у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

ПМЭФ-2023: разворот к «глобальному Югу», технологический суверенитет, внутренний спрос

ПМЭФ-2023: разворот к «глобальному Югу», технологический суверенитет, внутренний спрос 03.07.2023

1.Но­вые вы­зо­вы и но­вый фо­рум

Пе­тер­бург­ский меж­ду­на­род­ный эко­но­ми­че­ский фо­рум, со­сто­яв­ший­ся 14-17 июня 2023 года, по це­ло­му ряду на­прав­ле­ний опе­ре­дил ана­ло­гич­ные ме­ро­при­я­тия 2022 и даже 2021 го­дов. Так, в фо­ру­ме при­ня­ло уча­стие 17 тыс. го­стей из 130 стран мира, что пре­вы­си­ло по­ка­за­те­ли ПМЭФ как про­шло­го, так и по­за­про­шло­го года (око­ло 14 и 13 тыс. го­стей со­от­вет­ствен­но). На фо­ру­ме было за­клю­че­но бо­лее 900 со­гла­ше­ний на сум­му 3,86 трлн руб. В этих усло­ви­ях вполне обос­но­ван­ным вы­гля­дит за­яв­ле­ние со­вет­ни­ка пре­зи­ден­та Ан­то­на Ко­бя­ко­ва о вы­хо­де по­ка­за­те­лей фо­ру­ма на до­ко­вид­ный уро­вень. Мож­но вы­де­лить ряд клю­че­вых тен­ден­ций ПМЭФ-2023:

1.В усло­ви­ях при­бли­же­ния пре­зи­дент­ской кам­па­нии-2024 уси­ли­лась роль фо­ру­ма в об­суж­де­нии клю­че­вых во­про­сов внут­рен­ней по­вест­ки, по сути при­бли­жа­ясь к огла­ше­нию По­сла­ний Фе­де­раль­но­му Со­бра­нию. Ха­рак­тер­но, что и ос­нов­ное вы­ступ­ле­ние Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на на пле­нар­ной сес­сии фо­ру­ма было по­свя­ще­но пре­иму­ще­ствен­но во­про­сам внут­рен­не­го раз­ви­тия стра­ны.

То есть укреп­ля­ет­ся роль ПМЭФ как од­ной из зна­чи­мых то­чек сбор­ки об­нов­лен­ной об­ще­ствен­ной ко­а­ли­ции, фор­ми­ру­ю­щей­ся во­круг Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на в пред­две­рии пре­зи­дент­ских вы­бо­ров. В этой си­ту­а­ции ожи­да­е­мо уси­ли­ва­ют­ся со­ци­аль­ные ак­цен­ты в рам­ках за­яв­ле­ний клю­че­вых спи­ке­ров фо­ру­ма – по­ка­за­тель­ны те­зи­сы пре­зи­ден­та о необ­хо­ди­мо­сти пе­ре­хо­да к «эко­но­ми­ке вы­со­ких зар­плат», а та­к­же ин­дек­са­ции со­ци­аль­ных вы­плат.

2.ПМЭФ оста­ет­ся клю­че­вой пло­щад­кой для дис­кус­сий о стра­те­ги­че­ских на­прав­ле­ни­ях эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия стра­ны. По­ка­за­тель­но, на­при­мер, на­сколь­ко при­сталь­ное вни­ма­ние при­вле­ки спо­ры на фо­ру­ме об обос­но­ван­но­сти и под­хо­дах к про­грам­мам при­ва­ти­за­ции. Те­зи­сы, пред­став­лен­ные пре­зи­ден­том в ходе фо­ру­ма, поз­во­ля­ют про­гно­зи­ро­вать со­хра­не­ние ба­лан­са меж­ду «ли­бе­раль­ной» и «кон­сер­ва­тив­но-ди­ри­жист­ской» со­став­ля­ю­щей в рам­ках эко­но­ми­че­ско­го кур­са.

С од­ной сто­ро­ны, гла­ва го­су­дар­ства под­черк­нул, что «Рос­сия вы­бра­ла путь рас­ши­ре­ния сво­бо­ды пред­при­ни­ма­тель­ства, а не за­кры­той ад­ми­ни­стра­тив­но-ко­манд­ной эко­но­мии» и анон­си­ро­вал су­ще­ствен­ное сни­же­ние ад­ми­ни­стра­тив­ной на­груз­ки на биз­нес. С дру­гой — осо­бое зна­че­ние опе­ре­жа­ю­ще­го раз­ви­тия вы­со­ко­тех­но­ло­ги­че­ских от­рас­лей, а та­к­же ре­а­ли­за­ции мас­штаб­ных про­ек­тов в ре­ги­о­нах со слож­ны­ми кли­ма­ти­че­ски­ми усло­ви­я­ми (в рам­ках арк­ти­че­ской по­вест­ки, на­при­мер) бу­дут спо­соб­ство­вать со­хра­не­нию за­мет­ной роли го­су­дар­ства в эко­но­ми­ке. Вы­ра­же­ни­ем за­про­са ин­ду­стри­аль­ных ре­ги­о­нов на при­ме­не­ние адек­ват­но­го со­вре­мен­ным усло­ви­ям го­су­дар­ствен­но­го пла­ни­ро­ва­ния яв­ля­ет­ся вы­ступ­ле­ние в ходе дис­кус­сий на ПМЭФ гу­бер­на­то­ра Че­ля­бин­ской об­ла­сти, гла­вы ко­мис­сии Гос­со­ве­та по на­прав­ле­нию «Эко­но­ми­ка и фи­нан­сы» Алек­сея Тексле­ра.

