у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в сентябре 2023 года

Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в сентябре 2023 года 06.10.2023

Ор­лов Дмит­рий
Ге­не­раль­ный ди­рек­тор Агент­ства по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций (АПЭК), член Выс­ше­го со­ве­та пар­тии «Еди­ная Рос­сия», кан­ди­дат ис­то­ри­че­ских наук

1.Фе­де­раль­ная по­ли­ти­ка в от­но­ше­нии ре­ги­о­нов

1.В сфе­ре осо­бо­го вни­ма­ния Крем­ля в сен­тяб­ре 2023 года на­хо­ди­лись во­про­сы раз­ви­тия вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ных от­рас­лей, а та­к­же под­го­тов­ка кад­ров для та­ких про­из­водств. Это­му во­про­су было по­свя­ще­но и рас­ши­рен­ное за­се­да­ние пре­зи­ди­у­ма Гос­со­ве­та «О раз­ви­тии рын­ка тру­да», про­шед­шее под пред­се­да­тель­ством Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на в Ве­ли­ком Нов­го­ро­де. По­ка­за­тель­но и по­се­ще­ние пре­зи­ден­том ИНТЦ «Ин­тел­лек­ту­аль­ная элек­тро­ни­ка – Вал­дай» в Нов­го­род­ской об­ла­сти, а та­к­же встре­ча с мо­ло­ды­ми уче­ны­ми-ядер­щи­ка­ми в Са­ро­ве Ни­же­го­род­ской об­ла­сти.

Та­кие при­о­ри­те­ты фе­де­раль­но­го цен­тра — сви­де­тель­ство ак­ти­ви­за­ции об­суж­де­ния мер в сфе­ре мо­ло­деж­ной по­ли­ти­ки, в том чис­ле с при­вле­че­ни­ем пред­ста­ви­те­лей гу­бер­на­тор­ско­го кор­пу­са (од­ной из зна­чи­мых пло­ща­док здесь мо­жет стать про­филь­ная ко­мис­сия Гос­со­ве­та, воз­глав­ля­е­мая гу­бер­на­то­ром ЯНАО Дмит­ри­ем Ар­тю­хо­вым). Кро­ме того, Кремль мо­жет про­явить осо­бое вни­ма­ние к со­зда­нию об­ра­зо­ва­тель­ной ин­фра­струк­ту­ры в ре­ги­о­нах. Ве­ро­ят­но, од­ним из наи­бо­лее ре­зо­нанс­ных фе­де­раль­ных про­ек­тов в этой сфе­ре в пе­ри­од пре­зи­дент­ской кам­па­нии оста­нет­ся стро­и­тель­ство уни­вер­си­тет­ских кам­пу­сов ми­ро­во­го уров­ня.

Этот фак­тор мо­жет со­здать до­пол­ни­тель­ные ка­рьер­ные пер­спек­ти­вы для ку­ра­то­ров строй­ком­плек­са в ре­ги­о­нах, где бу­дут осу­ществ­лять­ся та­кие про­ек­ты, но и для осо­бо­го вни­ма­ния фе­де­раль­ных про­ве­ря­ю­щих струк­тур к вы­яв­ле­нию зло­упо­треб­ле­ний со сто­ро­ны та­ких чи­нов­ни­ков. Ве­ро­ят­но, вни­ма­ние пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов к иг­ро­кам и ре­ги­о­наль­ным ку­ра­то­рам от­рас­ли (вклю­чая вы­яв­ле­ние на­ру­ше­ний непо­сред­ствен­но в сфе­ре стро­и­тель­ства ин­фра­струк­ту­ры об­ра­зо­ва­ния) бу­дет до­ста­точ­но ин­тен­сив­ным в пе­ри­од 2024-2026 го­дов.

2.В ходе ра­бо­чей встре­чи пре­зи­ден­та с ген­про­ку­ро­ром Иго­рем Крас­но­вым осо­бый ак­цент был сде­лан на за­да­чах по ре­а­ги­ро­ва­нию ве­дом­ства «на ост­рые со­ци­аль­ные про­бле­мы в об­ще­стве» — от за­щи­ты со­ци­аль­но уяз­ви­мых груп­пы на­се­ле­ния до на­ру­ше­ний в сфе­ре ЖКХ. При этом в 2022-2023 го­дах уси­ли­лась и роль След­ствен­но­го ко­ми­те­та по ра­бо­те с об­ра­ще­ни­ем ло­каль­ных ини­ци­а­тив­ных групп из ре­ги­о­нов.

С вы­со­кой ве­ро­ят­но­стью Кремль в пред­две­рии пре­зи­дент­ской кам­па­нии бу­дет стре­мить­ся уси­лить роль фе­де­раль­ных про­ве­ря­ю­щих струк­тур по вы­яв­ле­нию то­чек со­ци­аль­но­го недо­воль­ства и оши­бок ре­ги­о­наль­ных и му­ни­ци­паль­ных чи­нов­ни­ков в ра­бо­те с та­кой про­бле­ма­ти­кой. Ве­ро­ят­но, воз­рас­тет та­к­же роль Счет­ной па­ла­ты (воз­мож­но, еще до на­зна­че­ния пол­но­прав­но­го ру­ко­во­ди­те­ля этой струк­ту­ры), а та­к­же в кон­це 2023 — пер­вой по­ло­вине 2024 года, ско­рее все­го, до­пол­ни­тель­но уси­лит­ся роль «Еди­ной Рос­сии» и ОНФ — как зна­чи­мых ме­ха­низ­мов мо­ни­то­рин­га со­ци­аль­ных про­блем в ре­ги­о­нах (в том чис­ле по рас­се­ле­нию вет­хо­го и ава­рий­но­го жи­лья, эко­ло­ги­че­ской те­ма­ти­ке, де­фи­ци­ту со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры).

3.На за­се­да­нии Во­ен­но-про­мыш­лен­ной ко­мис­сии, про­шед­шей под пред­се­да­тель­ством Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на в Ижев­ске, был за­тро­нут во­прос о фор­ми­ро­ва­нии про­ек­та гос­про­грам­мы во­ору­же­ния на 2025–2034 годы, ко­то­рая была обо­зна­че­на как «один из клю­че­вых до­ку­мен­тов стра­те­ги­че­ско­го пла­ни­ро­ва­ния… для укреп­ле­ния обо­ро­но­спо­соб­но­сти и без­опас­но­сти Рос­сии». Гос­про­грам­ма во­ору­же­ния мо­жет стать важ­ным ин­стру­мен­том для эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия и со­зда­ния но­вых ра­бо­чих мест в ин­ду­стри­аль­ных субъ­ек­тах, что бу­дет сти­му­ли­ро­вать лоб­бист­ские уси­лия гу­бер­на­то­ров в рам­ках кон­ку­рен­ции за рас­ши­ре­ние роли ре­ги­о­нов в рам­ках та­кой стра­те­гии. Это, в свою оче­редь, уси­лит ап­па­рат­ное вли­я­ние фи­гур, ко­то­рые мо­гут вы­сту­пить ме­ди­а­то­ра­ми меж­ду ру­ко­вод­ством ре­ги­о­нов с од­ной сто­ро­ны, и Во­ен­но-про­мыш­лен­ной ко­мис­си­ей и Ми­но­бо­ро­ны — с дру­гой. В та­кой роли мо­гут ока­зать­ся фе­де­раль­ные пар­ла­мен­та­рии (пре­жде все­го с си­ло­вым бэк­гра­ун­дом), в от­дель­ных слу­ча­ях — наи­бо­лее вли­я­тель­ные спи­ке­ры зак­со­бра­ний и за­ме­сти­те­ли гу­бер­на­то­ров, ку­ри­ру­ю­щие внеш­ние свя­зи или во­про­сы без­опас­но­сти.

