у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Челябинская область: стратегия Текслера и приоритетные направления развития в 2023-2024 годах

Челябинская область: стратегия Текслера и приоритетные направления развития в 2023-2024 годах 06.03.2023

Гу­бер­на­тор Че­ля­бин­ской об­ла­сти А.Текслер во вре­мя еже­год­ной пря­мой ли­нии 14 де­каб­ря 2022 года объ­явил о пла­нах по вы­дви­же­нию сво­ей кан­ди­да­ту­ры на вто­рой срок в 2024 году. Сле­ду­ю­щие пол­то­ра года для ру­ко­вод­ства об­ла­сти ста­нут ре­ша­ю­щи­ми для за­креп­ле­ния того, что уже было сде­ла­но или ини­ци­и­ро­ва­но с мо­мен­та на­зна­че­ния А.Тексле­ра врио гу­бер­на­то­ра в 2019 году и что толь­ко пред­сто­ит ре­а­ли­зо­вать. 

С уче­том того, что неко­то­рые про­ек­ты, осо­бен­но ин­фра­струк­тур­ные, рас­счи­та­ны на дол­го­сроч­ную пер­спек­ти­ву, ре­ше­ние идти на вто­рой срок сни­ма­ет (в слу­чае по­бе­ды на вы­бо­рах) до­пол­ни­тель­ные во­про­сы об от­вет­ствен­но­сти гла­вы ре­ги­о­на за даль­ней­шую судь­бу за­пу­щен­ных по его ини­ци­а­ти­ве или при его под­держ­ке про­грамм.

А. Текслер тра­ди­ци­он­но дей­ству­ет в ло­ги­ке еди­ной стра­те­гии, си­стем­но и по­сту­па­тель­но. В 2023 году вла­сти ре­ги­о­на пла­ни­ру­ют про­дол­жить ре­а­ли­за­цию ос­нов­ных про­грамм, вклю­ча­ю­щих про­ек­ты в об­ла­сти раз­ви­тия ин­фра­струк­ту­ры и бла­го­устрой­ства, сни­же­ния эко­ло­ги­че­ской на­груз­ки, что для Че­ля­бин­ской об­ла­сти яв­ля­ет­ся осо­бым при­о­ри­те­том, и в сфе­ре со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки.

В де­каб­ре при­нят бюд­жет Че­ля­бин­ской об­ла­сти на 2023 год. Объ­ем рас­хо­дов со­ста­вит 294 млрд руб­лей, из них бо­лее 70 % бу­дут на­прав­ле­ны на фи­нан­си­ро­ва­ние со­ци­аль­ной сфе­ры.

Ра­бо­та по клю­че­вым на­прав­ле­ни­ям тра­ди­ци­он­но диф­фе­рен­ци­ро­ва­на по на­ци­о­наль­ным про­ек­там. На пер­вом со­ве­ща­нии в ян­ва­ре 2023 года гу­бер­на­тор А.Текслер, под­во­дя ито­ги пред­ше­ству­ю­ще­го от­чет­но­го пе­ри­о­да, от­ме­тил, что ис­пол­не­ние на­ци­о­наль­ных про­ек­тов в Че­ля­бин­ской об­ла­сти до­стиг­ло по­ка­за­те­ля 99 % – это луч­ший ре­зуль­тат за все вре­мя. В ян­ва­ре та­к­же ста­ло из­вест­но, что Че­ля­бин­ская об­ласть за­ня­ла пер­вое ме­сто во все­рос­сий­ском рей­тин­ге Ре­ги­о­наль­ных цен­тров ком­пе­тен­ций (РЦК) в сфе­ре про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да, под­няв­шись с седь­мо­го ме­ста[1].