3.Фо­рум еще раз под­твер­дил не толь­ко низ­кую ре­зуль­та­тив­ность уси­лий за­пад­но­го бло­ка по меж­ду­на­род­ной изо­ля­ции Рос­сии, но и фор­ми­ро­ва­ние но­вой си­сте­мы меж­ду­на­род­ных свя­зей при ак­тив­ном уча­стии Моск­вы. Наи­бо­лее вы­со­ко­по­став­лен­ные го­сти фо­ру­ма пред­став­ля­ли араб­ские стра­ны (от­ме­тим пре­жде все­го уча­стие в ме­ро­при­я­тии пре­зи­ден­та Ал­жи­ра Аб­дель­ма­джи­да Теб­бу­на и пре­зи­ден­та Объ­еди­нен­ных Араб­ских Эми­ра­тов Му­хам­ме­да Бен За­и­да Аль На­хай­я­на). ПМЭФ-2024, ве­ро­ят­но, мо­жет прой­ти при ак­тив­ном уча­стии пред­ста­ви­те­лей стран Ближ­не­го и Сред­не­го Во­сто­ка, Ла­тин­ской Аме­ри­ки и Аф­ри­ки, на что мо­жет ока­зать вли­я­ние и ин­тен­сив­ная ра­бо­та Крем­ля с эти­ми ре­ги­о­на­ми мира. Од­ним из клю­че­вых со­бы­тий лета в этом смыс­ле дол­жен стать эко­но­ми­че­ский и гу­ма­ни­тар­ный фо­рум «Рос­сия – Аф­ри­ка», ко­то­рый прой­дет 27–28 июля 2023 года в Санкт-Пе­тер­бур­ге.

4.В рам­ках по­вест­ки фо­ру­ма на­хо­дят адек­ват­ное от­ра­же­ние во­про­сы, вза­и­мо­свя­зан­ные с про­бле­ма­ти­кой во­ен­ной спе­цо­пе­ра­ции. Ко­неч­но, ПМЭФ тра­ди­ци­он­но был ори­ен­ти­ро­ван на об­суж­де­ние вы­зо­вов дол­го­сроч­но­го ха­рак­те­ра, на «по­вест­ку зав­траш­не­го дня», по­это­му тема СВО не мог­ла быть на нем до­ми­ни­ру­ю­щей (по­ка­за­тель­но, что и пре­зи­дент за­тро­нул эту тему не в рам­ках ос­нов­но­го вы­ступ­ле­ния, а толь­ко в ходе дис­кус­си­он­ной ча­сти пле­нар­ной сес­сии, даже во­про­сы ро­ста рас­хо­дов на обо­ро­ну не став свя­зы­вать толь­ко с си­ту­а­тив­ны­ми вы­зо­ва­ми). Од­на­ко в рам­ках об­суж­де­ния за­дач по укреп­ле­нию тех­но­ло­ги­че­ско­го су­ве­ре­ни­те­та в рам­ках фо­ру­ма зна­чи­тель­ное вни­ма­ние было уде­ле­но во­про­сам, име­ю­щим осо­бое зна­че­ние для рас­ши­ре­ния по­тен­ци­а­ла стра­ны и в ре­ше­нии за­дач в рам­ках спе­цо­пе­ра­ции (на­при­мер, теме раз­ви­тия бес­пи­лот­ных авиа­ци­он­ных си­стем).

5.Фо­рум поз­во­ля­ет вы­ве­сти на но­вый уро­вень как эко­но­ми­че­скую ин­те­гра­цию но­вых ре­ги­о­нов в со­став Рос­сии, так и во­вле­че­ние их в но­вый фор­мат внеш­не­эко­но­ми­че­ских свя­зей. На­при­мер, на по­лях ПМЭФ про­шло об­суж­де­ние по­ста­вок аг­ро­про­дук­ции из Хер­сон­ской об­ла­сти в ОАЭ. В рам­ках ме­ро­при­я­тий фо­ру­ма была анон­си­ро­ва­на под­го­тов­ка ряда мас­штаб­ных ин­фра­струк­тур­ных про­ек­тов в но­вых субъ­ек­тах – на­при­мер, врио гла­вы До­нец­кой на­род­ной рес­пуб­ли­ки Де­нис Пу­ши­лин за­явил о со­зда­нии меж­ве­дом­ствен­ной груп­пы для под­го­тов­ки про­ект­но-смет­ной до­ку­мен­та­ции по вос­ста­нов­ле­нию аэро­пор­та Ма­ри­у­по­ля. В 2024-2025 го­дах мож­но ожи­дать уси­ле­ния трен­да на бо­лее ак­тив­ные внеш­не­эко­но­ми­че­ские кон­так­ты но­вых ре­ги­о­нов (осо­бен­но в слу­чае за­вер­ше­ния или дли­тель­ной за­мо­роз­ки бо­е­вых дей­ствий в зоне про­ве­де­ния СВО), что, с од­ной сто­ро­ны, бу­дет уси­ли­вать нефор­маль­ную ко­а­ли­цию за­ру­беж­ных элит, го­то­вых при­знать вхож­де­ние этих тер­ри­то­рий в со­став Рос­сии, с дру­гой – стать до­пол­ни­тель­ным фак­то­ром при­вле­че­ния в эти субъ­ек­ты ме­не­дже­ров из дру­гих ча­стей стра­ны, име­ю­щих необ­хо­ди­мые на­вы­ки и опыт для ра­бо­ты с ино­стран­ны­ми парт­не­ра­ми и ре­а­ли­за­ции круп­ных ин­вест­про­ек­тов.

