у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Ямал-100: новые стандарты развития, новое качество жизни

Ямал-100: новые стандарты развития,  новое качество жизни 20.12.2023

Вла­сти Яма­ло-Ненец­ко­го ав­то­ном­но­го окру­га за­яви­ли мас­штаб­ную про­грам­му раз­ви­тия ре­ги­о­на к 100-ле­тию со­зда­ния ЯНАО (2030). Гу­бер­на­тор Д.Ар­тю­хов пла­ни­ру­ет фор­си­ро­вать ос­нов­ные на­прав­ле­ния раз­ви­тия до юби­лей­ной даты, что­бы ру­беж был прой­ден с оче­вид­ны­ми и за­мет­ны­ми ре­зуль­та­та­ми. Глав­ные про­ек­ты ка­са­ют­ся раз­ви­тия ин­фра­струк­ту­ры: в слож­ных арк­ти­че­ских усло­ви­ях это яв­ля­ет­ся ре­ша­ю­щим фак­то­ром. ЯНАО на­хо­дит­ся в точ­ке пе­ре­се­че­ния Се­вер­но­го мор­ско­го пути с бу­ду­щим Се­вер­ным ши­рот­ным хо­дом – двух марш­ру­тов, име­ю­щих стра­те­ги­че­ские зна­че­ние. Дру­гое при­о­ри­тет­ное на­прав­ле­ние свя­за­но с раз­ви­ти­ем со­ци­аль­ной сфе­ры и по­вы­ше­ни­ем ка­че­ства жиз­ни – для того что­бы люди оста­ва­лись в ре­ги­оне, несмот­ря на тя­же­лый кли­мат.

В гу­бер­на­тор Д.Ар­тю­хов был из­бран аб­со­лют­ным боль­шин­ством де­пу­та­тов ре­ги­о­наль­но­го пар­ла­мен­та на вто­рой срок. Яма­ло-Ненец­кий ав­то­ном­ный округ от­но­сит­ся к несколь­ким рос­сий­ским ре­ги­о­нам, где не про­во­дят­ся пря­мые вы­бо­ры глав субъ­ек­тов фе­де­ра­ции. Тем не ме­нее кос­вен­но жи­те­ли ре­ги­о­на участ­ву­ют в про­цес­се вы­бо­ров, го­ло­суя за де­пу­та­тов за­ко­но­да­тель­но­го со­бра­ния. Во вре­мя про­це­ду­ры пе­ре­из­бра­ния де­пу­та­ты от­ме­ти­ли три при­о­ри­те­та в ра­бо­те гу­бер­на­то­ра, ко­то­рые ха­рак­те­ри­зу­ют его пер­вый срок: до­ро­ги, жи­лье и ме­ди­ци­на, то есть ин­фра­струк­тур­ные и со­ци­аль­ные про­ек­ты. В даль­ней­шем этот курс бу­дет про­дол­жен. Тра­ди­ци­он­ная пря­мая ли­ния гу­бер­на­то­ра ЯНАО Д.Ар­тю­хо­ва со­сто­я­лась 10 де­каб­ря: гла­ва ре­ги­о­на от­ве­тил на де­сят­ки во­про­сов от жи­те­лей (неко­то­рые от­ве­ты рас­смот­ре­ны в рам­ках со­от­вет­ству­ю­щих раз­де­лов на­сто­я­ще­го до­кла­да). Ос­нов­ные темы пря­мой ли­нии – об­ра­зо­ва­ние, улуч­ше­ние жи­лищ­ных усло­вий, со­ци­аль­ное об­слу­жи­ва­ние, здра­во­охра­не­ние и ме­ди­ци­на, до­ро­ги и транс­порт.

Кро­ме того, ле­том 2023 года на по­лях ПМЭФ гла­вы Тю­мен­ской об­ла­сти, ЯНАО и ХМАО про­дли­ли дей­ствие меж­ре­ги­о­наль­ной про­грам­мы «Со­труд­ни­че­ство» до 2035 года, уве­ли­чив фи­нан­си­ро­ва­ние – оно те­перь со­ста­вит око­ло 48 млрд руб­лей. За счет средств про­грам­мы ре­а­ли­зу­ют­ся раз­лич­ные со­ци­аль­ное про­ек­ты, ве­дет­ся суб­си­ди­ро­ва­ние пе­ре­во­зок, осу­ществ­ля­ет­ся пе­ре­се­ле­ние из рай­о­нов Край­не­го Се­ве­ра в бо­лее бла­го­при­ят­ные усло­вия. От­ме­ча­ет­ся тен­ден­ция к вы­рав­ни­ва­нию вкла­да трех ре­ги­о­нов в раз­ви­тие про­грам­мы, то­гда как рань­ше ос­нов­ную на­груз­ку нес­ли бо­лее «ре­сурс­ные» ХМАО и ЯНАО.

