Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в ноябре 2023 года
1.Федеральная политика в отношении регионов
1.В ноябре 2023 года руководством страны был сделан дополнительный акцент на социальных приоритетах, в том числе в региональной политике. Можно отметить в этом контексте церемонию открытия новых и капитально отремонтированных объектов здравоохранения в ряде субъектов, прошедшую при участии Владимира Путина.
В ходе этой акции президент обратил внимание на необходимость обеспечения квалифицированной медицинской помощи «в малых городах и поселках», что может косвенно указывать как на вероятное расширение программ строительства и реконструкции ФАП и других медучреждений для таких территорий, так и на готовность к более активному реагированию федеральных властей на проблемы в системе здравоохранения на этом уровне. В частности, не исключен более явный акцент на проблемы в медучреждениях малых населенных пунктов и в ходе пресс-конференции-прямой линии с президентом 14 декабря.
2.В логике сопряжения курсов на развитие промышленного потенциала и на укрепление транспортно-логистических коридоров дополнительное внимание было уделено судостроительной отрасли, что может стать фактором экономического роста для регионов Северо-Запада, где расположена заметная часть таких объектов. Стоит обратить внимание на повестку рабочей встречи Владимира Путина с президентом – председателем правления Банка ВТБ Андреем Костиным, в ходе которой — в рамках обсуждения планов работы Объединенной судостроительной корпорации наряду с заводом «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде были упомянуты «Севмашзавод» и «Звёздочка» в Архангельской области, Балтийский завод, Пролетарский завод и «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге, а также планы строительства новых судоверфей — как на Дальнем Востоке, так и в Ленинградской области.
Дополнительным стимулом для поддержки государством центров судостроения остается не только роль Северного морского пути (на чем был сделана акцент в ходе данной рабочей встречи), но и особое значение продовольственного экспорта (во многом с использованием именно водных маршрутов) для укрепления политического влияния России в странах «Глобального Юга». Высоко значение строительства для этих целей судов-балкеров для перевозки зерна, о чем, например, на полях ПМЭФ в июне 2023 года напоминал глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев.
3.Проходящая в Москве выставка «Россия» становится значимой площадкой как для обсуждения стратегических направлений региональной политики, так и для продвижения субъектами значимых для их развития инвестиционных и инфраструктурных проектов. Учитывая, что Владимир Путин, также посетивший эту площадку в начале декабря, подчеркивал ее значение и в ходе мероприятий внешнеполитического значения (например, в ходе церемонии вручения верительных грамот иностранными дипломатами в Кремле), организация выставки становится существенным имиджевым преимуществом для ее организаторов
Активное участие в мероприятиях на этой площадке принимают не только губернаторы, но и полпреды президента в федеральных округах. Например, интенсивную работу на выставке вел полпред в УрФО Владимир Якушев, акцентировавший внимание на необходимости реализации новых инфраструктурных проектов в этом федеральном округе — в том числе Северного широтного хода (планируется к строительству в Ямало-Ненецком автономном округе), который должен стать важным фактором и для развития Северного морского пути. Это еще раз может свидетельствовать об усилении в ближайшей перспективе роли полпредов – как в сфере координации работы региональных властей по проблемам безопасности и мониторинга протестных настроений, так и в продвижении приоритетных экономических проектов.
2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты
1.Проходят ожидаемые перестановки на региональном и муниципальном уровнях в тех субъектах, где губернаторы вступили в должность в 2022 году либо по итогам выборов перешли на новый срок в 2023 году. В качестве примеров можно назвать досрочную отставку главы Думы Томска Чингиса Акатаева (глава Томской области Владимир Мазур был назначен на пост врио в мае 2022 года), а также избрание новым спикером заксобрания Приморского края бывшего заместителя губернатора по внутренней политике Антона Волошко (глава региона Олег Кожемяко переизбран на второй срок в 2023 году).
При этом в период с декабря 2023 по март 2024 года можно ожидать снижения интенсивности кадровых перестановок на региональном и муниципальном уровнях — кроме территорий, где в этот период по каким-либо причинам может пройти замена губернаторов, а также Вологодской области, где новый врио главы был назначен 31 октября 2023 года.
Вероятно, кадровые перестановки на уровне правительств большинства субъектов в период президентской кампании могут затронуть прежде всего:
- руководителей региональных ведомств, находящихся под угрозой антикоррупционных расследований,
- уезжающих из регионов членов команд губернаторов с высокими шансами на отставку,
- руководителей наиболее уязвимых для информационных атак управленческих блоков (например, сферы здравоохранения и ЖКХ).
