у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Политика пространственного развития: достижения новой России и вызовы будущего

Политика пространственного развития: достижения новой России и вызовы будущего 06.12.2023

1. Стра­те­гия про­стран­ствен­но­го раз­ви­тия: ин­ди­ка­тив­ные и ди­рек­тив­ные ком­по­нен­ты

Утвер­жден­ная в фев­ра­ле 2019 года дей­ству­ю­щая Стра­те­гия про­стран­ствен­но­го раз­ви­тия до 2025 года при­ни­ма­лась в усло­ви­ях, ха­рак­те­ри­зо­вав­ших­ся мень­шим уров­нем внеш­не­по­ли­ти­че­ских и иных вы­зо­вов (на­при­мер, в эпи­де­мио­ло­ги­че­ской сфе­ре). Тем не ме­нее в ней уже были учте­ны пер­спек­тив­ные вы­зо­вы, с ко­то­ры­ми бу­дет вы­нуж­де­на столк­нуть­ся Рос­сия при вы­хо­де на но­вый уро­вень тех­но­ло­ги­че­ско­го, ин­фра­струк­тур­но­го и со­ци­аль­но­го раз­ви­тия.

1.Кон­цен­тра­ция на­се­ле­ния и эко­но­ми­ки в круп­ней­ших фор­мах рас­се­ле­ния, сре­ди ко­то­рых ве­ду­щие по­зи­ции за­ни­ма­ют клю­че­вые го­род­ские аг­ло­ме­ра­ции, оста­ва­ясь меж­ду­на­род­ной тен­ден­ци­ей, от­ме­чен­ной в стра­те­гии, свя­за­на и с вы­зо­ва­ми для Рос­сии с уче­том зна­чи­тель­ных раз­ме­ров тер­ри­то­рии стра­ны и необ­хо­ди­мо­сти ре­а­ли­за­ции зна­чи­мых ин­вест­про­ек­тов, в том чис­ле на при­о­ри­тет­ных гео­ст­ра­те­ги­че­ских тер­ри­то­ри­ях. Пер­во­оче­ред­ное зна­че­ние при­об­ре­ла под­держ­ка ре­ги­о­нов, рас­по­ло­жен­ных за пре­де­ла­ми 19 круп­ных и круп­ней­ших го­род­ских аг­ло­ме­ра­ций, а та­к­же 4 ми­не­раль­но-сы­рье­вых цен­тров, ко­то­рые оста­ва­лись клю­че­вы­ми драй­ве­ра­ми эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия стра­ны на мо­мент при­ня­тия до­ку­мен­та.

2.Ста­би­ли­за­ция чис­лен­но­сти на­се­ле­ния в боль­шин­стве субъ­ек­тов (вклю­чая по­сте­пен­ное со­кра­ще­ние ми­гра­ци­он­но­го от­то­ка из Во­сточ­ной Си­би­ри, се­вер­ных рай­о­нов Ев­ро­пей­ской ча­сти стра­ны и с Даль­не­го Во­сто­ка) поз­во­ли­ла Крем­лю по­ста­вить но­вые за­да­чи по уве­ли­че­нию про­дол­жи­тель­но­сти жиз­ни и ро­сту рож­да­е­мо­сти, в том чис­ле в наи­бо­лее про­блем­ных с этой точ­ки зре­ния ре­ги­о­нах, что по­тре­бо­ва­ло до­пол­ни­тель­ных бюд­жет­ных вло­же­ний в мо­дер­ни­за­цию со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры (вклю­чая объ­ек­ты об­ра­зо­ва­ния и здра­во­охра­не­ния).

Вла­ди­мир Пу­тин неод­но­крат­но под­чер­ки­вал: есте­ствен­ный при­рост по­сто­ян­но­го на­се­ле­ния яв­ля­ет­ся «са­мым глав­ным ин­те­гри­ро­ван­ным по­ка­за­те­лем» раз­ви­тия ре­ги­о­нов. Об этом пре­зи­дент на­пом­нил, на­при­мер, в ходе ра­бо­чей встре­чи с Дмит­ри­ем Ар­тю­хо­вым в ап­ре­ле 2023 года, от­ме­чая по­зи­тив­ные тен­ден­ции в Яма­ло-Ненец­ком ав­то­ном­ном окру­ге на этом на­прав­ле­нии.

3.Необ­хо­ди­мость по­вы­ше­ния уров­ня ком­форт­но­сти город­ской сре­ды в боль­шин­стве го­ро­дов, пря­мо от­ме­чен­ная в Стра­те­гии про­стран­ствен­но­го раз­ви­тия, ста­ла вы­зо­вом для фе­де­раль­ных вла­стей, сти­му­ли­руя их в 2019-2023 го­дах на­пра­вить до­пол­ни­тель­ные сред­ства на ре­а­ли­за­цию про­филь­но­го при­о­ри­тет­но­го про­ек­та — при­чем с во­вле­че­ни­ем в об­суж­де­ние де­та­лей ре­ше­ния этой за­да­чи мак­си­маль­но ши­ро­ких сло­ев на­се­ле­ния. Этот прин­цип был ре­а­ли­зо­ван и при ра­бо­те с но­вы­ми тер­ри­то­ри­я­ми — на­при­мер, как под­черк­нул в июне 2023 года вице-пре­мьер Ма­рат Хус­нул­лин, за бла­го­устрой­ство 46 об­ще­ствен­ных тер­ри­то­рий в но­вых субъ­ек­тах в 2023 году от­да­ли свои го­ло­са от­да­ли бо­лее 133 тыс. жи­те­лей.

Осо­бое вни­ма­ние фе­де­раль­но­го цен­тра к этой теме под­чер­ки­ва­ет­ся спе­ци­аль­ной ро­лью пол­пре­дов пре­зи­ден­та в фе­де­раль­ных окру­гах в во­про­сах кон­тро­ля за ре­а­ли­за­ци­ей про­ек­та на ме­стах. Как под­черк­нул пол­пред пре­зи­ден­та в УрФО Вла­ди­мир Яку­шев, «в на­се­лен­ные пунк­ты с ком­форт­ной го­род­ской сре­дой охот­нее едут вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные спе­ци­а­ли­сты и за­хо­дят ин­ве­сто­ры». Все­го же с 2017 года толь­ко в УрФО было при­ве­де­но в по­ря­док бо­лее 7 тыс. об­ще­ствен­ных про­странств и дво­ров.