4.Во­сточ­ный эко­но­ми­че­ский фо­рум еще раз под­твер­дил при­о­ри­тет­ное вни­ма­ние фе­де­раль­но­го цен­тра к раз­ви­тию ДФО, в том чис­ле на уровне осо­бо зна­чи­мых му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний. От­ме­тим про­шед­шее под пред­се­да­тель­ством Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на (в фор­ма­те ви­део­кон­фе­рен­ции) со­ве­ща­ние по ре­а­ли­за­ции про­грам­мы раз­ви­тия даль­не­во­сточ­ных го­ро­дов. Од­на­ко до­ста­точ­но про­хлад­ная ре­ак­ция пре­зи­ден­та на пред­ло­же­ние ру­ко­вод­ства Ма­га­дан­ской об­ла­сти о фе­де­раль­ном фи­нан­си­ро­ва­нии для раз­ви­тия рыб­но­го пор­та, ра­нее пе­ре­дан­но­го в ре­ги­о­наль­ную соб­ствен­ность, мо­жет быть сиг­на­лом о том, что в Крем­ле счи­та­ют недо­ста­точ­ным уро­вень кон­тро­ля за ре­а­ли­за­ци­ей зна­чи­мых про­ек­тов на Даль­нем Во­сто­ке. Это мо­жет стать фак­то­ром за­мет­ных пе­ре­ста­но­вок в ру­ко­вод­стве пол­пред­ства пре­зи­ден­та в ДФО в ап­ре­ле-мае 2024 года.

5. В ходе про­шед­ше­го в кон­це сен­тяб­ря 2023 года со­ве­ща­ния пре­зи­ден­та с чле­на­ми пра­ви­тель­ства, на ко­то­ром об­суж­да­лись меры по сдер­жи­ва­нию ро­ста цен на топ­ли­во, гла­ва го­су­дар­ства от­ме­тил, что за этой си­ту­а­ци­ей фе­де­раль­ные вла­сти сле­дят «вме­сте с субъ­ек­та­ми РФ». Не ис­клю­че­но предо­став­ле­ние гу­бер­на­то­рам до­пол­ни­тель­ных ин­стру­мен­тов для под­дер­жа­ния цен на топ­ли­во в воз­глав­ля­е­мых ими субъ­ек­тах на при­ем­ле­мом уровне — по край­ней мере в ре­ги­о­нах со зна­чи­тель­ной до­лей АПК в эко­но­ми­ке. Этот фак­тор мо­жет стать до­пол­ни­тель­ной ос­но­вой и для уси­ле­ния вли­я­ния Мин­сель­хоза на ре­ги­о­наль­ную по­ли­ти­ку фе­де­раль­но­го цен­тра.

2.От­но­ше­ния в эли­тах и ре­ги­о­наль­ные внут­ри­э­лит­ные кон­флик­ты

Наи­бо­лее зна­чи­мые кад­ро­вые пе­ре­ста­нов­ки ожи­да­е­мо кос­ну­лись ре­ги­о­нов, где в сен­тяб­ре 2023 года за­вер­ши­лись из­би­ра­тель­ные кам­па­нии. Осо­бое зна­че­ние для внут­ри­по­ли­ти­че­ской си­ту­а­ции в этих субъ­ек­тах по­лу­ча­ют пе­ре­ста­нов­ки в ру­ко­вод­стве зак­со­бра­ний. Мож­но вы­де­лить несколь­ко сце­на­ри­ев та­ких кад­ро­вых ро­та­ций.

1.Пе­ре­ход на пост гла­вы зак­со­бра­ния вли­я­тель­ной фи­гу­ры с фе­де­раль­ны­ми свя­зя­ми. Та­кой сце­на­рий ре­а­ли­зо­ван в Ха­ка­сии с из­бра­ни­ем на пост спи­ке­ра Вер­хов­но­го Со­ве­та рес­пуб­ли­ки Сер­гея Со­ко­ла.

Как ми­ни­мум до за­вер­ше­ния пре­зи­дент­ской кам­па­нии ве­ро­ят­ность от­кры­тых кон­флик­тов меж­ду ру­ко­вод­ством за­ко­но­да­тель­ной и ис­пол­ни­тель­ной вла­сти ре­ги­о­на оста­ет­ся от­но­си­тель­но невы­со­кой. Ра­бо­чая встре­ча сек­ре­та­ря Ген­со­ве­та пар­тии Ан­дрея Тур­ча­ка с гла­вой рес­пуб­ли­ки Ва­лен­ти­ном Ко­но­ва­ло­вым та­к­же мо­жет сви­де­тель­ство­вать о том, что в фе­де­раль­ном цен­тре на­стро­е­ны на ни­ве­ли­ро­ва­ние пуб­лич­ных кон­флик­тов в ре­ги­оне в бли­жай­шей пер­спек­ти­ве.

Од­на­ко инер­ция за­вер­шив­шей­ся пред­вы­бор­ной кам­па­нии мо­жет уси­лить неустой­чи­вость внут­ри­э­лит­ных ко­а­ли­ций в этом субъ­ек­те. Ско­рее все­го, так­ти­ка клю­че­вых иг­ро­ков ре­ги­о­на в пе­ри­од как ми­ни­мум до вес­ны 2024 года бу­дет свя­за­на со стрем­ле­ни­ем укре­пить внут­ри­э­лит­ную под­держ­ку на слу­чай но­вой эс­ка­ла­ции на­пря­жен­но­сти в рес­пуб­ли­ке. Ве­ро­ят­ность ак­ти­ви­за­ции внут­ри­э­лит­ных кон­флик­тов в ре­ги­оне мо­жет несколь­ко воз­рас­ти к кон­цу вес­ны-на­ча­лу лета 2024 года в пред­две­рии стар­та кам­па­нии по до­вы­бо­рам в Гос­ду­му по Ха­кас­ско­му од­но­ман­дат­но­му окру­гу № 35.

Прав­да, по во­про­су о клю­че­вом кан­ди­да­те по это­му окру­гу ве­ро­ят­ны и пред­ва­ри­тель­ные до­го­во­рен­но­сти меж­ду клю­че­вы­ми иг­ро­ка­ми ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ки. Та­к­же нель­зя ис­клю­чать ак­ти­ви­за­ции пуб­лич­ных кон­флик­тов в рес­пуб­ли­ке в зим­ний пе­ри­од 2024-2025 го­дов, ко­гда по­зи­ции ре­ги­о­наль­ных вла­стей мо­гут стать бо­лее уяз­ви­мы­ми на фоне тра­ди­ци­он­ных се­зон­ных про­блем это­го субъ­ек­та (пре­жде все­го в сфе­ре функ­ци­о­ни­ро­ва­ния ком­му­наль­ных си­стем).