2.Первые кадровые перестановки после назначения Олега Филимонова врио губернатора Вологодской области — пример традиционной тактики, характерной для руководителей, карьера которых ранее складывалась за пределами возглавляемого ими региона. Был соблюден определенный баланс с назначением на большинство наиболее влиятельные должности «внешних» кадров – при сохранении в команде и ряда управленцев, уже работавших в областных органах власти при предыдущем губернаторе Олеге Кувшинникове.
Показательны переход на пост главы правительства региона Александра Мордвинова, ранее работавшего в должности врио вице-премьера Самарской области, или назначение заместителем вологодского губернатора Михаила Сылки, ранее возглавлявшего подмосковный Волоколамск. Но в то же время заместителями губернатора назначены «местные» кадры: Инна Синягина (при Олеге Кувшинникове возглавляла администрацию губернатора) и Александр Ершов (руководил областным Департаментом соцзащиты населения).
Вполне возможно, в случае в Вологодской области в ближайшее время будет наблюдаться постепенное обновление системы региональной власти — с вероятностью более активных кадровых перестановок в преддверии официального старта губернаторской кампании (в конце весны — в начале лета) и уже после ее завершения (в течение осени 2024 года).
3.Трения по поводу проекта бюджета Хакасии на 2024-й и плановый период 2025-2026 годов пока приобрели лишь ограниченный по масштабу публичный характер (в конце ноября документ был принят Верховным советом республики в первом чтении), однако могут говорить о потенциале усиления открытых внутриэлитных противоречий в регионе в течение 2024 года. В этих условиях ключевые игроки будут стремиться расширить базу поддержки среди местных элит — отметим, например, заявление спикера регионального парламента Сергея Сокола о необходимости поддержки муниципальных образований.
Вероятно, новой активизации подобных конфликтов в регионе можно ожидать в апреле-мае 2024 года в преддверии официального старта кампании по довыборам в Госдуму по Хакасскому одномандатному округу № 35. Кроме того, хотя во время президентской кампании ведущие региональные игроки, скорее всего, будут избегать взаимной резкой публичной критики, сбои в работе коммунальных систем или проблемы в социальной сфере региона могут стать триггером и для открытых публичных конфликтов.
В рамках федеральных трендов можно ожидать заметного резонанса вокруг публичных слушаний по поводу проектов региональных бюджетов — прежде всего в регионах с уязвимыми позициями губернаторов и активным соперничеством внутриэлитных групп в преддверии рассмотрения таких документов осенью 2024 года. В следующем году в условиях необходимости сокращения региональных бюджетных расходов может наблюдаться активизация конкуренции за финансирование между профильными ведомствами, а также руководством наиболее влиятельных муниципальных образований.
3.Прогноз АПЭК. Ожидаемые тренды декабря 2023 — января 2024 года.
1.В ходе пресс-конференции Владимира Путина, в декабре 2023 года совмещенной с форматом «Прямой линии», если опираться на опыт предыдущих подобных мероприятий, могут быть представлены проблемные сюжеты, в том числе из одного или двух индустриальных регионов, арктических территорий, а также, возможно, из экономически проблемных территорий Северо-Запада и Центрального Нечерноземья. В центре проблемной повестки может оказаться состояние системы здравоохранения и коммунальных сетей, расселение аварийного и ветхого жилья, соблюдение прав многодетных семей, экология. Отставки губернаторов по итогам этой пресс-конференции маловероятны. Тем не менее возможны перестановки среди чиновников, отвечающих за социальную или жилищно-коммунальную сферы в регионах, откуда могут поступить наиболее резонансные обращения.
2.Скорее всего, наиболее интенсивная волна информационных атак против глав регионов будет наблюдаться в течение второй — начале третьей декады декабря 2023 года (то есть незадолго до и в первые дни после пресс-конференции главы государства). Она может затронуть как наиболее уязвимых губернаторов (среди них руководство Оренбургской области, Забайкальского края, Республик Алтай и Коми), так и глав субъектов, которые рассматриваются в качестве потенциальных кандидатов в состав правительства, которое будет сформировано после президентских выборов. В этих условиях может вырасти число негативных публикаций также и о губернаторах, представляющих ряд политически устойчивых регионов (например, патерналистскую Кемеровскую и электорально управляемую Тульскую область).
