­дом для гу­бер­на­то­ра Бел­го­род­ской об­ла­сти Вя­че­сла­ва Глад­ко­ва (с 14-го на 16-е ме­сто) ста­но­вят­ся со­об­ще­ния о жа­ло­бах ряда жи­те­лей ре­ги­о­на о том, что на­хо­дя­щи­е­ся на ди­стан­ци­он­ном обу­че­нии школь­ни­ки, не по­лу­чи­ли про­дук­то­вые на­бо­ры за ян­варь.

Укреп­ля­ют­ся по­зи­ции гу­бер­на­то­ра Са­мар­ской об­ла­сти Дмит­рия Аза­ро­ва (с 6-го на 5-е ме­сто), лич­но вы­ехав­ше­го на Дон­басс по­сле тра­ги­че­ско­го ин­ци­ден­та с об­стре­лом Ма­ке­ев­ки и до­бив­ше­го­ся пе­ре­во­да ра­не­ных са­мар­ских мо­би­ли­зо­ван­ных в Са­ма­ру для даль­ней­ше­го про­хож­де­ния ле­че­ния. На­ча­ло ре­а­ли­за­ции в Яма­ло-Ненец­ком ав­то­ном­ном окру­ге про­ек­та «Се­ве­ряне. Жизнь ге­роя», вклю­ча­ю­ще­го ор­га­ни­за­цию кур­сов во­ен­ной под­го­тов­ки для же­ла­ю­щих и меры по­мо­щи по адап­та­ции к мир­ной жиз­ни участ­ни­ков спе­цо­пе­ра­ции, со­зда­ет бла­го­при­ят­ную си­ту­а­цию для гла­вы ре­ги­о­на Дмит­рия Ар­тю­хо­ва (с 13-го на 12-е ме­сто).

По­вы­ше­ние по­ро­га «му­ни­ци­паль­но­го филь­тра» для кан­ди­да­тов, на­ме­рен­ных участ­во­вать в гу­бер­на­тор­ских вы­бо­рах в При­мор­ском крае, ста­ло по­во­дом для кри­ти­ки в ад­рес гла­вы ре­ги­о­на Оле­га Ко­же­мя­ко (с 24-го на 26-е ме­сто). По­сле ре­зо­нанс­ной ком­му­наль­ной ава­рии в Мо­ж­ге осла­бе­ва­ет гла­ва Уд­мур­тии Алек­сандр Бре­ча­лов (с 27-го на 29-е ме­сто). Об­ра­ще­ние де­пу­та­тов гор­со­ве­та Крас­но­яр­ска от ЛДПР к про­ку­ро­ру края за­яв­ле­ни­ем о неис­пол­не­нии в ре­ги­оне по­ру­че­ний пре­зи­ден­та в эко­ло­ги­че­ской сфе­ре со­зда­ет про­блем­ные ин­фор­ма­ци­он­ные по­во­ды для гу­бер­на­то­ра субъ­ек­та Алек­сандра Усса (с 25-го на 33-е ме­сто).

Нега­тив­ный ре­зо­нанс по по­во­ду по­езд­ки на от­дых на част­ных вер­то­ле­тах гла­вы Кав­каз­ско­го рай­о­на Крас­но­дар­ско­го края Ви­та­лия Оч­ка­ла­со­ва и чле­нов его се­мьи спо­соб­ству­ет ослаб­ле­нию вли­я­ния гу­бер­на­то­ра ре­ги­о­на Ве­ни­а­ми­на Кон­дра­тье­ва (с 19-го на 21-е ме­сто, по­ки­да­ет груп­пу с очень силь­ным вли­я­ни­ем). Кри­ти­ка в ад­рес вла­стей Вла­ди­ми­ра из-за со­об­ще­ний о зна­чи­тель­ном по­вы­ше­нии зар­пла­ты мэра го­ро­да Дмит­рия На­у­мо­ва при­во­дит к ослаб­ле­нию по­зи­ций гла­вы ре­ги­о­на Алек­сандра Ав­де­е­ва (с 57-го на 58-е ме­сто).