2.Кад­ро­вая ро­ки­ров­ка, поз­во­ля­ю­щая огра­ни­чить вли­я­ние од­но­го из пред­ста­ви­те­лей «ста­рых» элит. При­мер — пе­ре­ход Вла­ди­ми­ра Ки­се­ле­ва, воз­глав­ляв­ше­го зак­со­бра­ние Вла­ди­мир­ской об­ла­сти с 2009 года, в Со­вет Фе­де­ра­ции с из­бра­ни­ем се­на­то­ра Оль­ги Хох­ло­вой на пост гла­вы ре­ги­о­наль­но­го пар­ла­мен­та.

Оль­га Хох­ло­ва — опыт­ный участ­ник ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ки (на­при­мер, еще в кон­це 1990-х воз­глав­ля­ла ре­ги­о­наль­ный ис­пол­ком пар­тии «Наш дом — Рос­сия»). При этом сме­на спи­ке­ра зак­со­бра­ния со­зда­ет воз­мож­но­сти для уси­ле­ния по­зи­ций дей­ству­ю­ще­го гу­бер­на­то­ра Алек­сандра Ав­де­е­ва внут­ри ре­ги­о­на. А ве­ро­ят­ное со­кра­ще­ние вли­я­ния Вла­ди­ми­ра Ки­се­ле­ва на об­ласт­ную по­ли­ти­ку по­сле пе­ре­хо­да в Со­вет Фе­де­ра­ции в даль­ней­шем мо­жет стать фак­то­ром из­ме­не­ния кон­фи­гу­ра­ции вли­я­ния и в сфе­ре ре­ги­о­наль­но­го биз­не­са (в том чис­ле, воз­мож­но, в строй­ком­плек­се).

3.Внут­ри­э­лит­ный ком­про­мисс, ко­то­рый мо­жет ока­зать вли­я­ние на со­от­но­ше­ние сил внут­ри ре­ги­о­на на­ка­нуне гу­бер­на­тор­ской кам­па­нии. В Ли­пец­кой об­ла­сти по­сле по­бе­ды преды­ду­ще­го спи­ке­ра об­ласт­но­го Со­ве­та на­род­ных де­пу­та­тов Дмит­рия Аве­ро­ва на до­вы­бо­рах в Гос­ду­му по окру­гу № 114 но­вым гла­вой ре­ги­о­наль­но­го пар­ла­мен­та стал 28-лет­ний Вла­ди­мир Се­ри­ков. Он вы­хо­дец из се­мьи, иг­ра­ю­щей до­ста­точ­но за­мет­ную роль в ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ке (его дед Вла­ди­мир Ар­хи­пен­ко был де­пу­та­том обл­со­ве­та несколь­ких со­зы­вов), ра­нее он за­ни­мал пост ген­ди­рек­то­ра АО «Энер­гия», од­но­го из ве­ду­щих на пост­со­вет­ском про­стран­стве про­из­во­ди­те­лей хи­ми­че­ских ис­точ­ни­ков тока.

Учи­ты­вая, что в сен­тяб­ре 2024 года в Ли­пец­кой об­ла­сти пред­сто­ит гу­бер­на­тор­ская кам­па­ния, за­да­чей для дей­ству­ю­ще­го гу­бер­на­то­ра Иго­ря Ар­та­мо­но­ва ста­но­вит­ся укреп­ле­ние ло­яль­ной ему внут­ри­э­лит­ной ко­а­ли­ции внут­ри ре­ги­о­на на слу­чай, если до это­го он не по­лу­чит на­зна­че­ния на фе­де­раль­ном уровне.

Вполне ве­ро­ят­на но­вая вол­на ин­фор­ма­ци­он­ных атак про­тив Иго­ря Ар­та­мо­но­ва в ок­тяб­ре-но­яб­ре 2023 года (ко­гда ожи­да­ет­ся бли­жай­шая вол­на гу­бер­на­тор­ских ро­та­ций), а та­к­же в ожи­да­нии но­вой вол­ны пе­ре­ста­но­вок в гу­бер­на­тор­ском кор­пу­се в ап­ре­ле-мае 2024 года, если до это­го Кремль не даст яв­ных сиг­на­лов о под­держ­ке его вы­дви­же­ния на но­вый срок. Это мо­жет под­толк­нуть гла­ву Ли­пец­кой об­ла­сти к бо­лее ак­тив­но­му сбли­же­нию с по­тен­ци­аль­ны­ми со­юз­ни­ка­ми внут­ри ре­ги­о­наль­ных элит.

Оче­ред­ная вол­на кад­ро­вых пе­ре­ста­но­вок за­тро­ну­ла и ис­пол­ни­тель­ную власть по­ст­вы­бор­ных ре­ги­о­нов, пре­жде все­го тех, где за­вер­ши­лись гу­бер­на­тор­ские кам­па­нии. Мож­но пред­по­ло­жить, что в тех субъ­ек­тах, где та­кие ро­та­ции про­шли в осто­рож­ном клю­че (на­при­мер, в Крас­но­яр­ском крае), но­вая вол­на пе­ре­ста­но­вок в ре­ги­о­наль­ном пра­ви­тель­стве мо­жет прой­ти по­сле пре­зи­дент­ской кам­па­нии, то есть ле­том-осе­нью 2024 года.

3.Про­гноз АПЭК. Ожи­да­е­мые трен­ды ок­тяб­ря-но­яб­ря 2023 года

1.В ок­тяб­ре тра­ди­ци­он­но ак­ту­а­ли­зи­ру­ют­ся ожи­да­ния, свя­зан­ные с про­ве­де­ни­ем ро­та­ций в гу­бер­на­тор­ском кор­пу­се. Это с вы­со­кой ве­ро­ят­но­стью при­ве­дет к ак­ти­ви­за­ции ин­фор­ма­ци­он­ных атак в от­но­ше­нии ре­ги­о­наль­ных ру­ко­во­ди­те­лей, по­зи­ции ко­то­рых счи­та­ют­ся наи­бо­лее уяз­ви­мы­ми. Воз­мож­но, если ро­та­ции в ок­тяб­ре не ста­нут мас­штаб­ны­ми, ин­тен­сив­ность нега­тив­ных ме­диа-кам­па­ний про­тив гу­бер­на­то­ров, от­став­ки ко­то­рых счи­та­лись ве­ро­ят­ны­ми, бу­дет до­ста­точ­но вы­со­кой вплоть до офи­ци­аль­но­го стар­та пре­зи­дент­ской кам­па­нии. Уро­вень рис­ка выше сред­не­го в этой сфе­ре по-преж­не­му со­хра­ня­ет­ся для гу­бер­на­то­ра Орен­бург­ской об­ла­сти Де­ни­са Пас­ле­ра, ру­ко­во­ди­те­ля За­бай­каль­ско­го края Алек­сандра Оси­по­ва, гла­вы Рес­пуб­ли­ки Ал­тай Оле­га Хо­ро­хор­ди­на, гу­бер­на­то­ра Кур­ган­ской об­ла­сти Ва­ди­ма Шум­ко­ва, а та­к­же гла­вы Рес­пуб­ли­ки Коми Вла­ди­ми­ра Уйбы. Тем не ме­нее до­ста­точ­но ве­ро­ят­ным оста­ет­ся сце­на­рий, при ко­то­ром часть пе­ре­ста­но­вок в гу­бер­на­тор­ском кор­пу­се мо­жет прой­ти уже в ап­ре­ле-мае 2024 года.

