у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Инфраструктурная политика: достижения новой России и вызовы будущего

Инфраструктурная политика: достижения новой России и вызовы будущего 23.11.2023

Вла­ди­мир Пу­тин тра­ди­ци­он­но ак­цен­ти­ру­ет вни­ма­ние на необ­хо­ди­мо­сти со­пря­же­ния раз­ных на­прав­ле­ний ин­фра­струк­тур­но­го раз­ви­тия. На­при­мер, в ходе тор­же­ствен­ной це­ре­мо­нии от­кры­тия ин­фра­струк­тур­ных объ­ек­тов в ре­ги­о­нах 15 июня 2023 года пре­зи­дент от­ме­тил, что «мас­штаб­ные транс­порт­ные про­ек­ты дают тол­чок ком­плекс­но­му раз­ви­тию тер­ри­то­рий, го­ро­дов и по­сел­ков, слу­жат сти­му­лом для жи­лищ­но­го и ин­фра­струк­тур­но­го стро­и­тель­ства в ре­ги­о­нах».

Кро­ме оче­вид­но­го эф­фек­та для раз­ви­тия строй­ком­плек­са (как от­ме­тил в ап­ре­ле 2023 года вице-пре­мьер Ма­рат Хус­нул­лин, «в це­лом рост по объ­е­му стро­и­тель­ных ра­бот за по­след­ние три года со­ста­вил по­чти 15%», несмот­ря на фак­тор пан­де­мии и санк­ци­он­но­го дав­ле­ния), а зна­чит, со­зда­ния но­вых ра­бо­чих мест в этой сфе­ре, ин­фра­струк­тур­ное стро­и­тель­ство ре­ша­ет и це­лый ряд стра­те­ги­че­ских за­дач.

1.Оче­вид­но, что раз­ви­тие сети ав­то­мо­биль­ных и же­лез­ных до­рог, ин­фра­струк­ту­ры для мор­ско­го и воз­душ­но­го транс­пор­та в зоне при­тя­же­ния транс­порт­ных ко­ри­до­ров меж­ду­на­род­но­го зна­че­ния (в том чис­ле «Ев­ро­па-За­пад­ный Ки­тай», «Се­вер-Юг», «Се­вер­но­го мор­ско­го пути») спо­соб­ству­ет укреп­ле­нию внеш­не­по­ли­ти­че­ско­го вли­я­ния Рос­сии. Про­ек­ты та­ких меж­ду­на­род­ных ко­ри­до­ров од­но­вре­мен­но ста­но­вят­ся драй­ве­ра­ми ин­фра­струк­тур­но­го раз­ви­тия рос­сий­ских ре­ги­о­нов (на­при­мер, по дан­ным Евразий­ско­го бан­ка раз­ви­тия, толь­ко в рам­ках раз­ви­тия МТК «Се­вер-Юг» в Рос­сии была преду­смот­ре­на ре­а­ли­за­ция 52 раз­лич­ных про­ек­тов с об­щим объ­е­мом ин­ве­сти­ций око­ло 13,2 млрд. дол­ла­ров США). Од­на­ко мо­дер­ни­за­ция ком­му­наль­ной и со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры та­к­же име­ет зна­че­ние для ре­а­ли­за­ции меж­ду­на­род­но зна­чи­мых про­ек­тов, по­вы­шая ин­ве­сти­ци­он­ную при­вле­ка­тель­ность рос­сий­ских го­ро­дов, в том чис­ле для круп­ных кор­по­ра­ций из дру­же­ствен­ных и ней­траль­ных стран.

2.Ре­а­ли­за­ция транс­порт­ных ин­фра­струк­тур­ных про­ек­тов поз­во­ля­ет со­кра­тить раз­ли­чия в уровне эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия меж­ду ре­ги­о­на­ми, рас­ши­ряя воз­мож­но­сти рос­си­ян из раз­ных субъ­ек­тов по по­ис­ку ра­бо­ты без отъ­ез­да на но­вое ме­сто жи­тель­ства, а та­к­же спо­соб­ствуя осу­ществ­ле­нию но­вых ин­вест­про­ек­тов на ме­стах. На­при­мер, как на­пом­нил в ав­гу­сте 2023 года мэр Моск­вы Сер­гей Со­бя­нин. В рам­ках раз­ви­тия Цен­траль­но­го транс­порт­но­го узла бу­дет про­ве­де­на мас­штаб­ная мо­дер­ни­за­ция ин­фра­струк­ту­ры для пас­са­жир­ских пе­ре­во­зок меж­ду Моск­вой и круп­ней­ши­ми из бли­жай­ших об­ласт­ных цен­тров, она охва­тит 11 ре­ги­о­нов с на­се­ле­ни­ем 31 млн. че­ло­век.

3.Осу­ществ­ле­ние ин­фра­струк­тур­ных про­ек­тов раз­лич­но­го про­фи­ля ста­но­вит­ся глав­ным фак­то­ром но­вой ин­ду­стри­а­ли­за­ции — от сфе­ры транс­порт­но­го ма­ши­но­стро­е­ния и про­из­вод­ства ме­ди­цин­ско­го обо­ру­до­ва­ния до ме­тал­лур­гии. На­при­мер, в рам­ках ин­вест­про­грам­мы РЖД на 2023 год сред­ства на за­куп­ку по­движ­но­го со­ста­ва уве­ли­че­ны в 1,5 раза по срав­не­нию с 2022 го­дом и со­ста­ви­ли бо­лее 202 млрд руб. Та­кой курс спо­соб­ству­ет им­пор­то­за­ме­ще­нию и в соб­ствен­но стро­и­тель­ной от­рас­ли. К 2023 году в Рос­сии уда­лось на­рас­тить долю оте­че­ствен­ных строй­ма­те­ри­а­лов до 93,3% при воз­ве­де­нии со­ци­аль­ных объ­ек­тов.

4.Курс на ин­тен­сив­ное ин­фра­струк­тур­ное раз­ви­тие ста­но­вит­ся од­ним из фак­то­ров укреп­ле­ния со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ской ста­биль­но­сти в ре­ги­о­нах. Объ­яс­ни­мо в этой си­ту­а­ции, что кон­троль за стро­и­тель­ством со­ци­аль­ных объ­ек­тов стал од­ной из клю­че­вых за­дач «Еди­ной Рос­сии». На­при­мер, с мо­мен­та утвер­жде­ния в 2021 году На­род­ной про­грам­мы пар­тии по со­сто­я­нию на ок­тябрь 2023 года было ре­кон­стру­и­ро­ва­но 2,6 ты­сяч школ и 2,5 ты­сяч ме­ди­цин­ских учре­жде­ний, вве­де­ны 1,5 ты­ся­чи быст­ро­воз­во­ди­мых ФАП. Об­нов­ле­ние ком­му­наль­ной ин­фра­струк­ту­ры та­к­же при­об­ре­та­ет по­ли­ти­че­ское зна­че­ние, по­зи­тив­но вли­я­ет на со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ские на­стро­е­ния на ме­стах.

Мож­но ожи­дать, что в пер­спек­ти­ве 2024-2030 го­дов клю­че­вы­ми на­прав­ле­ни­я­ми ин­тен­сив­но­го ин­фра­струк­тур­но­го раз­ви­тия мо­гут стать но­вые субъ­ек­ты Фе­де­ра­ции (осо­бен­но в слу­чае дли­тель­но­го пе­ре­ми­рия или пре­кра­ще­ния бо­е­вых дей­ствий в зоне про­ве­де­ния СВО), тер­ри­то­рии Арк­ти­че­ской зоны и Даль­не­го Во­сто­ка, воз­мож­но, Цен­траль­ное Нечер­но­зе­мье (с уче­том осо­бо­го вни­ма­ния ру­ко­вод­ства стра­ны к во­про­сам раз­ви­тия Цен­траль­но­го транс­порт­но­го узла). При этом воз­рос­шее в 2022-2023 го­дах зна­че­ние ло­каль­ной по­вест­ки (по­ка­за­тель­ны со­сто­яв­ши­е­ся под пред­се­да­тель­ством Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на со­ве­ща­ния по раз­ви­тию ряда го­ро­дов — на­при­мер, по по­во­ду го­род­ских цен­тров ДФО в сен­тяб­ре 2023 года) в бли­жай­шие 6 лет мо­жет спо­соб­ство­вать уси­ле­нию вни­ма­ния Крем­ля к во­про­сам мо­дер­ни­за­ции ком­му­наль­ной ин­фра­струк­ту­ры. Имен­но на ре­а­ли­за­цию за­дач мо­дер­ни­за­ции ком­му­наль­ной ин­фра­струк­ту­ры на­прав­ле­на зна­чи­тель­ная доля ин­фра­струк­тур­ных бюд­жет­ных кре­ди­тов для ре­ги­о­нов.