Арк­ти­че­ская зона: раз­ви­тие ин­фра­струк­ту­ры

В рам­ках пер­во­го гу­бер­на­тор­ско­го ман­да­та Д. Ар­тю­хо­ва ре­а­ли­зо­ван ряд клю­че­вых ин­фра­струк­тур­ных про­ек­тов. Несмот­ря на неболь­шую чис­лен­ность на­се­ле­ния (око­ло по­лу­мил­ли­о­на че­ло­век), округ за­ни­ма­ет пя­тое ме­сто в Рос­сии по пло­ща­ди. Связ­ность меж­ду тер­ри­то­ри­я­ми услож­ня­ет­ся арк­ти­че­ски­ми усло­ви­я­ми.

В кон­це 2020 года был от­крыт круг­ло­го­дич­ный про­езд по трас­се На­дым – Са­ле­хард, со­еди­ня­ю­щей ад­ми­ни­стра­тив­ный центр ре­ги­о­на с во­сточ­ны­ми тер­ри­то­ри­я­ми. Ра­нее на этом марш­ру­те дей­ство­вал зим­ник, а в теп­лое вре­мя года дви­же­ние пре­кра­ща­лось. Стро­и­тель­ство до­ро­ги про­дол­жа­лось око­ло де­ся­ти лет.
Ак­ти­ви­зи­ро­ва­лась ра­бо­та по мо­дер­ни­за­ции авиа­ци­он­ной ин­фра­струк­ту­ры. В окру­ге все­го 10 аэро­дро­мов и 86 по­са­доч­ных пло­ща­док. В про­шлом году за­вер­ше­на ре­кон­струк­ция глав­но­го ре­ги­о­наль­но­го аэро­пор­та Но­во­го Урен­гоя (он при­знан луч­шей воз­душ­ной га­ва­нью в Арк­ти­ке и был по­стро­ен на день­ги част­но­го ин­ве­сто­ра). За­вер­ше­но стро­и­тель­ство аэро­дро­ма в Крас­но­сель­ку­пе на во­сточ­ное гра­ни­це окру­га (ра­нее там было толь­ко вер­то­лет­ное со­ооб­ще­ние). Уже на­ча­лась ре­кон­струк­ция аэро­дро­ма в Нады­ме, а в сле­ду­ю­щем году пла­ни­ру­ет­ся мас­штаб­ная мо­дер­ни­за­ция аэро­пор­та в Са­ле­хар­де. Как от­ме­тил гу­бер­на­тор в ходе пря­мой ли­нии, за­вер­ше­ние стро­и­тель­ства но­во­го тер­ми­на­ла аэро­пор­та Са­ле­хар­да ожи­да­ет­ся к 2027 году. Пред­при­ни­ма­ют­ся и уси­лия по рас­ши­ре­нию сети суб­си­ди­ру­е­мых марш­ру­тов для жи­те­лей окру­га. На недав­ней встре­че гу­бер­на­то­ра Д.Ар­тю­хо­ва и ру­ко­во­ди­те­ля Ро­са­виа­ции Д.Яд­ро­ва в но­яб­ре 2023 года об­суж­да­лись во­про­сы внед­ре­ния в ре­ги­оне бес­пи­лот­ных транс­порт­ных си­стем.
В 2020 году от­крыт мост че­рез реку Пур. Он по­стро­ен на день­ги част­но­го ин­ве­сто­ра и с опе­ре­же­ни­ем гра­фи­ка. Мост свя­зал до­рож­ную сеть Но­во­го Урен­гоя и Ко­рот­ча­е­ва с во­сточ­ной ча­стью окру­га и Крас­но­яр­ским кра­ем.
В кон­це 2023 года по по­ру­че­нию пре­зи­ден­та за­вер­ши­лось фор­ми­ро­ва­ние пе­реч­ня опор­ных тер­ри­то­рий Арк­ти­че­ской зоны, со­став­лен­но­го под ру­ко­вод­ством Ми­ни­стер­ства по раз­ви­тию Даль­не­го Во­сто­ка и Арк­ти­ки[1]. В него во­шли 16 аг­ло­ме­ра­ций и 26 на­се­лен­ных пунк­тов, рас­по­ло­жен­ных в 9 се­вер­ных ре­ги­о­нах. В этих на­се­лен­ных пунк­тах в при­о­ри­тет­ном по­ряд­ке бу­дут ре­а­ли­зо­вы­вать­ся эко­но­ми­че­ские и ин­фра­струк­тур­ные про­ек­ты, по­это­му за­ча­стую они рас­по­ло­же­ны в рай­о­нах ми­не­раль­но-сы­рье­вых цен­тров или важ­ных транс­порт­ных уз­лов. Так, в пе­ре­чень во­шел сла­бо на­се­лен­ный го­род Дик­сон: он на­хо­дит­ся в важ­ной точ­ке Се­вер­но­го мор­ско­го пути. Ямаль­ские го­ро­да Но­ябрьск и Но­вый Урен­гой, а та­к­же аг­ло­ме­ра­ция Са­ле­хард-Ла­быт­нан­ги во­шли в пе­ре­чень опор­ных арк­ти­че­ских тер­ри­то­рий. Пла­ни­ру­ет­ся до 1 июля 2024 года раз­ра­бо­тать по­дроб­ные ма­стер-пла­ны дол­го­сроч­но­го со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия этих на­се­лен­ных пунк­тов в пер­спек­ти­ве до 2035 года. Спе­ци­аль­ный ин­те­рес фе­де­раль­но­го цен­тра дол­жен спо­соб­ство­вать при­вле­че­нию до­пол­ни­тель­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния.