Гла­ва субъ­ек­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­цииМе­сто в рей­тин­геМе­сто в рей­тин­ге в де­каб­реСред­ний балл

Очень силь­ное вли­я­ние

Со­бя­нин Сер­гей Се­мё­но­вич

Мэр го­ро­да Москва

119,52
Ка­ды­ров Рам­зан Ах­ма­то­вич

Гла­ва Че­чен­ской Рес­пуб­ли­ки

227,92
Бег­лов Алек­сандр Дмит­ри­е­вич
Гу­бер­на­тор го­ро­да Санкт-Пе­тер­бург
347,81
Мин­ни­ха­нов Ру­стам Нур­га­ли­е­вич

Пре­зи­дент Рес­пуб­ли­ки Та­тар­стан

437,48
Аза­ров Дмит­рий Иго­ре­вич
Гу­бер­на­тор Са­мар­ской об­ла­сти
567,18
Дю­мин Алек­сей Ген­на­дье­вич

Гу­бер­на­тор Туль­ской об­ла­сти

657,14
Во­ро­бьев Ан­дрей Юрье­вич

Гу­бер­на­тор Мос­ков­ской об­ла­сти

776,67
Моор Алек­сандр Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Тю­мен­ской об­ла­сти
886,54
Али­ха­нов Ан­тон Ан­дре­евич

Гу­бер­на­тор Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти

996,51
Ни­ки­тин Ан­дрей Сер­ге­е­вич

Гу­бер­на­тор Нов­го­род­ской об­ла­сти

10106,50
Ци­ви­лёв Сер­гей Ев­ге­нье­вич

Гу­бер­на­тор Ке­ме­ров­ской об­ла­сти

11116,47
Ар­тю­хов Дмит­рий Ан­дре­евич
Гу­бер­на­тор Яма­ло-Ненец­ко­го АО
12136,44
Текслер Алек­сей Лео­ни­до­вич
Гу­бер­на­тор Че­ля­бин­ской об­ла­сти
13126,43
Дроз­ден­ко Алек­сандр Юрье­вич

Гу­бер­на­тор Ле­нин­град­ской об­ла­сти

14166,42
Пу­ши­лин Де­нис Вла­ди­ми­ро­вич
И.о. гла­вы До­нец­кой На­род­ной Рес­пуб­ли­ки
15176,39
Глад­ков Вя­че­слав Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Бел­го­род­ской об­ла­сти
16146,36
Ни­ки­тин Глеб Сер­ге­е­вич
Гу­бер­на­тор Ни­же­го­род­ской об­ла­сти
17156,32
Куй­ва­шев Ев­ге­ний Вла­ди­ми­ро­вич

Гу­бер­на­тор Сверд­лов­ской об­ла­сти

18186,30
Ста­ро­войт Ро­ман Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Кур­ской об­ла­сти
19236,28
Ха­би­ров Ра­дий Фа­ри­то­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Баш­кор­то­стан
20216,23

Силь­ное вли­я­ние

Кон­дра­тьев Ве­ни­а­мин Ива­но­вич
Гла­ва ад­ми­ни­стра­ции (гу­бер­на­тор) Крас­но­дар­ско­го края
21196,21
Шап­ша Вла­ди­слав Ва­ле­рье­вич
Гу­бер­на­тор Ка­луж­ской об­ла­сти
22206,18
Ак­сё­нов Сер­гей Ва­ле­рье­вич

Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Крым

23226,17
Бо­го­маз Алек­сандр Ва­си­лье­вич

Гу­бер­на­тор Брян­ской об­ла­сти

24266,15
Па­сеч­ник Лео­нид Ива­но­вич
И.о. гла­вы Лу­ган­ской На­род­ной Рес­пуб­ли­ки
25296,11
Ко­же­мя­ко Олег Ни­ко­ла­е­вич
Гу­бер­на­тор При­мор­ско­го края
26246,07
Ме­ли­ков Сер­гей Али­мо­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Да­ге­стан
27316,06
Ме­няй­ло Сер­гей Ива­но­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Се­вер­ная Осе­тия-Ала­ния
28356,03
Бре­ча­лов Алек­сандр Вла­ди­ми­ро­вич
Гла­ва Уд­мурт­ской рес­пуб­ли­ки
29276,00
Чи­бис Ан­дрей Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Мур­ман­ской об­ла­сти
30365,96
Ма­хо­нин Дмит­рий Ни­ко­ла­е­вич
Гу­бер­на­тор Перм­ско­го края
31335,92
Ни­ко­ла­ев Ай­сен Сер­ге­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Саха (Яку­тия)
32325,90
Усс Алек­сандр Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Крас­но­яр­ско­го края
33255,88
Мель­ни­чен­ко Олег Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Пен­зен­ской об­ла­сти
34285,87
Коб­зев Игорь Ива­но­вич
Гу­бер­на­тор Ир­кут­ской об­ла­сти
35305,83
Го­лу­бев Ва­си­лий Юрье­вич

Гу­бер­на­тор Ро­стов­ской об­ла­сти

36385,80
Ру­де­ня Игорь Ми­хай­ло­вич
Гу­бер­на­тор Твер­ской об­ла­сти
37345,76
Цы­буль­ский Алек­сандр Ви­та­лье­вич
Гу­бер­на­тор Ар­хан­гель­ской об­ла­сти
38405,74
Ни­ко­ла­ев Олег Алек­се­е­вич
Гла­ва Чу­ваш­ской Рес­пуб­ли­ки
39 395,71
Раз­во­жа­ев Ми­ха­ил Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор го­ро­да Се­ва­сто­по­ля
40415,68
Трав­ни­ков Ан­дрей Алек­сан­дро­вич
Гу­бер­на­тор Но­во­си­бир­ской об­ла­сти
41435,66
Ли­ма­рен­ко Ва­ле­рий Иго­ре­вич

Гу­бер­на­тор Са­ха­лин­ской об­ла­сти

42375,65
Ко­ма­ро­ва На­та­лья Вла­ди­ми­ров­на

Гу­бер­на­тор Хан­ты-Ман­сий­ско­го АО – Югра

43445,63
Но­сов Сер­гей Кон­стан­ти­но­вич
Гу­бер­на­тор Ма­га­дан­ской об­ла­сти
44485,62
Пар­фен­чи­ков Ар­тур Оле­го­вич

Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ка­ре­лия

45425,60
То­мен­ко Вик­тор Пет­ро­вич
Гу­бер­на­тор Ал­тай­ско­го края
46455,59
Вос­кре­сен­ский Ста­ни­слав Сер­ге­е­вич
Гу­бер­на­тор Ива­нов­ской об­ла­сти
47495,57
Ба­лиц­кий Ев­ге­ний Ви­та­лье­вич
И.о. гу­бер­на­то­ра За­по­рож­ской об­ла­сти
48505,55
Ко­ков Каз­бек Ва­ле­рье­вич
Гла­ва Ка­бар­ди­но–Бал­кар­ской Рес­пуб­ли­ки
49465,54
Саль­до Вла­ди­мир Ва­си­лье­вич
И.о. гу­бер­на­то­ра Хер­сон­ской об­ла­сти
50515,52

Сред­нее вли­я­ние

Дег­тярёв Ми­ха­ил Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Ха­ба­ров­ско­го края
51475,51
Бу­сар­гин Ро­ман Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Са­ра­тов­ской об­ла­сти
52545,49
Бо­ча­ров Ан­дрей Ива­но­вич

Гу­бер­на­тор Вол­го­град­ской об­ла­сти

53615,48
Гу­сев Алек­сандр Вик­то­ро­вич

Гу­бер­на­тор Во­ро­неж­ской об­ла­сти

54565,45
Его­ров Мак­сим Бо­ри­со­вич
Гла­ва ад­ми­ни­стра­ции Там­бов­ской об­ла­сти
55585,42
Бур­ков Алек­сандр Лео­ни­до­вич
Гу­бер­на­тор Ом­ской об­ла­сти
56555,40
Со­ко­лов Алек­сандр Ва­лен­ти­но­вич
Гу­бер­на­тор Ки­ров­ской об­ла­сти
57625,37
Ав­де­ев Алек­сандр Алек­сан­дро­вич
Гу­бер­на­тор Вла­ди­мир­ской об­ла­сти
58575,36
Без­дуд­ный Юрий Ва­си­лье­вич
Гу­бер­на­тор Ненец­ко­го ав­то­ном­но­го окру­га
59645,34
Те­м­ре­зов Ра­шид Бор­и­спи­е­вич

