у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ НОВОЙ РОССИИ И ВЫЗОВЫ БУДУЩЕГО

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:  ДОСТИЖЕНИЯ НОВОЙ РОССИИ И ВЫЗОВЫ БУДУЩЕГО 20.12.2023

1.Цели со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки: все­об­щее бла­го­со­сто­я­ние, об­ще­ство рав­ных воз­мож­но­стей

Со­ци­аль­ное раз­ви­тие Рос­сии тра­ди­ци­он­но оста­ва­лось од­ним из стра­те­ги­че­ских при­о­ри­те­тов Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на. На­при­мер, в ходе сво­ей пер­вой пресс-кон­фе­рен­ции, ко­то­рую он про­вел в сво­ем пред­вы­бор­ном шта­бе 15 мар­та 2004 года, пе­ре­из­би­ра­ясь на вто­рой срок, пре­зи­дент на­звал ста­биль­ность необ­хо­ди­мой со­став­ля­ю­щей для «уве­ли­че­ния все­об­ще­го бла­го­со­сто­я­ния».

Одна из про­грамм­ных ста­тей Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на в ходе пре­зи­дент­ской кам­па­нии 2012 года («Стро­и­тель­ство спра­вед­ли­во­сти. Со­ци­аль­ная по­ли­ти­ка для Рос­сии») была по­свя­ще­на во­про­сам со­ци­аль­но­го раз­ви­тия — в том чис­ле в кон­тек­сте фор­ми­ро­ва­ния об­ще­ства рав­ных воз­мож­но­стей (в част­но­сти, «обес­пе­че­ния ра­бо­ты со­ци­аль­ных лиф­тов, «рав­но­го стар­та» и про­дви­же­ния каж­до­го че­ло­ве­ка на ос­но­ве его спо­соб­но­стей и та­лан­та»), де­мо­гра­фи­че­ской по­ли­ти­ки, по­вы­ше­ния ка­че­ства здра­во­охра­не­ния и об­ра­зо­ва­ния.

Со­ци­аль­ные при­о­ри­те­ты Крем­ля были от­ра­же­ны и в офи­ци­аль­ных стра­те­ги­че­ских до­ку­мен­тах, при­ни­мав­ших­ся на фе­де­раль­ном уровне в по­сле­ду­ю­щие годы. На­при­мер, в Ука­зе «О на­ци­о­наль­ных це­лях раз­ви­тия РФ на пе­ри­од до 2030 года», под­пи­сан­но­го Вла­ди­ми­ром Пу­ти­ным 21 июля 2020 года (то есть вско­ре по­сле про­ве­де­ния об­ще­рос­сий­ско­го го­ло­со­ва­ния по во­про­су одоб­ре­ния из­ме­не­ний в Кон­сти­ту­цию) в чис­ле пер­во­оче­ред­ных це­лей были спе­ци­аль­но опре­де­ле­ны «со­хра­не­ние на­се­ле­ния, здо­ро­вье и бла­го­по­лу­чие лю­дей», а та­к­же «воз­мож­но­сти для са­мо­ре­а­ли­за­ции и раз­ви­тия та­лан­тов».

Важ­ны­ми со­став­ля­ю­щи­ми стра­те­гии Крем­ля в со­ци­аль­ной сфе­ре ста­ли курс на стро­и­тель­ство го­су­дар­ства все­об­ще­го бла­го­со­сто­я­ния (то есть ре­а­ли­за­ции кон­цеп­ции, в рам­ках ко­то­рой го­су­дар­ство бе­рет на себя клю­че­вую роль в обес­пе­че­нии со­ци­аль­но­го бла­го­по­лу­чия граж­дан) и фор­ми­ро­ва­ние об­ще­ства рав­ных воз­мож­но­стей (что пред­по­ла­га­ет как меры под­держ­ки наи­бо­лее со­ци­аль­но уяз­ви­мых ка­те­го­рий на­се­ле­ния, так и по­вы­ше­ние эф­фек­тив­но­сти ра­бо­ты «со­ци­аль­ных лиф­тов»).

Эти ас­пек­ты со­пря­же­ны меж­ду со­бой и свя­за­ны с ре­а­ли­за­ци­ей це­ло­го ряда прак­ти­че­ских мер. Сре­ди при­о­ри­тет­ных на­прав­ле­ний в этой сфе­ре:

1.Со­хра­не­ние зна­чи­тель­ных объ­е­мов со­ци­аль­ных рас­хо­дов, за­ло­жен­ных в фе­де­раль­ном бюд­же­те — даже в усло­ви­ях, ко­гда необ­хо­ди­мо ре­а­ги­ро­ва­ние на до­пол­ни­тель­ные вы­зо­вы. На­при­мер, на со­ци­аль­ные рас­хо­ды на 2024-2026 годы в фе­де­раль­ном бюд­же­те преду­смот­ре­но бо­лее 32 трлн. руб­лей (око­ло 30% его рас­ход­ной ча­сти), несмот­ря на фак­тор СВО, та­к­же по­тре­бо­вав­ше­го ро­ста рас­хо­дов в сфе­ре обо­ро­ны и без­опас­но­сти.

4,4 трлн. руб­лей в этот пе­ри­од пла­ни­ру­ет­ся на­пра­вить на вы­пла­ту еди­но­го по­со­бия (его по­лу­ча­те­ля­ми яв­ля­ют­ся око­ло 10 млн. граж­дан), око­ло 1,6 трлн. руб­лей на вы­пла­ту ма­те­рин­ско­го ка­пи­та­ла при­мер­но для 4,1 млн. се­мей, бо­лее 1 трлн. руб­лей — на ре­ше­ние во­про­сов ле­кар­ствен­но­го обес­пе­че­ния уяз­ви­мых групп на­се­ле­ния (в том чис­ле се­мей, в ко­то­рых есть дети с тя­же­лы­ми за­бо­ле­ва­ни­я­ми).

2.Осо­бое вни­ма­ние фе­де­раль­но­го цен­тра к под­держ­ке со­ци­аль­ных учре­жде­ний на уровне му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний, в том чис­ле сель­ских на­се­лен­ных пунк­тов. При этом фе­де­раль­ные вла­сти ори­ен­ти­ро­ва­ны как на мо­дер­ни­за­цию со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры сель­ских тер­ри­то­рий, так и на пре­одо­ле­ние де­фи­ци­та необ­хо­ди­мых для этой сфе­ры кад­ров.

На­при­мер, в рам­ках дей­ству­ю­щих про­грамм «Зем­ский док­тор» и «Зем­ский фельд­шер» предо­став­ля­ют­ся ком­пен­са­ци­он­ные вы­пла­ты для мед­ра­бот­ни­ков: вра­чи мо­гут по­лу­чить по 1 млн руб­лей, фельд­ше­ры, аку­шер­ки и мед­сест­ры – по 500 тыс. руб­лей; если на­се­лен­ные пунк­ты рас­по­ло­же­ны на уда­лен­ных и труд­но­до­ступ­ных тер­ри­то­ри­ях, то ком­пен­са­ции уве­ли­чи­ва­ют­ся до 1,5 млн руб­лей и 750 тыс. руб­лей; в слу­чае ра­бо­ты на Даль­нем Во­сто­ке, Край­нем Се­ве­ре и в Арк­ти­че­ской зоне — до 2 млн руб­лей и 1 млн руб­лей со­от­вет­ствен­но. В 2023 году на эти цели на фе­де­раль­ном уровне было преду­смот­ре­но око­ло 6 млрд. руб­лей.

3.Ре­а­ли­за­ция про­грамм мо­дер­ни­за­ции и рас­ши­ре­ния ин­фра­струк­ту­ры в сфе­ре об­ра­зо­ва­ния, за­тра­ги­ва­ю­щей ма­лые на­се­лен­ные пунк­ты и эко­но­ми­че­ски про­блем­ные ре­ги­о­ны, что ста­но­вит­ся до­пол­ни­тель­ным фак­то­ром со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти. Так, в рам­ках ини­ци­и­ро­ван­ной Вла­ди­ми­ром Пу­ти­ным на съез­де «Еди­ной Рос­сии» в июне 2021 года про­грам­мы кап­ре­мон­та школ участ­ву­ет око­ло 7300 об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний.