Про­гно­зи­руя ве­ро­ят­ную по­вест­ку ПМЭФ-2024, сто­ит учи­ты­вать: он со­сто­ит­ся по­сле пре­зи­дент­ских вы­бо­ров в Рос­сии и на фоне фак­ти­че­ско­го на­ча­ла кам­па­нии по вы­бо­рам гла­вы го­су­дар­ства в США. Это, с од­ной сто­ро­ны, бу­дет уси­ли­вать ак­цент в рам­ках ме­ро­при­я­тий фо­ру­ма на пла­ны раз­ви­тия Рос­сии как ми­ни­мум на пер­спек­ти­ву до 2030-го, а воз­мож­но, и с го­ри­зон­том пла­ни­ро­ва­ния до 2040-х го­дов. С дру­гой — бу­дет мо­ти­ви­ро­вать Кремль на под­го­тов­ку ярко вы­ра­жен­ных мес­се­джей для за­ру­беж­ных, в том чис­ле до­го­во­ро­спо­соб­ных за­пад­ных элит. Ве­ро­ят­но, та­кие мес­седжи бу­дут но­сить со­ци­ал-кон­сер­ва­тив­ный ха­рак­тер – с опо­рой на адек­ват­ные тра­ди­ци­он­ные цен­но­сти (в том чис­ле, в сфе­ре меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний).

  1. Меж­ду­на­род­ная по­вест­ка: раз­во­рот к «гло­баль­но­му Югу»

Кри­зис санк­ци­он­ной по­ли­ти­ки за­пад­ных стран, ин­те­рес ней­траль­ных иг­ро­ков к ре­а­ли­за­ции сов­мест­ных эко­но­ми­че­ских про­ек­тов с Рос­си­ей в но­вых усло­ви­ях, вы­со­кая ин­тен­сив­ность меж­ду­на­род­ных ме­ро­при­я­тий, про­хо­див­ших при уча­стии на­шей стра­ны в пер­вой по­ло­вине 2023 года (толь­ко в мае – Евразий­ский эко­но­ми­че­ский, Пе­тер­бург­ский юри­ди­че­ский фо­ру­мы, Меж­ду­на­род­ный эко­но­ми­че­ский фо­рум «Рос­сия — Ис­лам­ский Мир» в Ка­за­ни, а та­к­же Рос­сий­ско-Ки­тай­ский биз­нес-фо­рум в Шан­хае) ста­ли важ­ны­ми фак­то­ра­ми меж­ду­на­род­но­го вни­ма­ния к ПМЭФ в те­ку­щем году.

1.Учи­ты­вая, что де­я­тель­ность Крем­ля по раз­ви­тию внеш­не­по­ли­ти­че­ских свя­зей в но­вых усло­ви­ях пред­по­ла­га­ет под­дер­жа­ние ба­лан­са по ра­бо­те с раз­ны­ми ре­ги­о­на­ми мира, мож­но го­во­рить о стра­те­гии раз­во­ро­та не про­сто «на Во­сток», но к «гло­баль­но­му Югу», что от­ра­зи­лось и на со­ста­ве участ­ни­ков ПМЭФ-2023.

Так, ки­тай­ская де­ле­га­ция была лишь вто­рой по чис­лен­но­сти на фо­ру­ме (147 че­ло­век), при этом в первую се­мер­ку по ко­ли­че­ству сво­их пред­ста­ви­те­лей во­шли Объ­еди­нен­ные араб­ские эми­ра­ты (200 че­ло­век), Ин­дия (58), Мьян­ма (50), Ка­зах­стан (40), Куба (39), а та­к­же США (27). По­доб­ное рас­пре­де­ле­ние поз­во­ля­ет про­гно­зи­ро­вать даль­ней­шее уси­ле­ние роли араб­ско­го мира, Юж­ной и Юго-Во­сточ­ной Азии, а та­к­же Ла­тин­ской Аме­ри­ки для внеш­не­по­ли­ти­че­ской стра­те­гии Рос­сии, со­хра­не­ние роли со­труд­ни­че­ства с парт­не­ра­ми на пост­со­вет­ском про­стран­стве, а та­к­же по­сте­пен­ное на­ра­щи­ва­ние вза­и­мо­дей­ствия с праг­ма­тич­но на­стро­ен­ной ча­стью за­пад­ных эко­но­ми­че­ских элит уже при под­го­тов­ке к ПМЭФ-2024.

2.Раз­во­рот к «гло­баль­но­му Югу» бу­дет спо­соб­ство­вать уси­ле­нию роли рос­сий­ских вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ных ком­па­ний, ко­то­рые мо­гут быть кон­ку­рен­то­спо­соб­ны­ми в рам­ках борь­бы за осу­ществ­ле­ние но­вых про­ек­тов в за­ин­те­ре­со­ван­ных стра­нах. От­ме­тим в ка­че­стве при­ме­ра, что в рам­ках от­но­ше­ния с Мьян­мой на по­лях фо­ру­ма «Ро­са­то­мом» был под­пи­сан ме­мо­ран­дум о на­ча­ле пред­про­ект­ных ра­бот по стро­и­тель­ству в этой стране вет­ро­пар­ков об­щей мощ­но­стью 172 МВт.

Кро­ме чи­сто тех­но­ло­ги­че­ских про­ек­тов, та­кой курс бу­дет пред­по­ла­гать раз­ви­тие гу­ма­ни­тар­ных и меж­пар­тий­ных свя­зей с пер­спек­тив­ны­ми для Рос­сии ре­ги­о­на­ми мира. Вспом­ним, как в мае 2023 года Вьет­нам и Лаос по­се­ща­ла де­ле­га­ция «Еди­ной Рос­сии» во гла­ве с ли­де­ром пар­тии, зам­пре­дом Со­ве­та без­опас­но­сти Дмит­ри­ем Мед­ве­де­вым.