4.Про­бле­ма, обу­слов­лен­ная вы­со­кой до­лей ма­ло­про­из­во­ди­тель­ных и низ­ко­тех­но­ло­гич­ных про­из­водств в струк­ту­ре эко­но­мик субъ­ек­тов, а та­к­же огра­ни­чен­ным уров­нем пред­при­ни­ма­тель­ской ак­тив­но­сти в боль­шин­стве ма­лых и сред­них го­ро­дов, на сель­ских тер­ри­то­ри­ях за пре­де­ла­ми круп­ных го­род­ских аг­ло­ме­ра­ций, от­ме­чен­ная в при­ня­той в 2019 году стра­те­гии, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни была пре­одо­ле­на за про­шед­щий пе­ри­од – как с по­мо­щью кур­са на но­вую ин­ду­стри­а­ли­за­цию, так и бла­го­да­ря ре­а­ли­за­ции мер по ин­фра­струк­тур­но­му раз­ви­тию ре­ги­о­нов.

Си­сте­мо­об­ра­зу­ю­щей ме­рой, сыг­рав­шей зна­чи­тель­ную роль в ре­а­ли­за­ции этой стра­те­гии, ста­ли ин­фра­струк­тур­ные бюд­жет­ные кре­ди­ты, предо­став­ля­е­мые ре­ги­о­нам по став­ке 3% го­до­вых на срок не ме­нее 15 лет. Дру­гой со­став­ля­ю­щей «ин­фра­струк­тур­но­го меню» ста­ли спе­ци­аль­ные каз­на­чей­ские кре­ди­ты. По дан­ным на ав­густ 2023 года было вы­де­ле­но 32 ре­ги­о­на, где за­пла­ни­ро­ван к ре­а­ли­за­ции 61 ин­фра­струк­тур­ный про­ект, вклю­ча­ю­щий стро­и­тель­ство или ре­монт 136 объ­ек­тов.

По ито­гам стра­те­ги­че­ской сес­сии по раз­ви­тию ин­фра­струк­ту­ры, про­шед­шей в сен­тяб­ре 2023 года, гла­ва пра­ви­тель­ства Ми­ха­ил Ми­шу­ст­ин дал по­ру­че­ние пред­ста­вить в 2024 году но­вую кон­цеп­цию Стра­те­гии про­стран­ствен­но­го раз­ви­тия Рос­сии «с уче­том те­ку­щих гео­по­ли­ти­че­ских вы­зо­вов, ре­ги­о­наль­ных и му­ни­ци­паль­ных при­о­ри­те­тов».

Ве­ро­ят­но, но­вая стра­те­гия долж­на учи­ты­вать:

1) но­вые ас­пек­ты про­стран­ствен­ной ор­га­ни­за­ции эко­но­ми­ки (с уче­том уси­ле­ния при­о­ри­те­тов по раз­ви­тию эко­но­ми­че­ских свя­зей с го­су­дар­ства­ми Во­сточ­ной, Юж­ной Азии и Боль­шо­го Ближ­не­го Во­сто­ка),

2)при­о­ри­те­ты раз­ви­тия сель­ских тер­ри­то­рий (при­ме­ча­тель­но, на­при­мер, что од­но­вре­мен­но с вы­ше­на­зван­ной за­да­чей гла­ва пра­ви­тель­ства за­явил о необ­хо­ди­мо­сти до­ра­бот­ки ини­ци­а­ти­вы со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия «Мой част­ный дом», преду­смот­рев до­пол­ни­тель­ные меры под­держ­ки ин­ди­ви­ду­аль­но­го жи­лищ­но­го стро­и­тель­ства),

3)необ­хо­ди­мость бо­лее рав­но­мер­но­го про­стран­ствен­но­го раз­ви­тия му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний в со­ста­ве аг­ло­ме­ра­ций. От­ме­тим по­ру­че­ние Ми­шу­ст­и­на Мин­тран­су, Мин­фи­ну, Минэко­но­мраз­ви­тия сов­мест­но с ОАО «РЖД» про­ра­бо­тать па­ра­мет­ры ре­а­ли­за­ции про­ек­тов по раз­ви­тию го­род­ских элек­три­чек до 2030 года и ука­за­ние на необ­хо­ди­мость осо­бо­го вни­ма­ния к под­держ­ке ма­лых го­ро­дов в рам­ках фе­де­раль­но­го про­ек­та «Фор­ми­ро­ва­ние ком­форт­ной го­род­ской сре­ды».

2.При­о­ри­те­ты ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ки Рос­сии, их из­ме­не­ние и ди­на­ми­ка

За пе­ри­од 2019-2023 го­дов мож­но вы­де­лить несколь­ко клю­че­вых ас­пек­тов ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ки, вы­шед­ших на пер­вый план в но­вых усло­ви­ях.

1.До­пол­ни­тель­ный ак­цент на му­ни­ци­паль­ной по­вест­ке, пря­мое вни­ма­ние Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на к этой теме. От­ме­тим, на­при­мер, по­ру­че­ние пре­зи­ден­та пра­ви­тель­ству до кон­ца 2023 года утвер­дить ма­стер-пла­ны раз­ви­тия даль­не­во­сточ­ных го­ро­дов, ко­то­рые были пред­став­ле­ны ему на Во­сточ­ном эко­но­ми­че­ском фо­ру­ме в сен­тяб­ре, а ра­нее, в част­но­сти, про­ве­де­ние со­ве­ща­ния под пред­се­да­тель­ством гла­вы го­су­дар­ства по дол­го­сроч­но­му со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­му раз­ви­тию Пет­ро­пав­ловск-Кам­чат­ской аг­ло­ме­ра­ции в сен­тяб­ре 2022 года.

Этот тренд мо­жет со­зда­вать как до­пол­ни­тель­ные ка­рьер­ные и лоб­бист­ские воз­мож­но­сти, так и вы­зо­вы для глав му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний. По­это­му в 2024-2025 го­дах мож­но ожи­дать даль­ней­ше­го со­вер­шен­ство­ва­ния ме­то­дов кон­тро­ля за го­су­дар­ствен­ны­ми му­ни­ци­паль­ны­ми за­куп­ка­ми, в том чис­ле по про­ек­там, име­ю­щим осо­бое зна­че­ние для про­стран­ствен­но­го раз­ви­тия.