Кро­ме того, по по­ру­че­нию пре­зи­ден­та до 2030 года в стране долж­на быть со­зда­на сеть уни­вер­си­тет­ских кам­пу­сов ми­ро­во­го уров­ня. Как на­пом­нил сек­ре­тарь Со­ве­та без­опас­но­сти Рос­сии Ни­ко­лай Патру­шев в ходе со­ве­ща­ния по во­про­сам на­ци­о­наль­ной без­опас­но­сти и под­го­тов­ки ин­же­нер­ных кад­ров для авиа­стро­е­ния, про­шед­ше­го в на­ча­ле де­каб­ря 2023 года, в бли­жай­шие годы в Рос­сии бу­дет со­зда­но не ме­нее 25 по­доб­ных объ­ек­тов. Этот курс ста­но­вит­ся до­пол­ни­тель­ным фак­то­ром при­вле­че­ния мо­ло­де­жи для обу­че­ния в ре­ги­о­наль­ных ву­зах, а зна­чит, со­хра­не­ния в субъ­ек­тах Фе­де­ра­ции ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных кад­ров, в том чис­ле име­ю­щих зна­че­ние для со­ци­аль­ной сфе­ры.

4.Во­вле­че­ние об­ще­ствен­но­сти в кон­троль за ре­а­ли­за­ци­ей со­ци­аль­ных про­грамм, а та­к­же в опре­де­ле­ние при­о­ри­те­тов в этой сфе­ре на мест­ном уровне. Так, ши­ро­кий ре­зо­нанс по­лу­чи­ла де­я­тель­ность со­здан­ных под эги­дой «Еди­ной Рос­сии» и Мин­про­све­ще­ния шта­бов с уча­сти­ем пред­ста­ви­те­лей ро­ди­тель­ско­го со­об­ще­ства, кон­тро­ли­ру­ю­щих все эта­пы ра­бот по кап­ре­мон­ту школ — от раз­ра­бот­ки про­ек­та до при­ем­ки ре­зуль­та­тов. А, на­при­мер, всту­пив­ший в силу с 1 ян­ва­ря 2021 года «за­кон о на­род­ном бюд­же­ти­ро­ва­нии» (Фе­де­раль­ный за­кон от 20.07.2020 № 236-ФЗ «О вне­се­нии из­ме­не­ний в Фе­де­раль­ный за­кон «Об об­щих прин­ци­пах ор­га­ни­за­ции мест­но­го са­мо­управ­ле­ния в РФ») поз­во­ля­ет груп­пам граж­дан, ор­га­нам тер­ри­то­ри­аль­но­го об­ще­ствен­но­го са­мо­управ­ле­ния, ста­ро­стам сель­ских на­се­лен­ных пунк­тов по­да­вать ини­ци­а­тив­ные про­ек­ты для ре­а­ли­за­ции ме­ро­при­я­тий, име­ю­щих при­о­ри­тет­ное зна­че­ние для жи­те­лей му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния или его ча­сти — в том чис­ле в со­ци­аль­ной сфе­ре.

В ряде ре­ги­о­нов были под­го­тов­ле­ны экс­пе­ри­мен­таль­ные про­ек­ты по рас­ши­ре­нию кру­га лиц, во­вле­чен­ных в ме­ро­при­я­тия по ини­ци­а­тив­но­му бюд­же­ти­ро­ва­нию в со­ци­аль­ных во­про­сах. На­при­мер, в Са­мар­ской об­ла­сти в 2023 году при под­держ­ке гу­бер­на­то­ра ре­ги­о­на Дмит­рия Аза­ро­ва на­ча­ла ре­а­ли­зо­вы­вать­ся груп­па мер по «Школь­но­му ини­ци­а­тив­но­му бюд­же­ти­ро­ва­нию», пред­по­ла­га­ю­ще­му во­вле­че­ние обу­ча­ю­щих­ся в ре­ше­ние во­про­сов, ка­са­ю­щих­ся улуч­ше­ния окру­жа­ю­щей их школь­ной сре­ды и ин­фра­струк­ту­ры. Все­го по со­сто­я­нию на сен­тябрь 2023 года, по дан­ным Мин­фи­на, за­ко­ны о ре­а­ли­за­ции про­ек­тов ини­ци­а­тив­но­го бюд­же­ти­ро­ва­ния при­ня­ты в 18 субъ­ек­тах Фе­де­ра­ции, а еще в 40 ре­ги­о­нах по­доб­ные во­про­сы ре­гу­ли­ру­ют­ся по­ста­нов­ле­ни­я­ми выс­ших ис­пол­ни­тель­ных ор­га­нов вла­сти.

В пер­спек­ти­ве 2024-2030 го­дов мож­но ожи­дать:

за­дей­ство­ва­ния кад­ров и на­ра­бо­ток, за­ре­ко­мен­до­вав­ших себя в рам­ках под­держ­ки участ­ни­ков во­ен­ной спе­цо­пе­ра­ции и чле­нов их се­мей, — для по­мо­щи бо­лее ши­ро­ким ка­те­го­ри­ям со­ци­аль­но уяз­ви­мых граж­дан;
уси­ле­ния ак­цен­та на ре­а­ли­за­цию де­мо­гра­фи­че­ской по­ли­ти­ки, в том чис­ле, мо­дер­ни­за­ции дет­ских со­ци­аль­ных, ме­ди­цин­ских учре­жде­ний, а та­к­же жен­ских кон­суль­та­ций в ре­ги­о­нах;
при­ня­тия до­пол­ни­тель­ных мер для пре­одо­ле­ния де­фи­ци­та кад­ров для со­ци­аль­ных, пре­жде все­го ме­ди­цин­ских, учре­жде­ний в ма­лых на­се­лен­ных пунк­тах;
даль­ней­ше­го во­вле­че­ния ло­каль­ных со­об­ществ в во­про­сы кон­тро­ля за ре­а­ли­за­ци­ей фе­де­раль­ных про­ек­тов в сфе­ре раз­ви­тия со­ци­аль­ных учре­жде­ний.
2.«Боль­шой со­ци­аль­ный па­кет» Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на:

важ­ней­шие ре­ше­ния фе­де­раль­ной вла­сти в от­но­ше­нии уяз­ви­мых групп на­се­ле­ния

Вла­ди­мир Пу­тин неод­но­крат­но ак­цен­ти­ро­вал вни­ма­ние на со­ци­аль­ных при­о­ри­те­тах го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки, в том чис­ле вы­де­лив необ­хо­ди­мость «укреп­лять со­ци­аль­ную сфе­ру» в чис­ле клю­че­вых ак­цен­тов вы­ступ­ле­ния на пред­вы­бор­ном съез­де «Еди­ной Рос­сии» в де­каб­ре 2023 года. В рам­ках это­го на­прав­ле­ния осо­бое зна­че­ние при­об­ре­та­ют как меры под­держ­ки наи­бо­лее со­ци­аль­но уяз­ви­мых групп на­се­ле­ния (часть та­ких ша­гов бу­дет рас­смот­ре­на в раз­де­ле 3), так и ини­ци­а­ти­вы для бо­лее ши­ро­кой ауди­то­рии, в том чис­ле по сни­же­нию со­ци­аль­ной уяз­ви­мо­сти групп, вни­ма­ние к ко­то­рым воз­рас­та­ет в кон­тек­сте де­мо­гра­фи­че­ской по­ли­ти­ки (се­мьи с детьми) или но­вой стра­те­гии в сфе­ре эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия ре­ги­о­нов (на­при­мер, со­труд­ни­ков бюд­жет­ных учре­жде­ний).