3.По мере вы­стра­и­ва­ния но­вой си­сте­мы меж­ду­на­род­ных свя­зей до­пол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти по­яв­ля­ют­ся у рос­сий­ских ком­па­ний неф­те­га­зо­во­го сек­то­ра. Так, ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор Indian Oil Ви­нод Ку­мар, вы­сту­пая на фо­ру­ме, об­ра­тил вни­ма­ние на то, что доля рос­сий­ской неф­ти в об­щем объ­е­ме этих ре­сур­сов, им­пор­ти­ру­е­мых Ин­ди­ей, со­став­ляв­шая ме­нее 2% в 2021 году, в 2023-м уве­ли­чи­лась в 10 раз, до 20%, а в 2023-2024 го­дах мо­жет до­стиг­нуть 30%. Та­к­же мож­но от­ме­тить, на­при­мер, ре­ше­ние Минэнер­го Рос­сии и Ка­зах­ста­на про­длить до 2033 года меж­пра­ви­тель­ствен­ные со­гла­ше­ния по тран­зи­ту рос­сий­ской неф­ти в КНР с уве­ли­че­ни­ем объ­е­мов та­ких по­ста­вок.

На ПМЭФ-2023 об­суж­дал­ся и ряд со­гла­ше­ний в га­зо­вой от­рас­ли. На­при­мер, «Га­з­пром» под­пи­сал со­гла­ше­ние с QazaqGaz о транс­пор­ти­ров­ке «го­лу­бо­го топ­ли­ва» в Уз­бе­ки­стан че­рез тер­ри­то­рию Ка­зах­ста­на (ре­а­ли­за­ция этих пла­нов долж­на на­чать­ся уже в 4 квар­та­ле 2023 года).

Та­кой курс бу­дет спо­соб­ство­вать быст­рым тем­пам вос­ста­но­ви­тель­но­го ро­ста эко­но­ми­ки рос­сий­ских ре­сур­со­до­бы­ва­ю­щих ре­ги­о­нов, а та­к­же тех субъ­ек­тов, где на­хо­дят­ся важ­ные ло­ги­че­ские узлы для осу­ществ­ле­ния та­ких по­ста­вок. Но кро­ме того, у рос­сий­ских энер­го­ком­па­ний по­яв­ля­ют­ся до­пол­ни­тель­ные ре­сур­сы для раз­ви­тия ин­фра­струк­ту­ры, ори­ен­ти­ро­ван­ной на внут­рен­них по­тре­би­те­лей (в том чис­ле в рам­ках про­грам­мы со­ци­аль­ной га­зи­фи­ка­ции), а та­к­же бо­лее мас­штаб­ных за­ку­пок обо­ру­до­ва­ния у оте­че­ствен­ных про­из­во­ди­те­лей и сти­му­ли­ро­ва­ния на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний в энер­го­сфе­ре.

4.От­дель­ную роль в рам­ках вы­стра­и­ва­ния но­вых меж­ду­на­род­ных свя­зей стра­ны бу­дут иг­рать пред­ста­ви­те­ли рос­сий­ских ре­ги­о­нов, не обя­за­тель­но при­гра­нич­ных. По­ка­за­тель­но, на­при­мер, что мо­де­ра­то­ром биз­нес-диа­ло­га «Рос­сия – Ин­дия» на ПМЭФ-2023 стал управ­ле­нец ре­ги­о­наль­но­го уров­ня – гла­ва Де­пар­та­мен­та внеш­не­эко­но­ми­че­ских и меж­ду­на­род­ных свя­зей Моск­вы Сер­гей Че­ре­мин (од­но­вре­мен­но — пред­се­да­тель прав­ле­ния Де­ло­во­го со­ве­та по со­труд­ни­че­ству с Ин­ди­ей).

Во­об­ще ин­те­рес к уча­стию в фо­ру­ме пред­ста­ви­те­лей в том чис­ле 25 недру­же­ствен­ных стран мо­жет сви­де­тель­ство­вать о том, что при со­хра­не­нии ны­неш­них трен­дов в 2024 году мо­жет уси­лить­ся ин­те­рес как ней­траль­ных иг­ро­ков, так и за­пад­ных элит к вы­стра­и­ва­нию диа­ло­га с Рос­си­ей (в слу­чае с США и ЕС – ве­ро­ят­но, в зна­чи­тель­ной мере в непуб­лич­ном фор­ма­те). Это бу­дет спо­соб­ство­вать укреп­ле­нию роли ПМЭФ как важ­ней­шей пло­щад­ки для на­ла­жи­ва­ния та­ко­го вза­и­мо­дей­ствия, в рам­ках ко­то­ро­го ини­ци­а­ти­вы, ад­ре­со­ван­ные эко­но­ми­че­ским за­ру­беж­ным эли­там, мо­гут стать зна­чи­мым сти­му­лом для вы­стра­и­ва­ния по­ли­ти­че­ско­го диа­ло­га в но­вых усло­ви­ях — в том чис­ле с пред­ста­ви­те­ля­ми клю­че­вых за­пад­ных иг­ро­ков.

  1. Фо­рум и стра­те­ги­че­ские фе­де­раль­ные ини­ци­а­ти­вы

Стра­те­гия сти­му­ли­ро­ва­ния внут­рен­не­го спро­са, про­дол­же­ние кур­са на укреп­ле­ние тех­но­ло­ги­че­ско­го су­ве­ре­ни­те­та, со­хра­не­ние при­о­ри­тет­но­го вни­ма­ния к му­ни­ци­паль­ной по­вест­ке раз­ви­ва­ют мно­гие мес­седжи, за­дан­ные на ПМЭФ-2022, и за­кла­ды­ва­ют ос­но­ву для эко­но­ми­че­ско­го бло­ка пред­вы­бор­ной про­грам­мы пре­зи­ден­та на вы­бо­рах 2024 года, а та­к­же при­о­ри­те­ты Крем­ля на бо­лее от­да­лен­ную пер­спек­ти­ву – как ми­ни­мум до кон­ца 2020-х го­дов.