2.Но­вые вы­зо­вы пе­ри­о­да пан­де­мии уси­ли­ли за­прос как граж­дан на ме­стах, так и фе­де­раль­но­го цен­тра на уско­рен­ное раз­ви­тие ме­ди­цин­ской ин­фра­струк­ту­ры. От­ме­тим, на­при­мер, об­ра­ще­ние пре­зи­ден­та в на­ча­ле де­каб­ря 2023 года к участ­ни­кам II кон­грес­са «На­ци­о­наль­ное здра­во­охра­не­ние», где были упо­мя­ну­ты эти при­о­ри­те­ты.

Сре­ди клю­че­вых эле­мен­тов ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ки Крем­ля на пер­спек­ти­ву 2024-2030 го­дов мож­но вы­де­лить циф­ро­ви­за­цию ме­ди­цин­ских учре­жде­ний в ре­ги­о­нах, на чем спе­ци­аль­но ак­цен­ти­ро­вал вни­ма­ние гла­ва пра­ви­тель­ства Ми­ха­ил Ми­шу­ст­ин (на­при­мер, в де­каб­ре 2023 года от­ме­тив, что уже 2024 году каж­дый субъ­ект дол­жен внед­рить ре­ше­ния в сфе­ре при­ме­не­ния про­грамм­ных про­дук­тов с ис­кус­ствен­ным ин­тел­лек­том, ска­жем при мам­мо­гра­фии), а с уче­том при­о­ри­тет­ной для пре­зи­дент­ской кам­па­нии-2024 темы де­мо­гра­фии — та­к­же тех­но­ло­ги­че­ское об­нов­ле­ние дет­ских ме­д­учре­жде­ний. На­блю­да­ет­ся раз­ви­тие трен­дов, за­дан­ных по ито­гам за­се­да­ния пре­зи­ди­у­ма Гос­со­ве­та в ок­тяб­ре 2019 года о за­да­чах ре­ги­о­нов в сфе­ре здра­во­охра­не­ния и ре­а­ли­зо­ван­ных в рам­ках по­ли­ти­ки ре­ги­о­наль­ных вла­стей в 2020-2023 го­дах. При­ме­ча­тель­но в этой свя­зи от­кры­тие но­вых ме­д­учре­жде­ний по­доб­но­го про­фи­ля — на­при­мер, но­во­го кор­пу­са Са­мар­ской об­ласт­ной дет­ской ин­фек­ци­он­ной боль­ни­цы в июне 2023 года, в це­ре­мо­нии за­пус­ка ко­то­рой при­ня­ли уча­стие гу­бер­на­тор Дмит­рий Аза­ров и гла­ва Ми­ни­стер­ства здра­во­охра­не­ния Ми­ха­ил Му­раш­ко.

3.Но­вая ин­ду­стри­а­ли­за­ция, за­да­чи ко­то­рой вы­шли на но­вый уро­вень в 2022-2023 го­дах с уче­том уси­ле­ния санк­ци­он­но­го дав­ле­ния, но­вых вы­зо­вов в сфе­ре обо­ро­ны и без­опас­но­сти, необ­хо­ди­мо­сти до­пол­ни­тель­ных мер по укреп­ле­нию тех­но­ло­ги­че­ско­го су­ве­ре­ни­те­та. Толь­ко в Москве объ­ем про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства с ян­ва­ря по сен­тябрь 2023 года вы­рос бо­лее чем на 15% в срав­не­нии с ана­ло­гич­ным пе­ри­о­дом 2022-го. Но­вые за­да­чи в этой сфе­ре на фе­де­раль­ном уровне были по­став­ле­ны Вла­ди­ми­ром Пу­ти­ным в ходе со­ве­ща­ния с гла­ва­ми пред­при­я­тий об­ра­ба­ты­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­сти в ав­гу­сте 2023 года.

Но­вые вы­зо­вы ста­ли сти­му­лом для осо­бо­го вни­ма­ния Крем­ля не толь­ко к соб­ствен­но ин­ду­стри­аль­ным ре­ги­о­нам (в том чис­ле в кон­тек­сте фор­ми­ро­ва­ния там усло­вий для раз­ви­тия но­вых про­из­водств двой­но­го на­зна­че­ния — так, осе­нью 2023 года пра­ви­тель­ство уста­но­ви­ло экс­пе­ри­мен­таль­ный пра­во­вой ре­жим для экс­плу­а­та­ции бес­пи­лот­ных авиа­ци­он­ных си­стем (БАС) в 21 субъ­ек­те Фе­де­ра­ции), но и к необ­хо­ди­мо­сти под­держ­ки на­уч­но-об­ра­зо­ва­тель­ных цен­тров на ме­стах.

От­сю­да, на­при­мер, роль про­ек­тов по стро­и­тель­ству уни­вер­си­тет­ских кам­пу­сов ми­ро­во­го уров­ня. Ха­рак­тер­но, что 9 про­ек­тов-по­бе­ди­те­лей, ре­а­ли­за­ция ко­то­рых на­ча­лась в 2023 году, свя­за­ны с ре­ги­о­на­ми раз­но­го со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го про­фи­ля. Сре­ди них как наи­бо­лее эко­но­ми­че­ски бла­го­по­луч­ные субъ­ек­ты, свя­зан­ные с при­сут­стви­ем неф­те­га­зо­вых ком­па­ний (на­при­мер, Тю­мен­ская, Са­ха­лин­ская об­ла­сти), так и тер­ри­то­рии, нуж­да­ю­щи­е­ся в до­пол­ни­тель­ной под­держ­ке фе­де­раль­но­го цен­тра (Ива­нов­ская об­ласть). Мож­но ожи­дать рас­ши­ре­ния ре­а­ли­за­ции этой про­грам­мы в 2024-2030 го­дах с ак­цен­том на мо­дер­ни­за­цию уни­вер­си­тет­ской ин­фра­струк­ту­ры в це­лом ряде ре­ги­о­нов Цен­траль­но­го Нечер­но­зе­мья, но­вых субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции, а та­к­же тер­ри­то­рий Си­би­ри и Даль­не­го Во­сто­ка.