Но­вые го­ро­да: ин­фра­струк­ту­ра и бла­го­устрой­ство

Цен­траль­ным ин­фра­струк­тур­ным про­ек­том в Че­ля­бин­ской аг­ло­ме­ра­ции ста­ла окон­ча­тель­но за­пу­щен­ная в про­шлом году ко­ман­дой гу­бер­на­то­ра ре­фор­ма об­ще­ствен­но­го транс­пор­та, под­ра­зу­ме­ва­ю­щая из­ме­не­ние марш­рут­ной сети, мас­штаб­ную мо­дер­ни­за­цию пар­ка ма­шин и в ко­неч­ном сче­те оп­ти­ми­за­цию вре­ме­ни пе­ре­во­зок как в пре­де­лах ад­ми­ни­стра­тив­но­го цен­тра, так и в при­го­ро­дах, вхо­дя­щих в т.н. че­ля­бин­скую аг­ло­ме­ра­цию (Че­ля­бинск, Ко­пейск и Сос­нов­ский рай­он). Ре­фор­ма ча­стич­но ре­а­ли­зу­ет­ся в фор­ма­те кон­цес­си­он­но­го со­гла­ше­ния, со­сто­ит из несколь­ких эта­пов и рас­счи­та­на на пе­ри­од до 2024 года. Раз­ра­бот­кой фор­ма­та ре­фор­мы за­ни­ма­лись уче­ные из ЮУр­ГУ и ВШЭ еще в 2020 году, а уже в 2021 на­ча­лась под­го­тов­ка транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры. Сна­ча­ла по­яви­лись но­вые марш­ру­ты го­род­ско­го транс­пор­та, вы­год­ные про­езд­ные би­ле­ты и бес­плат­ные пе­ре­сад­ки. С каж­дым но­вым эта­пом ре­фор­мы все ин­тен­сив­нее из­ме­ня­ет­ся марш­рут­ная сеть, ре­мон­ти­ру­ет­ся рель­со­вое по­лот­но, вы­хо­дит на ли­нию но­вый по­движ­ной со­став. Па­рал­лель­но с мас­со­вым об­нов­ле­ни­ем трам­ва­ев и ав­то­бу­сов осе­нью про­шло­го года на­чал­ся вы­вод из экс­плу­а­та­ции ста­рых марш­ру­ток и ма­лов­ме­сти­тель­ных ав­то­бу­сов.

Ожи­да­ния жи­те­лей ре­ги­о­на были неиз­мен­но свя­за­ны с об­нов­ле­ни­ем по­движ­но­го со­ста­ва: бо­лее 20 лет на­зад ос­нов­ным ви­дом об­ще­ствен­но­го транс­пор­та в ад­ми­ни­стра­тив­ном цен­тре и при­го­ро­дах ста­ли марш­рут­ные так­си, что со­зда­ва­ло се­рьез­ные ло­ги­сти­че­ские про­бле­мы. Толь­ко в 2022 году для марш­ру­тов Че­ля­бин­ска было по­став­ле­но 30 трам­ва­ев, 16 ав­то­бу­сов боль­шой вме­сти­мо­сти и 24 ав­то­бу­са сред­ней вме­сти­мо­сти. При этом еще до стар­та транс­порт­ной ре­фор­мы (на­ча­ло 2022) осу­ществ­ля­лись по­став­ки неко­то­рых ви­дов но­во­го по­движ­но­го со­ста­ва. На­при­мер, в сен­тяб­ре 2019 года в Че­ля­бинск было по­став­ле­но 17 эко­ло­гич­ных низ­ко­поль­ных ав­то­бу­сов. К кон­цу 2020 года вла­сти го­ро­да при­ня­ли еще 36 ав­то­бу­сов. С уче­том по­ста­вок 2021 года до за­пус­ка пер­во­го эта­па транс­порт­ной ре­фор­мы го­род по­лу­чил 157 низ­ко­поль­ных ав­то­бу­сов. В 2021 году Че­ля­бинск по­лу­чил та­к­же 30 но­вых трам­вай­ных ва­го­нов. По­ста­вок по­движ­но­го со­ста­ва 2019–2022 гг. ока­за­лось до­ста­точ­но для того, что­бы огра­ни­чить вли­я­ние вла­дель­цев ком­па­ний, экс­плу­а­ти­ру­ю­щих марш­рут­ки.

