у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов - о возможной коррекции политики федеральной и региональной власти после беспорядков в Дагестане

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов - о возможной коррекции политики федеральной и региональной власти после беспорядков в Дагестане 03.11.2023

1.Беспорядки в аэропорту Махачкалы могут заставить Кремль детальнее отслеживать ситуацию в тех регионах, где присутствует потенциал конфликтов не только на межнациональной и межрелигиозной почве, но и по более широкому кругу тем. Характерно, что в Дагестане также была достаточно высокой на общероссийском фоне интенсивность локальных акций протеста по поводу инфраструктурных и экологических проблем. «Дагестанский кейс» ставит вопрос о повышении эффективности взаимодействия между региональными властями и силовыми структурами, а стратегически — о выявлении и результативной работе с властями локальных лидеров общественного мнения, способных играть стабилизирующую роль в случае всплесков протестной активности и участвовать в формировании конструктивной повестки.

2.Федеральная власть предвидела риски, связанные с возможными попытками провоцирования напряженности в регионах. Так, о задачах для Генпрокуратуры по реагированию «на попытки дестабилизации общественно-политической обстановки» Владимир Путин напоминал, например, еще на расширенном заседании коллегии ведомства в марте. В контексте работы с социальной проблематикой эта тема подробнее поднималась на встрече президента с Игорем Красновым в сентябре 2023 года. Однако власти российских регионов не всегда оперативно реагировали на проявления протестных настроений в зоне своей ответственности, что требовало вмешательства федеральных, в том числе силовых структур. В том же Дагестане после июльского митинга в Избербаше в связи с проблемами по водоснабжению города последовало поручение главы СКР Александра Бастрыкина республиканским подразделениям ведомства доложить о мерах по восстановлению прав граждан. В контексте недавних событий федеральный центр, вероятно, потребует от региональных внутриполитических блоков усилить акцент не только на предвыборную работу, но и на раннее выявление протестной активности. Это может сказаться и на подходе к отбору кадров на посты кураторов этого направления на уровне субъектов, в том числе более частому переходу на такие посты выходцев из силовых структур.

3. Важный аспект - повышение эффективности взаимодействия между губернаторами и силовиками на местах, что, в свою очередь, будет укреплять влияние заместителей глав регионов по вопросам безопасности, значение которых и так выросло в условиях СВО. На этом направлении может возрасти востребованность кадров с опытом работы в зоне проведения спецоперации и прилегающих регионах.

4.Об ответственности лидеров общественного мнения и институтов гражданского общества по решению стратегических задач Владимир Путин напомнил, например, в ходе встречи с представителями религиозных объединений в октябре. В конце 2023 - 2024 году вероятна активизация работы Кремля с федеральными проектами по выявлению таких кадров. Скорее всего, возрастет и роль «Единой России» как одного из ключевых институтов по работе с локальными лидерами общественного мнения. Не исключено, что под ее эгидой появятся новые инициативы в сфере такой работы — как на базе ее Высшей партийной школы в период пандемии был создан спецкурс для медработников, намеренных активнее участвовать в политике и общественной активности.

5.Мэр Махачкалы Юсуп Умавов подтвердил, что возрастная категория вовлеченных в недавние беспорядки - 20-25 лет. На федеральном уровне эти события дополнительно усилят и так ожидаемый на фоне президентской кампании-2024 и подготовки к Всемирному фестивалю молодежи, который будет принимать Россия, акцент на проведении активной молодежной политики. В ближайшие месяцы вероятно как анонсирование новых проектов, ориентированных на молодежь из экономически проблемных субъектов, так и рост внимания к уже подтвердившим эффективность региональным практикам в этой сфере. Это может способствовать укреплению влияния как Росмолодежи, так и комиссии Госсовета по молодежной политике.

Ссылка

Возврат к списку