3.Сгла­жи­ва­ние раз­ли­чий в раз­ви­тии тер­ри­то­рий и рав­но­мер­ность рас­пре­де­ле­ния ре­сур­сов

Кон­цен­тра­ция эко­но­ми­че­ско­го ро­ста в огра­ни­чен­ном чис­ле цен­тров, а та­к­же нерав­но­мер­ное раз­ви­тие тер­ри­то­рий внут­ри аг­ло­ме­ра­ций были на­зва­ны зна­чи­мы­ми вы­зо­ва­ми в рам­ках Стра­те­гии про­стран­ствен­но­го раз­ви­тия до 2025 года. Фе­де­раль­ный центр за 2019-2023 годы пред­при­нял су­ще­ствен­ные уси­лия для ре­а­ги­ро­ва­ния на них.

1.Ком­плекс­ное раз­ви­тие сель­ских тер­ри­то­рий было при­зва­но ре­шить ши­ро­кий круг за­дач, в том чис­ле в сфе­ре про­до­воль­ствен­ной без­опас­но­сти, предот­вра­ще­ния от­то­ка на­се­ле­ния (пре­жде все­го из гео­ст­ра­те­ги­че­ски зна­чи­мых ре­ги­о­нов), ре­ше­ния де­мо­гра­фи­че­ских про­блем. Ко­неч­но, в рам­ках это­го на­прав­ле­ния ре­а­ли­зу­ют­ся меры, зна­чи­мые для раз­ви­тия сфе­ры АПК — так, в де­каб­ре 2023 года пра­ви­тель­ство рас­ши­ри­ло про­грам­му под­держ­ки ре­ги­о­нов в об­ла­сти ме­ли­о­ра­ции зе­мель. Фе­де­раль­ную под­держ­ку смо­гут по­лу­чать не толь­ко соб­ствен­но сель­хоз­про­из­во­ди­те­ли, но и на­уч­ные и об­ра­зо­ва­тель­ные ор­га­ни­за­ции, про­во­дя­щие ис­сле­до­ва­ния в об­ла­сти се­лек­ции и се­ме­но­вод­ства, ме­ли­о­ра­ции зе­мель и по­вы­ше­ния про­дук­тив­но­сти почв. Все­го же, на­при­мер, в 2023 году в фе­де­раль­ном бюд­же­те на суб­си­ди­ро­ва­ние ме­ли­о­ра­тив­ных ме­ро­при­я­тий преду­смот­ре­но бо­лее 8,5 млрд руб­лей.

Но, кро­ме того, фе­де­раль­ное фи­нан­си­ро­ва­ние в рам­ках ре­а­ли­за­ции этой про­грам­мы, как неод­но­крат­но под­чер­ки­вал гла­ва Мин­сель­хоза Дмит­рий Патру­шев, на­прав­ле­но на улуч­ше­ние жи­лищ­ных усло­вий граж­дан, бла­го­устрой­ство и ин­же­нер­ную ин­фра­струк­ту­ру сель­ских тер­ри­то­рий, со­дей­ствие за­ня­то­сти. Все­го же, как от­ме­ча­лось в июле 2023 года на со­ве­ща­нии по это­му во­про­су под пред­се­да­тель­ством вице-пре­мье­ра Вик­то­рии Аб­рам­чен­ко, уже по ито­гам пер­вых 3 лет ре­а­ли­за­ции гос­про­грам­мы из фе­де­раль­но­го бюд­же­та было на­прав­ле­но око­ло 125 млрд руб­лей на раз­ви­тие сель­ских тер­ри­то­рий и улуч­ше­ние ка­че­ства жиз­ни на селе.

Меры по раз­ви­тию села ста­ли сти­му­лом не толь­ко для под­держ­ки про­блем­ных тер­ри­то­рий, но и для даль­ней­шей ди­вер­си­фи­ка­ции эко­но­ми­ки фи­нан­со­во бла­го­по­луч­ных ре­ги­о­нов. Яр­ким при­ме­ром стал за­пуск пле­мен­но­го цен­тра по вос­про­из­вод­ству ин­дей­ки в Тю­мен­ской об­ла­сти в но­яб­ре 2022 года, в ко­то­ром при­нял уча­стие Вла­ди­мир Пу­тин (в ре­жи­ме ви­део­кон­фе­рен­ции), а та­к­же гу­бер­на­тор ре­ги­о­на Алек­сандр Моор и ру­ко­вод­ство фе­де­раль­но­го аг­рар­но­го ве­дом­ства.

2.Сгла­жи­ва­ние раз­ли­чий меж­ду ре­ги­о­на­ми по во­про­сам, име­ю­щим ре­ша­ю­щее зна­че­ние для эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, кос­ну­лось и мо­дер­ни­за­ции энер­ге­ти­че­ской ин­фра­струк­ту­ры. На­при­мер, как под­черк­нул в ходе встре­чи с пре­зи­ден­том в но­яб­ре 2023 года ген­ди­рек­тор, пред­се­да­тель прав­ле­ния ПАО «Рос­се­ти» Ан­дрей Рю­мин, ре­а­ли­зу­е­мая ком­па­ни­ей ин­вест­про­грам­ма уже в 2022 году вы­шла на ре­корд­ный уро­вень — с об­щим объ­е­мом фи­нан­си­ро­ва­ния про­ек­тов 435 млрд. руб­лей (на 110 млрд. руб­лей боль­ше, чем в 2021 году). При этом в чис­ло ее при­о­ри­те­тов во­шло об­нов­ле­ние ма­ги­страль­но­го ком­плек­са (в том чис­ле для вы­хо­да на но­вый уро­вень элек­тро­снаб­же­ния Во­сточ­но­го по­ли­го­на). Все­го в рам­ках ре­а­ли­за­ции дей­ству­ю­щей ин­вест­про­грам­мы было вве­де­но око­ло 10 ги­га­вольт-ам­пер но­вой транс­фор­ма­тор­ной мощ­но­сти и воз­ве­де­но око­ло 30 тыс. км ли­ний элек­тро­пе­ре­да­чи.

3.Ре­ше­ние за­дач по вы­хо­ду на но­вый уро­вень раз­ви­тия ми­не­раль­но-сы­рье­вых цен­тров. Осо­бое зна­че­ние име­ет транс­порт­ная, в том чис­ле, же­лез­но­до­рож­ная ин­фра­струк­ту­ра. Об­ра­тим вни­ма­ние на про­ект Се­вер­но­го ши­рот­но­го хода (Яма­ло-Ненец­кий округ), при­зван­но­го со­еди­нить Се­вер­ную и Сверд­лов­скую же­лез­ные до­ро­ги. Или Во­сточ­но­го по­ли­го­на РЖД, зна­че­ние ко­то­ро­го уси­ли­ва­ет­ся с уче­том за­дач по ор­га­ни­за­ции экс­пор­та угля из ре­ги­о­нов Си­би­ри по­тре­би­те­лям в Во­сточ­ной Азии.