1.«Рас­шив­ка уз­ких мест» в кон­тек­сте стро­и­тель­ства транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры, о чем Вла­ди­мир Пу­тин на­пом­нил в ходе вступ­ле­ния на пла­нар­ной сес­сии ПМЭФ, а та­к­же тех­но­ло­ги­че­ская мо­дер­ни­за­ция, на­сколь­ко мож­но су­дить, рас­смат­ри­ва­ют­ся ру­ко­вод­ством стра­ны как вза­и­мо­свя­зан­ные за­да­чи.

На­при­мер, пред­став­лен­ные пре­зи­ден­том пла­ны до­бить­ся ро­ста ин­ве­сти­ций в про­ек­ты по вы­пус­ку при­о­ри­тет­ной про­мыш­лен­ной про­дук­ции до 10 трлн. руб­лей к 2030 году мо­гут со­от­но­сить­ся в том чис­ле с про­ек­та­ми по про­из­вод­ству но­вых еди­ниц транс­пор­та для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния пер­спек­тив­ных ло­ги­сти­че­ских ко­ри­до­ров. Так, ген­ди­рек­тор АО «Объ­еди­нен­ная су­до­стро­и­тель­ная кор­по­ра­ция» Алек­сей Рах­ма­нов в ходе од­ной из дис­кус­сий на фо­ру­ме под­черк­нул, что «в сло­жив­шей­ся си­ту­а­ции мы по­ни­ма­ем, что оди­на­ко­во важ­ны­ми ста­но­вят­ся два во­про­са — как ос­нов­ные тор­го­вые пути…, так и стро­и­тель­ство фло­та, ко­то­рый на этих марш­ру­тах дол­жен ра­бо­тать». В свою оче­редь, статс-сек­ре­тарь-за­мгла­вы Мин­пром­тор­га Вик­тор Ев­ту­хов от­ме­тил, что «наши су­до­стро­и­тель­ные пред­при­я­тия Се­ве­ро-За­пад­но­го и Цен­траль­но­го ре­ги­о­нов го­то­вы обес­пе­чить вы­пуск та­кой про­дук­ции».

Ха­рак­тер­но, что в рам­ках раз­ви­тия транс­порт­ных ко­ри­до­ров по­яв­ля­ют­ся до­пол­ни­тель­ные фак­то­ры ро­ста для эко­но­ми­ки це­ло­го ряда ин­ду­стри­аль­ных ре­ги­о­нов. Мож­но от­ме­тить, на­при­мер, упо­мя­ну­тый в ходе дис­кус­сий на фо­ру­ме и за­пу­щен­ный в на­ча­ле июня 2023 года ком­па­ни­ей FESCO же­лез­но­до­рож­ный кон­тей­нер­ный сер­вис Chelyabinsk Shuttle, необ­хо­ди­мый для свя­зи тор­го­во-ло­ги­сти­че­ско­го ком­плек­са «Юж­но­ураль­ский» в Че­ля­бин­ской об­ла­сти с мор­ским тор­го­вым пор­том Вла­ди­во­сто­ка в При­мор­ском крае.

2.Тра­ди­ци­он­но зна­чи­тель­ную роль в рам­ках ПМЭФ иг­ра­ет арк­ти­че­ская по­вест­ка — на­при­мер, в рам­ках ра­бо­ты спе­ци­аль­ной пло­щад­ки «Арк­ти­ка – тер­ри­то­рия диа­ло­га». Так, от­вет­ствен­ный сек­ре­тарь Орг­ко­ми­те­та по под­го­тов­ке и обес­пе­че­нию пред­се­да­тель­ства Рос­сии в Арк­ти­че­ском со­ве­те Ан­тон Ко­бя­ков за­явил о необ­хо­ди­мо­сти «про­дол­жить ра­бо­ту по арк­ти­че­ско­му тре­ку» и на Во­сточ­ном эко­но­ми­че­ском фо­ру­ме, ко­то­рый прой­дет в сен­тяб­ре 2023 года во Вла­ди­во­сто­ке.

Од­ним из клю­че­вых на­прав­ле­ний этой по­вест­ки ста­но­вит­ся раз­ви­тие Се­вер­но­го мор­ско­го пути, по ко­то­ро­му долж­но быть обес­пе­че­на пе­ре­воз­ка не ме­нее 150 млн тонн гру­зов к 2030 году. При этом, как на­пом­нил ген­ди­рек­тор «Ро­са­то­ма» Алек­сей Ли­ха­чев, этот марш­рут важ­но ис­поль­зо­вать «не толь­ко как «фор­точ­ку» для экс­пор­та, но и как ме­ха­низм свя­зы­ва­ния тер­ри­то­рий». В це­лом же раз­ви­тие Се­вер­но­го мор­ско­го пути бу­дет сти­му­ли­ро­вать не толь­ко ин­фра­струк­тур­ное стро­и­тель­ство в арк­ти­че­ских ре­ги­о­нах или, на­при­мер, мо­дер­ни­за­цию ле­до­коль­но­го фло­та, но та­к­же осо­бое вни­ма­ние го­су­дар­ства к во­про­сам под­го­тов­ки про­филь­ных кад­ров и к сфе­ре об­ра­зо­ва­ния в це­лом.

3.В усло­ви­ях внеш­не­эко­но­ми­че­ско­го дав­ле­ния на Рос­сию ру­ко­вод­ство стра­ны под­чер­ки­ва­ет стра­те­ги­че­ское зна­че­ние раз­ви­тия аг­ро­экс­пор­та. Эта тема под­ни­ма­лась Вла­ди­ми­ром Пу­ти­ным на ПМЭФ и в 2022-м, и в 2023 году. Ак­ти­ви­за­ция от­но­ше­ний Рос­сии со стра­на­ми Аф­ри­ки и араб­ско­го мира, за­ин­те­ре­со­ван­ны­ми в по­став­ках та­кой про­дук­ции, поз­во­ля­ет про­гно­зи­ро­вать даль­ней­шее по­вы­ше­ние зна­че­ния во­про­сов АПК в рам­ках как внут­рен­ней, так и меж­ду­на­род­ной по­вест­ки фо­ру­ма и в 2024 году.