1.До­рож­ная ин­фра­струк­ту­ра: ди­на­ми­ка и но­вые вы­зо­вы

В По­сла­нии Фе­де­раль­но­му со­бра­нию, пред­став­лен­но­му в фев­ра­ле 2023 года, Вла­ди­мир Пу­тин от­ме­тил: уже в 2024 году не ме­нее 85% до­рог в круп­ней­ших аг­ло­ме­ра­ци­ях стра­ны, а та­к­же бо­лее по­ло­ви­ны до­рог ре­ги­о­наль­но­го и ме­жму­ни­ци­паль­но­го зна­че­ния бу­дут при­ве­де­ны в нор­ма­тив­ное со­сто­я­ние. Как об­ра­тил вни­ма­ние гла­ва пра­ви­тель­ства Ми­ха­ил Ми­шу­ст­ин в ходе вы­ступ­ле­ния на XVII Меж­ду­на­род­ном фо­ру­ме «Транс­порт Рос­сии» в но­яб­ре 2023 года, толь­ко с на­ча­ла года в Рос­сии по­стро­е­но и ре­кон­стру­и­ро­ва­но око­ло 650 км фе­де­раль­ных и ре­ги­о­наль­ных трасс (то есть по­чти втрое боль­ше, чем в 2022 году), а от­ре­мон­ти­ро­ва­но ещё бо­лее 10 тыс. км.

Сре­ди клю­че­вых про­ек­тов, ре­а­ли­зо­ван­ных в этой сфе­ре в 2023 году — рас­ши­ре­ние участ­ка ма­ги­стра­ли Р-217 «Кав­каз» в Да­ге­стане, от­кры­тие ав­то­мо­биль­ных об­хо­дов Ак­сая и Крас­но­да­ра на трас­се М-4 «Дон» на Ку­ба­ни. В де­каб­ре 2023 года бу­дет пол­но­стью от­крыт уча­сток ско­рост­ной трас­сы М-12 «Во­сток» от Моск­вы до Ка­за­ни об­щей про­тя­жен­но­стью бо­лее 800 км. Зна­чи­мы­ми для раз­ви­тия до­рож­ной сети ин­фра­струк­тур­ны­ми объ­ек­та­ми, от­кры­ты­ми в 2023 году, та­к­же ста­ли мо­сты че­рез Свирь в Ле­нин­град­ской об­ла­сти и Ени­сей в Крас­но­яр­ском крае.

Важ­ным фак­то­ром мо­дер­ни­за­ции до­рож­ной сети Рос­сии оста­ет­ся нац­про­ект «Без­опас­ные ка­че­ствен­ные до­ро­ги», ре­а­ли­за­ция ко­то­ро­го на­ча­лась в 2017 году с уча­сти­ем 36 пи­лот­ных ре­ги­о­нов, а в 2019 году он уже осу­ществ­лял­ся в фор­ма­те все­рос­сий­ско­го меж­ве­дом­ствен­но­го про­ек­та. Этот нац­про­ект яв­ля­ет­ся од­ним из при­ме­ров того, как про­грам­мы в сфе­ре до­рож­но­го стро­и­тель­ства ста­но­вят­ся сти­му­лом для транс­порт­но­го ма­ши­но­стро­е­ния, так как в 2020 году од­ним из на­прав­ле­ний его осу­ществ­ле­ния ста­ло об­нов­ле­ние по­движ­но­го со­ста­ва об­ще­ствен­но­го транс­пор­та в клю­че­вых аг­ло­ме­ра­ци­ях.

1.Од­ним из клю­че­вых на­прав­ле­ний в сфе­ре до­рож­но­го стро­и­тель­ства на пер­спек­ти­ву оста­ет­ся при­ве­де­ние в нор­ма­тив­ное со­сто­я­ние опор­ной сети ав­то­до­рог (об­щей про­тя­жен­но­стью 136 тыс. км) — 85% та­ких ра­бот долж­но быть за­вер­ше­но к 2027 году. К опор­ной сети от­но­сят со­во­куп­ность ав­то­мо­биль­ных до­рог, обес­пе­чи­ва­ю­щих бес­пе­ре­бой­ное дви­же­ние транс­порт­ных средств, транс­порт­ную свя­зан­ность тер­ри­то­рии РФ, един­ство ее эко­но­ми­че­ско­го про­стран­ства. Этот тер­мин был за­ко­но­да­тель­но за­креп­лен в 2023 году по­сле вне­се­ния из­ме­не­ний в ФЗ «Об ав­то­мо­биль­ных до­ро­гах и о до­рож­ной де­я­тель­но­сти в РФ и о вне­се­нии из­ме­не­ний в от­дель­ные за­ко­но­да­тель­ные акты РФ» и в ФЗ «Устав ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та и го­род­ско­го на­зем­но­го элек­три­че­ско­го транс­пор­та».

Ре­ше­ние этой за­да­чи тес­но свя­за­но с раз­ви­ти­ем сер­вис­ной ин­фра­струк­ту­ры, что ста­но­вит­ся до­пол­ни­тель­ным фак­то­ром рас­ши­ре­ния воз­мож­но­стей ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са, а зна­чит, со­зда­ния но­вых ра­бо­чих мест в ре­ги­о­нах. Так, в 2025 году пла­ни­ру­ет­ся воз­ве­сти око­ло 30 со­вре­мен­ных мно­го­функ­ци­о­наль­ных зон до­рож­но­го сер­ви­са, а к 2030 году — бо­лее 120.

2.Од­ной из при­о­ри­тет­ных за­дач для по­вы­ше­ния транс­порт­ной свя­зан­но­сти тер­ри­то­рии яв­ля­ет­ся раз­ви­тие ско­рост­ных трасс. До 2000 года об­щая про­тя­жен­ность та­ких ма­ги­стра­лей в Рос­сии со­став­ля­ла лишь око­ло 365 км. В на­сто­я­щий мо­мент — толь­ко про­тя­жен­ность трас­сы М-12 «Во­сток», стро­и­тель­ство ко­то­рой осу­ществ­ля­ет­ся в рам­ках раз­ви­тия меж­ду­на­род­но­го транс­порт­но­го марш­ру­та «Ев­ро­па — За­пад­ный Ки­тай», долж­на со­ста­вить 810 км. Уже в 2024 году пла­ни­ру­ет­ся за­вер­ше­ние ра­бот по про­дле­нию этой трас­сы до Тю­ме­ни.

Ре­а­ли­за­ция та­ких про­ек­тов поз­во­ля­ет раз­гру­зить уже су­ще­ству­ю­щие ма­ги­стра­ли (на­при­мер, трас­са М-12 долж­на сыг­рать та­кую роль в от­но­ше­нии ав­то­до­ро­ги М-7 «Вол­га»), со­здав до­пол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти как для ре­а­ли­за­ции биз­нес-про­ек­тов в ре­ги­о­нах, че­рез ко­то­рые про­ле­га­ют та­кие ма­ги­стра­ли, так и для по­вы­ше­ния ту­ри­сти­че­ской при­вле­ка­тель­но­сти на­се­лен­ных пунк­тов, на­хо­дя­щих­ся в зоне их при­тя­же­ния.

