у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов - о формировании повестки кандидатов на пост президента России.

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов - о формировании повестки кандидатов на пост президента России. 28.12.2023

1.Большинство оппозиционных кандидатов в президенты России пользуются узнаваемостью либо в пределах электорального ядра выдвинувших их партий (как Николай Харитонов от КПРФ), либо на уровне отдельных регионов (как недавно участвовавший в выборах мэра Москвы Владислав Даванков от «Новых людей»). Это ориентирует их скорее на удержание основной части партийных электоральных ниш, чем на привлечение колеблющихся или протестных избирателей. Однако одновременная подготовка к Единому дню голосования-2024 дополнительно мотивирует партии, целевые аудитории которых частично пересекаются, к перехвату элементов повестки конкурирующих оппозиционных игроков.

2. Для Леонида Слуцкого достаточно заметное - по сравнению с конкурентами - присутствие в федеральном медиапространстве, а также факторы узнаваемости на региональном уровне (так, в ЛДПР лидер партии традиционно возглавляет ее списки на выборах в заксобрания и городские думы) могут стать дополнительными мотивами применения проактивной тактики для работы с протестным избирателем. Показательно продолжение курса этой партии на работу с социальной повесткой в декабре — например, внесение в Госдуму законопроекта с предложением о передаче 5% доходов с акциза на табак в региональные бюджеты для использования этих средств на поддержку системы здравоохранения. Однако медийный эффект от самих этих инициатив, скорее всего, будет ограниченным. Это должно мотивировать ЛДПР и ее кандидата на более резкий стиль ведения кампании и жесткие высказывания по вопросам региональной повестки, в том числе по проблемам территорий Севера и Сибири.

3.Ограниченная медийная активность Николая Харитонова в первые дни после выдвижения в качестве кандидата может свидетельствовать о максимально осторожной тактике политика в ходе президентской кампании. А выступления ряда участников предвыборного съезда КПРФ заставляют предположить, что большее внимание в рамках кампании кандидата может быть уделено малым и средним населенным пунктам, а также экономически проблемным субъектам. Отметим, например, предложение главы Кадровой комиссии при Президиуме ЦК КПРФ Николая Сапожникова больше внимания в ходе кампании уделить «финно-угорским регионам», что может быть связано не только с бэкграундом выступавшего, карьера которого связана с Удмуртией. Однако такая тактика КПРФ создает для нее риск на длительное время потерять инициативу в рамках конкуренции за протестный электорат крупных городов. 

4.Владислав Даванков может сделать тактику на «молодежную» и «антибюрократическую» повестку, а также попытаться усилить работу с региональным и женским электоратом. Показательно, что общественный штаб кандидата возглавила Сардана Авксентьева. В перспективе ЕДГ-2024 и подготовки к думским выборам-2026 такой выбор может создать для «Новых людей» некоторые преимущества в борьбе за умеренно протестный городской электорат в рамках конкуренции с СРЗП, не выдвинувшей собственного кандидата на выборах. Характерно, что призывы уделить больше внимания работе с женщинами-избирателями прозвучали и на съезде КПРФ, что может дополнительно усилить значение социальной повестки в рамках президентской кампании в целом.

5. Основным драйвером и генератором смыслов в рамках президентской гонки остается Владимир Путин, а тактика оппозиционных игроков во многом будет заключаться в реагировании на его инициативы. Но ориентация оппозиционных кандидатов на работу с региональной проблематикой может стать дополнительным мотивом для «Единой России», играющей существенную роль в кампании президента, усилить работу с локальными сообществами.

Ссылка

Возврат к списку