Если же го­во­рить о пор­то­вых мощ­но­стях, то толь­ко за 1 по­лу­го­дие 2023 года объ­е­мы вы­во­за угля че­рез пор­ты Арк­ти­че­ско­го бас­сей­на уве­ли­чи­лись на 8,7 млн тонн (на 36,7%), Бал­тий­ско­го – на 25,5 млн тонн (на 40%), Даль­не­во­сточ­но­го – на 54,7 млн тонн (на 6%) по срав­не­нию с ана­ло­гич­ны­ми по­ка­за­те­ля­ми про­шло­го года. Мож­но пред­по­ло­жить, что рост спро­са на рос­сий­ский экс­порт­ный уголь мо­жет стать фак­то­ром до­пол­ни­тель­ных фе­де­раль­ных вло­же­ний в раз­ви­тие со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры и под­держ­ку ин­вест­про­ек­тов в клю­че­вых уг­ле­до­бы­ва­ю­щих ре­ги­о­нах в пер­спек­ти­ве до 2030-х го­дов

  1. Прин­ци­пы и ло­ги­ка раз­ви­тия го­род­ских аг­ло­ме­ра­ций

В го­род­ских аг­ло­ме­ра­ци­ях боль­ше воз­мож­но­стей для тру­до­устрой­ства граж­дан, бо­лее раз­ви­тая и луч­ше тех­ни­че­ски осна­щен­ная сеть учре­жде­ний об­ра­зо­ва­ния и здра­во­охра­не­ния. Од­на­ко уро­вень тре­бо­ва­ний жи­те­лей го­род­ских аг­ло­ме­ра­ций к ре­а­ли­за­ции по­ли­ти­ки раз­ви­тия та­ких тер­ри­то­рий опре­де­лен­но выше, чем в на­се­лен­ных пунк­тах, на­хо­дя­щих­ся непо­сред­ствен­но вне зоны при­тя­же­ния клю­че­вых цен­тров эко­но­ми­че­ско­го ро­ста.

В раз­ви­тии та­ких тер­ри­то­рий фе­де­раль­ной вла­сти уда­лось до­стичь су­ще­ствен­ных ре­зуль­та­тов, что под­твер­жда­ет­ся и дан­ны­ми со­цио­ло­ги­че­ских опро­сов. На­при­мер, по дан­ным ис­сле­до­ва­ния ВЦИ­ОМ от 15 июля 2023 года, как опре­де­лен­но или ско­рее хо­ро­шее со­сто­я­ние го­род­ской сре­ды в сво­их на­се­лен­ных пунк­тах оце­ни­ли 72% опро­шен­ных жи­те­лей го­ро­дов-мил­ли­он­ни­ков, 66% ре­спон­ден­тов из го­ро­дов с на­се­ле­ни­ем от 500 тыс. до 900 тыс. че­ло­век и 77% жи­те­лей го­ро­дов с на­се­ле­ни­ем от 100 тыс. до 500 тыс. че­ло­век.

В 2019-2023 го­дах к чис­лу клю­че­вых при­о­ри­те­тов раз­ви­тия го­род­ских аг­ло­ме­ра­ций Рос­сии мож­но от­не­сти:

1.Но­вые за­да­чи по фор­ми­ро­ва­нию мо­дер­ни­зи­ро­ван­но­го транс­порт­но­го кар­ка­са та­ких тер­ри­то­рий. По­дроб­нее об этом го­во­рит­ся в об­на­ро­до­ван­ном в но­яб­ре 2023 года до­кла­де АПЭК «Ин­фра­струк­тур­ная по­ли­ти­ка: до­сти­же­ния но­вой Рос­сии и вы­зо­вы бу­ду­ще­го». В рам­ках темы на­сто­я­ще­го до­кла­да от­ме­тим, что этот тренд за­тро­нул как Мос­ков­скую аг­ло­ме­ра­цию (меры по раз­ви­тию Цен­траль­но­го транс­порт­но­го узла, на чем неод­но­крат­но ак­цен­ти­ро­вал вни­ма­ние мэр сто­ли­цы Сер­гей Со­бя­нин), так и ряд дру­гих стра­те­ги­че­ски важ­ных тер­ри­то­рий.

На­при­мер, в рам­ках раз­ви­тия Са­мар­ско-То­льят­тин­ской аг­ло­ме­ра­ции еще в 2021 году при под­держ­ке гу­бер­на­то­ра Дмит­рия Аза­ро­ва был за­пу­щен про­ект кур­си­ро­ва­ния по тер­ри­то­рии ре­ги­о­на «Ла­сточ­ки» на марш­ру­тах Са­ма­ра — Жи­гу­левск, Са­ма­ра — Сыз­рань, Са­ма­ра — То­льят­ти. Сре­ди при­о­ри­тет­ных на­прав­ле­ний в рам­ках раз­ви­тия же­лез­но­до­рож­ной ин­фра­струк­ту­ры на бли­жай­шую пер­спек­ти­ву в ре­ги­оне — стро­и­тель­ство ин­фра­струк­ту­ры же­лез­но­до­рож­ной вет­ки к гра­ни­цам ОЭЗ «То­льят­ти», ор­га­ни­за­ция уско­рен­но­го пас­са­жир­ско­го же­лез­но­до­рож­но­го со­об­ще­ния Ли­пя­ги — Са­ма­ра — То­льят­ти — Юж­ное, а та­к­же мо­дер­ни­за­ция гру­зо­во­го тер­ми­на­ла стан­ции Безы­мян­ка в Са­ма­ре, что долж­но стать од­ним из зна­чи­мых эле­мен­тов но­во­го «гру­зо­во­го кар­ка­са» При­волж­ско­го фе­де­раль­но­го окру­га.