1.Пре­зи­дент неод­но­крат­но под­чер­ки­вал необ­хо­ди­мость по­вы­ше­ния до­хо­дов граж­дан, вновь за­тро­нув эту тему, на­при­мер, на за­се­да­нии Со­ве­та по стра­те­ги­че­ско­му раз­ви­тию и на­ци­о­наль­ным про­ек­там в ав­гу­сте 2023 года. То­гда гла­ва го­су­дар­ства об­ра­тил вни­ма­ние на то, что в пер­вой по­ло­вине июня 2023 года рост ре­аль­ных до­хо­дов на­се­ле­ния со­ста­вил 4,7%, уве­ли­че­ние сред­ней зар­пла­ты по эко­но­ми­ке — 4,2%.

Важ­ны­ми ме­ра­ми на этом на­прав­ле­нии, от­ме­чен­ны­ми то­гда пре­зи­ден­том, долж­но стать опе­ре­жа­ю­щее по­вы­ше­ние раз­ме­ров МРОТ на 18,5% с 1 ян­ва­ря 2024 года, а та­к­же обес­пе­че­ние ро­ста зар­плат ра­бот­ни­ков бюд­жет­ной сфе­ры. За­щи­та прав ра­бот­ни­ков бюд­жет­ных учре­жде­ний (на­при­мер, в сфе­ре об­ра­зо­ва­ния) ста­ла важ­ной со­став­ля­ю­щей по­вест­ки и ре­ги­о­наль­ных из­би­ра­тель­ных кам­па­ний пар­тии боль­шин­ства в 2023 году.

Как уже от­ме­ча­ла вице-пре­мьер Та­тья­на Го­ли­ко­ва в июле 2023 года, од­ним из важ­ных ин­стру­мен­тов борь­бы с бед­но­стью ста­но­вит­ся раз­ви­тие со­ци­аль­но­го каз­на­чей­ства. Под дей­ствие это­го ме­ха­низ­ма на се­ре­ди­ну 2023 года под­па­ло око­ло 35 млн. че­ло­век, что поз­во­ля­ет обес­пе­чить ад­рес­ный под­ход в предо­став­ле­нии им мер под­держ­ки. В рам­ках даль­ней­шей ре­а­ли­за­ции та­кой стра­те­гии со­зда­ет­ся ре­естр нуж­да­ю­щих­ся граж­дан, ра­бо­та ко­то­ро­го долж­на на­чать­ся с 1 ян­ва­ря 2024 года.

2.Тема «сбе­ре­же­ния на­ро­да» (ре­а­ли­за­ции по­сле­до­ва­тель­ной де­мо­гра­фи­че­ской по­ли­ти­ки) ста­но­вит­ся од­ной из клю­че­вых со­став­ля­ю­щих рос­сий­ской со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ской по­вест­ки во вто­рой по­ло­вине 2023 года, при­об­ре­тая до­пол­ни­тель­ное зна­че­ние с на­ча­лом пре­зи­дент­ской кам­па­нии. Так, на упо­ми­нав­шем­ся за­се­да­нии Со­ве­та по нац­про­ек­там Вла­ди­мир Пу­тин спе­ци­аль­но от­ме­тил со­пря­же­ние тем под­держ­ки ма­те­рин­ства и дет­ства, с од­ной сто­ро­ны, и про­дол­же­ния ра­бо­ты по уве­ли­че­нию про­дол­жи­тель­но­сти жиз­ни граж­дан — с дру­гой.

Та­кой курс пред­по­ла­га­ет даль­ней­шее раз­ви­тие мер по мно­го­сто­рон­ней под­держ­ке си­сте­мы здра­во­охра­не­ния. На­при­мер, в ходе со­сто­яв­ше­го­ся в се­ре­дине де­каб­ря 2023 года ито­го­во­го за­се­да­ния Со­ве­та при пра­ви­тель­стве по во­про­сам по­пе­чи­тель­ства в со­ци­аль­ной сфе­ре вице-пре­мьер Та­тья­на Го­ли­ко­ва об­ра­ти­ла вни­ма­ние на ре­а­ли­за­цию пи­лот­но­го про­ек­та «Ре­про­дук­тив­ное здо­ро­вье», в те­че­ние 2 лет охва­ты­ва­ю­ще­го тер­ри­то­рии 7 пи­лот­ных ре­ги­о­нов. При этом, как от­ме­ти­ла вице-пре­мьер, в 4 из 7 дан­ных ре­ги­о­нов в 2023 году за­мед­ли­лись тем­пы сни­же­ния чис­лен­но­сти ро­див­ших­ся де­тей в срав­не­нии с по­ка­за­те­ля­ми ана­ло­гич­но­го пе­ри­о­да 2022 года.

С 1 сен­тяб­ря 2023 года был за­пу­щен еще один пи­лот­ный про­ект, на­прав­лен­ный на со­зда­ние еди­ной си­сте­мы со­ци­аль­ной и ме­ди­цин­ской по­мо­щи жен­щи­нам, ко­то­рые са­мо­сто­я­тель­но вос­пи­ты­ва­ют де­тей, и пол­ным се­мьям с детьми.

Но ре­а­ли­за­ция де­мо­гра­фи­че­ской по­ли­ти­ки пред­по­ла­га­ет и бо­лее ши­ро­кий круг мер по под­держ­ке си­сте­мы здра­во­охра­не­ния в ре­ги­о­нах. На­при­мер, как от­ме­чал Вла­ди­мир Пу­тин в ав­гу­сте 2023 года, в рам­ках нац­про­ек­та «Здра­во­охра­не­ние» с 2019 года вве­де­но око­ло 3,6 тыс. ка­пи­таль­ных объ­ек­тов, из них 3,5 тыс. — в пер­вич­ном звене этой си­сте­мы. Ве­ро­ят­но, даль­ней­шее раз­ви­тие эта тема по­лу­чит в рам­ках по­сла­ния Пре­зи­ден­та Фе­де­раль­но­му Со­бра­нию, ко­то­рое долж­но быть огла­ше­но в 2024 году.

3.По­сле на­ча­ла во­ен­ной спе­цо­пе­ра­ции су­ще­ствен­ное вни­ма­ние Крем­ля было уде­ле­но фор­ми­ро­ва­нию пра­во­вой базы для со­ци­аль­ной за­щи­ты участ­ни­ков СВО и чле­нов их се­мей (мас­штаб­ную ра­бо­ту про­ве­ла про­филь­ная Ра­бо­чая груп­па во гла­ве с сек­ре­та­рем Ген­со­ве­та «Еди­ной Рос­сии» Ан­дре­ем Тур­ча­ком), а та­к­же ре­а­ли­за­ции ад­рес­ной под­держ­ки та­ких граж­дан на ме­стах. Здесь клю­че­вую роль дол­жен сыг­рать фонд «За­щит­ни­ки Оте­че­ства» — в ходе про­шед­шей в де­каб­ре 2023 года пресс-кон­фе­рен­ции, сов­ме­щен­ной с фор­ма­том «Пря­мой ли­нии», Вла­ди­мир Пу­тин за­явил о необ­хо­ди­мо­сти рас­ши­рить кон­троль этой ор­га­ни­за­ции за вы­де­ля­е­мы­ми сред­ства­ми.

Без­услов­но, этот курс бу­дет про­дол­жен (в про­ек­те фе­де­раль­но­го бюд­же­та на 2024 год и пла­но­вый пе­ри­од 2025 и 2026 года преду­смот­ре­но 29,4 млрд руб на фи­нан­си­ро­ва­ние го­су­дар­ствен­но­го фон­да со­ци­аль­ной под­держ­ки участ­ни­ков СВО) — ве­ро­ят­но, с даль­ней­шим рас­ши­ре­ни­ем фи­нан­си­ро­ва­ния про­грамм ме­ди­цин­ской ре­а­би­ли­та­ции нуж­да­ю­щих­ся бой­цов (вклю­чая раз­ра­бот­ку но­вых ме­ди­цин­ских тех­но­ло­гий в этой сфе­ре), а та­к­же обу­че­ния участ­ни­ков спе­цо­пе­ра­ции, же­ла­ю­щих по­лу­чить но­вые граж­дан­ские спе­ци­аль­но­сти.