Но­вые мас­штаб­ные по­став­ки об­ще­ствен­но­го транс­пор­та ожи­да­ют­ся в те­че­ние 2023 года: 168 но­вых трол­лей­бу­сов, 74 трам­вая и 65 ав­то­бу­сов. Важ­но от­ме­тить, что по­став­щи­ком трам­ва­ев вы­сту­па­ет ре­ги­о­наль­ное пред­при­я­тие – Усть-Ка­тав­ский ва­го­но­стро­и­тель­ный за­вод. А в пер­вом квар­та­ле 2023 года ООО «Си­на­ра – Го­род­ские Транс­порт­ные Ре­ше­ния Че­ля­бинск» (кон­цес­си­о­нер в рам­ках транс­порт­ной ре­фор­мы) за­пус­ка­ет соб­ствен­ную про­из­вод­ствен­ную ли­нию трол­лей­бу­сов на тер­ри­то­рии АО «Че­ля­бин­ский тру­бо­про­кат­ный за­вод».

Боль­шой ин­те­рес сре­ди всех транс­порт­ни­ков стра­ны вы­зва­ла ра­нее ини­ци­а­ти­ва стро­и­тель­ства мет­ро­трам­вая как аль­тер­на­ти­вы мно­го­лет­не­му неза­кон­чен­но­му про­ек­ту че­ля­бин­ско­го мет­ро­по­ли­те­на. Про­ект мет­ро­тра­ма под­ра­зу­ме­ва­ет об­нов­ле­ние и раз­ви­тие трам­вай­ной сети с ис­поль­зо­ва­ни­ем су­ще­ству­ю­щей под­зем­ной ин­фра­струк­ту­ры на ряде марш­ру­тов. Про­ект мет­ро­тра­ма фи­нан­си­ру­ет­ся за счет средств ин­фра­струк­тур­но­го бюд­жет­но­го кре­ди­та (спе­ци­аль­ный ме­ха­низм фе­де­раль­ной под­держ­ки зна­чи­мых про­ек­тов) и дол­жен быть за­вер­шен в 2025 г. В на­сто­я­щее вре­мя осу­ществ­ля­ет­ся про­ек­ти­ро­ва­ние до­строй­ки тун­не­лей и стан­ций, раз­ра­бот­ка тех­ни­че­ско­го за­да­ния на бу­ду­щие мет­ро­ва­го­ны.

Про­дол­жа­ет­ся га­зи­фи­ка­ция Че­ля­бин­ской об­ла­сти. Уро­вень га­зи­фи­ка­ции ре­ги­о­на со­став­ля­ет 77,1 %, что несколь­ко выше сред­них по­ка­за­те­лей по стране. В сен­тяб­ре 2022 года гу­бер­на­тор А.Текслер под­пи­сал об­нов­лен­ную вер­сию ре­ги­о­наль­ной про­грам­мы га­зи­фи­ка­ции жи­лищ­но-ком­му­наль­ных хо­зяйств, про­мыш­лен­ных и иных ор­га­ни­за­ций, ко­то­рая те­перь охва­ты­ва­ет пе­ри­од с 2017 по 2026 гг.[2] В 2022 году в рам­ках ре­а­ли­за­ции го­су­дар­ствен­ной про­грам­мы «Обес­пе­че­ние до­ступ­ным и ком­форт­ным жи­льем граж­дан РФ в Че­ля­бин­ской об­ла­сти» ра­бо­ты по га­зи­фи­ка­ции про­во­ди­лись в 23 му­ни­ци­па­ли­те­тах об­ла­сти, по­стро­е­но 400 км га­зо­про­во­дов и га­зо­вых се­тей, бо­лее 5 ты­сяч до­мо­хо­зяйств по­лу­чи­ли воз­мож­ность под­клю­чить газ. На стро­и­тель­ство 45 объ­ек­тов га­зи­фи­ка­ции из бюд­же­та Че­ля­бин­ской об­ла­сти в 2022 году было вы­де­ле­но по­чти 1 млрд. руб­лей. Все­го за счет средств бюд­же­тов раз­лич­ных уров­ней, в том чис­ле средств га­зо­рас­пре­де­ли­тель­ных ор­га­ни­за­ций и еди­но­го опе­ра­то­ра га­зи­фи­ка­ции, в 2022 г. по­стро­е­но 565 км га­зо­про­во­дов и га­зо­вых се­тей.