Рас­ши­ре­ние объ­е­мов экс­пор­та сель­хоз­про­дук­ции ста­но­вит­ся до­пол­ни­тель­ным фак­то­ром раз­ви­тия не толь­ко соб­ствен­но аг­рар­ных ре­ги­о­нов, но та­к­же транс­порт­но-ло­ги­че­ских ко­ри­до­ров и ин­ду­стри­аль­ных цен­тров. Кро­ме за­дач по вы­пус­ку сель­хоз­тех­ни­ки, за­яв­ле­ны пла­ны стро­и­тель­ства оте­че­ствен­ных круп­но­тон­наж­ных су­хо­гру­зов. Так, гла­ва Мин­сель­хоза Дмит­рий Патру­шев в ходе фо­ру­ма на­пом­нил, что уже в кон­це 2025 – на­ча­ле 2026 года на рос­сий­ской вер­фи бу­дет по­стро­е­но и пе­ре­да­но за­каз­чи­ку в ли­зинг пер­вое оте­че­ствен­ное суд­но это­го типа. Как от­ме­тил ми­нистр, в даль­ней­шем пла­ни­ру­ет­ся еже­год­но спус­кать на воду ми­ни­мум 2-3 по­доб­ных суд­на типа «Хен­ди­сайс» и «Су­пра­макс», о чем были до­стиг­ну­ты до­го­во­рен­но­сти с «Объ­еди­нен­ной су­до­стро­и­тель­ной кор­по­ра­ци­ей», все­го же необ­хо­ди­мо по­стро­ить не ме­нее 60 бал­ке­ров (спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных су­дов для пе­ре­воз­ки гру­зов на­сы­пью — в том чис­ле зер­на).

4.Анон­си­ро­ван­ный пре­зи­ден­том курс на эко­но­ми­ку сти­му­ли­ро­ва­ния внут­рен­не­го спро­са пред­по­ла­га­ет та­к­же мас­штаб­ные шаги в сфе­ре под­держ­ки ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са, в том чис­ле на тер­ри­то­ри­ях, где его ра­бо­та свя­за­на с до­пол­ни­тель­ны­ми рис­ка­ми. Этот тренд на­шел от­ра­же­ние уже в рам­ках фо­ру­ма-2023. На­при­мер, Пром­связь­банк под­пи­сал со­гла­ше­ние с Минэко­но­мраз­ви­тия о за­пус­ке льгот­но­го кре­ди­то­ва­ния ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са в но­вых ре­ги­о­нах.

Дру­гим фак­то­ром под­держ­ки пред­при­ни­ма­те­лей это­го уров­ня мо­гут стать за­яв­лен­ные ру­ко­вод­ством стра­ны пла­ны по раз­ви­тию ма­лых на­се­лен­ных пунк­тов. От­ме­тим по­став­лен­ную пре­зи­ден­том за­да­чу до 2030 года обес­пе­чить их ка­че­ствен­ной свя­зью и до­сту­пом в Ин­тер­нет. Та­кой ин­те­рес к во­про­сам му­ни­ци­паль­ной по­вест­ки пред­по­ла­га­ет до­пол­ни­тель­ное вни­ма­ние к теме го­род­ско­го бла­го­устрой­ства, вклю­чая рас­смот­ре­ние опы­та наи­бо­лее бла­го­по­луч­ных в этой сфе­ре ре­ги­о­нов (в част­но­сти, в рам­ках дис­кус­сий на ПМЭФ рас­смат­ри­ва­лись прак­ти­ки в этой сфе­ре, при­ме­ня­е­мые в Тю­мен­ской об­ла­сти).

  1. Ре­ги­о­наль­ная про­бле­ма­ти­ка

За­прос на бо­лее ак­тив­ную роль ре­ги­о­наль­ных вла­стей, про­явив­ший­ся в пе­ри­од пан­де­мии в 2020-2021-м и по­лу­чив­ший даль­ней­шее раз­ви­тие в усло­ви­ях СВО в 2020-2023 го­дах, курс на но­вую ин­ду­стри­а­ли­за­цию и сме­ну стра­те­гии ве­ду­щих кор­по­ра­ций в усло­ви­ях СВО при со­хра­не­нии зна­чи­мых при­о­ри­те­тов «по­вест­ки мир­но­го вре­ме­ни» опре­де­ли­ли клю­че­вые на­прав­ле­ния ак­тив­но­сти пред­ста­ви­те­лей субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции на по­лях ПМЭФ.