3.От­дель­ным на­прав­ле­ни­ем ра­бот, необ­хо­ди­мых для мо­дер­ни­за­ции ав­то­до­рож­но­го кар­ка­са стра­ны, ста­но­вит­ся стро­и­тель­ство и ре­кон­струк­ция клю­че­вых мо­сто­вых пе­ре­хо­дов. Как от­ме­тил гла­ва Ми­ни­стер­ства транс­пор­та Ви­та­лий Са­ве­льев в ав­гу­сте 2023 года, на пе­ри­од до 2027 года была за­пла­ни­ро­ва­на «ре­кон­струк­ция и стро­и­тель­ство 650 мо­стов на тер­ри­то­рии Рос­сии». В од­ной толь­ко в Москве в пе­ри­од до 2026 года пла­ни­ру­ет­ся за­вер­ше­ние стро­и­тель­ства 7 ав­то­мо­биль­ных мо­стов.

Та­кая стра­те­гия поз­во­ля­ет со­здать но­вые воз­мож­но­сти для раз­ви­тия клю­че­вых аг­ло­ме­ра­ций, в ко­то­рых из-за де­фи­ци­та мо­сто­вых пе­ре­хо­дов неред­ко были су­ще­ствен­но ослож­не­ны эко­но­ми­че­ские свя­зи даже меж­ду раз­ны­ми рай­о­на­ми од­но­го го­ро­да, а та­к­же спо­соб­ству­ет сни­же­нию сто­и­мо­сти ав­то­мо­биль­ных гру­зо­пе­ре­во­зок меж­ду субъ­ек­та­ми, что рас­ши­ря­ет воз­мож­но­сти ре­ги­о­наль­ных пред­при­я­тий по вы­во­ду сво­их то­ва­ров на рын­ки как дру­гих ча­стей стра­ны, так и со­сед­них го­су­дарств.

4.Как от­ме­тил в сен­тяб­ре 2023 года Ми­ха­ил Ми­шу­ст­ин в ходе стра­те­ги­че­ской сес­сии по раз­ви­тию ин­фра­струк­ту­ры, в но­вых ре­ги­о­нах пла­ни­ру­ет­ся мо­дер­ни­за­ция око­ло 1,2 тыс. км ав­то­до­рог. Чуть ра­нее, в ав­гу­сте 2023 года, вице-пре­мьер Ма­рат Хус­нул­лин в ходе со­ве­ща­ния по раз­ви­тию но­вых тер­ри­то­рий об­ра­тил вни­ма­ние на то, что толь­ко до кон­ца 2023 года в этой ча­сти стра­ны пла­ни­ру­ет­ся вос­ста­но­вить око­ло 769 км до­рог и 26 ис­кус­ствен­ных со­ору­же­ний, при­чем око­ло 390 км до­рож­но­го по­кры­тия бу­дет вос­ста­нов­ле­но бла­го­да­ря 26 ре­ги­о­нам, взяв­шим шеф­ство над но­вы­ми субъ­ек­та­ми РФ.

В бли­жай­шей пер­спек­ти­ве та­кие пла­ны име­ют су­ще­ствен­ное зна­че­ние — в том чис­ле для укреп­ле­ния обо­ро­ны и без­опас­но­сти в усло­ви­ях СВО. Од­на­ко ре­а­ли­за­ция этой за­да­чи мо­жет стать до­пол­ни­тель­ным драй­ве­ром под­держ­ки АПК в но­вых ре­ги­о­нах, а та­к­же по­вы­ше­ния ту­ри­сти­че­ско­го по­тен­ци­а­ла этих тер­ри­то­рий и Крым­ско­го по­лу­ост­ро­ва (пре­жде все­го на пер­спек­ти­ву за­вер­ше­ния бо­е­вых дей­ствий в зоне про­ве­де­ния во­ен­ной спе­цо­пе­ра­ции).

Стра­те­гия Рос­сии в сфе­ре стро­и­тель­ства ав­то­до­рог пред­по­ла­га­ет со­хра­не­ние ба­лан­са меж­ду раз­ви­ти­ем круп­ных ма­ги­стра­лей, име­ю­щих зна­че­ние для внеш­не­эко­но­ми­че­ских свя­зей (ме­га­про­ект «Ме­ри­ди­ан» для раз­ви­тия со­об­ще­ния с КНР и «Юго-Во­сточ­ную хор­ду» для свя­зи Ура­ла и Си­би­ри с ре­ги­о­на­ми Чер­но­мор­ско­го и Кас­пий­ско­го бас­сей­нов, упо­ми­нав­ши­е­ся в ходе ра­бо­чей встре­чи Ми­ха­и­ла Ми­шу­ст­и­на с гла­вой прав­ле­ния гос­ком­па­нии «Ав­то­дор» Вя­че­сла­вом Пе­ту­шен­ко в мае 2023 года) и осо­бым вни­ма­ни­ем к мо­дер­ни­за­ции трасс меж­ре­ги­о­наль­но­го и ме­жму­ни­ци­паль­но­го зна­че­ния. Учи­ты­вая вни­ма­ние Крем­ля к про­грам­ме ком­плекс­но­го раз­ви­тия сель­ских тер­ри­то­рий, в 2024-2030 го­дах мо­жет быть сде­лан до­пол­ни­тель­ный ак­цент имен­но на ре­кон­струк­ции су­ще­ству­ю­щих и стро­и­тель­стве но­вых ме­жму­ни­ци­паль­ных трасс, в том чис­ле в рам­ках тер­ри­то­рий, от­да­лен­ных от ад­ми­ни­стра­тив­ных цен­тров ре­ги­о­нов.

2. Же­лез­но­до­рож­ная ин­фра­струк­ту­ра: транс­порт­ная свя­зан­ность и внеш­не­эко­но­ми­че­ские за­да­чи

Раз­ви­тие же­лез­но­до­рож­но­го транс­пор­та име­ет осо­бое зна­че­ние как для по­вы­ше­ния транс­порт­ной свя­зан­но­сти тер­ри­то­рии стра­ны, так и для вы­хо­да рос­сий­ских про­из­во­ди­те­лей на внеш­ние рын­ки, что ста­но­вит­ся важ­ным фак­то­ром фор­ми­ро­ва­ния эко­но­ми­ки пред­ло­же­ния. На этом в ходе Пе­тер­бург­ско­го эко­но­ми­че­ско­го фо­ру­ма в июне 2023 года ак­цен­ти­ро­вал вни­ма­ние Вла­ди­мир Пу­тин. В по­доб­ной ло­ги­ке об­суж­да­лись эти за­да­чи, на­при­мер, и в ходе за­се­да­ния пра­ви­тель­ства в на­ча­ле но­яб­ря 2023 года.

Но­вы­ми вы­зо­ва­ми для же­лез­но­до­рож­ной ин­фра­струк­ту­ры Рос­сии в 2022-2023 го­дах ста­ли пе­ре­ори­ен­та­ция зна­чи­тель­ной ча­сти экс­порт­ных по­то­ков в во­сточ­ном на­прав­ле­нии, а та­к­же при­оста­нов­ка ра­бо­ты ряда аэро­пор­тов в юж­ных ре­ги­о­нах, в том чис­ле яв­ля­ю­щих­ся важ­ны­ми ло­ги­че­ски­ми уз­ла­ми для со­об­ще­ния с по­пу­ляр­ны­ми ку­рорт­ны­ми зо­на­ми, что та­к­же уве­ли­чи­ло на­груз­ку на ма­ги­стра­ли «РЖД» в этом на­прав­ле­нии.

В но­яб­ре 2023 года пра­ви­тель­ством были утвер­жде­ны па­ра­мет­ры фи­нан­со­во­го пла­на и ин­вест­про­грам­мы «РЖД» на 2024 год с об­щим за­пла­ни­ро­ван­ным объ­е­мом ин­ве­сти­ций бо­лее 1,27 трлн. руб­лей. К при­о­ри­те­там в рам­ках раз­ви­тия же­лез­но­до­рож­ной ин­фра­струк­ту­ры на но­вом эта­пе мож­но от­не­сти:

1.Даль­ней­шее раз­ви­тие «Во­сточ­но­го по­ли­го­на» — пре­жде все­го БАМа и Транс­си­ба. В на­ча­ле но­яб­ря 2023 года гла­ва Мин­тран­са Ви­та­лий Са­ве­льев от­ме­тил, что по ито­гам те­ку­ще­го года пла­ни­ру­ет­ся до­стичь про­воз­ной спо­соб­но­сти на этом на­прав­ле­нии 173 млн т, а по ито­гам 2024 года — 180 млн. т. Для срав­не­ния: в 2013 году этот по­ка­за­тель был при­мер­но вдвое ниже, на­хо­дясь на уровне 75 млн. т. Это еще раз де­мон­стри­ру­ет су­ще­ствен­ный рост зна­че­ния на­прав­ле­ния для оте­че­ствен­ной эко­но­ми­ки.