Гла­ва Ка­ра­чае­во-Чер­кес­ской Рес­пуб­ли­ки

60535,32
Мал­ков Па­вел Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Ря­зан­ской об­ла­сти
61605,31
Ка­ли­ма­тов Ма­хмуд-Али Мак­ша­ри­по­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ин­гу­ше­тия
62525,28
Ма­зур Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Том­ской об­ла­сти
63665,26
Ве­дер­ни­ков Ми­ха­ил Юрье­вич
Гу­бер­на­тор Псков­ской об­ла­сти
64595,25
Евра­ев Ми­ха­ил Яко­вле­вич
Гу­бер­на­тор Яро­слав­ской об­ла­сти
65675,23
Шум­ков Ва­дим Ми­хай­ло­вич
Гу­бер­на­тор Кур­ган­ской об­ла­сти
66695,20
Зду­нов Ар­тём Алек­се­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Мор­до­вия
67655,17
Кум­пи­лов Му­рат Ка­раль­би­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ады­гея
68635,15
Кув­шин­ни­ков Олег Алек­сан­дро­вич

Гу­бер­на­тор Во­ло­год­ской об­ла­сти

69685,12
Вла­ди­ми­ров Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич

Гу­бер­на­тор Став­ро­поль­ско­го края

70735,08
Ба­буш­кин Игорь Юрье­вич
Гу­бер­на­тор Аст­ра­хан­ской об­ла­сти
71745,05
Зай­цев Юрий Вик­то­ро­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ма­рий Эл
72715,00
Цы­де­нов Алек­сей Сам­бу­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Бу­ря­тия
73784,92
Хо­ва­лыг Вла­ди­слав То­ва­ри­щтай­о­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Тыва
74764,89
Со­ло­дов Вла­ди­мир Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Кам­чат­ско­го края
75754,84
Рус­ских Алек­сей Юрье­вич
Гу­бер­на­тор Улья­нов­ской об­ла­сти
76704,70
Хо­ро­хор­дин Олег Лео­ни­до­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ал­тай
77794,55
Ост­ров­ский Алек­сей Вла­ди­ми­ро­вич

Гу­бер­на­тор Смо­лен­ской об­ла­сти

78804,50
Оси­пов Алек­сандр Ми­хай­ло­вич
Гу­бер­на­тор За­бай­каль­ско­го края
79824,48
Пас­лер Де­нис Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Орен­бург­ской об­ла­сти
80774,43
Уйба Вла­ди­мир Вик­то­ро­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Коми
81834,42
Ар­та­мо­нов Игорь Ге­ор­ги­е­вич
Гла­ва ад­ми­ни­стра­ции Ли­пец­кой об­ла­сти
82724,40
Сит­ни­ков Сер­гей Кон­стан­ти­но­вич

Гу­бер­на­тор Ко­стром­ской об­ла­сти

83814,36
Ор­лов Ва­си­лий Алек­сан­дро­вич
Гу­бер­на­тор Амур­ской об­ла­сти
84844,33
Ха­си­ков Бату Сер­ге­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Кал­мы­кия
85864,32
Ко­пин Ро­ман Ва­лен­ти­но­вич

Гу­бер­на­тор Чу­кот­ско­го АО

86874,30
Ко­но­ва­лов Ва­лен­тин Оле­го­вич
Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ства Рес­пуб­ли­ки Ха­ка­сия
87884,25
Клыч­ков Ан­дрей Ев­ге­нье­вич
Гу­бер­на­тор Ор­лов­ской об­ла­сти
88854,20
Гольд­штейн Ро­сти­слав Эрн­сто­вич
Гу­бер­на­тор Ев­рей­ской ав­то­ном­ной об­ла­сти
89894,15

Ме­то­ди­ка ис­сле­до­ва­ния АПЭК

Экс­перт­ный опрос, на ре­зуль­та­тах ко­то­ро­го ос­но­ван рей­тинг наи­бо­лее вли­я­тель­ных гу­бер­на­то­ров в Рос­сии, про­во­дит­ся ме­то­дом за­кры­то­го ан­ке­ти­ро­ва­ния. В нем при­ни­ма­ют уча­стие 26 экс­пер­тов: по­ли­то­ло­ги, по­лит­тех­но­ло­ги, ме­ди­а­экс­пер­ты, жур­на­ли­сты.