3.С учетом особого внимания Владимира Путина к демографической проблематике и приближения Года семьи кроме традиционных сезонных тем проблемной повестки (аварии в системе ЖКХ, существенные недоработки при устранении последствий масштабных снегопадов) оппоненты губернаторов в декабре 2023 — январе 2024 года, скорее всего, будут акцентировать дополнительное внимание на состоянии детских медучреждений, инфраструктуры образования (прежде всего школ), резонансных криминальных инцидентах с участием подростков и молодежи, а также соблюдении прав родственников мобилизованных.
4.В декабре 2023 — январе 2024 года сохраняется высокая вероятность новых расследований в отношении чиновников регионального и муниципального уровня. Тенденции октября-ноября 2023 года могут свидетельствовать о том, что наиболее пристальное внимание правоохранительных органов может быть обращено к вопросам работы стройкомплекса, в том числе в сфере дорожного строительства (отметим, например, задержание в начале декабря экс-главы Минтранса Чувашии Владимира Осипова), расширения социальной инфраструктуры (пример — сообщения о прошедших в ноябре обысках в зданиях трех ведомств Пермского края в связи с выполнением госконтракта на приобретение здания для реабилитационного центра), а также к регионам, где в ближайшей перспективе должны состояться или в недавнем прошлом уже прошли крупные праздничные мероприятия, находящиеся на контроле федерального центра (вспомним обыски в Корпорации развития Пермского края и Агентстве новых технологий, связанных с реализацией мероприятий в рамках празднования 300-летия Перми).
5.На старте президентской кампании можно ожидать усиления активности локальных протестных групп, акцентируюших внимание на проблемах местного уровня (в экологической сфере, по вопросам застройки или местных проблем с социальной инфраструктурой). Обратим внимание, например, на резонанс по поводу прошедшего в ноябре 2023 года митинга против строительства мусороперерабатывающего завода в Павловске (Алтайский край). Более вероятно, что нового пика активности таких инициативных групп можно будет ожидать во второй-третьей декадах января 2024 года на фоне сезонного роста протестных настроений после новогодних праздников. На федеральном уровне этот тренд может вести к усилению влияния Следственного комитета и Генпрокуратуры, к которым часто апеллируют подобные локальные группы.
4.Вероятность ротаций в губернаторском корпусе в период до июня 2024 года
Регион, руководитель | Факторы уязвимости | Факторы устойчивости |
Республика Алтай, Хорохордин Олег Леонидович | Протестный потенциал региона, что приобретает дополнительное значение в условиях одновременного проведения в 2024 году выборов главы республики и депутатов Госсобрания — Эл Курултай. Отметим, что в ходе выборов в Госдуму в 2021 году регион характеризовался высоким уровнем протестных настроений (например, поддержка КПРФ по республике составила 30,09%).
Среди проблемных сигналов для О.Хорохордина осенью 2023 года можно отметить, например, поручение замгенпрокурора Дмитрия Демешина вынести представление главе республики по поводу темпов строительства 60-квартирного жилого дома для детей-сирот.
| Среди позитивных трендов для О.Хорохордина — внимание федерального центра к развитию курорта «Манжерок» (в частности, в июле 2023 года его посещал глава Правительства Михаил Мишустин), а также прилегающих территорий (скажем, экологическое восстановление озера Манжерок проводится по государственно-частному партнерству с участием Сбербанка России).
Протестный характер региона сам по себе также мотивировать федеральный центр не форсировать кадровые перемены в руководстве региона.
Вероятность замены главы республики в 2024 году — на уровне выше среднего.
|
Республика Ингушетия, Калиматов Махмуд-Али Макшарипович | Регион неоднократно занимал проблемные позиции по итогам различных федеральных рейтингов. Например, по данным РИА «Рейтинг» по итогам 2022 года Ингушетия заняла последнее место по уровню благополучия жителей.
Ранее в регионе имели место резонансные коррупционные скандалы. Так, в начале 2023 года сотрудниками ФСБ и МВД была раскрыта преступная группировка, действовавшая в региональных подразделениях Пенсионного фонда и «Почты России», ущерб от деятельности которой за 2 года оценивался примерно в 2 млрд рублей.
| В регионе реализуется ряд ивестпроектов (например, при участии российско-турецких компаний), Правительством республики были утверждены дорожные карты по реанимации промышленных проектов в индустриальной сфере.