Но­вый Урен­гой счи­та­ет­ся пер­вым по чис­лен­но­сти на­се­ле­ния го­ро­дом ЯНАО и име­ет ста­тус га­зо­вой сто­ли­цы Рос­сии, так как по­стро­ен ря­дом с уни­каль­ным Урен­гой­ским га­зо­вым ме­сто­рож­де­ни­ем. Го­род име­ет же­лез­но­до­рож­ное со­об­ще­ние с ураль­ски­ми ре­ги­о­на­ми по вет­ке, от­хо­дя­щей на Тю­мень. Же­лез­но­до­рож­ная вет­ка до Са­ле­хар­да долж­на стать ча­стью Се­вер­но­го ши­рот­но­го хода (СШХ), но его стро­и­тель­ство пока не ре­а­ли­зо­ва­но. От Но­во­го Урен­гоя сей­час идет «ту­пи­ко­вая» ли­ния к На­ды­му, ко­то­рая ис­поль­зу­ет­ся в ос­нов­ном для гру­зо­вых пе­ре­во­зок и впо­след­ствии бу­дет вклю­че­на в со­став об­щей транс­по­ляр­ной ма­ги­стра­ли, а та­к­же еще одна вет­ка в се­вер­ном на­прав­ле­нии – к по­сел­ку Ям­бург на Об­ской губе (в на­сто­я­щее вре­мя не экс­плу­а­ти­ру­ет­ся по ре­ше­нию ком­па­нии «Га­з­пром до­бы­ча Урен­гой»). При этом от Но­во­го Урен­гоя до Са­ле­хар­да идет ав­то­мо­биль­ная до­ро­га про­тя­жен­но­стью по­чти 600 км. Раз­ра­бот­ку ма­стер-пла­на для го­ро­да ку­ри­ру­ет НИУ ВШЭ – это вто­рой для ко­ман­ды по­сле Но­риль­ска про­ект раз­ви­тия арк­ти­че­ско­го го­ро­да.

Дру­гой арк­ти­че­ский опор­ный пункт, го­род Но­ябрьск, как и Но­вый Урен­гой, пре­вос­хо­дит по чис­лен­но­сти на­се­ле­ния ад­ми­ни­стра­тив­ный центр ре­ги­о­на Са­ле­хард и рас­по­ла­га­ет­ся в рай­о­нах неф­те- и га­зо­до­бы­чи. Счи­та­ет­ся «юж­ны­ми во­ро­та­ми Яма­ла» на во­до­раз­де­ле рек Пур и Обь. Го­род име­ет же­лез­но­до­рож­ное со­об­ще­ние – на­хо­дит­ся на вет­ке Тю­мень – Но­вый Урен­гой.

В пе­ре­чень опор­ных пунк­тов во­шла та­к­же аг­ло­ме­ра­ция Са­ле­хард – Ла­быт­нан­ги. Го­род Ла­быт­нан­ги на­хо­дит­ся с дру­гой сто­ро­ны реки от сто­ли­цы ре­ги­о­на. Стро­и­тель­ство мо­ста че­рез реку Обь яв­ля­ет­ся эле­мен­том СШХ, по­это­му его ре­а­ли­за­ция свя­за­на с об­щи­ми сро­ка­ми про­ек­та. В на­сто­я­щее вре­мя об­суж­да­ют­ся аль­тер­на­тив­ные ва­ри­ан­ты воз­ве­де­ния мо­ста неза­ви­си­мо от дру­гих участ­ков же­лез­но­до­рож­ной ма­ги­стра­ли, что­бы раз­ве­сти ис­точ­ни­ки фи­нан­си­ро­ва­ния, но су­ще­ству­ют рис­ки уве­ли­че­ния за­трат на стро­и­тель­ство.

Раз­ви­тие арк­ти­че­ских про­ек­тов на тер­ри­то­рии ЯНАО на­пря­мую свя­за­но с мас­штаб­ной про­грам­мой транс­по­ляр­ной же­лез­но­до­рож­ной ма­ги­стра­ли, из­вест­ной как Се­вер­ный ши­рот­ный ход, ко­то­рая прой­дет по марш­ру­ту Об­ская – Са­ле­хард – На­дым – Но­вый Урен­гой – Ко­рот­чае­во об­щей про­тя­жен­но­стью око­ло 700 км. Из-за слож­но­стей с фи­нан­си­ро­ва­ни­ем ре­а­ли­за­ция про­ек­та за­тя­ги­ва­ет­ся. Ле­том 2023 года со сто­ро­ны Мин­тран­са зву­ча­ли пред­ло­же­ния о пе­ре­но­се ак­тив­ной фазы стро­и­тель­ства СШХ на пе­ри­од 2027-2031 гг. В ап­ре­ле гу­бер­на­тор ЯНАО Д.Ар­тю­хов на встре­че с пре­зи­ден­том за­явил, что про­ект в лю­бом слу­чае бу­дет ре­а­ли­зо­ван. На по­вест­ке дня та­к­же ре­а­ли­за­ция про­ек­та стро­и­тель­ства же­лез­ной до­ро­ги Бо­ва­нен­ко­во – Са­бет­та, ко­то­рая долж­на со­еди­нить СШХ с арк­ти­че­ским пор­том Са­бет­та и поз­во­лить сфор­ми­ро­вать еди­ную ин­фра­струк­ту­ру с вы­хо­дом к Се­вер­но­му мор­ско­му пути (СМП). Ча­сти до­ро­ги по марш­ру­ту Об­ская – Бо­ва­нен­ко­во уже по­стро­е­на.