2.Уско­ре­ние тем­пов жи­лищ­но­го стро­и­тель­ства в клю­че­вых аг­ло­ме­ра­ци­ях по­тре­бо­ва­ло со­от­вет­ству­ю­щих тем­пов раз­ви­тия со­ци­аль­ной, транс­порт­ной, энер­ге­ти­че­ской ин­фра­струк­ту­ры. Ха­рак­тер­но, что имен­но с на­ча­лом ре­а­ли­за­ции дей­ству­ю­щей Стра­те­гии про­стран­ствен­но­го раз­ви­тия про­изо­шли и из­ме­не­ния в кад­ро­вой по­ли­ти­ке Крем­ля при на­зна­че­ния на долж­но­сти врио гу­бер­на­то­ров. С 2019 вполне пра­во­мер­но го­во­рить о вы­хо­де на пер­вый план сре­ди та­ких управ­лен­цев «тех­но­кра­тов 2.0», ори­ен­ти­ро­ван­ных не толь­ко на сба­лан­си­ро­ван­ность бюд­же­та воз­глав­ля­е­мых ими тер­ри­то­рий и про­дви­же­ние ин­вест­про­ек­тов, но и на со­ци­аль­ные при­о­ри­те­ты. По­ка­за­тель­но, на­при­мер, сде­лан­ное еще в мар­те 2020 года за­яв­ле­ние гу­бер­на­то­ра Че­ля­бин­ской об­ла­сти Алек­сея Тексле­ра о непри­ем­ле­мо­сти си­ту­а­ции, в ко­то­рой «с од­ной сто­ро­ны опе­ре­жа­ю­щи­ми тем­па­ми идет стро­и­тель­ство жи­лья, а со­ци­аль­ная ин­фра­струк­ту­ра не то что не по­спе­ва­ет, ее про­сто нет».

3.Воз­рос­шее вни­ма­ние к под­держ­ке ма­лых на­се­лен­ных пунк­тов в рам­ках го­род­ских аг­ло­ме­ра­ций. Важ­ным фак­то­ром здесь ста­но­вит­ся, с од­ной сто­ро­ны, бо­лее рав­но­мер­ное рас­пре­де­ле­ние пер­спек­тив­ных пред­при­я­тий по тер­ри­то­рии ре­ги­о­на, что поз­во­ля­ет со­зда­вать ра­бо­чие ме­ста в зоне ша­го­вой до­ступ­но­сти, в том чис­ле для жи­те­лей ма­лых го­ро­дов и сель­ских тер­ри­то­рий. От­ме­тим, на­при­мер, ре­а­ли­зу­е­мую с 2020 года в сто­ли­це мас­штаб­ную про­грам­му сти­му­ли­ро­ва­ния за­строй­щи­ков мно­го­квар­тир­ных до­мов по со­зда­нию мест при­ло­же­ния тру­да, что ста­ло од­ним из клю­че­вых фак­то­ров эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Но­вой Моск­вы, где при­сут­ству­ют и сель­ские по­се­ле­ния.

С дру­гой сто­ро­ны, тот же тренд кос­нул­ся це­ло­го ряда дру­гих ре­ги­о­нов, где су­ще­ствен­ным фак­то­ров со­ци­аль­но­го и эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия ста­но­вит­ся до­га­зи­фи­ка­ция. На­при­мер, в рам­ках раз­ви­тия Санкт-Пе­тер­бург­ской аг­ло­ме­ра­ции в мар­те 2023 года гу­бер­на­то­ром Ле­нин­град­ской об­ла­сти Алек­сан­дром Дроз­ден­ко было под­пи­са­но по­ста­нов­ле­ние об утвер­жде­нии но­вой ме­то­ди­ки рас­че­та сто­и­мо­сти ра­бот на про­ве­де­ние газа в гра­ни­цах участ­ка, со­зда­ю­щее усло­вия для со­кра­ще­ния сто­и­мо­сти и сро­ков вы­пол­не­ния та­ких ра­бот и ис­хо­дя­щее из прин­ци­па, что стан­дар­ти­зи­ро­ван­ные став­ки на про­клад­ку труб и сто­и­мо­сти обо­ру­до­ва­ния бо­лее не бу­дут за­ви­сеть от тер­ри­то­ри­аль­ных рас­це­нок.

Ве­ро­ят­но, в 2024-2030 го­дах в рам­ках раз­ви­тия го­род­ских аг­ло­ме­ра­ций бу­дет сде­лан ак­цент на даль­ней­шее по­вы­ше­ние эф­фек­тив­но­сти ра­бо­ты ка­на­лов об­рат­ной свя­зи с граж­да­на­ми. Осо­бое зна­че­ние для это­го по­лу­ча­ют уже за­ре­ко­мен­до­вав­шие себя по­ли­ти­че­ские ин­сти­ту­ты, плот­но вза­и­мо­дей­ству­ю­щие с об­ще­ствен­ны­ми ак­ти­ви­ста­ми и во­лон­те­ра­ми на уровне го­род­ских мик­ро­рай­о­нов и ма­лых на­се­лен­ных пунк­тов — на­при­мер, «Еди­ная Рос­сия», опи­ра­ю­ща­я­ся на раз­ветв­лен­ную сеть пер­вич­ных от­де­ле­ний. Кро­ме того, мож­но ожи­дать до­пол­ни­тель­но­го вни­ма­ния фе­де­раль­но­го цен­тра к мо­дер­ни­за­ции энер­ге­ти­че­ской ин­фра­струк­ту­ры го­род­ских аг­ло­ме­ра­ций, в том чис­ле в рам­ках ре­ше­ния за­дач но­вой ин­ду­стри­а­ли­за­ции: ввод но­вых про­мыш­лен­ных объ­ек­тов бу­дет пред­по­ла­гать и боль­шую на­груз­ку на со­от­вет­ству­ю­щие сети.

5. Про­стран­ствен­ное раз­ви­тие и ре­ги­о­наль­ная по­ли­ти­ка: дол­го­сроч­ные, сред­не­сроч­ные, крат­ко­сроч­ные вы­зо­вы

К крат­ко- и сред­не­сроч­ным вы­зо­вам сто­ит от­не­сти, пре­жде все­го, груп­пы рис­ков, свя­зан­ных с внеш­не­по­ли­ти­че­ской си­ту­а­ци­ей — санк­ци­он­ное и иные фор­мы внеш­не­по­ли­ти­че­ско­го дав­ле­ния на Рос­сию, что со­зда­ет угро­зы пре­жде все­го для при­о­ри­тет­ных гео­ст­ра­те­ги­че­ских тер­ри­то­рий, а та­к­же для со­сед­них субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции.