В сен­тяб­ре 2022 года гу­бер­на­тор пред­ло­жил вве­сти ме­ха­низ­мы льгот­но­го кре­ди­то­ва­ния со­ци­аль­ной до­га­зи­фи­ка­ции, что­бы обес­пе­чить усло­вия для под­клю­че­ния к газу от­дель­ные до­мо­хо­зяй­ства, не име­ю­щие фи­нан­со­вой воз­мож­но­сти са­мо­сто­я­тель­но про­ве­сти тру­бу к участ­кам. Ра­нее о необ­хо­ди­мо­сти обес­пе­чить льго­ты по до­га­зи­фи­ка­ции для со­ци­аль­но уяз­ви­мых групп на­се­ле­ния го­во­рил пре­зи­дент. В ян­ва­ре 2023 года со­сто­я­лось со­от­вет­ству­ю­щие со­ве­ща­ние под ру­ко­вод­ством пред­се­да­те­ля «Еди­ной Рос­сии» Д. Мед­ве­де­ва, в ко­то­ром при­ни­мал уча­стие А. Текслер. На со­ве­ща­нии, в част­но­сти, го­во­ри­лось о необ­хо­ди­мо­сти уско­рить про­цесс оформ­ле­ния нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов по льго­там на до­га­зи­фи­ка­цию.

Имен­но в 2023 году ожи­да­ет­ся пик мас­шта­бов ра­бот по про­ве­де­нию газа до от­дель­ных до­мо­вла­де­ний. Уже за­клю­че­но бо­лее 17 ты­сяч до­го­во­ров со сро­ком ре­а­ли­за­ции в 2023 году. Об­щие льго­ты по про­грам­ме под­ра­зу­ме­ва­ют про­ве­де­ние тру­бы до гра­ни­цы участ­ка, но су­ще­ству­ют та­к­же до­пол­ни­тель­ные ме­ха­низ­мы суб­си­ди­ро­ва­ния, предо­став­ля­ю­щие льго­ты на по­куп­ку га­зо­во­го обо­ру­до­ва­ния и опла­ту ра­бот по его уста­нов­ке для неко­то­рых ка­те­го­рий граж­дан (к ним от­но­сят­ся с недав­них пор и се­мьи мо­би­ли­зо­ван­ных).

В рам­ках бла­го­устрой­ства го­ро­дов Че­ля­бин­ской об­ла­сти ре­а­ли­зу­ет­ся про­грам­ма «Ини­ци­а­тив­ное бюд­же­ти­ро­ва­ние», за­пу­щен­ная в 2021 году и поз­во­ля­ю­щая жи­те­лям са­мим опре­де­лять пред­по­чти­тель­ные ло­каль­ные ини­ци­а­ти­вы: обу­строй­ство дво­ро­вых тер­ри­то­рий, подъ­ез­дов, пе­ше­ход­ных зон, стро­и­тель­ство дет­ских пло­ща­док, спор­тив­ных объ­ек­тов, скве­ров, мест от­ды­ха. В 2023 году на фи­нан­си­ро­ва­ние про­грам­мы из об­ласт­но­го бюд­же­та вы­де­ле­но 1,5 млрд руб­лей, за­тем эти сред­ства рас­пре­де­ля­ют­ся по го­род­ским окру­гам и рай­о­нам. В Че­ля­бин­ске фи­нан­си­ро­ва­ние со­ста­вит 517 млн руб­лей. Это поз­во­лит ре­а­ли­зо­вать в го­ро­де 113 про­ек­тов, по­лу­чив­ших наи­боль­шее ко­ли­че­ство го­ло­сов. По­ка­за­тель­но, что фи­нан­си­ро­ва­ние про­грам­мы со­хра­ни­лось в пол­ном объ­е­ме. По­ми­мо вы­бо­ра объ­ек­тов пу­тем «Ини­ци­а­тив­но­го бюд­же­ти­ро­ва­ния» на тер­ри­то­рии го­ро­дов об­ла­сти ре­а­ли­зу­ет­ся фе­де­раль­ный про­ект «Фор­ми­ро­ва­ние ком­форт­ной го­род­ской сре­ды».