Меры ад­рес­ной под­держ­ки участ­ни­ков СВО и чле­нов их се­мей в ре­ги­о­нах по­мо­га­ют до­ра­бо­тать ме­ха­низ­мы, на­прав­лен­ные на ока­за­ние по­мо­щи бо­лее ши­ро­ко­му кру­гу со­ци­аль­но уяз­ви­мых ка­те­го­рий граж­дан.

4.Дру­гим важ­ным во­про­сом на этом на­прав­ле­нии ста­но­вит­ся ре­гу­ляр­ное по­вы­ше­ние зар­плат со­труд­ни­ков бюд­жет­ных учре­жде­ний, что яв­ля­ет­ся важ­ной ме­рой под­держ­ки этой груп­пы на­се­ле­ния и од­но­вре­мен­но — укреп­ле­ния кад­ро­во­го по­тен­ци­а­ла со­ци­аль­ной сфе­ры. На­при­мер, вско­ре по­сле упо­мя­ну­то­го за­се­да­ния Со­ве­та по нац­про­ек­там под пред­се­да­тель­ством Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на пре­мьер Ми­ха­ил Ми­шу­ст­ин 1 сен­тяб­ря 2023 года под­пи­сал рас­по­ря­же­ние о вы­де­ле­нии бо­лее 30 млрд руб­лей из фе­де­раль­но­го бюд­же­та и Ре­зерв­но­го фон­да пра­ви­тель­ства на по­вы­ше­ние за­ра­бот­ной пла­ты ра­бот­ни­ков этой сфе­ры.

5.В усло­ви­ях ре­а­ли­за­ции по­сле­до­ва­тель­ных ша­гов Крем­ля по про­ве­де­нию но­вой ин­ду­стри­а­ли­за­ции мож­но ожи­дать уси­ле­ния вни­ма­ния фе­де­раль­ных вла­стей к без­опас­но­сти тру­да. Так, вице-пре­мьер Та­тья­на Го­ли­ко­ва, в на­ча­ле де­каб­ря 2023 года об­ра­ща­ясь с ви­део­при­вет­стви­ем к участ­ни­кам 27-й Меж­ду­на­род­ной спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной вы­став­ки и фо­ру­ма «Без­опас­ность и охра­на тру­да – 2023», от­ме­ти­ла: за пе­ри­од 2007-2022 го­дов об­щее ко­ли­че­ство несчаст­ных слу­ча­ев на про­из­вод­стве сни­зи­лось в 2,6 раза – с 85 тыс. до 32 тыс., а ко­ли­че­ство по­гиб­ших в ре­зуль­та­те несчаст­ных слу­ча­ев при­мер­но в 3 раза – с 4,6 тыс. до 1,6 тыс.

Сре­ди важ­ных мер на этом на­прав­ле­нии, за­пла­ни­ро­ван­ных на бли­жай­шее бу­ду­щее, мож­но вы­де­лить от­ме­ну с 1 ян­ва­ря 2025 года уста­рев­ших ти­по­вых от­рас­ле­вых норм по вы­да­че средств ин­ди­ви­ду­аль­ной за­щи­ты, а та­к­же сти­му­ли­ро­ва­ние со­зда­ния и внед­ре­ния со­вре­мен­ных оте­че­ствен­ных СИЗ. Но кро­ме это­го — в рам­ках того же смыс­ло­во­го бло­ка вполне мож­но ожи­дать в даль­ней­шем и раз­ра­бот­ки до­пол­ни­тель­ных про­грамм в сфе­ре охра­ны тру­да.

В пер­спек­ти­ве 2024-2030 го­дов мож­но ожи­дать:

даль­ней­ших ша­гов фе­де­раль­ных вла­стей по даль­ней­ше­му внед­ре­нию циф­ро­вых тех­но­ло­гий в со­ци­аль­ной сфе­ре;
воз­мож­но­го при­ня­тия до­пол­ни­тель­ных про­грамм по раз­ви­тию со­ци­аль­ных учре­жде­ний как в но­вых ре­ги­о­нах, так и в субъ­ек­тах, гра­ни­ча­щих с зо­ной СВО (для ана­ло­гии из эко­но­ми­че­ской сфе­ры — от­ме­тим по­ру­че­ние пре­зи­ден­та по со­зда­нию ОЭЗ «Ше­бе­ки­но» как один из сиг­на­лов об осо­бом вни­ма­нии к при­гра­нич­ным тер­ри­то­ри­ям);
до­пол­ни­тель­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния про­грамм по ран­не­му вы­яв­ле­нию за­бо­ле­ва­ний, с чем та­к­же мо­гут быть со­пря­же­ны но­вые меры со­ци­аль­ной под­держ­ки ра­бот­ни­ков си­сте­мы здра­во­охра­не­ния;
до­пол­ни­тель­но­го уси­ле­ния вли­я­ния пол­пре­дов в сфе­ре кон­тро­ля за ре­а­ли­за­ци­ей со­ци­аль­ных про­грамм в ре­ги­о­нах.
3.Нера­вен­ство в Рос­сии: ди­на­ми­ка, ре­ги­о­наль­ная диф­фе­рен­ци­а­ция, пер­спек­ти­вы сгла­жи­ва­ния

Как сви­де­тель­ству­ет меж­ду­на­род­ный опыт, со­ци­аль­ное нера­вен­ство мо­жет ста­но­вить­ся вы­зо­вом не толь­ко для внут­ри­по­ли­ти­че­ской ста­биль­но­сти, но и для эко­но­ми­ки. Неда­ром Вла­ди­мир Пу­тин в ходе Пе­тер­бург­ско­го эко­но­ми­че­ско­го фо­ру­ма в июне 2023 года сде­лал осо­бый ак­цент на необ­хо­ди­мо­сти фор­ми­ро­ва­ния эко­но­ми­ки пла­те­же­спо­соб­но­го спро­са.

При этом, как от­ме­ти­ли, на­при­мер, экс­пер­ты Бан­ка Рос­сии в ста­тье «Нера­вен­ство и эко­но­ми­че­ский рост в Рос­сии: эко­но­мет­ри­че­ские оцен­ки за­ви­си­мо­стей» для жур­на­ла «День­ги и кре­дит» (№2 за июнь 2023 года), «уве­ли­че­ние ВВП с на­ча­ла 2000-х го­дов со­про­вож­да­лось сни­же­ни­ем нера­вен­ства, при­чем в ос­нов­ном за счет уве­ли­че­ния до­хо­дов при сла­бой ин­тен­сив­но­сти пе­ре­рас­пре­де­ле­ния до­хо­дов от бо­га­тых до­мо­хо­зяйств к бед­ным».

Ко­неч­но, со­от­но­ше­ние меж­ду раз­ны­ми со­ци­аль­ны­ми груп­па­ми в рос­сий­ском об­ще­стве яв­ля­ет­ся при­ме­ром ост­рых дис­кус­сий. Тем не ме­нее, ряд дан­ных поз­во­ля­ет вы­де­лить тен­ден­ции по сгла­жи­ва­нию со­ци­аль­ных про­ти­во­ре­чий в на­шей стране. На­при­мер, как уже от­ме­чал ген­ди­рек­тор АПЭК Дмит­рий Ор­лов, про­ана­ли­зи­ро­вав дан­ные Рос­ста­та, ис­сле­до­ва­ний ФОМ и ВЦИ­ОМ, дан­ные и под­сче­ты Н. Е. Ти­хо­но­вой, а та­к­же ана­ли­ти­че­ские ма­те­ри­а­лы, до­ступ­ные Агент­ству по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, доля «сред­не­го клас­са» в рос­сий­ском об­ще­стве в пе­ри­од с 2007 по 2023 год уве­ли­чи­лась с 12% до 18%, «ниж­не­го сред­не­го клас­са» с 23% до 33%, а доля «низ­ше­го клас­са», на­про­тив, со­кра­ти­лась с 34% до 19%. На сме­ну «пи­ра­ми­де» как услов­ной мо­де­ли об­ще­ства при­хо­дит «яйцо».