2.Ак­тив­ны­ми в ок­тяб­ре-но­яб­ре 2023 года мо­гут быть ан­ти­кор­руп­ци­он­ные рас­сле­до­ва­ния. При­чем — с уче­том но­вых эпи­де­мио­ло­ги­че­ских рис­ков, а та­к­же ве­ро­ят­ной роли раз­ви­тия со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры в по­вест­ке пре­зи­дент­ской кам­па­нии — не ис­клю­че­но, что ин­тен­сив­ность та­ких рас­сле­до­ва­ний в от­но­ше­нии ру­ко­вод­ства бюд­жет­ных учре­жде­ний и чи­нов­ни­ков, ку­ри­ру­ю­щих со­ци­аль­ную сфе­ру (в том чис­ле во­про­сы здра­во­охра­не­ния), мо­жет несколь­ко воз­рас­ти. Та­к­же ве­ро­ят­но даль­ней­шее раз­ви­тие трен­да на рас­сле­до­ва­ния в от­но­ше­нии ру­ко­во­ди­те­лей му­ни­ци­паль­но­го уров­ня, пре­жде все­го, в свя­зи с на­ру­ше­ни­я­ми в сфе­ре рас­пре­де­ле­ния зе­мель под за­строй­ку, ре­а­ли­за­ции ин­фра­струк­тур­ных про­ек­тов и го­род­ско­го бла­го­устрой­ства.

3.В ок­тяб­ре-но­яб­ре в ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­че­ской по­вест­ке тра­ди­ци­он­но про­ис­хо­дит се­зон­ная ак­ту­а­ли­за­ция тем, свя­зан­ных с со­сто­я­ни­ем ин­фра­струк­ту­ры ЖКХ и ра­бо­ты ком­му­наль­ных служб. До­пол­ни­тель­ным фак­то­ром, ко­то­рый бу­дет по­вы­шать вни­ма­ние фе­де­раль­ных СМИ к этим те­мам, мо­жет стать под­го­тов­ка к про­ве­де­нию вы­бо­ров в пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны ад­ми­ни­стра­тив­ных цен­тров в ряде про­тестных ре­ги­о­нов Си­би­ри, Се­ве­ра и Даль­не­го Во­сто­ка, для ко­то­рых та­кие про­бле­мы осо­бен­но ак­ту­аль­ны (сре­ди го­ро­дов с про­тестным по­тен­ци­а­лом — Чита, Ха­ба­ровск, Ир­кутск, Улан-Удэ, Мур­манск). Ве­ро­ят­но, на этом фоне уси­лит­ся пуб­лич­ное вни­ма­ние Крем­ля к об­нов­ле­нию ком­му­наль­ных се­тей (в ок­тяб­ре-де­каб­ре 2023 года не ис­клю­че­но про­ве­де­ние те­ма­ти­че­ских ме­ро­при­я­тий по это­му по­во­ду с уча­сти­ем пре­зи­ден­та или пре­мье­ра), а ре­ак­ция на недо­ра­бот­ки ре­ги­о­наль­ных чи­нов­ни­ков в этой сфе­ре в зим­ний пе­ри­од 2023-2024 го­лов ста­нет бо­лее жест­кой.

4. Од­ной из при­о­ри­тет­ных тем для Крем­ля по-преж­не­му оста­нет­ся пе­ре­за­груз­ка элит и под­го­тов­ка управ­лен­че­ских кад­ров, воз­мож­но, с анон­си­ро­ва­ни­ем но­вых про­ек­тов в этой сфе­ре. От­ме­тим ра­бо­чую встре­чу пре­зи­ден­та с рек­то­ром РАН­ХиГС Алек­се­ем Ко­мис­са­ро­вым, в ходе ко­то­рой об­суж­дал­ся во­прос о «воз­рож­де­нии тра­ди­ций Цар­ско­сель­ско­го ли­цея в Санкт-Пе­тер­бур­ге» имен­но в фор­ма­те учеб­но­го за­ве­де­ния. С уче­том это­го трен­да, в пред­две­рии и в пе­ри­од пре­зи­дент­ской кам­па­нии воз­мож­но бо­лее ин­тен­сив­ное об­суж­де­ние про­ек­тов по под­го­тов­ке управ­лен­че­ских кад­ров или по­ли­ти­че­ских ме­не­дже­ров для ре­ги­о­нов (в том чис­ле на пло­щад­ках «Еди­ной Рос­сии»). Не ис­клю­че­но, что часть та­ких про­ек­тов бу­дут ре­а­ли­зо­ва­ны на базе учеб­ных цен­тров и об­ра­зо­ва­тель­ных пло­ща­док за пре­де­ла­ми Моск­вы и Санкт-Пе­тер­бур­га.

5.В ожи­да­нии воз­мож­ных кор­рек­ти­ро­вок стра­те­гии ре­а­ли­за­ции ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ки важ­ной те­мой дис­кус­сий с уча­сти­ем гу­бер­на­то­ров, воз­глав­ля­ю­щих наи­бо­лее эко­но­ми­че­ски зна­чи­мые субъ­ек­ты, мо­жет стать об­суж­де­ние пер­спек­тив при­ме­не­ния ин­стру­мен­тов под­держ­ки ре­ги­о­нов фе­де­раль­ным цен­тром в 2024-2030 го­дах. Од­ним из при­ме­ров яв­ля­ет­ся пред­став­лен­ное на Мос­ков­ском фи­нан­со­вом фо­ру­ме пред­ло­же­ние гу­бер­на­то­ра Че­ля­бин­ской об­ла­сти Алек­сея Тексле­ра о необ­хо­ди­мо­сти про­дле­ния про­грам­мы ин­фра­струк­тур­ных бюд­жет­ных кре­ди­тов до 2030 года. Уже в ок­тяб­ре-де­каб­ре 2023 года ве­ро­ят­но вы­дви­же­ние се­рии по­доб­ных ини­ци­а­тив от дру­гих глав эко­но­ми­че­ски зна­чи­мых субъ­ек­тов — в том чис­ле, на­при­мер, Сер­ге­ем Со­бя­ни­ным, ко­то­рый в преды­ду­щие ме­ся­цы уже за­тра­ги­вал во­про­сы об ин­стру­мен­тах под­держ­ки ин­ду­стри­аль­ных и транс­порт­ных про­ек­тов в ре­ги­о­нах на ме­ро­при­я­ти­ях с уча­сти­ем пре­зи­ден­та. Воз­мож­но, до­пол­ни­тель­ным по­во­дом для это­го ста­нет об­суж­де­ние про­ек­та фе­де­раль­но­го бюд­же­та на 2024 и пла­но­вый пе­ри­од 2025 и 2026 го­дов.