Вла­сти ре­ги­о­на и ад­ми­ни­стра­тив­но­го цен­тра в по­след­ние годы ста­ли уде­лять осо­бое вни­ма­ние во­про­сам бла­го­устрой­ства – это одна из тех сфер, из­ме­не­ний в ко­то­рой ста­но­вят­ся сра­зу за­мет­ны. В рам­ках ре­ги­о­наль­но­го про­ек­та «Фор­ми­ро­ва­ние ком­форт­ной го­род­ской сре­ды» в 2022 году в об­ла­сти обу­стро­е­но 265 объ­ек­тов (вклю­чая 140 дво­ро­вых и 125 об­ще­ствен­ных тер­ри­то­рий, вы­бран­ных по­сред­ством рей­тин­го­во­го го­ло­со­ва­ния). Мас­штаб­ным про­ек­том ста­ла ре­кон­струк­ция цен­траль­ной го­род­ской на­бе­реж­ной реки Ми­асс в Че­ля­бин­ске, ко­то­рая про­дол­жа­ет­ся, охва­ты­вая но­вые тер­ри­то­рии уже за пре­де­ла­ми цен­тра го­ро­да. В ре­зуль­та­те ме­ро­при­я­тий по бла­го­устрой­ству Че­ля­бинск ста­но­вит­ся бо­лее ком­форт­ным для го­ро­жан, в го­ро­де по­яв­ля­ют­ся но­вые об­ще­ствен­ные про­стран­ства и про­гу­лоч­ные зоны. Так, на­при­мер, в 2024 году ожи­да­ет­ся стро­и­тель­ство ван­то­во­го ве­ло­пе­ше­ход­но­го мо­ста, ко­то­рый со­еди­нит круп­ней­ший спаль­ный рай­он Се­ве­ро-За­па­да с го­род­ским бо­ром.

Но­вая ат­мо­сфе­ра: ди­на­ми­ка эко­ло­ги­че­ской си­ту­а­ции

Эко­ло­ги­че­ская си­ту­а­ция в Че­ля­бин­ской об­ла­сти в по­след­ние годы по­сто­ян­но улуч­ша­ет­ся. В рам­ках на­ци­о­наль­но­го про­ек­та «Эко­ло­гия» ре­а­ли­зу­ет­ся фе­де­раль­ный про­ект «Чи­стый воз­дух»: про­мыш­лен­ные цен­тры – Че­ля­бинск и Маг­ни­то­горск – вхо­дят в груп­пу из 12 го­ро­дов, где за­пу­щен про­ект.

В ап­ре­ле про­шло­го года гла­ва Рос­сий­ско­го со­ю­за про­мыш­лен­ни­ков и пред­при­ни­ма­те­лей (РСПП) А. Шо­хин го­во­рил о прось­бе биз­не­са скор­рек­ти­ро­вать эко­ло­ги­че­скую по­ли­ти­ку в на­прав­ле­нии смяг­че­ния тре­бо­ва­ний. Для та­ких ре­ги­о­нов, как Че­ля­бин­ская об­ласть, со­сто­я­ние эко­ло­гии в усло­ви­ях санк­ций и про­блем с эко­ло­ги­че­ским обо­ру­до­ва­ни­ем – се­рьез­ный вы­зов. Несмот­ря на это пред­при­я­тия вы­пол­ня­ют свои обя­за­тель­ства в пол­ном объ­е­ме, за­ни­ма­ясь по­ис­ком аль­тер­на­тив­но­го обо­ру­до­ва­ния. В мар­те сро­ки до­сти­же­ния це­ле­вых по­ка­за­те­лей по сни­же­нию вы­бро­сов сме­сти­ли с 2024-го на 2026-й год. Мно­гое бу­дет за­ви­сеть от воз­мож­но­стей и сро­ков раз­ра­бот­ки оте­че­ствен­но­го эко­ло­ги­че­ско­го обо­ру­до­ва­ния и по­ис­ка аль­тер­на­ти­вы. В сред­нем цикл со­зда­ния ком­по­нен­тов, ана­ло­гов ко­то­рых сей­час в Рос­сии нет, мо­жет за­нять 5–10 лет. Осо­бое зна­че­ние име­ют си­сте­мы мо­ни­то­рин­га и кон­тро­ля за ка­че­ством воз­ду­ха.