По дан­ным ру­ко­вод­ства РЖД, толь­ко за ян­варь-ав­густ 2023 года объ­ем пе­ре­во­зок по же­лез­но­до­рож­ной сети в во­сточ­ном на­прав­ле­нии вы­рос на 5,6% по срав­не­нию с ана­ло­гич­ны­ми по­ка­за­те­ля­ми 2022 года, что ста­но­вит­ся до­пол­ни­тель­ным сти­му­лом для иве­сти­ро­ва­ния в рас­ши­ре­ние необ­хо­ди­мой ин­фра­струк­ту­ры на этом марш­ру­те.

2.Важ­ной за­да­чей оста­ет­ся раз­ви­тие Цен­траль­но­го транс­порт­но­го узла, пас­са­жи­ро­по­ток ко­то­ро­го дол­жен до­стичь 810 млн. пас­са­жи­ров. Од­ним из наи­бо­лее ре­зо­нанс­ных со­бы­тий лета 2023 года стал за­пуск 3-го и 4-го Мос­ков­ских цен­траль­ных диа­мет­ров — тор­же­ствен­ная це­ре­мо­ния в ав­гу­сте со­сто­я­лась при уча­стии пре­зи­ден­та, а та­к­же мэра Моск­вы Сер­гея Со­бя­ни­на (по МЦД-3 толь­ко за пер­вый ме­сяц с на­ча­ла ра­бо­ты было за­вер­ше­но 11,5 млн. по­ез­док). В пер­спек­ти­ве — за­пуск МЦД-5 «Яро­слав­ско-Па­ве­лец­кий».

Цен­траль­ный транс­порт­ный узел оста­ет­ся клю­че­вым зве­ном и для про­ек­тов раз­ви­тия вы­со­ко­ско­рост­ных ма­ги­стра­лей. Сре­ди наи­бо­лее пер­спек­тив­ных — ВСМ Москва-Санкт-Пе­тер­бург (долж­на прой­ти по тер­ри­то­рии 6 ре­ги­о­нов, ока­зав эко­но­ми­че­ское вли­я­ние на зону про­жи­ва­ния око­ло 30 млн. че­ло­век), стро­и­тель­ство ко­то­рой пла­ни­ру­ет­ся за­вер­шить в 2028 году. Ма­ги­страль бу­дет иметь зна­че­ние как для пас­са­жир­ских, так и для гру­зо­вых пе­ре­во­зок. Как за­явил в ав­гу­сте 2023 года Вла­ди­мир Пу­тин, по­сле ре­а­ли­за­ции этой за­да­чи бу­дут рас­смот­ре­ны про­ек­ты стро­и­тель­ства ВСМ до Ка­за­ни, Мин­ска и Ад­ле­ра. Все­го же в 2030-2035 го­дах мо­жет быть по­стро­е­но до 7 тыс. км вы­со­ко­ско­рост­ных ма­ги­стра­лей.

3.Мо­дер­ни­за­ция транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры на юж­ном на­прав­ле­нии пред­по­ла­га­ет раз­ви­тие же­лез­но­до­рож­ных под­хо­дов к мор­ским пор­там Азо­во-Чер­но­мор­ско­го бас­сей­на (к кон­цу 2025 года пла­ни­ру­ет­ся уве­ли­че­ние про­воз­ной спо­соб­но­сти на этом на­прав­ле­нии до 131 млн т). Ра­нее та­к­же была за­вер­ше­на ре­кон­струк­ция Ти­хо­рец­ко­го же­лез­но­до­рож­но­го узла (Крас­но­дар­ский край), о чем ген­ди­рек­тор – пред­се­да­тель прав­ле­ния РЖД Олег Бе­ло­зе­ров, в част­но­сти, упо­ми­нал в ходе ра­бо­чей встре­чи с Вла­ди­ми­ром Пу­ти­ным в июне 2023 года. Этот объ­ект име­ет зна­че­ние в том чис­ле с уче­том пер­спек­тив раз­ви­тия МТК «Се­вер-Юг.

Как за­явил в но­яб­ре 2023 года вице-пре­мьер Ма­рат Хус­нул­лин, об­суж­да­ет­ся про­ект но­вой же­лез­но­до­рож­ной ма­ги­стра­ли, ко­то­рая долж­на бу­дет со­еди­нить Ро­стов­скую об­ласть и Крым че­рез но­вые ре­ги­о­ны. А ра­нее пре­зи­дент упо­ми­нал о воз­мож­но­сти со­еди­не­ния До­нец­ка и Лу­ган­ска с бу­ду­щей ВСМ Москва-Во­ро­неж-Ро­стов-на-Дону-Ад­лер (в сен­тяб­ре 2023 года пра­ви­тель­ство оце­ни­ло сто­и­мость стро­и­тель­ства этой вы­со­ко­ско­рост­ной ма­ги­стра­ли в це­лом в 3,2 трлн. руб­лей).

В це­лом, как под­черк­нул Вла­ди­мир Пу­тин в ходе ра­бо­чей встре­чи с гла­вой Мин­тран­са Ви­та­ли­ем Са­ве­лье­вым и ген­ди­рек­то­ром РЖД Оле­гом Бе­ло­зе­ро­вым в июне 2023 года, же­лез­но­до­рож­ная ин­фра­струк­ту­ра (как и транс­порт­ная в це­лом) не долж­на быть сдер­жи­ва­ю­щим фак­то­ром раз­ви­тия эко­но­ми­ки.

Пер­спек­ти­вы раз­ви­тия Се­вер­но­го мор­ско­го пути тоже по­тре­бу­ют раз­ви­тия же­лез­но­до­рож­ной ин­фра­струк­ту­ры в при­ле­га­ю­щих арк­ти­че­ских ре­ги­о­нах. Од­ним из при­ме­ров яв­ля­ет­ся про­ект Се­вер­но­го ши­рот­но­го хода, о необ­хо­ди­мо­сти ре­а­ли­за­ции ко­то­ро­го гу­бер­на­тор Яма­ло-Ненец­ко­го ав­то­ном­но­го окру­га Дмит­рий Ар­тю­хов упо­ми­нал в ходе ра­бо­чей встре­чи с гла­вой го­су­дар­ства в ап­ре­ле 2023 года, а пол­пред пре­зи­ден­та в УрФО Вла­ди­мир Яку­шев вновь на­пом­нил на за­се­да­нии пре­зи­ди­у­ма Со­ве­та Сверд­лов­ско­го со­ю­за про­мыш­лен­ни­ков и пред­при­ни­ма­те­лей в но­яб­ре.

До­пол­ни­тель­ным сти­му­лом для раз­ви­тия же­лез­но­до­рож­ной ин­фра­струк­ту­ры ста­но­вит­ся аг­ро­экс­порт — это, ве­ро­ят­но, бу­дет мо­ти­ви­ро­вать фе­де­раль­ную власть на раз­ви­тие со­от­вет­ству­ю­щих ма­ги­стра­лей, ве­ду­щих как к пор­там Азо­во-Чер­но­мор­ско­го бас­сей­на и Даль­не­го Во­сто­ка, так и, на­при­мер, про­хо­дя­щих че­рез Ле­нин­град­скую об­ласть, где воз­рас­та­ет зна­че­ние пор­та Усть-Луга (по­дроб­нее по этой теме — в раз­де­ле 3).