Мо­дель фи­нан­си­ро­ва­ния стро­и­тель­ства СШХ окон­ча­тель­но не опре­де­ле­на. Вице-пре­мьер М.Хус­нул­лин ле­том за­явил, что пер­спек­ти­вы про­ек­та во мно­гом за­ви­сят от про­пуск­ных спо­соб­но­стей Се­вер­но­го мор­ско­го пути. Име­ет­ся в виду, что с уче­том те­ку­щих по­ка­за­те­лей гру­зо­по­то­ка по­треб­ность в сроч­ном стро­и­тель­стве же­лез­но­до­рож­ной ин­фра­струк­ту­ры не очень вы­со­кая. Од­на­ко к кон­цу 2023 года тран­зит по Сев­мор­пу­ти до­стиг ре­корд­но­го уров­ня в 2,1 млн тонн. Ос­нов­ные пе­ре­воз­ки при­хо­дят­ся на нефть. Как от­ме­ча­ют гу­бер­на­тор Д.Ар­тю­хов, пред­ста­ви­те­ли кор­по­ра­ций, от­рас­ле­вые экс­пер­ты, су­ще­ству­ю­щие спо­со­бы до­став­ки гру­зов: по зим­ни­кам или вер­то­ле­та­ми — нерен­та­бель­ны в срав­не­нии с же­лез­но­до­рож­ным транс­пор­том. Дру­гой прак­ти­кой пря­мо­го вза­и­мо­дей­ствия гу­бер­на­то­ра с жи­те­ля­ми ЯНАО ста­ли ре­гу­ляр­ные по­езд­ки в рам­ках ини­ци­а­ти­вы «Чест­ный марш­рут», при этом план пе­ре­ме­ще­ний гла­вы ре­ги­о­на за­ра­нее неиз­ве­стен.

В ок­тяб­ре 2023 года пра­ви­тель­ство ЯНАО под­пи­са­ло со­гла­ше­ние с ОАО «РЖД» о со­труд­ни­че­стве в об­ла­сти раз­ви­тия же­лез­но­до­рож­ной ин­фра­струк­ту­ры ре­ги­о­на на бли­жай­шие три года. По­став­ле­на за­да­ча мо­дер­ни­за­ции участ­ка до­ро­ги Пан­го­ды – Но­вый Урен­гой – Ко­рот­чае­во. В кон­це но­яб­ря вла­сти ЯНАО предо­ста­ви­ли ком­па­нии на­ло­го­вые по­слаб­ле­ния до 2026 года. Со­глас­но усло­ви­ям со­гла­ше­ния, льго­ты поз­во­ля­ют пе­ре­рас­пре­де­лить ре­сур­сы ОАО «РЖД» и при­влечь до­пол­ни­тель­но око­ло че­ты­рех мил­ли­ар­дов руб­лей на ре­кон­струк­цию участ­ка Но­вый Урен­гой – Ко­рот­чае­во, в ре­зуль­та­те чего ско­рость дви­же­ния по­ез­дом на этом опас­ном от­рез­ке пути мо­жет быть уве­ли­че­на до 80 км/​ч. Кро­ме того, раз­ви­ва­ет­ся марш­рут­ная сеть ре­ги­о­на: ле­том за­пу­щен рейс Ла­быт­нан­ги – Санкт-Пе­тер­бург.

Кор­по­ра­ции: ра­бо­та в ЯНАО в усло­ви­ях санк­ций

В Яма­ло-Ненец­ком окру­ге ра­бо­та­ют мно­гие ве­ду­щие рос­сий­ские кор­по­ра­ции, пре­жде все­го «НО­ВАТ­ЭК», «Га­з­пром», «Рос­нефть». За­пад­ные санк­ции за­мет­но услож­ни­ли ра­бо­ту рос­сий­ских ком­па­ний и по­ста­ви­ли под во­прос ре­а­ли­за­цию неко­то­рых стра­те­ги­че­ских про­ек­тов в ре­ги­оне. Санк­ци­он­ные меры по­сте­пен­но рас­ши­ря­ют­ся, вряд ли сто­ит ожи­дать их от­ме­ны в бли­жай­шее вре­мя.