4.Рей­тинг вли­я­ния глав субъ­ек­тов РФ

Ин­фра­струк­тур­ные и ин­ве­сти­ци­он­ные про­ек­ты, раз­ви­тие ту­ри­сти­че­ско­го по­тен­ци­а­ла ре­ги­о­нов, а та­к­же про­тестные кам­па­нии (в том чис­ле по эко­ло­ги­че­ской те­ма­ти­ке) вхо­дят в чис­ло фак­то­ров, по­вли­яв­ших на по­зи­ции фи­гу­ран­тов рей­тин­га в сен­тяб­ре.

По­сле ви­зи­та Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на в Ни­же­го­род­скую об­ласть укреп­ля­ют­ся по­зи­ции гу­бер­на­то­ра ре­ги­о­на Гле­ба Ни­ки­ти­на (с 13-го на 12-е ме­сто). В груп­пу с очень силь­ным вли­я­ни­ем пе­ре­хо­дит гу­бер­на­тор Мур­ман­ской об­ла­сти Ан­дрей Чи­бис (с 22-го на 18-е ме­сто) — по­сле со­сто­яв­ше­го­ся под ру­ко­вод­ством гла­вы го­су­дар­ства со­ве­ща­ния по во­про­су ре­а­ли­за­ции про­ек­та «Мур­ман­ский СПГ». Про­ве­де­ние под пред­се­да­тель­ством пре­зи­ден­та со­ве­ща­ния по раз­ви­тию Смо­лен­ской об­ла­сти ста­но­вит­ся по­зи­тив­ным для гла­вы ре­ги­о­на Ва­си­лия Ано­хи­на (с 66-го на 63-е ме­сто). По­сле встре­чи с пре­зи­ден­том, в ходе ко­то­рой об­суж­да­лись пла­ны со­зда­ния в Мор­до­вии осо­бой эко­но­ми­че­ской зоны «Си­сте­ма», пе­ре­хо­дит в груп­пу с силь­ным вли­я­ни­ем гла­ва рес­пуб­ли­ки Ар­тем Зду­нов (с 58-го на 44-е ме­сто).

Про­ве­де­ние со­ве­ща­ния по во­про­сам раз­ви­тия ту­рист­ско-ре­кре­а­ци­он­но­го ком­плек­са «Ма­ми­сон» под пред­се­да­тель­ством вице-пре­мье­ра Алек­сандра Но­ва­ка спо­соб­ству­ет укреп­ле­нию по­зи­ций гла­вы Се­вер­ной Осе­тии Сер­гея Ме­няй­ло (с 29-го на 26-е ме­сто). По­сле ра­бо­чей встре­чи с Но­ва­ком укреп­ля­ют­ся и по­зи­ции гла­вы Рес­пуб­ли­ки Тува Вла­ди­сла­ва Хо­ва­лы­га (с 85-го на 83-е ме­сто). Уси­ли­ва­ет­ся вли­я­ние гла­вы Ады­геи Му­ра­та Кум­пи­ло­ва (с 61-го на 59-е ме­сто) – ве­ро­ят­но, по­сле вы­хо­да рес­пуб­ли­ки на тре­тье ме­сто по ито­гам Все­рос­сий­ско­го рей­тин­га по ре­а­ли­за­ции ре­ги­о­наль­но­го про­ек­та «Фор­ми­ро­ва­ние ком­форт­ной го­род­ской сре­ды» нац­про­ек­та «Жи­лье и го­род­ская сре­да».

Под­го­тов­ка ин­вест­про­ек­тов по со­зда­нию мно­го­функ­ци­о­наль­но­го спор­тив­но­го ком­плек­са и ту­ри­сти­че­ско­го ком­плек­са круг­ло­го­дич­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния в Са­мар­ской об­ла­сти с об­щим объ­е­мом ин­ве­сти­ций око­ло 8 млрд. руб­лей при­но­сит до­пол­ни­тель­ные по­ли­ти­че­ские воз­мож­но­сти гу­бер­на­то­ру ре­ги­о­на Дмит­рию Аза­ро­ву (с 6-го на 5-е ме­сто). На фоне об­суж­де­ния но­вых ин­вест­про­ек­тов в осо­бой эко­но­ми­че­ской зоне «Алга» пе­ре­хо­дит в груп­пу с очень силь­ным вли­я­ни­ем гла­ва Баш­ки­рии Ра­дий Ха­би­ров (с 23-го на 20-е ме­сто). За­пуск дви­же­ния транс­пор­та по мо­сту че­рез Ни­коль­ское устье Се­вер­ной Дви­ны, а та­к­же ра­бо­чая встре­ча с вице-пре­мье­ром Дмит­ри­ем Чер­ны­шен­ко, на ко­то­рой об­суж­да­лось стро­и­тель­ство ту­ри­сти­че­ской и спор­тив­ной ин­фра­струк­ту­ры ре­ги­о­на, уси­ли­ва­ют вли­я­ние гу­бер­на­то­ра Ар­хан­гель­ской об­ла­сти Алек­сандра Цы­буль­ско­го (с 42-го на 35-е ме­сто).

Вос­хо­дя­щий тренд за­тра­ги­ва­ет по­зи­ции ру­ко­во­ди­те­лей но­вых ре­ги­о­нов. Укреп­ля­ют­ся по­зи­ции гу­бер­на­то­ра За­по­рож­ской об­ла­сти Ев­ге­ния Ба­лиц­ко­го (с 30-го на 27-е ме­сто) — вла­сти субъ­ек­та на­пра­ви­ли в пра­ви­тель­ство пред­ло­же­ния по вос­ста­нов­ле­нию 20 объ­ек­тов ту­рист­ской ин­фра­струк­ту­ры ре­ги­о­на. По­зи­тив­ным для гу­бер­на­то­ра Хер­сон­ской об­ла­сти Вла­ди­ми­ра Саль­до (с 39-го на 33-е ме­сто) ста­но­вит­ся за­яв­ле­ние пер­во­го за­мгла­вы Ад­ми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та Сер­гея Ки­ри­ен­ко о до­стиг­ну­том в ре­зуль­та­те про­ве­ден­ных за по­след­нее вре­мя ра­бот вы­со­ком ка­че­стве до­рог в ре­ги­оне, а та­к­же о необ­хо­ди­мо­сти «мак­си­маль­но раз­вить ин­фра­струк­ту­ру Ге­ни­чес­ка, Ска­дов­ска, всей ле­во­бе­реж­ной ча­сти» это­го субъ­ек­та.