Вероятность замены главы республики в 2024 году — на уровне выше среднего. |
Республика Коми, Уйба Владимир Викторович | Высказывания главы региона неоднократно получали негативный резонанс в федеральных СМИ.
Проблемным аспектом для республики остаются коррупционные скандалы, среди наиболее резонансных — арест мэра Печоры Валерия Серова.
При этом регион обладает устойчивым протестным потенциалом — например, на выборах в Госдуму в 2021 году уровень поддержки «Единой России» по республике находился на уровне 29,44%, что существенно ниже федеральных показателей.
| Срок полномочий В.Уйбы истекает только в сентябре 2025 года, при этом население республики составляет лишь чуть более 726 тыс. человек, поэтому настроения в регионе могут оказать лишь незначительное влияние на федеральные предвыборные кампании.
Также федеральный центр вполне может учитывать риск быстрого роста антирейтинга вероятного преемника В.Уйбы с учетом застарелых социально-экономических проблем региона.
В первой половине 2024 года вероятность отставки В.Уйбы – на уровне несколько выше среднего.
|
Забайкальский край, Осипов Александр Михайлович | Ситуация в регионе характеризуется застарелыми социально-экономическими и инфраструктурными проблемами, в том числе, касающимися работы коммунальных сетей.
А.Осипов, в отличие от целого ряда губернаторов, так и не стал секретарем регионального отделения «Единой России» — в декабре 2023 года на этом посту был утвержден региональной конференцией начальник Забайкальской железной дороги Владимир Антонец.
| В 2023 году по итогам выборов в краевое заксобрание «Единая Россия» получила существенно более высокий результат, чем в ходе парламентской кампании-2021 (56,94% против 38,66%), что само по себе могло бы говорить о снижении протестных настроений в регионе. Впрочем, А.Осипов не входил в список партии на этих выборах.
Вероятность отставки А.Осипова до июня 2024 года находится на уровне несколько выше среднего.
|
Липецкая область, Артамонов Игорь Георгиевич | Хотя в целом протестный потенциал региона остается сравнительно ограниченным, с Липецкой областью периодически связаны информационные поводы, свидетельствующие о проявлении подобных настроений и потенциале оппозиции. Например, на недавних досрочных выборах в Совет депутатов Стебаевского сельского поселения все 10 мандатов получила КПРФ.
Ранее свидетельством существенных проблем в работе с внутриполитической ситуацией в регионе многие эксперты сочли состоявшуюся в августе 2023 года отставку курировавшей этой направление в области Любови Фроловой.
| Позитивный резонанс получил ряд социальных инициатив И.Артамонова, например, в сфере поддержки участников СВО и членов их семей.
Позитивную оценку Центра получал ряд инвестпроектов, реализуемых в регионе (например, в сфере АПК).
Проблемы региона, все же, не так часто становились поводом для пристального внимания федеральных СМИ.
Вероятность отставки И.Артамонова — на среднем уровне. |
Оренбургская область, Паслер Денис Владимирович | Негативные медиа-поводы из региона неоднократно попадали в поле зрения федеральных медиа, в том числе в связи с расследованиями в отношении местных чиновников. Например, в ноябре 2022 года был задержан бывший замминистра культуры региона Анатолий Чахеев. Фигурантом уголовного расследования является действующий министр архитектуры и пространственно-градостроительного развития области Наталья Ибрагимова.
| В регионе реализуется ряд перспективных экономических проектов — например, в рамках развития ОЭЗ «Оренбуржье», а также в сфере АПК.
Область приобретает дополнительное значение и в рамках взаимодействия а России и Казахстана — например, в ноябре 2022 года здесь прошел Форум межрегионального сотрудничества двух государств.
Вероятность отставки Д.Паслера — на уровне несколько выше среднего.
|
5.Рейтинг влияния глав субъектов РФ
Подготовка и проведение резонансных общероссийских и международных мероприятий, реализация проектов по строительству научно-образовательной и транспортной инфраструктуры, новые инвестпроекты, но также локальные протестные кампании и аварии в системе ЖКХ — в числе факторов, повлиявших на позиции фигурантов рейтинга в ноябре 2023 года.
Входит в число фигурантов рейтинга Георгий Филимонов, в конце октября 2023 года назначенный врио губернатора Вологодской области (68-е место).