В но­яб­ре 2023 года США вве­ли санк­ции в от­но­ше­нии круп­ней­ше­го про­мыш­лен­но­го про­ек­та ЯНАО – ком­па­нии «Арк­тик СПГ 2» из Но­во­го Урен­гоя. Про­ект по до­бы­че при­род­но­го газа и по про­из­вод­ству га­зо­во­го кон­ден­са­та (сжи­жен­но­го при­род­но­го газа) на Гы­дан­ском по­лу­ост­ро­ве ре­а­ли­зу­ет кор­по­ра­ция «НО­ВАТ­ЭК». Речь идет о тре­тьем по­сле «Ямал СПГ» и «Са­ха­лин 2» рос­сий­ском про­ек­те по про­из­вод­ству СПГ. Ре­ше­ние при­зва­но огра­ни­чить воз­мож­но­сти Рос­сии в об­ла­сти экс­пор­та СПГ, но по­ка­за­тель­но, что оно при­ня­то до­воль­но позд­но. Во­об­ще США с осто­рож­но­стью под­хо­дят к огра­ни­че­нию гло­баль­ных по­ста­вок СПГ, что­бы не со­зда­вать де­фи­ци­та на рын­ке. Япон­ский кон­сор­ци­ум Mitsui-J-Arc яв­ля­ет­ся участ­ни­ком про­ек­та «Арк­тик СПГ 2», но пока в ком­па­нии не за­яв­ля­ли о пла­нах вый­ти из про­грам­мы. Япон­ские ком­па­нии та­к­же участ­ву­ют в рос­сий­ских энер­ге­ти­че­ских про­ек­тах «Са­ха­лин 1» и «Са­ха­лин 2». Ожи­да­лось, что ямаль­ский про­ект «Арк­тик СПГ 2» бу­дет осу­ществ­лять по­став­ки в Япо­нию, но с уче­том но­вых санк­ций его пер­спек­ти­вы мо­гут быть по­став­ле­ны под во­прос. Впро­чем, про­филь­ные ана­ли­ти­ки от­ме­ча­ют: недав­ние аме­ри­кан­ские санк­ции име­ют в ос­нов­ном по­ли­ти­че­ский эф­фект, ра­ди­каль­но по­вли­ять на ра­бо­ту кор­по­ра­ции «НО­ВАТ­ЭК» в ЯНАО они не мо­гут.

В Рос­сии с 2013 года ли­бе­ра­ли­зо­ван ры­нок экс­пор­та сжи­жен­но­го при­род­но­го газа – на этом на­ста­и­ва­ли энер­ге­ти­че­ские ком­па­нии, недо­воль­ные мо­но­по­ли­ей «Га­з­про­ма». Осе­нью это­го года при­нят но­вый за­кон, раз­ре­ша­ю­щий до­чер­ним ком­па­ни­ям «НО­ВАТ­ЭКа» экс­пор­ти­ро­вать СПГ без при­вяз­ки к ме­сто­рож­де­ни­ям. Эти меры при­зва­ны сти­му­ли­ро­вать рост по­ста­вок рос­сий­ско­го СПГ на ми­ро­вой ры­нок. Со­глас­но про­гно­зам, по­сле при­ня­тия но­вых по­пра­вок экс­порт СПГ имен­но с ямаль­ских ме­сто­рож­де­ний зна­чи­тель­но вы­рас­тет – в спи­сок экс­пор­те­ров вой­дут 36 но­вых ме­сто­рож­де­ний. По ито­гам 2022 года экс­порт СПГ из Рос­сии вы­рос на 7,8% в срав­не­нии с преды­ду­щим го­дом. Ожи­да­ет­ся, что в этом году по­ка­за­те­ли оста­нут­ся при­мер­но на том же уровне, но в усло­ви­ях уси­ле­ния аме­ри­кан­ских по­пы­ток ре­гу­ли­ро­вать ми­ро­вой ры­нок СПГ это не пред­став­ля­ет­ся про­бле­мой.

Санк­ции про­тив ве­ду­щих рос­сий­ских су­до­ход­ных ком­па­ний были вве­де­ны еще в 2022 году. Та­кое раз­ви­тие со­бы­тий мог­ло по­ста­вить под угро­зу раз­ви­тие глав­но­го ямаль­ско­го арк­ти­че­ско­го пор­та Са­бет­та. Тем не ме­нее по со­сто­я­нию на ко­нец 2023 года гру­зо­обо­рот пор­тов Арк­ти­че­ско­го бас­сей­на даже вы­рос по срав­не­нию с по­ка­за­те­ля­ми до­санк­ци­он­но­го 2021 года. Гру­зо­обо­рот на Са­бет­те в этом году со­став­ля­ет 18,1 млн тонн — на 0,6% боль­ше про­шло­го года. Недав­но ста­ло из­вест­но, что ком­па­ния «НО­ВАТ­ЭК» пла­ни­ру­ет уста­но­вить пла­ву­чие га­зо­хра­ни­ли­ща, что­бы со­кра­тить путь ле­до­вым тан­ке­рам до пор­та Са­бет­та.