1.Пер­спек­тив­ным трен­дом мо­жет стать бо­лее ак­тив­ное меж­ре­ги­о­наль­ное вза­и­мо­дей­ствие в рам­ках ПМЭФ. Воз­мож­но, до­пол­ни­тель­ное вли­я­ние на раз­ви­тие этой тен­ден­ции ока­зал опыт шеф­ства рос­сий­ских ре­ги­о­нов над на­се­лен­ны­ми пунк­та­ми но­вых субъ­ек­тов. Та­кие об­суж­дав­ши­е­ся на фо­ру­ме про­ек­ты, сти­му­ли­ру­ю­щие меж­ре­ги­о­наль­ное вза­и­мо­дей­ствие, ка­са­лись, пре­жде все­го, транс­порт­но-ло­ги­сти­че­ской или ин­ду­стри­аль­ной сфер. Так, за­ме­сти­тель мэра Моск­вы Мак­сим Лик­су­тов в рам­ках ра­бо­ты стен­да сто­ли­цы на фо­ру­ме на­пом­нил о про­грам­ме раз­ви­тия Цен­траль­но­го транс­порт­но­го узла до 2035 года, ре­а­ли­за­ция ко­то­рой долж­на поз­во­лить в 3 раза по­вы­сить мо­биль­ность жи­те­лей 15 ре­ги­о­нов Цен­траль­но­го и Се­ве­ро-За­пад­но­го транс­порт­ных уз­лов, в част­но­сти, в 6 раз со­кра­тив для них вре­мя ожи­да­ния по­ез­да. Та же про­грам­ма пред­по­ла­га­ет со­зда­ние пер­во­го в Рос­сии меж­ре­ги­о­наль­но­го мет­ро — вы­со­ко­ско­рост­ной ма­ги­стра­ли меж­ду Моск­вой и Санкт-Пе­тер­бур­гом, ко­то­рая с вы­со­кой ве­ро­ят­но­стью ста­нет драй­ве­ром раз­ви­тия мест­ной эко­но­ми­ки (в т.ч, ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са) и для дру­гих ре­ги­о­нов, че­рез ко­то­рые она бу­дет про­хо­дить.

Сре­ди про­ек­тов меж­ре­ги­о­наль­но­го зна­че­ния в ин­ду­стри­аль­ной сфе­ре мож­но от­ме­тить, на­при­мер, за­клю­чен­ное меж­ду Моск­вой, Са­мар­ской, Ря­зан­ской, Там­бов­ской, Туль­ской об­ла­стя­ми и Баш­ки­ри­ей со­гла­ше­ние в сфе­ре раз­ви­тия бес­пи­лот­ных авиа­ци­он­ных си­стем, пред­по­ла­га­ю­щее, про­ве­де­ние лет­ных ис­пы­та­ний на базе аэро­дро­мов в этих субъ­ек­тах, а та­к­же сто­лич­но­го ин­ду­стри­аль­но­го пар­ка «Руд­не­во», где дей­ству­ет про­филь­ный фе­де­раль­ный центр и бу­дет со­зда­на осо­бая зона сво­бод­ных по­ле­тов пло­ща­дью бо­лее 100 га и вы­со­той 500 мет­ров.

Воз­мож­но, к мо­мен­ту про­ве­де­ния ПМЭФ-2024 до­пол­ни­тель­ным фак­том ак­ту­а­ли­за­ции раз­ви­тия меж­ре­ги­о­наль­но­го вза­и­мо­дей­ствия ста­нет фор­ми­ро­ва­ние но­во­го со­ста­ва пра­ви­тель­ства по­сле пре­зи­дент­ских вы­бо­ров, ко­гда в гу­бер­на­тор­ский кор­пус мо­жет пе­рей­ти ряд фе­де­раль­ных де­я­те­лей, име­ю­щих опыт под­го­тов­ки мас­штаб­ных про­ек­тов, охва­ты­ва­ю­щих несколь­ко субъ­ек­тов.

Кро­ме того, на но­вый уро­вень мо­жет вый­ти со­труд­ни­че­ство меж­ду но­вы­ми субъ­ек­та­ми Фе­де­ра­ции и ре­ги­о­на­ми, ока­зы­ва­ю­щи­ми им под­держ­ку – с уси­ле­ни­ем зна­че­ния не толь­ко вос­ста­но­ви­тель­ных ра­бот, но и но­вых ин­вест­про­ек­тов. Ска­жем, Хер­сон­ской об­ла­стью в рам­ках ны­неш­не­го фо­ру­ма были под­пи­са­ны со­гла­ше­ния с Ка­бар­ди­но-Бал­ка­ри­ей, Кал­мы­ки­ей, Мор­до­ви­ей, За­по­рож­ской об­ла­стью – с Нов­го­род­ской, Тю­мен­ской об­ла­стя­ми и Че­чен­ской Рес­пуб­ли­кой. Сре­ди пер­спек­тив­ных на­прав­ле­ний раз­ви­тия та­ких про­ек­тов на 2024-2025 год — АПК и, если к тому вре­ме­ни про­изой­дет за­вер­ше­ние или за­мо­роз­ка кон­флик­та во­круг Укра­и­ны, – раз­ви­тие ту­ри­сти­че­ско­го по­тен­ци­а­ла но­вых рос­сий­ских ре­ги­о­нов, пре­жде все­го, вы­хо­дя­щих к Азов­ско­му морю.

2.Санк­ци­он­ное дав­ле­ние сти­му­ли­ру­ет круп­ные кор­по­ра­ции, зна­чи­тель­ная часть эко­но­ми­че­ских ин­те­ре­сов ко­то­рых ра­нее была свя­за­на с ре­а­ли­за­ци­ей за­ру­беж­ных про­ек­тов, пе­ре­ори­ен­ти­ро­вать ин­те­ре­сы на рос­сий­ские ре­ги­о­ны. На­при­мер, на фо­ру­ме было за­клю­че­но со­гла­ше­ние о стро­и­тель­стве в Ле­нин­град­ской об­ла­сти гли­но­зем­но­го за­во­да и необ­хо­ди­мо­го для его ра­бо­ты глу­бо­ко­вод­но­го пор­та с об­щим объ­е­мом ин­ве­сти­ций бо­лее 400 млрд руб. (первую оче­редь за­во­да пла­ни­ру­ет­ся вве­сти в экс­плу­а­та­цию до кон­ца 2028 года, вто­рую — в 2032 году).