3.Ин­фра­струк­ту­ра для мор­ско­го транс­пор­та и но­вая меж­ду­на­род­ная си­ту­а­ция

Курс на раз­ви­тие но­вых транс­порт­ных ко­ри­до­ров и пе­ре­ори­ен­та­цию внеш­не­эко­но­ми­че­ских свя­зей Рос­сии в усло­ви­ях за­пад­ных санк­ций на ней­траль­ные и дру­же­ствен­ные стра­ны до­пол­ни­тель­но мо­ти­ви­ру­ет вла­сти Рос­сии раз­ви­вать ин­фра­струк­ту­ру мор­ских пор­тов. На­при­мер, вы­сту­пая на пле­нар­ном за­се­да­нии Во­сточ­но­го эко­но­ми­че­ско­го фо­ру­ма в сен­тяб­ре 2023 года, Вла­ди­мир Пу­тин за­явил о необ­хо­ди­мо­сти удво­ить мощ­но­сти мор­ских пор­тов Арк­ти­че­ской зоны стра­ны к 2030 году.

По дан­ным Ро­среч­фло­та, гру­зо­обо­рот оте­че­ствен­ных мор­ских пор­тов в пер­вой по­ло­вине 2023 года вы­рос на 10,5% по срав­не­нию с ана­ло­гич­ным пе­ри­о­дом 2022 года, вый­дя на уро­вень 453,3 млн тонн. При этом наи­боль­ший при­рост по дан­но­му по­ка­за­те­лю на­блю­дал­ся в мор­ских пор­тах Кас­пий­ско­го (на 38,0%) и Азо­во-Чер­но­мор­ско­го бас­сей­нов (на 21,2%), бо­лее скром­ные по­ка­за­те­ли про­де­мон­стри­ро­ва­ли пор­ты Даль­не­во­сточ­но­го (на 7,5%), Бал­тий­ско­го (на 5,2%) и Арк­ти­че­ско­го бас­сей­нов (на 2%).

Пла­но­мер­ная ра­бо­та по мо­дер­ни­за­ции ин­фра­струк­ту­ры мор­ских пор­тов, про­во­див­ша­я­ся с на­ча­ла 2000-х го­дов, ста­ла до­пол­ни­тель­ным ста­би­ли­зи­ру­ю­щим фак­то­ром, поз­во­лив­шем Рос­сии как бо­лее эф­фек­тив­но ре­а­ги­ро­вать на но­вые вы­зо­вы, свя­зан­ные с уси­ле­ни­ем внеш­не­эко­но­ми­че­ско­го дав­ле­ния, так и ис­поль­зо­вать но­вые воз­мож­но­сти. Мощ­ность мор­ских пор­тов стра­ны по со­сто­я­нию на се­ре­ди­ну 2023 года (1,3 млрд. т), по дан­ным Ро­среч­фло­та, бо­лее чем в 2 раза пре­вы­си­ла ана­ло­гич­ные по­ка­за­те­ли для всех пор­тов СССР в 1990 году (око­ло 600 млн т) и бо­лее чем в 4 раза — со­во­куп­ные мощ­но­сти рос­сий­ских мор­ских пор­тов в 2000 году (око­ло 300 млн т). В 2022 году важ­ным фак­то­ром на­ра­щи­ва­ния рос­сий­ских пор­то­вых мощ­но­стей стал ввод но­вых тер­ми­на­лов на Даль­нем Во­сто­ке (в При­мор­ском и Кам­чат­ском кра­ях), а та­к­же в Крас­но­дар­ском крае.

Без­услов­но, важ­ное зна­че­ние для раз­ви­тия пор­то­вой ин­фра­струк­ту­ры при­об­ре­ли уси­лия фе­де­раль­ных вла­стей — пре­жде все­го ре­а­ли­за­ция фе­де­раль­но­го про­ек­та «Раз­ви­тие мор­ских пор­тов» в 2023 году, в рам­ках ко­то­ро­го на эти цели было на­прав­ле­но фе­де­раль­ное бюд­жет­ное фи­нан­си­ро­ва­ние в объ­е­ме 145,4 млрд руб (для срав­не­ния: в 2022 году ана­ло­гич­ный по­ка­за­тель со­ста­вил 108,8 млрд руб). Как за­явил в де­каб­ре 2022 года за­мгла­вы Фе­де­раль­но­го агент­ства вод­но­го транс­пор­та Бо­рис Та­ши­мов, наи­бо­лее зна­чи­мы­ми на бли­жай­шую пер­спек­ти­ву про­ек­та­ми в этой сфе­ре с точ­ки зре­ния фе­де­раль­ных вла­стей оста­ва­лись ре­а­ли­за­ция ин­вест­про­ек­тов по стро­и­тель­ству уголь­ных тер­ми­на­лов Лав­на в Мур­ман­ской об­ла­сти, Су­хо­дол в При­мор­ском крае, а та­к­же уни­вер­саль­но­го тер­ми­на­ла в Усть-Луге Ле­нин­град­ской об­ла­сти.

В усло­ви­ях за­ин­те­ре­со­ван­но­сти Крем­ля в раз­ви­тии ин­фра­струк­ту­ры мор­ских пор­тов, а та­к­же рас­ши­ре­ния кон­так­тов со стра­на­ми «Гло­баль­но­го Юга» по­яв­ля­ют­ся до­пол­ни­тель­ные сти­му­лы у субъ­ек­тов, в ко­то­рых рас­по­ло­же­ны по­доб­ные объ­ек­ты, для на­ла­жи­ва­ния бо­лее ак­тив­ных кон­так­тов с парт­не­ра­ми в та­ких ре­ги­о­нах мира (от­ме­тим, на­при­мер, шаги по раз­ви­тию та­ко­го со­труд­ни­че­ства с аф­ри­кан­ски­ми стра­на­ми, пред­при­ня­тые ру­ко­вод­ством Ле­нин­град­ской об­ла­сти в ходе сам­ми­та «Рос­сия-Аф­ри­ка» ле­том 2023 года). Кро­ме того, мо­жет до­пол­ни­тель­но ак­ти­ви­зи­ро­вать­ся вза­и­мо­дей­ствие ре­ги­о­нов с фе­де­раль­ны­ми ве­дом­ства­ми, за­ин­те­ре­со­ван­ны­ми как в рас­ши­ре­нии пор­то­вой ин­фра­струк­ту­ры для сти­му­ли­ро­ва­ния та­ких внеш­не­эко­но­ми­че­ских кон­так­тов, так и в пе­ре­осна­ще­нии фло­та для но­вых за­дач (то есть в раз­ви­тии су­до­стро­и­тель­ной от­рас­ли). В ка­че­стве при­ме­ра мож­но при­ве­сти, на­при­мер, ра­бо­ту гла­вы Мин­сель­хоза Дмит­рия Патру­ше­ва по про­дви­же­нию и под­держ­ке про­ек­тов, свя­зан­ным как с раз­ви­ти­ем зер­но­вых тер­ми­на­лов, так и со стро­и­тель­ством су­дов-зер­но­во­зов.

4.Со­ци­аль­ная ин­фра­струк­ту­ра: раз­ви­тие и со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ское зна­че­ние

Как за­явил Вла­ди­мир Пу­тин в по­сла­нии Фе­де­раль­но­му со­бра­нию в фев­ра­ле 2023 года, за пе­ри­од с 2019 по 2025 год бу­дет по­стро­е­но бо­лее 1300 но­вых школ, при­чем толь­ко в 2023 году за­пла­ни­ро­ва­но вве­сти в экс­плу­а­та­цию 400 та­ких объ­ек­тов.

В свою оче­редь, как от­ме­тил в рам­ках це­ре­мо­нии от­кры­тия ре­ги­о­наль­ных объ­ек­тов здра­во­охра­не­ния в фев­ра­ле 2023 года в рам­ках ви­део­кон­фе­рен­ции под пред­се­да­тель­ством пре­зи­ден­та гла­ва Мин­здра­ва Ми­ха­ил Му­раш­ко, в 2023 году было преду­смот­ре­но со­зда­ние в 2023 году 1200 но­вых объ­ек­тов ме­ди­цин­ской ин­фра­струк­ту­ры, из них бо­лее 900 объ­ек­тов – ФАП для сель­ских тер­ри­то­рий. Гла­ва ве­дом­ства спе­ци­аль­но под­черк­нул: из­ме­не­ния, до­стиг­ну­тые бла­го­да­ря мо­дер­ни­за­ции ме­ди­цин­ской ин­фра­струк­ту­ры, ста­ли ощу­ти­мы для бо­лее чем 50 млн. граж­дан, при­креп­лен­ных к та­ким учре­жде­ни­ям здра­во­охра­не­ния.