Ком­па­нии ве­дут по­иск но­вых ме­сто­рож­де­ний. «Га­з­пром» пла­ни­ру­ет по­тра­тить 28 млрд руб­лей на раз­вед­ку но­вых сква­жин в ЯНАО в 2024-2027 гг. В на­ча­ле это­го года «Рос­нефть» от­кры­ла но­вые за­ле­жи на Се­ве­ро-Ком­со­моль­ском ме­сто­рож­де­нии. По­сте­пен­но внед­ря­ют­ся но­вые тех­но­ло­гии. Так, вес­ной это­го года ком­па­ния «Га­з­пром нефть» впер­вые ис­поль­зо­ва­ла бес­пи­лот­ные КА­МА­Зы для до­став­ки гру­зов в Арк­ти­ке – на ме­сто­рож­де­ни­ях, рас­по­ло­жен­ных на Гы­дан­ском по­лу­ост­ро­ве в ЯНАО. Бес­пи­лот­ные ав­то­мо­би­ли пе­ре­во­зят гру­зы по зим­ни­ку. В даль­ней­шем этот опыт пла­ни­ру­ют ис­поль­зо­вать и дру­гие рос­сий­ские ком­па­нии.

Со­ци­аль­ный ин­тер­фейс: си­стем­ная по­ли­ти­ка и об­ще­ствен­ные ини­ци­а­ти­вы

В кон­це но­яб­ря в ЯНАО при­нят бюд­жет на 2024-2026 годы. По те­ку­щим про­гно­зам, в сле­ду­ю­щие три года до­хо­ды со­ста­вят 1,14 трлн руб­лей, а рас­хо­ды – 1,17 трлн руб­лей. Бюд­жет ре­ги­о­на на 2024 год при­знан де­фи­цит­ным (47 млрд руб­лей), но де­фи­цит су­ще­ствен­но мень­ше, чем в про­шлом году. Бюд­жет Яма­ла оче­вид­но со­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван: фи­нан­си­ро­ва­ние здра­во­охра­не­ния, об­ра­зо­ва­ния, стро­и­тель­ства объ­ек­тов со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры уве­ли­чи­ва­ет­ся. В сле­ду­ю­щем году на со­ци­аль­ную за­щи­ту на­се­ле­ния бу­дет вы­де­ле­но 44 млрд руб­лей — на 22% боль­ше по­ка­за­те­лей те­ку­ще­го года. Рост рас­хо­дов на здра­во­охра­не­ние и об­ра­зо­ва­ние со­ста­вит 11% – они долж­ны до­стичь 67 и 57 млрд руб­лей со­от­вет­ствен­но.

По­сто­ян­ное на­се­ле­ние Яма­ла со­став­ля­ет око­ло по­лу­мил­ли­о­на че­ло­век. При этом в ре­ги­оне са­мые низ­кие по­ка­за­те­ли без­ра­бо­ти­цы в Рос­сии – око­ло 1,5%. По дан­ным окруж­но­го де­пар­та­мен­та за­ня­то­сти на­се­ле­ния, в по­ис­ках ра­бо­ты на­хо­дит­ся на 30% мень­ше жи­те­лей, чем в про­шлом году. Недав­но в ЯНАО за­ра­бо­та­ли но­вые ме­ха­низ­мы под­держ­ки мо­ло­де­жи ко­рен­ных ма­ло­чис­лен­ных на­ро­дов Се­ве­ра: в те­че­ние трех лет по окон­ча­нии кол­ле­джа или тех­ни­ку­ма им ком­пен­си­ру­ет­ся опла­та арен­ды жи­лья в го­ро­де при тру­до­устрой­стве на пред­при­я­тия в при­о­ри­тет­ные от­рас­ли эко­но­ми­ки. Для всех вы­пуск­ни­ков дей­ству­ет про­грам­ма за­ня­то­сти «Ори­ен­тир: Ямал», на­прав­лен­ная на воз­вра­ще­ние в ре­ги­он вы­пуск­ни­ков, по­лу­чив­ших об­ра­зо­ва­ние на пре­де­ла­ми окру­га. При ока­за­нии по­мо­щи в тру­до­устрой­стве од­ной из при­о­ри­тет­ных со­ци­аль­ных групп ста­но­вят­ся участ­ни­ки СВО, пе­ред ко­то­ры­ми сто­ят за­да­чи по­втор­ной ин­те­гра­ции в об­ще­ство.