Те­ря­ет по­зи­ции в рей­тин­ге гла­ва Чу­ва­шии Олег Ни­ко­ла­ев (с 47-го на 52-е ме­сто, по­ки­да­ет груп­пу с силь­ным вли­я­ни­ем)— на фоне вы­нуж­ден­ной от­став­ки ре­ги­о­наль­но­го ми­ни­стра транс­пор­та, свя­зан­но­го со стро­и­тель­ным лоб­би, и вол­ны нега­тив­ной ре­ак­ции в соц­се­тях на его за­яв­ле­ние о ро­сте сред­ней зар­пла­ты в ре­ги­оне. По­ки­да­ет груп­пу с силь­ным вли­я­ни­ем и гу­бер­на­тор Ир­кут­ской об­ла­сти Игорь Коб­зев (с 46-го на 51-е ме­сто) – оче­вид­но, на фоне пре­тен­зий си­ло­ви­ков к мэру Ту­лу­на по по­во­ду вос­ста­но­ви­тель­ных ра­бот. На фоне об­ра­ще­ния Ген­про­ку­ра­ту­ры в кас­са­ци­он­ную ин­стан­цию с це­лью оспо­рить ре­ше­ние Мосгор­су­да, от­ме­нив­ше­го пе­ре­да­чу го­су­дар­ству 34 са­на­то­ри­ев в рай­оне Кав­каз­ских Ми­не­раль­ных Вод, те­ря­ет по­зи­ции гу­бер­на­тор Став­ро­поль­ско­го края Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ров (с 74-го на 78-е ме­сто).

Со­хра­ня­ю­щий­ся нега­тив­ный ре­зо­нанс по по­во­ду му­сор­но­го по­ли­го­на око­ло ста­ни­цы Пол­тав­ской Крас­но­дар­ско­го края, а та­к­же ак­ция про­те­ста про­тив со­зда­ния ана­ло­гич­но­го объ­ек­та ря­дом с бар­ха­ном Са­ры­кум в Да­ге­стане ста­но­вят­ся фак­то­ра­ми ослаб­ле­ния по­зи­ций глав со­от­вет­ству­ю­щих ре­ги­о­нов: Ве­ни­а­ми­на Кон­дра­тье­ва (с 27-го на 39-е ме­сто) и Сер­гея Ме­ли­ко­ва (с 34-го на 36-е ме­сто). На фоне про­блем с во­до­снаб­же­ни­ем в Пер­во­ураль­ске те­ря­ет по­ли­ти­че­ские очки гу­бер­на­тор Сверд­лов­ской об­ла­сти Ев­ге­ний Куй­ва­шев (с 28-го на 38-е ме­сто).

Нис­хо­дя­щий тренд за­тра­ги­ва­ет по­зи­ции ряда гу­бер­на­то­ров Даль­не­во­сточ­но­го фе­де­раль­но­го окру­га. На фоне пуб­ли­ка­ций ряда фе­де­раль­ных ме­диа о жа­ло­бах по­стра­дав­ших от на­вод­не­ния вла­дель­цев част­ных до­мов в Спас­ске-Даль­нем (При­мор­ский край) по по­во­ду от­ка­за в вы­пла­те ком­пен­са­ций за по­вре­жден­ное иму­ще­ство или недо­ста­точ­но­го, по их мне­нию, раз­ме­ра та­ких вы­плат по­ки­да­ет груп­пу с очень силь­ным вли­я­ни­ем гу­бер­на­тор При­мор­ско­го края Олег Ко­же­мя­ко (с 19-го на 21-е ме­сто). На фоне фе­де­раль­но­го скан­да­ла во­круг сня­то­го в Яку­тии филь­ма «Айта» груп­пу с очень силь­ным вли­я­ни­ем по­ки­да­ет гла­ва рес­пуб­ли­ки Ай­сен Ни­ко­ла­ев (с 18-го на 23-е ме­сто). По­сле за­ме­ча­ния Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на на со­ве­ща­нии по ре­а­ли­за­ции про­грам­мы раз­ви­тия даль­не­во­сточ­ных го­ро­дов о том, что ру­ко­вод­ство Ма­га­дан­ской об­ла­сти сна­ча­ла само до­би­ва­лось пе­ре­да­чи рыб­но­го пор­та в ре­ги­о­наль­ную соб­ствен­ность, а по­том по­ста­ви­ло во­прос о его фе­де­раль­ном фи­нан­си­ро­ва­нии, по­ки­да­ет груп­пу с силь­ным вли­я­ни­ем гла­ва это­го субъ­ек­та Сер­гей Но­сов (с 50-го на 56-е ме­сто).

Гла­ва субъ­ек­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции Ме­сто в рей­тин­ге Ме­сто в рей­тин­ге в ав­гу­сте Сред­ний балл

Очень силь­ное вли­я­ние

Со­бя­нин Сер­гей Се­мё­но­вич
Мэр го­ро­да Москва
1
1

9,81

Ка­ды­ров Рам­зан Ах­ма­то­вич
Гла­ва Че­чен­ской Рес­пуб­ли­ки
2
2

8,15

Бег­лов Алек­сандр Дмит­ри­е­вич
Гу­бер­на­тор го­ро­да Санкт – Пе­тер­бург
3

3

7,44

Мин­ни­ха­нов Ру­стам Нур­га­ли­е­вич
Пре­зи­дент Рес­пуб­ли­ки Та­тар­стан
4

4

7,37

Аза­ров Дмит­рий Иго­ре­вич
Гу­бер­на­тор Са­мар­ской об­ла­сти
5

6

7,36

Дю­мин Алек­сей Ген­на­дье­вич
Гу­бер­на­тор Туль­ской об­ла­сти
6

5

7,16

Моор Алек­сандр Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Тю­мен­ской об­ла­сти
7

7

6,81

Во­ро­бьев Ан­дрей Юрье­вич
Гу­бер­на­тор Мос­ков­ской об­ла­сти
8

8

6,74

Ни­ки­тин Ан­дрей Сер­ге­е­вич
Гу­бер­на­тор Нов­го­род­ской об­ла­сти
9

9

6,73

Дроз­ден­ко Алек­сандр Юрье­вич
Гу­бер­на­тор Ле­нин­град­ской об­ла­сти
10

10

6,70

Ар­тю­хов Дмит­рий Ан­дре­евич
Гу­бер­на­тор Яма­ло – Ненец­ко­го АО
11

11

6,64

Ни­ки­тин Глеб Сер­ге­е­вич
Гу­бер­на­тор Ни­же­го­род­ской об­ла­сти
12

13

6,56

Текслер Алек­сей Лео­ни­до­вич
Гу­бер­на­тор Че­ля­бин­ской об­ла­сти
13

12

6,50

Али­ха­нов Ан­тон Ан­дре­евич
Гу­бер­на­тор Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти
14

15

6,47

Ак­сё­нов Сер­гей Ва­ле­рье­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Крым
15

14

6,45

Глад­ков Вя­че­слав Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Бел­го­род­ской об­ла­сти
16

17

6,44

Пу­ши­лин Де­нис Вла­ди­ми­ро­вич
Гла­ва До­нец­кой На­род­ной Рес­пуб­ли­ки
17

16

6,43

Чи­бис Ан­дрей Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Мур­ман­ской об­ла­сти
18