Ана­лиз по­вест­ки ра­бо­чих встреч пре­зи­ден­та с гла­ва­ми ре­ги­о­нов в 2022-2023 го­дах сви­де­тель­ству­ет: в рам­ках об­суж­де­ния во­про­сов мо­дер­ни­за­ции ме­ди­цин­ской ин­фра­струк­ту­ры осо­бый ак­цент сде­лан Вла­ди­ми­ром Пу­ти­ным на со­зда­нии до­пол­ни­тель­ных воз­мож­но­стей по пре­ду­пре­жде­нию и ле­че­нию он­ко­ло­ги­че­ских за­бо­ле­ва­ний.

В сфе­ре стро­и­тель­ства и мо­дер­ни­за­ции со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры в 2024-2026 гг. сто­ит ожи­дать:

1.По­яв­ле­ния до­пол­ни­тель­ных тре­бо­ва­ний фе­де­раль­но­го цен­тра по по­во­ду на­ра­щи­ва­ния тем­пов вво­да в экс­плу­а­та­цию со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры в ре­ги­о­нах. Ско­рее все­го, эко­но­ми­че­ски бла­го­по­луч­ные ре­ги­о­ны либо субъ­ек­ты, в ко­то­рых воз­мож­на ре­а­ли­за­ция пер­спек­тив­ных ин­вест­про­ек­тов, в этих усло­ви­ях бу­дут ак­тив­нее ис­поль­зо­вать до­го­во­рен­но­сти с круп­ны­ми кор­по­ра­ци­я­ми для ре­а­ли­за­ции та­ких со­ци­аль­но зна­чи­мых за­дач. На­при­мер, в Москве в 2024–2026 го­дах в рам­ках ре­а­ли­за­ции Ад­рес­ной ин­ве­сти­ци­он­ной про­грам­мы пла­ни­ру­ет­ся вве­сти в экс­плу­а­та­цию 16 зда­ний для учре­жде­ний здра­во­охра­не­ния за счет сто­лич­но­го бюд­же­та, а еще 10 по­доб­ных объ­ек­тов — бла­го­да­ря фи­нан­си­ро­ва­нию со сто­ро­ны ин­ве­сто­ров.

У ру­ко­вод­ства ме­нее эко­но­ми­че­ски бла­го­по­луч­ных ре­ги­о­нов по­явят­ся до­пол­ни­тель­ные сти­му­лы для бо­лее ак­тив­ной лоб­бист­ской ра­бо­ты с це­лью по­лу­че­ния под­держ­ки фе­де­раль­но­го цен­тра для ре­а­ли­за­ции та­ких за­дач на пло­щад­ках, где воз­мож­но эф­фек­тив­ное вза­и­мо­дей­ствие с фе­де­раль­ны­ми чи­нов­ни­ка­ми и круп­ны­ми кор­по­ра­ци­я­ми. Ско­рее все­го, в роли та­ких пло­ща­док мо­гут вы­сту­пить Гос­со­вет и фе­де­раль­ные струк­ту­ры «Еди­ной Рос­сии».

2.Ре­а­ли­за­ции про­ек­тов для со­пря­же­ния за­дач в сфе­ре об­ра­зо­ва­ния и со­зда­ния но­вых воз­мож­но­стей для тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия ме­д­учре­жде­ний. По­ка­за­тель­на про­грам­ма ра­бо­чей по­езд­ки Ми­ха­и­ла Ми­шу­ст­и­на в Тю­мен­скую об­ласть в ап­ре­ле 2023 года: гла­ве пра­ви­тель­ства были пред­став­ле­ны про­ек­ты уча­щих­ся стар­ших клас­сов фи­зи­ко-ма­те­ма­ти­че­ской шко­лы в сфе­ре IT-ме­ди­ци­ны.

Та­кой тренд мо­жет стать до­пол­ни­тель­ным сти­му­лом для стро­и­тель­ства в ре­ги­о­нах объ­ек­тов об­ра­зо­ва­ния для ре­ше­ния по­доб­ных спе­ци­фи­че­ских за­дач. Выше ве­ро­ят­ность ре­а­ли­за­ции та­ких про­ек­тов у эко­но­ми­че­ски бла­го­по­луч­ных ре­ги­о­нов, но воз­мож­на под­держ­ка фе­де­раль­ным цен­тром и по­доб­ных ини­ци­а­тив со сто­ро­ны бо­лее фи­нан­со­во про­блем­ных субъ­ек­тов.

3.Уже­сто­че­ние кон­тро­ля фе­де­раль­но­го цен­тра за ка­че­ством ра­бот по стро­и­тель­ству со­ци­аль­ных объ­ек­тов в ре­ги­о­нах (за­мет­ным ста­ло про­ве­де­ние сов­мест­ной ра­бо­ты в этой сфе­ре ру­ко­вод­ством «Еди­ной Рос­сии» и Мин­про­све­ще­ния в от­но­ше­нии стро­я­щих­ся на ме­стах об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний), что мо­жет стать до­пол­ни­тель­ным фак­то­ром для пе­ре­рас­пре­де­ле­ния сфер вли­я­ния меж­ду иг­ро­ка­ми строй­ком­плек­са на ме­стах, а в чуть бо­лее от­да­лен­ной пер­спек­ти­ве — сти­му­ли­ро­вать при­ме­не­ние но­вых бо­лее эф­фек­тив­ных тех­но­ло­гий в стро­и­тель­стве та­ких объ­ек­тов, в т.ч. оте­че­ствен­ной раз­ра­бот­ки. Мож­но вы­де­лить Моск­ву, где при­ме­не­ние ряда но­вых тех­но­ло­гий (в т.ч, в циф­ро­вой сфе­ре) по­мог­ло до­пол­ни­тель­но на­рас­тить тем­пы про­ве­де­ния стро­и­тель­ных ра­бот (от­ме­тим, на­при­мер, при­ме­не­ние плат­фор­мы Exon на эта­пе про­ек­ти­ро­ва­ния и про­ве­де­ния стро­и­тель­но-мон­таж­ных ра­бот в рос­сий­ской сто­ли­це).

5.Ком­му­наль­ная ин­фра­струк­ту­ра: по­сту­па­тель­ная мо­дер­ни­за­ция

Функ­ци­о­ни­ро­ва­ние ком­му­наль­ных си­стем яв­ля­ет­ся од­ним из клю­че­вых эле­мен­тов по­ли­ти­че­ской по­вест­ки ре­ги­о­наль­но­го и ло­каль­но­го уров­ня в Рос­сии. Уже в кон­це 2010-х го­дов, по дан­ным соцо­про­сов, была за­фик­си­ро­ва­на по­ло­жи­тель­ная ди­на­ми­ка в оцен­ке ра­бо­ты си­сте­мы ЖКХ рос­си­я­на­ми. Так, по дан­ным ис­сле­до­ва­ния ВЦИ­ОМ, опуб­ли­ко­ван­но­го 3 июля 2019 года, за пе­ри­од 2010-2019 го­дов доля ре­спон­ден­тов, вполне или ско­рее удо­вле­тво­рен­ных ка­че­ством услуг в сфе­ре ЖКХ, вы­рос­ла с 39% до 60%, что мог­ло быть свя­за­но и с по­ли­ти­кой вла­стей по мо­дер­ни­за­ции ком­му­наль­ной ин­фра­струк­ту­ры.

В по­сла­нии Фе­де­раль­но­му со­бра­нию в фев­ра­ле 2023 года Вла­ди­мир Пу­тин на­пом­нил: с 2023 года на­ча­ла дей­ство­вать про­грам­ма по стро­и­тель­ству и ре­мон­ту си­стем ЖКХ, рас­счи­тан­ная на 2023-2027 годы. Кро­ме того, как под­черк­нул пре­зи­дент, «в те­че­ние 10 лет пла­ни­ру­ет­ся ин­ве­сти­ро­вать в эту сфе­ру не ме­нее 4,5 трлн руб­лей». Пу­тин при­звал пра­ви­тель­ство «обес­пе­чить ее ста­биль­ное фи­нан­си­ро­ва­ние».

