у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов - об итогах выборов мэра Москвы и возможных стратегиях партий в кампании в Мосгордуму-2024

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов - об итогах выборов мэра Москвы и возможных стратегиях партий в кампании в Мосгордуму-2024 14.09.2023

Итоги выборов мэра Москвы стали еще одним успешно пройденным «тестом» для общественной коалиции, сформировавшейся в Москве вокруг стратегии Владимира Путина и политики Сергея Собянина. Существенное расширение общественной поддержки мэра города (с 70,17% до 76,39% , с 1,58 млн. до 2,5 млн. голосов по сравнению с аналогичной кампанией-2018) — важный сигнал как на пути к выборам в Мосгордуму-2024, так и накануне старта президентской кампании - учитывая особую электоральную значимость Москвы. Существенный рост явки (с 30,9% в 2018 году до 42,5% в 2023-м), произошел прежде всего вследствие мобилизации избирателей «нового путинского большинства». В этих условиях у Кремля появляются новые мотивы для активного вовлечения Сергея Собянина в подготовку программных инициатив в ходе президентской кампании.

2.Итоги выборов мэра для кандидатов от системной оппозиции стали ожидаемым отражением избранной ими тактики «нишевых» кампаний. Прогноз АПЭК по поводу результатов кампании оказался близок к итоговым данным избиркома. Леонид Зюганов и Борис Чернышов получили меньший процент голосов, чем представители КПРФ и ЛДПР Вадим Кумин и Михаил Дегтярев на выборах мэра-2018, а выдвинутый СРЗП Дмитрий Гусев — также меньшую поддержку по абсолютному числу поданных голосов по сравнению с Ильей Свиридовым 5 лет назад. Результат кандидата от «Новых людей» Владислава Даванкова (4-е место, около 5,34% голосов) оказался ниже ожидаемого частью экспертов, но полностью соответствовал прогнозу АПЭК.
 
3.Важным фактором изменения электорального ландшафта региона стал рост популярности ДЭГ. Из примерно 3,3 млн горожан, проголосовавших на выборах мэра Москвы, более 2,7 млн воспользовались этой платформой. Это — развитие уже существующих трендов, ведь уже в ходе столичной муниципальной кампании 2022 года онлайн проголосовало 1,7 млн. москвичей, а на избирательных участках – только 695 тыс. Такая ситуация будет мотивировать партии и кандидатов либо вкладывать больше финансовых ресурсов в предвыборные кампании, либо расширять сети поддержки на местах. Возможно, способствуя и росту внимания партий к муниципальным выборам, в рамках которых можно установить более тесный контакт с локальными лидерами общественного мнения.

4. Очевидно что к ДЭГ постепенно начинает проявлять интерес и умеренная часть протестного электората. Показательно, что радикальная оппозиция отказалась от призывов не использовать ДЭГ и прийти на избирательные участки в последний день. Это означает, что и она осознает значимость дистанционного голосования для критически настроенных избирателей.

5.Хотя события ближайшего года, конечно, будут влиять на ход выборов в Мосгордуму-2024, вероятно дальнейшее усиление конкуренции на протестном фланге при подготовке к этой кампании. Можно ожидать достаточно ресурсоемкой кампании «Новых людей». Также вероятен рост активности «Яблока» - в том числе с учетом результатов партии в ряде городов по итогам ЕДГ-2023. КПРФ будет стремиться удержать позиции в столичном парламенте на фоне снижения доли политизированного протестного электората среди голосующих с учетом фактора ДЭГ. «Единая Россия» может сделать ставку на более активное вовлечение волонтерского движения в свою кампанию - возможно, и в качестве одного из источников кадров. В целом же высокий уровень поддержки Сергея Собянина создает устойчивую базу для кампаний кандидатов лояльного пула, оставаясь и дополнительным фактором социально-политической стабильности в Москве.

Ссылка

Возврат к списку