Ве­ро­ят­но, до­пол­ни­тель­ны­ми пре­иму­ще­ства­ми для ре­а­ли­за­ции про­ек­тов с уча­сти­ем та­ких кор­по­ра­ций в ре­ги­о­нах на пер­спек­ти­ву бли­жай­ших лет бу­дет на­ли­чие эко­но­ми­че­ских свя­зей меж­ду со­от­вет­ству­ю­щи­ми субъ­ек­та­ми и по­доб­ны­ми ком­па­ни­я­ми на преды­ду­щих эта­пах (на­при­мер, в Ле­нин­град­ской об­ла­сти уже ра­бо­та­ют Бок­си­то­гор­ский и Пи­ка­лев­ский гли­но­зем­ные за­во­ды «Ру­сал»), а та­к­же уро­вень раз­ви­тия ин­фра­струк­тур­ной базы и строй­ком­плек­са (от­ме­тим, на­при­мер, зна­чи­тель­ный опыт Ле­нин­град­ской об­ла­сти в сфе­ре про­мыш­лен­но­го стро­и­тель­ства).

3.Рас­ши­ря­ет­ся спе­ци­а­ли­за­ция ин­ду­стри­аль­ных ре­ги­о­нов в усло­ви­ях необ­хо­ди­мо­сти как за­ме­ще­ния ухо­да из ряда та­ких тер­ри­то­рий за­ру­беж­ных ком­па­ний, так и раз­ви­тия от­рас­лей, свя­зан­ных с про­из­вод­ством про­дук­ции двой­но­го на­зна­че­ния и под­го­тов­кой кад­ров для та­ких стра­те­ги­че­ски зна­чи­мых сег­мен­тов эко­но­ми­ки. Так, в Са­мар­ской об­ла­сти в рам­ках со­гла­ше­ния с ком­па­ни­ей «Транс­порт бу­ду­ще­го» за­пла­ни­ро­ва­но фор­ми­ро­ва­ние кла­сте­ра бес­пи­лот­ной авиа­ции с пол­ным цик­лом про­из­вод­ства БПЛА – пред­ва­ри­тель­но объ­ем ин­ве­сти­ций в про­ект оце­ни­ва­ет­ся в 20 млрд. руб­лей. А вла­сти Че­ля­бин­ской под­пи­са­ли со Сбер­бан­ком фи­ли­а­ла «Шко­лы 21» для под­го­тов­ки спе­ци­а­ли­стов IT-сфе­ры.

По­вы­ше­ние ин­тен­сив­но­сти вос­ста­но­ви­тель­но­го ро­ста эко­но­ми­ки в ин­ду­стри­аль­ных ре­ги­о­нах мо­жет стать драй­ве­ром бо­лее ак­тив­ной ре­а­ли­за­ции и со­ци­аль­ных про­ек­тов в та­ких субъ­ек­тах, воз­мож­но, став фак­то­ром ро­ста зна­че­ния со­ци­аль­ной по­вест­ки уже в рам­ках ПМЭФ-2024.

4.Раз­ви­тие ту­риз­ма ста­но­вит­ся все бо­лее ак­ту­аль­ным фак­то­ром ди­вер­си­фи­ка­ции эко­но­ми­ки фи­нан­со­во бла­го­по­луч­ных ре­ги­о­нов и до­пол­ни­тель­ным сти­му­лом ин­фра­струк­тур­но­го раз­ви­тия для бо­лее ши­ро­ко­го кру­га субъ­ек­тов. Так, в рам­ках сес­сии ПМЭФ «Рус­ская Арк­ти­ка — центр при­тя­же­ния. ООПТ XXI века» гла­ва Яма­ло-Ненец­ко­го ав­то­ном­но­го окру­га Дмит­рий Ар­тю­хов ак­цен­ти­ро­вал вни­ма­ние на про­ек­те со­зда­ния в ре­ги­оне ту­ри­сти­че­ско­го кла­сте­ра «Рай-Из» ря­дом с при­род­ным парк «Ин­ги­лор». Про­ект пред­по­ла­га­ет стро­и­тель­ство гор­но­лыж­ных трасс, оте­лей и СПА-ин­ду­стрии.

Ре­а­ли­зу­ют­ся но­вые про­ек­ты и в тра­ди­ци­он­ных ту­ри­сти­че­ских цен­трах. На­при­мер, в Нов­го­род­ской об­ла­сти за­пла­ни­ро­ва­но стро­и­тель­ство че­ты­рех­звез­доч­но­го ку­рорт­но-оздо­ро­ви­тель­но­го ком­плек­са в Ста­рой Рус­се с об­щим объ­е­мом ин­ве­сти­ций бо­лее 8 млрд. руб­лей. Ре­а­ли­за­ция про­ек­та долж­на на­чать­ся уже в 2023 году. Ожи­да­ет­ся, что его осу­ществ­ле­ние поз­во­лит со­брать до­пол­ни­тель­но 6,6 млрд руб­лей на­ло­гов в бюд­жет об­ла­сти за 17 лет экс­плу­а­та­ции объ­ек­та.

С уче­том пе­ре­за­груз­ки внеш­не­эко­но­ми­че­ских свя­зей в но­вых усло­ви­ях и вос­ста­но­ви­тель­но­го ро­ста эко­но­ми­ки в 2024-2025 го­дах вполне ве­ро­я­тен рост вни­ма­ния к Рос­сии за­ру­беж­ных ту­ри­стов и ак­ти­ви­за­ция внут­рен­них тур­по­то­ков, что мо­жет вы­ве­сти ин­те­рес ин­ве­сто­ров к про­ек­там в этой от­рас­ли на но­вый уро­вень — в том чис­ле в ре­ги­о­нах, по­тен­ци­ал ко­то­рых в этой сфе­ре не был до­ста­точ­но рас­крыт ра­нее (это от­но­сит­ся, на­при­мер, к арк­ти­че­ским тер­ри­то­ри­ям).

Ссылка


Возврат к списку