На ре­а­ли­за­цию про­грам­мы толь­ко в 2023 году было вы­де­ле­но 30 млрд руб­лей, а в 2024 году, как за­явил в ходе вы­ступ­ле­ния в Со­ве­те Фе­де­ра­ции в июне 2023 года гла­ва Мин­строя Ирек Фай­зул­лин, объ­е­мы фи­нан­си­ро­ва­ния про­грамм на этом на­прав­ле­нии долж­ны воз­рас­ти до 100 млрд. Пла­ни­ру­ет­ся мо­дер­ни­зи­ро­вать око­ло 13 тыс. км се­тей и 100 пло­щад­ных объ­ек­тов, что долж­но при­ве­сти к по­вы­ше­нию ка­че­ства со­от­вет­ству­ю­щих услуг не ме­нее чем для 3 млн. граж­дан.

Сре­ди ин­стру­мен­тов под­держ­ки ре­а­ли­за­ции про­ек­тов в этой сфе­ре сто­ит от­ме­тить вы­да­чу льгот­ных зай­мов со став­кой 3% го­до­вых на срок не бо­лее 25 лет из средств Фон­да на­ци­о­наль­но­го бла­го­со­сто­я­ния. По со­сто­я­нию на се­ре­ди­ну 2023 года этот ме­ха­низм со­здал воз­мож­но­сти для про­ве­де­ния ра­бот на 1 301 объ­ек­те ЖКХ в 74 субъ­ек­тах, об­щий объ­ем вло­же­ний на ре­а­ли­за­цию про­ек­тов со­ста­вил 186,8 млрд руб­лей. Из них око­ло 145 млрд руб­лей было вы­де­ле­но из ФНБ.

Уже в ян­ва­ре 2023 года пра­ви­тель­ствен­ная ко­мис­сия по ре­ги­о­наль­но­му раз­ви­тию утвер­ди­ла пер­вые 14 ре­ги­о­наль­ных про­грамм мо­дер­ни­за­ции ин­фра­струк­ту­ры ЖКХ на об­щую сум­му око­ло 16 млрд. руб­лей с ак­цен­том на «об­нов­ле­ние объ­ек­тов с мак­си­маль­ной ава­рий­но­стью и син­хро­ни­зи­ро­ва­ны с дру­ги­ми фе­де­раль­ны­ми и ре­ги­о­наль­ны­ми про­грам­ма­ми», как под­черк­нул в свя­зи с дан­ны­ми ре­ше­ни­я­ми Иль­шат Ша­гиа­х­ме­тов, ген­ди­рек­тор «Фон­да раз­ви­тия тер­ри­то­рий», опе­ра­то­ра ре­а­ли­за­ции про­грам­мы.

Важ­ны­ми ин­стру­мен­та­ми осу­ществ­ле­ния ре­ги­о­наль­ных про­ек­тов по мо­дер­ни­за­ции ин­фра­струк­ту­ры ЖКХ оста­ют­ся ин­фра­струк­тур­ные и спе­ци­аль­ные каз­на­чей­ские кре­ди­ты.

В ре­зуль­та­те про­во­ди­мой по­ли­ти­ки раз­лич­ные фор­мы фе­де­раль­ной под­держ­ки поз­во­ли­ли на­пра­вить зна­чи­тель­ные объ­е­мы средств на мо­дер­ни­за­цию ком­му­наль­ных си­стем, в том чис­ле в ре­ги­о­нах с неболь­шой чис­лен­но­стью на­се­ле­ния. Так, в Ненец­ком ав­то­ном­ном окру­ге была утвер­жде­на ре­ги­о­наль­ная про­грам­ма мо­дер­ни­за­ции ком­му­наль­ной ин­фра­струк­ту­ры на 2023-2027 годы. При этом еще в кон­це де­каб­ря 2022 года всту­пи­ло в силу по­ста­нов­ле­ние пра­ви­тель­ства, пред­по­ла­гав­шее вы­де­ле­ние это­му субъ­ек­ту 0,5 млрд. руб­лей на по­доб­ные цели, вклю­чая ре­кон­струк­цию бо­лее 34 км ком­му­наль­ных се­тей в На­рьян-Маре, а та­к­же в по­сел­ке Ис­ка­те­лей и Ам­дер­ме, Хо­рей-Вере и Ха­ру­те. А в Ады­гее клю­че­вым про­ек­том в этой сфе­ре ста­ла мо­дер­ни­за­ция очист­ных со­ору­же­ний Май­ко­па — толь­ко в 2023 году на эти цели было преду­смот­ре­но бо­лее 587 млн руб­лей.

В ходе пре­зи­дент­ской кам­па­нии 2024 года воз­мож­на ак­ти­ви­за­ция уси­лий пред­ста­ви­те­лей гу­бер­на­тор­ско­го кор­пу­са (на­при­мер, на пло­щад­ках Гос­со­ве­та и «Еди­ной Рос­сии») по про­дви­же­нию но­вых ини­ци­а­тив в сфе­ре мо­дер­ни­за­ции ком­му­наль­ных си­стем. Ряд та­ких пред­ло­же­ний ра­нее уже были учте­ны фе­де­раль­ны­ми вла­стя­ми — на­при­мер, гу­бер­на­тор Че­ля­бин­ской об­ла­сти Алек­сей Текслер по на­прав­ле­нию «Стро­и­тель­ство, ЖКХ, го­род­ская сре­да» в ок­тяб­ре 2021 года вы­сту­пил с ини­ци­а­ти­вой о со­зда­нии от­дель­ной про­грам­мы/​под­про­грам­мы по ка­пи­таль­ной мо­дер­ни­за­ции очист­ных со­ору­же­ний. Мож­но пред­по­ло­жить, что наи­боль­шую ак­тив­ность по про­дви­же­нию та­ких пред­ло­же­ний и про­ек­тов про­грамм мо­гут про­явить ру­ко­во­ди­те­ли се­вер­ных (для ко­то­рых про­бле­мы ЖКХ тра­ди­ци­он­но яв­ля­ют­ся наи­бо­лее ост­ры­ми и со­ци­аль­но зна­чи­мы­ми) и клю­че­вых ин­ду­стри­аль­ных ре­ги­о­нов, для ко­то­рых рас­ши­ре­ние фе­де­раль­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния в этой сфе­ре мо­жет стать фак­то­ром раз­ви­тия но­вых про­из­водств и со­зда­ния ра­бо­чих мест.

6.Клю­че­вые вы­зо­вы

1.По­яв­ле­ние до­пол­ни­тель­ных про­блем, ка­са­ю­щих­ся без­опас­но­сти су­до­ход­ства в ре­ги­о­нах Азо­во-Чер­но­мор­ско­го бас­сей­на, мо­жет стать до­пол­ни­тель­ным сти­му­лом для до­пол­ни­тель­ных вло­же­ний в пор­то­вую, же­лез­но­до­рож­ную и ав­то­транс­порт­ную ин­фра­струк­ту­ру, поз­во­ля­ю­щую вый­ти на аль­тер­на­тив­ные марш­ру­ты по­ста­вок рос­сий­ской про­дук­ции для по­лу­ча­те­лей — пре­жде все­го из стран «Гло­баль­но­го Юга». Осо­бое зна­че­ние в этих усло­ви­ях мо­жет при­об­ре­сти рас­ши­ре­ние транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры в рам­ках МТК «Се­вер-Юг», но до­пол­ни­тель­ные пер­спек­ти­вы мо­гут по­явить­ся и для рос­сий­ской пор­то­вой ин­фра­струк­ту­ры на Бал­ти­ке (пре­жде все­го в рам­ках раз­ви­тия пор­та Усть-Луга), даже несмот­ря на на­ли­чие в этом ре­ги­оне иных внеш­не­по­ли­ти­че­ских рис­ков в свя­зи с со­хра­не­ни­ем на­пря­жен­но­сти меж­ду Рос­си­ей и стра­на­ми НАТО.