С учетом подготовки к Играм стран БРИКС и саммиту БРИКС, которые должны пройти в Казани в июне и октябре 2024 года соответственно, усиливается влияние главы Татарстана Рустама Минниханова (с 4-го на 3-е место).
Проведение Русского экономического форума в Челябинской области, а также визит в регион гендиректора «Росатома» Алексея Лихачева, принявшего участие в торжественном открытии образовательного центра «Новый Снежинск», укрепляют влияние губернатора Алексея Текслера (с 12-го на 10-е место).
Восходящий тренд затрагивает позиции губернатора Красноярского края Михаила Котюкова (с 31-го на 28-е место) и главы Волгоградской области Андрея Бочарова (с 54-го на 51-е место), вместе с Владимиром Путиным в формате видеоконференции принявших участие в торжественной церемонии открытия объектов здравоохранения (в частности, Енисейской центральной районной больницы и городской детской поликлиники №2 города Волжский).
По итогам рабочей встречи с вице-премьером Дмитрием Чернышенко, в ходе которой обсуждалось создание ИТ-кампуса мирового уровня «Неймарк» в Нижнем Новгороде, усиливается губернатор Нижегородской области Глеб Никитин (с 12-го на 9-е место). После проведения под председательством вице-премьера Александра Новака совещания по развитию энергетического комплекса Северной Осетии, а затем его визита в этот регион укрепляются позиции главы республики Сергея Меняйло (с 25-го на 22-е место).
Заявление вице-премьера Марата Хуснуллина о завершении на 80% первого этапа северного обхода Твери на трассе М-11 «Нева» становится позитивным информационным поводом для губернатора Тверской области Игоря Рудени (с 30-го на 23-е место).
С учетом сообщений о реализуемых в регионах инвестпроектах (например, 47 проектов в химической отрасли с общим объемом инвестиций около 18 млрд. рублей) укрепляются позиции губернатора Московской области Андрея Воробьева (с 7-го на 5-е место). Реализация в Тюменской области трех новых инвестпроектов с общим объемом инвестиций более 4 млрд. рублей становится одним из факторов укрепления позиций губернатора региона Александра Моора (с 8-го на 7-е место). Масштабные проекты в сфере дорожного строительства в Адыгее (объем дорожного фонда региона в 2024 году превысит 4,1 млрд рублей) укрепляют позиции главы республики Мурата Кумпилова (с 57-го на 54-е место).
На фоне аварий на теплосетях в Приморском крае (так, в конце ноября 2023 года в центре Владивостока без отопления и горячей воды остались дома, где проживает около 6 тыс. человек) покидает группу с очень сильным влиянием губернатор региона Олег Кожемяко (с 20-го на 23-е место). Приток беженцев в Мурманскую область создает серьезные вызовы для губернатора Андрея Чибиса (с 24-го на 35-е место).
Протестная кампания против строительства мусороперерабатывающего завода в Павловске создает проблемный фон для губернатора Алтайского края Виктора Томенко (с 62-го на 67-е место). Выявившиеся публичные различия в подходах к приоритетам при обсуждении проекта регионального бюджета между правительством и руководством Верховного Совета Хакасии стали проблемным фактором для главы республики Валентина Коновалова (с 81-го на 84-е место)
Глава субъекта Российской Федерации | Место в рейтинге | Место в рейтинге в октябре | Средний балл |
Очень сильное влияние | |||
Собянин Сергей Семёнович
Мэр города Москва | 1 |
1 |
9,91 |
Кадыров Рамзан Ахматович
Глава Чеченской Республики | 2 |
2 |
7,84 |
Минниханов Рустам Нургалиевич
Глава Республики Татарстан | 3 |
4 |
7,67 |
Беглов Александр Дмитриевич
Губернатор города Санкт – Петербург | 4 |