1)Пря­мые угро­зы в сфе­ре без­опас­но­сти для но­вых ре­ги­о­нов, Крым­ско­го по­лу­ост­ро­ва, в несколь­ко мень­шей сте­пе­ни — для дру­гих субъ­ек­тов, на­хо­дя­щих­ся в зоне до­ся­га­е­мо­сти укра­ин­ской гра­ни­цы (пре­жде все­го для Бел­го­род­ской, Кур­ской, Брян­ской, Ро­стов­ской, Во­ро­неж­ской об­ла­стей). Эта си­ту­а­ция со­зда­ет до­пол­ни­тель­ные вы­зо­вы для ре­а­ли­за­ции ин­вест­про­ек­тов, при­вле­че­ния в та­кие ре­ги­о­ны ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных кад­ров (в т.ч, для про­из­вод­ствен­ной и со­ци­аль­ной сфе­ры), ин­фра­струк­тур­но­го раз­ви­тия та­ких тер­ри­то­рий (в том чис­ле в транс­порт­ной и энер­ге­ти­че­ской сфе­ре).

2)Нега­тив­ное вли­я­ние внеш­не­эко­но­ми­че­ско­го дав­ле­ния ЕС на раз­ви­тие гра­ни­ча­щих со стра­на­ми это­го со­об­ще­ства рос­сий­ских тер­ри­то­рий, пре­жде все­го Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти, в мень­шей сте­пе­ни — Мур­ман­ской, Псков­ской, Ле­нин­град­ской об­ла­стей Рес­пуб­ли­ки Ка­ре­лия и Санкт-Пе­тер­бур­га. Сто­ит учи­ты­вать при этом, что но­вые внеш­не­эко­но­ми­че­ские про­ек­ты мо­гут ком­пен­си­ро­вать нега­тив­ное вли­я­ние этих фак­то­ров. На­при­мер, для Ле­нин­град­ской об­ла­сти уве­ли­че­ние объ­е­мов по­ста­вок че­рез пор­ты ре­ги­о­на, в том чис­ле для Ин­дии и Ки­тая, раз­ви­тие но­вых эко­но­ми­че­ских кон­так­тов (ска­жем, с аф­ри­кан­ски­ми стра­на­ми) ста­но­вит­ся важ­ный драй­ве­ром эко­но­ми­че­ско­го ро­ста на фоне но­вых внеш­не­по­ли­ти­че­ских вы­зо­вов. В дру­гих слу­ча­ях вступ­ле­ние в дей­ствие но­вых по­зи­тив­ных эко­но­ми­че­ских фак­то­ров мо­жет за­мет­но ни­ве­ли­ро­вать вли­я­ние нега­тив­ных. Так, в ту­ри­сти­че­ской сфе­ре — несмот­ря на сни­же­ние тур­по­то­ков из стран ЕС в Санкт-Пе­тер­бург, сня­тие боль­шин­ства ан­ти­ко­вид­ных огра­ни­че­ний (в т.ч, в Ки­тае) – эф­фек­тив­ные и адек­ват­ные меры го­род­ских вла­стей поз­во­ли­ли уве­ли­чить вклад ту­ри­сти­че­ской от­рас­ли в эко­но­ми­ку го­ро­да в 2022 году на 57% по срав­не­нию с по­ка­за­те­ля­ми 2021-го.

3)Ве­ро­ят­ность ис­поль­зо­ва­ния со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских рис­ков в гео­ст­ра­те­ги­че­ских ре­ги­о­нах для де­ста­би­ли­за­ции си­ту­а­ции. При­ме­ром ста­ли бес­по­ряд­ки в аэро­пор­ту Ма­хач­ка­лы в ок­тяб­ре 2023 года. На пер­спек­ти­ву 2024-2030 го­дов мож­но ожи­дать уси­ле­ния вни­ма­ния фе­де­раль­но­го цен­тра к раз­ви­тию ре­ги­о­нов Се­вер­но­го Кав­ка­за и, ве­ро­ят­но, ряда при­гра­нич­ных эко­но­ми­че­ски про­блем­ных ре­ги­о­нов Си­би­ри и Даль­не­го Во­сто­ка (на­при­мер, Тувы и Бу­ря­тии). Стра­те­ги­че­ски важ­ным на­прав­ле­ни­ем оста­ет­ся раз­ви­тие ту­ри­сти­че­ской ин­фра­струк­ту­ры. На­при­мер, как от­ме­тил в июле 2023 года гла­ва Минэко­но­мраз­ви­тия Мак­сим Ре­шет­ни­ков, в слу­чае с СКФО пра­ви­тель­ство ожи­да­ет дву­крат­но­го уве­ли­че­ния тур­по­то­ка в фе­де­раль­ный округ к 2030 году. От­ме­тим и роль ту­ри­сти­че­ских про­ек­тов для раз­ви­тия ре­ги­о­нов ЮФО, к ко­то­рым та­к­же воз­рос­ло вни­ма­ние фе­де­раль­но­го цен­тра (здесь мож­но вы­де­лить, в част­но­сти, стро­и­тель­ство гор­но­лыж­но­го ку­рор­та «Ла­го­на­ки» в Ады­гее). Но кро­ме того речь идет о со­зда­нии но­вых ра­бо­чих мест бла­го­да­ря ре­ше­нию за­дач в сфе­ре ин­ду­стри­аль­но­го раз­ви­тия та­ких тер­ри­то­рий (в том же Да­ге­стане — при­ме­ча­тель­но опе­ре­жа­ю­щее раз­ви­тие энер­ге­ти­че­ской ин­фра­струк­ту­ры для рас­ши­ре­ния по­тен­ци­а­ла ин­ду­стри­аль­но­го пар­ка «КИП Пром Кас­пий»), а та­к­же раз­ви­тие ин­фра­струк­ту­ры об­ра­зо­ва­ния. Ве­ро­ят­но, даль­ней­шее рас­ши­ре­ние спис­ка про­ек­тов по стро­и­тель­ству уни­вер­си­тет­ских кам­пу­сов ми­ро­во­го уров­ня со вре­ме­нем мо­жет за­тро­нуть и эко­но­ми­че­ски про­блем­ные гео­ст­ра­те­ги­че­ские тер­ри­то­рии.