Без­услов­но, та­кие тен­ден­ции не от­ме­ня­ют необ­хо­ди­мо­сти даль­ней­ших ша­гов го­су­дар­ства по сгла­жи­ва­нию со­ци­аль­но­го нера­вен­ства, в том чис­ле меж­ду жи­те­ля­ми раз­ных ре­ги­о­нов. Ме­нее бла­го­при­ят­ные со­ци­аль­ные усло­вия на уровне кон­крет­но­го ре­ги­о­на со­кра­ща­ют воз­мож­но­сти по раз­ви­тию ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са на та­ких тер­ри­то­ри­ях, ве­дут к от­то­ку из та­ких субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции пер­спек­тив­ных кад­ров (в част­но­сти, из учре­жде­ний со­ци­аль­ной сфе­ры), со­зда­ют до­пол­ни­тель­ные вы­зо­вы в де­мо­гра­фи­че­ской сфе­ре, а та­к­же про­бле­мы в сфе­ре на­ци­о­наль­ной без­опас­но­сти (на­при­мер, в слу­ча­ях, ко­гда от­ток на­се­ле­ния или ост­рые со­ци­аль­ные про­бле­мы за­тра­ги­ва­ют гео­ст­ра­те­ги­че­ские тер­ри­то­рии — ска­жем, в по­гра­нич­ных рай­о­нах или Арк­ти­че­ской зоне).

Сре­ди ме­то­дов сгла­жи­ва­ния со­ци­аль­но­го нера­вен­ства, осо­бен­но ак­тив­но ре­а­ли­зу­е­мых в Рос­сии в по­след­ние годы, мож­но вы­де­лить:

1.За­клю­че­ние со­ци­аль­ных кон­трак­тов меж­ду ор­га­на­ми соц­за­щи­ты и се­мья­ми либо от­дель­ны­ми граж­да­на­ми, на­хо­дя­щи­ми­ся в слож­ной со­ци­аль­ной си­ту­а­ции. Этот ме­ха­низм поз­во­ля­ет нуж­да­ю­щим­ся прой­ти пе­ре­обу­че­ние и по­вы­сить ква­ли­фи­ка­цию для по­ис­ка но­вой ра­бо­ты, по­лу­чить воз­мож­но­сти для ре­а­ли­за­ции соб­ствен­ных биз­нес-про­ек­тов, по­лу­чить сред­ства на раз­ви­тие лич­но­го под­соб­но­го хо­зяй­ства, при­об­ре­сти то­ва­ры пер­вой необ­хо­ди­мо­сти (в том числе­одеж­ду, обувь и школь­ные то­ва­ры для де­тей). С 2020 года на­ча­лось фе­де­раль­ное со­фи­нан­си­ро­ва­ние этой про­грам­мы для бо­лее чем 20 субъ­ек­тов, а с 2021 года по ре­ше­нию Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на под­держ­кой фе­де­раль­но­го цен­тра смог­ли вос­поль­зо­вать­ся все ре­ги­о­ны стра­ны. Мак­си­маль­ный раз­мер по­мо­щи для ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей в рам­ках этой про­грам­мы по си­ту­а­ции на но­ябрь 2023 года со­ста­вил 350 тыс. руб­лей, а для граж­дан, ве­ду­щих лич­ное под­соб­ное хо­зяй­ство, — 200 тыс. руб­лей.

Как от­ме­чал в но­яб­ре 2023 года гла­ва ко­ми­те­та Гос­ду­мы по бюд­же­ту и на­ло­гам Ан­дрей Ма­ка­ров в свя­зи с об­суж­де­ни­ем про­ек­та фе­де­раль­но­го бюд­же­та на 2024 год и пла­но­вый пе­ри­од 2025 и 2026 го­дов, дей­ствие про­грамм со­ци­аль­но­го кон­трак­та бу­дет рас­про­стра­не­но на 900 тыс. че­ло­век.

2.Фе­де­раль­ный центр ре­гу­ляр­но при­ме­ня­ет меры для под­держ­ки ре­ги­о­нов с низ­ким уров­нем бюд­жет­ной обес­пе­чен­но­сти. К об­суж­де­нию та­ких мер ак­тив­но при­вле­ка­ют­ся пред­ста­ви­те­ли ре­ги­о­нов, на­при­мер, в рам­ках ме­ро­при­я­тий на пло­щад­ках Гос­со­ве­та. На­при­мер, в ходе за­се­да­ния комис­сии Гос­со­ве­та по на­прав­ле­нию «Эко­но­ми­ка и фи­нан­сы», со­сто­яв­ше­го­ся в июле 2023 года, ее ру­ко­во­ди­тель, гу­бер­на­тор Че­ля­бин­ской об­ла­сти Алек­сей Текслер на­пом­нил о необ­хо­ди­мо­сти до­пол­ни­тель­ной под­держ­ки ре­ги­о­нов для того, что­бы субъ­ек­ты мог­ли не от­кла­ды­вать до кон­ца года по­вы­ше­ние зар­плат со­труд­ни­ков бюд­жет­ных учре­жде­ний в со­от­вет­ствии с нор­ма­ми, ко­то­рые были преду­смот­ре­ны под­пи­сан­ной Вла­ди­ми­ром Пу­ти­ным 7 мая 2012 года груп­пой Ука­зов и по­лу­чи­ли даль­ней­шее раз­ви­тие в бо­лее позд­них нор­ма­тив­ных ак­тах.

Все­го об­щий объ­ем меж­бюд­жет­ных транс­фер­тов ре­ги­о­нам в со­от­вет­ствии с фе­де­раль­ным бюд­же­том на бли­жай­шие 3 года со­ста­вит 9 трлн. руб­лей, а объ­ем до­та­ций субъ­ек­там на вы­рав­ни­ва­ние бюд­жет­ной обес­пе­чен­но­сти на этот пе­ри­од уве­ли­чен на 25,9% (к 2026 году этот по­ка­за­тель дол­жен со­ста­вить 1 078,6 млрд руб­лей). Под­держ­ка ре­ги­о­нам на вы­пла­ту зар­плат и уве­ли­че­ние МРОТ со­ста­вит 108,1 млрд руб­лей.

3.Важ­ным фак­то­ром раз­ви­тия со­ци­аль­ной сфе­ры сель­ских по­се­ле­ний ста­ла гос­про­грам­ма «Ком­плекс­ное раз­ви­тие сель­ских тер­ри­то­рий», ре­а­ли­за­ция ко­то­рой на­ча­лась в Рос­сии в 2020 году. По дан­ным Мин­сель­хоза, око­ло чет­вер­ти но­вых ра­бо­чих мест на селе, по­явив­ших­ся бла­го­да­ря ре­а­ли­за­ции этой про­грам­мы, были со­зда­ны имен­но в со­ци­аль­ной сфе­ре. При этом для ре­а­ли­за­ции по­доб­ных мер при­вле­ка­ют­ся не толь­ко бюд­жет­ные сред­ства, но и под­держ­ка биз­не­са. Как на­пом­ни­ла в мае 2023 года на встре­че спи­ке­ра Со­ве­та Фе­де­ра­ции Ва­лен­ти­ны Мат­ви­ен­ко с ра­бот­ни­ка­ми со­ци­аль­ной сфе­ры села пер­вый за­мгла­вы аг­рар­но­го ве­дом­ства Ок­са­на Лут, толь­ко по ито­гам 2022 года объ­ем при­вле­чен­ных вне­бюд­жет­ных средств в раз­ви­тие сель­ской со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры со­ста­вил бо­лее 12 млрд руб­лей — и от­ме­ча­ет­ся тен­ден­ция даль­ней­ше­го ро­ста это­го по­ка­за­те­ля.