22

6,40

Ци­ви­лёв Сер­гей Ев­ге­нье­вич
Гу­бер­на­тор Ке­ме­ров­ской об­ла­сти
19

20

6,37

Ха­би­ров Ра­дий Фа­ри­то­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Баш­кор­то­стан
20

23

6,35

Силь­ное вли­я­ние

Ко­же­мя­ко Олег Ни­ко­ла­е­вич
Гу­бер­на­тор При­мор­ско­го края
21

19

6,34
Па­сеч­ник Лео­нид Ива­но­вич
Гла­ва Лу­ган­ской На­род­ной Рес­пуб­ли­ки
22

21

6,33
Ни­ко­ла­ев Ай­сен Сер­ге­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Саха (Яку­тия)
23

18

6,28
Ста­ро­войт Ро­ман Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Кур­ской об­ла­сти
24

26

6,26
Бре­ча­лов Алек­сандр Вла­ди­ми­ро­вич
Гла­ва Уд­мурт­ской рес­пуб­ли­ки
25

24

6,25
Ме­няй­ло Сер­гей Ива­но­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Се­вер­ная Осе­тия – Ала­ния
26

29

6,22
Ба­лиц­кий Ев­ге­ний Ви­та­лье­вич
Гу­бер­на­тор За­по­рож­ской об­ла­сти
27

30

6,21
Шап­ша Вла­ди­слав Ва­ле­рье­вич
Гу­бер­на­тор Ка­луж­ской об­ла­сти
28

25

6,20
Раз­во­жа­ев Ми­ха­ил Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор го­ро­да Се­ва­сто­по­ля
29

32

6,19
Трав­ни­ков Ан­дрей Алек­сан­дро­вич
Гу­бер­на­тор Но­во­си­бир­ской об­ла­сти
30

37

6,17
Бо­го­маз Алек­сандр Ва­си­лье­вич
Гу­бер­на­тор Брян­ской об­ла­сти
31

36

6,14
Ру­де­ня Игорь Ми­хай­ло­вич
Гу­бер­на­тор Твер­ской об­ла­сти
32

31

6,12
Саль­до Вла­ди­мир Ва­си­лье­вич
Гу­бер­на­тор Хер­сон­ской об­ла­сти
33

39

6,11
Вос­кре­сен­ский Ста­ни­слав Сер­ге­е­вич
Гу­бер­на­тор Ива­нов­ской об­ла­сти
34

33

6,10
Цы­буль­ский Алек­сандр Ви­та­лье­вич
Гу­бер­на­тор Ар­хан­гель­ской об­ла­сти
35

42

6,08
Ме­ли­ков Сер­гей Али­мо­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Да­ге­стан
36

34

6,05
Го­лу­бев Ва­си­лий Юрье­вич
Гу­бер­на­тор Ро­стов­ской об­ла­сти
37

38

6,04
Куй­ва­шев Ев­ге­ний Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Сверд­лов­ской об­ла­сти
38

28

6,02
Кон­дра­тьев Ве­ни­а­мин Ива­но­вич
Гла­ва ад­ми­ни­стра­ции (гу­бер­на­тор) Крас­но­дар­ско­го края
39

27

6,01
Ко­ма­ро­ва На­та­лья Вла­ди­ми­ров­на
Гу­бер­на­тор Хан­ты – Ман­сий­ско­го АО – Югра

40

40

5,97
Ко­тю­ков Ми­ха­ил Ми­хай­ло­вич
Гу­бер­на­тор Крас­но­яр­ско­го края
41

53

5,95
Мал­ков Па­вел Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Ря­зан­ской об­ла­сти
42

41

5,93
Мель­ни­чен­ко Олег Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Пен­зен­ской об­ла­сти
43

35

5,92
Зду­нов Ар­тём Алек­се­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Мор­до­вия
44

58

5,91
Бу­сар­гин Ро­ман Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Са­ра­тов­ской об­ла­сти
45

45

5,90
Хо­цен­ко Ви­та­лий Пав­ло­вич
Гу­бер­на­тор Ом­ской об­ла­сти
46

52

5,89
Евра­ев Ми­ха­ил Яко­вле­вич
Гу­бер­на­тор Яро­слав­ской об­ла­сти
47

48

5,88
Ве­дер­ни­ков Ми­ха­ил Юрье­вич
Гу­бер­на­тор Псков­ской об­ла­сти
48

49

5,86
Ли­ма­рен­ко Ва­ле­рий Иго­ре­вич
Гу­бер­на­тор Са­ха­лин­ской об­ла­сти
49

44

5,84
Ма­хо­нин Дмит­рий Ни­ко­ла­е­вич
Гу­бер­на­тор Перм­ско­го края
50

43

5,82

Сред­нее вли­я­ние

Коб­зев Игорь Ива­но­вич
Гу­бер­на­тор Ир­кут­ской об­ла­сти
51

46

5,79
Ни­ко­ла­ев Олег Алек­се­е­вич
Гла­ва Чу­ваш­ской Рес­пуб­ли­ки
52

47

5,78
Бо­ча­ров Ан­дрей Ива­но­вич
Гу­бер­на­тор Вол­го­град­ской об­ла­сти
53

56

5,76
Гу­сев Алек­сандр Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Во­ро­неж­ской об­ла­сти
54

51

5,75
Пар­фен­чи­ков Ар­тур Оле­го­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ка­ре­лия
55

54

5,73
Но­сов Сер­гей Кон­стан­ти­но­вич
Гу­бер­на­тор Ма­га­дан­ской об­ла­сти
56

50

5,72
Те­м­ре­зов Ра­шид Бор­и­спи­е­вич
Гла­ва Ка­ра­чае­во – Чер­кес­ской Рес­пуб­ли­ки
57

77

5,70
Шум­ков Ва­дим Ми­хай­ло­вич
Гу­бер­на­тор Кур­ган­ской об­ла­сти
58

64

5,68
Кум­пи­лов Му­рат Ка­раль­би­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ады­гея
59

61

5,66
Куз­не­цов Вла­ди­слав Га­ри­е­вич
Гу­бер­на­тор Чу­кот­ско­го АО
60

62

5,65
Дег­тярёв Ми­ха­ил Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Ха­ба­ров­ско­го края
61

60

5,64
Со­ко­лов Алек­сандр Ва­лен­ти­но­вич
Гу­бер­на­тор Ки­ров­ской об­ла­сти
62

57

5,62
Ано­хин Ва­си­лий Ни­ко­ла­е­вич
Гу­бер­на­тор Смо­лен­ской об­ла­сти
63

66

5,61
Клыч­ков Ан­дрей Ев­ге­нье­вич
Гу­бер­на­тор Ор­лов­ской об­ла­сти
64

68

5,58
Кув­шин­ни­ков Олег Алек­сан­дро­вич
Гу­бер­на­тор Во­ло­год­ской об­ла­сти
65

63

5,57
Ка­ли­ма­тов Ма­хмуд – Али Мак­ша­ри­по­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ин­гу­ше­тия
66

55

5,55
Ко­ков Каз­бек Ва­ле­рье­вич
Гла­ва Ка­бар­ди­но – Бал­кар­ской Рес­пуб­ли­ки
67