Одна из са­мых об­суж­да­е­мых со­ци­аль­ных тем в окру­ге – жи­лищ­ный во­прос. На Яма­ле ост­ро сто­я­ла про­бле­ма ава­рий­но­го жи­лья, что свя­за­но с и с тем, что мно­гие на­се­лен­ные пунк­ты воз­во­ди­лись на неопре­де­лен­ную вре­мен­ную пер­спек­ти­ву и пред­на­зна­ча­лись для вах­то­вых ра­бо­чих, и в це­лом со слож­но­стя­ми стро­и­тель­ства в арк­ти­че­ском кли­ма­те. Со вре­ме­нем ста­ло по­нят­но, что со­вре­мен­ный под­ход к раз­ви­тию ре­ги­о­на пред­по­ла­га­ет со­зда­ние усло­вий для по­сто­ян­но­го про­жи­ва­ния лю­дей в ямаль­ских го­ро­дах. В на­ча­ле года вла­сти ЯНАО по­ста­ви­ли за­да­чу к 2025 году рас­се­лить мил­ли­он квад­рат­ных мет­ров ава­рий­но­го жи­лья. Это поз­во­лит бо­лее чем 20 ты­ся­чам се­мей пе­ре­ехать в но­вые дома. Еще ле­том Ямал пе­ре­вы­пол­нил план фе­де­раль­но­го про­ек­та по рас­се­ле­нию ава­рий­но­го жи­лья и во­шел в трой­ку ре­ги­о­нов-ли­де­ров по это­му по­ка­за­те­лю. Так, за че­ты­ре с по­ло­ви­ной года в но­вые дома пе­ре­еха­ли 34 ты­ся­чи жи­те­лей окру­га. Бо­лее того, в ЯНАО рас­се­ля­ют не толь­ко из при­знан­ных ава­рий­ны­ми до 2017 года до­мов, в со­от­вет­ствии с об­щей фе­де­раль­ное прак­ти­кой, но и из бо­лее позд­не­го ава­рий­но­го фон­да. В опуб­ли­ко­ван­ном в ок­тяб­ре рей­тин­ге ЯНАО стал ли­де­ром в спис­ке го­ро­дов по до­ступ­но­сти ипо­те­ки.

Рас­се­ле­ние ава­рий­но­го жи­лья об­суж­да­лось в ходе пря­мой ли­нии гу­бер­на­то­ра 10 де­каб­ря. В част­но­сти, жур­на­ли­сты об­ра­ти­ли вни­ма­ние на за­яв­ле­ние Д.Ар­тю­хо­ва, сде­лан­ное в 2020 году, — о том, что «де­ре­вян­ный Ямал дол­жен уйти в про­шлое». Гу­бер­на­тор от­ме­тил: по­ми­мо под­ле­жа­ще­го рас­се­ле­нию ава­рий­но­го жи­лья, де­ре­вян­ный фонд в окру­ге сей­час со­став­ля­ет еще мил­ли­он квад­рат­ных мет­ров. Хотя не все де­ре­вян­ные по­строй­ки при­зна­ны ава­рий­ны­ми, но все рав­но по­сте­пен­но они бу­дут ме­нять­ся, где это воз­мож­но и це­ле­со­об­раз­но. В 2024 году ожи­да­ет­ся боль­шая се­рия пе­ре­се­ле­ний. Кро­ме того, по ее за­вер­ше­нии, в 2025 году, те­ку­щим пла­ном по рас­се­ле­нию вла­сти Яма­ла пла­ни­ру­ют на­чать но­вую пя­ти­лет­ку. Гла­ва ре­ги­о­на срав­нил со­вре­мен­ные строй­ки с мас­штаб­ны­ми уси­ли­я­ми по осво­е­нию Се­ве­ра со­вет­ско­го пе­ри­о­да.

По­ми­мо пе­ре­се­ле­ния, бу­дут ре­шать­ся про­бле­мы бла­го­устрой­ства и фор­ми­ро­ва­ния ком­форт­ной го­род­ской сре­ды. В сле­ду­ю­щем году в ЯНАО пла­ни­ру­ют за­пу­стить про­грам­му «Мой двор», в рам­ках ко­то­рой бу­дет про­во­дить­ся об­нов­ле­ние дво­ро­вых тер­ри­то­рий, в том чис­ле со­зда­ние необ­хо­ди­мой ин­фра­струк­ту­ры в виде дет­ских пло­ща­док и пар­ко­воч­ных мест. Как и в дру­гих ре­ги­о­нах, на Яма­ле про­во­ди­лось го­ло­со­ва­ние по опре­де­ле­нию при­о­ри­тет­ных для бла­го­устрой­ства об­ще­ствен­ных про­странств. К кон­цу 2023 году под­ве­де­ны ито­ги фе­де­раль­но­го про­ек­та «Фор­ми­ро­ва­ние ком­форт­ной го­род­ской сре­ды», в ре­зуль­та­те чего во мно­гих му­ни­ци­па­ли­те­тах окру­га по­яви­лись но­вые об­ще­ствен­ные про­стран­ства. Осо­бое вни­ма­ние на­блю­да­те­лей при­вле­ка­ет эт­но­гра­фи­че­ский парк «Коми-де­рев­ня» в Ла­быт­нан­ги. В дру­гих го­ро­дах по­яви­лись пар­ки, про­гу­лоч­ные зоны, пе­ше­ход­ные мо­сты.