Од­ним из зна­чи­мых ре­ше­ний ста­ла за­пу­щен­ная в ян­ва­ре в Че­ля­бин­ске экс­пе­ри­мен­таль­ная про­грам­ма об­на­ру­же­ния ис­точ­ни­ков вы­бро­сов с по­мо­щью ви­део­съем­ки. Ка­ме­ры уже уста­нов­ле­ны в ос­нов­ных рай­о­нах ад­ми­ни­стра­тив­но­го цен­тра, неко­то­рые из них пе­ре­да­ют ин­фра­крас­ное изоб­ра­же­ние. Ку­ри­ру­ет про­ект ре­ги­о­наль­ный Центр эко­ло­ги­че­ско­го мо­ни­то­рин­га. Несколь­ко лет на­зад на­ча­ла ра­бо­тать сеть ста­ци­о­нар­ных и пе­ре­движ­ных эко­ло­ги­че­ских по­стов, де­я­тель­ность ко­то­рых сей­час бу­дет син­хро­ни­зи­ро­ва­на с ви­део­фик­са­ци­ей вы­бро­сов. Так, уже осу­ществ­ля­ет­ся опе­ра­тив­ный кон­троль ка­че­ства воз­ду­ха, и в слу­чае вы­яв­ле­ния пре­вы­ше­ний дан­ные пе­ре­да­ют­ся в кон­троль­но-над­зор­ные ор­га­ны.

На эко­ло­ги­че­скую об­ста­нов­ку вли­я­ет та­к­же ре­а­ли­за­ция ме­ро­при­я­тий в си­сте­ме об­ра­ще­ния с от­хо­да­ми. В по­след­ние годы в Че­ля­бин­ской об­ла­сти ин­тен­си­фи­ци­ро­ван про­цесс ре­куль­ти­ва­ции сва­лок. Са­мым за­мет­ным со­бы­ти­ем ста­ла ре­куль­ти­ва­ция че­ля­бин­ской го­род­ской свал­ки – этот про­ект был при­знан луч­шим эко­ло­ги­че­ским про­ек­том в Рос­сии в 2021 году. Как ожи­да­ет­ся, в 2023 году нач­нут­ся ра­бо­ты по ре­куль­ти­ва­ции маг­ни­то­гор­ской го­род­ской свал­ки, что долж­но на 9 % со­кра­тить ко­ли­че­ство вы­бро­сов во вто­ром по зна­чи­мо­сти го­ро­де об­ла­сти. Кро­ме того, в те­че­ние это­го года пла­ни­ру­ет­ся лик­ви­ди­ро­вать свал­ки в Зла­то­усте, Верх­нем Уфа­лее и Кар­та­лах. Че­ля­бин­ская об­ласть смог­ла по­лу­чить фе­де­раль­ное фи­нан­си­ро­ва­ние на ор­га­ни­за­цию си­стем раз­дель­но­го сбо­ра му­со­ра, из об­ласт­но­го бюд­же­та му­ни­ци­па­ли­те­там бу­дет вы­де­ле­но 53 млн руб­лей на при­об­ре­те­ние но­вых кон­тей­не­ров.