Эта про­грам­ма, а та­к­же ряд дру­гих мер фе­де­раль­ной под­держ­ки и ини­ци­а­ти­вы ре­ги­о­наль­ных вла­стей со­зда­ли воз­мож­но­сти для раз­ви­тия со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры сель­ских по­се­ле­ний, в том чис­ле в неболь­ших субъ­ек­тах, зна­чи­тель­ная часть жи­те­лей ко­то­рых за­ня­ты в сфе­ре АПК. На­при­мер, вла­сти Ады­геи в 2023 году на­пра­ви­ли на ком­плекс­ное раз­ви­тие сель­ских тер­ри­то­рий 1,2 млрд руб, в том чис­ле на стро­и­тель­ство до­школь­ных учре­жде­ний. Со­ци­аль­ные про­грам­мы в этой рес­пуб­ли­ке яв­ля­ют­ся при­ме­ром ак­тив­ных ша­гов по ре­ше­нию кад­ро­вых про­блем села — так, глава ре­ги­о­на Му­рат Кум­пи­лов на со­ве­ща­нии в кон­це но­яб­ря 2023 года вновь на­пом­нил о необ­хо­ди­мо­сти стро­и­тель­ства до­мов для вос­тре­бо­ван­ных спе­ци­а­ли­стов, необ­хо­ди­мых для раз­ви­тия ма­лых на­се­лен­ных пунк­тов.

Ми­нистр сель­ско­го хо­зяй­ства Дмит­рий Патру­шев от­ме­чал, что необ­хо­ди­мо ве­сти ра­бо­ту по по­вы­ше­нию ка­че­ства жиз­ни на селе, за­дей­ство­вав и дру­гие ин­стру­мен­ты, по­ми­мо гос­про­грам­мы раз­ви­тия сель­ских тер­ри­то­рий. Так, в мае 2023 года он на­пом­нил, что в рам­ках 14 стра­те­ги­че­ских до­ку­мен­тов та­к­же со­зда­ны ме­ха­низ­мы, на­прав­лен­ные на под­держ­ку вне­го­род­ских на­се­лен­ных пунк­тов, в том чис­ле за­тра­ги­ва­ю­щие со­ци­аль­ную сфе­ру.

4.Фе­де­раль­ная власть ве­дет по­сто­ян­ную ра­бо­ту по со­вер­шен­ство­ва­нию про­грамм, на­прав­лен­ных на под­держ­ку граж­дан с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми здо­ро­вья. На­при­мер, в ходе про­шед­ше­го в ок­тяб­ре 2023 года за­се­да­ния про­филь­ной ко­мис­сии под пред­се­да­тель­ством со­вет­ни­ка пре­зи­ден­та Алек­сан­дры Ле­виц­кой были рас­смот­ре­ны меры по раз­ви­тию со­ци­аль­ных про­грамм в сфе­ре ре­а­би­ли­та­ции де­тей-ин­ва­ли­дов, в том чис­ле с уче­том ре­а­ли­за­ции в 2022 и 2023 го­дах пи­лот­но­го про­ек­та по ока­за­нию услуг по ком­плекс­ной ре­а­би­ли­та­ции де­тей-ин­ва­ли­дов в Тю­мен­ской и Сверд­лов­ской об­ла­стях, а та­к­же по ор­га­ни­за­ции от­ды­ха и оздо­ров­ле­ния де­тей-ин­ва­ли­дов и де­тей с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми здо­ро­вья в 2022 и 2023 го­дах.

11 де­каб­ря 2024 года рас­по­ря­же­ни­ем пра­ви­тель­ства был утвер­жден план ме­ро­при­я­тий по по­вы­ше­нию уров­ня за­ня­то­сти ин­ва­ли­дов на 2023–2024 годы, со­глас­но ко­то­ро­му к кон­цу 2024 года при со­дей­ствии про­филь­ных служб долж­ны быть обес­пе­че­ны ра­бо­той не ме­нее 70% тру­до­спо­соб­ных ин­ва­ли­дов, об­ра­тив­ших­ся в цен­тры за­ня­то­сти. Как под­черк­ну­ла вице-пре­мьер Та­тья­на Го­ли­ко­ва, уже до кон­ца 2023 года ре­ги­о­ны долж­ны утвер­дить це­ле­вые по­ка­за­те­ли при­е­ма та­ких граж­дан на ра­бо­ту, а за­тем ве­сти мо­ни­то­ринг ре­а­ли­за­ции за­дач.

В этой сфе­ре со сво­и­ми ини­ци­а­ти­ва­ми ак­тив­но вы­сту­па­ют ре­ги­о­ны. Так, на про­шед­шем в сен­тяб­ре 2023 года рас­ши­рен­ном за­се­да­нии пре­зи­ди­у­ма Гос­со­ве­та о раз­ви­тии рын­ка тру­да в Рос­сии гу­бер­на­тор Ле­нин­град­ской об­ла­сти Алек­сандр Дроз­ден­ко при­звал вве­сти сти­му­ли­ру­ю­щие меры для ра­бо­то­да­те­лей по тру­до­устрой­ству лю­дей с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми сверх уста­нов­лен­ных квот.

Фак­то­ры, ко­то­рые спо­соб­ству­ют ро­сту до­хо­дов со­труд­ни­ков ряда от­рас­лей (на­при­мер, ра­бот­ни­ков пред­при­я­тий, вы­пол­ня­ю­щим го­со­бо­рон­за­каз или про­из­во­дя­щих то­ва­ры двой­но­го на­зна­че­ния в усло­ви­ях спе­цо­пе­ра­ции), та­к­же со вре­ме­нем мо­гут спо­соб­ство­вать бо­лее вы­со­ко­му уров­ню ожи­да­ний та­ких групп по по­во­ду со­ци­аль­но­го ха­рак­те­ра го­су­дар­ства. А это, в свою оче­редь, мо­жет ак­ту­а­ли­зи­ро­вать об­ще­ствен­ный за­прос и на ре­а­ли­за­цию со­ци­аль­ных про­грамм для бо­лее ши­ро­ких сло­ев на­се­ле­ния. По­это­му уже в 2024-2026 го­дах со­хра­ня­ет­ся ве­ро­ят­ность раз­ра­бот­ки но­вых со­ци­аль­ных про­ек­тов (как на фе­де­раль­ном уровне, так и в эко­но­ми­че­ски бла­го­по­луч­ных ре­ги­о­нах), на­прав­лен­ных в том чис­ле на под­держ­ку лиц с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми здо­ро­вья (с уче­том вни­ма­ния Крем­ля к под­держ­ке участ­ни­ков СВО, по­лу­чив­ших тя­же­лые ра­не­ния в ходе бо­е­вых дей­ствий), а та­к­же се­мей с детьми и со­труд­ни­ков бюд­жет­ных учре­жде­ний.

4. Вы­зо­вы бу­ду­ще­го: как до­бить­ся устой­чи­во­го со­ци­аль­но­го раз­ви­тия

В те­че­ние бли­жай­ше­го де­ся­ти­ле­тия Рос­сия мо­жет столк­нуть­ся с це­лом ря­дом вы­зо­вов в со­ци­аль­ной сфе­ре, име­ю­щих как так­ти­че­ский (на­при­мер, необ­хо­ди­мость при­ня­тия до­пол­ни­тель­ных мер в свя­зи с про­ве­де­ни­ем во­ен­ной спе­цо­пе­ра­ции), так и стра­те­ги­че­ский ха­рак­тер (в том чис­ле риск но­вых меж­ду­на­род­ных эпи­де­мио­ло­ги­че­ских вы­зо­вов, вли­я­ние гло­баль­ных про­цес­сов по ста­ре­нию на­се­ле­ния в раз­ви­тых стра­нах, нега­тив­ные по­след­ствия де­мо­гра­фи­че­ских про­цес­сов 1990-х го­дов). Хотя це­лый ряд мер по ре­а­ги­ро­ва­нию на эти вы­зо­вы уже был пред­при­нят ру­ко­вод­ством стра­ны в преды­ду­щие годы, в 2024-2030 го­дах необ­хо­ди­ма даль­ней­шая ком­плекс­ная ра­бо­та по сни­же­нию вли­я­ния по­доб­ных рис­ков.