3 |
7,60 |
Воробьев Андрей Юрьевич
Губернатор Московской области | 5 |
7 |
7,55 |
Дюмин Алексей Геннадьевич
Губернатор Тульской области | 6 |
6 |
7,50 |
Моор Александр Викторович
Губернатор Тюменской области | 7 |
8 |
6,98 |
Дрозденко Александр Юрьевич
Губернатор Ленинградской области | 8 |
9 |
6,87 |
Никитин Глеб Сергеевич
Губернатор Нижегородской области | 9 |
12 |
6,81 |
Текслер Алексей Леонидович
Губернатор Челябинской области | 10 |
12 |
6,73 |
Артюхов Дмитрий Андреевич
Губернатор Ямало – Ненецкого АО | 11 |
11 |
6,68 |
Пушилин Денис Владимирович
Глава Донецкой Народной Республики | 12 |
14 |
6,63 |
Цивилёв Сергей Евгеньевич
Губернатор Кемеровской области | 13 |
16 |
6,60 |
Азаров Дмитрий Игоревич
Губернатор Самарской области | 14 |
5 |
6,47 |
Аксёнов Сергей Валерьевич
Глава Республики Крым | 15 |
18 |
6,45 |
Алиханов Антон Андреевич
Губернатор Калининградской области | 16 |
15 |
6,44 |
Никитин Андрей Сергеевич
Губернатор Новгородской области | 17 |
10 |
6,42 |
Хабиров Радий Фаритович
Глава Республики Башкортостан | 18 |
19 |
6,40 |
Гладков Вячеслав Владимирович
Губернатор Белгородской области | 19 |
17 |
6,39 |
Николаев Айсен Сергеевич
Глава Республики Саха (Якутия) | 20 |
23 |
6,38 |
Сильное влияние | |||
Куйвашев Евгений Владимирович
Губернатор Свердловской области | 21 |
27 |
6,36 |
Меняйло Сергей Иванович
Глава Республики Северная Осетия – Алания | 22 |
25 |
6,34 |
Руденя Игорь Михайлович
Губернатор Тверской области | 23 |
30 |
6,32 |
Кожемяко Олег Николаевич
Губернатор Приморского края | 24 |
20 |
6,30 |
Шапша Владислав Валерьевич
Губернатор Калужской области | 25 |
32 |
6,28 |
Старовойт Роман Владимирович
Губернатор Курской области | 26 |
21 |
6,27 |
Пасечник Леонид Иванович
Глава Луганской Народной Республики | 27 |
22 |
6,26 |
Котюков Михаил Михайлович
Губернатор Красноярского края | 28 |
31 |
6,25 |
Балицкий Евгений Витальевич
Губернатор Запорожской области | 29 |
34 |
6,23 |
Богомаз Александр Васильевич
Губернатор Брянской области | 30 |
38 |
6,22 |
Развожаев Михаил Владимирович
Губернатор города Севастополя | 31 |
29 |
6,21 |
Кондратьев Вениамин Иванович
Губернатор Краснодарского края | 32 |
40 |
6,19 |
Бусаргин Роман Викторович
Губернатор Саратовской области | 33 |
37 |
6,18 |
Здунов Артём Алексеевич
Глава Республики Мордовия | 34 |
35 |
6,16 |
Чибис Андрей Владимирович
Губернатор Мурманской области | 35 |
24 |
6,14 |
Бречалов Александр Владимирович
Глава Удмуртской Республики | 36 |
28 |
6,12 |
Травников Андрей Александрович
Губернатор Новосибирской области | 37 |
26 |
6,11 |
Воскресенский Станислав Сергеевич
Губернатор Ивановской области | 38 |
39 |
6,10 |
Сальдо Владимир Васильевич
Губернатор Херсонской области | 39 |
33 |
6,08 |
Комарова Наталья Владимировна
Губернатор Ханты – Мансийского АО – Югра
|
40 |
44 |
6,07 |
Евраев Михаил Яковлевич
Губернатор Ярославской области | 41 |
49 |
6,06 |
Малков Павел Викторович
Губернатор Рязанской области | 42 |
41 |
6,04 |
Лимаренко Валерий Игоревич
Губернатор Сахалинской области | 43 |
43 |
6,03 |
Цыбульский Александр Витальевич
Губернатор Архангельской области | 44 |
36 |
6,01 |
Меликов Сергей Алимович
Глава Республики Дагестан | 45 |
42 |
6,00 |
Ведерников Михаил Юрьевич
Губернатор Псковской области | 46 |
48 |
5,98 |
Хоценко Виталий Павлович
Губернатор Омской области | 47 |
50 |
5,97 |
Голубев Василий Юрьевич
Губернатор Ростовской области | 48 |
47 |
5,95 |
Мельниченко Олег Владимирович
Губернатор Пензенской области | 49 |
45 |
5,94 |
Дегтярёв Михаил Владимирович
Губернатор Хабаровского края | 50 |