59

5,54
То­мен­ко Вик­тор Пет­ро­вич
Гу­бер­на­тор Ал­тай­ско­го края
68

65

5,52
Ма­зур Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Том­ской об­ла­сти
69

73

5,50
Пас­лер Де­нис Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Орен­бург­ской об­ла­сти
70

67

5,49
Без­дуд­ный Юрий Ва­си­лье­вич
Гу­бер­на­тор Ненец­ко­го ав­то­ном­но­го окру­га
71

79

5,48
Ар­та­мо­нов Игорь Ге­ор­ги­е­вич
Гла­ва ад­ми­ни­стра­ции Ли­пец­кой об­ла­сти
72

69

5,46
Его­ров Мак­сим Бо­ри­со­вич
Гла­ва ад­ми­ни­стра­ции Там­бов­ской об­ла­сти
73

70

5,45
Ав­де­ев Алек­сандр Алек­сан­дро­вич
Гу­бер­на­тор Вла­ди­мир­ской об­ла­сти
74

72

5,43
Ко­но­ва­лов Ва­лен­тин Оле­го­вич
Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ства Рес­пуб­ли­ки Ха­ка­сия
75

71

5,42
Хо­ро­хор­дин Олег Лео­ни­до­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ал­тай
76

76

5,40
Сит­ни­ков Сер­гей Кон­стан­ти­но­вич
Гу­бер­на­тор Ко­стром­ской об­ла­сти
77

78

5,38
Вла­ди­ми­ров Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Став­ро­поль­ско­го края
78

74

5,36
Рус­ских Алек­сей Юрье­вич
Гу­бер­на­тор Улья­нов­ской об­ла­сти
79

75

5,35
Ха­си­ков Бату Сер­ге­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Кал­мы­кия
80

80

5,34
Ба­буш­кин Игорь Юрье­вич
Гу­бер­на­тор Аст­ра­хан­ской об­ла­сти
81

81

5,32
Ор­лов Ва­си­лий Алек­сан­дро­вич
Гу­бер­на­тор Амур­ской об­ла­сти
82

82

5,31
Хо­ва­лыг Вла­ди­слав То­ва­ри­щтай­о­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Тыва
83

85

5,30
Оси­пов Алек­сандр Ми­хай­ло­вич
Гу­бер­на­тор За­бай­каль­ско­го края
84

83

5,28
Зай­цев Юрий Вик­то­ро­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ма­рий Эл
85

84

5,27
Цы­де­нов Алек­сей Сам­бу­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Бу­ря­тия
86

86

5,25
Со­ло­дов Вла­ди­мир Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Кам­чат­ско­го края
87

87

5,24
Уйба Вла­ди­мир Вик­то­ро­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Коми
88

88

5,20
Гольд­штейн Ро­сти­слав Эрн­сто­вич
Гу­бер­на­тор Ев­рей­ской ав­то­ном­ной об­ла­сти
89

89

4,94

Ме­то­ди­ка ис­сле­до­ва­ния АПЭК

Экс­перт­ный опрос, на ре­зуль­та­тах ко­то­ро­го ос­но­ван рей­тинг наи­бо­лее вли­я­тель­ных гу­бер­на­то­ров в Рос­сии, про­во­дит­ся ме­то­дом за­кры­то­го ан­ке­ти­ро­ва­ния. В нем при­ни­ма­ют уча­стие 26 экс­пер­тов: по­ли­то­ло­ги, по­лит­тех­но­ло­ги, ме­ди­а­экс­пер­ты, жур­на­ли­сты.

Как бы Вы оце­ни­ли по шка­ле от 1 до 10 вли­я­ние на фе­де­раль­ном уровне (в Ад­ми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та РФ, Пра­ви­тель­стве РФ, Фе­де­раль­ном со­бра­нии РФ, пар­тий­ной и биз­нес-эли­те) сле­ду­ю­щих глав ре­ги­о­нов?

Сна­ча­ла каж­дый из экс­пер­тов оце­ни­ва­ет вли­я­ние каж­до­го из кан­ди­да­тов, пред­став­лен­ных в ан­ке­те, а за­тем опре­де­ля­ют­ся сред­ние ариф­ме­ти­че­ские зна­че­ния экс­перт­ных оце­нок (сред­ние бал­лы).

Ито­го­вый рей­тинг пред­став­ля­ет со­бой кон­со­ли­ди­ро­ван­ную оцен­ку вли­я­ния всех глав ре­ги­о­нов Рос­сии ли­де­ра­ми рос­сий­ско­го экс­перт­но­го со­об­ще­ства. Пер­со­на­лии, во­шед­шие в рей­тинг по ре­зуль­та­там опро­са, рас­пре­де­ля­ют­ся по раз­де­лам «очень силь­ное вли­я­ние» (1-20), «силь­ное вли­я­ние» (21-50), «сред­нее вли­я­ние» (51-85).

Спи­сок экс­пер­тов

Арь­ков Ви­та­лий (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Ниж­ние По­вол­жье и Се­вер­ный Кав­каз), Га­вы­че­ва Алек­сандра (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций), Ге­ре­ев Рус­лан (Центр ис­лам­ских ис­сле­до­ва­ний СКФО), Гра­щен­ков Илья (Центр раз­ви­тия ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ки), Гром­ский Алек­сей (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Нов­го­род­ская об­ласть), Жа­ри­хин Вла­ди­мир (Ин­сти­тут стран СНГ), Жу­равлев Дмит­рий (Ин­сти­тут ре­ги­о­наль­ных про­блем), Зу­ба­нов Сер­гей (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Яма­ло-Ненец­ком ав­то­ном­ный округ), Ива­нов Ви­та­лий (Фонд раз­ви­тия граж­дан­ско­го об­ще­ства), Ко­ва­лен­ко Ар­тём (жур­нал «Экс­перт-Урал»), Куз­не­цов Глеб (Экс­перт­ный ин­сти­тут со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний), Лав­ров Ан­дрей (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Че­ля­бин­ская об­ласть), Львов Сте­пан (ВЦИ­ОМ), Мин­че­ва Ма­рия (кон­сал­тин­го­вое агент­ство «Го­род»), Ми­хе­ев Сер­гей (по­ли­то­лог), Му­ха­ме­тов Рус­лан (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Сверд­лов­ская об­ласть), Ней­ж­ма­ков Ми­ха­ил (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций), Ор­лов Дмит­рий (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций), Под­ко­па­е­ва Еле­на (пор­тал «Ре­ги­о­наль­ные ком­мен­та­рии»), Трес­кин Ва­дим (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Ар­хан­гель­ская об­ласть), Ту­ров­ский Ро­сти­слав (Центр по­ли­ти­че­ских тех­но­ло­гий), Ха­нас Петр (Даль­не­во­сточ­ный кон­сал­тин­го­вый центр), Цы­ган­ков Ана­то­лий (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Рес­пуб­ли­ка Ка­ре­лия), Ше­шу­ко­ва Га­ли­на (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Орен­бург­ская об­ласть).

АПЭК, 2023 г.

Ссылка


Возврат к списку