1.О рис­ках по­яв­ле­ния в ми­ро­вом мас­шта­бе но­вых па­то­ге­нов с еще бо­лее про­блем­ным по­тен­ци­а­лом, чем у COVID-19, неод­но­крат­но за­яв­ля­ли экс­пер­ты и пред­ста­ви­те­ли меж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ций. В част­но­сти, в мае 2023 года с по­доб­ным за­яв­ле­ни­ем вы­сту­пил ген­ди­рек­тор Все­мир­ной ор­га­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния Те­д­рос Ада­ном Геб­рей­е­сус.

Ве­ро­ят­но, часть экс­пер­тов пре­уве­ли­чи­ва­ет уро­вень по­доб­ных рис­ков. Тем не ме­нее, пре­вен­тив­ное ре­а­ги­ро­ва­ние на по­доб­ные вы­зо­вы ста­но­вит­ся важ­ным ас­пек­том на­ци­о­наль­ной без­опас­но­сти. Сре­ди стра­те­ги­че­ски важ­ных на­прав­ле­ний та­кой ра­бо­ты — рас­ши­ре­ние сети и уве­ли­че­ние мощ­но­стей про­филь­ных учре­жде­ний здра­во­охра­не­ния (при­чем как в наи­бо­лее уяз­ви­мых для та­ких рис­ков го­ро­дах, где рас­по­ло­же­ны важ­ные ло­ги­сти­че­ские узлы, так и в ре­ги­о­нах, где уро­вень обес­пе­чен­но­сти та­ки­ми учре­жде­ни­я­ми был огра­ни­чен из-за огра­ни­чен­ных фи­нан­со­вых воз­мож­но­стей субъ­ек­тов), а та­к­же на­ра­щи­ва­ние тех­но­ло­ги­че­ско­го и на­уч­но­го по­тен­ци­а­ла, поз­во­ля­ю­ще­го в опе­ра­тив­ном по­ряд­ке раз­ра­бо­тать меры ре­а­ги­ро­ва­ния на по­доб­ные вы­зо­вы.

2.По про­гно­зам Рос­ста­та, за пе­ри­од до 2046 года доля по­жи­лых граж­дан в стране мо­жет вы­рас­ти с 24% до 26,9%, до­стиг­нув 37,3 млн че­ло­век. Вы­зо­вы в этой сфе­ре ста­но­вят­ся до­пол­ни­тель­ным сти­му­лом для под­го­тов­ки необ­хо­ди­мых кад­ров для ра­бо­ты в со­ци­аль­ных и ме­ди­цин­ских учре­жде­ни­ях, про­ра­бот­ки до­пол­ни­тель­ных мер про­фи­лак­ти­ки ин­фек­ци­он­ных за­бо­ле­ва­ний (имен­но по­жи­лые люди ока­за­лись в зоне осо­бо­го рис­ка в пе­ри­од пан­де­мии но­вой ко­ро­на­ви­рус­ной ин­фек­ции), финан­си­ро­ва­ния про­грамм по борь­бе, на­при­мер, с он­ко­ло­ги­че­ски­ми за­бо­ле­ва­ни­я­ми, учи­ты­вая, что свя­зан­ные с ними рис­ки та­к­же име­ют осо­бое зна­че­ние для стар­ших воз­раст­ных групп (так, Вла­ди­мир Пу­тин в но­яб­ре 2023 года по­ру­чил Мин­здра­ву со­здать си­сте­му по­мо­щи он­ко­ло­ги­че­ским боль­ным и в но­вых ре­ги­о­нах).

Кро­ме того, по­сте­пен­ное уве­ли­че­ние доли по­жи­лых граж­дан бу­дет мо­ти­ви­ро­вать вла­сти на раз­ра­бот­ку и про­дви­же­ние ком­плекс­ных про­грамм, в рам­ках ко­то­рых оздо­ро­ви­тель­ный, об­ра­зо­ва­тель­ный и до­су­го­вый ком­по­нен­ты бу­дут до­пол­нять друг дру­га. В первую оче­редь та­кие про­ек­ты бу­дут ре­а­ли­зо­вы­вать­ся в наи­бо­лее эко­но­ми­че­ски бла­го­по­луч­ных ре­ги­о­нах, но за­тем по­доб­ный опыт мо­жет быть за­дей­ство­ван и на фе­де­раль­ном уровне. Сре­ди по­доб­ных про­грамм, ре­а­ли­зу­е­мых в на­сто­я­щее вре­мя на уровне субъ­ек­тов,, сто­ит вы­де­лить пре­жде все­го «Мос­ков­ское дол­го­ле­тие», ко­то­рая была ини­ци­и­ро­ва­на мэ­ром сто­ли­цы Сер­ге­ем Со­бя­ни­ным в 2018 году и вклю­ча­ет бо­лее 30 на­прав­ле­ний ак­тив­но­сти для по­жи­лых граж­дан.

3.Спе­ци­а­ли­сты со­ци­аль­но­го бло­ка неод­но­крат­но на­по­ми­на­ли о но­вых вы­зо­вах, свя­зан­ных с вли­я­ни­ем де­мо­гра­фи­че­ских про­цес­сов 1990-х го­дов на те­ку­щую си­ту­а­цию. На­при­мер, вице-пре­мьер Та­тья­на Го­ли­ко­ва об­ра­ща­ла вни­ма­ние на то, что из-за ука­зан­ных про­цес­сов на 39%, или на 4,6 млн. че­ло­век со­кра­ти­лось ко­ли­че­ство жен­щин, на­хо­дя­щих­ся в ре­про­дук­тив­ном воз­расте, на ре­ги­о­наль­ном уровне вы­де­ляя кла­сте­ры с наи­мень­шим сум­мар­ным ко­эф­фи­ци­ен­том рож­да­е­мо­сти («Де­мо­гра­фи­че­ская зима», «Юг Рос­сии» и «По­вол­жье»).

Раз­де­ле­ние меж­ду зо­на­ми с вы­со­ким и низ­ким уров­ня­ми рож­да­е­мо­сти не сво­дит­ся к раз­ни­це меж­ду наи­бо­лее про­блем­ны­ми ре­ги­о­на­ми, на­при­мер, Цен­траль­но­го Нечер­но­зе­мья, и на­ци­о­наль­ны­ми рес­пуб­ли­ка­ми. На­при­мер, как от­ме­ти­ла в ходе вы­ступ­ле­ния в июле 2023 года на за­се­да­нии Со­ве­та Фе­де­ра­ции Та­тья­на Го­ли­ко­ва, к субъ­ек­там, в ко­то­рых уро­вень рож­да­е­мо­сти вы­сок и поз­во­ля­ет обес­пе­чить есте­ствен­ный при­рост на­се­ле­ния, мож­но от­не­сти не толь­ко Че­чен­скую Рес­пуб­ли­ку, Ин­гу­ше­тию, Да­ге­стан, а та­к­же Рес­пуб­ли­ку Ал­тай, Яку­тию, Бу­ря­тию, но и За­бай­каль­ский край, Яма­ло-Ненец­кий ав­то­ном­ный округ и Тю­мен­скую об­ласть.