При этом пер­спек­ти­вы раз­ви­тия МТК «Се­вер-Юг», без­услов­но, ста­но­вят­ся сти­му­лом для вы­дви­же­ния соб­ствен­ных ини­ци­а­тив в этой сфе­ре со сто­ро­ны ру­ко­вод­ства субъ­ек­тов. По­ка­за­тель­ный при­мер — про­ект пор­то­воло­ги­сти­че­ско­го хаба в Са­мар­ской об­ла­сти, вы­дви­ну­тый ко­ман­дой гу­бер­на­то­ра Дмит­рия Аза­ро­ва.

2.Гло­баль­ное из­ме­не­ние кли­ма­та. По­ми­мо до­пол­ни­тель­ных воз­мож­но­стей (на­при­мер, в рам­ках пер­спек­тив Се­вер­но­го мор­ско­го пути и стро­и­тель­ства ин­фра­струк­ту­ры в Арк­ти­че­ской зоне) это мо­жет за­да­вать и но­вые вы­зо­вы — ска­жем, со­зда­вая необ­хо­ди­мость при­ме­не­ния но­вых тех­но­ло­гий для ин­фра­струк­тур­но­го стро­и­тель­ства в се­вер­ных ре­ги­о­нах. По дан­ным Транс­порт­ной стра­те­гии на пе­ри­од до 2030 года с про­гно­зом до 2035 года, утвер­жден­ной рас­по­ря­же­ни­ем пра­ви­тель­ства, до сих пор толь­ко 30% ин­ве­сти­ций в транс­порт­ную ин­фра­струк­ту­ру в на­шей стране на­прав­ля­лось на стро­и­тель­ство но­вых объ­ек­тов и 70% — на под­дер­жа­ние уже име­ю­щей­ся, что свя­за­но в том чис­ле с осо­бен­но­стя­ми кли­ма­та в Рос­сии. Гло­баль­ное из­ме­не­ние кли­ма­та мо­жет стать до­пол­ни­тель­ным сти­му­лом для раз­ра­бот­ки но­вых стро­и­тель­ных тех­но­ло­гий рос­сий­ски­ми уче­ны­ми, а та­к­же для ко­опе­ра­ции с го­су­дар­ства­ми, та­к­же про­яв­ля­ю­щи­ми ин­те­рес к ре­а­ли­за­ции ин­вест­про­ек­тов в Арк­ти­че­ской зоне (на­при­мер, с Ки­та­ем).

3.Необ­хо­ди­мость со­пря­же­ния ин­тен­сив­но­сти мо­дер­ни­за­ции ком­му­наль­ной и рас­ши­ре­ния со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры с тем­па­ми жи­лищ­но­го стро­и­тель­ства в круп­ней­ших аг­ло­ме­ра­ци­ях. Этот вы­зов мо­жет стать сти­му­лом не толь­ко для до­пол­ни­тель­но­го фе­де­раль­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния для ре­ше­ния та­ких за­дач в ре­ги­о­нах, но и для бо­лее плот­но­го вза­и­мо­дей­ствия Цен­тра с ло­каль­ны­ми со­об­ще­ства­ми для по­лу­че­ния объ­ек­тив­ной и бо­лее опе­ра­тив­ной ин­фор­ма­ции о недо­ра­бот­ках в сфе­ре стро­и­тель­ства со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры на ме­стах. Пер­спек­тив­ные плат­фор­мы для ор­га­ни­за­ции та­ких ка­на­лов об­рат­ной свя­зи мо­гут по­явить­ся на базе «Еди­ной Рос­сии», ОНФ, воз­мож­но, Об­ще­ствен­ной па­ла­ты РФ.

4.Ве­ро­ят­ное про­дол­же­ние ро­ста ин­тен­сив­но­сти пас­са­жи­ро­по­то­ков по­сле за­вер­ше­ния пан­де­мии и рас­ши­ре­ния свя­зей с дру­же­ствен­ны­ми и ней­траль­ны­ми стра­на­ми мо­жет по­тре­бо­вать до­пол­ни­тель­но­го рас­ши­ре­ния транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры, в том чис­ле в круп­ней­ших аг­ло­ме­ра­ци­ях. Та­к­же не ис­клю­че­но вос­ста­нов­ле­ние эко­но­ми­че­ских свя­зей (а зна­чит, уве­ли­че­ние тур­по­то­ков) с за­пад­ны­ми стра­на­ми в слу­чае сни­же­ния на­пря­жен­но­сти во­круг Укра­и­ны.

В Транс­порт­ной стра­те­гии до 2030 года в ка­че­стве од­ной из про­блем для раз­ви­тия со­от­вет­ству­ю­щей ин­фра­струк­ту­ры в Рос­сии на­зва­на низ­кая транс­порт­ная по­движ­ность на­се­ле­ния и нере­а­ли­зо­ван­ный по­тен­ци­ал внут­рен­не­го и въезд­но­го ту­риз­ма. По дан­ным это­го до­ку­мен­та, уро­вень транс­порт­ной по­движ­но­сти на­се­ле­ния в Рос­сии в 2 — 4 раза ниже в срав­не­нии с наи­бо­лее эко­но­ми­че­ски раз­ви­ты­ми стра­на­ми мира, при этом бо­лее 70% всех по­ез­док при­хо­ди­лось на 30% на­се­ле­ния, про­жи­ва­ю­щих в 20 круп­ней­ших аг­ло­ме­ра­ци­ях, в то вре­мя как за их пре­де­ла­ми транс­порт­ная по­движ­ность на 40% ниже.

Про­ак­тив­ная по­ли­ти­ка эко­но­ми­ки пред­ло­же­ния для фор­ми­ро­ва­ния спро­са, на ко­то­рой в 2023 году неод­но­крат­но ак­цен­ти­ро­вал вни­ма­ние Вла­ди­мир Пу­тин, бу­дет пред­по­ла­гать и по­вы­ше­ние транс­порт­ной по­движ­но­сти на­се­ле­ния, что по­тре­бу­ет за­бла­го­вре­мен­но­го рас­ши­ре­ния транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры в но­вых усло­ви­ях.

5.До­пол­ни­тель­ных вло­же­ний мо­жет по­тре­бо­вать раз­ви­тие транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры с точ­ки зре­ния за­дач в сфе­ре обо­ро­ны и без­опас­но­сти. Эти вы­зо­вы мо­гут за­тро­нуть не толь­ко транс­порт­ную ин­фра­струк­ту­ру, необ­хо­ди­мую для снаб­же­ния Объ­еди­нен­ной груп­пи­ров­ки войск в зоне про­ве­де­ния СВО, но и тер­ри­то­рий, ко­то­рые в пер­спек­ти­ве мо­гут стать зо­на­ми до­пол­ни­тель­ной на­пря­жен­но­сти в рам­ках от­но­ше­ний Рос­сии с внеш­ни­ми иг­ро­ка­ми. На­при­мер, от­вет­ные меры на вступ­ле­ние Фин­лян­дии в НАТО стать до­пол­ни­тель­ным фак­то­ром раз­ви­тия транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры в при­гра­нич­ных ре­ги­о­нах. Уси­ле­ние на­пря­жен­но­сти в зоне Бал­тий­ско­го моря мо­жет по­тре­бо­вать до­пол­ни­тель­ных ин­ве­сти­ций в раз­ви­тие транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти. На­ко­нец, рис­ки уси­ле­ния на­пря­жен­но­сти в Арк­ти­че­ской зоне (осо­бен­но в слу­чае ак­ти­ви­за­ции борь­бы за вли­я­ние в Арк­ти­ке на фоне рас­ши­ре­ния ло­ги­сти­че­ских воз­мож­но­стей ре­ги­о­на в усло­ви­ях из­ме­не­ния кли­ма­та) та­к­же мо­гут стать ис­точ­ни­ком до­пол­ни­тель­ных вы­зо­вов в сфе­ре без­опас­но­сти, а зна­чит, мо­ти­вом для раз­ви­тия транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры в этой ча­сти стра­ны.

Ссылка


Возврат к списку