4)Вы­зо­вы ро­ста, свя­зан­ные с уве­ли­че­ни­ем внеш­не­эко­но­ми­че­ско­го зна­че­ния кон­так­тов Рос­сии с ре­ги­о­на­ми Во­сточ­ной, Юж­ной Азии, а та­к­же Боль­шо­го Ближ­не­го Во­сто­ка. Та­кой курс тре­бу­ет как су­ще­ствен­но­го об­нов­ле­ния транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры рос­сий­ских ре­ги­о­нов, где на­хо­дят­ся клю­че­вые ло­ги­че­ские узлы, зна­чи­мые для раз­ви­тия та­ких кон­так­тов (по­дроб­нее об этом — в пред­став­лен­ном в но­яб­ре 2023 года до­кла­де АПЭК «Ин­фра­струк­тур­ная по­ли­ти­ка: до­сти­же­ния но­вой Рос­сии и вы­зо­вы бу­ду­ще­го»), так и мо­дер­ни­за­ции пар­ка внут­ри­го­род­ско­го транс­пор­та, ту­ри­сти­че­ских объ­ек­тов, во мно­гом, та­к­же со­ци­аль­ной ин­фра­струк­туры в го­род­ских цен­трах с вы­со­ким по­тен­ци­а­лом в сфе­ре ре­а­ли­за­ции но­вых эко­но­ми­че­ских про­ек­тов с ино­стран­ных уча­сти­ем, а та­к­же раз­лич­ных ви­дов ту­риз­ма. В первую оче­редь, та­кие вы­зо­вы ро­ста за­тра­ги­ва­ют ре­ги­о­ны рос­сий­ско­го Даль­не­го Во­сто­ка и ряд субъ­ек­тов РФ, рас­по­ло­жен­ных на зна­чи­мых участ­ках МТК «Се­вер-Юг», но кро­ме это­го — дру­гих пер­спек­тив­ных тер­ри­то­рии, к ко­то­рым про­яв­ля­ют вни­ма­ние клю­че­вые внеш­не­эко­но­ми­че­ские парт­не­ры Рос­сии (от­ме­тим, на­при­мер, осо­бый ин­те­рес КНР к Арк­ти­че­ской зоне).

К дол­го­сроч­ным вы­зо­вам мож­но от­не­сти:

1)Про­бле­мы де­мо­гра­фи­че­ско­го по­тен­ци­а­ла, в первую оче­редь ча­сти при­о­ри­тет­ных гео­ст­ра­те­ги­че­ских ре­ги­о­нов — пре­жде все­го тех, с ко­то­ры­ми свя­за­ны су­ще­ствен­ные внеш­не­по­ли­ти­че­ские вы­зо­вы, ко­то­рые мо­гут со­хра­нить­ся и в слу­чае сни­же­ния на­пря­жен­но­сти меж­ду Рос­си­ей и За­па­дом (Ка­ли­нин­град­ская об­ласть, но­вые ре­ги­о­ны, часть арк­ти­че­ских тер­ри­то­рий). Необ­хо­ди­мость не про­сто уве­ли­че­ния рож­да­е­мо­сти в та­ких субъ­ек­тах, но сти­му­ли­ро­ва­ния вы­пуск­ни­ков школ и ву­зов по про­дол­же­нию ра­бо­ты в та­ких ре­ги­о­нах бу­дет сти­му­ли­ро­вать фе­де­раль­ный центр уве­ли­чи­вать бюд­жет­ное фи­нан­си­ро­ва­ние (а во мно­гих слу­ча­ях при­вле­кать част­ных ин­ве­сто­ров), в том чис­ле для рас­ши­ре­ния ин­фра­струк­ту­ры об­ра­зо­ва­ния, сети спор­тив­ных и куль­тур­ных объ­ек­тов. Ве­ро­ят­но, здесь фе­де­раль­ный центр мо­жет в ряде слу­ча­ев опи­рать­ся на опыт наи­бо­лее эко­но­ми­че­ски раз­ви­тых ре­ги­о­нов, на­хо­дя­щих­ся в тех же гео­гра­фи­че­ских зо­нах — ска­жем, для раз­ви­тия арк­ти­че­ских тер­ри­то­рий свою роль мо­жет сыг­рать опыт Яма­ло-Ненец­ко­го окру­га, где к 2030 году за­пла­ни­ро­ва­на мо­дер­ни­за­ция 31 шко­лы ис­кусств, а на бли­жай­шую пер­спек­ти­ву — стро­и­тель­ство 16 спорт­ком­плек­сов «Се­вер­ный ха­рак­тер» для за­ня­тий еди­но­бор­ства­ми и си­ло­вы­ми тре­ни­ров­ка­ми.

2)Гло­баль­ное из­ме­не­ние кли­ма­та как зна­чи­мый вы­зов было от­ме­че­но и в дей­ству­ю­щей Стра­те­гии про­стран­ствен­но­го раз­ви­тия Рос­сии до 2025 года. Этот вы­зов пре­жде все­го ка­са­ет­ся арк­ти­че­ских ре­ги­о­нов. По­яв­ля­ют­ся но­вые за­да­чи для опе­ре­жа­ю­ще­го раз­ви­тия необ­хо­ди­мой энер­го­ин­фра­струк­ту­ры на пер­спек­ти­ву ре­а­ли­за­ции в та­ких субъ­ек­тах но­вых ин­вест­про­ек­тов. В этих усло­ви­ях пер­спек­тив­ным на­прав­ле­ни­ем ста­но­вит­ся, на­при­мер, стро­и­тель­ства АЭС ма­лой мощ­но­сти — так, со­гла­ше­ние о со­труд­ни­че­стве по ре­а­ли­за­ции в ре­ги­оне про­ек­та та­кой атом­ной стан­ции на базе но­вей­шей оте­че­ствен­ной ре­ак­тор­ной уста­нов­ки «Шельф-М» было под­пи­са­но в июне 2023 года на по­лях ПМЭФ меж­ду «Ро­са­то­мом» и ад­ми­ни­стра­ци­ей Чу­кот­ско­го ав­то­ном­но­го окру­га (объ­ект пла­ни­ру­ет­ся вве­сти в про­мыш­лен­ную экс­плу­а­та­цию в 2030 году).При этом фак­тор из­ме­не­ния кли­ма­та со­зда­ет и но­вые вы­зо­вы, на­при­мер, в сфе­ре жи­лищ­но­го и ин­фра­струк­тур­но­го стро­и­тель­ства: вос­тре­бо­ва­ны опе­ра­тив­ная раз­ра­бот­ка и внед­ре­ние но­вых тех­но­ло­гий в этой сфе­ре.

Ссылка


Возврат к списку