59 |
5,92 |
Среднее влияние | |||
Бочаров Андрей Иванович
Губернатор Волгоградской области | 51 |
54 |
5,91 |
Кобзев Игорь Иванович
Губернатор Иркутской области | 52 |
52 |
5,89 |
Махонин Дмитрий Николаевич
Губернатор Пермского края | 53 |
51 |
5,88 |
Кумпилов Мурат Каральбиевич
Глава Республики Адыгея | 54 |
57 |
5,86 |
Носов Сергей Константинович
Губернатор Магаданской области | 55 |
60 |
5,85 |
Темрезов Рашид Бориспиевич
Глава Карачаево – Черкесской Республики | 56 |
56 |
5,84 |
Парфенчиков Артур Олегович
Глава Республики Карелия | 57 |
55 |
5,82 |
Авдеев Александр Александрович
Губернатор Владимирской области | 58 |
67 |
5,80 |
Шумков Вадим Михайлович
Губернатор Курганской области | 59 |
58 |
5,78 |
Николаев Олег Алексеевич
Глава Чувашской Республики | 60 |
53 |
5,77 |
Клычков Андрей Евгеньевич
Губернатор Орловской области | 61 |
61 |
5,75 |
Соколов Александр Валентинович
Губернатор Кировской области | 62 |
63 |
5,74 |
Гусев Александр Викторович
Губернатор Воронежской области | 63 |
69 |
5,73 |
Мазур Владимир Владимирович
Губернатор Томской области | 64 |
66 |
5,71 |
Калиматов Махмуд – Али Макшарипович
Глава Республики Ингушетия | 65 |
46 |
5,70 |
Паслер Денис Владимирович
Губернатор Оренбургской области | 66 |
65 |
5,68 |
Томенко Виктор Петрович
Губернатор Алтайского края | 67 |
62 |
5,67 |
Филимонов Георгий Юрьевич
Врио Губернатора Вологодской области | 68 |
— |
5,65 |
Коков Казбек Валерьевич
Глава Кабардино – Балкарской Республики | 69 |
64 |
5,64 |
Анохин Василий Николаевич
Губернатор Смоленской области | 70 |
77 |
5,62 |
Хорохордин Олег Леонидович
Глава Республики Алтай | 71 |
71 |
5,61 |
Русских Алексей Юрьевич
Губернатор Ульяновской области | 72 |
74 |
5,59 |
Ситников Сергей Константинович
Губернатор Костромской области | 73 |
73 |
5,58 |
Владимиров Владимир Владимирович
Губернатор Ставропольского края | 74 |
72 |
5,56 |
Бездудный Юрий Васильевич
Губернатор Ненецкого автономного округа | 75 |
68 |
5,55 |
Хасиков Бату Сергеевич
Глава Республики Калмыкия | 76 |
75 |
5,53 |
Егоров Максим Борисович
Глава Тамбовской области | 77 |
80 |
5,52 |
Кузнецов Владислав Гариевич
Губернатор Чукотского АО | 78 |
76 |
5,50 |
Артамонов Игорь Георгиевич
Губернатор Липецкой области | 79 |
79 |
5,49 |
Уйба Владимир Викторович
Глава Республики Коми | 80 |
78 |
5,47 |
Бабушкин Игорь Юрьевич
Губернатор Астраханской области | 81 |
82 |
5,46 |
Орлов Василий Александрович
Губернатор Амурской области | 82 |
83 |
5,44 |
Осипов Александр Михайлович
Губернатор Забайкальского края | 83 |
85 |
5,43 |
Коновалов Валентин Олегович
Глава Республики Хакасия | 84 |
81 |
5,41 |
Ховалыг Владислав Товарищтайович
Глава Республики Тыва | 85 |
84 |
5,37 |
Зайцев Юрий Викторович
Глава Республики Марий Эл | 86 |
86 |
5,32 |
Цыденов Алексей Самбуевич
Глава Республики Бурятия | 87 |
87 |
5,31 |
Солодов Владимир Викторович
Губернатор Камчатского края | 88 |
88 |
5,29 |
Гольдштейн Ростислав Эрнстович
Губернатор Еврейской автономной области | 89 |
89 |
4,99 |
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.
Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?
Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).
Список экспертов
Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (Агентство политических и экономических коммуникаций), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Подкопаева Елена (портал «Региональные комментарии»), Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав (Центр политических технологий), Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).
АПЭК, 2023 г.