В ходе пря­мой ли­нии гу­бер­на­тор анон­си­ро­вал но­вые со­ци­аль­ные вы­пла­ты на при­об­ре­те­ние или стро­и­тель­ство жи­лья для участ­ни­ков СВО, чле­нов их се­мей и во­об­ще всех ве­те­ра­нов бо­е­вых дей­ствий. Уже сей­час участ­ни­ки бо­е­вых дей­ствий вклю­че­ны в дей­ству­ю­щие про­грам­мы улуч­ше­ния жи­лищ­ных усло­вий в при­о­ри­тет­ном по­ряд­ке, но до­пол­ни­тель­ные меры под­держ­ки поз­во­лят уско­рить этот про­цесс. По­ми­мо стро­и­тель­ства но­вых объ­ек­тов в ЯНАО, жи­лищ­ный во­прос ре­ша­ет­ся и пу­тем пе­ре­се­ле­ния в юж­ные рай­о­ны боль­шой Тю­мен­ской об­ла­сти по про­грам­ме «Со­труд­ни­че­ство». В це­лом в ре­ги­оне дей­ству­ют око­ло 50 мер под­держ­ки для участ­ни­ков СВО и их близ­ких. Они вклю­ча­ют ком­пен­са­ции за­трат на обу­че­ние для де­тей, транс­порт­ные рас­хо­ды. Ини­ци­и­ро­ва­ны про­грам­мы по ре­а­би­ли­та­ции вер­нув­ших­ся с фрон­та.

В ре­ги­оне про­дол­жа­ет­ся воз­ве­де­ние со­ци­аль­ных объ­ек­тов. Со­глас­но те­ку­щим пла­нам, до 2025 года в ЯНАО пла­ни­ру­ет­ся от­крыть 25 но­вых школ, из них де­вять про­ек­тов в раз­ных му­ни­ци­па­ли­те­тах уже осу­ществ­ля­ют­ся. В но­яб­ре 2023 года с уча­сти­ем гу­бер­на­то­ра со­сто­я­лось тор­же­ствен­ное от­кры­тие са­мой боль­шой шко­лы на Яма­ле – Арк­ти­че­ско­го ли­цея в Но­вом Урен­гое. Его стро­и­тель­ство ве­лось два года, а сама шко­ла рас­счи­та­на на 1600 уче­ни­ков. В ак­тив­ной фазе — стро­и­тель­ство но­вой, са­мой боль­шой шко­лы в Са­ле­хар­де, ко­то­рое мо­жет быть за­вер­ше­но уже в сле­ду­ю­щем году. Шко­ла на­хо­дит­ся в мик­ро­рай­оне Об­дор­ском, где в на­сто­я­щее вре­мя ве­дет­ся жи­лищ­ное стро­и­тель­ство и куда в сле­ду­ю­щем году нач­нут ак­тив­но за­се­лять лю­дей. В ЯНАО про­во­дит­ся ре­фор­ма стар­шей шко­лы (обу­че­ние стар­ше­класс­ни­ков ве­дет­ся в от­дель­ных учеб­ных за­ве­де­ни­ях) и од­но­вре­мен­но пред­при­ни­ма­ют­ся уси­лия по от­ка­зу от вто­рой сме­ны по мере вво­да в экс­плу­а­та­цию но­вых объ­ек­тов.

В на­ча­ле де­каб­ря гу­бер­на­тор ЯНАО Д.Ар­тю­хов при­ни­мал уча­стие в за­се­да­нии кон­грес­са «На­ци­о­наль­ное здра­во­охра­не­ние-2023». В сво­ем вы­ступ­ле­нии он от­ме­тил: осо­бен­ность ре­ги­о­на — боль­шие рас­сто­я­ния меж­ду на­се­лен­ны­ми пунк­та­ми, по­это­му глав­ный вы­зов за­клю­ча­ет­ся в при­вле­че­нии но­вых спе­ци­а­ли­стов, осо­бен­но с уче­том того, что на Яма­ле пока не ве­дет­ся под­го­тов­ка соб­ствен­ных ме­ди­цин­ских ра­бот­ни­ков. На ре­ше­ние этой про­бле­мы на­прав­ле­на как фе­де­раль­ная про­грам­ма «Зем­ский док­тор», так и ре­ги­о­наль­ная «Вра­чи, нуж­ные Яма­лу»: они вклю­ча­ют в себя до­пол­ни­тель­ные сти­му­лы и вы­пла­ты для при­вле­че­ния ме­ди­цин­ских ра­бот­ни­ков в от­да­лен­ные му­ни­ци­па­ли­те­ты. Про­дол­жа­ют­ся про­цесс мо­дер­ни­за­ции боль­ниц и по­ли­кли­ник, при­об­ре­те­ние но­во­го обо­ру­до­ва­ния. Со­глас­но пла­ну, к 2030 году пла­ни­ру­ет­ся вве­сти бо­лее 40 но­вых ме­ди­цин­ских объ­ек­тов. На за­вер­ша­ю­щем эта­пе — стро­и­тель­ство ра­дио­ло­ги­че­ско­го кор­пу­са в боль­ни­це Но­во­го Урен­гоя, что поз­во­лит па­ци­ен­там про­хо­дить лу­че­вую те­ра­пию на тер­ри­то­рии окру­га.

Ссылка

Возврат к списку