По­зи­тив­ную ди­на­ми­ку в сфе­ре де­мо­гра­фии в ряде эко­но­ми­че­ски раз­ви­тых се­вер­ных ре­ги­о­нов мож­но свя­зать с ини­ци­а­ти­ва­ми по раз­ви­тию не толь­ко со­ци­аль­ных объ­ек­тов для де­тей, но и спор­тив­ной ин­фра­струк­ту­ры (на­при­мер, в ЯНАО на бли­жай­шую пер­спек­ти­ву за­пла­ни­ро­ва­но стро­и­тель­ство 16 спорт­ком­плек­сов «Се­вер­ный ха­рак­тер» для за­ня­тий еди­но­бор­ства­ми и си­ло­вы­ми тре­ни­ров­ка­ми), а та­к­же про­ак­тив­ной ра­бо­ты со­ц­учре­же­д­ний и про­филь­ных чи­нов­ни­ков по упре­жде­нию про­блем­ных си­ту­а­ций, в ко­то­рые мо­гут по­па­дать мно­го­дет­ные се­мьи (осо­бый ак­цент на по­доб­ных за­да­чах сде­лал, на­при­мер, гу­бер­на­тор Тю­мен­ской об­ла­сти Алек­сандр Моор в но­яб­ре 2023 года в по­сла­нии об­ласт­ной Думе «О по­ло­же­нии дел в об­ла­сти и пер­спек­ти­вах ее раз­ви­тия»).

Ве­ро­ят­но, в 2024-2030 го­дах фе­де­раль­ные вла­сти сде­ла­ют став­ку на ком­плекс­ный под­ход при ре­ше­нии де­мо­гра­фи­че­ских про­блем, в том чис­ле рас­ши­рив фи­нан­си­ро­ва­ние про­грамм жи­лищ­но­го стро­и­тель­ства (вклю­чая сель­ские тер­ри­то­рии), а та­к­же куль­тур­но-до­су­го­вой и спор­тив­ной ин­фра­струк­ту­ры для де­тей и под­рост­ков — с со­хра­не­ни­ем осо­бо­го вни­ма­ния к раз­ви­тию сети учре­жде­ний здра­во­охра­не­ния и об­ра­зо­ва­ния, в част­но­сти, в эко­но­ми­че­ски про­блем­ных ре­ги­о­нах.

4.Важ­ным на­прав­ле­ни­ем ра­бо­ты в усло­ви­ях санк­ций ста­но­вит­ся обес­пе­че­ние тех­но­ло­ги­че­ско­го су­ве­ре­ни­те­та стра­ны в сфе­ре про­из­вод­ства про­дук­ции, необ­хо­ди­мой для раз­ви­тия со­ци­аль­ной сфе­ры. Как от­ме­ти­ла в июле 2023 года вице-пре­мьер Та­тья­на Го­ли­ко­ва, по ито­гам 2022 года су­ще­ствен­ный при­рост по от­но­ше­нию к 2021 году (на 10,6%, с объ­е­мом про­из­вод­ства 608 млрд. руб­лей) про­де­мон­стри­ро­ва­ла рос­сий­ская фар­ма­цев­ти­че­ская про­мыш­лен­ность. Еще в 2022 году в Рос­сии была утвер­жде­на «до­рож­ная кар­та» по ло­ка­ли­за­ции про­из­вод­ства ле­кар­ствен­ных пре­па­ра­тов, в ко­то­рую вклю­че­ны 189 на­име­но­ва­ний, в рам­ках ее ре­а­ли­за­ции оте­че­ствен­ны­ми ком­па­ни­я­ми уже в пер­вые 1,5 года ее дей­ствия за­ре­ги­стри­ро­ва­ны 18 на­име­но­ва­ний по­доб­ной про­дук­ции, в том чис­ле ле­карств, необ­хо­ди­мых для ле­че­ния ин­фек­ци­он­ных, онко — и сер­деч­но-со­су­ди­стых за­бо­ле­ва­ний, а та­к­же ВИЧ-ин­фек­ции.

В 2024-2026 го­дах ве­ро­ят­но даль­ней­шее рас­ши­ре­ние мас­шта­бов за­ме­ще­ния необ­хо­ди­мой для со­ци­аль­ной сфе­ры ино­стран­ной про­дук­ции оте­че­ствен­ны­ми ана­ло­га­ми, при­чем не толь­ко в сфе­ре ме­ди­цин­ских тех­но­ло­гий, но и в тех­но­ло­ги­че­ском обес­пе­че­нии де­я­тель­но­сти со­ци­аль­ных, об­ра­зо­ва­тель­ных, спор­тив­ных учре­жде­ний. При­чем с вы­со­кой ве­ро­ят­но­стью этот тренд про­дол­жит­ся даже в слу­чае смяг­че­ния санк­ци­он­но­го дав­ле­ния.

5.Прак­ти­че­ски с са­мо­го на­ча­ла рос­сий­ской во­ен­ной спе­цо­пе­ра­ции ве­лась ак­тив­ная раз­ра­бот­ка со­ци­аль­ных про­грамм, ори­ен­ти­ро­ван­ных на участ­ни­ков СВО и чле­нов их се­мей. Тем не ме­нее в бу­ду­щем за­вер­ше­ние спе­цо­пе­ра­ции по­ста­вит но­вые за­да­чи по со­ци­аль­ной адап­та­ции раз­лич­ных ка­те­го­рий участ­ни­ков СВО к жиз­ни в граж­дан­ской сфе­ре. Су­ще­ствен­ные шаги в этом на­прав­ле­нии уже были сде­ла­ны в 2022-2023 го­дах. Тем не ме­нее, зна­чи­тель­ное чис­ло участ­ни­ков СВО по­тре­бу­ет и боль­ше­го мас­шта­ба со­от­вет­ству­ю­щих мер в со­ци­аль­ной сфе­ре.

В пер­спек­ти­ве 2024-2026 года необ­хо­ди­мость ре­а­ги­ро­ва­ния на по­доб­ные вы­зо­вы по­тре­бу­ет под­го­тов­ки боль­ше­го чис­ла про­филь­ных спе­ци­а­ли­стов (от про­фес­си­о­на­лов в сфе­ре ме­ди­цин­ской ре­а­би­ли­та­ции до пси­хо­ло­гов), в том чис­ле для мо­но­го­ро­дов и сель­ских рай­о­нов, от­ку­да было при­вле­че­но зна­чи­тель­ное чис­ло мо­би­ли­зо­ван­ных и доб­ро­воль­цев. Кро­ме того, по­сле окон­ча­ния СВО необ­хо­ди­мость при­ме­не­ния мас­штаб­ных про­грамм пе­ре­под­го­тов­ки во­ен­но­слу­жа­щих по граж­дан­ским спе­ци­аль­но­стям уве­ли­чит на­груз­ку на ре­ги­о­наль­ные вузы и кол­ле­джи, что уже пред­по­ла­га­ет рас­ши­ре­ние ин­фра­струк­ту­ры и тех­но­ло­ги­че­ское пе­ре­осна­ще­ние та­ких учеб­ных за­ве­де­ний.

Но­вые вы­зо­вы в со­ци­аль­ной сфе­ре в 2024-2030 го­дах мо­гут стать сти­му­ла­ми для:

раз­ра­бот­ки но­вых стро­и­тель­ных тех­но­ло­гий (с уче­том за­дач по опе­ра­тив­но­му рас­ши­ре­нию со­от­вет­ству­ю­щей ин­фра­струк­ту­ры),

уси­ле­ния ак­цен­тов на про­из­вод­ство оте­че­ствен­но­го обо­ру­до­ва­ния для ме­ди­цин­ских, об­ра­зо­ва­тель­ных, со­ци­аль­ных учре­жде­ний в рам­ках но­вой ин­ду­стри­а­ли­за­ции,

рас­ши­ре­ния по­тен­ци­а­ла ре­ги­о­наль­ных ву­зов в от­но­ше­нии как под­го­тов­ки кад­ров, так и про­ве­де­ния ис­сле­до­ва­ний (от раз­ра­бот­ки оте­че­ствен­ных тех­но­ло­гий до про­ве­де­ния ис­сле­до­ва­ний для опе­ра­тив­но­го вы­яв­ле­ния за­про­сов наи­бо­лее со­ци­аль­но уяз­ви­мых групп на­се­ле­ния),

плот­но­го вни­ма­ния фе­де­раль­но­го цен­тра к му­ни­ци­паль­ной по­вест­ке, в том чис­ле для ма­лых го­ро­дов и сель­ских тер­ри­то­рий. 

Ссылка

Возврат к списку