Но­вая со­ли­дар­ность: раз­ви­тие со­ци­аль­ной сфе­ры

Ос­нов­ная доля рас­хо­дов бюд­же­та Че­ля­бин­ской об­ла­сти на­прав­ля­ет­ся на фи­нан­си­ро­ва­ние со­ци­аль­ной сфе­ры. В на­сто­я­щее вре­мя зна­чи­тель­ное вни­ма­ние уде­ля­ет­ся под­держ­ке участ­ни­ков СВО, в том чис­ле про­фес­си­о­наль­ных во­ен­ных, доб­ро­воль­цев и мо­би­ли­зо­ван­ных, и чле­нов их се­мей. Про­дол­жа­ет­ся ока­за­ние по­мо­щи жи­те­лям но­вых тер­ри­то­рий. Из Че­ля­бин­ской об­ла­сти ре­гу­ляр­но на­прав­ля­ют­ся гу­ма­ни­тар­ные гру­зы –пре­иму­ще­ствен­но в ДНР. Му­ни­ци­па­ли­те­ты Яси­но­ва­тая и Вол­но­ва­ха счи­та­ют­ся «под­шеф­ны­ми» для об­ла­сти. В про­шлом году гу­бер­на­тор А.Текслер неод­но­крат­но по­се­щал Дон­басс лич­но.

В ян­ва­ре со­сто­я­лась встре­ча Гу­бер­на­то­ра Че­ля­бин­ской об­ла­сти А.Тексле­ра
с вице-пре­мье­ром Т. Го­ли­ко­вой, ку­ри­ру­ю­щей во­про­сы со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки. На встре­че об­суж­да­лись пер­спек­ти­вы стро­и­тель­ства но­вых со­ци­аль­ных объ­ек­тов, в том чис­ле школ, дет­ских са­дов, боль­ниц. Осо­бое вни­ма­ние — даль­ней­шей ре­кон­струк­ции цир­ка, за­кры­то­го на ка­пи­таль­ный ре­монт еще в 2019 году. По­сле ре­ше­ния о пе­ре­но­се сам­ми­тов ШОС и БРИКС ре­монт­ные ра­бо­ты по­сто­ян­но от­кла­ды­ва­лись из-за про­блем с под­ряд­чи­ком и фи­нан­си­ро­ва­ни­ем. Неопре­де­лен­ная си­ту­а­ция со зда­ни­ем цир­ка – оче­вид­ная про­бле­ма, тре­бу­ю­щая опе­ра­тив­но­го ре­ше­ния.

Неко­то­рые со­ци­аль­ные объ­ек­ты воз­во­дят­ся при непо­сред­ствен­ном уча­стии круп­но­го биз­не­са, пред­став­лен­но­го в ре­ги­оне. В этом году ожи­да­ет­ся воз­ве­де­ние ра­нее анон­си­ро­ван­но­го спор­тив­но­го ком­плек­са «РМК Аре­на», стро­и­тель­ство ко­то­ро­го про­фи­нан­си­ру­ет «Рус­ская мед­ная ком­па­ния». Сто­и­мость про­ек­та оце­ни­ва­ет­ся при­мер­но в 4 млрд руб­лей, а вме­сти­мость аре­ны со­ста­вит око­ло 8 ты­сяч че­ло­век. Кро­ме того, пла­ни­ру­ет­ся стро­и­тель­ство еще од­но­го круп­но­го спор­тив­но­го объ­ек­та – фут­боль­но­го ма­не­жа на бе­ре­гу реки Ми­асс вме­сти­мо­стью 3 ты­ся­чи зри­те­лей. Пре­зен­та­ция окон­ча­тель­но­го про­ек­та со­сто­я­лась вес­ной 2022 года. Стро­и­тель­ство ре­а­ли­зу­ет­ся в рам­ках спе­ци­аль­но­го Со­гла­ше­ния меж­ду пра­ви­тель­ством Че­ля­бин­ской об­ла­сти, Ураль­ской гор­но-ме­тал­лур­ги­че­ской ком­па­ни­ей (УГМК) и Че­ля­бин­ским цин­ко­вым за­во­дом (вхо­дит в УГМК). Ма­неж мо­жет быть от­крыт уже в 2025 году.