Как бы Вы оце­ни­ли по шка­ле от 1 до 10 вли­я­ние на фе­де­раль­ном уровне (в Ад­ми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та РФ, Пра­ви­тель­стве РФ, Фе­де­раль­ном со­бра­нии РФ, пар­тий­ной и биз­нес-эли­те) сле­ду­ю­щих глав ре­ги­о­нов?

Сна­ча­ла каж­дый из экс­пер­тов оце­ни­ва­ет вли­я­ние каж­до­го из кан­ди­да­тов, пред­став­лен­ных в ан­ке­те, а за­тем опре­де­ля­ют­ся сред­ние ариф­ме­ти­че­ские зна­че­ния экс­перт­ных оце­нок (сред­ние бал­лы).

Ито­го­вый рей­тинг пред­став­ля­ет со­бой кон­со­ли­ди­ро­ван­ную оцен­ку вли­я­ния всех глав ре­ги­о­нов Рос­сии ли­де­ра­ми рос­сий­ско­го экс­перт­но­го со­об­ще­ства. Пер­со­на­лии, во­шед­шие в рей­тинг по ре­зуль­та­там опро­са, рас­пре­де­ля­ют­ся по раз­де­лам «очень силь­ное вли­я­ние» (1-20), «силь­ное вли­я­ние» (21-50), «сред­нее вли­я­ние» (51-85).

Спи­сок экс­пер­тов

Арь­ков Ви­та­лий (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Ниж­ние По­вол­жье и Се­вер­ный Кав­каз), Ге­ре­ев Рус­лан (Центр ис­лам­ских ис­сле­до­ва­ний СКФО), Гра­щен­ков Илья (Центр раз­ви­тия ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ки), Гром­ский Алек­сей (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Нов­го­род­ская об­ласть), Жа­ри­хин Вла­ди­мир (Ин­сти­тут стран СНГ), Жу­равлев Дмит­рий (Ин­сти­тут ре­ги­о­наль­ных про­блем), Зу­ба­нов Сер­гей (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Яма­ло-Ненец­ком ав­то­ном­ный округ), Ива­нов Ви­та­лий (Фонд раз­ви­тия граж­дан­ско­го об­ще­ства), Ко­ва­лен­ко Ар­тём (жур­нал «Экс­перт-Урал»), Куз­не­цов Глеб (Экс­перт­ный ин­сти­тут со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний), Лав­ров Ан­дрей (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Че­ля­бин­ская об­ласть), Львов Сте­пан (ВЦИ­ОМ), Мин­че­ва Ма­рия (кон­сал­тин­го­вое агент­ство «Го­род»), Ми­хе­ев Сер­гей (по­ли­то­лог), Му­ха­ме­тов Рус­лан (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Сверд­лов­ская об­ласть), Ней­ж­ма­ков Ми­ха­ил (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций), Ор­лов Дмит­рий (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций), Под­ко­па­е­ва Еле­на (пор­тал «Ре­ги­о­наль­ные ком­мен­та­рии»), Трес­кин Ва­дим (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Ар­хан­гель­ская об­ласть), Ту­ров­ский Ро­сти­слав (Центр по­ли­ти­че­ских тех­но­ло­гий), Ха­нас Петр (Даль­не­во­сточ­ный кон­сал­тин­го­вый центр), Цы­ган­ков Ана­то­лий (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Рес­пуб­ли­ка Ка­ре­лия), Ше­шу­ко­ва Га­ли­на (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Орен­бург­ская об­ласть).

АПЭК, 2023 г.

Ссылка


Возврат к списку