Вла­сти ре­ги­о­на про­дол­жа­ют ре­шать про­бле­му рас­се­ле­ния лю­дей из ава­рий­но­го жи­лья. Бо­лее того, по клю­че­вым по­ка­за­те­лям план даже пе­ре­вы­пол­нен (по мет­ра­жу – на 9%, по рас­се­лен­ным граж­да­нам – на 26 %). Опе­ре­же­ние тем­пов от­ме­ча­ет­ся не толь­ко в Че­ля­бин­ской об­ла­сти, но и во всех ре­ги­о­нах УрФО. В кон­це про­шло­го года при­ня­то ре­ше­ние на­пра­вить Че­ля­бин­ской об­ла­сти из фе­де­раль­но­го бюд­же­та до­пол­ни­тель­но 182,6 млн руб­лей на рас­се­ле­ние ава­рий­но­го жи­лья, что поз­во­лит вы­пол­нить до­сроч­но про­грам­му рас­се­ле­ния ава­рий­но­го жи­лья, при­знан­но­го та­ко­вым до 2017 года (не в 2025, а в 2023 году). На ян­вар­ском со­ве­ща­нии, по­свя­щен­ном ито­гам жи­лищ­но­го стро­и­тель­ства и пла­нам на сле­ду­ю­щий год, гу­бер­на­тор А.Текслер от­ме­тил, что в 2023 году пла­ни­ру­ет­ся вве­сти в экс­плу­а­та­цию 1 млн 800 тыс кв м жи­лья, а к 2030 году в ре­ги­оне еже­год­но бу­дет воз­во­дить­ся на 50 % боль­ше квад­рат­ных мет­ров, чем по ито­гам 2022-го.

Тем­пы жи­лищ­но­го стро­и­тель­ства свя­за­ны не толь­ко с ди­на­ми­кой рас­се­ле­ния из ава­рий­ных до­мов, но и с об­щи­ми за­да­ча­ми раз­ви­тия ре­ги­о­на. По мере стро­и­тель­ства но­вых жи­лых до­мов и мик­ро­рай­о­нов од­но­вре­мен­но воз­во­дят­ся объ­ек­ты со­ци­аль­ной ин­фра­струк­туры (шко­лы, дет­ские сады, спор­тив­ные объ­ек­ты, по­ли­кли­ни­ки). В се­ре­дине ян­ва­ря гу­бер­на­тор А.Текслер при­сут­ство­вал на от­кры­тии но­вой ин­но­ва­ци­он­ной шко­лы, IT-ли­цея, в од­ном из при­го­род­ных рай­о­нов Че­ля­бин­ска.

Со­вер­шен­ство­ва­ние си­сте­мы здра­во­охра­не­ния та­к­же от­но­сит­ся к при­о­ри­тет­ным на­прав­ле­ни­ям ра­бо­ты об­ласт­ной ад­ми­ни­стра­ции. Ос­нов­ной ак­цент де­ла­ет­ся на раз­ви­тие пер­вич­но­го зве­на, где от­ме­ча­ет­ся боль­ше все­го про­блем с до­сту­пом к ме­ди­цин­ской по­мо­щи, в част­но­сти, нехват­ка ме­ди­цин­ских ра­бот­ни­ков. Вы­зов но­сит об­ще­фе­де­раль­ный ха­рак­тер, по­это­му по по­ру­че­нию Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции имен­но ра­бот­ни­кам пер­вич­но­го зве­на здра­во­охра­не­ния в этом году уста­нов­ле­ны спе­ци­аль­ные со­ци­аль­ные вы­пла­ты. В осталь­ном вла­сти ре­ги­о­нов и му­ни­ци­па­ли­те­тов сами бу­дут опре­де­лять наи­бо­лее уяз­ви­мые точ­ки. В Че­ля­бин­ской об­ла­сти по­сле­до­ва­тель­но от­кры­ва­ют­ся но­вые фельд­шер­ско-аку­шер­ские пунк­ты (ФАП), ре­мон­ти­ру­ют­ся по­ли­кли­ни­ки, но по-преж­не­му со­хра­ня­ет­ся про­бле­ма по­ис­ка ме­ди­цин­ских кад­ров.

[1] https://​про­из­во­ди­тель­ность.рф/​national-project/​rejting-rck/?​year=2022&quarter=4

[2] https://​docs.cntd.ru/​document/​543703618

Ссылка


Возврат к списку